Скачать 212.72 Kb.
|
Пояснительная записка Экология сегодня - это не только наука о взаимоотношениях организмов с окружающей средой, но и практика выживания человека в условиях экологического неблагополучия. Поэтому в современных условиях проблема экологического образования и воспитания является ведущей. Одна из задач детского экологического образования - подготовить экологически грамотную личность. Изучив курс экологии, учащиеся должны обладать глубокими и разносторонними экологическими знаниями, в том числе и в отражении природоохранных идей в художественных произведениях, литературе, картинах, фольклоре; уметь строить свои отношения с природой на основе уважения к жизни, человеку, окружающей среде; выработать практические знания, умения и навыки экологического характера; использовать свои знания для решения проблем охраны окружающей среды; стремиться к здоровому образу жизни. Комплексная сквозная экспериментальная программа «ЭКО» - одна из форм экологического воспитания ребят, которая способствует интеллектуальному, эмоциональному, эстетическому и этическому развитию личности через игры, беседы, практическую деятельность. Программа охватывает все возрастные категории: младшие школьники (1-4 кл.), среднее звено (учащиеся 5-8 кл.) и старшеклассники (9-11 кл.). Новизна программы заключается в модификации трех разделов: «Общая экология», «Экология, человек и здоровье», «Природа и труд». Практическая значимость заключается в наиболее полном взгляде на взаимоотношения в цепи «Природа - человек - здоровье». Цель программы: - создание условий для развития у ребят высокого уровня экологической культуры и мышления; - формирование прочных убеждений в необходимости активной природоохранной деятельности. Задачи программы:
Актуальность и педагогическая целесообразность заключается в наличии педагогических условий: - формирование и интеграция в сознании ребят гуманитарного и естественнонаучного значения в единую, целостную картину мира, гуманного и толерантного отношения к человеку; - экологизация образовательной и досуговой деятельности; - ориентация учебно-образовательного материала на систему экологических, нравственных, здоровье сберегающих ценностей. Программа «ЭКО» - это:
Прохождение всей программы имеет временные рамки, индивидуальные для каждого подростка, обусловленные личными возможностями, роста общественной активности на каждой ступени. Обучающиеся включаются в реализацию программы поэтапно, продвигаясь от одной ступени к другой по маршруту от простого к более сложному. Содержание деятельности воспитанников каждой категории в течение года отражены в таблице учебного плана. Желательное условие реализации программы - целенаправленная систематическая работа по всем ступеням, имеющим эколого-биологическую и оздоровительную направленность, при этом не исключена возможность включения детей в образовательный процесс на любой ступени. Структура программы «ЭКО» Программа состоит из трех разделов. В разделе «Общая экология» рассматриваются закономерности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, оценки состояния экосистем, включены часы для знакомства с глобальными и основными экологическими проблемами республики и г. Зеленодольска, для изучения современных технических средств, используемых для мониторинга. Раздел «Экология, человек и здоровье» объединяет теоретические и практические занятия, направленные на изучение законов жизни, основ безопасности жизнедеятельности, здорового образа жизни. Главная задача сегодня - отвлечь внимание подростков от соблазнов (курение, наркотики, ранняя половая жизнь), переключить его на другие интересы - занятие спортом, природоохранительная деятельность, участие в акциях милосердия и дать возможность выразить свое нравственное этическое отношение к жизни через творчество. Знакомит ребят с законами природы, нарушение которых ведет к изменению экологического равновесия. Стратегией выживания человечества и сохранения биосферы, с зависимостью здоровья человека от состояния окружающей среды. Раздел «Природа и труд» предлагает учащимся принять личное участие в оздоровление социально-природного окружения, почувствовать себя частью окружающей их среды. Занимаясь по данной программе, дети и подростки получают в коллективе многоаспектное воспитание и разностороннее развитие. Основные принципы построения программы.
Механизм реализации программ. Формы и методы, применяемые на занятиях. Очень важно, чтобы занятия активизировали у ребят познавательный интерес, пробудили фантазию, научили сочувствию и сопереживанию, способствовали здоровому образу жизни. Самый короткий путь к воспитанию толерантности, экологической культуре - это путь через социальные акции, проекты, благотворительность, игру, сочинительство, фантазию, театрализованную деятельность. Практическая деятельность - ведущий фактор становления экологической ответственности подростка. Усваивая нормы поведения, взаимосвязи в природе, подросток накапливает свой жизненный опыт, поэтому каждый раздел заканчивается природоохранной, исследовательской, опытно-практической деятельностью. Сформированность практических навыков и развитие творческих умений, помогает лучше понять значимость приобретаемых знаний, стимулировать познавательную деятельность к экологическим проблемам своей малой Родины, на самостоятельное ведение проектной работы. Практическая работа начинается с наблюдений, переходит в изучение конкретных факторов и подводят воспитанника к необходимости действовать для изменения ситуации. Только тогда деятельность подростка становится для него личным поступком. Во время коллективного анализа работ ребята имеют возможность подсказать, помочь, поощрить товарища, закрепить навык доброжелательности, сохранить положительную эмоциональную атмосферу. В формировании толерантной, грамотной личности помогают:
Для систематического отслеживания результатов обучения используются традиционные формы: собеседование, наблюдение за поступками ребят, их высказываниями, активность участия в различных мероприятиях, благотворительных акциях, терпимость друг к другу. Подходы, которые используются при осуществлении образования, воспитания и развития личности: - единство интеллектуального и эмоционального восприятия окружающей среды; - интегративность; - междисциплинарность; - научно - практический подход к изучению решению экологических проблем. В целом, последовательность видов деятельности по программе «ЭКО» дает возможность каждому воспитаннику пройти путь:
Комфортность режима работы достигается ориентацией на психофизические возможности конкретной возрастной группы, настрой на доброжелательность и толерантность, а также дифференцированным подходом к рабочему темпу – от 1 до 4 часов в неделю. Обучение строится на методически последовательности, постепенном, естественном углублении в материал Ожидаемые результаты. Результат сформированности эколого-ценностных ориентаций:
Сегодня, как показывает практика, у современных подростков наметилась тенденция к повышению интереса к сохранению собственного здоровья, к стратегии выживания человечества. Они достаточно ясно представляют себе зависимость человека от состояния окружающей среды. Осознание этой зависимости служит основой для формирования у них установки на защиту окружающей среды своего здоровья от неблагоприятных воздействий. О необходимости проведения такой работы говорят результаты опросов ребят, согласно которым они продемонстрировали несостоятельность в вопросах толерантности, общения, защиты от неблагоприятных асоциальных факторов, отсутствие опыта значимой практической деятельности по освоению экокультурного пространства. Тематический план.
Программа раздела «Общая экология» для учащихся 1-4 классов 1. Что такое природа. Живая и неживая природа. Сообщества, популяции, окружающая среда, среда обитания. Экскурсия. Фенологические наблюдения. Викторина. Загадки о природе. Практическая работа. Определение объектов живой и неживой природы. 2. Роль неживой природы в жизни живой природы. Солнце - источник света и тепла. Роль света в жизни живых существ. Воздух и жизнь. Вода и жизнь. Практическая работа. Возделывание почвы под грядки к посадке семян. Экскурсия. Водоем. Художественное воспитание. Знакомство с творчеством Айвазовского И. 3. Растительное царство. Многообразие растений: травы, цветы, кустарники, деревья. Почему деревья сбрасывают листву. Растения смешанных лесов, морей, пустынь. Лекарственные растения. Правила сбора. Экскурсия 1. Ярусность. Практическая работа 1. Учимся распознавать растения ближайшего природного окружения. Викторина «Флора» Экскурсия 2. Как растения готовятся к зиме. Практическая работа 2. Посадка семян растений. Практическая работа 3. Делаем поделки из природного материала. Художественное воспитание. Знакомство с творчеством Куинджи. Викторина. «Путешествие в мир сказок». Индивидуальное задание. Рисуем «Мир цветов». 4. Животное царство. Многообразный мир животных. Определение рыб, птиц, насекомых, земноводных, млекопитающих, их среда обитания. Индивидуальное задание 1. Лепим из пластилина «Мое любимое животное». Викторина. «Фауна» Практическая работа 1. Учимся распознавать животных родного края. Художественное воспитание. Знакомство с творчеством Мамина-Сибиряка «Серая шейка», Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы», И. Тургенева «Воробей», В. Бианки «Купание медвежат». Экскурсия 1. Зоопарк г. Казани. Практическая работа 2. Учимся распознавать животных планета Земля. Индивидуальное задание 2. Сочинение «Мои друзья - животные». 5. Взаимосвязи в природе. Простейшие связи между неживой и живой природой, связи внутри неживой природы, связи внутри живой природы: между растениями и животными, взаимосвязи между природой и человеком. Приспособление живых существ к жизни, борьба за существование. Практическая работа. Изготовление кормушек для птиц. Индивидуальная работа 1. Аппликации «Пищевые связи». Викторина. Путешествие по народным русским и татарским сказкам. Индивидуальная работа 2. Сочинение «Кто в природе главный?» Игра «Прогулка в лес» 6. Знакомство с животными и растениями, которым угрожает исчезновение. История создания Красной книги. Причины сокращения численности представителей флоры и фауны. Меры охраны: заповедники, заказники, питомники. Правила друзей природы. Раифский заповедник: охраняемые представители. Экскурсия. Раифский заповедник. Индивидуальное задание 1. Рисуем странички Красной книги. Индивидуальное задание 2. Учим песню «Раненая птица». Индивидуальное задание 3. Лепим из глины «Исчезнувшие животные». Викторина «Угадай, кто это?» 7. Времена года. Сезонные изменения в природе, их влияние на жизнь животных и растений. Народные приметы осени, зимы, весны, лета. Народные традиции в разное время года. Экскурсия. «Следы на снегу». Практическая работа. Составление экосказки. Художественное воспитание. Знакомство с творчеством В. Бианки «Солнечная ванна гадюки», Дмитриева «Для чего нужен снег». Индивидуальное задание 2. Учим стихи Фета «Осень». Программа раздела «Общая экология» для учащихся 5-8 классов. 1. Что такое экология? Экосистемы. Экологические законы Барри Коммонера. Экологические цепочки. Пищевые цепи. Приспособления в природе. Борьба за существование в животном и растительном мире. Конкуренция. Симбиоз. 2. Охрана флоры и фауны. Часть 1. История создания Красной книги. Редкие, исчезающие виды. Страницы Красной книги. Часть 2. Создание заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы. Разница между этими понятиями. Программа помощи охраняемым территориям. 3. Защита природы в Татарстане. История создания Красной книги Татарстана и Волжско-Камского заповедника. Индивидуальная работа: «Моя Красная книга». Ребята рисуют растения и животных, нуждающихся, по их мнению, в защите и предлагают проекты их спасения. Трудовой десант. Индивидуальное занятие: Развлекательно-познавательная игра «Лес - наше богатство» 4. Природные ресурсы. Исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы. Забота о ресурсах в наши дни. 5. Водные ресурсы. Гидросфера. Значение воды. Самоочищение. Загрязнение и истощение водных ресурсов. Гидробиологические исследования «Изучение состояния бентосных организмов», «Классификация качества воды по гидробиологическим показателям». Природоохранная акция «Родник». 6. Лесные ресурсы. Лесоматериалы. Водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические леса. Геоботанические исследования «Жизненность деревьев как показатель состояния среды обитания». 7. Почвенные ресурсы. Понятие почвы. Земельные ресурсы. Закрепленные пески. Гидрологическое и климатическое значение болот. Опытная работа «Состав почвы». 8. Восстановление почв. Четыре направления восстановления территории: для сельскохозяйственного использования, под лесные насаждения, под водоемы, под строительство. 9. Рациональное использование полезных ископаемых. Основные требования к охране недр. 10. Ресурсы дикой флоры и фауны. Значение, забота и охранная деятельность. Программа раздела «Общая экология» для учащихся 9-11 классов Структуры и задачи экологии. Законы Б. Коммонера. Структура экологии - экологический цветок: центр - общая экология, лепестки - прикладные науки (биосферная, лесная, медицинская, городская...). Схема и объекты экологии. Четыре положения Б.Коммонера, раскрывающих суть системы рационального природопользования. 2. Определение и общая характеристика экосистем. «Матрешка экосистемы». Биогеоценоз как один из видов экосистемы. Состав экосистем. Деление живых организмов по способу питания, по источнику энергии. Образование пищевых цепей, сетей. Просмотр видеофильма «Экосистемы». Практическая работа: описание видового состава и структуры биогеоценоза. Самостоятельная работа: составление пищевых цепей с указанием трофических групп, разнообразия консументов. 3. Многообразие и значение экосистем. Естественные и антропогенные, автотрофные и гетеротрофные экосистемы. Экскурсия «Экосистемы». 4. Биологическая продуктивность экосистем. Факторы, ограничивающие биопродуктивность. Первичная и вторичная биологическая продукция. Запас биомасс. Лимитирующий ресурс. Решение экологических задач. 5. Экологические пирамиды. Определение, строение пирамид биомассы, численности, энергии. Принципы функционирования экосистем по Б.Неберу. Решение экологических задач. Экскурсия «Городские очистительные сооружения». 6. Горизонтальные и вертикальные взаимоотношения между организмами. Горизонтальные взаимоотношения - конкуренция: внутривидовая, межвидовая. Правило конкурентного исключения Гаузе. Трофические уровни по Реймерсу. Популяция, причина нарушения стабильности популяции. Вертикальные взаимоотношения - «хищник - жертва», «хозяин - паразит» «симбиоз». Сигнальные взаимоотношения между организма Практическая работа: привести конкретные примеры конкуренции, взаимопомощи, симбиоза, паразитизма, хищничества. 7. Экологическое равновесие и сукцессии естественных экосистем. Определение и показатели экологического равновесия. Механизм поддержания экологического равновесия. Экологическая сукцессия. Внутренние и внешние факторами. Исследовательская работа: «Сукцессия водного биоценоза озера Гари». Практическая работа: написание реферативных работ по теме «Роль звуковых сигналов в сохранении экологического равновесия экосистем». 8. Экологическая ниша. Определение и дифференциация экологических ниш. Принцип и результат дифференциации. Фундаментальная и реализованная ниши. Самостоятельная работы: привести примеры того, как приспособленность организмов к местообитанию или нишам снижает межвидовую конкуренцию. 9.Влияние деятельности человека на экосистемы. Влияние экологического неблагополучия на здоровье человека. Причины устойчивости или изменения экосистем в результате антропогенного воздействия. Биоиндикаторы. Антропогенные изменения в среде. Самостоятельная работа: защита рефератов по данной теме на примере местного материала. Урок здоровья «Геопатогенные зоны». 10. Охрана экосистем. Особо охраняемые территории. Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Экологический контроль. Экскурсия в Раифский заповедник. Исследовательская работа: определение рекреационных территорий своей местности. 11. Обобщающий урок «Экосистемы». Контроль знаний - тест «Экосистемы». Круглый стол «Экосистемы как индикаторы экологических условий». 12. Экологические проблемы России и Татарстана. Опорная схема. Нарушение речных стоков, ненадежность атомных электростанций, чрезмерная концентрация промышленности в городах, интенсивная вырубка лесов, нерациональное природопользование, гибель экосистем. Нефтехимическая промышленность Татарстана и экологические проблемы связанные с ней. Практическая работа: сбор местного материала об экологических проблемах города, района. 13. Глобальные экологические проблемы. Опорная схема. Тепловой эффект, озоновые дыры, увеличение промышленных выбросов, загрязнение океана, снижение экологического равновесия, опустынивание земель. Практическая работа: определение связи между глобальными и региональными проблемами. 14. Зоны экологического неблагополучия. Основные принципы, объекты охраны окружающей среды. Классификация зон экологического неблагополучия. Причины их возникновения. Практическая работа: определение зон экологического неблагополучия в городе и районе. 15. Экологический мониторинг. Целевая программа «Мониторинг окружающей среды РТ». Оценка состояния экосистем с учетом всей совокупности физических, химических, биологических факторов. Этапы единой системы экологического мониторинга. Наземный, аэрокосмический, биологический мониторинг. Исследовательская работа: «Мониторинг окружающей среды города Зеленодольска». 16. Экология и национальная безопасность России. Международное сотрудничество в охране окружающей среды. Разработки защиты окружающей среды. Юридическая ответственность за ущерб окружающей среде. Захоронение и переработка ядерных, радиоактивных отходов. Строительство экологически безопасных предприятий. Программа раздела «Экология, человек и здоровье » для учащихся 1-4 классов 1. Здоровый образ жизни: режим, питание, гимнастика, закаливание. Эколого-оздоровительная экскурсия в лес. Урок чистоты. Соревнования «Самый ловкий, быстрый». Художественное воспитание. Азбука народной мудрости. Игра «Корзина грецких орехов».
Дискуссия «Что такое здоровье» Игра «Путешествие на поезде здоровья» Конкурс рисунков «Папа, мама, я – спортивная семья».
Игра «Здоровячок» Урок здоровья «Особенности охраны здоровья в разное время года». Викторина «ЗОЖ». Программа раздела «Экология, человек и здоровье » для учащихся 5-8 классов. 1. Экология сознания. Многомерность пространства и место человека в нем. Медицина, здоровье и судьба. Любовь к людям, к природе. Дискуссионный час со специалистом из Центра медицинской профилактики «Твое здоровье - в твоих руках». 2.Алкоголизм, наркомания, токсикомания, табакокурение - описание, физиологические основы действия на организм. Просмотр видеофильма «Никотиновая трагедия». 3. Половая культура. Источники заражения ВИЧ-инфекцией, меры профилактики. Социальная игра на взаимодействие «Знакомство» Круглый стол «СПИД и молодежь». Дискуссионный час с врачом наркологом «Социальные аспекты наркомании». 4. Экология. Здоровье. Безопасность. Экологические проблемы Республики Татарстан Неблагоприятные химические, физические факторы окружающей среды. Нарушение биологического равновесия. Болезни, возникающие вследствие загрязнения окружающей среды. Понятие здоровья имеет не только физический смысл, но также и более широкое толкование - как здоровье нации, здоровый образ жизни, здоровый дух. Задачи по достижению здоровья для всех. Эпидемиологические, социально-гигиенические, клинико-социальные факторы, влияющие на здоровье человека - важный показатель, характеризующий состояние окружающей природной среды. Профилактические мероприятия по охране здоровья. Дискуссионный час. «Ты лучше голодай, чем есть, что попало» - экология образа жизни. Ток-шоу «Не погибни в собственной квартире» - экология жилища. Исследовательские работы «Состояние окружающей среды и здоровье населения», «Влияние шума на здоровье людей», «Экологический паспорт города». Программа раздела «Экология, человек и здоровье » для учащихся 9-11 классов
Техногенные изменения среды жизнедеятельности человека. Основные источники химических и энергетических загрязнений окружающей среды. Современное производство и его влияние на окружающую среду. Наиболее опасные загрязнения. Схема взаимодействия современного производства с окружающей средой. Бытовая среда: опасные факторы. Влияние демографического взрыва, современной техники, аварий на состояние среды обитания. Урок здоровья «Правила обращения с бытовыми химикатами».
Действие шума на организм. Характеристика звука. Уровень шума. Действие вибрации на человека. Нормирование шума и вибрации. Защита и меры безопасности. Исследовательская работа: «Влияние шума на здоровье человека».
Виды, источники, действие на организм. Нормирование излучений.
Токсичные вещества. Болезни, вызванные кратковременным и систематическим воздействием на организм. Познавательная игра «Интеллектуальный аукцион». Урок здоровья «Диоксины».
Определение биозагрязнений. Возбудители, инфекционные заболевания, источники инфекций. Гигиена и меры профилактики. Беседа со специалистом Центра медицинской профилактики.
Влияние питания человека на его здоровье: (качество воды, мутагены). Использование химических соединений, продуктов, веществ при строительстве домов и отделке квартир. Способы защиты от вредного воздействия. Создание безопасных условий для жизнедеятельности. Исследовательские работы: «Какую воду мы пьем?». Урок здоровья «Яды на столе».
Классификация, тестирование на определение своей слабохарактерности по отношению к пагубным привычкам. Табакокурение, наркозависимость, токсикомания, алкоголизм - описание, физиологические основы действия на организм. Последствия их действия. Реабилитация больных. СПИД: понятие. Источники заражения, механизм заболевания, меры профилактики. Общение с ВИЧ - инфицированными. Круглый стол «Мое личное отношение к проблеме ВИЧ». Просмотр видеофильма «Мир не обойдется без тебя».
Классификация и общая характеристика чрезвычайных ситуаций: стихийные бедствия, производственные аварии, экологические катастрофы, социальные конфликты. Основные способы обеспечения безопасности жизнедеятельности: средства, правила пользования средствами защиты, первая медицинская помощь. Поведение и действие, взаимопомощь при ЧС. Практическое занятие: формирование навыков оказания первой доврачебной помощи при ушибах, ожогах, кровотечениях.
Научно-практическая конференция «Мой взгляд на здоровый образ жизни». Познавательная игра «Твой выбор». Беседа со специалистами Центра медицинской профилактики и Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. Программа раздела «Природа и труд» для учащихся 1-11 классов
Массовые мероприятия
Литература
|
Программа рассчитана на 35ч в году 1 Охватывает весь класс, параллель, а иногда и всю школу. Подобная "мода" может причудливо соединять в различные комбинации самые разные... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Одна из главных из проблем заключается в том, что многие учителя начальной школы работают по прогрессивным развивающим системам обучения... | ||
Краткое содержание проекта Проект «Упрямые слова» Проект «Упрямые слова» предполагает исследование категории рода. В ходе работы учащиеся ответят на вопросы: «Все ли существительные... | Тематическое планирование Календарно-тематическое планирование Актуальность программы «Занимательная математика» определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ключевые слова: интерес к занятиям физической культурой, младшие школьники, мотивация, физические упражнения | Элективный курс «Устройство автомобиля» Многие учащиеся собираются после окончания 9-го класса получать среднее профессиональное или среднее специальное образование на базе... | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей вокальной студии «меланж» Новизна программы заключается в личностно ориентированном содержании, создании эмоционально-комфортной атмосферы творческого сотрудничества... | Программа курса «Историко культурное наследие» «История Иркутской области» Иркутской области построена в соответствии с задачами модернизации содержания образования, с основными положениями Концепции профильного... | ||
Аннотированное содержание программы дисциплины «Общая экология» по... Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов. Курс 2, семестр 4 | «Проектная деятельность в начальной школе» Круглый стол «Преемственность преподавания математики и русского языка при переходе из начальной школы в среднее звено» | ||
Краткое содержание проекта: Работа над проектом проводилась в рамках... Существуют проблемы в отсутствии должного взаимодействия педагогов с родителями и детьми, в отсутствии достаточных знаний детей и... | Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Охватывает все перечисленные функции, стороны и связи слова | ||
Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Охватывает все перечисленные функции, стороны и связи слова | Программа кандидатского экзамена по “Истории и философии науки” состоит... Экзаменационные билеты должны включать: два вопроса из раздела «Общие проблемы философии науки», один вопрос из разделов программы... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Из ведущих мотивов человеческой деятельности. Поэтому психологическое просвещение охватывает всё большую аудиторию в старшем и среднем... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Общая программа по обществознанию в основной школе каждый класс рассматривает как относительно самостоятельную ступень в подготовке... |