Документ предоставлен КонсультантПлюс
Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
27 марта 2000 года Номер государственной
регистрации
260гум/сп Вводится в действие
с момента утверждения ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 021100 - ЮРИСПРУДЕНЦИЯ КВАЛИФИКАЦИЯ - ЮРИСТ 1. Общая характеристика специальности
021100 - Юриспруденция 1.1. Специальность 021100 "Юриспруденция" утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Квалификация выпускника - юрист (специалист юриспруденции). Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки юриста по специальности 021100 - Юриспруденция при очной форме обучения - 5 лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Юрист в рамках специальности 021100 получает фундаментальную и специальную подготовку в области юриспруденции.
Деятельность юриста направлена на реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
- события и действия, имеющие юридическое значение;
- правовые отношения, возникающие в сфере функционирования государственных институтов;
- правовые отношения между государственными органами, физическими и юридическими лицами.
Юрист должен уметь:
- толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты;
- обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц;
- юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;
- разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;
- принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом;
- вскрывать и устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности и наказания виновных; предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;
- систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.
Юрист должен:
- обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности;
- понимать сущность и социальную значимость своей профессии, четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права в профессиональной деятельности.
1.4. Возможности продолжения образования.
Юрист подготовлен к продолжению образования:
- в магистратуре по направлению 521400 - магистр юриспруденции;
- в аспирантуре. 2. Требования к уровню подготовки абитуриентов 2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании. 3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки юриста по специальности 021100 - Юриспруденция 3.1. Основная образовательная программа подготовки юриста разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки юриста, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки юриста формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студентов в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки юриста должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл ДС - дисциплины специализации;
цикл ФТД - факультативы
и итоговую государственную аттестацию.
3.5. Содержание национально-регионального (вузовского) компонента основной образовательной программы подготовки юриста должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом. Перечень дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, указанный в настоящем государственном образовательном стандарте, носит рекомендательный характер. 4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки юриста
по специальности 021100 - Юриспруденция
Индекс
| Наименование дисциплин и их основные разделы
| Всего
часов
| ГСЭ
| Общие гуманитарные и социально-экономические
дисциплины
| 1800
| ГСЭ.Ф.00
| Федеральный компонент
| 1260
| ГСЭ.Ф.01
| Иностранный язык
Специфика артикуляции звуков, интонации, ак-
центуации и ритма нейтральной речи в изучаемом
языке; основные особенности полного стиля
произношения, характерные для сферы профессио-
нальной коммуникации; чтение транскрипции.
Лексический минимум в объеме 4000 учебных
лексических единиц общего и терминологического
характера.
Понятия дифференциации лексики по сферам
применения (бытовая, терминологическая,
общенаучная, официальная и др.).
Понятие о свободных и устойчивых слово-
сочетаниях, фразеологических единицах.
Понятие об основных способах словообразования.
Грамматические навыки, обеспечивающие коммуни-
кацию общего характера без искажения смысла при
письменном и устном общении; основные граммати-
ческие явления, характерные для профессиональ-
ной речи.
Понятие об обиходно-литературном, официально-
деловом, научном стилях, стиле художественной
литературы. Основные особенности научного
стиля.
Культура и традиции стран изучаемого языка,
правила речевого этикета.
Говорение. Диалогическая и монологическая речь
с использованием наиболее употребительных и
относительно простых лексико-грамматических
средств в основных коммуникативных ситуациях
неофициального и официального общения. Основы
публичной речи (устное сообщение, доклад).
Аудирование. Понимание диалогической и
монологической речи в сфере бытовой и
профессиональной коммуникации.
Чтение. Виды текстов: несложные прагматические
тексты и тексты по широкому и узкому профилю
специальности.
Письмо. Виды речевых произведений: аннотация,
реферат, тезисы, сообщения, частное письмо,
деловое письмо, биография
| 340
| ГСЭ.Ф.02
| Физическая культура
Физическая культура в общекультурной и профес-
сиональной подготовке студентов. Ее социально-
биологические основы. Физическая культура и
спорт как социальные феномены общества. Законо-
дательство Российской Федерации о физической
культуре и спорте.
Физическая культура личности.
Основы здорового образа жизни студентов.
Особенности использования средств физической
культуры для оптимизации работоспособности.
Общая физическая и специальная подготовка в
системе физического воспитания.
Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или
систем физических упражнений.
Профессионально-прикладная физическая подготов-
ка студентов. Основы методики самостоятельных
занятий и самоконтроль за состоянием своего
организма
| 408
| ГСЭ.Ф.03
| Отечественная история
Сущность, формы, функции исторического знания.
Методы и источники изучения истории. Понятие
и классификация исторического источника.
Отечественная историография в прошлом и
настоящем: общее и особенное. Методология и
теория исторической науки. История России -
неотъемлемая часть всемирной истории.
Античное наследие в эпоху Великого переселения
народов. Проблема этногенеза восточных славян.
Основные этапы становления государственности.
Древняя Русь и кочевники. Византийско-древне-
русские связи. Особенности социального строя
Древней Руси. Этнокультурные и социально-
политические процессы становления русской
государственности. Принятие христианства.
Распространение ислама. Эволюция восточно-
славянской государственности в XI - XII вв.
Социально-политические изменения в русских
землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: проблемы
взаимовлияния.
Россия и средневековые государства Европы и
Азии. Специфика формирования единого россий-
ского государства. Возвышение Москвы. Формиро-
вание сословной системы организации общества.
Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и
особенности складывания российского абсолю-
тизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.
Особенности и основные этапы экономического
развития России. Эволюция форм собственности
на землю. Структура феодального землевладения.
Крепостное право в России. Мануфактурно-
промышленное производство. Становление
индустриального общества в России: общее и
особенное. Общественная мысль и особенности
общественного движения России XIX в. Реформы
и реформаторы в России. Русская культура XIX
века и ее вклад в мировую культуру.
Роль XX столетия в мировой истории. Глобализа-
ция общественных процессов. Проблема экономи-
ческого роста и модернизации. Революции и
реформы. Социальная трансформация общества.
Столкновение тенденций интернационализма и
национализма, интеграции и сепаратизма,
демократии и авторитаризма.
Россия в начале XX в. Объективная потребность
индустриальной модернизации России. Российские
реформы в контексте общемирового развития в на-
чале века. Политические партии России: генезис,
классификация, программы, тактика.
Россия в условиях мировой войны и общенациона-
льного кризиса. Революция 1917 г. Гражданская
война и интервенция, их результаты и последст-
вия. Российская эмиграция. Социально-экономи-
ческое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Форми-
рование однопартийного политического режима.
Образование СССР. Культурная жизнь страны в
20-е гг. Внешняя политика.
Курс на строительство социализма в одной стране
и его последствия. Социально-экономические пре-
образования в 30-е гг. Усиление режима личной
власти Сталина. Сопротивление сталинизму.
СССР накануне и в начальный период второй
мировой войны. Великая Отечественная война.
Социально-экономическое развитие, общественно-
политическая жизнь, культура, внешняя политика
СССР в послевоенные годы. Холодная война.
Попытки осуществления политических и
экономических реформ.
НТР и ее влияние на ход общественного развития.
СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание
кризисных явлений. Советский Союз в 1985 -
1991 гг. Перестройка. Попытка государственного
переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР.
Беловежские соглашения. Октябрьские события
1993 г.
Становление новой российской государственности
(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной
социально-политической модернизации. Культура
в современной России. Внешнеполитическая
деятельность в условиях новой геополитической
ситуации
|
| ГСЭ.Ф.04
| Культурология
Структура и состав современного культуроло-
гического знания. Культурология и философия
культуры, социология культуры, культурная
антропология. Культурология и история мировой
культуры; история культуры России; школы,
направления и теории в культурологии; охрана
и использование культурного наследия.
Теоретическая и прикладная культурология.
Методы культурологических исследований.
Основные понятия культурологии: культура,
цивилизация, морфология культуры, функции
культуры, культурогенез, динамика культуры,
язык и символ культуры, культурные коды,
межкультурные коммуникации, культурные ценности
и нормы, культурные традиции, культурная
картина мира, социальные институты культуры,
культурная самоидентичность, культурная
модернизация.
Типология культур. Этническая и национальная,
элитарная и массовая культура. Восточные и за-
падные типы культур. Специфические и "середин-
ные" культуры. Локальные культуры. Тенденции
культурной универсализации в мировом
современном процессе.
Культура и природа. Культура и общество.
Культура и глобальные проблемы современности.
Культура и личность. Инкультурация и
социализация
|
| ГСЭ.Ф.05
| Политология
Объект, предмет и метод политической науки.
Функции политологии.
Политическая жизнь и властные отношения. Роль
и место политики в жизни современных обществ.
Социальные функции политики.
История политических учений. Российская
политическая традиция: истоки, социокультурные
основания, историческая динамика. Современные
политологические школы.
Гражданское общество, его происхождение
и особенности. Особенности становления
гражданского общества в России.
Институциональные аспекты политики. Политичес-
кая власть. Политическая система. Политические
режимы, политические партии, электоральные
системы.
Политические отношения и процессы. Политические
конфликты и способы их разрешения. Политические
технологии. Политический менеджмент. Политичес-
кая модернизация.
Политические организации и движения. Политичес-
кие элиты. Политическое лидерство.
Социокультурные аспекты политики.
Мировая экономика и международные отношения.
Особенности мирового политического процесса.
Национально-государственные интересы России
в новой геополитической ситуации.
Методология познания политической реальности.
Парадигмы политического знания. Экспертное
политическое знание; политическая аналитика
и прогностика. Сравнительная политология
|
| ГСЭ.Ф.06
| Логика
Логика и язык права. Суждение и норма.
Вопросно-ответные ситуации. Понятие. Опреде-
ление и классификация. Дедукция, индукция и
аналогия. Логические основы аргументации.
Формы развития знания: проблема, гипотеза,
судебно-следственная версия, теория
|
| ГСЭ.Ф.07
| Русский язык и культура речи
Стили современного русского литературного
языка. Языковая норма, ее роль в становлении
и функционировании литературного языка.
Речевое взаимодействие. Основные единицы
общения. Устная и письменная разновидности
литературного языка. Нормативные, коммуника-
тивные, этические аспекты устной и письменной
речи.
Функциональные стили современного русского
языка. Взаимодействие функциональных стилей.
Научный стиль. Специфика использования элемен-
тов различных языковых уровней в научной речи.
Речевые нормы учебной и научной сфер деятель-
ности. Официально-деловой стиль, сфера его
функционирования, жанровое разнообразие.
Языковые формулы официальных документов.
Приемы унификации языка служебных документов.
Интернациональные свойства русской официально-
деловой письменной речи. Язык и стиль
распорядительных документов. Язык и стиль
коммерческой корреспонденции. Язык и стиль
инструктивно-методических документов. Реклама
в деловой речи. Правила оформления документов.
Речевой этикет в документе.
Жанровая дифференциация и отбор языковых
средств в публицистическом стиле. Особенности
устной публичной речи. Оратор и его аудитория.
Основные виды аргументов. Подготовка речи:
выбор темы, цель речи, поиск материала, начало,
развертывание и завершение речи. Основные
приемы поиска материала и виды вспомогательных
материалов. Словесное оформление публичного
выступления. Понятливость, информативность
и выразительность публичной речи.
Разговорная речь в системе функциональных
разновидностей русского литературного языка.
Условия функционирования разговорной речи, роль
внеязыковых факторов. Культура речи. Основные
направления совершенствования навыков
грамотного письма и говорения
|
| ГСЭ.Ф.08
| Социология
Предыстория и социально-философские предпосылки
социологии как науки. Социологический проект
Конта. Классические социологические теории.
Современные социологические теории. Русская
социологическая мысль.
Общество и социальные институты. Мировая
система и процессы глобализации. Социальные
группы и общности. Виды общностей. Общность и
личность. Малые группы и коллективы. Социальная
организация. Социальные движения. Социальное
неравенство, стратификация и социальная
мобильность. Понятие социального статуса.
Социальное взаимодействие и социальные отноше-
ния. Общественное мнение как институт граждан-
ского общества. Культура как фактор социальных
изменений. Взаимодействие экономики, социальных
отношений и культуры.
Личность как социальный тип. Социальный
контроль и девиация. Личность как деятельный
субъект.
Социальные изменения. Социальные революции
и реформы. Концепции социального прогресса.
Формирование мировой системы. Место России
в мировом сообществе.
Методы социологического исследования
|
| ГСЭ.Ф.09
| Философия
Предмет философии. Место и роль философии
в культуре. Становление философии. Основные
направления, школы философии и этапы ее
исторического развития. Структура философского
знания.
Учение о бытии. Монистические и плюралистичес-
кие концепции бытия, самоорганизация бытия. По-
нятия материального и идеального. Пространство,
время. Движение и развитие, диалектика. Детер-
минизм и индетерминизм. Динамические и статис-
тические закономерности. Научные, философские
и религиозные картины мира.
Человек, общество, культура. Человек и природа.
Общество и его структура. Гражданское общество
и государство. Человек в системе социальных
связей. Человек и исторический процесс;
личность и массы, свобода и необходимость.
Формационная и цивилизационная концепции
общественного развития.
Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие.
Свобода и ответственность. Мораль, справед-
ливость, право. Нравственные ценности. Пред-
ставления о совершенном человеке в различных
культурах. Эстетические ценности и их роль в
человеческой жизни. Религиозные ценности и
свобода совести.
Сознание и познание. Сознание, самосознание и
личность. Познание, творчество, практика. Вера
и знание. Понимание и объяснение. Рациональное
и иррациональное в познавательной деятельности.
Проблема истины. Действительность, мышление,
логика и язык. Научное и вненаучное знание.
Критерии научности. Структура научного позна-
ния, его методы и формы. Рост научного знания.
Научные революции и смены типов рациональности.
Наука и техника.
Будущее человечества. Глобальные проблемы
современности. Взаимодействие цивилизаций
и сценарии будущего
|
| |