Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» Оренбургский филиал
Кафедра: Гуманитарных и социально-экономических дисциплин УТВЕРЖДЕН
на заседании кафедры
протокол № 2 от «3» октября 2011 г. Заведующий кафедрой
_______________________ Аллагулов А.М.
(подпись)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «Государственное регулирование экономики»
Направление подготовки
081100.62 – «Государственное и муниципальное управление»_______________
(код и наименование направления подготовки)
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр Заочная форма обучения
Оренбург 2011 г. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Оренбургский филиал
УТВЕРЖДАЮ
Директор _______________________ «_____»__________________20___ г.
Направление подготовки: 081100.62 - «Государственное и муниципальное управление» Кафедра: гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Рабочая программа дисциплины Государственное регулирование экономики
Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр Форма обучения: заочная
Срок обучения 5 лет
Оренбург
2011 г.
Автор-составитель: ст преподаватель Беленкова Т.В..
Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Оренбургского филиала РАНХиГС от 3 октября 2011 года, протокол № 2.
Рецензент: Федорова Ольга Ивановна, кандидат экономических наук, доцент кафедры Экономической теории ФГБОУ ВПО Оренбургский государственный университет
Рецензент: ФИО, ученое звание, кафедра ________________________________________
(наименование кафедры)
Согласовано:
ФИО, ученое звание, кафедра ________________________________________
(наименование выпускающей кафедры)
Согласовано:
ФИО, ученое звание, кафедра ________________________________________
(наименование выпускающей кафедры)
Заведующий кафедрой ГиСЭД,
к.п.н., доцент А.М. Аллагулов
АННОТАЦИЯ
к рабочей программе
учебной дисциплины
«Государственное регулирование экономики» 1. Цели и задачи освоения дисциплины Целевое содержание дисциплины заключается в том, чтобы:
— расширить и систематизировать знания о роли и месте государственного регулирования в современной национальной экономике;
— развить мышление, необходимое для практической деятельности в системах государственного и муниципального управления при принятии решений по вопросам регулирования отношений собственности, при проведении структурной, инвестиционной, промышленной, инновационной политики, институциональных преобразованиях, денежно–кредитной, бюджетно-финансовой политики, политики регулирования в основных отраслях экономики и социальной сферы.
Основной целью изучения курса является формирование у бакалавров теоретических знаний, практических навыков по вопросам, касающимся форм и методов участия государства в экономической жизни страны с помощью различных рычагов воздействия на социально-экономические процессы, обеспечивающих эффективное формирование рыночных отношений.
Задачи освоения дисциплины (модуля):
- теоретическая и методическая подготовка к решению сложных вопросов государственного и муниципального управления в сфере экономики и финансов, социального развития, в том числе с использованием положительного отечественного, а также зарубежного опыта.
- готовность к выработке стратегии и задач социально-экономического развития, функций администрации в их решении;
- применение финансовых, экономических и иных методов регулирования;
- разработка проектов, программ, прогнозов и планов на различных уровнях;
- определение приоритетов, стимулов и общественных ограничений;
- изучение принципов организации деятельности государственного и муниципального секторов экономики.
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Учебная дисциплина «Государственное регулирование экономики» входит в профессиональный цикл Б.1 - Гуманитарный, социальный и экономический цикл, вариативную часть ГСЭ.В.1. Государственное регулирование экономики опирается на знания, полученные студентами в курсе экономической теории, истории и политологии и др. дисциплинами.
Она находится в логической и содержательно-методической связи с другими частями ООП бакалавриата, в частности с такими дисциплинами как «Экономическая теория», «Статистика», «Экономика государственного и муниципального сектора», «Региональная экономика и управление».
В результате освоения дисциплины студент должен:
- знать теоретические концепции государственного регулирования национальной экономики, содержание основных направлений ГРЭ, методы и пути реализации каждого из направлений.
- уметь сформулировать собственную позицию.
3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности):
Компетенция
| Структурные элементы компетенции (знания, умения, навыки и опыт деятельности, получаемые в результате освоения дисциплины)
| Способность принимать участие в разработке управленческих решений и нести ответственность за реализацию этих решений в пределах своих должностных обязанностей, умением оценивать последствия решений (ОК-15);
| Знает основные тенденции развития российского общества и его особенности
| Способен соотносить исторический опыт государственного управления с современными противоречиями
| Генерация идей на основе прошлого
| Понимание содержания, смысла, основных целей, социальной значимости профессии государственного и муниципального управления, стремлением к улучшению этого понимания через использование знаний в своей деятельности (ОК-5)
| Знает основные этапы в становлении и развитии профессии государственного и муниципального управления
| Способен определить ценностные основы профессии в различные исторические периоды
| Готов к совершенствованию своей профессиональной деятельности
| Способность и готовность к личностному и профессиональному самосовершенствованию, саморазвитию, саморегулированию, самоорганизации, самоконтролю, к расширению границ своих профессионально-практических познаний; умения использовать методы и средства познания, различные формы и методы обучения и самоконтроля, новые образовательные технологии, для своего интеллектуального развития и повышения культурного уровня (ОК-13)
| Умеет ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций
| Умеет использовать разные формы познания, а также готов к реализации инновационных технологий для повышения общекультурного уровня
| На основе изучения профессионального роста государственных и политических деятелей готов к личностному и профессиональному росту
| Умение критически оценить информацию, переоценить накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе обобщения информации; способность к критическому анализу своих возможностей (ОК-14)
| Готов к принятию управленческого решения на основе исторического опыта
| Умеет выявлять причинно-следственные связи в прошлом
| Объективно оценивает прошлое государства
| Умение выявлять проблемы, определять цели, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения (ПК-3)
| Умеет определять проблемы в истории государственного управления
| Выявляет альтернативы развития государственности в прошлом и настоящем
| Соотносит последствия принятых управленских решений с реальностью
| Способность анализировать состояние систем и процессов при сопоставлении с передовой практикой (ПК-20)
| Определяет организационную структуру государственного управления в различные исторические периоды
| Определяет основные предпосылки реформирования органов государственного управления
| Умеет выявлять преемственность в эволюции систем государственного управления
|
4. Общая трудоемкость дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы (144 ч.). 5. Образовательные технологии В ходе освоения дисциплины при проведении аудиторных занятий используются следующие образовательные технологии: лекции (вводная, обучающая, обобщающая, проблемная, лекция-консультацая, лекция-беседа), семинарские занятия, кейс-технологии, дидактический диктант, работа в парах, взаимоконтроль, интерактивные технологии. При организации самостоятельной работы занятий используются следующие образовательные технологии: конспектирования, реферирования, презентации, критического мышления при подготовке к семинарским занятиям, составление терминологического словаря, проектная технология 6. Контроль успеваемости Программой дисциплины предусмотрены следующие виды текущего контроля: понятийный диктант, контрольная работа, индивидуальные домашние задания, тестирование.
По данной дисциплине предусмотрена форма отчетности: экзамен Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО третьего поколения с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки (специальности).
Автор(ы) рабочей программы учебной дисциплины (модуля): ст. преп. Беленкова Т.В.
Рецензент(ы) Федорова О.И. кандидат экономически наук, доцент Программа одобрена на заседании кафедры ГиСЭД Оренбургского филиала РАНХиГС протокол № 2 от 3 октября 2011 года.
СОДЕРЖАНИЕ
| С.
| 1 Цели и задачи дисциплины
| 8
| 2 Учебная программа
| 9
| 2.1 Содержание и структура дисциплины
| 9
| 2.1.1 Содержание разделов дисциплины
| 9
| 2.1.2 Структура дисциплины
| 16
| 2.1.3 Лекции
| 16
| 2.1.4 Практические занятия (семинары)
| 16
| 2.1.5 Курсовые работы (курсовые проекты)
| 17
| 2.1.6 Самостоятельное изучение разделов дисциплины
| 17
| 3 Образовательные технологии
| 26
| 2.1 Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы
| 26
| 2.2 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях
| 27
| 4 Оценочные средства текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и реализуемых в дисциплине компетенций
| 28
| 4.1. Оценочные средства текущего контроля успеваемости
| 28
| 4.2 Оценочные средства промежуточной аттестации и реализуемых в дисциплине компетенций бакалавров
| 28
| 4.3 Критерии оценки формируемых в дисциплине компетенций
| 28
| 5 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
| 30
| 5.1 Основная литература
| 30
| 5.2 Дополнительная литература
| 30
| 5.3 Интернет-ресурсы
| 31
| 6 Материально-техническое обеспечение дисциплины
| 32
| Лист регистрации изменений и дополнений к рабочей программе учебной дисциплины
| 33
|
1 Цели и задачи дисциплины Целевое содержание дисциплины заключается в том, чтобы:
— расширить и систематизировать знания о роли и месте государственного регулирования в современной национальной экономике;
— развить мышление, необходимое для практической деятельности в системах государственного и муниципального управления при принятии решений по вопросам регулирования отношений собственности, при проведении структурной, инвестиционной, промышленной, инновационной политики, институциональных преобразованиях, денежно–кредитной, бюджетно-финансовой политики, политики регулирования в основных отраслях экономики и социальной сферы.
Основной целью изучения курса является формирование у бакалавров теоретических знаний, практических навыков по вопросам, касающимся форм и методов участия государства в экономической жизни страны с помощью различных рычагов воздействия на социально-экономические процессы, обеспечивающих эффективное формирование рыночных отношений.
Задачи освоения дисциплины (модуля):
- теоретическая и методическая подготовка к решению сложных вопросов государственного и муниципального управления в сфере экономики и финансов, социального развития, в том числе с использованием положительного отечественного, а также зарубежного опыта.
- готовность к выработке стратегии и задач социально-экономического развития, функций администрации в их решении;
- применение финансовых, экономических и иных методов регулирования;
- разработка проектов, программ, прогнозов и планов на различных уровнях;
- определение приоритетов, стимулов и общественных ограничений;
- изучение принципов организации деятельности государственного и муниципального секторов экономики. В результате освоения дисциплины студент должен:
- оперировать информацией о ключевых вопросах и технологиях государственного регулирования для четкого и убедительного публичного изложения;
- быть способен оценить экономические, социальные, политические условия и последствия осуществления государственных программ;
- быть способен принимать участие в разработке управленческих решений и нести ответственность за реализацию этих решений в пределах своих должностных обязанностей, умением оценивать последствия решений Знать:
- сущность и цели государственного регулирования;
- основные направления, субъекты и объекты государственного регулирования;
- методы и способы общегосударственного планирования;
- основные направления социальной политики государства;
- основные механизмы государственного регулирования отношений собственности;
- сущность, тенденции и особенности антимонопольного регулирования;
- механизмы государственного регулирования в основных сферах и отраслях народного хозяйства
Уметь:
- осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;
- получать, обрабатывать и сохранять источники информации;
- определять и анализировать эффективность и факторы экономического развития государства;
- готовить информационно-методические материалы по вопросам социально-экономического развития общества и деятельности органов власти;
- принимать и анализировать управленческие решения, направленные на формирование эффективных рыночных отношений
Владеть:
- навыками анализа экономического развития государства;
- приемами и методами государственного регулирования экономики.
Изучение данной дисциплины способствует развитию у студентов компетенций: ОК-15, ПК-3, 7,16,18,19,20, 21, 22, 44. 2 Учебная программа
2.1 Содержание и структура дисциплины
2.1.1 Содержание разделов дисциплины
№ раздела
| Наименование раздела
| Содержание раздела
| Форма текущего контроля
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1.
| Основы теории государственного регулирования экономики.
| Экономическая система как объект государственного регулирования
Место и роль экономической деятельности в обществе. Понятия экономической
системы и государственного регулирования. Теоретические предпосылки
формирования различных подходов к управлению экономическими системами:
теория меркантилизма, классическая теория, марксизм, кейнсианская, неоклас
сическая, монетаристская теории. Типы экономических систем. Механизм
управления централизованной экономикой. Принципы функционирования
рыночной экономики. Нормативно-правовая база государственного регулирования экономики.
Методы государственного регулирования
Различные классификации методов государственного регулирования экономики. Характеристика прямого и косвенного воздействия на экономику. Административные и экономические методы, особенности их применения.
Общие, частные и специальные методы, их содержание и сферы применения. Системный метод как основа макроэкономического анализа. Роль статистических и экономико-математических методов в государственном регулировании.
Использование нормативного метода. Совокупность нормативов, устанавливаемых государством, их классификация, сфера воздействия и характеристика. Применение программно-целевого метода управления в экономике. Федеральные целевые программы как способ решения социально-экономических проблем развития экономики. Проблема сбалансированности в рыночной экономике. Балансовый метод как инструмент анализа и прогнозирования рыночного равновесия. Виды макроэкономических балансов. Методы прогнозирования экономического развития. Принципы прогнозирования. Классификация прогнозов. Экономическое содержание планирования. Формы планирования: директивное, индикативное, стратегическое. Принципы и методы планирования. Виды планирования в зависимости от сроков.
|
Подготовка к семинарским занятиям
Индивидуальное задание
Реферат
Анализ статистической информации Анализ проблемных ситуаций
| 2.
| Бюджетно-налоговое и денежно-кредитное регулирование
| Бюджетно-налоговая политика
Роль финансовой системы в регулировании экономики. Структура финансовой системы Российской Федерации. Государственный бюджет как основной финансовый план страны, его роль в распределении и перераспределении финансовых ресурсов, в регулировании отраслевых и территориальных пропорций экономики. Законодательное обеспечение бюджетно-налоговой политики в Российской Федерации. Структура государственных доходов. Налоги как основной источник доходов государства. Функции налоговой системы в регулировании экономики и налоговые инструменты. Эффективность налоговых систем. Состав и направления государственных расходов. Экономическое содержание трансформационных и трансфертных расходов. Фондовая форма аккумулирования финансовых ресурсов. Назначение и состав бюджетных фондов Российской Федерации. Межбюджетные отношения и финансовая помощь регионам Стабилизационный фонд государства. Роль государственных внебюджетных фондов в обеспечении социальной политики государства. Проблема сбалансированности государственного бюджета. Приоритеты формирования доходной части бюджета и политики государственных расходов в Российской Федерации. Управление государственным внутренним и внешним долгом. Бюджетная стратегия, направленная на создание первичного профицита. Особенности финансирования бюджетного дефицита.
Взаимосвязь бюджетно-налоговой политики с параметрами экономического развития страны.
Денежно-кредитная политика
Денежно-кредитная политика как инструмент воздействия на финансовые рынки и экономику в целом. Роль денежно-кредитной политики в формировании условий экономической конъюнктуры. Задачи и функции Центрального банка в осуществлении денежно-кредитного регулирования. Особый статус Центрального банка.
Конституционные и законодательные основы осуществления денежно-кредитной политики Банка России. Взаимодействие Банка России с Министерством финансов Российской Федерации. Цели и ориентиры денежно-кредитной политики Банка России. Роль денежного программирования в реализации денежно-кредитной политики. Выбор политики валютного курса.
Инструменты денежно-кредитного регулирования в условиях стабилизации экономики и расширения финансовых рынков. Особенности трансмиссионного механизма денежно-кредитного регулирования в условиях российской экономики. Стратегия развития банковского сектора как основы для реализации денежно-кредитной политики. Оценка эффективности денежно-кредитного регулирования в краткосрочном и долгосрочном периодах.
| Подготовка к семинарским занятиям
Реферат Анализ статистической информации Анализ проблемных ситуаций
Круглый стол
| 3
| Регулирование структуры и ресурсного потенциала экономики
| Структурная политика
Роль и задачи структурной политики в государственном регулировании экономики. Взаимосвязь между темпами роста экономики и оптимизацией ее структуры. Показатели экономической динамики и факторы экономического роста. Оценка структурных макроэкономических пропорций Российской Федерации.
Формирование отраслевой структуры экономики. Применение межотраслевого баланса в целях достижения сбалансированности и оптимизации отраслевой структуры экономики. Роль технологической структуры экономики в экономическом развитии страны. Задача перехода российского национального хозяйства от сырьевой направленности к высокотехнологичной экономике. Формирование региональной структуры на базе территориального размещения производительных сил
Антимонопольная политика
Антимонопольная политика как инструмент государственного регулирования структуры экономики и товарных рынков. Отличительные признаки монополии. Антимонопольное законодательство в мировой практике.
Особенности антимонопольного регулирования в российской экономике. Российское антимонопольное законодательство. Меры по развитию конкуренции и ограничению монополистической деятельности, поддержка развития средних и малых предприятий. Понятие и формы недобросовестной конкуренции. Федеральные и региональные органы государственной власти, осуществляющие контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. Ведение государственного реестра объединений и предприятий-монополистов. Меры ответственности за нарушения антимонопольного законодательства.
Понятие и необходимость естественной монополии. Естественные монополии в Российской Федерации. Механизм управления естественными монополиями. Государственное регулирование цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий. Цели и схемы реструктуризации естественных монополий в Российской Федерации.
Инвестиционная и инновационная политика.
Цели и задачи государственной инвестиционной политики. Законодательная база инвестиционного процесса в Российской Федерации. Органы государственного управления инвестициями. Основные понятия инвестиционного процесса. Виды инвестиций. Субъекты и объекты инвестиционного процесса. Понятие инвестиционного института. Формирование институциональной среды инвестиционного процесса.
Понятия инновации, научно-технического прогресса и технологического уклада общества. Проведение научных исследований и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в целях создания базы инновационной деятельности. Стадии жизненного цикла инноваций. Особенности фундаментальных и прикладных исследований. Внедрение разработок в массовый производственный процесс. Использование инноваций потребителем.
Современная структура инновационной сферы в развитых странах. Доли предпринимательского и государственного секторов в инновационной сфере. Приоритет отраслей высокой технологии. Государственная поддержка венчурного бизнеса. Участие государства в создании исследовательских ассоциаций, инновационных центров и технопарков.
Демографическая политика и регулирование трудовых ресурсов
Характеристика демографической ситуации в России. Типы воспроизводства населения. Роль демографической политики в формировании трудовых ресурсов и интеллектуального потенциала страны, ее задачи и методы. Концепция демографического развития страны. Регулирование миграционных процессов. Государственная миграционная служба. Государственные программы помощи мигрантам и вынужденным переселенцам.
Трудовые ресурсы как фактор экономического роста, субъект и объект производства. Понятие рынка труда. Факторы, влияющие на занятость.. Зависимость занятости от реальной заработной платы и общей макроэкономической ситуации в стране. Соотношение спроса и предложения на рабочую силу.
Характеристика состояния сферы занятости и рынка труда в Российской Федерации. Государственная служба занятости населения: структура, функции. Меры материальной и социальной помощи безработным.
Системы профессионального обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров. Развитие системы социального партнерства. Регулирование оплаты труда работников бюджетной сферы. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды
Объекты природопользования. Цели рационального природопользования. Характеристика состояния экологической среды в России. Использование земельных, лесных и водных ресурсов.
Необходимость государственного регулирования охраны окружающей среды и использования природных ресурсов в рыночной экономике. Сочетание административных и экономических методов регулирования. Формирование нормативной базы природоохранного регулирования в России. Принципы и задачи экологической политики в Российской Федерации. Функции органов государственного управления по вопросам охраны окружающей среды и природопользования. Федеральные программы экологической безопасности.
Порядок взимания платы за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия. Государственные субсидии, направляемые на стимулирование экологосбалансированной деятельности. Использование экологических налогов.
Санкции, применяемые за экологические нарушения. Развитие системы экологического страхования. Оценка экономической и социальной эффективности экологических мероприятий.
| Индивидуальное задание
Реферат
Анализ статистической информации Анализ проблемных ситуаций
Анализ статистической информации Анализ проблемных ситуаций
| 4
| Государственное регулирование секторов экономики
| Регулирование государственного сектора экономики и территорий
Определение государственного сектора экономики. Масштабы и структура государственной собственности в России. Концепция управления государственной собственностью в России.
Понятия разгосударствления и приватизации. Цели, этапы и особенности приватизационного процесса в России. Методы и принципы приватизации. Национализация как метод преодоления негативных последствий приватизации.
Административно-территориальное деление Российской Федерации. Федеральные округа. Объекты государственного регулирования и местного самоуправления. Цели, принципы и правовой механизм региональной политики. Содержание и особенности регионального регулирования в России.
Сущность и основные проблемы местного самоуправления. Городская экономика как объект хозяйствования.
Регулирование реального сектора экономики и социальной сферы
Малое предпринимательство как объект государственного регулирования. Формы и методы государственного регулирования малого бизнеса.
Лицензирование предпринимательской деятельности в рамках государственного регулирования экономики..
Социальные функции государства в рыночной экономике. Конституционные основы социальной политики в России. Дифференциация уровня жизни по группам населения и регионам. Характеристика уровня и структуры денежных доходов и расходов населения России. Понятие и классификация потребительских бюджетов.
Регулирование внешнего сектора экономики и валютная политика
Интеграция России в систему мировых хозяйственных связей. Увязка открытости экономики с требованиями национальной безопасности. Виды внешнеэкономической деятельности.
Проблема сырьевой направленности экспорта. Развитие интеграционных процессов на экономическом пространстве СНГ. Цели и задачи вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Органы регулирования внешнеэкономической деятельности в России. Государственные меры стимулирования экспорта товаров. Государственное регулирование иностранных инвестиций, импорта и экспорта капитала. Валютная политика Банка России. Конвертируемость национальной валюты и политика обменного курса. Инструменты валютной политики. Содержание валютного регулирования и валютного контроля.
| Подготовка к семинарским занятиям Индивидуальное задание
Круглый стол Реферат
Анализ статистической информации Анализ проблемных ситуаций
|
2.1.2 Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы (144 ч.). Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ по семестрам Учебная дисциплина «Государственное регулирование экономики» студентами 5-тигодичного срока обучения в 7 семестре
Вид учебной работы
| Трудоемкость
| зач. ед.
| час.
| по семестрам
|
| Общая трудоемкость по учебному плану
| 4
| 144
| 144
| Аудиторные занятия
| 0,45
| 16
| 16
| Лекции (Л)
|
| 8
| 8
| Семинары (С)
|
| 8
| 8
| Самостоятельная работа (СР):
| 3,31
| 119
| 119
| Подготовка к семинарским занятиям
|
| 30
| 30
| Решение задач
|
| 10
| 10
| Анализ проблемных ситуаций
|
| 23
| 23
| Анализ статистической информации
|
| 10
| 10
| Работа с графиками
|
| 10
| 10
| Подготовка к экзамену
|
| 36
| 36
| Вид контроля:
экзамен
|
| 9
| 9
|
2.1.3 Лекции
№
Раздела
| Наименование
лекции
| Кол-во часов
| 1.
| Необходимость и основные направления государственного регулирования экономики
| 2
| 2.
| Денежно-кредитная политика государства
| 2
| 3.
| Структурная, инновационная и инвестиционная политика государства
| 2
| 4.
| Социальная политика и регулирование трудовых отношений
| 2
|
2.1.4 Практические занятия (семинары)
№
Раздела
| №
занятия
| Наименование практических занятий (семинаров)
| Кол-во часов
| 1.
| 1
| Государственное регулирование экономики как необходимость и инструмент развития социально-экономического потенциала страны
| 2
| 2.
| 2
| Бюджетно-налоговая политика и финансовая система
| 2
| 3.
| 3
| Антимонопольная политика
| 2
| 4.
| 4
| Социальная политика
| 2
|
2.1.5 Курсовые работы (курсовые проекты) Курсовые работы (курсовые проекты) не предусмотрены 2.1.6 Самостоятельное изучение разделов дисциплины Подготовка к семинарским занятиям
Дисциплина «Государственное регулирование экономики» предполагает как аудиторную (лекции и семинары), так и самостоятельную работу студентов.
При изучении дисциплины используются следующие формы организации учебного процесса:
1. Лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы функционирования и развития рыночной экономики.
2. Семинарские занятия, на которых рассматриваются конкретные проблемы экономического выбора в разных сферах экономики.
3. В самостоятельную работу студентов входит освоение теоретического материала, знакомство со статистическими данными по изучаемым проблемам, подготовка самостоятельных работ, включающих в себя решение задач, выполнение графических работ, ответы на проблемные вопросы, работу с примерными тестами по теме.
Организация самостоятельной работы включает:
- работу с учебником и с дополнительной литературой;
- написание самостоятельных работ
В процессе освоения курса к каждому семинару предстоит выполнить письменные самостоятельные работы, которые призваны закрепить изученный теоретический материал. В конце каждого семинара проводится тестовый опрос по пройденному материалу.
Письменные самостоятельные работы сдаются по графику, установленному преподавателем.
Прежде всего, студентам необходимо обратиться к своим конспектам лекции и соответствующему разделу учебника. После этого можно приступить к изучению руководящей и другой специальной литературы, нормативного материала. Изучение всех источников должно идти под углом зрения поиска ответов на вынесенные на семинар вопросы: нужно законспектировать первоисточники, выписать в словарик и выучить термины.
Завершающий этап подготовки к семинару состоит в составлении развернутых планов выступления по каждому вопросу семинара (конкретного задания). Студенты должны быть готовы к докладу по каждому вопросу плана семинара (8-10 минут) и к участию в обсуждении и дополнении докладов (3-5 минут).
К каждому семинарскому занятию в учебной группе необходимо подготовить научное сообщение или доклад по тематике, представленной в плане семинара. Докладчику необходимо заблаговременно согласовать с преподавателем план своего выступления и получить необходимые рекомендации по разработке научного сообщения или доклада. Темы семинарских занятий
|