Скачать 255.37 Kb.
|
ДОКЛАД о деятельности Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Костромской области в 2011году Все мы разделяем позицию Президента РФ Д.А.Медведева, который сказал, что «отношение к детям - это показатель, по которому можно судить о зрелости общества, Нам необходима нормальная система защиты детства во всех смыслах этого слова». В решении проблем по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактики правонарушений и преступлений, совершаемых как несовершеннолетними, так и в отношении их, а также профилактики детской безнадзорности, координирующую роль играют Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Полномочия, функции, структура Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав определены федеральным и областным законодательством (СЛАЙД 1)
Структура и состав КДН и ЗП Костромской области представлена на слайдах. (СЛАЙД 2) В связи с принятием Закона Костромской области от 11. Июня 2011года № 89-5-ЗКО « О внесении изменений в статью 19.2 закона Костромской области «О гарантиях прав ребенка в Костромской области» внесены изменения в состав Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Костромской области. В состав КДН и ЗП включены Уполномоченный по правам ребенка в Костромской области (Шадричева Нина Валентиновна), представителя общественной палаты Костромской области ( Максимова Любовь Михайловна), Депутата костромской областной Думы (Тележкина Татьяна Владимировна ) В соответствии с законодательством основными функциями Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав являются: (СЛАЙД 3)
На областную Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав возложены функции (СЛАЙД 4)
В 2011году работа областной Комиссии и 30 муниципальных была сфокусирована на следующих ключевых моментах: (СЛАЙД 5)
Остановимся на основных результатах работы Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в 2011 году в рамках приоритетных направлений. 1. Развитие и поддержка семейных форм воспитания и содержания несовершеннолетних, предупреждение социального сиротства; (СЛАЙД 6) Социальная политика в Костромской области в отношении семьи и детства строится по принципу оказания помощи семьям по воспитанию и содержанию детей от момента рождения ребенка до его вступления во взрослую жизнь. В настоящее время в каждом муниципальном районе создана Служба сопровождения семьи на базе учреждений разной ведомственной принадлежности. Правовой основой деятельности Службы сопровождения семьи является закон Костромской области от 25.12.2007 года № 236-4-ЗКО «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительстве в Костромской области». В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 года № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», приказом Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства в Костромской области от 05.04.2010 года № 138 проведен отбор организаций, в которых созданы подразделения, осуществляющие отдельные полномочия органа опеки и попечительства – Службы сопровождения семьи. Всего в области созданы и работают 37 Служб сопровождения семьи:
Федеральным законом РФ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 21 мая 1999 года № 120-ФЗ определены основные понятия для реализации целей вышеуказанного закона, в том числе семья, находящаяся в социально-опасном положении. Ст.1 гл 1 вышеуказанного закона дает определение семьи, находящейся в социально-опасном положении, как семьи, «имеющей детей, находящихся в социально-опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих родительских обязанностей по их воспитанию, обучению и (или)содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.» Согласно п.2 ст.11 гл 2 120-ФЗ КДН и ЗП обеспечивают организацию контроля за условиями воспитания, обучения и содержания несовершеннолетних, следовательно, муниципальные КДН и ЗП обладают правом постановки семьи на учет, и в соответствии с решением Комиссии составляется план индивидуальной профилактической работы с семьей с участием всех органов и учреждений системы профилактики. Выполнение мероприятий индивидуального плана профилактической работы отслеживается специалистами Службы сопровождения семьи
В службах сопровождения работают квалифицированные кадры психологов, юристов, медицинских работников, что позволяет осуществлять адресную помощь семьям всех категорий. По результатам работы с семьей комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав принимает решение в отношении семьи о снятии ( продолжении контроля) с учета, а также дает рекомендации органам и учреждения системы профилактики о снятии ( продолжении контроля) с ведомственного учета. В 2011году по рекомендации областной КДН и ЗП органами и учреждениями системы профилактики при координирующей роли муниципальных Комиссий в Костромской области проводилась акция по обеспечению безопасности нахождения несовершеннолетних в семьях и оказанию помощи семьям в социально-бытовом устройстве. Специалисты органов и учреждений системы профилактики посещали семьи на предмет обследования жилищно-бытовых условий проживания несовершеннолетних, итоги рейдов обсуждались в сельских администрациях, совещаниях при главе администрации муниципального района (города), в адрес руководителей служб жилищно-коммунального хозяйства направлены ходатайства о необходимости оказания помощи семьям в ремонте приборов отопления, электроосвещения. Необходимо отметить, что проведение данных мероприятий позволило оказать реальную помощь семьям, находящимся в социально-опасном положении:
В рамках данной акции проведена и разъяснительная работа с семьями по соблюдению законодательства РФ и Костромской области в части ответственности родителей (законных представителей) по содержанию, воспитанию несовершеннолетних детей. Важнейшей составляющей в работе по предотвращению социального сиротства является устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семейно-замещающие семейные формы : опекаемые и приемные семьи. В Костромской области вопросы устройства несовершеннолетних в семейнозамещающие семейные формы решаются успешно на основе законодательства РФ. Проводимая в регионе адресная, целенаправленная социальная политика, направленная на реальную поддержку семьи и детства, позволяет на деле реализовать одно из главных прав ребенка – право жить и воспитываться в семье. Об этом свидетельствую показатели развития семейнозамещающих форм и сохранения кровной семьи:
2. Профилактика детской смертности от внешних причин и жестокого обращения с детьми. Еще до появления ребенка мы заботимся о будущей маме. В работе по данному направлению на особом контроле стоит работа по сопровождению беременных женщин и оказанию им различного рода помощи, как основополагающего звена в системе сохранения жизни и здоровья матери и будущего ребенка. В лечебно-профилактические учреждения области поступило новейшее медицинское оборудование, позволяющее отслеживать состояние здоровья не только мамы, но и ее будущего ребенка, в каждой поликлинике созданы и работают «Школа будущей матери», осуществляется патронатное сопровождение специалистами женской консультации. К работе по сопровождению беременных подключаются специалисты Службы сопровождения семьи.
В Костромской области наблюдается положительная динамика рождаемости и последовательное снижение детской смертности
Если проанализировать смертность детей до 1 года на дому то можно увидеть, что основная причина кроется в семейном неблагополучии, невнимании со стороны родителей, в недостаточной работе органов и учреждений системы профилактики. В системе профилактики детской смертности важная роль принадлежит специалистам педиатрических служб лечебно-профилактических учреждений области, заведующим фельдшерско-акушерскими пунктами, работникам дошкольных образовательных учреждений. С целью защиты прав детей на охрану здоровья районная педиатрическая служба, заведующие ФАПами, специалисты Служб сопровождения семьи работают в тесном контакте при координирующей роли КДН и ЗП, В результате районные педиатры, фельдшеры на селе , социальные работники, воспитатели ДОУ располагают всеми сведениями о семье , и при необходимости берут под контроль ситуацию в семьях еще на стадии беременности матерей, совместно с Комиссией принимают меры по защите прав детей из этой семьи. При сотрудничестве со специалистами здравоохранения Комиссии выявляют факты уклонения родителей от медицинского обследования и лечения детей, факты жестокого обращения с детьми. (Пример: п.Сусанино) Между тем, нарушения прав больного ребенка со стороны законного представителя продолжают иметь место, по-прежнему в области присутствуют факты вопиющего жестокого отношения к детям - умерщвления новорожденных. Насилие и жестокое обращение, пренебрежение нуждами детей в настоящее время считаются одними из важнейших проблем общественного здоровья и ведущими причинами асоциального поведения детей, нарушения психического, личностного и физического развития ребенка. Часто жестокое обращение носит скрытый характер и выявляется только в крайних случаях. За 2011 год в области выявлено 7 случаев жестокого обращения ( ст. 156 УК РФ) с детьми (2010 год - 14 случаев). Жестокое обращение выявлено в муниципальных образованиях город Галич, Буйский, Сусанинский, Октябрьский, Кологривский, Судиславский , Поназыревский районы. Все случаи проанализированы на заседаниях муниципальных и областной КДН и ЗП, разработаны дополнительные профилактические мероприятия, в отношении лиц, допустивших бесконтрольность и бездействие в работе с семьей вынесены меры дисциплинарного воздействия. В 2011 году на территории области продолжалась рекламно-информационная кампания по предотвращению жестокого обращения с детьми. Она включала в себя разработку и выпуск методического материала: буклетов, сборников, оформление стендов, проведение профилактических мероприятий Продолжает работать Детский телефон доверия с Единым Всероссийским номером 8-800-2000-122, как дополнительный ресурс по предотвращению случаев насилия над детьми. Консультации проводят психологи высшей категории, специализирующиеся на работе с семьей и детьми. Всего за 2011год оказана консультационная помощь _____ обратившимся:
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и или иной эксплуатации ( п.2.ст.9 гл.1 120-ФЗ), следовательно, председателям КДН и ЗП, руководителям органов и учреждений системы профилактики следует помнить, что основное право ребенка – это право на жизнь и здоровье, и в соответствии с нормами Российского законодательства и служебными обязанностями мы несем персональную ответственность за обеспечение данного права несовершеннолетнего. 3. Защита несовершеннолетних от алкогольной и наркотической угрозы Во исполнение целевой программы «Профилактика пьянства и алкоголизма в Костромской области на 2010-2012 годы» ( постановление администрации Костромской области от 03.08.2009г.№ 288-а), в рамках реализации регионального проекта «Здоровье будущих поколений» в 2011году осуществляется комплекс мероприятий антиалкогольной кампании в детско-подростковой и молодежной среде. Продолжает работать созданный по инициативе Губернатора Костромской области И.Н.Слюняева общественно-духовный совет по защите детей и молодежи от алкогольной угрозы, введены ограничения по продаже алкогольной продукции ( сокращение потребления алкоголя на душу населения с момента действия Закона в Костромской области составило 15,7%, выявлен 51 случай незаконной продажи алкогольной продукции несовершеннолетним), проводится системная работа в муниципальных образованиях по профилактике алкоголизации в подростковой среде, продолжается реализация профилактической образовательной программы «Лестница успеха» на базе оздоровительно-образовательного центра им.Ю. Беленогова, подростки и молодежь вовлекаются в занятия спортом, клубные формирования по интересам СЛАЙД №10 – 11- 12 - примеры мероприятий, акций. Работа проводится многоплановая, разнообразная, но в тоже время вызывает большую тревогу ситуация по употреблению несовершеннолетними наркотических (одурманивающих) веществ. В областном наркодиспансере состоят 9 несовершеннолетних граждан, в т.ч. 7 – потребителей, 2 – с диагнозом « наркомания». По данным муниципальных КДН и ЗП количество несовершеннолетних, замеченных, я подчеркиваю, в употреблении токсических веществ составляет 64 человека, количество родителей, имеющих несовершеннолетних детей и употребляющих наркотические вещества - 24. Работа по профилактике и предупреждению алкоголизации, наркотизации подростков и молодежи должна проводится в комплексе, всеми органами и учреждениями системы профилактики. Комплексный подход к решению проблем профилактики алкоголизма, употребления наркотических (психотропных) веществ, правонарушения и безнадзорности несовершеннолетних может быть обеспечен только при условии непрерывности профилактического процесса. Главное – действовать в единой логике. Эффективным, можно сказать, альтернативным средством в профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании являются занятия физической культурой, спортом, участие подростков в кружках, клубных объединениях по интересам. В творческих, спортивных, развивающих объединениях в свободное от учебы время в области занято свыше 90% детей и подростков, к сожалению, доля несовершеннолетних, состоящих на профилактических учетах, не превышает 50%. Важная роль в профилактической работе принадлежит образовательным учреждениям в части реализации программ воспитательной работы. Институт классного руководства, школьные Советы профилактики, социально-психологические службы – основополагающие элементы профилактической работы с несовершеннолетними, просветительской работы с родителями по формированию «ответственного родительства» В системе работы по профилактике и предупреждению алкоголизма, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних важным элементом является организация трудоустройства несовершеннолетних в свободное от учебы время. В целях обеспечения занятости подростков департаментом по труду и занятости населения Костромской области ежегодно реализуется Программа по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время. (СЛАЙД 13 -14 ) В 2011 году организована занятость 6 333 подростков (2011год- 7 242 подростка). Приоритетное право при трудоустройстве предоставляется подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации. На выплату заработной платы в 2011 году из всех источников финансирования израсходовано 14 млн.372 тыс. руб., средняя заработная плата составила 2 тыс. 219 руб. В целом, можно констатировать, области сложилась определенная система занятости подростков и молодежи, но в тоже время ответственность за воспитание, содержание и обучение своих несовершеннолетних детей несут родители ( ст.38 Конституции РФ, ст. ____ Семейного Кодекса РФ) В соответствии с действующим законодательством Комиссии обладают определенными властными полномочиями, что выражается в наделении их правом рассматривать персональные дела не только в отношении несовершеннолетних, но и их родителей ( законных представителей), выносить определения и постановления, обязательные для исполнения участниками административного процесса. Согласно ст.5.35 Кодекса об административных правонарушениях Комиссии имеют право привлекать родителей к административной ответственности за ненадлежащее исполнение ими родительских обязанностей. Данную административную меру, как определенную степень наказания, Комиссии должны использовать по полной программе. 4 Правовое просвещение несовершеннолетних и их родителей в части разъяснения норм Российского законодательства, законодательства Костромской области по защите материнства и детства, предупреждения правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. Методическая помощь и поддержка деятельности муниципальных КДН и ЗП Правовое просвещение несовершеннолетних граждан и их законных представителей проводится как в рамках образовательного процесса в образовательных учреждениях, так и в рамках профилактических мероприятий, проводимых органами и учреждениями системы профилактики: преподавание курса «основы правовых знаний», олимпиады, конкурсы рефератов по правовой тематике, круглые столы, встречи с представителями прокуратуры, судопроизводства, адвокатуры, УМВД РФ по Костромской области. В рамках правового Всеобуча в муниципальных образованиях области было проведено:
Организовано плановое обучение председателей и ответственных секретарей муниципальных КДН и ЗП - проведено 4 обучающих семинара, представители муниципальных КДН и ЗП приняли участие в Межрегиональной конференции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в г. Ярославле. Особенности деятельности Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в 2011 году:
Одно из направлений деятельности областной Комиссии является оказание практической помощи во исполнение п.20 ст.6 Закона «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» муниципальным КДН и ЗП, органам и учреждениям системы профилактики. Вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних рассматривались на заседаниях Коллегий департамента образования и науки Костромской области, департамента культуры Костромской области , департамента социальной защиты населения. опеки и попечительства Костромской области, заседании Общественного совета по здравоохранению в Костромской области, совещаниях заместителей глав муниципальных образований, курирующих вопросы развития социальной сферы, в рамках проводимых заместителем губернатора, председателем областной КДН и ЗП А.А.Анохиным селекторных совещаний с участием глав муниципальных образований Костромской области. На заседаниях КДН и ЗП рассматривались вопросы, касающиеся повышения эффективности межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики, преемственности в организации профилактической работы с несовершеннолетними, вопросы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактики подростковой преступности, преступлений против семьи и несовершеннолетних. (СЛАЙД 15)
Во исполнение п.4.ст.6 закона «О Комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» в 2011году большое внимание было уделено изучению и анализу деятельности муниципальных КДН и ЗП :
В соответствии с положением, на муниципальные КДН и ЗП возложены полномочия по рассмотрению персональных дел в отношении несовершеннолетних и их законных представителей. Если проанализировать деятельность муниципальных КДН и ЗП в этом направлении можно наглядно представить ситуацию, которая сложилась в отношении контингента несовершеннолетних и родителей. СЛАЙД
1.Снижается количество несовершеннолетних, состоящих на учете КДН и ЗП и количество рассмотренных персональных дел в отношении их, но увеличилось количество составленных и рассмотренных административных протоколов.На всех этапах и стадиях административного производства от возбуждения дела об административном правонарушении и до исполнения постановлений и о назначении административного наказания или прекращения производства возрастает объем и сложность процессуальных действий, совершение которых требует от должностных лиц знания не только административного, но и других отраслей права. Вывод: по каждому персональному делу, рассмотренному на Комиссии, наряду с мерами взыскания необходимо выносить постановление о проведении межведомственной индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетним и его семьей с указанием конкретных исполнителей и сроков исполнения мероприятий. 2.Увеличилось количество рассмотренных персональных дел в отношении родителей, 50% от всех рассмотренных дел – это ст.5.35 – «ненадлежащее исполнение родительских обязанностей со стороны родителей или лиц их заменяющих». Вывод: Недостаточно работаем с родителями по вопросу «Формирования ответственного родительства» 3.Из года в год увеличивается количество несовершеннолетних, переведенных на иную форму обучения. Как показывает персонифицированный анализ, это в основном учащиеся из системы НПО и СПО, которые не смогли адаптироваться в системе профессионального образования после окончания курса основной школы, не успевают по учебным предметам и вынуждены возвращаться в середине учебного года в муниципальные образования. Вывод: необходимо тщательно проанализировать сложившуюся ситуацию в разрезе учреждений профтехобразования и муниципальных образований и выработать конкретные решения. В ходе рассмотрения персональных дел как в отношении несовершеннолетнего, так и его родителей (законных представителей), первостепенное значение имеют изучение личности несовершеннолетнего, ситуации в семье, анализ причин и условий совершения ребенком противоправных действий и принятия мер к их устранению. Такой подход к отправлению правосудия в отношении несовершеннолетних и их родителей вызван необходимостью выполнения требований норм международного права, прежде всего – Конвенции ООН о правах ребенка. Несмотря на проводимую методическую и организационную работу по обеспечению деятельности муниципальных КДН и ЗП, в работе Комиссий имеются серьезные недостатки, свидетельствующие о ненадлежащем исполнении Комиссиями возложенных на них законом обязанностей по защите и восстановлению прав несовершеннолетних, координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ослаблении контроля за деятельностью муниципальных КДН и ЗП со стороны областной Комиссии:
Задачи на 2012 год 1.Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних граждан, проживающих на территории Костромской области. 2.Соблюдение основ законодательства РФ и Костромской области в деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. 3. Защита материнства и детства в части обеспечения и соблюдения социальных гарантий в соответствии с законодательством РФ и Костромской области. 4 . Профилактика совершения правонарушений и преступлений несовершеннолетними и в отношении их, искоренение жестокого отношения в отношении несовершеннолетних. 5.Профилактиечике меры, направленные на формирование здорового образа жизни, истинного патриота, гражданина своей малой Родины, России в целом. 2013 год – юбилейный для Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. 17 января 1018 года Декретом Советской власти были учреждены КДН и ЗП, в 2013 году нам исполняется 95 лет. |
Слайд 1 Роль комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав... На заседаниях комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве области, районов и городов области, региональных... | Протокол заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве красноярского края | ||
Доклад Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Московской области | Доклад Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Московской области | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «О порядке образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Иркутской области и осуществления ими отдельных государственных... | Правительства Удмуртской Республики Удмуртской Республики, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Удмуртской Республике, Республиканской экспертной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... О поддержке подросткового молодежного волонтерского движения по профилактике наркомании и вич/спида", Постановления комиссии по делам... | Практические рекомендации для специалистов по работе с детьми и семьёй... «Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: эффективные услуги, технологии, методики работы» | ||
Введение. 7-ой класс Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве красноярского края | В. С. Соловьев Вера, разум и опыт Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве красноярского края | ||
Урок «расы. Происхождение рас» (6-7 классы) Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве красноярского края | Буряад Республикын «Хяагтын аймагай» Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Кяхтинского района за 1 полугодие 2010 года | ||
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18 Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве красноярского края | Отделения Пенсионного фонда России по Саратовской области Саратовской области, Отделения Пенсионного фонда России по Саратовской области, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их... | ||
Программа дисциплины социальная психофизиология и антропология ... Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве красноярского края | Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая фгбоу... Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве красноярского края |