Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования





НазваниеПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/24
Дата публикации06.03.2015
Размер1.69 Mb.
ТипТематический план
100-bal.ru > Право > Тематический план
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»



Факультет права


Программа дисциплины
Административное право
для специальности 030900.62 «Юриспруденция»

подготовки бакалавра

Автор д.ю.н., профессор И.В. Панова
e-mail: ipanova@hse.ru


Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


_____________________________ административного права

Председатель Зав. кафедрой

_____________________________ Пановой И.В.

_______________________________

«____» __________________ 2014 г.

«____»___________________ 2014 г


Москва, 2014

Содержание:


  1. Аннотация………………………………………………………………………………………4

  2. Область применения и нормативные ссылки….………………………..................................5

  3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины….……..5

  4. Место дисциплины в структуре образовательной программы……………………………...7

  5. Тематический план учебной дисциплины………………...…………………………….........8

  6. Базовые учебники……………………………………………………………………………....9

  7. Формы контроля знаний студентов…….……………………...…………..…………….......15

  8. Содержание дисциплины….………………………………………………………………….19

Общая часть

Раздел 1. Введение в административное право..........................................................................19

Тема 1. Государственное управление, государственная деятельность и исполнительная власть……………………………………………………..…………………………………...…….....19

Тема 2. Административное право: предмет, метод, система отрасли. Наука административного права………………………………………………………………………………………………..….21

Тема 3.Административно-правовые нормы и правоотношения. Источники административного права………………………………………………...............................................................................24

Раздел 2. Субъекты административного права……………………………………….............26

Тема 4. Граждане как субъекты административного права……………………...………………...26

Тема 5. Коллективные субъекты административного права………….………………….…..........29

Тема 6. Правовой статус Президента РФ……………………………………………….…………..31

Тема 7. Органы исполнительной власти: система и компетенция…...............................................34

Тема 8. Служба и служащие (административно-правовой аспект)......……………………………37


Раздел 3. Формы и методы реализации компетенции субъектами административного права исполнительной власти……..…………………......................................................................41

Тема 9. Управленческая деятельность: формы и методы………………………...……..………....41

Тема 10. Административное принуждение и административная ответственность……..............44

Тема 11. Способы обеспечения законности и дисциплины в деятельности исполнительной власти………................................................................................................................……………….48

Процессуальная часть


Тема 12. Место административно-процессуальной деятельности в системе юридических процессов……………………………………………………………………………………….................51

Тема 13. Административно-процессуальная деятельность………..…….……………...…............54

Тема 14. Вопросы производства по делам об административных правонарушениях…………..57


Тема 15. Административно-процессуальное право…………………………………......................59

Тема 16. Административное судопроизводство – вид судопроизводства в Российской Федерации………………………………………………………………………………………..…................60

Особенная часть административного права

Тема 17. Административно-правовое регулирование в сфере экономики…………......................64

Тема 18. Административно-правовое регулирование в социально-культурной области........…..67

Тема 19. Обеспечение безопасности личности, общества, государства……………......................68

Тема 20. Административно-правовые основы государственного управления в сфере юстиции и международных отнош………………………………………………...……......................................71


  1. Образовательные технологии………………………………………………………………..73

  2. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента………………..……73

  3. Примерные задания для семинаров и практических занятий……………...……................73

  4. Примерные вопросы для подготовки рефератов и эссе……………………………………73

  5. Примерные вопросы для подготовки курсовых и дипломных работ……………………..78

  6. Примерные вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине ………………………...80

  7. Материально-техническое обеспечение дисциплины……………………………………...84



    1. Аннотация


Учебный курс посвящен изучению одной из базовых, фундаментальных отраслей права России. Изучение курса административного права имеет важное значение, поскольку дает студентам необходимые сведения об управленческой деятельности государства, об исполнительной власти, а также сведения о механизме правового регулирования административных отношений. Публичные органы исполнительной власти играют в жизни России огромную роль, её органы, государственные служащие реализуют исполнение норм почти всех отраслей права, она исполняет законы, акты правосудия и свои акты. Студентам для правильного понимания российской правовой системы необходимо знание административно-правовых реалий.

Знание этого курса необходимо студентам, так как в процессе изучения курса развиваются способности к аналитическому осмыслению и теоретическому обобщению правовых проблем. Эти способности важны и для научно-исследовательской работы в области права.

Нормы административного права как отрасли права закрепляют права и обязанности граждан и юридических лиц, не имеющих властных полномочий, в отношениях с представителями исполнительной власти, органов местного самоуправления, определяют систему, структуру, полномочия, принципы, методы и формы деятельности исполнительных органов и их должностных лиц.

Административное право представляет собой одну из профилирующих дисциплин, направленных на усвоение знаний об общественных отношениях в сфере управления и административно-правового регулирования этих отношений.

Курс административного права базируется и тесно связан с положениями общей теории государства и права, а также с конституционным, финансовым, трудовым, уголовным правом и другими юридическими дисциплинами.

Программа курса подготовлена с учетом изменений в российском государственном управлении, в том числе с учетом социальных отношений, измененяемых в ходе осуществления политической и экономической реформ.

Программа предусматривает изучение студентами таких вопросов, как:

– административно-правовой статус граждан и коллективных субъектов;

– порядок защиты прав субъектов административных правоотношений;

– правовой статус органов исполнительной власти;

– правовые основы государственной службы и ряд других.

Система курса строится на делении тем на общую, процессуальную и особенную часть административного права.

Общая часть состоит из трех разделов.

В общей части рассматриваются положения об административном праве как отрасли права и юридической науке, о правовом статусе субъектов административных правоотношений, о формах управленческой деятельности, об административно-правовом принуждении и ответственности, о государственном надзоре и контроле. В особенной части уделяется внимание правовым основам государственного управления и регулирования отдельных отраслей (экономика, социально-культурная сфера, оборона государства, безопасность личности, общества, государства и др.).

Раздел 1. Содержит вводные темы: предмет, метод, система отрасли, административные нормы и правоотношения, источники.

Раздел 2. Состоит из субъектов административного права: граждане, коллективные субъекты, органы государственной исполнительной власти, государственные служащие.

Раздел 3. Раскрывает формы и методы реализации компетенции субъектами исполнительной власти: административного принуждения и административной ответственности, способы обеспечения законности, дисциплины и др.

Процессуальная часть рассматривает административно-процессуальное право России и его основные институты: административно-нормотворческий процесс, административно-правонаделительный процесс, административно-юрисдикционный процесс и их производства.

Особенная часть административного права уделяет внимание основным правовым основам государственного управления и регулирования отдельных отраслей (экономики социально-культурной сферы, обороны государства, безопасности личности, общества государства и др.)

Программа предусматривает изучение курса административного права на лекциях, семинарских занятиях, а также подготовку письменных работ.


    1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030900.62 «Юриспруденция» подготовки бакалавра изучающих дисциплину «Административное право».

Программа разработана в соответствии с:

  • Образовательным стандартом высшего профессионального образования НИУ ВШЭ по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция»;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 030900.62«Юриспруденция» подготовки бакалавра, утвержденным в 2014г.


    1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать административно-правовой статус субъектов управленческих отношений, устройство исполнительной власти и ее звеньев, способы административно-правового регулирования.

Уметь анализировать правовые ситуации и правовые акты, а также оценивать с правовой точки зрения деятельность физических лиц и юридических лиц, государственных органов, государственных служащих.

Иметь представление о практике государственного управления, регулирования, контроля и надзора.

Обладать навыками применения и реализации правовых актов.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

1. Системные

Компетенция

Код по

ЕК

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной

СК- Б1

Демонстрирует способность к самоорганизации, созданию и обоснованию методов и способов деятельности

Лекции, семинары, самостоятельная абота с нормативными правовыми актами.

Работа с учебной и справочной литературой. Анализ судебной практики.

Способен применять профессиональные знания и умения на практике.

СК-Б2

Демонстрирует способность применять профессиональные знания и умения на практике.

Способен работать в команде

СК-Б8

Демонстрирует способность к самостоятельной и коллективной работе. Оперативно включаться в работу в коллективе;

оказывает содействие и помощь коллегам;


2. Профессиональные

Компетенция

Код по

ЕК

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

А)Инструментальные (по видам деятельности)

Способен организовать самостоятельную профессиональную деятельность на основе правовых и профессиональных норм и обязанностей

ИК- М1.2.ПД_6.1

Демонстрирует способность к самоорганизации и к ведению профессиональной деятельности на основании правовых и профессиональных норм и обязанностей

Лекции, семинары, самостоятельная работа. Работа с нормативными правовыми актами.

Работа с учебной и справочной литературой. Анализ судебной практики.

Практические задачи с распределением ролей между участниками команды.

Способен использовать нормативные и правовые документы в профессиональной деятельности.

ИК- Б 6.1

Оценивает возможность применения конкретных документов административно-правового регулирования на практике и демонстрирует способность их использования в профессиональной деятельности

Способен создавать и редактировать юридические тексты для задач профессиональной и научной деятельности

ИК –Б2.2/3.1/2_3.1 (Ю)

Обладает приемами построения своей письменной речи, стилистические особенности подготовки документов;

    Способен грамотно и аргументировано публично представлять результаты своей деятельности (научной, профессиональной и др.), используя современные средства ИКТ.

ИК-Б2.5.2_3.1_3.2_4.2

Обладает: специальной терминологией, применяемой в практике государственного управления, регулирования, контроля и надзора; основными формами и

средствами обобщения, анализа и восприятия различного

вида информации, используемой в процессе выполнения

профессиональных обязанностей; приемами построения

своей письменной и устной речи, стилистические

особенности подготовки документов;

Б) Социально-личностные

Способен придерживаться правовых и этических норм в профессиональной деятельности

СЛК –Б1

Знает основные этические понятия и категории, содержание профессиональной этики в юридической деятельности, ее особенности в сфере государственного управления, регулирования, контроля и надзора; ориентируется в системе этических требований

Лекции, семинары, самостоятельная работа. Работа с нормативными правовыми актами.

Работа с учебной и справочной литературой. Анализ судебной практики.

Способен к осознанному целеполаганию, профессиональному и личностному развитию

СЛК –Б3

Умеет самостоятельно развивать и совершенствовать свою квалификацию в процессе профессиональной юридической деятельности

Способен социально-ответственно принимать решения в нестандартных ситуациях профессиональной деятельности.

СЛК –Б7

Умеет анализировать и адекватно оценивать социально значимые процессы и

проблемы в сфере

государственного управления, административно-правового регулирования, контроля и надзора в целях определения их закономерностей; выявлять факторы, оказывающие влияние на возникновение социально-значимых проблем; определять факторы и условия, оказывающие воздействие на социальные процессы;

    Способен гибко адаптироваться к различным профессиональным ситуациям, проявлять творческий подход, инициативу и настойчивость в достижении целей профессиональной деятельности и личных

СЛК –Б8

Обладает навыками работы с информацией (ее восприятия, обобщения, анализа) и документами в целях эффективного выполнения профессиональных

обязанностей



    1. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла и блока дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • «Теория государства и права»,

  • «Конституционное право России»

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • Базовыми знаниями о системе права и устройстве государства

  • Уметь анализировать и правильно использовать правовые акты

  • Обладать ключевыми понятиями в сфере государственного устройства и управления.



Основные положения дисциплины должны быть использованы в частности при изучении следующих дисциплин:

  • «Административная ответственность по особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях»

  • «Миграционное право»

  • «Правовое регулирование государственной и муниципальной службы»

  • «Административно-правовое регулирование оборота земельных участков»


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма дисциплины «Сценарный трейдинг» Правительство Российской...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск