Скачать 457.69 Kb.
|
СПОР ОБ АЛТАРЕ ПОБЕДЫКонец 383 и первая половина 384 г. ознаменовались событиями, которые способствовали некоторому укреплению позиций язычества в христианизирующейся Римской империи. Причиной смерти императора Грациана многие считали месть отлученных от государства древних богов, оскорбленных его антиязыческими мерами. И хотя религиозная политика узурпатора Максима, принявшего крещение, оставляла мало надежд на реставрацию язычества, молодой император Валентиниан II еще не был крещен, что давало язычникам определенные шансы. К лету 384 г. ведущие лидеры языческой группировки в сенате заняли важнейшие государственные посты: Претекстат был назначен консулом, Флавиан стал префектом претория в Италии, а Симмах— префектом Рима.Разгоревшаяся в связи с обращением язычников к римскому императору полемика вошла в историю как спор об алтаре Победы. Подробно рассмотреть ход этой полемики позволяют Реляция1 лидера языческой оппозиции Симмаха и ответы на нее в двух письмах Амвросия Медиоланского, могущественного епископа императорской столицы. Полемика происходила, когда Симмах был префектом Рима, то есть не раньше лета 384 г., и не позже смерти римского епископа Дамаса, о котором Амвросий говорит как о живом, то есть до 11 декабря 384 г. В своем обращении к императору Симмах подчеркивает, что он выступает в роли просителя, однако в то же время он пытается опереться на авторитет сената и показать его значение как главного политического органа Римской империи. Для самого Симмаха сенат был по-прежнему высшим авторитетом, и его горячая убежденность в своей правоте придавала еще больший вес его Реляции. Борьба за алтарь Победы была для Симмаха и его окружения борьбой за сохранение хотя бы видимости былого значения сената, и в этом наглядно проступает политическая сторона борьбы между язычеством и христианством. Обращает на себя внимание тот факт, что Симмах ни разу не упоминает христиан и тем более не допускает никаких выпадов в адрес христианской церкви. Реляция Симмаха была зачитана в консистории в присутствии императора, и все присутствовавшие восприняли ее довольно благосклонно. Красноречивые обороты знаменитого оратора тронули не только язычников, но даже и самих христиан. Амвросий написал два письма в ответ на Реляцию Симмаха. Первое из них2 появилось еще до знакомства епископа с текстом Реляции и в целом представляет собой предупреждение молодому императору воздержаться от необдуманных поступков, которые, по мнению Амвросия, могли повлечь серьезные последствия. Цель этого письма — убедить Валентиниана II если не отвергнуть петицию сената с порога, то, во всяком случае, повременить с окончательным решением. Письмо написано в спешке и не содержит развернутой аргументации, зато изобилует обвинениями в адрес язычников и похвалами христианской религии. Второе письмо3, написанное Амвросием уже после знакомства с текстом Реляции, представляет собой обдуманный и развернутый ответ на аргументы язычников. Здесь епископ ставит своей целью убедить Валентиниана II полностью отвергнуть петицию сената и доказать полезность христианства, его преимущества по сравнению с язычеством. Амвросий искусно использовал традиционные аргументы христианских апологетов, и они оказались весьма уместными. В этом письме епископ Медиолана последовательно отвечает на три основных пункта Реляции: что Рим требует исполнения старых обрядов, что жрецам и весталкам нужно платить жалование, что отказ платить жрецам повлек голод. Письма Амвросия также были зачитаны в императорском консистории. Общий исход полемики сам епископ определил следующими словами: «Тогда Валентиниан выслушал мой доклад и не сделал ничего, кроме того, что требовало дело нашей веры. И с этим согласилось его окружение» (Амвросий. Письмо 57, 3). Несомненно, аргументы Амвросия звучали более убедительно, чем доводы Симмаха. Однако следует, заметить, что успеху христиан содействовал и политический фактор: императорский двор хорошо понимал, что согласие с язычниками может вызвать сильную оппозицию со стороны христианства, поддержка которого в условиях явной опасности со стороны узурпатора Максима была так необходима. Своеобразным послесловием к спору об алтаре Победы между Симмахом и Амвросием явилось еще одно письмо Амвросия, написанное 10 лет спустя в адрес узурпатора Евгения, который, чувствуя слабость своего положения, решил сделать последнюю ставку на язычество. Оказавшись в Риме в 393 г., Евгений принял еще одну делегацию язычников с просьбой восстановить былой статус древней религии и уступил, хотя это было сделано с таким расчетом, чтобы приобрести опору в среде язычников, но в то же время не оттолкнуть христиан: Евгений не издал специального декрета о восстановлении язычества, а лишь щедро наградил самих просителей, то есть фактически в замаскированной форме выделил субсидии на языческий культ и частично вернул храмам утраченное. Одновременно были направлены средства христианским епископам, дабы продемонстрировать полную веротерпимость. Уступки Евгения язычеству вызвали бурю негодования со стороны Амвросия. Политический ход Евгения с дарами христианам успеха не имел: проницательный епископ разглядел за этим хитрую уловку, решительно отверг дары и сделал всё, чтобы лишить Евгения всякой поддержки со стороны церкви. Когда Евгений в конце лета 393 г. намеревался въехать в Медиолан, Амвросий демонстративно покинул свою епископию и написал узурпатору из добровольной ссылки письмо, являвшееся фактическим отлучением от церкви (письмо 57), что предопределило поражение узурпатора. Письма Амвросия Медиоланского и Реляция Симмаха об Алтаре Победы позволяют подготовить доклады и курсовые работы на следующие темы: |
Руководство сбора Международный молодежный образовательный сбор военно-спортивных организации и кадетских корпусов «союз-2014 — Наследники Победы»... | Реферат «Территориальные споры» Территориальный спор – это разногласие при делении какой-либо территории, будь то суша, море или воздушное пространство. Территориальный... | ||
Как интересно и доступно рассказать детям о празднике День Победы? ... | 5 апреля 2011 г. N 248-рп о подготовке и проведении праз- днования... Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (далее 66-я годовщина Победы) согласно | ||
День победы!!! День победы Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «Связи с общественностью» протокол № от 20 г | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Конспект пионерского сбора дэо «Росток» им. Змановского Г. А. по... Раскрыть на конкретных примерах роль детей военного времени в приближении великой Победы | Выступление Губернатора Новосибирской области В. Ф. Городецкого на... Завтра − 9 мая − вся наша страна будет отмечать юбилей Победы в Великой Отечественной войне | ||
Конспект урока литературы в 9-м классе по теме "Дети и война" (час... Раскрыть на конкретных примерах роль детей военного времени в приближении великой Победы | «Центр развития ребенка – детский сад №99 «Почемучка» Проект «Защитники... «Пермский край, земля Уральская», литературно-музыкальная композиция по сказам П. П. Бажова | ||
План мероприятий по подготовке к 65-летию Победы в Великой отечественной войне №№ Заседание совета ветеранов, утверждение плана мероприятий по подготовке к празднованию 65-летия Победы | Тема: «Село в годы войны». Познакомить учащихся с жизнью советского тыла, как одного из факторов победы над Германией и помочь осознать меру ответственности... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Семинар для методистов области «Нам не дано забыть: библиотеки области юбилею Победы»: навстречу 70-летию Победы в Великой Отечественной... | План мероприятий, посвященных 70- й годовщине Победы в Великой Отечественной... Тематические классные часы, посвященные 70-летию Победы в Великой Отечественной войне в 1-11 классах | ||
Программа основных праздничных мероприятий, посвященных 70-й годовщине... «Марафон Победы» торжественное чествование ветеранов Великой Отечественной войны Центрального района г. Сочи | Отчет о проведении праздничных мероприятий, посвященных 70-летию... Мероприятия, посвященные 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, прошли во всех учреждениях социальной сферы, потребительского... |