Раби Мохаммед Флех Образ России в интернет-издании «московские новости»: особенности репрезентации





Скачать 426.85 Kb.
НазваниеРаби Мохаммед Флех Образ России в интернет-издании «московские новости»: особенности репрезентации
страница1/3
Дата публикации04.04.2015
Размер426.85 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи
АРАБИЯТ

Раби Мохаммед Флех

Образ России В ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИИ «МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ»: ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ


10.01.10 – журналистика (филологические науки)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Тверь – 2013
Работа выполнена на кафедре журналистики Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет».
Научный руководитель: - доктор филологических наук, профессор

ПОЛОНСКИЙ Андрей Васильевич;
Официальные оппоненты: - доктор филологических наук, профессор,

зав. кафедрой речевой коммуникации

Высшей школы журналистики и массовых

коммуникаций ФГБОУ ВПО «Санкт-

Петербургский государственный университет»

ДУСКАЕВА Лилия Рашидовна;
- кандидат филологических наук, доцент

ФГБОУ «Тверской институт повышения квалификации работников агропромышленного комплекса»

УТКИН Юрий Юрьевич.

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Пермский государственный университет»
Защита диссертации состоится 23 декабря 2013 г. в 15:00 ч., ауд. 52 на заседании диссертационного совета по защите диссертаций на соискание учёной степени кандидата наук, на соискание учёной степени доктора наук Д  212.263.05 по филологическим наукам при ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет» по адресу: 170100, г. Тверь, ул. Желябова, 33, ауд. 52.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет» по адресу: 170100, г. Тверь, ул. Володарского, д. 44-а.

Отзывы можно направлять по адресу: 170100, г. Тверь, ул. Желябова, 33, Тверской госуниверситет, ученому секретарю диссертационного Д 212.263.05.

Текст автореферата размещен на официальном сайте ВАК: http://www.vak.ed.gov.ru

Текст автореферата размещен на официальном сайте Тверского государственного университета: http://university.tversu.ru.
Автореферат диссертации разослан «22» ноября 2013 г.




Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат филологических наук, доцент Л.В. Никифорова

Общая характеристика работы
Россия в условиях жесткой конкуренции ценностных систем, в условиях вызовов современности в виде ее глобальных культурных проектов и ужесточения принципа распознавания «свой – чужой» последовательно решает задачи, связанные с потребностью преодоления практики ограниченного и зачастую стереотипного её восприятия, с осознанием своей культурно-идеологической идентичности и ее репрезентации в международном контексте как «ресурсообразующей традиции и нормы жизни, как сильного, обеспеченного бренда» (А.В. Полонский). Россия настойчиво заявляет себя как «самобытная цивилизация», нацеленная на укрепление своего суверенитета, на защиту автономности своего культурного пространства и обеспечение достойного своему статусу места в многополярном мире на основе независимой международной и социально-культурной политики, качественного инновационного рывка в экономике и науке, на поддержку институтов гражданского общества, однако образ России, имеющий чрезвычайно важное значение во всех аспектах социальной и политической жизни, зачастую в масс-медиа представляет собой совокупность устойчивых признаков, не всегда отвечающих практике ее реальных дел, как в их внутренних, так и внешних, международных проекциях.

Актуальность диссертационного исследования. Диссертационное исследование вписывается в контекст востребованной сегодня рефлексии относительно образа России, формирующегося в масс-медиа. К проблематике образной репрезентации России в контексте массмедийных коммуникаций обращались исследователи разных научных специализаций – философии, культурологии, семиотики, социологии, политологии, психологии, лингвистики, когнитологии, дискурсологии, медиааналитики (Э.А. Галумов, Д.Н. Замятин, Я.Н. Засурский, Э.Г. Меграбова, А.В. Полонский, И.С. Семененко, Й. Сипко, Е.Б. Шестопал и др.). Масс-медиа обладают уникальной способностью влиять на когнитивные структуры (ценности, смыслы, идеалы, нормы, образы, стереотипы и т.п.) общественного сознания и, соответственно, регулировать ценностные системы и мировоззренческие платформы своих аудиторий. В связи с этим востребованным оказывается анализ того, как репрезентируются в масс-медиа новые российские реалии и как это сказывается на общественном сознании. При этом сами масс-медиа меняются кардинальным образом – в направлении от публичности к интерактивности, находя новые формы взаимодействия с целевыми аудиториями, которые благодаря этому все в большей степени дифференцируются. Тем не менее современной наукой не сформулированы доминирующие, непротиворечивые концепции сетевых масс-медиа, которые были бы созвучны стремительно меняющейся социальной реальности и ее коммуникационных технологий. В этом аспекте диссертационное исследование откликается на актуальные проблемы теории масс-медиа как междисциплинарной области знания, включающей аспект сетeвой коммуникации, ее социальной значимости, практики опознавания социальной аудитории и принципов мотивированного, целенаправленного транслирования образов и идей.

Актуальным в контексте этих рассуждений представляется опыт интернет-издания «Московские новости». Исследование репрезентируемого им образа России позволяет определить характер и векторы модификации политически и культурно-идеологически опознаваемой российской действительности.

С методологической точки зрения, актуальность исследования определяется тем, что заявленные проблемы нельзя осмыслить исключительно в рамках нормативных теорий: они требуют глубокого изучения текущей сетевой коммуникативной практики. Общество, чтобы понять происходящие процессы и выработать механизмы их регулирования, нуждается в знании сетевой коммуникативной сферы, которая сегодня стремится стать господствующей. Востребованность исследований подобного рода объясняется тем, что знание особенностей информационного пространства и, в частности, того сегмента, который представлен сетевыми масс-медиа, весьма ценно, поскольку позволяет ответить на актуальные вопросы, касающиеся особенностей формирующейся в обществе картины мира.

Исследовательская гипотеза. В условиях современного мира образы обретают ресурсообразующую силу, порой большего масштаба, чем традиционные инструменты воздействия. Образ страны – это «теория стратегического принятия решения, которая определяет выбор политики» (Schafer 1997). В условиях стремительно меняющегося контекста жизни Россия нуждается в «массмедийной регулировке» своего образа, формирующегося стихийно и зачастую в условиях:

- недостатка качественного освещения внутренней и внешней политической и экономической ситуации, «событий социальной мысли» в сфере бизнеса, науки, образования, культуры, спорта и т.п.;

- непрямого (опосредованного) информационного обмена, определяющего одностороннее или даже искаженное представление российской действительности и неадекватное понимание как ее внутренних процессов, так и внешнеполитических инициатив. «Массмедийная настройка» образа способствует формированию нового, раскрепощенного взгляда на Россию. Интернет-издание «Московские новости» стремится транслировать широкой общественности объективный образ России, выполняя информационную, просветительскую и имиджеобразующую функции.

Объектом исследования является образ России и современные масс-медиа как механизм его формирования в условиях расширяющегося межкультурного диалога.

В качестве предмета исследования выступает признаковое пространство образа России, репрезентируемое в интернет-издании «Московские новости».

Материалом исследования послужила картотека, содержащая более 5000 контекстов, которые были собраны на основе обработки разножанровых текстов в интернет-издании «Московские новости» – авторитетного общественно-политического издания, нацеленного на информирование широкой общественности о событиях, происходящих в России и в мире, и их аналитико-критическое комментирование. Выбор данного издания обусловлен тем, что оно способствует решению задач, связанных с необходимостью «массмедийного регулирования» образа России как на внутреннем, так и на международном уровне.

Хронологические рамки исследования включают период 2011   2013 гг., что обусловлено тем, что интернет-издание «Московские новости» появилось в феврале 2011 г. Этот период для России связан с осознанием ключевых проблем современной международной и российской действительности, сопряжением национальных ценностей с реалиями глобального мира, формулированием собственных приоритетов развития, осознанием важности разработки и репрезентации в международном диалоге тех идей и ценностных систем, которые непосредственно обеспечивают потенциал устойчивости и развития общества. «Реальность показывает, что не “убегание” от идеологии, а “поиск” идеологии является перспективным направлением. И Россия должна предложить миру такую привлекательную идеологическую модель. Нужен поиск “точек совместимости” идеологий и систем ценностей, а не попытки универсализации…» (Торкунов, http://ratingregions.ru/sites/default/files/apl/doc/2/t1b1g2.pdf).

Важно также заметить, что период с 2011 г. в России характеризуется тенденцией стремительного роста числа пользователей социальных сетей.

Целью исследования является выявление особенностей репрезентации в интернет-издании «Московские новости» образа России и определение причин, стимулирующих активацию тех или иных его смысловых признаков.

Цель исследования достигается посредством решения ряда задач:

  1. осмыслить особенности современного общества и его доминирующих культурно-цивилизационных и коммуникативных проектов;

  2. рассмотреть роль современных масс-медиа в контексте глобальных проектов;

  3. рассмотреть сетевые масс-медиа как форму коммуникативной практики и определить их особенности в формировании общественного сознания;

  4. определить концептуальные подходы к изучению образа страны как многоаспектного комплекса характеристик и осмыслить механизмы его формирования посредством масс-медиа;

  5. осмыслить сущность массмедийного образа;

  6. осмыслить особенности международной рецепции России и роль в этом масс-медиа;

  7. определить причины, цели и задачи массмедийного регулирования образа России в контексте современных социокультурных проектов;

  8. охарактеризовать типологические особенности газеты «Московские Новости» и ее интернет-версии;

  9. выявить ключевые темы и идеи, репрезентирующие образ России в когнитивно-дискурсивном пространстве интернет-издания «Московские новости»;

  10. установить совокупность доминантных признаков, формирующих образ России в интернет-версии газеты «Московские Новости».

Методологической основой диссертационной работы является системный подход, учитывающий концептуально-методологическое взаимодействие когнитивной социологии, социальной психологии, когнитивной культурологии, теории массовых коммуникаций и связей с общественностью и позволяющий структурировать массмедийные процессы, выделяя стоящие за ними мотивы и цели, а также комплексный подход, сущность которого состоит в изучении семантики и прагматики текста и его содержательных единиц с привлечением дискурсивного, контекстуального и стилистического анализа.

В качестве ключевого в осуществлении диссертационного исследования рассматривался также когнитивный подход, который предполагает для решения сформулированных проблем акцентирование внимания на знаниях, на процессах их производства, передаче и интерпретации.

Для решения поставленных целей и задач в диссертационной работе использовались следующие научно-исследовательские методы. Прежде всего, это общенаучные методы, к которым относится метод наблюдения, описательный метод, метод типологизации, метод классификации, метод сравнения, метод обобщения. Для выявления структур сознания производителя массмедийного текста применялся метод когнитивной интерпретации. Для установления особенностей линии смыслоформирования и убеждения использовался логико-риторический анализ.

Для выявления содержательной стороны текстов и их ценностно-ориентирующих проекций в исследовании применялся контент-анализ. Контент-анализ предполагает, как известно, учет количества единиц, репрезентирующих предмет исследования, а также интерпретацию их содержания. Контент-анализ дает возможность выявить смысловые аспекты образа России. Единицей анализа в диссертационном исследовании была публикация и в некоторых случаях упоминание, что позволило учесть «информационный рейтинг» тех или иных тем или лексем-номинантов и выявить ключевые составляющие образа.

В диссертационном исследовании было содержательно проанализировано более 5000 публикаций, репрезентирующих образ России. В работе использовались также статистические данные системы «www.mn.ru/search», предлагаемой самим интернет-изданием «Московские новости». Корпус его статистической обработки включает опубликованные материалы за весь период.

С целью интерпретации характера раскрытия темы и репрезентированных знаний использовался дискурс-анализ.

Теоретическую основу исследования составили научные труды ведущих российских и зарубежных исследователей, таких как:

- в области языка современных масс-медиа и массмедийного дискурса И.В. Анненкова, Н.Д. Арутюнова, М.Н. Володина, Г. Гиссен, Т.Г. Добросклонская, Л.Р. Дускаева, О.С. Иссерс, В.И. Карасик, Е.А. Кожемякин, А.А. Кибрик, Н.Б. Кириллова, В.Г. Костомаров, И.П. Лысакова, М.Ю. Казак, Н.И. Клушина, О.Л. Михалева, А.К. Михальская, Б.Я. Мисонжников, А.В. Полонский, О.Ф. Русакова, Л.Н. Синельникова, Н.Б. Сметанина, Г.Я. Солганик, Н.Н. Трошина, Т.В. Чернышова, В.Е. Чернявская и др.;

- в области массовых коммуникаций, масс-медиа и журналистики Н. Больц, Е.Л. Вартанова, Д.П. Гавра, В.М. Горохов, И.М. Дзялошинский, Я.Н. Засурский, А.А. Калмыков, М. Кастельс, С.Г. Корконосенко, А.П. Короченский, Л.А. Коханова, Н. Луман, Г.М. Маклюэн, Л. Манович, Н.Б. Мечковская, Г.Г. Почепцов, А.Г. Стариков, А.А. Тертычный, И.Д. Фомичева;

- в области когнитивных репрезентаций и теории образа О.Е. Баксанский, В.В. Барабаш, В.З. Демьянков, Д.Н. Замятин, Э. Карвонен, А.П. Короченский, Е.С. Кубрякова, Д.А. Леонтьев, У. Найсер, Е.В. Петровская, С.Е. Поляков, Е.Я. Режабек, Дж. Т.Э. Ричардсон, И.С. Семененко,

В.В. Сидорова, Е.Б. Шестопал;

- в области информационного воздействия и когнитивного управления Л. Войтасик, А.А. Данилова, Т. ван Дейк, С.Г. Кара-Мурза, И.К.Мельник, С. Московичи, А. Цуладзе;

- в области гуманитарно-географического, геополитического, социально-политического, социально-экономического и культурологического россиеведения – А.С. Ахиезер, М. Бассин, А.Ю. Вьюнов, Г.Ч. Гусейнов, Д.Н. Замятин, Н.В. Зубаревич, С.А. Караганов, И.И. Митин, У. Перси, Е.И. Пивовар, В.Ф. Шаповалов, И.Г. Яковенко;

- в области социальной философии и социологии культуры А.С. Ахиезер, Р. Барт, Ж. Бодрийяр, П. Бурдье, П.С. Гуревич, Л.Г. Ионин, Б.В. Марков, Э. Тоффлер, Ф. Уэбстер, М. Фуко, Ю. Хабермас, М. Хоркхаймер.

Степень научной разработанности темы. В современной науке проблематике образа страны уделяется достаточно большее внимание, что связано с востребованностью этого типа знания общественной и политической практикой, поэтому не случайно репрезентация образа России как результата речемыслительной деятельности масс-медиа была уже в фокусе научной мысли: 1) Галумов Э.А. Международный имидж России: Стратегия формирования. – М., 2003; 2) Богдан Е.Н. Медиаобраз России как средство консолидации общества: структурно-функциональные характеристики. – М., 2008; 3) Малеева О.В. Роль СМИ в формировании образа России. – М., 2008; 4) Меграбова Э.Г. Языковая репрезентация образа России в публицистическом дискурсе стран Запада и Востока. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2009; 5) Абрамова Е.С. Концепт «Россия» в современном медийном дискурсе. – Белгород, 2012; 6) сборник научных работ «Элиты России и Украины: особенности становления и взаимодействия» (М.: РАН, 2009; под ред. И.А. Снежковой), созданный в процессе реализации научного проекта РАН «Роль российской и украинской элиты в формировании образа России и Украины», в котором приняли участие специалисты разных гуманитарных направлений.

В условиях ужесточения «организации социальных пространств» (П. Бурдье), повышения требований общества к самопознанию, а также расширения новых коммуникационных технологий общественный заказ на исследование образной составляющей социального пространства остается чрезвычайно востребованным. Проблематика же образной репрезентации страны нуждается в дальнейшей разработке.

Полученные результаты и основные выводы исследования позволяют сформулировать основные положения, выносимые на защиту:

  1. В условиях расширяющейся практики глобальных социальных проектов и ужесточения культурно-идеологического принципа «свой – чужой» Россия нуждается в «массмедийной регулировке» своего образа, формирующегося стихийно и зачастую в условиях:

- недостатка качественного освещения внутренней и внешней политической и экономической ситуации, «событий социальной мысли» в сфере бизнеса, науки, образования, культуры, спорта и т.п.,

- непрямого (опосредованного) информационного обмена, определяющего одностороннее или даже искаженное представление российской действительности и неадекватное понимание как ее внутренних процессов, так и внешнеполитических инициатив. «Массмедийная регулировка» образа способствует формированию нового, незастывшего и раскрепощенного взгляда на Россию. Особая роль в этом принадлежит сетевым масс-медиа.

  1. Интернет-издание «Московские новости», транслируя образ России, выполняет информационную, просветительскую и имиджеобразующую функции. В транслируемом интернет-изданием «Московские новости» образе России обнаруживаются доминантные векторы развития идеологически опознаваемой российской социально-политической действительности.

  2. Образ России, репрезентируемый интернет-изданием «Московские новости», представляет собой совокупность признаков, отвечающих ее практике реальных дел, как в их внутренних, так и внешних, международных проекциях. Интернет-издание «Московские новости» репрезентирует образ России как страны открытой, перспективной и успешной. Образ России репрезентируется в его основных аспектах ­ географическом, геополитическом, политическом и социальном.

  3. Образ России репрезентируется интернет-изданием «Московские новости» как эффективный, экономически, политически, культурно и идеологически обеспеченный бренд, обладающий значительным потенциалом ресурсообразования.

  4. Интернет-издание «Московские новости», продолжающее лучшие традиции общественно-политической и деловой газеты «Московские Новости», нацелено на качественное освещение социальной и политической практики России и ориентировано на аудиторию, чувствительную к рационально-дискурсивному способу осмысления социальной действительности, к мировоззренческому выбору, стремящуюся к эффективной социальной реализации.

  5. Сетевые масс-медиа ­ мощнейший коммуникативный ресурс современного общества, способный эффективно влиять на общественное сознание посредством развертывания «вовлекающего» диалога. Сетевая форма коммуникации и смыслобразования сегодня стремится стать в современном обществе господствующей. Ключевые позиции в современном обществе занимает сетевая журналистика, приобретающая качественно новые параметры, среди которых установка на интерактивность и ориентированность в признаковом отношении на однородные, опознаваемые аудитории.

Научная новизна исследования заключается в том, что (1) осмыслены параметры «массмедийной настройки» образа России; (2) проанализирован важнейший этап «массмедийной настройки» образа России, связанный с деятельностью интернет-издания «Московские новости»; (3) выявлены смысловые признаки образа России, формируемые в дискурсе интернет-версии газеты «Московские Новости» – однго из самых востребованных широкой аудиторией интернет-порталов; (4) на примере интернет-издания «Московские новости» осмыслены принципы сетевой коммуникации.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что оно вносит вклад (1) в разработку теории образной репрезентации страны посредством сетевых масс-медиа, а также (2) в осмысление особенностей функционирования сетевых масс-медиа в условиях «медиадарвинистской борьбы за существование» (Н. Больц) и «технологической воспроизводимости социальной реальности» (А.В. Полонский); (3) анализ признаковой структуры образа способствует дальнейшей разработке массмедийного текста на стыке прагматики, риторики и стилистики текста, когнитивной лингвистики, политической лингвистики, суггестивной лингвистики, лингвокультурологии, когнитивной культурологии и имиджелогии.

Практическая ценность исследования заключается в том, что выявленное признаковое пространство образа России и репрезентируемые им идеолого-смысловые векторы развития России могут быть полезны для журналистской практики, для специалистов по когнитивному менеджменту и речевому воздействию, осуществляемому посредством масс-медиа, а также для пиар-специалистов. Основные выводы исследования могут быть использованы в лекционных курсах по журналистике и массовым коммуникациям, а также в спецкурсах по суггестивной лингвистике, политическим коммуникациям и связям с общественностью.

Апробация работы. Основные результаты и выводы диссертационного исследования были представлены на следующих научно-практических конференциях: 1) «Италия   Россия: парадигмы межкультурной коммуникации»: Международный научный семинар молодых исследователей. Бергамо. Бергамский государственный университет (Италия). 28 марта 2011 г.; 2) «Журналистика постсоветских республик: 20 лет спустя»: Международная научно-практическая конференция. Белгород. Белгородский государственный национальный исследовательский университет. 24–27 сентября 2012 г.; 3) «Проблемы массовой коммуникации: новые подходы»: Всероссийская научно-практическая конференция аспирантов и студентов. Воронеж. Воронежский государственный университет. 29–30 октября 2012 г.; 4) «Социокультурное пространство России: проблемы и перспективы развития»: V Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция. Белгород. Белгородский государственный институт искусств и культуры. 30 ноября 2012 г.; 5) «Актуальные вопросы филологии, искусствоведения и культурологии»: Международная заочная научно-практическая конференция. г. Новосибирск, 12 ноября 2012 г.; 6) «Судьбы национальных культур в условиях глобализации»: II Международная научная конференция  (факультет Евразии и Востока Челябинского государственного университета, 45 апреля 2013 г.); 7) «Роль и место русского языка в современном мире»: V Международная научно-практическая конференция. Белгород. Белгородский государственный университет, 5 июня 2013 г.; 8) «Ломоносов 2013»: Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных. Москва. Московский государственный университет, 8–13 апреля 2013 г. и др.

Содержание диссертационного исследование нашло отражение в 11 публикациях автора, в том числе в 3 статьях, опубликованных в ведущих периодических научных изданиях по списку ВАК.

Основные положения диссертации обсуждены на заседании кафедры журналистики (заведующий кафедрой – д.филол.н, проф. А.П. Короченский) Белгородского государственного национального исследовательского университета 15 сентября 2013 г. (протокол № 1).

Структура диссертационного исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, который включает 246 наименований использованной литературы, и приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается актуальность темы исследования; определяются его объект, предмет и практический материал; обозначаются цель, задачи и методы исследования; раскрывается научная новизна работы; обосновываются её теоретическая и практическая значимость; характеризуется методологическая и научно-теоретическая база исследования; формулируются положения, выносимые на защиту; приводятся данные об апробации положений диссертации.

В первой главе «Россия в современных масс-медиа: теоретико-методологический аспект» в параграфе 1.1 «Россия в глобализирующемся мире: особенности рецепции и масс-медиа» отмечается, что современная Россия, как часть глобализирующегося мира, стремится сохранить свою культурную самобытность и независимость политического выбора, не уходя в самоизоляцию и ища в своем окружении партнеров и единомышленников. Россия в последние годы последовательно выстраивает культурно-идеологический вектор «Русский мир», направленный на взаимодействие с соотечественниками, оказавшимися в разные годы и по разным причинам в эмиграции, однако чувствующими с ней связь. Идея «собирания России» востребована сегодня и властными структурами. Прослеживается идея популяризации русского языка и культуры «как мощнейшего ресурса «стабилизации орбит» во внутренних и внешних сферах русскоязычного (и не только) пространства современного мира» (Никонов 2007: 22).

Россия в масс-медиа разворачивает сегодня диалог, «превозмогая ношу пространства» (Гефтер, http), однако в журналистской практике есть тенденция к «схематизиции» и упрощению образа России, к реконструкции традиции «мономерного» и одностороннего ее восприятия, невидения многообразия страны, которое проявляется в практиках ее жизни. Образ страны в значительной степени формируют масс-медиа. Российская тематика постоянно присутствует в ведущих масс-медиа, стремящихся осмыслить практику современной жизни и внести в общественную повестку дня актуальные вопросы. Образ России, складывающийся в зарубежных масс-медиа, справедливо характеризуется как парадоксальный и в оценочном отношении амбивалентный. Образ России отличается динамичным характером, постоянно меняется в зависимости от текущих событий и политической конъюнктуры, однако базовые представления о России все же сохраняются.

В последнее время Россия все активнее стремится оказывать влияние на формируемый в процессе международного диалога образ страны как государства, способного отстоять свои политические и культурные интересы и выступить независимым субъектом в политико-деловых отношениях.

Потребность в «настройке образа» обусловлена пониманием того, что ресурсообразующий диалог возможен только при условии объективного знания страны, особенностей ее жизни, объективной оценки ее политических и общественных институтов. Для экстравертирования полноценного, объективного образа большой, экономически сильной и успешной страны активно используются различные информационно-аналитические ресурсы. Ключевую роль в этом аспекте играют современные сетевые масс-медиа, способные эффективно оказывать влияние на общественное сознание и характер восприятия социальной реальности. Не случайно исследователи (Р. Барт, Т. ван Дейк, Е.Л. Вартанова, С.Г. Кара-Мурза, Н.И. Клушина, А.П. Короченский и др.) говорят о том, что масс-медиа сегодня – это скорее инструмент воздействия, а не информации, поскольку главная их функция – формирование значений и их внедрение в сознание человека.

В параграфе 1.2 «Масс-медиа в контексте современных глобальных проектов: от публичности к интерактивности» рассматриваются особенности сетевых масс-медиа в условиях «информационного общества» – доминирующего «культурно-цивилизационного проекта» (Гуревич 2008: 96).

Масс-медиа разнообразно включены во все аспекты повседневной жизни общества, важнейшим фактором развития которого становится информация, развитие информационных технологий и формирование сетевой сферы коммуникации.

Опознавательным знаком современности является движение в сфере массовой коммуникации «от публичности к интерактивности» (Московкин 2011: 23–24). Интерактивность понимается как настройка коммуникации (1) на двусто­ронний обмен информацией, (2) на целостное восприятие информации и предмета обсуждения, а также осмысление как предшествующего комментария, так и «совместного дискурса в целом» (Фомичева 2011: 27).

В параграфе 1.3 «Сетевые масс-медиа как форма коммуникативной практики» раскрывается сущность сетевых масс-медиа (e-media, интернет-СМИ, «онлайновые» СМИ), которая формируется на основе сочетаний когнитивных и коммуникативных технологий традиционных масс-медиа и Интернета. К настоящему моменту более 80 % печатных периодических изданий во всем мире размещается в Интернете.

Типологизировать сетевые масс-медиа довольно сложно, поскольку такой многоаспектный феномен имеет множество оснований, совокупности критериев для выделения тех или иных типов, однако их типология не может иметь диаметрально противоположный характер от типологии традиционных масс-медиа. Специфика сетевых масс-медиа обусловлена самой технологией, дающей новые возможности. Осмысление, с одной стороны, многочисленных существующих типологий, а с другой ­ анализ существующих сетевых масс-медиа позволяет выявить опорные параметры сетевых масс-медиа. Вслед за А.В. Полонским мы выделяем нормативно-организационную базу сетевых масс-медиа:

- норма информационного продукта (установка на социально значимый продукт с присущими ему признаками, оригинальный или неоригинальный, то есть перепост, редакционный или авторский, новостной, комментативный, смешанный);

- норма распространения (репрезентационная или рассылочная) контента;

- норма обновления контента (обновляемость контента на основе его пополнения, редактирования или элиминирования; частота обновления контента (регулярность, оперативность);

- норма доступа (свободная или ограниченная чем-либо) к контенту;

- норма внутреннего поиска;

- норма интерактивности (свободная или ограниченная чем-либо, оценочная, комментативная);

- норма освоения (информационно-практическое, логико-понятийное, аналитико-дискурсивное, критико-аналитическое, эмоционально-оценочное, социально-оценочное и др.) реальности;

- норма жанра;

- норма кодировки контента (вербальная, визуальная, аудиальная, синтетическая, мономедийная или мультимедийная);

- норма социальной аудитории (открытая, закрытая, специфицированная или неспецифицированная в признаковом отношении);

- норма доминантной установки (когнитивная, коммуникативная, мировоззренческая);

- норма дизайна и инфографики;

- норма посещаемости;

- норма социального рейтинга (Полонский 2012: 126-128).

Функциональная матрица сетевых масс-медиа, в своей основе совпадающая с традиционной, включает следующие функции: информационно-коммуникационную, культурно-образовательную, рекламно-справочную, рекреативную, организаторскую (С.Г. Корконосенко), а также инструментальную, представленную имиджевыми масс-медиа, поскольку они являются инструментом когнитивного менеджмента и пропаганды.

В параграфе 1.4 «Интернет-издание «Московские новости»: типологические признаки и особенности коммуникативной практики» рассмотрена история становления интернет-издания «Московские новости», его типологические и коммуникативно-технологические особенности. Газета «Московские Новости» состоялась не только как свидетель и регистратор событий последних лет, но и как субъект истории России XXI века. Издание неотделимо от сегодняшнего дня, с его обостренной чувствительностью к новым технологиям и информационно-новостному нарративу. «Московские новости» – это новый, социально, идеологически и технологически продуманный мультимедийный проект, имеющий четыре формата: (1) ежедневная газета, (2) интернет-версия (www.mn.ru), (3) iPad-версия и (4) версия для мобильных телефонов. Интернет-издание представляет собой ребрендинг уже опробованного и имевшего успех еженедельника «Московские новости» (СССР).

Интернет-издание «Московские новости» – информационный портал, который отвечает всем современным требованиям. Интернет-издание «Московские новости» учреждено Российским агентством международной информации «РИА Новости». По характеру распространения оно является сетевым изданием. Это издание предназначено для социально активного человека с хорошим образованием. Сайт постоянно обновляется, он интерактивен, информация расположена удобно для пользователя. Интерактивность интернет-издания позволяет читателю активно и отбирать, и реагировать на информацию посредством комментирования в чате, комментирования через ресурсы Facebook, Вконтакте, Twitter со ссылками на источник. «Московские новости» – мультимедийное СМИ, которое использует тексты, фотографии, рисунки, инфографику, видеосюжеты, анимацию. Гипертекстуальность позволяет создать уникальное, связанное смыслами, информационное пространство. Кроме того, интернет-издание «Московские новости» обладает таким свойством, как CrossMediaPublishing.

Задачей интернет-издания «Московские новости» является освещение важнейших проблем и тенденций в политической, экономической и культурной жизни России и в мире. Анализ опубликованных материалов показывает, что издание ориентировано на принципы качественного освещения событий, что проявляется в преобладании аналитических материалов (комментариев, мнений, эссе, проблемных и познавательно-тематических репортажей, интервью), ориентированных не только на репрезентацию факта и его описание, но и на осмысление его причин и его проекций в будущее. Издание отличается внятной социальной позицией, авторским взглядом на проблемы и выверенной авторской стилистикой.

Целевая аудитория интернет-издания «Московские новости» определяет особенности ее языка, который отражает сознание социально ориентированного и образованного человека, отличающегося культурно-исторической любознательностью и способностью к критико-аналитическому осмыслению собственной практики жизни.

Россия ощущает потребность в «массмедийной настройке» своего образа. Под «массмедийной настройкой» имеется в виду стремление управлять той широкой аудиторией, которая имеет фрагментарное представление о России, – иностранцы, живущие за границей и в России, русские эмигранты. Интернет-издание «Московские новости» нацелено на то, чтобы моделировать восприятие этой аудиторией России, выполняя информационную, просветительскую и корректирующую (имиджирующую) функцию. Причем регулировка образа связана с целью объективного отражения действительности, чтобы образ России не шел в диссонанс с реальной практикой.

Во второй главе «Образ и его интерпретации» в параграфе 2.1 «Образ и массмедийная практика: проблема интерпретации» рассматриваются теоретические вопросы, касающиеся образных репрезентаций, существующие определения образа, массмедийного образа и имиджа (Дж. Голдмен, Г. Шмидтчен, Е.А. Кожемякин, А.П. Короченский, О.Л. Шевцов и др.). Методологически важной является точка зрения Д.А. Леонтьева, утверждающего, что образ и имидж неидентичны, поскольку имидж – это впечатление, которое конструируется целенаправленно и сознательно, а образ – впечатление, которое формируется спонтанно. «Образ можно конструировать специально, и тогда он становится имиджем... Образ есть всегда, образ всегда можно диагностировать и описать – точно и разносторонне...» (Леонтьев 2000: 20). Под массмедийным образом в исследовании понимается результат отражения объекта в масс-медиа. Массмедийный образ – это представленный в масс-медиа результат восприятий того или иного фрагмента социальной действительности. Массмедийное восприятие имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать при изучении механизмов конструирования образа. Оно заключается в том, что сосредоточено как на отражении объективной действительности, так и на оценочно-смысловых интерпретациях, имеющих зачастую «корректирующий» характер.

Имиджирование связано с «преднамеренным усилением не всегда мотивированной объективным положением дел позитивной или негативной оценочности» (А.В. Полонский). В работе как термин используется словосочетание «регулирование образа», под которым понимается процесс управления образом, жестко не связанный с той или иной оценочной тенденций, жестко не мотивированный маркетинговыми или идеологическими задачами.

В параграфе 2.2 «Образ страны»: определение понятия» рассматриваются основные концепции образа страны (А. Ахиезер, Дж. Голд, В.А. Колосов, Д.Н. Замятин, Л.А. Преснякова, Е.Б. Шестопал и др.). Образ страны отражает особенности массового сознания, в большей степени открытого эмоциональному, чем рациональному. «Образ страны ­ многогранное понятие… Образ страны… формирует ее статус государства на международной арене, отражает внешнюю и внутреннюю политику, восприятие ее лидера и политических институтов в массовом и индивидуальном сознании мирового сообщества граждан» (Виноградова 2010). Образ страны является эффективной политической технологией, способной значительным образом оказывать корректирующее влияние на ее восприятие. Образ страны включает такие важнейшие аспекты, как географический, политический (образ власти) и социально-культурный (образ народа).

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Раби Мохаммед Флех Образ России в интернет-издании «московские новости»: особенности репрезентации iconМосковские новости
Региональная оценка качества образования учащихся. 2012 г. Русский язык 9 класс 9094(/4)
Раби Мохаммед Флех Образ России в интернет-издании «московские новости»: особенности репрезентации iconБорис Леонидович Пастернак Доктор Живаго в настоящем издании сохраняются...
В настоящем издании сохраняются основные особенности авторской орфографии и пунктуации
Раби Мохаммед Флех Образ России в интернет-издании «московские новости»: особенности репрезентации iconСайт национального агентства риа-новости
Официальное Интернет представительство Организации Объединённых Наций (оон) в России
Раби Мохаммед Флех Образ России в интернет-издании «московские новости»: особенности репрезентации iconМосковские новости, N18, 21. 05. 2004, с 20
Рпц и других религиозных конфессий на территории РФ. Особое внимание уделяется их взаимодействию с социальными институтами армией,...
Раби Мохаммед Флех Образ России в интернет-издании «московские новости»: особенности репрезентации iconНовости
В центре внимания | Новости | Анонсы | Конкурсы | Вести нко | Новости из округов Москвы
Раби Мохаммед Флех Образ России в интернет-издании «московские новости»: особенности репрезентации iconНовости 20 марта на площадке риа новости состоялось обсуждение единого...
Методические указания составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
Раби Мохаммед Флех Образ России в интернет-издании «московские новости»: особенности репрезентации iconО проведении третьего Всероссийского интернет-урока «Имею право знать!»
Всероссийский интернет-урок антинаркотической направленности «Имею право знать!» (далее Интернет-урок). Фскн россии совместно с Минобрнауки...
Раби Мохаммед Флех Образ России в интернет-издании «московские новости»: особенности репрезентации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский интернет-урок антинаркотической направленности «Имею право знать!» (далее Интернет-урок). Фскн россии совместно с Минобрнауки...
Раби Мохаммед Флех Образ России в интернет-издании «московские новости»: особенности репрезентации iconФункциональные и структурные особенности интернет-версии
Функциональные и структурные особенности интернет-версии the new york times на примере статей о переизбрании барака обамы на пост...
Раби Мохаммед Флех Образ России в интернет-издании «московские новости»: особенности репрезентации iconУзнавайте новости раньше!
В ноябре-декабре этого года в школах Пермского края состоялся Всероссийский интернет-урок «Имею право знать», разработанный фскн...
Раби Мохаммед Флех Образ России в интернет-издании «московские новости»: особенности репрезентации iconАксиологический аспект языковой репрезентации образа россии в современном немецком медиадискурсе
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Иркутский государственный лингвистический...
Раби Мохаммед Флех Образ России в интернет-издании «московские новости»: особенности репрезентации iconТема урока: «Образ России в музыке»
Цели урока: Создать обобщенный музыкальный образ России на различных примерах русской музыкальной культуры: классической музыки,...
Раби Мохаммед Флех Образ России в интернет-издании «московские новости»: особенности репрезентации iconНовости Повод для гордости
Федеральный портал "Российское образование" Каталог образовательных Интернет ресурсов
Раби Мохаммед Флех Образ России в интернет-издании «московские новости»: особенности репрезентации iconРеферат по дисциплине: «Литературоведение» на тему: «Московские сказки»
Тема «Московские сказки» А. Кабакова – явление русского постмодернизма представляется нам одной из наиболее актуальных в сфере литературы...
Раби Мохаммед Флех Образ России в интернет-издании «московские новости»: особенности репрезентации iconИнтернет-ресурсы для детского чтения
Интернет, а также обсуждать пользу или вред делового чтения и особенности восприятия ребенком электронного текста. Мы лишь попытаемся...
Раби Мохаммед Флех Образ России в интернет-издании «московские новости»: особенности репрезентации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Риа новости президент Ассоциации детских психологов и психиатров России Александр Кузнецов. С какими трудностями сталкиваются школьники,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск