Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «земельное право»





НазваниеМетодические указания к семинарским занятиям по дисциплине «земельное право»
страница1/7
Дата публикации28.02.2015
Размер0.87 Mb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Право > Методические указания
  1   2   3   4   5   6   7


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО»
Цель семинарских (практических) занятий, проводимых по дисциплине «Земельное право» – углубление и закрепление теоретических знаний, полученных студентами на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков применения земельного законодательства. Эти занятия служат не только трибуной для дискуссий, обмена мнениями и анализа допускаемых на практике ошибок, правонарушений, но и средством постановки, рассмотрения и решения проблемных ситуаций. Семинарские занятия позволяют также контролировать усвоение обучаемыми учебного материала.

Успеху проведения семинарских занятий по земельному праву способствует тщательная предварительная подготовка к ним студентов. При этом необходимо ознакомиться с заданием к семинарскому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем законодательных и иных актов, литературных источников, рекомендуемых для изучения. Что касается перечня, то он может быть дополнен или сокращен преподавателем в связи с изменениями в законодательстве и выходом в свет новой литературы. Об этом студенты информируются накануне подготовки к занятиям

Знания, приобретенные на лекциях и в результате изучения предлагаемой литературы и нормативной базы, студентам необходимо уметь применять в решении практических ситуаций. С этой целью методика подготовки к семинарским занятиям включает в себя решение задач. Они позволяют приобрести навыки самостоятельного анализа и поиска верного решения юридической проблемы, сформировать творческий подход при использовании полученных правовых знаний.

Содержание предлагаемых студентам задач опирается на конкретный материал, взятый из судебной, арбитражной, прокурорской практики и периодической печати.

Под методикой решения задач (учебных дел) следует понимать систему методических положений и приемов разбора конкретного дела, которая должна обеспечить: 1) правильное решение дела по существу; 2) юридическую обоснованность решения со ссылкой на конкретные правовые нормы; 3) учет сложившейся судебной практики; 4) логичность и последовательность изложения доводов, каждый из которых должен отталкиваться от предыдущего (базироваться на нем, быть связанным с ним); 5) максимально краткую и точную формулировку промежуточных выводов и итогового решения (ответов на поставленные вопросы).

Методика решения задач состоит в овладении методом логически последовательного дедуктивного анализа состоявшегося правонарушения путем постепенного перехода от общих вопросов к частным. Решение задачи заключается в построении силлогизма, где общей посылкой является соответствующее теоретическое положение, из которого должен вытекать предполагаемый вывод: частный – факт нарушения земельного законодательства; вывод – решение, принимаемое согласно закону судом, арбитражным судом, прокуратурой или иным административным органом.

Предлагается наиболее целесообразный ход рассуждения в решении указанных задач, который может быть выражен в следующих вопросах:

  1. Определите состав правоотношений.

  2. Проведите анализ состава правонарушения.

  3. Установите субъектов ответственности.

  4. Определите меры юридической ответственности.

  5. Определите способы возмещения причиненного вреда.

  6. Решите дело.

7. Какие меры следует принять для предупреждения данного правонарушения.

Разумеется, приведенные вопросы в своей совокупности применимы не к каждой задаче. Но они настраивают на проведение глубокого анализа возникшей ситуации, гарантированного от ошибочных заключений.

Хотелось бы обратить внимание на логическую взаимосвязь поставленных вопросов. Так, определение состава правоотношений дает «ключ» к решению ситуации, что позволяет точно назвать ту отрасль законодательства, которая подлежит применению. Это очень важно, если учесть, что земельные отношения тесно связаны с экологическими, гражданскими, административными и другими отношениями. Следовательно, с учетом характера и видов правоотношений необходимо будет определить круг нормативных актов, подлежащих применению. Рекомендуется и принцип «Если не нашел ответ в законе – попытайся найти его в судебной практике; если закон требует пояснения – поясни примером из судебной практики».

Анализ состава правонарушения необходим для определения субъектов и мер ответственности, то есть ответа на следующий вопрос. Такой анализ проводится по признакам состава правонарушения: вины, противоправности, причинно-следственной связи с последствиями правонарушения и наличием вреда.

Определение мер юридической ответственности является результатом ответа на предшествующий вопрос. В зависимости от степени противоправности и общественной опасности анализируемого правонарушения рассматриваются меры административной или уголовной ответственности.

Самостоятельно ставится вопрос о виде и о способах возмещения вреда. Во-первых, вред возмещается независимо от вида применяемой ответственности, во-вторых, в предусмотренных законом случаях он взыскивается и при отсутствии состава правонарушения.

На основе ответов на предшествующие вопросы формулируется резюме – решение по конкретному делу. Однако только этим не должны ограничиваться ответы на вопросы, поставленные задачей.

В каждом отдельном случае предлагается провести исследование причин совершенного правонарушения, определить меры по предупреждению нарушений земельного законодательства.

Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому студенты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику при­менения законодательства по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис­ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.

Обсуждение каждого вопроса, упражнения и задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам за­дание к следующему семинарскому или практическому занятию.

Тема 1. ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

(1 час)
Цель семинара: дать комплексную характеристику предмету и системе земельного права
Задачи семинара:

-определение основных черт предмета земельного права;

-рассмотрение основных признаков земли;

-особенности земли как природной среды, объекта хозяйствования, собственности, политического и правового пространства;

-выяснение специфики системы земельного права;

-изучение принципов земельного права.
Практические знания и умения, которые должны быть получены студентами:

1) умение объяснить основные признаки земли, дать определение земли, и предмета земельного права;

2) умение четко определить соотношение земельного права с другими отраслями права;

3) знание основных функций земли;

4) умение классифицировать принципы земельного права;

5) знание различных концепций земельного права;

6) умение анализировать особенности системы земельного права;

7) умение анализировать, сопоставлять различные точки зрения ученых, изложенные в научных трудах;

8) умение подводить итоги, делать выводы по обсуждаемому вопросу.
План


  1. Земля как часть природной среды, объект хозяйствования и собственности, политическое и правовое пространство.

  2. Понятие и основные признаки земельного права как отрасли права, отрасли науки и учебной дисциплины.

  3. Соотношение земельного права с экологическим правом, гражданским, административным и другими отраслями права.

  4. Система земельного права. Концепции земельного права.

  5. Принципы земельного права.



Методические указания.

Самостоятельная работа студентов в ходе подготовки к семинарскому занятию предполагает изучение рекомендуемой учебной и научной литературы по теме: «Предмет и система земельного права», конспектов лекций, подготовку устных выступлений по всем вопросам плана семинара.

Подготовка к первому вопросу семинарского занятия предполагает рассмотрение понятия «земли как части природной среды, объекта хозяйствования и собственности, политического и правового пространства.

Подготовка ко второму вопросу семинара предполагает достаточно подробное рассмотрение признаков земельного права как отрасли права, науки и ученой дисциплины. Надлежит выявить функции земли.

Подготовка к третьему вопросу семинарского занятия предусматривает выяснение подходов к соотношению земельного права с другими отраслями права (экологическое, гражданское, административное и т.д.).

Подготовка к четвертому вопросу семинара предполагает рассмотрение системы земельного права. Рассмотрение концепции земельного права.

Подготовка к пятому вопросу семинара требует четкого определения понятия принципов вообще и земельного права в частности, выяснение общепринятых и специальных принципов, закрепленных в Земельном кодексе и Конституции РФ.

Задания студентам на самостоятельную работу:



  1. Дайте понятие предмета и метода земельного права. Охарактеризуйте виды методов регулирования земельных отношений.

  2. Отобразите схематично систему земельного права как отрасли российского права.

  3. Отобразите схематично систему принципов земельного права.



Список рекомендуемой литературы.
Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. № 237.

Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22 июля 2008 года № 141-ФЗ) // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147; 2008. № 30 (ч. 1). Ст. 3597.

Адиханов Ф.Х. Соотношение норм гражданского права и норм земельного права в регулировании земельных отношений в условиях рынка земли // Государство и право. 2001. № 1.

Боголюбов С.А. Земельное право: Учебник для вузов. М.: Высшее образование, 2008.

Евстегнеев В.А. Особенности применения норм земельного и гражданского законодательства при регулировании земельных отношений // Государство и право. 2007. № 6.

Жариков Ю.Г. Земельное право России: Учебник для вузов. М.: КноРус, 2008.

Жаркова О.А. О соотношении земельного и налогового законодательства // Правоведение. 2006. № 2.

Ждан-Пушкина Д.А. Земельное право в схемах и определениях: Учебное пособие. М.: Проспект, 2008.

Земельное право. Учебник / Под ред. Г.Е. Быстрова. М.: Проспект, 2008.

Земельное право: Учебное пособие / Под ред. Г.В. Чубукова. М., 2008.

Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации: Учебник. М.: Юристъ, 2004.

Казанцев Н.Д. Из истории науки советского земельного и природоохранительного права // Экологическое право. 2001. № 2.

Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации с постатейным материалом и судебной практикой / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Юрайт-Издат, 2006.

Крассов О.И. Земельное право: Учебник. М.: Юристъ, 2007.

Краснова И.О. Земельное право: Элементарный курс. М.: Юристъ, 2003.

Чмыхало Е.Ю. Земельное право. Общая часть: Учебное пособие / Под ред. К.Г. Пандакова. Саратов: Издательство ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2004.
Тема 2. ИСТОРИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

(1 час)
Цель семинара: дать комплексную историческую характеристику развития земельного права
Задачи семинара:

-определение и рассмотрение основных этапов развития земельного права;

-особенности регулирования земельных отношений с 1861 г. до 1917г.;

-определение особенностей развития земельного права в дореформенный период;

-изучение земельных отношений с 1990г. по настоящее время.
Практические знания и умения, которые должны быть получены студентами:

1) умение четко определить основные этапы развития земельного права;

2) умение выделить отдельные этапы развития земельного права и дать им характеристику;

3) умение анализировать особенности развития земельного права в тот или иной период времени;

4) умение анализировать, сопоставлять различные точки зрения ученых, изложенные в научных трудах;

5) умение подводить итоги, делать выводы по обсуждаемому вопросу.

План


  1. Регулирование земельных отношений в дореформенный период (до 1861 года).

  2. Развитие земельного законодательства с 1861 по 1917 гг.

  3. Развитие земельного законодательства в советский период.

  4. Регулирование общественных земельных отношений в период проведения современной земельной реформы (1990 г. – по настоящее время).



Методические указания.

Самостоятельная работа студентов в ходе подготовки к семинарскому занятию предполагает изучение рекомендуемой учебной и научной литературы по теме: «История земельного права», конспектов лекций, подготовку устных выступлений по всем вопросам плана семинара.

Подготовка к первому вопросу семинарского занятия предполагает рассмотрение регулирование земельных отношений в дореформенный период (до 1861 года).

Подготовка ко второму вопросу семинара предполагает достаточно подробное рассмотрение развитие земельного законодательства с 1861 по 1917 гг.

Подготовка к третьему вопросу семинарского занятия предусматривает выяснение подходов в развитие земельного законодательства в советский период.

Подготовка к четвертому вопросу семинара предполагает рассмотрение регулирование общественных земельных отношений в период проведения современной земельной реформы (1990 г. – по настоящее время).

Задания студентам на самостоятельную работу:


  1. Отобразите схематически основные этапы истории развития земельного права в России с 1861 по 1989 годы.

  2. Составьте сравнительную таблицу основных этапов земельной реформы в России 1990-2004 годов, указав принятые нормативные акты, цели, задачи и результаты каждого этапа реформы.

  3. Охарактеризуйте национализацию земли в России и ее правовые последствия (1917-1989 гг.).


Подготовка рефератов и докладов по теме семинара.
Темы докладов и рефератов.
1.Историко-правовой анализ становления земельного права в России.

2.П.А. Столыпин и его роль в развитии российского земельного права.

3.Национализация земли 1917 года и ее последствия в формировании советского земельного строя.

4.Земельная реформа в Российской Федерации (организационно-правовые основы).
Список рекомендуемой литературы.

Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. № 237.

Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22 июля 2008 года № 141-ФЗ) // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147; 2008. № 30 (ч. 1). Ст. 3597.

Адиханов Ф.Х. Соотношение норм гражданского права и норм земельного права в регулировании земельных отношений в условиях рынка земли // Государство и право. 2001. № 1.

Боголюбов С.А. Земельное право: Учебник для вузов. М.: Высшее образование, 2008.

Евстегнеев В.А. Особенности применения норм земельного и гражданского законодательства при регулировании земельных отношений // Государство и право. 2007. № 6.

Жариков Ю.Г. Земельное право России: Учебник для вузов. М.: КноРус, 2008.

Жаркова О.А. О соотношении земельного и налогового законодательства // Правоведение. 2006. № 2.

Ждан-Пушкина Д.А. Земельное право в схемах и определениях: Учебное пособие. М.: Проспект, 2008.

Земельное право. Учебник / Под ред. Г.Е. Быстрова. М.: Проспект, 2008.

Земельное право: Учебное пособие / Под ред. Г.В. Чубукова. М., 2008.

Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации: Учебник. М.: Юристъ, 2004.

Казанцев Н.Д. Из истории науки советского земельного и природоохранительного права // Экологическое право. 2001. № 2.

Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации с постатейным материалом и судебной практикой / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Юрайт-Издат, 2006.

Крассов О.И. Земельное право: Учебник. М.: Юристъ, 2007.

Краснова И.О. Земельное право: Элементарный курс. М.: Юристъ, 2003.

Чмыхало Е.Ю. Земельное право. Общая часть: Учебное пособие / Под ред. К.Г. Пандакова. Саратов: Издательство ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2004.
Тема 3. ИСТОЧНИКИ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

(1 час)
Цель семинара. Дать комплексную характеристику источников земельного права.
Задачи семинара:

-выяснение сущности источников земельного права;

-изучение особенностей источников земельного права;

-уяснение различий понятий «Федеральное законодательство» и «Региональное законодательство», их связь и различие;

-определение различных классификаций источников земельного права;

-исследование понятий судебной практики как источника земельного права;

-определение системы источников земельного права;

-анализ различных видов источников земельного права.

Практические знания и умения, которые должны быть получены студентами:

1) умение объяснять понятие и сущность источников земельного права;

2) знание различных определений понятия, «источник», умение объяснить значение источников для реализации земельно-правовых отношений;

3) умение четко определять классификацию источников земельного права;

4) умение определять принадлежность конкретных источников к различным земельно-правовым отношениям;

5) знание существующих в системе источников земельного права;

6) знание конкретных видов источников;

7) умение четко формулировать свою точку зрения по вопросам, обсуждаемым на семинаре.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «земельное право» iconМетодические указания по организации самостоятельной работы по дисциплине...
...
Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «земельное право» iconМетодические указания к семинарским занятиям Часть1
И 90 Культурология: Методические указания к семинарским занятиям. Часть I / Сост. Г. А. Табейкина. Казань: ктасу, 2009. 39 с
Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «земельное право» iconМетодические указания и рекомендации к практически-семинарским занятиям...
Местные финансы: Методические указания и рекомендации к практически-семинарским занятиям по дисциплине «Местные финансы» для студентов...
Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «земельное право» iconМетодические указания к семинарским занятиям Часть II
И 90 Культурология: Методические указания к семинарским занятиям. Часть II / Сост. Г. А. Табейкина. Казань: кг асу, 2009. 23 с
Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «земельное право» icon«Право социального обеспечения» «Social Security Law»
...
Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «земельное право» iconКурс лекций по дисциплине. Методические указания по подготовке к...
Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям
Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «земельное право» iconИстория экономических учений методические указания к семинарским занятиям
Панасенкова Т. В., Родионова Н. Д., Чернышева Н. И. История экономических учений: методические указания к семинарским занятиям Ростов-на-Дону,...
Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «земельное право» iconМетодические указания для подготовки к семинарским занятиям для студентов...
История государства и права зарубежных стран (Новое и Новейшее время) [Текст]: методические указания для подготовки к семинарским...
Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «земельное право» iconТ. Г. Волова, И. Е. Суковатая
Настоящее издание является частью учебно-методического комплекса по дисциплине «Экологическая биотехнология», содержащего учебное...
Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «земельное право» iconМетодические указания к семинарским занятиям для студентов специальности «социология»
Овчинникова, Э. В. Методология и методика социологических исследований [Текст]: методические указания к семинарским занятиям для...
Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «земельное право» iconМетодические указания и планы к семинарским и практическим занятиям...
Орлов И. И., Половинкина М. Л. Методические указания и планы к семинарским и практическим занятиям по курсу «История культуры и искусств»...
Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «земельное право» iconМетодические рекомендации по разработке методических указаний к семинарским...
Методические рекомендации по разработке методических указаний к семинарским занятиям по дисциплине / Составители Васильева И. Л.,...
Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «земельное право» iconМетодические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей...
Минаков В. Б. Политология. Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей очной формы обучения. Тюмень:...
Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «земельное право» iconМетодические указания к семинарским занятиям Красноярск
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности «Биохимия»
Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «земельное право» iconМетодические указания к семинарским занятиям Красноярск
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология»
Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «земельное право» iconМетодические указания к семинарским занятиям Красноярск
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200 «Физика»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск