Скачать 171.4 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет - Высшая школа экономики», Санкт-Петербургский филиал Факультет социологии Программа дисциплины "Нормативные теории устройства общества" для направления 040200.62 «Социология» подготовки бакалавра 2 курс, модуль 4 Автор программы: Печерская Н.В., к.ф.н., npecherskaya@hse.spb.ru Одобрена на заседании кафедры социологии «_4_»_____марта___ 2011 г Зав. кафедрой Омельченко Е.Л. Согласована УМО «___»____________ 201_ г Председатель ________________________ Утверждена Советом факультета [социологии] «___»_____________201__ г. Ученый секретарь __________________ ___________________ Санкт-Петербург, 201_ Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Раздел 1. Пояснительная записка Программа рассчитана на студентов второго курса бакалавриата социологического факультета дневного отделения, направление 040200.62 «Социология». Исходный уровень знаний и умений: предлагаемая программа рассчитана на студентов, прослушавших курс «Введение в философию» и «Политология». Предполагается наличие навыков самостоятельного анализа текстов, умения самостоятельно работать с литературой, наличие базовой культуры письма. Цели и задачи курса - изучение политической философии как особого способа раскрытия, проблематизации, концептуализации мира политического под углом зрения проблем свободы и порядка, частного интереса и общего блага, легитимности, справедливости, политических обязательств. Показать, каким образом методологические и идеологические перемены в западной политиче6ской теории меняют представления о свободе, порядке, власти, правах человека, о демократии и справедливости. Курс не претендует на исчерпывающий охват истории политической мысли, но освещает основные узловые пункты ее эволюции, связанные с именами крупнейших мыслителей западной политической традиции. Учебная задача курса - сформировать у студентов представление об истории политической мысли не только как об особом типе мышления, но и как о рабочем аппарате, предлагающем инструментарий для решения конкретных актуальных социально-политических задач. Программа предусматривает проведение семинарских занятий, главная цель которых - выработать у студентов навыки самостоятельного критического анализа классических и современных политических теорий, научить использовать концептуальный аппарат политической теории для анализа актуальных общественных проблем. Структура курса. Курс состоит из 14 лекций и 14 семинарских занятий. Форма проведения занятий: лекции и семинары. Самостоятельная работа по курсу предполагает подготовку к семинарским занятиям (чтение рекомендованной литературы, выступление с докладами). Форма контроля. Текущая – участие в семинарах и написание эссе. Итоговая оценка за курс складывается из двух компонент: работа на семинарах – 50% и 2 эссе – по 25% каждое. Оценки за эссе выставляются по 10–балльной шкале по следующим критериям. 9 – 10 – отличная работа, выполненная самостоятельно, изложение логично, оригинально решение поставленной проблемы, выдвинутый автором тезис доказан, продемонстрировано уверенное владение материалом, работа грамотно оформлена. 8 – очень хорошая работа, продемонстрированы навыки самостоятельного анализа материала, 6 – 7 – хорошая работа, продемонстрированы навыки анализа материала и самостоятельного мышления, но не хватает аргументированности в раскрытии заявленного тезиса. 4 – 5 – работа, близкая к реферату, состоящая в основном из компиляции чужих текстов, работа правильно оформлена, имеются ссылки на использованные источники. 2 – 3 – чистая компиляция чужих текстов и отсутствие корректных ссылок, отсутствие списка литературы. 0 – «скачанный» или отсканированный реферат. Раздел 2. Содержание дисциплины. Лекция 1. Понятие и специфика политического. В чем специфика философского подхода к политике. Соотношение и разграничение политической философии, политической идеологии и политической науки. Основные философские проблемы политики и политологии. Классические политические учения и современность. Лекция 2. Х.Арендт: Античный полис как классическая модель воплощения "условий человеческого существования". Политика как "повседневная действительность свободы". Антиномия публично-политического и частнохозяйственного. Этика политики и мораль частной жизни. Пары категорий "власть—правление", "речь—насилие", "участие—представительство". Современность и распад публично-политической жизни. Подъем "социального", арендтовский анализ революций Нового времени. Типология зла, "банальность зла" в современном мире. Тоталитаризм и современность. "Условия человеческого существования" — свобода, "мирскость" (worldliness), плюральность. Три основных вида деятельности человека в их отношении к "условиям человеческого существования". Лекция 3. Республиканская традиция в эпоху Возрождения. Макиавелли. Принципы политики и природа человека. Stato. Три правильных и три неправильных формы правления, их связь с социальными условиями. Политический зоопарк и политический менеджмент: цель оправдывает средства. Лекции 4 - 6. Классическая договорная традиция в истории политической мысли Лекция 4. Политическая геометрия Т. Гоббса. Проблема общественного порядка. Договорные основы происхождения государства. Учение о государстве как о смертном Боге. Суверенитет, репрезентация, общественный договор и всесильный Левиафан. Гоббс как родоначальник правового позитивизма. Лекция 5. Дж. Локк. Естественное право как ограничение власти государства. Публичное и приватное во «Втором трактате о правлении». Теория собственности и право на восстание. Соотношение политики и экономики в концепции государства. Лекция 6. Ж.-Ж. Руссо. Концепция естественного состояния и происхождения неравенства. Идея общей воли – новый путь к старым оковам? Соотношение свободы и несвободы в общественном договоре. Концепция гражданской религии. Лекции 7 - 8. Левиафан или «ночной сторож»: современные контроверзы договорной традиции Лекция 7. Современные версии общественного договора. Дж. Роллз и теория справедливости как честности. Исходное положение, вуаль неведения и концепция приоритетных благ. Границы гипотетического соглашения. Максимин и проблемы неравенства. Коммунитаризм vs. рационализм. Критика Тейлора, Сэндела, Нозика. Современный дискурс справедливости. Роллз или М.Уолзер. Лекция 8. Концепция спонтанного порядка Хайека и Нозика. Идея “спонтанного порядка” и его “правила”. Историческое объяснение возникновения и развития “спонтанного порядка” и проблема его “универсальности”. Понятие “конструктивизма” применительно к теории и практике — критика социализма. Угрозы “спонтанному порядку” в современных западных обществах. Критика современной либеральной демократии (bargaining democracy) и антиномия демократии и капитализма. Утопическая “конституция либерального государства” и парадокс “либеральной диктатуры”. Анархия, государство и утопия. Лекции 9 - 10. Этика долга vs. этика цели в политике Лекция 9. Э. Кант. Политическая теория в контексте категорического императива Канта. Этика долга Канта. Свобода человека и право. Связь и разграничение права и морали. Право в строгом и в широком смысле. Частное и публичное право. Его соотношение с естественной правовой доктриной. Принципы устройства и формы государства. Лекция 10. И. Бентам. Утилитаристская мораль и «большая политика». Индивид vs. общая польза и необходимость власти. Межличностные сравнения и консеквенциализм. Права и польза – проблема синтеза. Проблема человеческой свободы и полезности. Изменение значения и меры полезности. Полезность и контекст. Предупреждение вреда как легитимация действий государства. Лекции 11 - 12. Антипросветительское движение в политике Лекция 11. Э. Берк. Либеральный консерватизм Берка. Свобода, авторитет, порядок, здравый смысл, традиция и государство. «Безнадежные полеты французских аэронавтов» и проблемы революционных изменений. Лекция 12. Современная консервативная мысль. Критика рационализма в политике Оукшоттом и Макинтайром. Негласные правила, практики и традиции мышления как фундамент политического сообщества: социо-культурный контекст и политика. Раздел 3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.Учебники и учебные пособия. Базовые учебники.
Дополнительная учебная литература.
Хрестоматии.
Литература к семинарским занятиям. К семинару 1. Основная: Вебер М. Политика как призвание и профессия. / Вебер М. Избранные произведения. М.: 1990. С.644-706. Шмитт К. Понятие политического. / Антология мировой политической мысли в 5 тт. Т.2. С.290-310. Штраусс Л. Что такое политическая философия. / Антология мировой политической мысли в 5 тт. Т.2. С.398-415. Дополнительная: Лефор К. Предисловие; Ханна Арендт и вопрос о политическом // Лефор К. Политические очерки (XIX–XX века). М.: РОССПЭН, 2000. Капустин Б.Г. Что такое "политическая философия"? Ч. 1 // Полис. 1996. № 6. Алексеева Т.А., Кравченко И.К. Политическая философия: К формированию концепции / Вопросы философии. 1994. № 3. Капустин Б.Г. Что такое "политическая философия"? Ч. 2–3 // Полис. 1997. № 1, 2. Уолцер М. Компания критиков. Социальная критика и политические пристрастия ХХ века. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. Введение: Практика социальной критики К семинару 2. Основная: Арендт Х. Vita Activa или о деятельной жизни. СПб.: Алетея. 2000. Гл. 1-9, 11-12, 18-19, 23, 24-29, 31-32, 41-45. Дополнительная: Арендт Х. Массы и тоталитаризм // Вопросы социологии. 1992. Т. 1. № 2. Нормативная критика: Х.Арендт / В кн. Э.Арато, Д.Л.Коэн Гражданское общество и политическая теория. М.: Весь мир. 2003. К семинару 3. Основная: Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. М.: Мысль, 1996. С. 52–55, 63–66, 78–79, 81–83, 103–108, 111–131, 138–143, 151–158, 166, 178–189, 194–204, 211–220, 223–225, 228–232, 300–304, 343–345, 362–373. Макиавелли Н. История Флоренции. М.: Наука, 1987. С. 103–104, 143, 181–182. Дополнительная Темнов Е.И. Макиавелли. М.: Юридическая литра, 1979. С. 28–50. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М.: Высшая школа, 1980. Гл. 5. Грамши А. Искусство и политика. М.: Искусство, 1991. Т. 1. С. 269–286. Мерло-Понти М. В защиту философии. М.: Изд-во гуманитарной лит-ры, 1996. С. 205–221. К семинару 4. Основная: Гоббс Т. Левиафан // Гоббс Т. Избранные произведения: В 2 т. М.: Мысль, 1964. Т. 2. С. 149–159, 169–177, 192–304, 334–358, 377–378. Дополнительная 1. Философия эпохи ранних буржуазных революций. М.: Наука, 1983. С. 223–240. 2. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII века. М.: Высшая школа, 1974. С. 163–190. 3. Давыдов Ю.Н. "Война всех против всех" в идеально-типическом изображении // Полис. 1993. № 6. С. 110–125. 4. Капустин Б. Либеральная идея и Россия. "Проблема Гоббса" // Иное. М.: Аргус, 1995. Т. 3. № 3. К семинару 5. Основная: Локк Д. Два трактата о правлении // Локк Д. Соч.: В 3 т. М.: Мысль, 1988. Т. 3. С. 262–346, 378–405. Дополнительная Соловьев Э.Ю. Прошлое трактует нас. Очерки по истории философии и культуры. М.: Политиздат, 1991. С. 146–166. Новгородцев П.И. Лекции по истории философии права // Новгородцев П.И. Соч. М.: Раритет, 1995. С. 106–115. Давыдов Ю.Н. Укрощение Левиафана, или социальные потенции обычного согласия // Полис. 1994. № 2. С. 143–155; № 3. С. 135–147. Капустин Б.Г. Россия и Запад на пути к Миру миров (критика политической философии) // Кентавр. 1993. № 2. С. 79–84. К семинару 6. Основная: Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре // Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М.: Наука, 1969. С. 151–256. Дополнительная: Руссо Ж.-Ж. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми // Там же. С. 45–47, 54–55, 64–65, 72–98. Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. М.: Мысль, 1984. С. 83–139. Алексеев-Попов В.С. О социальных и политических идеях Жана-Жака Руссо // Руссо Ж.-Ж. Трактаты... С. 487–554. Федорова М.М. Французский либерализм (Руссо — Констан) // Полис. 1993. № 6. С. 126–134. К семинару 7. Основная: Ролз Дж. Теория справедливости . Новосибирск: НГУ. 1995. Избр. Главы. Сэндел М. Либерализм и пределы справедливости. / В кн. Современный либерализм. Тейлор Ч. Пересечение целей. Спор между либералами и коммунитаристами./ В кн. Современный либерализм. Макинтайр А. Справедливость как добродетель: изменение концепции. / В кн. Макинтайр А. После добродетели. М.: Академический проект. Деловая книга. 2000. Дополнительная: Печерская Н.В. Современный дискурс справедливости: Джон Ролз или Майкл Уолзер? // Общественные науки и современность, вып.2, 2001. К семинару 8. Основная: Хайек. Ф.А. Пагубная самонадеянность. М.: Новости, 1992. Гл. 1–5, 7. Хайек Ф.А. Дорога к рабству. М.: Экономика, 1992. С. 5–71." К семинару 9. Основная: Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Соч.: В 6 т. М.: Мысль, 1965. Т. 4, ч. 1. С. 228–310. Кант И. Метафизика нравов: В 2 ч. // Там же. Т. 4, ч. 2. С. 231–249, 264–270. Кант И. О поговорке "Может быть, это и верно в теории, но не годится для практики" // Там же. Т. 4, ч. 2. С. 77–98. Кант И. К вечному миру; Ответ на вопрос: что такое просвещение // Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. М.: AO KAMI, 1994. Т. 1. С. 429–477, 125–147 (эти две работы могут быть также взяты из: Кант И. Соч.: В 6 т. М.: Мысль, 1965. Т. 6). Дополнительная: Соловьев Э.Ю. Прошлое трактует нас... С. 167–184. Философия Канта и современность. М.: Мысль, 1974. С. 152–183, 184–235. Асмус В.Ф. Кант. М.: Наука, 1973. С. 318–380. Новгородцев П.И. Лекции по истории философии права... С. 173–195. К семинару 10. Основная: Милль Дж.См. О свободе. // В «Антология мировой политической мысли». т.1. С. 735 – 744. Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. М.: РОССПЭН, 1998. Гл. 1, 2, 3, 4, 7, 17, 19. К семинару 11. Основная: Берк Э. Размышления о революции во Франции и заседаниях некоторых обществ в Лондоне, относящихся к этому событию. М.:"Рудомино",1993. Берк Э. Письма, адресованные членам парламента. // Человек. 2003. № 1. К семинару 12. Основная: Оукшотт М. Рационализм в политике. / В кн. Оукшотт М. Рационализм в политике. 1996. Оукшотт М. Что значит быть консерватором. / В кн. Оукшотт М. Рационализм в политике. 1996. Патнэм Р. Чтобы демократия сработала. М. 1996. Введение. Гл. 4-6. Макинтайр А. После добродетели. М. 2000. Гл. 1, 9, 12, 14, 15, 18. Раздел 4. Примерная тематика. Примерные темы эссе:
Что значит быть свободным? Сравните концепцию Локка и Штирнера.
«Главное для рационалиста – отделить зерна идеала от плевел привычек; для нас же главное – удручающие последствия его успеха» (М.Оукшотт «Рационализм в политике»). Обсудите соотношение традиции и рационализма в политике.
Вопросы к экзамену по курсу «История политических учений»
22. Современные версии общественного договора. Критика Тейлора, Сэндела, Нозика. «чисто процедурной теории справедливости» Дж.Ролза. 23. Доктрина спонтанного порядка Хайека и Нозика. Угрозы “спонтанному порядку” в современных западных обществах.. Утопическая “конституция либерального государства” и парадокс “либеральной диктатуры”. Анархия, государство и утопия. 24. Либеральный консерватизм Э.Берка. Традиция как фундамент политического сообщества 25. Современная консервативная мысль. Критика рационализма в политике Оукшоттом и Макинтайром.: Социо-культурный контекст и политика. Раздел 5. Тематический расчет часов.
Программа составлена канд. филос. наук., доц. Печерской Н.В. |
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... | ||
Программа Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Проект Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования |