Религиозная жизнь в России No. 71
27 мая 2004 года.
Еженедельный дайджест центральной и региональной печати, посвященный духовно-просветительской и общественной деятельности РПЦ и других религиозных конфессий на территории РФ. Особое внимание уделяется их взаимодействию с социальными институтами - армией, пенитенциарной системой, учебными заведениями и проч., а также работе с молодежью. Выходит по четвергам.
По вопросам подписки и за дополнительной информацией обращайтесь в Отдел подписки Агентства WPS.Тел:(095) 955-2950, Факс:955-2927, www.wps.ru, wpsinfo@wps.ru.
(c) Agency WPS, 1992-2003 What the Papers Say Агентство Мониторинга СМИ ISSN 1608-4381
Религиозная жизнь
No. 71, 27 мая 2004 года.
Содержание выпуска
ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО
Депутат Госдумы от фракции "Родина" Александр Чуев о совершенствовании законодательства о свободе совести и о религиозных организациях 7
Русский курьер, 27.05.2004, с. 3
Средневековые "споры о вере" в российских судах не прекратятся до тех пор, пока законодатель официально не запретит суду подвергать всяческим "экспертизам" источники вероучения официально признанных, зарегистрированных в России религиозных организаций 8
Московские новости, N18, 21.05.2004, с 20
Мусульманское духовенство Саратовской области выступило в поддержку Дмитрия Аяцкова 10
Иностранец, N19, 25.05.2004, с. 7
Мусульманское духовенство просит президента Башкортостана М. Рахимова предпринять меры против фактической легализации проституции 10
Аргументы и Факты, N 21, 26.05.2004, с. 8
Впервые в советской и постсоветской истории церковные приходы решили судиться с государством за свою национализированную собственность 10
Огонёк, N21, 26.05.2004, EV
На встрече с генсеком организации "Исламская конференция" Абдельвахидом Бельказизом глава МИДа Сергей Лавров обсудил перспективы вхождения России в ОИК 13
Коммерсантъ, 21.05.2004, с. 10
ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО
В МГУ прошел круглый стол на тему: "Наука, образование, воспитание молодежи и религия" 14
Коммерсантъ, 26.05.2004, с. 7
Научный руководитель Высшей школы экономики Е. Ясин не исключает, что активы компании ЮКОС будут переданы некоему "православному банкиру" 15
Коммерсантъ, 27.05.2004, с. 16
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Патриарх Алексий II и председатель Палаты депутатов Италии Пьерфердинанд Казини обсудили проблему сотрудничества РПЦ и католической церкви 16
Российская газета, 26.05.2004, с. 2
Количество томов "Православной энциклопедии" возрастет на 5 - 6 книг и достигнет 30 томов 16
Тверская 13, 22.05.2004, с. 6
Андрей Кураев о проблеме объединения РПЦ и РПЦЗ 17
Российская газета, N105, 21.05.2004, с. 6
Митрополит Кирилл о своем видении роли церкви в современной России 18
Российские вести, N19, 27.05.2004, с. 4
Архиепископ Берлинский и Германский Марк не сомневается, что вопрос об объединении РПЦ и РПЦЗ будет решен положительно 21
Известия, 26.05.2004, с. 1, 2
24 мая православная церковь отметила День памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия 22
Коммерсантъ, 25.05.2004, с. 7
Вопрос о канонизации погибшего в Чечне рядового Евгения Родионова остается открытым 22
Коммерсантъ, 24.05.2004, с. 7
В Читинском драмтеатре прошел благотворительный марафон в целях сбора средств на строительство кафедрального собора Казанской иконы Божией Матери 23
Гудок, 27.05.2004, с. 7
Глава РПЦЗ митрополит Лавр встретился с потомками эмигрантов, вернувшимися на родину 23
Газета, 27.05.2004, с. 2
Объединение РПЦ и РПЦЗ может привести к неоднозначным последствиям 24
Новые известия, 27.05.2004, с. 7
Путин подписал распоряжение о выделении из резервного фонда почти $10 десяти млн. рублей на восстановление церкви Введения с трапезной палатой ансамбля Кирилло-Белозерского монастыря 25
Жизнь, 21.05.2004, с. 6
МУСУЛЬМАНСТВО
26 мая мусульмане столицы отмечают 100-летие Московской соборной мечети 26
Вечерняя Москва, 26.05.2004, с. 1
Мусульманские лидеры России объявили о создании Объединенного совета духовных управлений мусульман России по противодействию экстремизму и терроризму 26
Коммерсантъ, 21.05.2004, с. 8
Благодаря поддержке властей Москвы к Соборной мечети будет пристроен Большой соборный зал, способный одновременно вместить несколько тысяч человек 27
Московский комсомолец, N 111, 24.05.2004, с. 16
Член научного совета Московского фонда Карнеги А. Малашенко сомневается, что Объединенного совета духовных управлений мусульман России по противодействию экстремизму и терроризму станет действенной организацией 28
Газета, 21.05.2004, с. 3
В Дагестане запрещена продажа переводов Корана на русский язык 29
Газета, 24.05.2004, с. 3
На Шеморданском мясокомбинате в республике Татарстан состоялось торжественное открытие линии по производству халяльной продукции 30
Время и деньги (Казань), 21.05.2004, EV
В мечети "Сулейман", расположенной в поселке Левченко Республики Татарстан, прошло вручение подарочных наборов для инвалидов и малоимущих, причем, как для мусульман, так и для иноверных 30
Вечерняя Казань, 21.05.2004, с. EV
БУДДИЗМ
21 мая в Красноярском культурно-историческом музейном комплексе состоялось разрушение мандалы 30
Сегодняшняя газета (Красноярск), 22.05.2004, с. EV
СТАРООБРЯДЦЫ
В Самаре будет восстановлена церковь, в который, по одной из версий, был расположен старообрядческий храм поповцев 32
Русский курьер, 24.05.2004, с. 12
Курская община старообрядцев просит президента Путина содействовать освобождению храма Успения Пресвятой Богородицы, захваченного брянскими старообрядцами 32
Коммерсантъ, 24.05.2004, с. 7
РЕЛИГИОЗНЫЕ МЕНЬШИНСТВА
Власти Нижегородской области пытаются вести борьбу с сектами несмотря на отсутствие грамотной законодательной базы 34
Нижегородские новости (Нижний Новгород), 22.05.2004, EV
ЗА РУБЕЖОМ
В ФРГ состоялась новая благотворительная программа "Голоса православной России в Германии" 36
Парламентская газета, 25.05.2004, с. 6
СТАТИСТИКА
По данным социологов, 82% оренбуржцев положительно относятся к религии 37
Оренбуржье (Оренбург), 22.05.2004, EV
ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО
ДЕПУТАТЫ ВОЗЬМУТСЯ ЗА СВОБОДУ СОВЕСТИ
Зоя Светова
Русский курьер, 27.05.2004, с. 3
Депутат Госдумы от фракции "Родина" Александр Чуев о совершенствовании законодательства о свободе совести и о религиозных организациях Сегодня Комитет Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций проводит парламентские слушания по вопросам совершенствования законодательства о свободе совести и о религиозных организациях.
Депутат Госдумы от фракции "Родина" Александр Чуев рассказал "РК", какие проблемы законодательства нуждаются в совершенствовании.
- Чем существующее законодательство о свободе совести не нравится депутатам?
-Есть ряд поправок, которые предлагается внести в закон "О свободе совести и вероисповеданий". Есть ряд возникших проблем, которые не решаются сегодняшним законом, в частности, проблема традиционных религиозных организаций и социального партнерства с ними государства. Нужен либо отдельный закон, либо поправки в действующий. Это связано с тем, что накопилось много проблем. Например, - проблемы преподавания православной культуры в школе. Есть проблемы с доступом в СМИ, к которым религиозные организации, как правило не имеют широкого доступа, за исключением трансляций по телевизору богослужений на Пасху и Рождество. Также не прописана ситуация , связанная с социальной благотворительной работой. Налоговой Кодекс не дает привилегий и не создает специального режима благоприятствования для религиозных организаций, которые занимаются благотворительностью. Есть проблема религиозного экстремизма и методов борьбы с ним.
- Какой вопрос будет самым "горячим на слушаниях?
- Я думаю, что большую дискуссию вызовет проблема социального партнерства государства и традиционных религиозных организаций. На слушания приглашены представители нетрадиционных религиозных организаций и правозащитники, которые занимаются "религиозной свободой". Дискуссия будет касаться трактовки конституционной свободы совести. Может ли государство приоритетно сотрудничать только с некоторой, специально оговоренной в законе категорией религиозных организаций? Прежде всего, православной церковью, традиционным исламом, буддизмом.
-Что значит это самое сотрудничество?
-Имеется в виду образование, СМИ, благотворительность, сотрудничество в области духовного окормления армии и заключенных, работа с беспризорными детьми.
-Что говорят противники такого сотрудничества?
- Есть люди, которые считают, что, если такое сотрудничество возможно, то оно должно касаться всех организаций. С этим я согласиться не могу. Я считаю, что как только мы это сделаем, то у нас неизвестно какие религиозные организации с неизвестно какими задачами начнут заниматься нашими детьми, с армией, заключенными. Как вы знаете, есть очень специфические религии, которые имеют официальный статус. При этом, нравственный статус у них крайне размытый.
- Значит, ли, что представителей таких "специфических" религиозных организаций не стоит пускать ни в школу, ни в больницы, ни в тюрьмы?
-Увы, но , сотрудничать государству с ними , наверное, надо. Мы сегодня подходим к тому моменту, когда дальнейшее промедление в этом вопросе может стать катастрофой. Дети наши лишены нравственного окормления и часто не имеют ценностных ориентиров в жизни. Что, в свою очередь, приведет к потере ориентиров в обществе и к развалу страны.
-Поправки в закон могут касаться католической церкви?
- Нет. Я надеюсь, что католическая церковь не будет специально обсуждаться на слушаниях. Эта проблема уже в прошлом. Был обмен любезностями со стороны папы Римского и патриарха Алексия II.
-Речь будет идти о сектах?
-Да, об экстремизме. Экстремизме в разных формах политических. Идеологических.
- Ставит ли существующее законодательство заслон религиозному экстремизму?
-Достаточно слабо. Ставя заслон, оно ставит его против всех организаций сразу, не разделяя "чистых от нечистых". Нужен более тонкий подход к этой проблеме. Например, православный пост при определенной трактовке можно тоже посчитать неким выражением фанатизма экстремизма. Это неправильно. Но , когда речь идет о разрушении семьи, когда речь идет о том, что проповедуется свободная любовь, проповедуется отказ от всякого продолжения рода, проповедуются случайные связи. Здесь, сомнений не возникает. Речь идет об экстремизме.
С ХАТТАБОМ ТОЛЬКО РИФМУЕТСЯНедавно Савеловский суд Москвы определил, какие формы Единобожия опасны для россиян. Определение идеально вписывается в сложившуюся в РФ систему гонений по религиозному признаку Александр СолдатовМосковские новости, N18, 21.05.2004, с 20Средневековые "споры о вере" в российских судах не прекратятся до тех пор, пока законодатель официально не запретит суду подвергать всяческим "экспертизам" источники вероучения официально признанных, зарегистрированных в России религиозных организаций Географическое название Бадр известно всем мало-мальски просвещенным мусульманам. В Бадре, на полпути между Меккой и Мединой, во 2 году исламской эры произошло первое "вооруженное столкновение" между последователями пророка Мухаммада, которых к тому моменту набралось 300 человек, и местными языческими князьками, собравшими десятикратно более мощное войско. Сражение происходило в разгар месяца Рамадан (теперь он священный) и закончилось полной победой мусульман. Так зародился Халифат и началось победоносное шествие молодой арабской веры в Единого Бога по планете. Так начался и всемирный джихад - война против тех, кто противится этой вере и пытается "придать Богу сотоварищей" (это - ключевой пункт обвинений мусульман в адрес, например, христиан).
В общем, слово "Бадр" вызывает ассоциации самые героические и отчасти воинственные. Оно таит в себе и некоторый намек, непонятный рядовому христианину и более чем прозрачный для просвещенного мусульманина. Слово "Бадр" начертало на своих знаменах элитное подразделение иранской армии - особая бригада спецназа. Так же называется и крупнейший исламский банк, работающий на Западе. Наконец, так именуется и самое скандальное мусульманское издательство России, которое в условиях антиваххабитской истерии умудрилось трижды переиздать в Москве фундаментальный труд того самого "великого и ужасного" Аль-Ваххаба - "Книгу Единобожия". Это манифест раннего (XVIII в.) ваххабизма; автор клеймит все разновидности язычества, проникшие в ислам более чем за тысячу лет, и призывает вернуться к первоначальной чистоте веры, когда поклонения не воздавались никому, кроме Единого Бога.
Исламская реформация Аль-Ваххаба стала идейной базой борьбы арабов против турецкого владычества. Опираясь на "Книгу Единобожия" и политическую поддержку англичан, один из аравийских шейхов - ибн Сауд - поднял восстание против "погрязших в полуязычестве и морально разложившихся" турок и создал независимое арабское королевство, ныне известное как Саудовская Аравия. Королевство это небедное, и распространение по всему миру идей чистого, не замусоренного фольклором ислама осуществляется в основном за счет саудовских благотворительных фондов. На их средства существовало в Москве и издательство "Бадр", которое в 1999 году Савеловская межрайонная прокуратура "выявила и разоблачила" как рассадник опасной для государства российского экстремистской идеологии.
Как водится, следствие по делу, связанному с религией, тянулось долго. Савеловский суд, куда дело передала одноименная прокуратура, назначал пять экспертиз "Книги Единобожия", но они давали противоположные результаты. Одни эксперты читали средневековый трактат как автореферат сорвавшейся диссертации чеченского боевика, а другие - как "символическую книгу", наподобие Библии или Корана, не заслуживающую слишком буквального и прямолинейного понимания. Наконец, на днях Савеловский суд решил: запретить распространение и издание на территории России "Книги Единобожия" как "призывающей к нетерпимости и разжиганию межрелигиозной вражды".
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ПРОТИВ РОССИИ
На время следствия и суда, естественно, работа "Бадра" была приостановлена. Его главный учредитель и генеральный директор Н.И. Нажмудинов подался в бега. Любое соприкосновение с российским правосудием было для него нежелательно: в среде оперативников бытовала версия, будто Нажмудинов является братом знаменитого дагестанского эмира Багауддина, создавшего в 1990-е годы салафитский (читай: ваххабитский) джамаат в Дагестане и активно участвовавшего в "дагестанской войне" 1999 года. Руководство "Бадра" взял на себя Тахир Абдурахманов, которого прокуратура и привлекла к "делу о Единобожии" в качестве подозреваемого по части 1 статьи 282 УК РФ - в том, что он сознательно, "по предварительному умыслу", издал русский перевод средневековой арабской книжки, чтобы насадить в России вражду, нетерпимость, ненависть и т.п. В деле, впрочем, умалчивается, чем именно г-ну Абдурахманову было выгодно насаждение этих настроений в стране, в которой он проживает и гражданином которой является. В конце концов преследование Абдурахманова прекратили.
Рассказывает Тахир Абдурахманов, который был вынужден покинуть Москву и проживает в Ульяновске:
"После того как 21 февраля 2001 года меня привлекли в качестве подозреваемого, сменилось пять следователей. Наше дело курировал один из заместителей генерального прокурора, сотрудники ФСБ, РУБОП, ОБЭП...".
Едва ли все эти товарищи настолько хорошо разбираются в исламской литературе, что, увидев имя "Мухаммад ибн Сулейман ат-Тамими" на обложке "Книги Единобожия", сразу поняли, что за ним скрывается тот самый Аль-Ваххаб. Не секрет, что в ФСБ, РУБОП и ОБЭП некоторые еще путают Ваххаба с иорданцем Хаттабом, воевавшим в горах Ичкерии. "Расшифровать" официальное имя родоначальника ваххабизма мог кто-то из "своих", кто и "сдал" "Бадр" правоохранителям. Имена "осведомителей" увековечены в уголовном деле: это муфтий Чувашии А. Крганов и М. Таджуддин - сын Верховного муфтия всея Руси Талгата Таджуддина.
МУФТИЮ НЕ ВЕЗЕТ
Высокий сан не удерживает Верховного от весьма экстравагантных поступков, которыми он пытается доказать свою лояльность "партии и правительству". Прошлой весной он выступил сразу с двумя инициативами - переименовать свое уфимское Духовное управление в "Центральное духовное управление мусульман Святой Руси" (в этом ему отказал Минюст) и объявить джихад Америке за нападение на Ирак (этот призыв, сделанный на митинге "Единой России", обошелся Таджуддину в прокурорское предупреждение).
Талгату Таджуддину хронически не везет. Еще 15 лет назад он был полновластным правителем всех мусульманских общин России и европейских республик СССР. В конце "перестройки" от него отделились региональные Духовные управления, и сейчас, по некоторым данным, Таджуддин контролирует лишь 15 процентов своей бывшей империи. Однако, как и в былые времена, он активнее всех своих конкурентов поддерживает любые начинания власти, не устает воспевать "осанны" Ельцину и Путину, демонстративно берет благословение у Патриарха Алексия II. Конкурентов, объединяющих, напомним, до 85 процентов российских мусульман, Таджуддин огульно называет "ваххабитами", чем окончательно подрывает всякое доверие к этому термину. Но власть не ценит потуги муфтия: как показывает дело "Бадра", услугами Таджуддина (или его сына) она пользуется лишь "по мелочи" - когда жертва уже выбрана и нужно только подобрать "свидетелей".
КТО ЗАПРЕТИТ БИБЛИЮ?
Тахир Абдурахманов вспоминает о судебном процессе против "Бадра": "Аргумент в нашу пользу был тот, что "Книга Единобожия" была написана более 200 лет назад и является классическим трудом, исследуемым учеными, эта книга издана большими тиражами во всем мире, на разных языках, и нигде не было таких проблем. Адвокат "Бадра" Анатолий Пчелинцев на одном из заседаний сказал следователю: "Сейчас я спущусь в метро, подойду к православному ларьку и принесу с десяток книг, содержащих гораздо более резкие высказывания. А если мы откроем Ветхий Завет, то и там увидим много призывов к убийству. Я убежден, что надо учитывать, в какой исторической ситуации эти книги писались две тысячи или тысячу четыреста лет назад".
Проблема всех "религиозных процессов" в России (свежий пример - суд над Свидетелями Иеговы в Москве, см. "МН", N 9) - невозможность "искусство формулой проверить". Следователи и судьи пытаются разобраться с описывающими иную - невидимую - реальность богословскими текстами, или - того хуже - пророчествами, чуть ли не с помощью почерковедческой экспертизы. Овладевшие компьютером бывшие "научные атеисты", а ныне - эксперты-религиоведы, "забивают" в машину тот или иной "символический текст" - и машина высчитывает "процент негативной лексики" в нем. На основании выявленного процента (особенно высок он для пророческих текстов, ибо вечно пророки чем-то недовольны) суд принимает решение: текст разжигает рознь. Ну и, соответственно, закрыть, запретить, приостановить...
Есть, правда, всеми уважаемая "каста" книг: например, Библия, Коран, Талмуд. Их пока в компьютер на предмет "процента" не загружают. Так почему же такой кощунственной и нелепой процедуре подвергают другие "символические тексты"? Средневековые "споры о вере" в российских судах не прекратятся до тех пор, пока законодатель официально не запретит суду подвергать всяческим "экспертизам" источники вероучения официально признанных, зарегистрированных в России религиозных организаций. Иначе у суда есть все формальные основания признать "разжигающими рознь" Библию, Коран и Талмуд и ликвидировать все религиозные организации страны вообще.
Что делать российским властям с "ваххабитами"? Последовать ли примеру президента ЧРИ Масхадова, который в 1997 году (еще до Дагестана и Ингушетии) принял юридически неграмотный, а потому и неэффективный закон о запрете ваххабизма? Или согласиться с учеными-позитивистами, утверждающими, что никаких "ваххабитов" нет вообще, а есть экстремистски настроенные деятели в самых разных религиозных традициях?
МУСУЛЬМАНЕ ЗА АЯЦКОВАВасилий ПименовИностранец, N19, 25.05.2004, с. 7Мусульманское духовенство Саратовской области выступило в поддержку Дмитрия Аяцкова Как сообщает "Росбалт", в поддержку Дмитрия Аяцкова выступило мусульманское духовенство области. "То, что происходит в Саратовской области, трудно поддается пониманию", - так отреагировал председатель Духовного управления мусульман Поволжья Мукаддас Бибарсов ситуацию с возбуждением уголовного дела в отношении губернатора (20 мая генпрокуратура дело приостановила.)
- Сегодня область является образцом межнациональной и межконфессиональной дружбы, - подчеркнул Бибарсов, - и это благодаря губернатору Аяцкова. Я не политик, но твердо могу сказать, что из-за всего происходящего вокруг его имени общество взбудоражено. Нарушается стабильность, подрываются устои. Следует сто раз подумать, стоит ли того дело.
БЛУД И РАЗВРАТ ПРЕСЕКУТ ЗАКОНОМАвторы указаны в текстеАргументы и Факты, N 21, 26.05.2004, с. 8Мусульманское духовенство просит президента Башкортостана М. Рахимова предпринять меры против фактической легализации проституции Президент Башкортостана М. Рахимов дал старт кампании по борьбе с проституцией. Неужели у власти нет дел поважнее, чем воевать с явлением, которое существует во всем мире испокон веку?
Р.Нигматулин, Уфа
НА ВОПРОС отвечает Муртаза РАХИМОВ:
- НИ О КАКОЙ кампании против проституции речи не идет. Кампания у нас сейчас одна - посевная. Но ведь и посреди посевной власть обязана реагировать на любой вопрос, который поднимает общественность, не так ли? Вот часть этой общественности в лице духовных лидеров наших основных конфессий - ислама и православия - и попросила меня предпринять меры против фактической легализации проституции, в частности против ее навязчивой рекламы. Это мы и собираемся сделать. Я дал поручение юристам разобраться, какие законы нарушаются нашими "бизнесменами от удовольствия" и какая ответственность за это предусмотрена.
ПОРА ВЕРНУТЬ ЭТУ ЗЕМЛЮ СЕБЕ...Наталья ДавыдоваОгонёк, N21, 26.05.2004, EVВпервые в советской и постсоветской истории церковные приходы решили судиться с государством за свою национализированную собственность На 9 июня в Московском арбитражном суде назначено судебное заседание по иску прихода Илии Пророка на Воронцовом Поле. Верующие требуют возврата своего приходского храма, занятого фондохранилищем и мастерскими Музея народов Востока (пока богослужения вынужденно проходят в соседнем здании, тоже принадлежащем приходу). Прихожане храма Воскресения Христова неподалеку от Третьяковки, занятого Реставрационными мастерскими имени Грабаря, тоже подали в суд.
Представляющий интересы истцов адвокат Михаил Воронин (Адвокатский дом "Воронин & партнеры") утверждает, что в московских судах ждут разбирательства примерно с десяток подобных дел.
А в скором будущем судиться готовы все 158 московских православных приходов: в первый заход каждый из них будет требовать вернуть ему в собственность храм, а во второй - церковную землю, потому что рассматривать земельно-имущественный вопрос в едином комплексе московские суды отказались. В разбирательствах будут задействованы сотни столичных адвокатов. А вслед за московскими приходами отстаивать свою собственность возьмутся и питерские.
Повод для такого резкого демарша Церкви, которая до сих пор вела свои материальные переговоры с государством тихо, мирно, полюбовно, с глазу на глаз, очевиден - недавно столичные приходы получили из Москомзема уведомления об арендных платежах за землю. Дело в том, что московские храмы (впрочем, и немосковские тоже) вместе с землей, на которой стоят, принадлежат либо государству, либо субъектам Федерации, а у приходов они всего лишь в безвозмездном пользовании.
По новому Земельному кодексу с января этого года никакого бесплатного пользования землей для церковных приходов не предполагается. Подразумевается, что прихожанам можно либо взять свою землю в аренду, либо выкупить ее в собственность. Выкупать им пока, правда, не предлагали, но лиха беда начало.
По телефонам Московского земельного комитета чиновники разъясняют прихожанам, что арендную плату им начисляют на основании действующего законодательства как землепользователям. А на вопросы, как же можно требовать платы за церковное имущество, которое церкви принадлежит, отвечают, что Декрета о национализации никто не отменял.
Оплачивать земельные счета приходы не собираются, а в своих судебных исках потребуют вернуть земельные владения в границах, в которых их изымали у Церкви в 1918 году. Тот же храм Илии Пророка намерен предъявить свои права чуть ли не на целый квартал, от магазина "Людмила" до улицы Обуха, - в нем до революции располагались доходные дома и приюты для сирот и вдов, завещанные приходу (вместе с землей) богатыми и богобоязненными горожанами.
Составить реестр московских земель, которые православные приходы потребуют вернуть в лоно Церкви, не составит большого труда - в отличие, например, от Воронежа, где все архивы в Отечественную войну сгорели, в столице юридические и исторические материалы по церковным землям прекрасно сохранились.
Грядущие судебные разбирательства адвокат Воронин, являющийся доверенным лицом Московской патриархии, в разговоре с корреспондентом "Огонька" назвал "пилотным проектом реституции".
Постойте, так речь действительно идет о реституции?
|