Тема: «Село в годы войны».





Скачать 69.79 Kb.
НазваниеТема: «Село в годы войны».
Дата публикации15.08.2014
Размер69.79 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
Тема: «Село в годы войны».

ЦелЬ:

Познакомить учащихся с жизнью советского тыла, как одного из факторов победы над Германией и помочь осознать меру ответственности каждого труженика тыла за вклад в общее дело победы.

Задачи:

  1. Рассказать учащимся о жизни и труде тружеников тыла в годы ВОВ;

  2. Помочь понять значимость вклада советского тыла в приближении победы.

  3. Воспитание у учащихся чувства глубокого уважения и благодарности к подвигу тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.;

Коррекционные:

Коррекция и развитие личностных качеств учащихся: сострадания, уважения к труженикам тыла, перенёсшим тяготы войны, умения выражать свои чувства.

Основные понятия и термины:

тыл, советский тыл, тыл врага, мобилизация, эвакуация, труженик тыла, доблестный труд.

Форма урока:

изучение нового материала с использованием информационно-коммуникативных технологий

Методы обучения:

иллюстративно-репродуктивный, поисковый, критического мышления, личностно-ориентированный.

Оборудование: проектор, презентация «Село в годы войны».

Предварительная работа:

экскурсия в школьный музей, участие в открытом обзорном занятии в музее, разучивание стихотворений учащимися о тружениках тыла.

Ход занятия

Вступительная часть.

Беседа.

Воспитатель: В каком году началась ВОВ? А в каком закончилась? В истории нашей страны было немало войн, но почему же эта война для нашего народа оказалась самой тяжёлой и жестокой?

Слайд 1,2

Итак, война началась в 1941г. По всей стране из всех репродукторов разносились, тревожившие душу и, вызывающие патриотические чувства, слова песни «Вставай, страна огромная!», призывающая советский народ на борьбу с врагом. Во всех учреждениях страны висел плакат «Родина – Мать зовёт!» И народ поднимался. Мужчины и даже женщины уходили на фронт.

Но скажите. Можно ли было успешно бороться с врагом, не имея надёжного тыла? А что такое тыл? (территория, находившаяся вдали от фронта). А знаете ли вы, чем граждане нашего Советского Союза, находившиеся в тылу, помогали фронту? Сегодня мы поговорим о том, как трудились люди в сёлах и деревнях в годы войны, приближая победу.

В довоенные годы сельские жители составляли большинство населения Советского Союза. Семьи, как правило, были многочисленные, родители и дети жили и трудились в одном колхозе или совхозе. Оккупация во время войны ряда крупных сельскохозяйственных районов, изъятие из сельского хозяйства большого количества техники, уход на фронт почти всех трудоспособных мужчин, механизаторов, конечно, нанесли серьёзный ущерб сельскому хозяйству. Поэтому после мобилизации миллионы семей вмиг остались без своих кормильцев. 1941 г. оказался особенно тяжёлым для русской деревни. В СССР на тружеников сельского хозяйства почти не распространялась система бронирования от призыва в Красную Армию. Многие женщины и девушки – труженицы колхозов, совхозов и МТС тоже были мобилизованы в армию. Кроме этого, сельские жители мобилизовались и на работу в промышленность, на транспорт, а так же заготовку топлива. После всех мобилизаций нелегкий крестьянский труд целиком лег на плечи женщин, стариков, подростков, детей и инвалидов. В годы войны женщины составляли 75% работников сельского хозяйства, 55% механизаторов МТС, 62% комбайнеров, 81% трактористов. Из колхозов изъяли и отправили на фронт все, что могло ездить и ходить, то есть все исправные трактора и здоровых лошадей, оставив крестьян с ржавыми колымагами и слепыми клячами. Перед колхозниками ставилась задача: освоить новые земли на востоке.

Слайд 3,4,5,6,7

Рабочий день во время посевной начинался в четыре часа утра и заканчивался поздно вечером, при этом селянам надо было успеть еще и засадить свой собственный огород. "Из-за отсутствия техники все работы приходилось выполнять вручную.

Слайд 8

Впрочем, народ у нас находчивый. Колхозницы навострились пахать, запрягая в плуг женщин, что посильнее. И те тащили его не хуже трактора. Особенно в этом преуспели работники колхоза «Маяк Октября» Ковернинского района. Там взяли за почин запрягать в плуг сразу по восемь женщин!

Слайд 9, 10, 11, 12,13,14

В это время был брошен клич: « Женщины! На трактор!» И тысячи девушек и женщин стали скоростным способом осваивать технику. Всего же на 28 сентября 1941 года в стране начали овладевать специальностью трактористов и комбайнеров 203 000 колхозниц.

Поэтесса Черепанова Лариса об этих женщинах писала:

Читает учащийся

В сапогах и старой фуфайчонке

Для страны в войну растили хлеб

Трактористки, милые девчонки,

Будет подвиг ваш в годах воспет.

Читает учащийся

Женские натруженные руки,

Доля: лихолетия войны,

Тяжкий труд, страдания и муки

Героизму женщин нет цены.

Слайд 15,16, 17, 18, 19,20,21

В первый военный год был выращен богатый урожай зерновых. Все силы были брошены на уборку урожая. Работали под девизом: «Всё для фронта! Всё для победы!» С радостью колхозники везли выращенное зерно на элеваторы (специальные хранилища для зерна, где оно обрабатывается против вредителей, досушивается и отсюда отправляется по месту назначения).

Песня «Я молотила»

Слайд 22

Многих девушек и женщин из сёл и деревень во время войны отправляли рыть окопы.

Слайд 23,24,25

Уставшие после работы женщины не сидели без дела. Они вязали тёплые вещи и отправляли на фронт. С усталостью помогала бороться песня. В их песнях звучала грусть, но иногда они пели и весёлые песни, вспоминая весёлое довоенное время.

Песня «Страдания».

Когда сельхозработы наконец заканчивались, и наступала зима, "высвободившуюся" рабочую силу немедленно бросали на заготовку топлива для электростанций, то есть на морозе пилить дрова и выкапывать мерзлый торф, а потом на себе тащить все это на ближайшую железнодорожную станцию. Помимо этого, сельских жителей часто привлекали к различным другим "временным" работам: строить оборонительные сооружения, восстанавливать разрушенные бомбежками предприятия, строить дороги, очищать от снега аэродромы и т.п.

Тяжело жилось в войну не только колхозникам, но и работавшим на селе бюджетникам, в частности, учителям сельских школ. К тому же зарплата и так называемые "квартирные", положенные сельским учителям по закону, постоянно задерживались государством. Из-за нехватки продовольствия и низкой оплаты труда им зачастую приходилось наниматься в колхозы пастухами.

Слайд 26, 27,28

И не только своим трудом помогали крестьяне фронту. Многие отдавали свои скудные сбережения на изготовление и приобретение военного снаряжения. Они вносили большие средства на вооружение. В ноябре 1941 года школьники и пионеры собрали деньги на строительство танков, а комсомольцы сдали в фонд вооружения Красной армии средства, заработанные на воскресниках.

Из колхозов им. Сталина Джидинского аймака и «Коммунизм» Селенгинского аймака прибыла делегация колхозников для передачи Красной Армии двух боевых самолетов. Председатель колхоза им. Сталина т. Мункуев внес из своих личных средств на приобретение самолета 259 тыс. рублей. Колхозники сельхозартели «Коммунизм» - 260 тыс. рублей. За что они удостоились благодарности Красной Армии и братского привета т. Сталина.

Взволнованно звучат речи выступающих на митинге в Бурятии председателя колхоза им.Сталина т. Мункуева, председателя колхоза «Коммунизм» т.Зориктуева, секретаря Джидинского айкома ВКП(б) т. Болдогоева.

 Не пожалеем сил и средств, чтобы сокрушить врага. Победа будет за нами. Порука в этом — бесстрашие наших советских воинов, самоотверженная работа советских патриотов в тылу — таково содержание немногословных, проникнутых любовью к Родине выступлений.

Летчик, майор Стрижак, принимая от имени Н-ской части Красной Армии самолеты, сердечно благодарит колхозников за их боевой подарок.

« Будьте уверены, - говорит майор Стрижак, - что самолеты, построенные на средства колхозников, обрушат на головы немцев не одну тонну смертоносных бомб. Не уйти гитлеровцам от грозной мести советского народа!»

После митинга самолеты поднялись в воздух, собравшиеся на митинг с восхищением следили за показанным им искусством высшего пилотажа. Несмотря на все это, советское сельское хозяйство все же добилось значительных успехов в снабжении армии и городов, пускай и не досыта. Наши крестьяне упорно ковали Победу над врагом в тылу, налаживая сельскохозяйственное производство, чтобы государство получило в свое распоряжение необходимое количество продовольствия и сырья; проявляли материнскую заботу о фронтовиках, их семьях и детях, помогали эвакуированным. Это действительно трудовой подвиг.

Вот несколько страниц из героической жизни некоторых женщин и подростков в годы войны.).

Слайд 29, 30,31,32

О роли женщин на селе в годы войны рассказывает жительница с. Ново- Николаевки Савченко Мария Мефодиевна:

Особенно трудно было, когда всех мужиков гнали на фронт. В селе остались женщины, дети, старики. Всё колхозное и личное хозяйство легло на их плечи: и пахали, и сеяли, убирали жито, просо, пшеницу. Тракторов было мало во время войны, да и те часто ломались, простаивали, ремонтировать было некому. Пахали на быках и убирали так же. Из-за нехватки быков иногда использовали коров и молодых бычков. В первый военный год урожай получили богатый. Комбайнов самоходных не было. Трактора тянули комбайны, которых было мало. Чаще использовали косилки, их тянули бычки. Было тяжело: нужна сноровка, ловкость, чтобы вовремя откинуть скошенное в сторону. Работали днём и ночью, отдыхали мало. Просо жали серпами, складывали в кузовки и отправляли на ток (место для хранения зерна) - землю на току перед началом уборочной смазывали глиной, чтобы не было пыли. Жили во время уборки на хуторах.

Многих девушек во время войны отправляли рыть окопы , на строительство железнодорожной ветки. Ночами клали шпалы и рельсы, людей было много. Я тоже там работала, заработала 27 рублей и купила на них зеркало себе в приданое, оно и сейчас у меня сохранилось.

Бригада девушек выезжала в степь, где доила коров и овец. В такой бригаде работала и моя бабушка Гуро Наталья Семёновна. Она и её подруги делали брынзу и масло. Готовые продукты отправляли в фонд обороны СССР. Выполняя планы госпоставок, сдали 223000 ц. хлеба, 1017 ц. масла, 55000 ц. плодоовощной продукции, 800 тонн цветного металла. На фронт послано 512 овчинных полушубков, 1039 ватных фуфаек.

Неоценимый труд работников тыла воспел в своём стихотворении поэт Самохин Евгений.

Читает Петрова Марианна

Говоря о войне,

Забываем мы часто о тыле,

Кто победу ковал

В этот трудный момент.

И откуда бралась

Богатырская сила?

Вам при жизни

воздвигнуть пора монумент.

Старики и подростки

Заменили мужчину,

Основная работа

На женские плечи легла.

Было всё на потом:

И любовь и кручина.

Только труд для Победы,

Той, что в мае пришла.

Скажите, какое чувство возникло у вас, после увиденного и услышанного на занятии? А что вас особенно поразило? Когда встретите пожилую старушку, помните, что когда-то именно на таких, как она лежали все тяготы жизни в тылу врага. Они тоже делали всё, чтобы приблизить день победы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «Село в годы войны». iconМосковский метрополитен в годы Великой Отечественной войны
Каждый из нас пользуется Московским метрополитеном. Но не все знают о большой роли столичной подземки в годы Великой Отечественной...
Тема: «Село в годы войны». iconКавказские Минеральные Воды в годы Великой Отечественной войны
Цель работы: показать роль и значение кавказских Минеральных Вод в годы Великой Отечественной войны, как городов – госпиталей в лечении...
Тема: «Село в годы войны». iconВойны в лирике К. Симонова
Тема войны всегда была значимой для писателей и поэтов ХХ века. Особенно она волновала современником, живших и творивших в нелегкие...
Тема: «Село в годы войны». iconРегламент Начало утренних заседаний 10: 00
Международного конгресса «Уничтожение городов и деревень в Европе в годы Второй мировой войны» и международной научно-практической...
Тема: «Село в годы войны». iconТема: «Европа и мир накануне и в годы Первой мировой войны» Тема урока
План-конспект урока с применением мультимедийного учебника «История России XX век. Ч. 2» в гимназии №25 г. Ставрополя
Тема: «Село в годы войны». iconСсср в 1950 – 1970-е годы
Международная обстановка после второй мировой войны. Ссср в условиях холодной войны
Тема: «Село в годы войны». iconУрок на тему: «Тверской край в годы Ливонской войны и опричнины»
Приложение Урок на тему: «Тверской край в годы Ливонской войны и опричнины». Автор-составитель: Рассказов В. Т. (Моу сош с. Дмитрова...
Тема: «Село в годы войны». iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема:«Партизанское движение в годы Отечественной войны 1812 г.»в 8 классе по учебнику Данилова А. А
Тема: «Село в годы войны». iconУрок города в 7 Х классах 19. 11. 2004 года классный руководитель...
Цель: воспитание патриотизма, уважения подвига русского народа, проявленного в годы во войны
Тема: «Село в годы войны». iconМеждународные отношения накануне и в начале Второй мировой войны....
Вопрос 48. Развитие партизанского движения и подполья в Беларуси в годы Великой Отечественной войны
Тема: «Село в годы войны». iconУрок по новейшей истории России на тему: «Культура в годы Великой Отечественной войны»
Приложение Урок по новейшей истории России на тему: «Культура в годы Великой Отечественной войны» учителя моу сош №50 г. Твери Мещеряковой...
Тема: «Село в годы войны». iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: а я бы смог? («Судьба человека» рассказ о несгибаемой воле русского человека в годы войны)
Тема: «Село в годы войны». iconУрок по конкурсу «Учитель года 2012» (11 класс). Тема: «На фронтах Первой мировой войны»
Познакомить учащихся с причинами Первой мировой войны, с международными событиями, приведшими к началу мировой войны
Тема: «Село в годы войны». iconI историографические традиции «антоновщины»
В последние годы на наших глазах рассыпалось немало исторических мифов. Это относится и к изучению повстанческого крестьянского движения...
Тема: «Село в годы войны». iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Вызвать эмоциональный отклик на события, происходившие во время ВОВ. Закреплять знания о героических днях войны, о том, как...
Тема: «Село в годы войны». iconМетодическая разработка урока литературы в 7 классе Тема: «Женщина-мать...
Развивающая: развитие речи – усиление коммуникативных свойств речи, овладение художественными образами, выразительными средствами...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск