Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования





Скачать 171.4 Kb.
НазваниеПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Дата публикации31.03.2015
Размер171.4 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Право > Программа дисциплины



Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Государственный университет - Высшая школа экономики»,

Санкт-Петербургский филиал


Факультет социологии

Программа дисциплины "Нормативные теории устройства общества"


для направления 040200.62 «Социология» подготовки бакалавра

2 курс, модуль 4

Автор программы:

Печерская Н.В., к.ф.н., npecherskaya@hse.spb.ru


Одобрена на заседании кафедры социологии «_4_»_____марта___ 2011 г

Зав. кафедрой Омельченко Е.Л.
Согласована УМО «___»____________ 201_ г

Председатель ________________________
Утверждена Советом факультета [социологии] «___»_____________201__ г.

Ученый секретарь __________________ ___________________

Санкт-Петербург, 201_

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Раздел 1. Пояснительная записка
Программа рассчитана на студентов второго курса бакалавриата социологического факультета дневного отделения, направление 040200.62 «Социология».

Исходный уровень знаний и умений: предлагаемая программа рассчитана на студентов, прослушавших курс «Введение в философию» и «Политология». Предполагается наличие навыков самостоятельного анализа текстов, умения самостоятельно работать с литературой, наличие базовой культуры письма.

Цели и задачи курса - изучение политической философии как особого способа раскрытия, проблематизации, концептуализации мира политического под углом зрения проблем свободы и порядка, частного интереса и общего блага, легитимности, справедливости, политических обязательств. Показать, каким образом методологические и идеологические перемены в западной политиче6ской теории меняют представления о свободе, порядке, власти, правах человека, о демократии и справедливости. Курс не претендует на исчерпывающий охват истории политической мысли, но освещает основные узловые пункты ее эволюции, связанные с именами крупнейших мыслителей западной политической традиции.

Учебная задача курса - сформировать у студентов представление об истории политической мысли не только как об особом типе мышления, но и как о рабочем аппарате, предлагающем инструментарий для решения конкретных актуальных социально-политических задач.

Программа предусматривает проведение семинарских занятий, главная цель которых - выработать у студентов навыки самостоятельного критического анализа классических и современных политических теорий, научить использовать концептуальный аппарат политической теории для анализа актуальных общественных проблем.

Структура курса.

Курс состоит из 14 лекций и 14 семинарских занятий.

Форма проведения занятий: лекции и семинары. Самостоятельная работа по курсу предполагает подготовку к семинарским занятиям (чтение рекомендованной литературы, выступление с докладами).

Форма контроля. Текущая – участие в семинарах и написание эссе.

Итоговая оценка за курс складывается из двух компонент: работа на семинарах – 50% и 2 эссе – по 25% каждое.

Оценки за эссе выставляются по 10–балльной шкале по следующим критериям. 9 – 10 – отличная работа, выполненная самостоятельно, изложение логично, оригинально решение поставленной проблемы, выдвинутый автором тезис доказан, продемонстрировано уверенное владение материалом, работа грамотно оформлена.

8 – очень хорошая работа, продемонстрированы навыки самостоятельного анализа материала,

6 – 7 – хорошая работа, продемонстрированы навыки анализа материала и самостоятельного мышления, но не хватает аргументированности в раскрытии заявленного тезиса.

4 – 5 – работа, близкая к реферату, состоящая в основном из компиляции чужих текстов, работа правильно оформлена, имеются ссылки на использованные источники.

2 – 3 – чистая компиляция чужих текстов и отсутствие корректных ссылок, отсутствие списка литературы.

0 – «скачанный» или отсканированный реферат.

Раздел 2. Содержание дисциплины.
Лекция 1. Понятие и специфика политического. В чем специфика философского подхода к политике. Соотношение и разграничение политической философии, политической идеологии и политической науки. Основные философские проблемы политики и политологии. Классические политические учения и современность.
Лекция 2. Х.Арендт: Античный полис как классическая модель воплощения "условий человеческого существования". Политика как "повседневная действительность свободы". Антиномия публично-политического и частнохозяйственного. Этика политики и мораль частной жизни. Пары категорий "власть—правление", "речь—насилие", "участие—представительство". Современность и распад публично-политической жизни. Подъем "социального", арендтовский анализ революций Нового времени. Типология зла, "банальность зла" в современном мире. Тоталитаризм и современность. "Условия человеческого существования" — свобода, "мирскость" (worldliness), плюральность. Три основных вида деятельности человека в их отношении к "условиям человеческого существования".
Лекция 3. Республиканская традиция в эпоху Возрождения. Макиавелли. Принципы политики и природа человека. Stato. Три правильных и три неправильных формы правления, их связь с социальными условиями. Политический зоопарк и политический менеджмент: цель оправдывает средства.
Лекции 4 - 6. Классическая договорная традиция в истории политической мысли
Лекция 4. Политическая геометрия Т. Гоббса. Проблема общественного порядка. Договорные основы происхождения государства. Учение о государстве как о смертном Боге. Суверенитет, репрезентация, общественный договор и всесильный Левиафан. Гоббс как родоначальник правового позитивизма.
Лекция 5. Дж. Локк. Естественное право как ограничение власти государства. Публичное и приватное во «Втором трактате о правлении». Теория собственности и право на восстание. Соотношение политики и экономики в концепции государства.
Лекция 6. Ж.-Ж. Руссо. Концепция естественного состояния и происхождения неравенства. Идея общей воли – новый путь к старым оковам? Соотношение свободы и несвободы в общественном договоре. Концепция гражданской религии.

Лекции 7 - 8. Левиафан или «ночной сторож»: современные контроверзы договорной традиции
Лекция 7. Современные версии общественного договора. Дж. Роллз и теория справедливости как честности. Исходное положение, вуаль неведения и концепция приоритетных благ. Границы гипотетического соглашения. Максимин и проблемы неравенства. Коммунитаризм vs. рационализм. Критика Тейлора, Сэндела, Нозика. Современный дискурс справедливости. Роллз или М.Уолзер.
Лекция 8. Концепция спонтанного порядка Хайека и Нозика. Идея “спонтанного порядка” и его “правила”. Историческое объяснение возникновения и развития “спонтанного порядка” и проблема его “универсальности”. Понятие “конструктивизма” применительно к теории и практике — критика социализма. Угрозы “спонтанному порядку” в современных западных обществах. Критика современной либеральной демократии (bargaining democracy) и антиномия демократии и капитализма. Утопическая “конституция либерального государства” и парадокс “либеральной диктатуры”. Анархия, государство и утопия.
Лекции 9 - 10. Этика долга vs. этика цели в политике
Лекция 9. Э. Кант. Политическая теория в контексте категорического императива Канта. Этика долга Канта. Свобода человека и право. Связь и разграничение права и морали. Право в строгом и в широком смысле. Частное и публичное право. Его соотношение с естественной правовой доктриной. Принципы устройства и формы государства.
Лекция 10. И. Бентам. Утилитаристская мораль и «большая политика». Индивид vs. общая польза и необходимость власти. Межличностные сравнения и консеквенциализм. Права и польза – проблема синтеза. Проблема человеческой свободы и полезности. Изменение значения и меры полезности. Полезность и контекст. Предупреждение вреда как легитимация действий государства.

Лекции 11 - 12. Антипросветительское движение в политике
Лекция 11. Э. Берк. Либеральный консерватизм Берка. Свобода, авторитет, порядок, здравый смысл, традиция и государство. «Безнадежные полеты французских аэронавтов» и проблемы революционных изменений.
Лекция 12. Современная консервативная мысль. Критика рационализма в политике Оукшоттом и Макинтайром. Негласные правила, практики и традиции мышления как фундамент политического сообщества: социо-культурный контекст и политика.

Раздел 3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.



Учебники и учебные пособия.

Базовые учебники.

  • История политических учений. Учебник для ВУЗов. / Под ред. О.В.Мартышина. М.: Норма. 2002.

  • Категории политической науки. / Под ред. А.Ю.Мельвиля. М.: РОССПЭН. 2002.


Дополнительная учебная литература.

  • История политических и правовых учений: Древний мир / Ответственный редактор В. С. Нерсесянц. М.: Наука, 1985.

  • История политических и правовых учений / Под ред. В. С. Нерсесянца. М.: 1996.

  • История политических и правовых учений / Под ред. О. Э. Лейста. М.: 1997.

  • Панарин А. С. Философия политики. – М.: 1994.

  • Шапиро И. Моральные основания политики. М.: Университет. 2004.

  • Э.Арато, Д.Л.Коэн Гражданское общество и политическая теория. М.: Весь мир. 2003.

  • Штраусс Л. Введение в политическую философию. М.: Логос. Праксис. 2000.

Хрестоматии.


  • Антология мировой политической мысли в 5 тт. / Под ред. Г.Ю.Семыгина. М.: Мысль. 1997.


Литература к семинарским занятиям.
К семинару 1.

Основная:

Вебер М. Политика как призвание и профессия. / Вебер М. Избранные произведения. М.: 1990. С.644-706.

Шмитт К. Понятие политического. / Антология мировой политической мысли в 5 тт. Т.2. С.290-310.

Штраусс Л. Что такое политическая философия. / Антология мировой политической мысли в 5 тт. Т.2. С.398-415.

Дополнительная:

Лефор К. Предисловие; Ханна Арендт и вопрос о политическом // Лефор К. Политические очерки (XIX–XX века). М.: РОССПЭН, 2000.

Капустин Б.Г. Что такое "политическая философия"? Ч. 1 // Полис. 1996. № 6.

Алексеева Т.А., Кравченко И.К. Политическая философия: К формированию концепции / Вопросы философии. 1994. № 3.
Капустин Б.Г. Что такое "политическая философия"? Ч. 2–3 // Полис. 1997. № 1, 2.

Уолцер М. Компания критиков. Социальная критика и политические пристрастия ХХ века. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. Введение: Практика социальной критики
К семинару 2.

Основная:

Арендт Х. Vita Activa или о деятельной жизни. СПб.: Алетея. 2000. Гл. 1-9, 11-12, 18-19, 23, 24-29, 31-32, 41-45.

Дополнительная:

Арендт Х. Массы и тоталитаризм // Вопросы социологии. 1992. Т. 1. № 2.

Нормативная критика: Х.Арендт / В кн. Э.Арато, Д.Л.Коэн Гражданское общество и политическая теория. М.: Весь мир. 2003.
К семинару 3.

Основная:

Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. М.: Мысль, 1996. С. 52–55, 63–66, 78–79, 81–83, 103–108, 111–131, 138–143, 151–158, 166, 178–189, 194–204, 211–220, 223–225, 228–232, 300–304, 343–345, 362–373.
Макиавелли Н. История Флоренции. М.: Наука, 1987. С. 103–104, 143, 181–182.
Дополнительная
Темнов Е.И. Макиавелли. М.: Юридическая литра, 1979. С. 28–50.
Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М.: Высшая школа, 1980. Гл. 5.
Грамши А. Искусство и политика. М.: Искусство, 1991. Т. 1. С. 269–286.
Мерло-Понти М. В защиту философии. М.: Изд-во гуманитарной лит-ры, 1996. С. 205–221.

К семинару 4.

Основная:

Гоббс Т. Левиафан // Гоббс Т. Избранные произведения: В 2 т. М.: Мысль, 1964. Т. 2. С. 149–159, 169–177, 192–304, 334–358, 377–378.
Дополнительная
1. Философия эпохи ранних буржуазных революций. М.: Наука, 1983. С. 223–240.
2. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII века. М.: Высшая школа, 1974. С. 163–190.
3. Давыдов Ю.Н. "Война всех против всех" в идеально-типическом изображении // Полис. 1993. № 6. С. 110–125.
4. Капустин Б. Либеральная идея и Россия. "Проблема Гоббса" // Иное. М.: Аргус, 1995. Т. 3. № 3.
К семинару 5.

Основная:

Локк Д. Два трактата о правлении // Локк Д. Соч.: В 3 т. М.: Мысль, 1988. Т. 3. С. 262–346, 378–405.

Дополнительная
Соловьев Э.Ю. Прошлое трактует нас. Очерки по истории философии и культуры. М.: Политиздат, 1991. С. 146–166.
Новгородцев П.И. Лекции по истории философии права // Новгородцев П.И. Соч. М.: Раритет, 1995. С. 106–115.
Давыдов Ю.Н. Укрощение Левиафана, или социальные потенции обычного согласия // Полис. 1994. № 2. С. 143–155; № 3. С. 135–147.
Капустин Б.Г. Россия и Запад на пути к Миру миров (критика политической философии) // Кентавр. 1993. № 2. С. 79–84.
К семинару 6.

Основная:

Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре // Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М.: Наука, 1969. С. 151–256.

Дополнительная:

Руссо Ж.-Ж. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми // Там же. С. 45–47, 54–55, 64–65, 72–98.

Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. М.: Мысль, 1984. С. 83–139.
Алексеев-Попов В.С. О социальных и политических идеях Жана-Жака Руссо // Руссо Ж.-Ж. Трактаты... С. 487–554.
Федорова М.М. Французский либерализм (Руссо — Констан) // Полис. 1993. № 6. С. 126–134.
К семинару 7.

Основная:

Ролз Дж. Теория справедливости . Новосибирск: НГУ. 1995. Избр. Главы.

Сэндел М. Либерализм и пределы справедливости. / В кн. Современный либерализм.

Тейлор Ч. Пересечение целей. Спор между либералами и коммунитаристами./ В кн. Современный либерализм.

Макинтайр А. Справедливость как добродетель: изменение концепции. / В кн. Макинтайр А. После добродетели. М.: Академический проект. Деловая книга. 2000.

Дополнительная:

Печерская Н.В. Современный дискурс справедливости: Джон Ролз или Майкл Уолзер? // Общественные науки и современность, вып.2, 2001.
К семинару 8.

Основная:

Хайек. Ф.А. Пагубная самонадеянность. М.: Новости, 1992. Гл. 1–5, 7.
Хайек Ф.А. Дорога к рабству. М.: Экономика, 1992. С. 5–71."
К семинару 9.

Основная:

Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Соч.: В 6 т. М.: Мысль, 1965. Т. 4, ч. 1. С. 228–310.
Кант И. Метафизика нравов: В 2 ч. // Там же. Т. 4, ч. 2. С. 231–249, 264–270.
Кант И. О поговорке "Может быть, это и верно в теории, но не годится для практики" // Там же. Т. 4, ч. 2. С. 77–98.
Кант И. К вечному миру; Ответ на вопрос: что такое просвещение // Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. М.: AO KAMI, 1994. Т. 1. С. 429–477, 125–147 (эти две работы могут быть также взяты из: Кант И. Соч.: В 6 т. М.: Мысль, 1965. Т. 6).

Дополнительная:

Соловьев Э.Ю. Прошлое трактует нас... С. 167–184.
Философия Канта и современность. М.: Мысль, 1974. С. 152–183, 184–235.
Асмус В.Ф. Кант. М.: Наука, 1973. С. 318–380.
Новгородцев П.И. Лекции по истории философии права... С. 173–195.
К семинару 10.

Основная:

Милль Дж.См. О свободе. // В «Антология мировой политической мысли». т.1. С. 735 – 744.

Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. М.: РОССПЭН, 1998. Гл. 1, 2, 3, 4, 7, 17, 19.
К семинару 11.

Основная:

Берк Э. Размышления о революции во Франции и заседаниях некоторых обществ в Лондоне, относящихся к этому событию. М.:"Рудомино",1993.

Берк Э. Письма, адресованные членам парламента. // Человек. 2003. № 1.
К семинару 12.

Основная:

Оукшотт М. Рационализм в политике. / В кн. Оукшотт М. Рационализм в политике. 1996.

Оукшотт М. Что значит быть консерватором. / В кн. Оукшотт М. Рационализм в политике. 1996.

Патнэм Р. Чтобы демократия сработала. М. 1996. Введение. Гл. 4-6.

Макинтайр А. После добродетели. М. 2000. Гл. 1, 9, 12, 14, 15, 18.


Раздел 4. Примерная тематика.
Примерные темы эссе:


  1. Агонистическое понимание политического: Карл Шмитт и Ханна Арендт – антАгонизм политической мысли (по К.Шмитт «Пониятие политического», Х.Арендт «Vita Activa или о деятельной жизни»).

  2. Понятие политического. Сравнительный анализ взглядов М.Вебера, Л.Штрауса, К.Шмитта.

  3. Доктрина морального поведения у Томаса Гоббса. (Рекомендуется использовать М.Оукшотт «Моральная жизнь в сочинениях Томаса Гоббса» в кн. М.Оукшотт «Рационализм в политике», М., 2002).

  4. Естественное право человека: «По природе человек имеет право на все, даже на жизнь всякого другого человека». Естественный закон: «Всякий человек должен стремиться к миру» (Т.Гоббс «Левиафан», с.90). Каков источник этого долженствования? Является ли человек, с точки зрения Гоббса, моральным по природе или по установелению? Аргументируйте свой ответ.

  5. Майкл Оукшотт считал Гоббса провозвестником либеральных свобод и прав человека в европейской традиции политической философии. Согласны ли Вы с таким утверждением? Аргументируйте свой ответ на примере «Левиафана» Гоббса.

  6. «Где нет закона, нет и свободы. Ведь свобода состоит в том, чтобы не испытывать ограничения и насилия со стороны других, а это не может быть осуществлено там, где нет закона. Свобода не является свободой делать для каждого человека то, что он пожелает …» (Дж. Локк «Второй трактат о правлении», §57). «Политическая свобода … не означает моей свободы, а свободу управляющей мною и покоряющей меня власти. Она означает, что один из моих тиранов, каковы государство, религия, совесть свободен. Индивидуальная свобода, которую ревностно сторожит буржуазный либерализм, означает вовсе не совершенное свободное самоопределение … , а только независимость от личностей … » (М.Штирнер «Единственный и его собственность»).

Что значит быть свободным? Сравните концепцию Локка и Штирнера.

  1. Собственность и свобода: сравнительный анализ позиций Локка («Второй трактат о правлении») и Прудона («Что такое собственность», «Бедность как экономический принцип»).

  2. Противоречия «человека» (частное лицо) и «гражданина» и условие их примирения в политической философии Руссо. (По Ж.-Ж.Руссо «Об общественном договоре»).

  3. «Для того, чтобы воля была общей, не всегда необходимо, чтобы она была единодушна … Если кто-либо откажется подчиняться общей воле … , его силою принудят быть свободным». Концепция общей воли Руссо: тирания большинства или свобода?

  4. Пределы свободы: условия, основания и формы законного сопротивления в политических доктринах Гоббса, Локка, Руссо и Берка.

  5. Порвал ли Дж. С. Милль с утилитаристской традицией или просто развил ее?

  6. Почему Фридрих фон Хайек назвал усиление государственного вмешательства в жизнь общества «дорогой к рабству»? Прав ли он? Проиллюстрируйте свою позицию аргументами известных Вам политических философов. Кто из них и почему согласился бы с Хайеком, а кто является его оппонентом?

  7. «Мы боимся предоставить людям жить и действовать только своим собственным умом, потому что подозреваем ум отдельного человека слаб и индивидууму лучше черпать из общего фонда, хранящего веками приобретенную мудрость нации» (Э.Берк «Размышления о революции во Франции»).

«Главное для рационалиста – отделить зерна идеала от плевел привычек; для нас же главное – удручающие последствия его успеха» (М.Оукшотт «Рационализм в политике»). Обсудите соотношение традиции и рационализма в политике.

  1. Традиция концепции «естественного состояния» в «исходном положении» Ролза: сравнительный анализ.

  2. Удалось ли Ролзу создать чисто процедурную теорию справедливости? Аргументируйте свой ответ.

  3. Классические основания теория справедливости Ролза: преемственность и противоречия.

  4. Возможно ли современное общество без государства?



Вопросы к экзамену по курсу «История политических учений»


        1. Идея справедливости в «Государстве» Платона

  1. Х.Арендт: Античный полис как классическая модель воплощения "условий человеческого существования". Три основных вида деятельности человека в их отношении к "условиям человеческого существования".

  2. ХАрендт Антиномия публично-политического и частнохозяйственного. Современность и распад публично-политической жизни. Подъем "социального", арендтовский анализ революций Нового времени.

  3. Понятие политического. Сравнительный анализ взглядов М.Вебера, Х.Арендт., К.Шмитта

  4. Н.Макиавелли. Принципы политики и природа человека. Stato. Три правильных и три неправильных формы правления, их связь с социальными условиями.

  5. Политическая мораль vs частная мораль в творчестве Н.Макиавелли . Добродетель государя.

  6. Свобода,судьба и политическая воля в творчестве и жизни Н.Макиавелли.

  7. Политическая геометрия Т. Гоббса. Проблема общественного порядка. Договорные основы происхождения государства..

  8. Суверенитет, репрезентация, и границы власти всесильнго Левиафан. Гоббс как родоначальник правового государства.

  9. Собственность и свобода: сравнительный анализ позиций Локка («Второй трактат о правлении») и Прудона («Что такое собственность»)

  10. Концепция свободы у Дж.Локка и М.Штирнера. Сравнительный анализ

  11. Ж.-Ж. Руссо. Концепция естественного состояния и происхождения неравенства.

  12. Ж.-Ж.Руссо Идея общей воли Соотношение свободы и несвободы в общественном договоре.

  13. Ж.-Ж.Руссо Концепция гражданской религии

  14. Проблема гражданского неповиновения в политических воззрениях Ж-Ж Руссо и Э.Берка

  15. Границы свободы: условия, основания и формы законного сопротивления в политических доктринах Гоббса, Локка.

  16. . Утилитаристская мораль и «большая политика».. Проблема человеческой свободы и полезности.в работах Бентама и Милля. Предупреждение вреда как легитимация действий государства.

  17. . Дж. Роллз и теория справедливости как честности. Исходное положение, вуаль неведения и концепция приоритетных благ. Границы гипотетического соглашения.. Коммунитаризм vs. рационализм.

  18. .Концепция «естественного состояния» в «исходном положении» Дж.Ролза: сравнительный анализ с классическими договорными доктринами.

  19. Процедурная теория справедливости Дж.Ролза .Максимин и проблемы неравенства

  20. Классические основания теории справедливости Ролза: преемственность и противоречия.

22. Современные версии общественного договора. Критика Тейлора, Сэндела, Нозика. «чисто процедурной теории справедливости» Дж.Ролза.

23. Доктрина спонтанного порядка Хайека и Нозика. Угрозы “спонтанному порядку” в современных западных обществах.. Утопическая “конституция либерального государства” и парадокс “либеральной диктатуры”. Анархия, государство и утопия.

24. Либеральный консерватизм Э.Берка. Традиция как фундамент политического сообщества

25. Современная консервативная мысль. Критика рационализма в политике Оукшоттом и Макинтайром.: Социо-культурный контекст и политика.

Раздел 5. Тематический расчет часов.

Название темы

Распределение времени




Всего

из них

всего

аудит.

лекц.

практ.

Самост.

раб.

Лекция 1. Понятие и специфика политического.







2

2




Лекция 2. Х.Арендт: Античный полис как классическая модель воплощения политических практик







2

2




Лекция 3. Макиавелли. Принципы политики и природа человека. Политический зоопарк и политический менеджмент: цель оправдывает средства.







2

2




Лекции 4. Политическая геометрия Т. Гоббса. Проблема общественного порядка. Договорные основы происхождения государства.







2

2




Лекции 5. Дж. Локк. Естественное право как ограничение власти государства. Публичное и приватное во «Втором трактате о правлении». Теория собственности и право на восстание. Соотношение политики и экономики в концепции государства.








2

2




Лекция 6 Ж.-Ж. Руссо. Концепция естественного состояния и происхождения неравенства. Идея общей воли – новый путь к старым оковам? Соотношение свободы и несвободы в общественном договоре. Концепция гражданской религии







2

2




Лекция 7. Современные версии общественного договора.







2

2




Лекция 8. Концепция спонтанного порядка Хайека и Нозика.







2

2




Лекция9. Э. Кант. Политическая теория в контексте категорического императива Канта.







2

2




Лекция 10. И. Бентам. Утилитаристская мораль и «большая политика».







2

2




Лекция 11 Э. Берк. Либеральный консерватизм Берка. Свобода, авторитет, порядок, здравый смысл, традиция и государство.







2

2




Лекция 12. Современная консервативная мысль. Критика рационализма в политике Оукшоттом и Макинтайром.







2

2







108

48

24

24

60



Программа составлена канд. филос. наук., доц. Печерской Н.В.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма Правительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Проект Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск