В чём заключается новизна фгос по сравнению со стандартом 2004 г.?





НазваниеВ чём заключается новизна фгос по сравнению со стандартом 2004 г.?
Дата публикации19.08.2014
Размер74.7 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > Военное дело > Вопрос
7 актуальных вопросов о ФГОС основного общего образования


  1. В чём заключается новизна ФГОС по сравнению со стандартом 2004 г.?

Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый документ для отечественной школы. Мы предлагаем для сравнения двух поколений стандартов (ФГОС и государственные образовательный стандарт 2004 г.) следующую таблицу:

ГОС 2004 г.

ФГОС

Структура

Компоненты:

  • Федеральный

  • Региональный

  • Школьный

Система требований:

  • К структуре основной образовательной программы (ООП)

  • К результатам освоения ООП

  • К условиям реализации ООП

Основные цели

Освоение обязательного минимума содержания образования

Достижение результатов: личностных, метапредметных, предметных

Основные направления реализации

  • Личностная ориентация

  • Деятельностный характер

  • Усиление воспитательного потенциала

  • Формирование ключевых компетенций

  • Системно-деятельностный подход

  • Формирование универсальных учебных действий (УУД)

  • Обязательное участие в проектной деятельности

Результаты освоения

  • Зафиксированы в требованиях к уровню подготовки выпускников как результаты освоения обязательного минимума (исключительно предметные)

  • Заданы в деятельностной форме («знать», «уметь» и т.д.)

  • Служат основой разработки материалов контрольных и экзаменационных работ

  • Представлены в разделе «Требования к результатам освоения ООП» для трёх групп: личностных, метапредметных, предметных

  • Дифференцированы по блокам «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться»

  • Являются основой не только для оценки учащихся, но и педагогов, образовательных учреждений и системы образования в целом

Итоговая аттестация

Проводится на основе содержания, включённого в обязательный минимум

Подлежат оценке достижение планируемых метапредметных и предметных результатов




  1. Какие первоочередные задачи необходимо решить образовательному учреждению при введении ФГОС основной школы?

Мы рекомендуем прежде всего обратить внимание на решение следующих проблем:

  • подготовка всего педагогического коллектива к введению ФГОС ООО. Если при переходе на стандарт начальной школы были задействованы одновременно лишь несколько учителей (от 1 до 6), то на ФГОС ООО переходит сразу большое количество педагогов, работающих в 5 классе. Важно, чтобы каждый учитель понимал особенности работы в новых условиях, чтобы коллектив школы действовал согласованно;

  • изучение условий реализации основной образовательной программы (ООП), прописанных в стандарте, и сравнение их с условиями обучения в ОУ. Необходимо составить перспективную «Дорожную карту» создания условий реализации ООП внутри ОУ: выявить «болевые точки» и спрогнозировать развитие условий;

  • изучение и выбор УМК, позволяющих в полной мере реализовать в учебном процессе новшества, вводимые ФГОС. Это касается как метода изучения предмета (деятельностный подход, самообучение, участие в проектной деятельности, достижение метапредметных и личностных результатов), так и подходов к оценке (оценка метапредметных результатов, самооценка). Здесь учителю важно отойти от стереотипов (привычный учебник), сделав выбор в пользу учебника-помощника в организации учебной деятельности, получении и отслеживании всех видов результатов;

  • разработка основной образовательной программы основного общего образования ОУ (ООП). В этот процесс также необходимо включить весь коллектив, так как многие положения данного документа (например, программы формирования УУД и проектной деятельности, система тематических планируемых результатов, система внутришкольной оценки, система условий реализации программы и др.) регламентируют деятельность каждого педагога в ОУ. Именно в ходе разработки ООП нужно согласовать внутри коллектива общие для преподавания всех предметов технологии (методы, приёмы), подходы к оценке; выбрать разумное количество срезовых работ и проектов; разработать критерии и инструментарий оценивания.

  1. Как изменится деятельность учителя при переходе на ФГОС ООО?

Основные изменения в деятельности педагога коснутся следующих направлений:

  • участие в разработке основной образовательной программы основного общего образования ОУ вместе с другими педагогами ОУ;

  • изменения в подходе к разработке рабочей программы по предмету1;

  • реализация деятельностного подхода на уроках и внеурочных занятиях, построение обучения на принципах развивающего обучения;

  • обязательное участие обучающихся в проектной деятельности по предмету;

  • оценка предметных результатов с позиции оценки способности учащегося решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи;

  • оценка метапредметных результатов освоения программы;

  • включение учащихся в процесс оценивания через самооценку и взаимооценку.

  1. Каковы основные подходы к разработке основной образовательной программы ОУ?

Основная образовательная программа (далее – ООП) основного общего образования ОУ разрабатывается школой самостоятельно на основе примерной ООП2 с учётом особенностей образовательного учреждения и региона.

Написание программы не является функцией исключительно администрации ОУ. Локальным актом школы назначается рабочая группа учителей и других педагогических работников по разработке ООП ОУ.

В компетенции ОУ разработать:

  • систему тематических планируемых результатов на основе итоговых планируемых результатов, представленных в примерной ООП,

  • программу формирования планируемы результатов междисциплинарных программ, вводимых ОУ,

  • описание и организацию содержания промежуточной аттестации; итоговой аттестации по предметам, не выносимым на ГИА; оценки проектной деятельности,

  • инструментарий (или адаптировать) для проведения тематического, текущего контроля всех видов планируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных),

  • инструментарий для проведения промежуточной аттестации и итоговой аттестации по предметам, не выносимым на ГИА,

  • инструментарий для итоговой оценки результатов по предметам (курсам), вводимым ОУ,

  • инструментарий для проведения стартовой диагностики,

  • модель проведения и инструментарий для оценки деятельности педагогов и школы в целом для организации внутришкольного контроля.

  1. Каким требованиям должна соответствовать рабочая программа по предмету?

Рабочая программа по предмету (курсу) должна иметь следующую структуру:

  1. Пояснительная записка, в которой раскрываются:

  • общая характеристика учебного предмета: вклад изучения данного предмета в развитие ученика, в том числе- формирование у него универсальных учебных действий;

  • цели изучения предмета;

  • система планируемых результатов: личностных предметных, метапредметных;

  • место предмета в учебном плане ОУ.

  1. Содержание предмета (курса).

В примерных программах по учебным предметам содержание не разбивается по классам. При разработке рабочей программы учителю необходимо проделать это самостоятельно, в соответствии с последовательностью изучения тем в выбранном УМК.

  1. Тематическое планирование.

В связи с организацией учебного процесса на деятельностной основе тематическое планирование включает в себя не только содержание, но и характеристику видов деятельности учащихся. Рекомендуется оформлять этот раздел в виде таблицы:

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий)

Тема 1. Название темы. (кол-во часов)

Содержание (перечисление дидактических единиц)


















  1. Рекомендации по оснащению учебного процесса должны содержать общее описание учебно-методического и материально-технического оснащения кабинета:

  • учебники и учебные пособия, дополнительная литература;

  • дидактические материалы;

  • цифровые образовательные ресурсы;

  • материально-техническое оснащение: технические средства обучения, приборы и материалы и проч..

  1. Как осуществлять оценку метапредметных результатов учителю-предметнику?

В Примерной основной образовательной программе ОУ для основной школы в п. 1.3.3. даны общие рекомендации по организации оценки метапредметных результатов. В частности указано, что проверяется (объект оценки), в каких формах и какой должен быть разработан инструментарий в ОУ для мониторинга метапредметных результатов.

Учителю следует обратить внимание на следующие ключевые моменты:

  • оценка достижения личностных УУД не входит в компетенцию педагога. На основе наблюдения за поведением учащихся и анкетирования возможно лишь оценить некоторые отдельные результаты (ограниченная оценка);

  • особенности оценки познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД, а также читательской и ИКТ-компетентностей, навыков учебно-исследовательской и проектной деятельности должны быть отражены в программе формирования УУД, которую разрабатывает коллектив школы;

  • для оценки сформированности УУД служат промежуточные и итоговые комплексные работы. Материалы для таких работ будут разработаны на федеральном уровне;

  • в новые УМК по предмету будут включены новые типы заданий: учебно-практические и учебно-познавательные, проверяющие в том числе сформированность УУД школьников.

  1. В чём заключаются новые подходы к оценке результатов образования?

Введение новых стандартов предусматривает значительные изменения в оценочной деятельности учителя.

Стандарт 2004 г., как и предыдущие аналогичные документы, предусматривал контроль исключительно предметных результатов. Объектом контроля являлось содержание обязательного минимума. При этом подразумевалось, что контролируются только знания и умения учащихся.

ФГОС нового поколения декларирует следующие новшества в оценивании:

  • оцениваются все виды результатов: личностные, метапредметные, предметные. При этом оценка личностных результатов в рамках ОУ возможна только в ограниченной форме, т.е. оцениваются лишь некоторые результаты на основе наблюдения за поведением школьников и анкетирования;

  • в ходе оценки главный акцент делается на оценивание способности к решению разного рода задач, т.е. диагностируется зона ближайшего развития школьника;

  • большую роль в оценивании должна играть самооценка и взаимооценка. А это означает, что потребуется разработать критерии оценки и эталоны для организации этого вида деятельности. Кроме того, при проектировании уроков учителю необходимо предусмотреть выделение оценивания в отдельный этап;

  • в рамках итоговой аттестации будет проходить защита индивидуального проекта. Поэтому каждый учитель должен освоить технологию проектной деятельности, а также регулярно в рамках изучения предмета организовывать выполнение и защиту проектов разных типов.

  • на основании оценки достижения все видов планируемых результатов будут оцениваться не только учащиеся, но и педагоги, школа, а также система образования в целом.




1 См. ответ на вопрос №4

2 М.: «Просвещение», 2011

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В чём заключается новизна фгос по сравнению со стандартом 2004 г.? iconЧитать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать....
В чем заключается роль современной начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом...
В чём заключается новизна фгос по сравнению со стандартом 2004 г.? iconОбразовательная программа дополнительного образования детей вокальной студии «меланж»
Новизна программы заключается в личностно ориентированном содержании, создании эмоционально-комфортной атмосферы творческого сотрудничества...
В чём заключается новизна фгос по сравнению со стандартом 2004 г.? iconПрограмма курса «Историко культурное наследие» «История Иркутской области»
Иркутской области построена в соответствии с задачами модернизации содержания образования, с основными положениями Концепции профильного...
В чём заключается новизна фгос по сравнению со стандартом 2004 г.? iconУчебник по теории вероятностей. В чем заключается событие ? Изобразите...
Некий студент посетил библиотеку. Событие взял произведение Л. Н. Толстого, взял произведение Станислава Лема; с – взял учебник по...
В чём заключается новизна фгос по сравнению со стандартом 2004 г.? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: Помочь учащимся понять, чем объясняется воздействие мелодии на самые сокровенные человеческие чувства, выяснить, в чем заключается...
В чём заключается новизна фгос по сравнению со стандартом 2004 г.? iconПрограмма охватывает все возрастные категории: младшие школьники...
Комплексная сквозная экспериментальная программа «эко» одна из форм экологического воспитания ребят, которая способствует интеллектуальному,...
В чём заключается новизна фгос по сравнению со стандартом 2004 г.? iconВ данных заданиях необходимо выбрать один правильный ответ из нескольких...
В данных заданиях необходимо выбрать один правильный ответ из нескольких предложенных с его полным обоснованием. Необходимо так же...
В чём заключается новизна фгос по сравнению со стандартом 2004 г.? iconОтчет 140 с., 5 ч., 1 прил. Часть 1 Наименование проекта Анализ потенциала...
Цель данного проекта заключается в создании необходимой научной основы для производства биоэнергии и строительства биоэнергетических...
В чём заключается новизна фгос по сравнению со стандартом 2004 г.? iconВ чем заключается сложность определения термина «культура»?
Проследите влияние религиозной культуры на нравственность, законодательство, быт, творчество
В чём заключается новизна фгос по сравнению со стандартом 2004 г.? iconТесты в чем заключается особенность англо-американской модели учета?
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
В чём заключается новизна фгос по сравнению со стандартом 2004 г.? iconРеферат по истории. Античные сюжеты «Декамерона»
В чем же заключается античность в сюжетах «Декамерона»?
В чём заключается новизна фгос по сравнению со стандартом 2004 г.? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
России по сравнению с другими крупными экономическими и населенческими державами, а также по сравнению с предыдущими этапами в развитии...
В чём заключается новизна фгос по сравнению со стандартом 2004 г.? icon1. В чем заключается проба Штанге?
Вам предлагаются задания, соответствующие требованиям к уровню знаний учащихся 9-11 классов общеобразовательной школы по предмету...
В чём заключается новизна фгос по сравнению со стандартом 2004 г.? iconТайна Микояна
Целью моей работы является понять, в чем же заключается причина «политического долголетия» Анастаса Ивановича, и доказать свою точку...
В чём заключается новизна фгос по сравнению со стандартом 2004 г.? iconУчебно-тематический план авторской программы «Творческое чтение и письмо»
Степень научной, методической новизны программы (в чем заключается ее оригинальность)
В чём заключается новизна фгос по сравнению со стандартом 2004 г.? icon«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок…»
Мы подведем итог: Чему учат сказки А. С. Пушкина. И в чем же заключается сила и красота сказочного мира поэта


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск