Спор об алтаре победы





Скачать 457.69 Kb.
НазваниеСпор об алтаре победы
страница1/5
Дата публикации26.02.2015
Размер457.69 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5

СПОР ОБ АЛТАРЕ ПОБЕДЫ

Конец 383 и первая половина 384 г. ознаменовались событиями, которые способствовали некоторому укреп­лению позиций язычества в христианизирующейся Римской империи. Причиной смерти императора Грациана многие считали месть отлученных от государства древних богов, оскорбленных его антиязыческими мерами. И хотя религиозная политика узурпатора Максима, принявшего крещение, оставляла мало надежд на реставрацию язычества, молодой император Валентиниан II еще не был крещен, что давало язычникам определенные шансы. К лету 384 г. ведущие лидеры языческой группиров­ки в сенате заняли важнейшие государственные посты: Претекстат был назначен консулом, Флавиан стал префектом претория в Италии, а Симмах— префектом Ри­ма.


Разгоревшаяся в связи с обращением языч­ников к римскому императору полемика вошла в исто­рию как спор об алтаре Победы. Подробно рассмотреть ход этой полемики позволяют Реляция1 лидера языческой оппозиции Симмаха и ответы на нее в двух письмах Амвросия Медиоланского, могущественного епископа императорской столицы. Полемика происходила, когда Симмах был префектом Рима, то есть не раньше лета 384 г., и не позже смерти римского епископа Дамаса, о котором Амвросий говорит как о живом, то есть до 11 декабря 384 г.

В своем обращении к императору Симмах подчеркивает, что он вы­ступает в роли просителя, однако в то же время он пы­тается опереться на авторитет сената и показать его значение как главного политического органа Римской империи. Для самого Симмаха сенат был по-прежнему высшим авторитетом, и его горячая убежденность в сво­ей правоте придавала еще больший вес его Реляции. Борьба за алтарь Победы была для Симмаха и его окружения борьбой за сохранение хотя бы видимости былого значения сената, и в этом наглядно проступает политическая сторона борьбы между язычеством и хри­стианством. Обращает на себя внимание тот факт, что Симмах ни разу не упоминает христиан и тем более не допуска­ет никаких выпадов в адрес христианской церкви.

Реляция Симмаха была зачитана в консистории в присутствии императора, и все присутствовавшие вос­приняли ее довольно благосклонно. Красноречивые обо­роты знаменитого оратора тронули не только язычников, но даже и самих христиан.

Амвросий написал два письма в ответ на Реляцию Симмаха. Первое из них2 появилось еще до знакомства епископа с текстом Реляции и в целом представляет собой предупреждение молодому импера­тору воздержаться от необдуманных поступков, которые, по мнению Амвросия, могли повлечь серьезные послед­ствия. Цель этого письма — убедить Валентиниана II если не отвергнуть петицию сената с порога, то, во всяком случае, повременить с окончательным решением. Письмо написано в спешке и не содержит развернутой аргументации, зато изобилует обвинениями в адрес язычников и похвалами христи­анской религии.

Второе письмо3, написанное Амвросием уже после знакомства с текстом Реляции, представляет собой обдуманный и развернутый ответ на аргументы язычников. Здесь епископ ставит своей целью убедить Валентиниана II полностью отвергнуть петицию сената и доказать полезность христианства, его преимущества по сравнению с язычеством. Амвросий искусно использовал традиционные аргументы христианских апологетов, и они оказались весьма уместными. В этом письме епископ Медиолана последовательно отвечает на три основных пункта Реляции: что Рим требует исполнения старых обрядов, что жрецам и весталкам нужно платить жалование, что отказ платить жрецам повлек голод.

Письма Амвросия также были зачитаны в императорском консистории. Общий исход полемики сам епископ определил следующими словами: «Тог­да Валентиниан выслушал мой доклад и не сделал ни­чего, кроме того, что требовало дело нашей веры. И с этим согласилось его окружение» (Амвросий. Письмо 57, 3). Несомненно, аргументы Амвросия звучали более убе­дительно, чем доводы Симмаха. Однако следует, заме­тить, что успеху христиан содействовал и политический фактор: императорский двор хорошо понимал, что со­гласие с язычниками может вызвать сильную оппози­цию со стороны христианства, поддержка которого в условиях явной опасности со стороны узурпатора Максима была так необходима.

Своеобразным послесловием к спору об алтаре Победы между Симмахом и Амвросием явилось еще одно письмо Амвросия, написанное 10 лет спустя в адрес узурпатора Евгения, который, чувствуя слабость своего положения, решил сделать последнюю ставку на язычество. Оказавшись в Риме в 393 г., Евгений принял еще одну делегацию язычников с прось­бой восстановить былой статус древней религии и уступил, хотя это было сделано с таким расчетом, чтобы приобрести опору в среде язычников, но в то же время не оттолкнуть хри­стиан: Евгений не издал специального декрета о вос­становлении язычества, а лишь щедро наградил самих просителей, то есть фактически в замаскированной фор­ме выделил субсидии на языческий культ и частично вернул храмам утраченное. Одновременно были направ­лены средства христианским епископам, дабы продемон­стрировать полную веротерпимость.

Уступки Евгения язычеству вызвали бурю негодова­ния со стороны Амвросия. Политический ход Ев­гения с дарами христианам успеха не имел: проница­тельный епископ разглядел за этим хитрую уловку, ре­шительно отверг дары и сделал всё, чтобы лишить Ев­гения всякой поддержки со стороны церкви. Когда Ев­гений в конце лета 393 г. намеревался въехать в Медиолан, Амвросий демонстративно покинул свою епископию и написал узурпатору из добровольной ссылки письмо, являвшееся фактическим отлучением от церкви (письмо 57), что предопределило поражение узурпатора.

Письма Амвросия Медиоланского и Реляция Симмаха об Алтаре Победы позволяют подготовить доклады и курсовые работы на следующие темы:
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Спор об алтаре победы iconРуководство сбора
Международный молодежный образовательный сбор военно-спор­тивных организации и кадетских корпусов «союз-2014 — Наследники Победы»...
Спор об алтаре победы iconРеферат «Территориальные споры»
Территориальный спор – это разногласие при делении какой-либо территории, будь то суша, море или воздушное пространство. Территориальный...
Спор об алтаре победы iconКак интересно и доступно рассказать детям о празднике День Победы?
...
Спор об алтаре победы icon5 апреля 2011 г. N 248-рп о подготовке и проведении праз- днования...
Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (далее 66-я годовщина Победы) согласно
Спор об алтаре победы iconДень победы!!! День победы
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «Связи с общественностью» протокол № от 20 г
Спор об алтаре победы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Спор об алтаре победы iconКонспект пионерского сбора дэо «Росток» им. Змановского Г. А. по...
Раскрыть на конкретных примерах роль детей военного времени в приближении великой Победы
Спор об алтаре победы iconВыступление Губернатора Новосибирской области В. Ф. Городецкого на...
Завтра − 9 мая − вся наша страна будет отмечать юбилей Победы в Великой Отечественной войне
Спор об алтаре победы iconКонспект урока литературы в 9-м классе по теме "Дети и война" (час...
Раскрыть на конкретных примерах роль детей военного времени в приближении великой Победы
Спор об алтаре победы icon«Центр развития ребенка – детский сад №99 «Почемучка» Проект «Защитники...
«Пермский край, земля Уральская», литературно-музыкальная композиция по сказам П. П. Бажова
Спор об алтаре победы iconПлан мероприятий по подготовке к 65-летию Победы в Великой отечественной войне №№
Заседание совета ветеранов, утверждение плана мероприятий по подготовке к празднованию 65-летия Победы
Спор об алтаре победы iconТема: «Село в годы войны».
Познакомить учащихся с жизнью советского тыла, как одного из факторов победы над Германией и помочь осознать меру ответственности...
Спор об алтаре победы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Семинар для методистов области «Нам не дано забыть: библиотеки области юбилею Победы»: навстречу 70-летию Победы в Великой Отечественной...
Спор об алтаре победы iconПлан мероприятий, посвященных 70- й годовщине Победы в Великой Отечественной...
Тематические классные часы, посвященные 70-летию Победы в Великой Отечественной войне в 1-11 классах
Спор об алтаре победы iconПрограмма основных праздничных мероприятий, посвященных 70-й годовщине...
«Марафон Победы» торжественное чествование ветеранов Великой Отечественной войны Центрального района г. Сочи
Спор об алтаре победы iconОтчет о проведении праздничных мероприятий, посвященных 70-летию...
Мероприятия, посвященные 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, прошли во всех учреждениях социальной сферы, потребительского...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск