7 актуальных вопросов о ФГОС основного общего образования
В чём заключается новизна ФГОС по сравнению со стандартом 2004 г.?
Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый документ для отечественной школы. Мы предлагаем для сравнения двух поколений стандартов (ФГОС и государственные образовательный стандарт 2004 г.) следующую таблицу:
ГОС 2004 г.
| ФГОС
| Структура
| Компоненты:
Федеральный
Региональный
Школьный
| Система требований:
К структуре основной образовательной программы (ООП)
К результатам освоения ООП
К условиям реализации ООП
| Основные цели
| Освоение обязательного минимума содержания образования
| Достижение результатов: личностных, метапредметных, предметных
| Основные направления реализации
| Личностная ориентация
Деятельностный характер
Усиление воспитательного потенциала
Формирование ключевых компетенций
| Системно-деятельностный подход
Формирование универсальных учебных действий (УУД)
Обязательное участие в проектной деятельности
| Результаты освоения
| Зафиксированы в требованиях к уровню подготовки выпускников как результаты освоения обязательного минимума (исключительно предметные)
Заданы в деятельностной форме («знать», «уметь» и т.д.)
Служат основой разработки материалов контрольных и экзаменационных работ
| Представлены в разделе «Требования к результатам освоения ООП» для трёх групп: личностных, метапредметных, предметных
Дифференцированы по блокам «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться»
Являются основой не только для оценки учащихся, но и педагогов, образовательных учреждений и системы образования в целом
| Итоговая аттестация
| Проводится на основе содержания, включённого в обязательный минимум
| Подлежат оценке достижение планируемых метапредметных и предметных результатов
|
Какие первоочередные задачи необходимо решить образовательному учреждению при введении ФГОС основной школы?
Мы рекомендуем прежде всего обратить внимание на решение следующих проблем:
подготовка всего педагогического коллектива к введению ФГОС ООО. Если при переходе на стандарт начальной школы были задействованы одновременно лишь несколько учителей (от 1 до 6), то на ФГОС ООО переходит сразу большое количество педагогов, работающих в 5 классе. Важно, чтобы каждый учитель понимал особенности работы в новых условиях, чтобы коллектив школы действовал согласованно;
изучение условий реализации основной образовательной программы (ООП), прописанных в стандарте, и сравнение их с условиями обучения в ОУ. Необходимо составить перспективную «Дорожную карту» создания условий реализации ООП внутри ОУ: выявить «болевые точки» и спрогнозировать развитие условий;
изучение и выбор УМК, позволяющих в полной мере реализовать в учебном процессе новшества, вводимые ФГОС. Это касается как метода изучения предмета (деятельностный подход, самообучение, участие в проектной деятельности, достижение метапредметных и личностных результатов), так и подходов к оценке (оценка метапредметных результатов, самооценка). Здесь учителю важно отойти от стереотипов (привычный учебник), сделав выбор в пользу учебника-помощника в организации учебной деятельности, получении и отслеживании всех видов результатов;
разработка основной образовательной программы основного общего образования ОУ (ООП). В этот процесс также необходимо включить весь коллектив, так как многие положения данного документа (например, программы формирования УУД и проектной деятельности, система тематических планируемых результатов, система внутришкольной оценки, система условий реализации программы и др.) регламентируют деятельность каждого педагога в ОУ. Именно в ходе разработки ООП нужно согласовать внутри коллектива общие для преподавания всех предметов технологии (методы, приёмы), подходы к оценке; выбрать разумное количество срезовых работ и проектов; разработать критерии и инструментарий оценивания.
Как изменится деятельность учителя при переходе на ФГОС ООО?
Основные изменения в деятельности педагога коснутся следующих направлений:
участие в разработке основной образовательной программы основного общего образования ОУ вместе с другими педагогами ОУ;
изменения в подходе к разработке рабочей программы по предмету1;
реализация деятельностного подхода на уроках и внеурочных занятиях, построение обучения на принципах развивающего обучения;
обязательное участие обучающихся в проектной деятельности по предмету;
оценка предметных результатов с позиции оценки способности учащегося решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи;
оценка метапредметных результатов освоения программы;
включение учащихся в процесс оценивания через самооценку и взаимооценку.
Каковы основные подходы к разработке основной образовательной программы ОУ?
Основная образовательная программа (далее – ООП) основного общего образования ОУ разрабатывается школой самостоятельно на основе примерной ООП2 с учётом особенностей образовательного учреждения и региона.
Написание программы не является функцией исключительно администрации ОУ. Локальным актом школы назначается рабочая группа учителей и других педагогических работников по разработке ООП ОУ.
В компетенции ОУ разработать:
систему тематических планируемых результатов на основе итоговых планируемых результатов, представленных в примерной ООП,
программу формирования планируемы результатов междисциплинарных программ, вводимых ОУ,
описание и организацию содержания промежуточной аттестации; итоговой аттестации по предметам, не выносимым на ГИА; оценки проектной деятельности,
инструментарий (или адаптировать) для проведения тематического, текущего контроля всех видов планируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных),
инструментарий для проведения промежуточной аттестации и итоговой аттестации по предметам, не выносимым на ГИА,
инструментарий для итоговой оценки результатов по предметам (курсам), вводимым ОУ,
инструментарий для проведения стартовой диагностики,
модель проведения и инструментарий для оценки деятельности педагогов и школы в целом для организации внутришкольного контроля.
Каким требованиям должна соответствовать рабочая программа по предмету?
Рабочая программа по предмету (курсу) должна иметь следующую структуру:
Пояснительная записка, в которой раскрываются:
общая характеристика учебного предмета: вклад изучения данного предмета в развитие ученика, в том числе- формирование у него универсальных учебных действий;
цели изучения предмета;
система планируемых результатов: личностных предметных, метапредметных;
место предмета в учебном плане ОУ.
Содержание предмета (курса).
В примерных программах по учебным предметам содержание не разбивается по классам. При разработке рабочей программы учителю необходимо проделать это самостоятельно, в соответствии с последовательностью изучения тем в выбранном УМК.
Тематическое планирование.
В связи с организацией учебного процесса на деятельностной основе тематическое планирование включает в себя не только содержание, но и характеристику видов деятельности учащихся. Рекомендуется оформлять этот раздел в виде таблицы:
Основное содержание по темам
| Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий)
| Тема 1. Название темы. (кол-во часов)
| Содержание (перечисление дидактических единиц)
|
|
Рекомендации по оснащению учебного процесса должны содержать общее описание учебно-методического и материально-технического оснащения кабинета:
учебники и учебные пособия, дополнительная литература;
дидактические материалы;
цифровые образовательные ресурсы;
материально-техническое оснащение: технические средства обучения, приборы и материалы и проч..
Как осуществлять оценку метапредметных результатов учителю-предметнику?
В Примерной основной образовательной программе ОУ для основной школы в п. 1.3.3. даны общие рекомендации по организации оценки метапредметных результатов. В частности указано, что проверяется (объект оценки), в каких формах и какой должен быть разработан инструментарий в ОУ для мониторинга метапредметных результатов.
Учителю следует обратить внимание на следующие ключевые моменты:
оценка достижения личностных УУД не входит в компетенцию педагога. На основе наблюдения за поведением учащихся и анкетирования возможно лишь оценить некоторые отдельные результаты (ограниченная оценка);
особенности оценки познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД, а также читательской и ИКТ-компетентностей, навыков учебно-исследовательской и проектной деятельности должны быть отражены в программе формирования УУД, которую разрабатывает коллектив школы;
для оценки сформированности УУД служат промежуточные и итоговые комплексные работы. Материалы для таких работ будут разработаны на федеральном уровне;
в новые УМК по предмету будут включены новые типы заданий: учебно-практические и учебно-познавательные, проверяющие в том числе сформированность УУД школьников.
В чём заключаются новые подходы к оценке результатов образования?
Введение новых стандартов предусматривает значительные изменения в оценочной деятельности учителя.
Стандарт 2004 г., как и предыдущие аналогичные документы, предусматривал контроль исключительно предметных результатов. Объектом контроля являлось содержание обязательного минимума. При этом подразумевалось, что контролируются только знания и умения учащихся.
ФГОС нового поколения декларирует следующие новшества в оценивании:
оцениваются все виды результатов: личностные, метапредметные, предметные. При этом оценка личностных результатов в рамках ОУ возможна только в ограниченной форме, т.е. оцениваются лишь некоторые результаты на основе наблюдения за поведением школьников и анкетирования;
в ходе оценки главный акцент делается на оценивание способности к решению разного рода задач, т.е. диагностируется зона ближайшего развития школьника;
большую роль в оценивании должна играть самооценка и взаимооценка. А это означает, что потребуется разработать критерии оценки и эталоны для организации этого вида деятельности. Кроме того, при проектировании уроков учителю необходимо предусмотреть выделение оценивания в отдельный этап;
в рамках итоговой аттестации будет проходить защита индивидуального проекта. Поэтому каждый учитель должен освоить технологию проектной деятельности, а также регулярно в рамках изучения предмета организовывать выполнение и защиту проектов разных типов.
на основании оценки достижения все видов планируемых результатов будут оцениваться не только учащиеся, но и педагоги, школа, а также система образования в целом.
|