Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ХАКАССКИЙ ФИЛИАЛ
|
Утверждаю
Директор ХФ ФГОУ ВПО КрасГАУ
_________________ О.В. Шавыркин
«_____»_________________2009г.
|
по дисциплине
| ФИЗИОЛОГИЯ И ЭТОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ
|
для специальностей
| 110401.65 «Зоотехния»
|
|
|
Кафедра технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции
|
форма обучения заочная
| курс 1-3
| семестр 2-6
|
Абакан 2009
| Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 110401.65 «Зоотехния».
|
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции
|
протокол № _____ от «_____» ____________________ 2009г.
|
Составитель программы ________________ к.б.н., доцент Ю.М. Степанов
Заведующий кафедрой ________________ к.с.-х.н, доцент Т.Н. Башмакова
|
Рабочая программа одобрена учебно-методическим Советом ХФ ФГОУ ВПО КрасГАУ
|
протокол № _____ от «_____» ____________________ 2009г.
|
Председатель ___________________________ Я.М.Сагалаков
|
1 Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
|
а) цель преподавания дисциплины:
| Знание всего комплекса дисциплин, предусмотренных Государственным образовтельным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО), является обязательным при подготовке специалиста по специальности 110401.65 – “Зоотехния”. Успешное овладение профессией требует не только специальных знаний необходимых для организации и ведения животноводческого хозяйства, но и общих представлений о функционировании живых организмов. Эта дисциплина основана на изучаемых ранее анатомии и морфологии, тесно связана с физикой, биофизикой, химией, биохимией, зоологией и служит теоретической базой для зоотехнических и ветеринарных дисциплин. Поэтому физиология занимает центральное место в общебиологической подготовке зооинженеров. Студенты приобретают знания о механизмах адаптации (приспособления) организма животных к изменяющимся условиям содержания, кормления, микроклимата в животноводческих помещениях, об основах этологии. Знание механизмов работы отдельных органов и систем, их взаимодействие в норме и под влиянием условий внешней среды необходимо для выполнения профессиональной деятельности специалиста.
Цель дисциплины “Физиология и этология животных”: дать студентам знания о физиологии животных, предусмотренные ГОС ВПО по специальности 110401.65 – “Зоотехния”. Научить практически оценивать наиболее важные показатели, характеризующие состояние основных систем организма животных (пищеварительной, кардиореспираторной, выделительной, нервной, и т.д.).
|
б) задача изучения дисциплины:
| Ознакомить студентов с основными понятиями и принципами физиологии сельскохозяственных животных (структура и функция, их взаимосвязь; гомеостаз; нервная и гуморальная регуляция функций; адаптация животных к окружающим условиям и т.д.).
Выработать умение практически оценивать состояние тех или иных систем организма, отличать нормальные проявления жизнедеятельности организма, органов, тканей от патологических (получение, подсчет форменных элементов крови, запись, оценка электрокардиограммы, определение артериального давления, частоты сердечных сокращений и др.).
Научить грамотно и аргументировано излагать материал, вести научную дискуссию. Привить студентам навыки самостоятельной работы с литературой.
ГОС ВПО для студентов, обучающихся по специальности 110401.65 – “Зоотехния” предусматривает следующие требования по дисциплине “Физиология и этология животных. После изучения курса специалист должен:
владеть профессиональным языком предметной области знаний;
знать закономерности взаимоотношений организма животного с окружающей средой;
уметь применять научно обоснованные принципы сохранения и укрепления здоровья сельскохозяйственных животных на основе знаний физиологии;
владеть научными подходами и методами физиологической науки с тем, чтобы использвать их в своей практической работе.
Специалист должен уметь:
- оценивать состояние здоровья сельскохозяйственных животных, работу отдельных оганов и систем организма;
- организовывать выращивание, содержание и эксплуатацию сельскохозяйственных жвотных, с учетом знаний физиологии.
|
в) перечень предшествующих дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины:
|
Наименование дисциплины
| Раздел (тем)а
| Основные темы изучаемой дисциплины
| Химия
| Разделы органической, аналитической и физколлоидной химии
| Молекулярное строение основных классов биологически активных веществ (ферменты, медиаторы, гормоны и т.п.). Качественные реакции на белки, жиры, углеводы. Агрегатные состояния: коллоиды, растворы, осмос, диффузия и др.
| Физика
| Термодинамика, гидравлика, кинематика, спектроскопия
| Термодинамические процессы в неравновесных системах, понятие энтропии. Законы гидравлики и движение крови. Движение и локомоции животных. Обмен веществ и энергии.
| Биология с основами экологии
| Происхождение жизни. Эволюция живого на Земле.
| Теория Опарина, учение Ч. Дарвина и др. эволюционистов.
| Морфология животных
| Цитология, эмбриология, гистология, анатомия
| Функционирование клетки и ее основные компоненты. Основные закономерности развития зародыша. Строение тканей организма. Строение и развитие органов и систем, их топография.
|
2 Протокол согласования рабочей программы с другими дисциплинами на 2008/2009 учебный год
|
Наименование дисциплин, изучение которых опирается данную дисциплину
| Кафедра
| Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядке изложения и содержания лабораторных и практических занятий
| Решение, принятое кафедрой, разработавшей программу (протокол №, дата)
| Морфология животных
| ТППСП
| Увеличить объем часов на изучение строения таких систем как: нервная, имунная, кардио-респираторная, эндокринная, половая, выделительная, не только на органном уровне, но и на клеточном.
| Протокол №
от «___» _____ 2009.
|
3 Объем дисциплины и виды учебной работы
|
Виды учебной работы
| Всего чсов
| Семестры
| Срок обучения
| 5 лет 10 мес.
| 3 года 10 мес.
| 4
| 5
| 6
| 2
| 3
| 4
| Общая трудоемкость дисциплины
| 210/210*
| 2
| 104
| 104
| 2
| 102
| 106
| Аудиторные занятия
| 30/28
| 2
| 14
| 14
| 2
| 12
| 14
| Лекции
| 14/12
| 2
| 6
| 6
| 2
| 4
| 6
| Практические занятия
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| Семинары
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| Лабораторные занятия
| 16/16
| -
| 8
| 8
| -
| 8
| 8
| Самостоятельная работа
| 180/182
| -
| 90
| 90
| -
| 90
| 92
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
| -
| -
|
| -
| -
| Расчетно-графические работы
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| Реферат
| -
|
|
|
|
| -
|
| Контрольные работы (количество работ)
| 2/1
| -
| 1
| 1
|
| -
| 1
| Вид итогового контроля
(зачет, экзамен)
| Зачет, экзамен
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| Зачет
| Зачет
| -
| Зачет
| -
|
| Зачет
|
| Экзамен)
| Экзамен
| -
|
| Экзамен
|
|
| Экзамен
| Индивидуальные занятия
| 2,1/1,8
| -
| 0,9-
| 1,2-
| -
| 0,9
| 0,9
|
*- первая цифра – срок обучения 5 лет 10 месяцев, вторая - срок обучения 3 года 10 месяцев
|