Министерство образования Российской Федерации
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников
по специальности
0201 Правоведение
(повышенный уровень среднего профессионального образования) Квалификация – юрист с углубленной подготовкой
Вводится в действие с 1 сентября 2004 г.
Министерство образования Российской Федерации
Институт проблем развития среднего профессионального образования
УТВЕРЖДЕН
Минобразованием России
28 августа 2003 г.
Регистрационный № 04-0201-П
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к минимуму содержания и уровню подготовки
выпускников по специальности 0201 Правоведение
(повышенный уровень среднего профессионального образования)
Квалификация – юрист с углубленной подготовкой
Вводится в действие с 1 сентября 2004 г.
Москва 2003 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0201 Правоведение (повышенный уровень среднего профессионального образования). – М.: ИПР СПО, 2003. 46 с.
© Оформление: Институт проблем развития среднего профессионального образования, 2003
1 Общая характеристика специальности 0201 Правоведение 1.1 Специальность 0201 Правоведение утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001 г. № 2572 «Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования – Классификатора специальностей среднего профессионального образования». 1.2 Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0201 Правоведение:
очная;
очно-заочная (вечерняя);
заочная;
экстернат.
1.3 Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности при очной форме обучения, образовательная база приема
Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения:
на базе среднего профессионального образования базового уровня – – 10 месяцев;
на базе среднего (полного) общего образования – 2 года 10 месяцев;
на базе основного общего образования – 3 года 10 месяцев при реализации дополнительной подготовки целостно с основной профессиональной программой базового уровня.
Абитуриент при поступлении должен иметь один из документов:
диплом о среднем профессиональном образовании базового уровня;
аттестат о среднем (полном) общем образовании;
аттестат об основном общем образовании;
диплом о начальном профессиональном образовании с указанием о полученном уровне общего образования и оценками по дисциплинам Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений;
диплом об образовании более высокого уровня.
1.4 Квалификация выпускника – юрист с углубленной подготовкой.
1.5 Квалификационная характеристика выпускника
Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности в качестве юриста на должностях, не предусматривающих наличия обязательного высшего юридического образования: юрисконсульта, специалиста паспортного стола, помощника следователя, дознавателя, специалиста отдела кадров, помощника нотариуса, адвоката и др. в органах государственной власти и местного самоуправления, а также в различных организациях, (предприятиях) независимо от их организационно-правовых форм. Основные виды деятельности юриста:
организационно-правовая – реализация требований законов и других нормативных актов Российской Федерации и ее субъектов в ходе организационной, производственной и иных видов деятельности; контроль за соблюдением законодательства, юридическое консультирование; оказание услуг физическим и юридическим лицам в защите их интересов в суде; толкование и применение нормативно-правовых актов; организационно-управленческая – осуществление организационно-управленческих функций в государственных органах, органах местного самоуправления; информирование граждан и должностных лиц о положениях законов и других нормативных актов, распространение правовых знаний; правоохранительная – осуществление функций по охране правопорядка и борьбе с преступностью в соответствии с целями и задачами, стоящими перед соответствующими правоохранительными органами; осуществление мероприятий по восстановлению нарушенных прав. Выпускник должен уметь: использовать полученные знания гуманитарных и социально-экономических наук в профессиональной деятельности; толковать нормы различных отраслей права; применять на практике полученные теоретические знания о государстве и праве; логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения; свободно оперировать юридическими понятиями и категориями; ориентироваться в системе, структуре, компетенции правоохранительных органов; использовать нормативно-правовые документы в профессиональной деятельности; составлять документы правового характера; анализировать и решать юридические проблемы в сфере гражданско-правовых, трудовых, административно-правовых, уголовно-правовых и иных отношений; анализировать и готовить предложения по совершенствованию правовой деятельности организаций, учреждений, предприятий; использовать вычислительную технику для формирования справочно-информационного фонда нормативно-правовых актов. Выпускник должен знать: содержание правовых норм, определяющих конкретную область его деятельности, понимать их взаимосвязь и значение для реализации права в профессиональной деятельности; формы защиты прав граждан и юридических лиц; сущность, типы и формы государства; понятие и сущность права; правосудие и его принципы; систему правоохранительных органов РФ; конституционное устройство Российской Федерации; психологические особенности и специфику делового общения; элементы профессиональной этики в работе юриста; основные правила подготовки различных видов документов. 1.6 Перечень направлений углубленной подготовки1:
правоохранительная деятельность;
судебно-правовая деятельность;
уголовно-исполнительная деятельность
кадровая деятельность;
предпринимательская деятельность.
1.7 Возможности продолжения образования выпускника
Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования повышенного уровня по специальности 0201 Правоведение, подготовлен:
к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования;
к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования по специальности 021100 Юриспруденция в сокращенные сроки.
2 Требования к уровню подготовки выпускника по основной
профессиональной образовательной программе повышенного уровня 0201 Правоведение Требования к уровню подготовки лиц, закончивших обучение по основной профессиональной образовательной программе среднего профессионального образования базового уровня, изложены в государственном образовательном стандарте в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0201 Правоведение, которые утверждены 21 февраля 2002 г., регистрационный № 04-0201-Б. 2.1 Общие требования к образованности выпускника Выпускник отвечает следующим требованиям:
обладает гражданской зрелостью, правовым самосознанием, профессиональной этикой, нравственным сознанием, твердостью моральных убеждений, гуманностью, толерантностью, ответственностью за порученное дело;
обладает научно-гуманистическим мировоззрением, необходимым для данного уровня деятельности, профессиональной культурой, сформированной профессиональной самооценкой, социальной ответственностью за результаты труда, информационной и коммуникативной культурой;
готов к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда;
готов к проявлению творческой инициативы, использованию достижений отечественной и зарубежной науки; имеет опыт применения сформированных знаний и умений в профессиональной деятельности;
ориентирован в смежных областях деятельности, готов к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности;
владеет современными информационными и телекоммуникационными технологиями в сфере профессиональной деятельности;
владеет методами оценки и контроля качества в профессиональной деятельности;
владеет знаниями методов управления и организации работы коллектива, анализа и планирования;
способен самостоятельно формулировать задачи и определять способы их решения в рамках своей профессиональной компетенции;
способен принимать управленческие решения, организовывать работу трудовых коллективов;
способен самостоятельно анализировать свою профессиональную деятельность и процесс собственного труда, осуществлять постановку и реализацию задач в области профессионального самосовершенствования и повышения деловой квалификации, оценивать соответствие своей профессиональной деятельности изменяющимся требованиям к ней.
2.2 Требования к уровню подготовки выпускника по циклам
дисциплин
По циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин
выпускник должен в области иностранного языка:
владеть лексическим (3000 лексических единиц) и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;
уметь понимать диалогическую и монологическую речь в сфере профессиональной деятельности;
в области физической культуры:
знать основы физической культуры и здорового образа жизни;
владеть системой умений, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей;
уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для укрепления здоровья, жизненных и профессиональных целей.
По циклу математических и общих естественнонаучных дисциплин выпускник должен знать:
основные понятия аналитической геометрии и линейной алгебры, виды задач линейного программирования и алгоритм их моделирования;
классификацию информационных систем;
виды технологических процессов обработки информации в инфор-мационных системах, особенности их применения;
методы и приемы обеспечения информационной безопасности;
уметь:
решать системы уравнений с несколькими переменными, моделировать и решать несложные задачи линейного программирования;
использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;
обеспечивать достоверность информации в процессе автоматизиро-ванной обработки данных.
По циклу общепрофессиональных дисциплин
выпускник должен иметь представление:
о современных проблемах управления качеством;
о кадровом, информационном, техническом и правовом обеспечении системы управления персоналом;
об основах исследовательской деятельности в организации;
знать:
основные методы управления качеством;
организационную структуру службы управления персоналом;
общие принципы управления персоналом;
принципы организации кадровой работы;
психологические аспекты управления, способы разрешения конфликтных ситуаций в коллективе;
основные термины и определения, используемые при оформлении документов в области научно-исследовательской деятельности;
содержание договора найма жилого помещения;
существенные условия договоров в области оказания услуг;
особенности обязательств вследствие необоснованного обогащения;
предмет и задачи юридической психологии;
психологию судебного процесса при рассмотрении уголовных дел;
уметь:
оформлять документацию по управлению качеством продукции;
создавать благоприятный психологический климат в коллективе;
использовать приемы и методы научного познания в исследовательской деятельности;
составлять отдельные виды договоров;
применять правовую базу в сфере судебной деятельности;
работать с обвиняемыми, подозреваемыми, осужденными и осво-божденными.
По циклу специальных дисциплин выпускник должен знать:
правовое регулирование муниципальных отношений; источники и систему муниципального права;
общие принципы и функции местного самоуправления; органы местного самоуправления в системе народовластия;
правовую основу местного самоуправления;
полномочия местного самоуправления в различных областях деятельности;
понятие и виды страхования; содержание российского страхового права;
основы медицинского страхования; основы обязательного социального страхования;
уметь:
исполнять принципы, основы муниципального права в конкретных условиях профессиональной деятельности;
составлять отдельные виды договоров в области страхования;
по направлению углубленной подготовки «Правоохранительная деятельность» знать:
понятие, признаки и задачи правоохранительной деятельности;
основные направления правоохранительной деятельности;
правовое регулирование правоохранительной деятельности;
систему криминологии;
криминологическую классификацию преступлений;
криминологическую характеристику отдельных видов преступлений;
формы и методы профилактики преступлений;
задачи, методику и основное понятие криминалистики;
теоретические и методологические основы криминалистики;
основные технико-криминалистические средства и методы обнаружения фиксации, изъятия и исследования следов преступления;
методику расследования отдельных видов и групп преступлений;
основные тактические приемы, используемые при расследовании преступлений в целом и при проведении отдельных следственных действий;
основы административной деятельности органов внутренних дел;
уголовно-процессуальную деятельность правоохранительных органов;
уметь:
применять правовую базу в сфере правоохранительной деятельности;
анализировать оперативную обстановку, вырабатывать предложения по реагированию на ее изменения;
определять основные элементы криминологической характеристики отдельных видов преступлений;
классифицировать личности преступников;
составлять протоколы об административных правонарушениях;
применять криминалистическую технику для обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления;
применять компьютерную аудио- и видеотехнику в профессиональной деятельности.
по направлению углубленной подготовки «Судебно-правовая деятельность» знать:
задачи, состав, полномочия арбитражных судов различных уровней;
досудебный (претензионный) порядок урегулирования экономических и иных споров;
подведомственность и подсудность экономических споров и иных дел арбитражным судам;
исковое производство в арбитражном суде;
общие условия и порядок совершения исполнительных действий;
основания применения мер принудительного исполнения;
правовое положение лиц, участвующих в исполнительном производстве;
правовую основу деятельности судебных приставов;
требования, предъявляемые к лицу, претендующему на должность судебного пристава;
права, обязанности, ответственность судебных приставов;
правовую основу деятельности судебных приставов;
правила составления организационно-распорядительных и процес-суальных документов;
правовые основы судебно-бухгалтерской экспертизы;
основные стадии судебно-бухгалтерской экспертизы;
уметь:
определять процессуальное положение участников арбитражного процесса;
определять виды процессуальных действий на каждой стадии арбитражного процесса;
составлять исполнительные документы;
исчислять сроки на предъявление исполнительных документов к исполнению;
совершать исполнительные действия;
составлять и оформлять организационно-распорядительные и процессуальные документы;
организовать кодификационную работу в суде;
выполнять функции и обязанности судебных приставов;
подготовлять материалы для проведения судебно-бухгалтерской экспертизы;
по направлению углубленной подготовки «Уголовно-исполни-тельная деятельность» знать:
содержание российского уголовно-исполнительного законодательства;
правовое регулирование исполнения уголовных наказаний;
криминологическую классификацию преступлений;
криминологическую характеристику отдельных видов преступлений;
причины и условия совершения преступлений;
систему предупреждения преступлений;
основные технико-криминалистические средства и методы обнаружения, фиксации, изъятия и исследования следов преступления;
основные тактические приемы, используемые при расследовании преступлений в целом и при проведении отдельных следственных действий;
методику расследования отдельных видов и групп преступлений;
основы административной деятельности органов внутренних дел;
виды процессуальной деятельности органов внутренних дел по материалам административных правонарушений и уголовных преступлений;
уметь:
определять правовой режим осужденного;
определять условия содержания осужденных к лишению свободы;
определять основные элементы криминологической характеристики отдельных видов преступлений;
классифицировать личности преступников;
выдвигать версии на основании информации о преступлении и составлять план расследования по уголовному делу;
самостоятельно проводить отдельные следственные действия;
анализировать и оценивать исходную информацию о расследуемом преступлении, давать его криминалистическую характеристику;
составлять протоколы об административных правонарушениях;
по направлению углубленной подготовки «Кадровая деятельность» знать:
нормативно-правовую базу кадровой службы;
задачи и функции кадровых служб;
основы кадрового планирования на предприятии;
основы кадрового менеджмента;
понятие и содержание юридической помощи;
виды юридической помощи;
органы, оказывающие юридическую помощь;
порядок ведения делопроизводства в отделе кадров;
уровни проявления и типологию конфликтов;
методы прогнозирования и предупреждения конфликтов;
методы и способы разрешения конфликтов;
технологические основы обработки и хранения конфиденциальных документов;
порядок издания конфиденциальных документов;
уметь:
осуществлять кадровое планирование и профессиональный отбор персонала;
оказывать отдельные виды юридической помощи физическим и юридическим лицам;
оформлять документацию при приеме, переводе и увольнении работников;
составлять трудовые договоры (контракты);
составлять статистическую отчетность по учету личного состава;
обрабатывать листки нетрудоспособности;
определять способы и методы разрешения конфликтов;
готовить проекты конфиденциальных документов;
по направлению углубленной подготовки «Предпринимательская деятельность» знать:
содержание предпринимательской деятельности;
организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
правовой статус субъектов предпринимательской деятельности;
правовой режим финансов предприятий (организаций);
правовые основы финансового планирования на предприятиях (в организациях);
налоговое регулирование и внутрифирменный финансовый контроль;
основы инвестиционной деятельности предприятий (организаций);
составные элементы маркетинговой деятельности и их характеристику;
методику проведения маркетинговых исследований, виды и критерии отбора маркетинговой информации;
налоговую систему Российской Федерации;
договорно-правовой и валютно-финансовый механизм внешнеэкономической деятельности;
создание и обеспечение деятельности совместных предприятий;
уметь:
применять на практике нормативно-правовую базу, регулирующую предпринимательскую деятельность;
формировать правовую базу использования финансов предприятий (организаций);
определять виды налогов для предприятий (организаций);
проводить обработку и анализ маркетинговой информации;
разрабатывать проекты и давать правовую оценку внешнеэкономической деятельности.
2.3 Требования к уровню подготовки выпускников по производственной (профессиональной) практике При освоении программы производственной (профессиональной) практики выпускник должен закрепить и углубить знания, приобрести умения и навыки по всем видам профессиональной деятельности. 2.4 Требования к выпускнику по итогам освоения основной
профессиональной образовательной программы
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0201 Правоведение выпускник должен быть готов к выполнению организационно-правовой, организационно-управлен-ческой и правоохранительной деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой.
3 Требования к минимуму содержания основной профессиональной образовательной программы повышенного уровня по специальности 0201 Правоведение 3.1 Требования к минимуму содержания основной профессиональной образовательной программы базового уровня по специальности 0201 Правоведение среднего профессионального образования: всего часов максимальной учебной нагрузки 3348, в том числе часов обязательных учебных занятий 2232. 3.2 Требования к минимуму содержания программы дополнительной подготовки.
Индекс
| Наименование циклов, дисциплин,
основные дидактические единицы
| Всего часов максимальной учебной нагрузки
студента
| В т.ч.
часов обязательных учебных
занятий
|
1
| 2
| 3
| 4
| ТО.Ф
| Теоретическое обучение – дисциплины федерального компонента
| 1369
| 1054
| ОГСЭ.00
| Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
| 147
| 124
| ОГСЭ.01
| Иностранный язык:
специфика артикуляции звуков, интонации, особенности стиля произношения, характерные для сферы профессиональной деятельности; профессиональная лексика; понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах профессиональной терминологии; техника перевода (со словарем) профессионально ориентированных текстов; аудирование: понимание диалогической и монологической речи в профессиональной деятельности; виды текстовых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщение
|
| 62
| ОГСЭ.02
| Физическая культура:
основы здорового образа жизни студента; физическая культура в профессиональной подготовке; оздоровительные системы и спорт; профессионально-прикладная физическая подготовка; основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за физическим состоянием своего организма
|
| 62
| ЕН.00
| Математические и общие естественнонаучные дисциплины
| 150
| 104
| ЕН.01
| Математика:
элементы линейной алгебры: матрицы, операции над ними, определители матриц, их вычисление, обратная матрица, решение систем линейных уравнений матричным и другими методами;
линейное программирование: понятие и сущность линейного программирования, моделирование задач линейного программирования, решение простейших задач линейного программирования
|
| 48
| ЕН.02
| Информационные системы в профессиональной деятельности:
понятие и структура информационной системы (ИС); история развития ИС; место в профессиональной деятельности; классификация ИС по различным признакам; понятие информационного процесса; виды информационных процессов; описание процессов сбора, хранения, обработки и передачи информации; стандарты разработки ИС; применение современных CASE-средств для разработки информационных систем; логическая, физическая и функциональная модели данных ИС; системный анализ бизнес-процессов на основе IDEF-технологии разработки ИС; автоматизация разработки моделей данных с помощью программных средств; защита информации в ИС
|
| 56
| ОПД.00
| Общепрофессиональные дисциплины
| 260
| 242
| ОПД.01
| Управление качеством:
сущность качества и управление им; качество и конкурентоспособность продукции и услуг; основные методы управления качеством, сферы приложения методов управления качеством; нормативно-право-вая база организации и функционирования систем управления качеством; государственные и международные стандарты и системы качества; современные проблемы управления качеством, роль маркетинговой деятельности в системе управления качеством
|
| 46
| ОПД.02
| Управление персоналом:
функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом; персонал предприятия как объект управления; принципы управления персоналом; кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом; анализ кадрового потенциала; подбор персонала; мотивация поведения в процессе трудовой деятельности; профессиональная и организационная адаптация персонала, планирование деловой карьеры; конфликты в коллективе; оценка эффективности управления персоналом
|
| 56
| |