Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский государственный институт
международных отношений (университет)
МИД России»
Программа курса
“Правовое регулирование
предпринимательской деятельности в ЕС”
Москва 2009 г.
Программу курса разработали:
ст. преподаватель кафедры европейского права, степень LLM, к.ю.н. Шашихина Тамара Викторовна
© Шашихина Т.В.
© МГИМО (У) МИД России
Раздел 1. Организационно-методический 1.1 Место курса в образовательной программе Курс «Правовое регулирование предпринимательской деятельности в ЕС» предназначен для студентов магистратуры Института европейского права МГИМО (У) МИД России, направление «Юриспруденция», программа «Международное право и право ЕС», а также для всех, кто интересуется особенностями организации и ведения бизнеса в ЕС и заинтересован. 1.2. Цели и задачи курса. Образовательные результаты (знания и компетенции)
Знание и понимание
| Знание и понимание:
«Бизнес» законодательство изучается через освоение нормативно-правовых актов Европейского союза, законодательства государств-членов ЕС, программ совершенствования законодательства ЕС, регулирующего предпринимательскую деятельность на территории Европейского союза, включая деятельность институтов и специализированных органов ЕС в рамках полномочий по принятию актов, регулирующих предпринимательскую деятельность;
| Образовательные методики (формы проведения занятий)
Лекции, семинары
| Форма проверки знаний
«Мозговой штурм», презентации
| В соответствии с назначением основной целью курса является подготовка юриста – международника как квалифицированного специалиста в области права, регулирующего предпринимательскую деятельность, способного применять навыки подготовки аналитических и прогностических документов для Министерства иностранных дел, Министерства экономического развития, Министерства финансов, Российского союза промышленников и предпринимателей, а также обладающего практическими знаниями, необходимыми для юридического сопровождения деятельности бизнес – структур, как российских, так и зарубежных, представленных на российском рынке. Образовательные результаты курса:
КОМПЕТЕНЦИИ
| Аналитические компетенции:
1. Способность к комплексному и системному анализу нормативно-правовых актов и методических материалов, формированию самостоятельных критических заключений и выводов.
2. Навыки управления информацией и знаниями в рамках реализации проектов в ситуации необходимости принятия срочных решений, в том числе нестандартных, инновационных и экспериментальных.
3. Владение прикладными методами и методиками, в том числе изучение и конструирование кейсов, использование игровых методик, которые будут применяться на практических занятиях.
4. Способность выступать экспертом готовых программных проектов с использование междисциплинарных знаний.
5. Навыки оформления итоговых работ/проектов/материалов
| Образовательные методики(формы проведения занятий)
Лекции и семинары, практикумы
Ситуационные семинары
Сase-studies
«Мозговой штурм»
Индивидуальные консультации
Коллективная работа / работа в группах
Эссе, аналитическая справка, презентация, «круглый стол»
| Форма проверки развития (степени овладения) компетенции
- Выступления на семинарах, подготовка домашнего задания
- Подготовка презентаций, докладов, справок
- Письменные задания: эссе, аналитические справки, бизнес - проекты, курсовая работа
- Диссертация на соискание степени магистра
- Отзывы руководителя и рецензента
| Системные компетенции:
1. Способность применять и обобщать теоретические знания на практике.
2. Умение проводить анализ конкретных ситуаций.
3. Способность принимать решения с учетом возможных рисков.
4. Способность сравнивать модели лучших практик правового обеспечения ведения бизнеса на национальном и наднациональном уровнях.
| Образовательные методики(формы проведения занятий)
Семинары (в т.ч. ситуационные семинары), практикумы, тренинги
Разработка мини исследований
Индивидуальные и групповые консультации
Проведение исследований
Подготовка аналитических материалов, докладов, презентаций.
Обсуждение докладов, рефератов и других отчетных письменных работ
| Форма проверки развития (степени овладения) компетенции
- Письменные задания: эссе, аналитические справки, бизнес - проекты, курсовая работа.
- Оценка руководителя о выполнении заданий.
| Коммуникационные компетенции:
Обеспечивать привлекательность, четкость и живость дискуссии в режиме реального времени в рамках проведения консультаций и дискуссий при работе в группах.
Работать с нормами и традициями зарубежных государств, ориентироваться на мульти культурное общество, на соблюдение правил межличностного общения через взаимное уважение, быструю адаптацию и толерантность.
Выступать публично в рамках проведения семинаров, деловых игр, ситуационных семинаров, представления самостоятельных и коллективных презентаций и докладов.
| Образовательные методики (формы проведения занятий)
Практикумы, тренинги, коллоквиумы
Индивидуальные и групповые консультации
Проведение исследований
Разработка и реализация проектов и представление материалов, подготовленных в том числе в малых группах или индивидуально
«Мозговой штурм»
Разработка и реализация бизнес - проектов
| Форма проверки развития (степени овладения) компетенции - Письменные задания: эссе, аналитические справки, бизнес - проекты, курсовая работа.
- Оценка руководителя, рецензента о выполнении заданий.
- Отзывы старост групп при реализации коллективных работ.
|
1.3. Критерии оценки знаний и компетенций. Итоговая оценка по курсу складывается из следующих оценок по разным видам работы студента:
Критерии оценки знаний и компетенций
| № п/п
| Вид работы
| Знания и компетенции, проверяемые в процессе выполнения конкретного вида работы
| Доля вида работы в итоговой оценке в %
|
| Контрольное тестирование №1
| Проверяется умение продемонстрировать объем знаний, полученный на лекциях и семинарах
| 2
|
| Работа на семинарах
| Проверяется способность работать на основе предварительного задания, способность выполнять групповые задания (работать в группах), стремление развивать качества лидера, быть инициатором.
| 20
|
| Доклад / презентация
(2 000 – 3 000 знаков))
| Проверяется способность представлять самостоятельный анализ узко определенного материала, умение выражать выводы и суждения в рамках ограниченного объема, готовность публично представлять материал, работать в группах и индивидуально
| 12
|
| Ролевая игра
| Демонстрируются умение и навыки на основе полученных на лекциях, семинарах и консультациях знаний и компетенций формировать итоговый документ, должным образом оформленный, грамотно представленный. Демонстрируются качества лидера и инициатора.
| 26
|
| Аналитическая справка
(10 000 – 12 000 знаков)
| Проверяется способность представлять анализ материала, данных, документов, служащих основой самостоятельного, творческого, критического, аргументированного анализа, способность делать выводы и прогнозы
| 10
|
| Экзамен (устный)
| Проверяется способность демонстрировать объем знаний и компетенций, полученных на семинарах и лекциях, способность представлять анализ, готовность определять проблему и находить пути решения.
| 30
|
| ИТОГ
|
| 100
|
Раздел 2. Содержание курса
2.1. Организационно-методические данные курса.
Организационно-методические данные курса
| № п/п
| Вид работы
| Трудоемкость (в академ. часах)
| 1.
| Общая трудоемкость
| 72
| 2.
| Аудиторная работа
| 24
| 2.1..
| Лекции
| 18
| 2.2.
| Семинары / практические занятия / ролевая игра
| 6
| 3.
| Самостоятельная работа
| 32
| 3.1.
| Самоподготовка (повтор лекционного материала, изучение материалов – учебников, законодательных актов, документов, подготовка к семинарам, практикумам, ролевой игре) -
| 18
| 3.2.
| Аналитическая справка
| 10
| 3.3.
| Консультации преподавателя
| 4
| 4.
| Текущий контроль
| 6
| 5.
| Итоговый контроль (устный экзамен)
| 10
|
2. 2. Тематический план курса
Наименование разделов и тем
| Дневная форма обучения
| Количество часов (в акад. часах и/или кредитах)
| Лекции
| Практические занятия
| Самостоят. работа
| Всего часов по теме
| Раздел 1.Правовые основы функционирования Общего рыка ЕС и Внутреннего рынка ЕС
| 5
| 2
| 12
| 1
| Тема 1.1. Свободное передвижение в европейском пространстве.
| 1
| 2
| 2
| 5
| Тема 1.2. Свободное передвижение капиталов
| 2
|
| 4
| 6
| Тема 1.3. Свободное перемещение товаров
| 2
|
| 4
| 6
| Раздел 2. Защита прав лиц, занятых по найму.
| 3
|
| 6
| 9
| Тема 2.1. Свобода передвижения рабочей силы
| 2
|
| 4
| 6
| Тема 2.2. Социальная политика ЕС
| 1
|
| 2
| 3
| Раздел 3 Правовые основы деятельности компаний на территории ЕС
| 10
| 4
| 16
| 30
| Тема 3.1. Право на свободное учреждение в ЕС
| 2
| 2
| 4
| 8
| Тема 3.2. Право на свободное предоставление услуг в ЕС
| 2
|
| 4
| 6
| Тема 3.3. Защита прав потребителей
| 2
| 2
| 4
| 8
| Тема 3.4. Программа поддержки МСП в ЕС
| 4
|
| 4
| 8
| ИТОГО:
| 18
| 6
| 32
| 56
|
2.3. Содержание курса.
Раздел 1. Правовые основы функционирования Общего рынка ЕС и Внутреннего рынка ЕС
Тема 1.1. Свободное передвижение в европейском пространстве. 1. Политические, экономические и социальные предпосылки создания экономического пространства ЕС:
а) Парижский договор 1951 года;
б) Римские договоры 1957 г.: образование ЕЭС и Евратома;
в) Создание “общего рынка”;
г) Единый Европейский Акт;
д) Создание Европейского Союза. Переход к “единому внутреннему рынку”. 2. Источники права, регулирующего предпринимательскую деятельность в ЕС:
а) учредительных акты Сообществ и Союза;
б) унификация и гармонизация правового регулирования предпринимательской деятельности в ЕС;
в) конвенции, заключенные между Государствами-членами ЕС;
г) Практика Суда Европейских Сообществ.
д) Понятие «общего рынка», «единого внутреннего рынка», Таможенного Союза и зоны свободного обмена.
е) Основные свободы Сообществ и свобода коммуникации.
Тема 1.2. Свободное передвижение капиталов европейском пространстве.
Либерализация рынка капиталов
Понятие “капиталы”.
“Текущие платежи” и “перемещение капиталов”.
Дело Luisi и Carbone
Директивы, регулирующие свободное перемещение капиталов:
а) «Первая директива» от 11 марта 1960 и изменения, которые были внесены Директивой 1962 года;
б) Директива №86/566 от 17 ноября 1986 г.;
в) Директива №88/361 от 24 июня 1988г.
6. Свобода перемещения капиталов и прямого налогообложения. Тема 1.3. Свободное перемещение товаров в ЕС.
Понятие «товар».
Два «столпа» свободного перемещения товаров в ЕС: Таможенный союз; “Общий таможенный тариф”. Соглашение о товарной номенклатуре (1950 г.) и его последующие изменения.
Гармонизация законодательства, регулирующего перемещение товаров, государств-членов ЕС
«Режим активного улучшения» (Директива Совета №69/73 от 4 марта 1969г.) и «режим пассивного улучшения» (Директива Совета №76/119 от 18 декабря 1975г.).
Дело Dassonville (№8-74 от 11 июля 1974 г.) и дело Cassis de Dijon (№ 120-78 от 29 февраля 1979 г.).
Право интеллектуальной собственности в рамках реализации свободного перемещения товаров.
Раздел 2. Защита прав лиц, занятых по найму
Тема 2.1. Свобода передвижение рабочей силы по территории Государств-членов ЕС.
Правовая база свободного передвижения рабочей силы в ЕС.
Субъекты, обладающие правом на свободное передвижение.
Право на передвижение и право на пребывание на территории ЕС (Директива от 21 мая 1973 г. (№73-148))
Создания пространства без внутренних границ через введение гражданства ЕС (Директивы от 28 июня 1990 г. и от 29 октября 1993 г).
Решения Суда ЕС по делу Reyners (№2-74) от 21 июня 1974 г. и делу Van Binsbergen (№33-74) от 3 декабря 1974 г.
Рынок труда в ЕС.
Права работников–мигрантов и членов их семей.
Тема 2.2. Социальная политика ЕС.
Развитие социальной политики в ЕС.
Учредительные акты ЕС (Римский договор 1957г.; Единый Европейский Акт 1987г.; Маастрихтский договор 1992г.; Амстердамский договор 1997г.)
Хартия основных социальных прав трудящихся ЕС (1989г.)
Протокол и Соглашение о социальной политике.
Сочетание законодательного и коллективно-договорного методов
Взаимоотношения между профсоюзами и организациями предпринимателей
Роль и место социальных партнеров в процессе становления европейского социального регулирования.
Семинар 1 Социальное законодательство ЕС.
|