Скачать 88.42 Kb.
|
ГОУ СОШ 380 «СОГЛАСОВАНО» Директор ГОУ СОШ ___________________ Хворостенко Т.С. «___»________2005 г. Элективные курсыУСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЯВид курса: межпредметный (ориентационный) Разработала:Турова М.Г. учитель технического труда школы № 380 Санкт-Петербург2005 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЯВид курса: межпредметный (ориентационный). Продолжительность: 17.5 часов Число часов в неделю: 2 часа. Курс предназначен для учащихся 9-х классов. Многие учащиеся собираются после окончания 9-го класса получать среднее профессиональное или среднее специальное образование на базе лицеев и колледжей. Выбор профессии – важное дело в жизни каждого человека. Он зависит от его наклонностей, образовательного уровня, места проживания и многих других факторов. Юноши и девушки зачастую недостаточно ориентируются в окружающем мире и наша задача помочь им в этом. Содержание предложенного курса органически связано с такими общеобразовательными и базовыми профильными предметами как алгебра и начала анализа, геометрия, техническое черчение, физика, химия, основы безопасности жизнедеятельности, технический труд и др. Элективный курс «Устройство автомобиля» должен помочь определиться будущим выпускникам в выборе профессии. Полезен этот курс, как развивающий, и тем учащимся, которые собираются выбрать профессии, далекие от автомобильного транспорта. Ведь в наш век автомобиль давно стал привычным средством передвижения, и есть большая вероятность, что раньше или позже мы окажемся на месте водителя личного авто, так что имеет смысл изначально разобраться с устройством автомобиля и приобрести хотя бы первоначальные знания по его ремонту. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА Цели: В связи с широчайшим развитием автомобильного транспорта промышленность выпускает большое количество автомашин различного устройства и назначения, что в свою очередь требует рабочих рук как на предприятиях изготовителях, так и в мастерских сервисного обслуживания. Кроме того, велика вероятность, оказаться за рулем личного автомобиля. Предлагаемая программа ставит своей целью дать учащимся необходимые знания в устройстве автомобиля, ознакомить с основными узлами автомобиля, неисправностями и способами их устранения. Задачи: В результате прохождения этого курса учащийся должен знать историю возникновения автомобильного транспорта, иметь представление о типах кузова автомобиля, двигателе внутреннего сгорания, трансмиссии, ходовой части, системе управления и электрооборудовании автомобиля. А также знать неисправности, при которых эксплуатация автомобиля категорически запрещена. КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ В наше время автомобиль прочно занял свое место в жизни каждого из нас. Осталось далеко позади то время, когда появление на улицах города автомобиля вызывало у горожан интерес, а транспортный поток сводился к тому, что в час по улице проехало три-четыре машины. Сегодня почти каждая семья имеет свое авто и не представляет жизни без этого удобного средства передвижения. К сожалению, как и все в этом мире, автомобиль не вечен. И даже у сравнительно новых моделей случаются неисправности. И чем старше автомобиль, тем больше вероятность какой либо поломки. Зачастую на дорогах приходится видеть водителей, которые с недоумением стоят над открытым капотом заглохшей машины, не в состоянии оценить степень серьезности аварии и не знающих, что же предпринять в данной ситуации? Проситься на «галстук» или вызывать эвакуатор? Следовать в авторемонтную мастерскую или достаточно обратиться к соседу по гаражу? А может, просто отошла клемма аккумулятора или «слетел» ремень генератора? Или что еще смешнее, кончился бензин? И даже если вы добрались до автосервисного центра, не мешает проверить качество ремонта вашего автомобиля и соответствие выставленной калькуляции действительно произведенным работам. Сразу стоит сказать, что данный курс не подразумевает научить ремонтировать автомобиль. Для того, что бы достичь определенных высот в этой области, следует изучить массу специальной литературы, а еще лучше, получить соответствующее образование на базе специализированного учебного заведения. Мы же рассмотрим устройство автомобиля как таковое, принцип работы его механизмов и систем, их основные неисправности, а также правила грамотной эксплуатации, как отдельных агрегатов, так и всего автомобиля в целом. Все машины мира на 99% имеют одинаковую конструкцию и работают по одним и тем же физическим законам. Вот с ними то мы и будем знакомиться в процессе данного элективного курса. Мы выясним, как работает двигатель (и долго ли проработает), почему автомобиль вообще движется (если мотор под капотом, а колеса совсем в другом месте), сцепление окажется сложным механизмом, а не просто педалью и выяснится, наконец-то, что карбюратор и генератор – это не одно и то же. В данном курсе содержится информация, необходимая для успешной сдачи выпускного экзамена в автошколе по предмету «Устройство автомобиля». Особое внимание уделяется теме «Неисправности и условия, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств». Т.е. при возникновении каких неисправностей можно попробовать устранить их на месте, и если это не удалось, то следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением мер предосторожности, а при каких неисправностях движение вообще запрещено. Тем более, программа актуальна для учащихся, предполагающих выбрать профессии, связанные с эксплуатацией и ремонтом автомобилей. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНУСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЯ – 17.5 ЧАСОВ. Занятие 1. (2 часа). Вступление. Общие сведения о легковых автомобилях. Виды двигателей. Зачем автомобилю электричество. Где располагаться мотору. Колеса – от колесницы к современному колесу. АВТОМОБИЛИ ХХ ВЕКА. 20-е годы. Рост кузова автомобиля. Изменения в интерьере. Чему отдать предпочтение? Какие бывают авто. Формулы и схемы. Марки иностранных и отечественных автомобилей. ЗАВТРА НАЧИНАЕТСЯ СЕГОДНЯ. Взгляд в ХХI век. Средства безопасности сегодня и завтра. СПЕЦИАЛЬНЫЕ АВТОМОБИЛИ. Занятие 2. (4 часа). ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ. Карбюраторные и дизельные двигатели. Кривошипно-шатунный механизм. Газораспределительный механизм. Система питания. Система выпуска отработавших газов. Система зажигания. Система охлаждения. Система смазки. Неисправности двигателя, при которых запрещается эксплуатация автомобиля. Занятие 3. (2 часа). ТРАНСМИССИЯ. Сцепление. Коробка передач. Карданная передача. Главная передача и дифференциал. Автоматическая коробка передач (правила пользования). Занятие 4. (2 часа). ХОДОВАЯ ЧАСТЬ. Подвеска автомобиля. Углы установки передних колес. Колеса, шины. Неисправности ходовой части, при которых запрещается эксплуатация автомобиля. Занятие 5. (2 часа). МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ. Рулевое управление. Неисправности рулевого управления, при которых запрещается эксплуатация автомобиля. Тормозная система. Неисправности тормозной системы, при которых запрещается эксплуатация автомобиля. Занятие 6. (2 часа). ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ. Источники тока. Система пуска двигателя. Приборы освещения и сигнализации. Контрольно-измерительные приборы. Дополнительное оборудование. Неисправности электрооборудования, при которых запрещается эксплуатация автомобиля. Занятие 7. (2 часа). КУЗОВ АВТОМОБИЛЯ. Устройство и оборудование кузова. Неисправности кузова и прочих элементов конструкции, при которых запрещается эксплуатация автомобиля. Занятие 8. (1,5 часа). ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ УЧАЩИХСЯ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. КОНТРОЛИРУЕМОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА В процессе изучения курса каждый учащийся должен выполнить реферат на одну из предложенных тем:
Предполагаемый объем реферата: 3 – 5 листов формата А-4, не считая титульного листа, содержащего название темы, наименование элективного курса и фамилии и инициалов учащегося, выполнившего работу. Работа над рефератом помогает учащимся более глубоко изучить курс, учит работать с технической литературой. ЛИТЕРАТУРА
ПРИМЕЧАНИЕ Обучение учащихся производится в виде лекций, в ходе которых не только объясняется устройство и принцип действия узлов и систем автомобиля, но и приводятся различные эпизоды из жизни. Большое внимание уделяется тем неисправностям автомобиля, при которых его эксплуатация категорически запрещена. Неукоснительное соблюдение этих пунктов Правил дорожного движения позволяет сберечь не только свою жизнь и здоровье, но и жизни и здоровье других участников дорожного движения. Для наглядности и лучшего усвоения программы элективного курса «Устройство автомобиля» используются компьютерные программы, т.е. по мере необходимости занятия проводятся в компьютерном классе школы. |
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу: «Устройство и... Учебники: Боровских Ю. И. «Устройство автомобиля» М, Карагодин В. Н. «Слесарь по ремонту автомобилей» М | Реферат По дисциплине: «Устройство автомобиля» На тему: Генераторы переменного тока Генератор служит для преобразования механической энергии в электрическую, необходимую для питания всех приборов электрооборудования... | ||
Элективный курс «Задачи с параметром» Элективный курс предназначен для реализации в 11классе общеобразовательной школы | Элективный курс по химии Элективный курс «Рациональное питание» разработан в соответствии с концепцией предпрофильного образования | ||
Элективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н.... Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных... | Элективный курс по математике «решение сюжетных задач» Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов. На его изучение отводится 17 часов | ||
Элективный курс «Some Pages of British History» (From ancient time... Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов, как курс по выбору в рамках предпрофильной подготовки | Урок Курс: второй Специальность Обучающая цель: Ознакомить учащихся со сварочными п/автоматами: назначение, устройство; механизм подачи проволоки и регулирования... | ||
Элективный курс по теме «Алгебра матриц. Методы решения систем линейных... Данный элективный курс рассчитан на 14 часов. Разработаны конспекты всех уроков элективного курса | Элективный курс по алгебре «Практикум по решению задач» Данный элективный курс во время уроков работают по учебнику А. Г. Мордковича «Алгебра 9» и изучают алгебру по программе для общеобразовательных... | ||
Элективный курс по страноведению «Знакомьтесь: Соединенные Штаты Америки» Пояснительная записка Данный элективный курс заканчивается викториной on-line, позволяющей учителю закрепить и проконтролировать знания учащихся по всему... | Элективный курс «Симметрия вокруг нас» Автор: Соктоева Любовь Жамбаловна... Для учащихся данный элективный курс призван помочь представить математику в констексте биологии | ||
Название: Элективный курс Название: Элективный курс «Вычислительный эксперимент как новая методология научных исследований» | Элективный курс 9 кл. Мир профессий Составитель курса Шааф О. В.,... Назначение документа – руководители спецкурсов, классные руководители, учителя, желающие вести элективный курс | ||
Элективный курс по биологии Загадки и тайны генов Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и имеет целью вызвать интерес к биологии, желание изучать данный предмет в средней... | Элективный курс по английскому языку «The Hotel Business» для учащихся... Данный элективный курс призван создать у учащихся дополнительную мотивацию к изучению английского языка и стимулировать их речевую... |