Методические указания по выполнению курсовой работы Для студентов направления подготовки 081100. 62 «Государственное и муниципальное управление»





Скачать 266.03 Kb.
НазваниеМетодические указания по выполнению курсовой работы Для студентов направления подготовки 081100. 62 «Государственное и муниципальное управление»
Дата публикации14.02.2015
Размер266.03 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Право > Методические указания



ценовая и тарифная политика
Методические указания

по выполнению курсовой работы

Для студентов направления подготовки 081100.62 - «Государственное и муниципальное управление»,

профиль «Государственное регулирование экономики»

Составители: О. И. Гассиева, И. К. Хузмиев

Владикавказ 2014

Министерство образования и науки рф
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Северо-Кавказский горно-металлургический институт

(государственный технологический университет)»
Кафедра «Организация производства

и экономика промышленности»

ценовая и тарифная политика
Методические указания

по выполнению курсовой работы

Для студентов направления подготовки 081100.62 - «Государственное и муниципальное управление»,

профиль «Государственное регулирование экономики»

Составители: О. И. Гассиева, И. К. Хузмиев

Допущено

редакционно-издательским советом

Северо-Кавказского горно-металлургического института

(государственного технологического университета).

Протокол заседания РИСа № 26 от 17.12.2013 г.

Владикавказ 2014

УДК 338.5

ББК 65.9(2)25

Г22
Рецензент:

кандидат экономических наук, доцент

Северо-Кавказского горно-металлургического института

(государственного технологического университета)

Хацкевич И. Э.

Г22 Ценовая и тарифная политика: Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов направления подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное управление», профиль «Государственное регулирование экономики» / Сост.: О. И. Гассиева, И. К. Хузмиев; Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет). – Владикавказ: Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет). Изд-во «Терек», 2014. – 18 с.

УДК 338.5

ББК 65.9(2)25

Редактор: Хадарцева Ф. С.

Компьютерная верстка: Куликова М. П.

 Составление. ФГБОУ ВПО «Северо-Кавказский

горно-металлургический институт

(государственный технологический университет)», 2014

 Гассиева О. И., Хузмиев И. К., составление, 2014

Подписано в печать 24.03.2014. Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура «Таймс». Печать на ризографе. Усл. п.л. 1,05. Тираж 25 экз. Заказ № .

Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет). Издательство «Терек».

Отпечатано в отделе оперативной полиграфии СКГМИ (ГТУ).

362021, г. Владикавказ, ул. Николаева, 44.

ВВЕДЕНИЕ
Ценовая и тарифная политика представляет собой особый государственный институт, действия которого способны обеспечить эффективное функционирование важнейших отраслей макроэкономики. Фактически данные механизмы могут применяться для реализации задач, связанных с проводимой государством политикой, регулирования естественных монополий и ограничения монополизма.

При написании работы следует использовать законодательные и нормативные акты, текущую и периодическую печать, материалы государственной статистики, результирующие и промежуточные отчеты предприятий, данные бухгалтерской отчетности.

Ценовая и тарифная политика – это самостоятельная область экономических знаний, тесно связанная с планированием, организацией и управлением производством, финансами, статистикой и бухгалтерским учетом. Методы ценовой и тарифной политики используют в качестве важного средства научного обоснования планов, контроля за ходом их выполнения, оперативного регулирования и выявления резервов повышения эффективности финансовой системы объектов, на которую направлена ценовая и тарифная политика.

Деятельность предприятий характеризуется определенной системой финансовых показателей, которые содержатся в периодической, плановой и годовой статистической и бухгалтерской отчетности, а также и в учете. При оценке хозяйственной деятельности предприятий применяются показатели:

а) количественные, отражающие объем производства в стоимостных и натуральных измерителях (объем полезного отпуска энергоресурса, численность персонала, мощность средств производства, наличие и движение товарно-материальных ценностей и т. д.);

б) качественные, характеризующие эффективность производства, конечные результаты работы предприятий (показатели использования основных и оборотных средств, производительность труда, себестоимость продукции, рентабельность и др.).

Каждый показатель определяет какую-либо одну сторону деятельности предприятия. В то же время все показатели в едином хозяйственном организме тесно связаны между собой.

1. Особенности ценового и тарифного регулирования в Российской Федерации
Формирование системы ценообразования происходит под воздействием целого комплекса политических, экономических, социальных и психологических факторов. По сути, цены являются «зеркалом» государства, отражающим все основные изменения в экономике и обществе в целом.

Так, неконтролируемый рост цен неизбежно сопровождается снижением жизненного уровня населения, общим расстройством хозяйственного механизма и возникновением социальных конфликтов. Неуправляемое падение цен свидетельствует о спаде в экономике, снижении выпуска продукции и росте безработицы.

Поэтому сегодня ценообразование – ключевой элемент государственной политики в странах даже с самой рыночной экономикой. Воздействие разных государств на цены осуществляется через разветвленную систему прямых и косвенных методов. К прямым методам относят, прежде всего, административное установление цен. К косвенным – контроль за ценами, налоговую политику, таможенное и валютное регулирование, воздействие на издержки и прибыль производства путем субсидий, льготного кредитования и других методов.

Со времени принятия президентского указа «О мерах по либерализации цен» принципы ценообразования в России практически не изменились. Подавляющее большинство цен свободно формируются на рынке под воздействием спроса и предложения. До определённого времени государство только сокращало свою роль и контрольные функции в этой сфере. А круг товаров и услуг, на которые распространяется государственное регулирование цен, последовательно сужался.

Сегодня согласно действующему Постановлению Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», в которое за последние 17 лет 19 раз вносились изменения, Правительство России осуществляет государственное регулирование цен и тарифов на следующие виды товаров (услуг):

– природный (попутный, сжиженный, сухой) газ;

– продукция ядерно-топливного цикла;

– электрическая и тепловая энергия, поставляемая на оптовый рынок;

– транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

– продукция оборонного назначения;

– алмазное сырьё, драгоценные камни;

– протезно-ортопедические изделия;

– перевозки грузов, пассажиров, багажа на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении);

– аэронавигационное обслуживание воздушных судов, услуги в аэропортах;

– отдельные услуги почтовой и электрической связи;

– водка, ликёроводочная и другая алкогольная продукция крепостью выше 28 градусов;

– этиловый спирт;

– лекарственные средства, включённые в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.

Органы исполнительной власти субъектов Федерации осуществляют регулирование цен по следующим видам товаров и услуг:

– энергетические ресурсы, реализуемые управляющим компаниям, жилищным организациям, ТСЖ;

– предельные оптовые и розничные надбавки к ценам на лекарства, включённые в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств;

– перевозки пассажиров всеми видами общественного транспорта, включая метрополитен, в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта);

– социальные услуги, предоставляемые населению в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания.

Кроме того, согласно Постановлению № 239, органы исполнительной власти субъектов Федерации могут устанавливать предельные наценки на продукты детского питания, могут влиять на тарифы пригородных железнодорожных перевозок и вправе устанавливать предельные оптовые и розничные надбавки к ценам на лекарства, которые не включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.

В развитие этого Постановления была сформирована нормативно-правовая база, которая включает в себя федеральные законы: «О естественных монополиях», «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», «Об электроэнергетике», «О газоснабжении в Российской Федерации», «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», «О почтовой связи», «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», «О связи», «О зерне», «Об образовании» и другие.

Так, в соответствии с федеральным законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», а также Постановлением Правительства РФ от 15.12.2004 г. № 787 «Об утверждении Положения об основах государственного регулирования тарифов на железнодорожном транспорте» регулирование тарифов на железнодорожном транспорте осуществляется путём утверждения самих тарифов или их предельного уровня, а также посредством контроля за правильностью их применения. При этом на международные транзитные железнодорожные перевозки по территории России тарифы регулирует Министерство транспорта Российской Федерации, на все остальные перевозки по железной дороге – Федеральная служба по тарифам.

Согласно федеральному закону «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» тарифы на жилищно-коммунальные услуги регулируются органами власти всех уровней – от федеральной до муниципальной. Ежегодно Федеральная служба по тарифам устанавливает по регионам предельные индексы максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса. На их основе органы исполнительной власти субъектов Федерации устанавливают предельные индексы для муниципальных образований, которые и утверждают окончательные ставки тарифов.

В соответствии с федеральным законодательством и постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2005 года № 637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи» Федеральная служба по тарифам устанавливает предельные максимальные тарифы на услуги телефонной связи и унифицированные для всех категорий тарифы на услуги почтовой и телеграфной связи. Операторам связи предоставлено право устанавливать тарифы на услуги телефонной связи не выше максимальных значений с возможностью дифференцирования по времени суток, дням недели, выходным и нерабочим праздничным дням, по набору и объёму оказываемых услуг связи.

Таким образом, в течение длительного времени основным, и по сути, единственным, элементом государственной политики ценообразования являлось регулирование тарифов естественных монополий.

Нужно отметить, что в течение буквально последнего года государство стало проводить более активную политику в сфере ценообразования и распространять методы регулирования цен и тарифов не только в отношении услуг естественных монополий, но и в отношении товаров, имеющих важное социальное значение.

Так, с 1 февраля 2010 года вступил в силу федеральный закон «Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», который допускает введение государством предельных цен на социально-значимые продукты питания (в списке Министерства промышленности и торговли 33 наименования продуктов, среди которых мясо, курица, молоко, хлеб, картофель, сыры, чай). Согласно закону в случае, если в течение 30 дней подряд на территории отдельного региона рост розничных цен на отдельные виды социально значимых товаров составит 30 % и более, Правительство России имеет право на срок до 3 месяцев установить предельно допустимые розничные цены.

Ещё до принятия этого закона государство уже прибегало к регулированию цен на социально-значимые продукты питания осенью 2007 года. Тогда при посредничестве Правительства России между сельхозтоваропроизводителями и компаниями розничной торговли было подписано «джентльменское» соглашение, устанавливающее срок фиксации цен на молоко, хлеб, масло и яйца до 1 февраля 2008 года с последующим продлением до 1 мая 2008 года. Однако больше такой опыт он не повторялся.

Кроме того, в ближайшее время должны измениться принципы ценообразования на фармацевтическом рынке, а государство начнёт более жёстко регулировать цены на жизненно важные лекарства. 31 марта 2010 года Советом Федерации был одобрен Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств», который обязывает производителей регистрировать оптовые цены на лекарства, входящие в правительственный перечень жизненно необходимых лекарственных средств. К ценам производителей добавятся максимальные оптово-розничные надбавки, которые будут устанавливаться властями субъектов Федерации и не смогут превышать 40 % от стоимости производителя. Таким образом, цены на жизненно важные медикаменты должны быть зафиксированы.

Изменились подходы и к формированию государственной ценовой политики на рынке алкогольной продукции. С 1 января 2010 года Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка Приказом от 30 ноября 2009 года № 17н установила минимальную цену на водку в размере 89 рублей за 0,5 литра готовой продукции. Эта цена включает в себя ставки акциза, налог на добавленную стоимость, лицензионный сбор. Наказание за нарушение указанной нормы согласно ст. 14.6 Кодекса об административных правовых нарушениях составляет для предприятий розничной торговли 100 тысяч рублей, и во многих регионах уже широко применяется.

2. Актуальные проблемы и особенности ценообразования в России
Несмотря на определённые изменения, произошедшие за последние несколько лет, и отказ государства от политики полного невмешательства в процесс формирования цен, главной проблемой по-прежнему является отсутствие единого государственного курса в этой сфере. Как правило, действия властей в области ценообразования носят стихийный и непоследовательный характер.

В статье 71 Конституции Российской Федерации указано, что в ведении Российской Федерации находится установление основ ценовой политики в стране. Однако на сегодняшний день не существует закона, который мог бы обеспечить проведение в стране единой политики цен и тарифного регулирования. Предлагавшиеся в разное время законопроекты, такие как «О государственном регулировании цен (тарифов)», «Основы государственного регулирования цен (тарифов, расценок, ставок)», «Об основах ценовой политики Российской Федерации», отклонялись депутатами Государственной Думы Российской Федерации ещё на стадии первого чтения.

Механизмы и принципы ценообразования в России разбросаны по множеству законодательных актов. Непосредственное же воздействие государства на цены и тарифы осуществляется преимущественно на ведомственном уровне посредством огромного количества подзаконных актов органов исполнительной власти. Совершенно очевидно, что столь широкое разнообразие правовых норм существенно замедляет и усложняет процесс государственного воздействия на цены и тарифы. Наглядным примером этого служит недавний скачок цен на услуги ЖКХ в регионах, ответственность за который чиновники различного уровня перекладывали друг на друга.

Другой важнейшей проблемой в области ценообразования является недостаточная обоснованность тарифов естественных монополий. По мнению многих специалистов, сегодняшние методики определения затрат, включаемых в себестоимость продукции естественных монополий, абсолютно непрозрачны. А так как в российском законодательстве отсутствует понятие «экономически обоснованные затраты», компании позволяют себе закладывать в тарифы расходы на содержание непрофильных активов или необоснованно высокие зарплаты топ-менеджеров. Известны случаи, когда зарплата руководителя локальной естественной монополии (например, службы водоканала) в разы превышала зарплату руководителя региона.

Повышение тарифов естественных монополий зачастую обосновывается необходимостью инвестиций в развитие отрасли. Однако система принятия решений о включении инвестиционной составляющей в структуру тарифа также непрозрачна и проконтролировать распределение инвестиционных средств, как правило, не представляется возможным.

В результате рост тарифов естественных монополий ежегодно превышает уровень инфляции в России. Это ставит другие отрасли экономики в заведомо худшее положение, вынуждает отечественных производителей повышать цены на выпускаемую продукцию, негативно сказывается на уровне жизни населения. По мнению многих специалистов, повышение тарифов естественных монополий является ключевым фактором высокой инфляции в стране.

Для решения всех проблем в области ценообразования России необходимо выработать единый подход и прозрачные принципы в этой сфере. Должны быть приняты следующие меры:

1. Нужно разработать и принять базовый федеральный закон, касающийся основных принципов ценовой политики Российской Федерации. Должны быть чётко разграничены полномочия между федеральными и региональными органами государственной власти в области государственного регулирования цен; определены сферы, в которых осуществляется государственное регулирование цен; сформулированы общие принципы формирования свободных и регулируемых цен, а также критерии и принципы расчета экономически обоснованных затрат; установлены права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования, а также процедуры разрешения конфликтов.

2. Использовать методы долгосрочного планирования и прогнозирования цен в стране. Государство не может допускать резких скачков цен в тех или иных отраслях экономики.

3. Остановить необоснованный рост тарифов естественных монополий. Процедуры формирования тарифов должны стать прозрачными, понятными бизнесу и населению. Контроль со стороны проверяющих органов власти за деятельностью монополий должен быть усилен.

4. Повысить эффективность контроля за ценовыми сговорами и установлением монопольно высоких или монопольно низких цен. Более широко привлекать общество к отслеживанию этих процессов.

5. Реализовать комплекс мер, направленных на развитие конкуренции, стимулирование сокращения издержек производителей, рост производительности труда и применение современных ресурсосберегающих технологий.

3. ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ
1. Ценовое регулирование государственных услуг.

2. Ценовое регулирование по передаче электрической энергии.

3. Ценовое регулирование услуг диспетчеризации оптового рынка электрической энергии.

4. Тарифное регулирование электрической энергии на розничном рынке.

5. Ценовое регулирование услуг по передаче тепловой энергии, вырабатываемой на ТЭЦ и ГРЭС.

6. Ценовое регулирование услуг муниципальной теплоэнергетики.

7. Ценовое регулирование услуг по передаче природного газа.

8. Ценовое регулирование городского транспорта.

9. Ценовое регулирование пригородного транспорта.

10. Ценовое регулирование междугороднего транспорта.

11. Ценовое регулирование услуг по найму муниципального жилья.

12. Ценовое регулирование услуг по вывозу ТБО.

13. Ценовое регулирование услуг по техническому обслуживанию многоквартирных домов.

14. Ценовое регулирование услуг по водоснабжению.

15. Ценовое регулирование услуг по водоотведению.

16. Ценовое регулирование услуг по передаче нефтепродуктов по трубопроводному транспорту.

17. Ценовое регулирование услуг транспортных терминалов (портов).

18. Ценовое регулирование услуг транспортных терминалов (аэропортов).

19. Ценовое регулирование размера платы за пользование платными автодорогами.

20. Ценовое регулирование пассажирских железнодорожных перевозок.

21. Ценовое регулирование грузовых железнодорожных перевозок.

22. Ценовое регулирование услуг общедоступной почтовой связи.

23. Ценовое регулирование услуг общедоступной электросвязи.

24. Тарифное регулирование услуг обязательного страхования.

25. Тарифное регулирование ставок платы за аренду земельных угодий.

26. Тарифное регулирование таможенных пошлин на продовольственные товары.

27. Тарифное регулирование таможенных пошлин на промышленные товары.

28. Тарифное регулирование таможенных пошлин на полезные ископаемые.

29. Ценовое регулирование на социально-значимые продукты питания.

30. Ценовое регулирование на рынке лекарственных средств.

31. Ценовое регулирование ликероводочной продукции.
Студенты лично выбирают тему курсовой работы и согласуют ее с преподавателем.

4. СТРУКТУРА И ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Методы ценовой и тарифной политики занимают важное место в государственной системе управления и финансовом аспекте деятельности стратегических отраслей экономической системы. Их применение обеспечивает:

1) объективную оценку деятельности организаций, в которых осуществляется ценовое и тарифное регулирование, поиск резервов экономии и повышения эффективности хозяйствования;

2) технико-экономическое обоснование тарифов и цен на регулируемые виды деятельности;

3) сравнительную оценку динамики устанавливаемых цен и тарифов.

Таким образом, целью ценовой и тарифной политики является оценка и дальнейший аналитический процесс принятия экономически основанных цен и тарифов для регулируемых государством видов деятельности.

Материалом для написания курсовой работы должны служить данные периодической отчетности исследуемого предприятия или отрасли народного хозяйства, литературные источники, обзоры функционирования исследуемых отраслей российской экономики.

Курсовая работа выполняется в форме аналитической записки и должна иметь следующую структуру:

– Титульный лист.

– Оглавление.

– Введение.

– 1. Теоретическая часть.

– 2. Аналитическая часть.

– 3. Выводы и предложения.

– Заключение.

– Список использованной литературы.

– Приложения.

Пример оформления титульного листа представлен в приложении к данным методическим указаниям.

В оглавлении представлена структура работы в соответствии с выбранной темой, указаны страницы. Оглавление включает в себя названия структурных частей курсового проекта (“Введение”, “Глава”, “Заключение”, “Список использованной литературы”, “Приложения”), названия всех глав, разделов и подразделов с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала соответствующих частей курсовой работы.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цель и задачи работы, указывается объект и предмет исследования, методы и приемы, используемые в работе.

В первом разделе описываются теоретические основы рассматриваемой в курсовой работе темы. В данном разделе рассматривается не только теория вопроса, но и характеристика рассматриваемой темы в контексте современной российской экономики и особенности функционирования исследуемых отраслей. Первый раздел должен состоять не менее чем из 3 параграфов.

Содержание аналитического (второго) раздела зависит от выбранной темы курсовой работы и рассматривается в соответствии с планом. Данный раздел есть практический анализ темы курсовой работы. Посредством использования методических и практических данных студент проводит анализ и раскрытие исследуемой темы. В нем должен быть проведен:

  • краткий анализ обобщенных показателей деятельности отрасли или предприятия;

  • проведен подробный анализ методики и методологии согласно выбранной теме курсовой работы с обязательной оценкой и интерпретацией полученных результатов;

  • выявлены факторы, влияющие на величину получаемых результатов, дана оценка динамики результатов, а также выявлены качественные стороны исследуемых методологий, в контексте рассматриваемой в курсовой работе темы.

Конечные результаты расчетов могут оформляться в табличной форме. После каждой таблицы необходимо проводить и описывать интерпретацию результатов, полученных при оценке данных исследуемого предприятия.

Второй раздел должен содержать 3–4 параграфа, в зависимости от темы курсовой работы.

Третий раздел курсовой работы должен содержать выводы и рекомендации по теме курсовой работы на основе данных, полученных во второй части курсовой работы.

В заключении необходимо обобщить полученные в работе результаты, дать им оценку.

Список литературы должен содержать названия учебно-методической или иной литературы, используемой при написании курсовой работы, составленный в алфавитном порядке.

В приложениях курсовой работы могут быть представлены те формы отчетности анализируемого предприятия, которые были использованы при расчетах в аналитическом разделе.

Курсовая работа может быть выполнена как в рукописном, так и в печатном варианте.

Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «по моему мнению» и т. п. Корректнее использовать местоимение «мы», но желательно обойтись и без него. Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного числа, в которых исключается местоимение «мы», т. е. фразы строятся с употреблением слов «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». Можно использовать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению», однако предпочтительнее писать «по мнению автора» (курсовой работы) или выражать ту же мысль в безличной форме: «изучение экономического опыта свидетельствует о том, что...», «на основе выполненного анализа можно утверждать...», «проведенные исследования подтвердили...» и т. п. В курсовой работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка.

Общий объем курсовой должен быть не менее 30 страниц.
Оформление курсовой работы

По ГОСТ 2.105-95 и ГОСТ 2.106-95 ЕСКД текст печатается на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через 1,5 интервала. Цвет шрифта – черный. ГОСТ не определяет тип шрифта, но обычно – Times New Roman. размер шрифта (кегль) – 14 пт. Текст печатается через 1,5 интервала, красная строка – 1,25 см.

Размеры полей: правое – не менее 10 мм, верхнее и нижнее – не менее 20 мм, левое – не менее 30 мм.

Страницы работы нумеруются арабскими цифрами (нумерация сквозная по всему тексту). Номер страницы ставится в центре нижней части листа без точки. Титульный лист включается в общую нумерацию, номер на нем не ставится. Каждая глава курсовой работы должна начинаться с новой страницы.

Графический материал

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки, рисунки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются.

На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе. Например, "... в соответствии с рисунком 2" при сквозной нумерации и "... в соответствии с рисунком 1.2" при нумерации в пределах раздела. Допустима также ссылка на иллюстрацию, заключенная в скобки, например (рисунок 4).

Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер следует размещать под иллюстрацией посередине после слова “Рисунок”.

Таблицы

Цифровой материал рекомендуется помещать в работе в виде таблиц. Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

На все таблицы должны быть ссылки в тексте.

Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах глав. Номер следует размещать в левом верхнем углу над заголовком таблицы после слова “Таблица”. Пример: Таблица 1.2, Таблица 2.4.

Если в работе одна таблица, её не нумеруют и пишут слово “Таблица”.

Каждая таблица должна иметь заголовок, который помещается ниже слова “Таблица”. Слово “Таблица” и заголовок начинаются с прописной буквы, точка в конце заголовка не ставится.

Заголовки граф таблицы должны начинаться с прописных букв, подзаголовки со строчных, если последние подчиняются заголовку. Заголовки граф указываются в единственном числе Графу “№ п/п” в таблицу включать не следует.

Таблицу следует размещать так, чтобы читать её без поворота работы, если такое размещение невозможно, таблицу располагают так, чтобы её можно было читать, поворачивая работу по часовой стрелке.

При переносе таблицы головку таблицы следует повторить, и над ней размещают слова “Продолжение таблицы”, с указанием её номера. Если головка таблицы велика, допускается её не повторять, в этом случае следует пронумеровать графы и повторить их нумерацию на следующей странице. Заголовок таблицы не повторяют.

Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы отсутствуют, то ставится прочерк. Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается.

Если все показатели, приведённые в таблице, выражены в одной и той же единице, то её обозначение помещается над таблицей справа.

Заменять кавычками повторяющиеся в таблице цифры, математические знаки, знаки процента, обозначения марок материала, обозначения нормативных документов не допускается.

Формулы и уравнения

Пояснение значений, символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, как и в формуле.

Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки, первую строку пояснения начинают со слова “где” без двоеточия.

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки.

Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=), или после знака плюс (+), или после других математических знаков с их обязательным повторением в новой строке.

Формулы и уравнения в работе следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении напротив формулы. Допускается нумерация формул в пределах раздела.

Литература
1. ГОСТ 2.105-95. Общие требования к текстовым документам. М.: Изд-во стандартов, 2003 (взамен ГОСТ 2.105-79, ГОСТ 2.906-71).

2. Сергованцева Т. В. Марцишевская В. К. Как написать и издать учебное пособие. М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2003.

3. Шкред К. В. О ценообразовании в Российской Федерации // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. Актуальные вопросы российской экономики. 2010. № 6 (392).

Приложение 1
Министерство образования и науки рф
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Северо-Кавказский горно-металлургический институт

(государственный технологический университет)»
Факультет экономики и управления

Кафедра «Организация производства и экономика промышленности»

Специальность: бакалавриат по направлению «Государственное

и муниципальное управление»

КУРСОВАЯ РАБОТА
Предмет: Ценовая и тарифная политика

на тему: ___________________________________________________
Студента _________________________

Ф.И.О.
Руководитель ______________________


Заведующий кафедрой _______________________

г. Владикавказ – 2014


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания по выполнению курсовой работы Для студентов направления подготовки 081100. 62 «Государственное и муниципальное управление» iconМетодические указания по выполнению курсов ых работ по дисциплине «теория управления»
Методические указания предназначены для выполнения курсовой работы студентами направления подготовки бакалавриат 081100. 62 «г осударственное...
Методические указания по выполнению курсовой работы Для студентов направления подготовки 081100. 62 «Государственное и муниципальное управление» iconРабочая программа предназначена для студентов направления подготовки...
Бакалавр по направлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление» готовится к следующим видам профессиональной...
Методические указания по выполнению курсовой работы Для студентов направления подготовки 081100. 62 «Государственное и муниципальное управление» iconРабочая программа предназначена для студентов направления подготовки...
Бакалавр по направлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление» готовится к следующим видам профессиональной...
Методические указания по выполнению курсовой работы Для студентов направления подготовки 081100. 62 «Государственное и муниципальное управление» iconРабочая программа предназначена для студентов направления подготовки...
Бакалавр по направлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление» готовится к следующим видам профессиональной...
Методические указания по выполнению курсовой работы Для студентов направления подготовки 081100. 62 «Государственное и муниципальное управление» iconМетодические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Управление персоналом»
Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Управление персоналом» для студентов специальности 080504. 65...
Методические указания по выполнению курсовой работы Для студентов направления подготовки 081100. 62 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины «Управление образовательными системами» для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100....
Методические указания по выполнению курсовой работы Для студентов направления подготовки 081100. 62 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины Муниципальное управление и местное самоуправление...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки магистров...
Методические указания по выполнению курсовой работы Для студентов направления подготовки 081100. 62 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины «Менеджмент» для направления 081100. 62 «Государственное...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки специальности...
Методические указания по выполнению курсовой работы Для студентов направления подготовки 081100. 62 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100....
Методические указания по выполнению курсовой работы Для студентов направления подготовки 081100. 62 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины Муниципальное управление и местное самоуправление...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки магистров...
Методические указания по выполнению курсовой работы Для студентов направления подготовки 081100. 62 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины «вления» для направления 081100. 68 "Государственное...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100....
Методические указания по выполнению курсовой работы Для студентов направления подготовки 081100. 62 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины «Бюджетирование организаций» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100....
Методические указания по выполнению курсовой работы Для студентов направления подготовки 081100. 62 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины «Государственное регулирование рынка труда»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100....
Методические указания по выполнению курсовой работы Для студентов направления подготовки 081100. 62 «Государственное и муниципальное управление» iconМетодические указания по самостоятельной подготовке к практическим...
Представлены методические указания по дисциплине «Маркетинг» к выполнению курсовой работы, проведению практических занятий, библиографический...
Методические указания по выполнению курсовой работы Для студентов направления подготовки 081100. 62 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины «Экономика города и управление муниципальным...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100....
Методические указания по выполнению курсовой работы Для студентов направления подготовки 081100. 62 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины «Экономика города и управление муниципальным...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск