Скачать 0.55 Mb.
|
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 350500 - Социальная работа. Квалификация: специалист. Регистрационный N 83 мжд/сп Законодательство России Текст документа по состоянию на июль 2011 года Утверждаю Заместитель Министра образования Российской Федерации В.Д.ШАДРИКОВ 10 марта 2000 года Номер государственной регистрации 83 мжд/сп Вводится с момента утверждения 1. Общая характеристика специальности 350500 - Социальная работа 1.1. Специальность утверждена Приказом Минобразования России от 02.03.2000 N 686. 1.2. Квалификация выпускника - специалист. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки специалиста по специальности 350500 - Социальная работа при очной форме обучения - 5 лет. 1.3. Квалификационная характеристика выпускника. Специалист социальной работы: - ведет профессиональную практическую работу (посредничество, консультирование, специализируемая помощь и т.п.) в социальных службах, организациях и учреждениях и т.д.; - оказывает социальную помощь и услуги семьям и отдельным лицам, различным половозрастным, этническим и т.п. группам населения; - организует и координирует социальную работу с отдельными лицами и группами с особыми нуждами, с ограниченными возможностями, вернувшимися из специальных учреждений и мест лишения свободы и т.д.; - проводит исследовательско-аналитическую деятельность (анализ и прогнозирование, разработку социальных проектов, технологий) по проблемам социального положения населения в курируемом районе (микрорайоне), с целью разработки проектов и программ социальной работы; - участвует в организационно-управленческой и административной работе социальных служб, организаций и учреждений; - содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социальной защиты и помощи населению; - ведет воспитательную деятельность в социальных службах, средних специальных учебных заведениях (при условии получения дополнительного образования в этой области). Сферами профессиональной деятельности являются государственные и негосударственные социальные службы, организации и учреждения системы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, армии, правоохранительных органов и т.п. Объектами профессиональной деятельности специалиста в области социальной работы являются отдельные лица, семьи, группы населения и общности, нуждающиеся в социальной поддержке, помощи, защите и обслуживании. 1.4. Возможности продолжения образования выпускника. Специалист, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 350500 - Социальная работа, подготовлен для продолжения образования в аспирантуре. 2. Требования к уровню подготовки абитуриента 2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование. 2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании. 2.3. При приеме на подготовку по специальности 350500 - Социальная работа вуз по собственному решению может провести дополнительные вступительные испытания профессиональной направленности (собеседование, тестирование и т.п.). 3. Общие требования к основной образовательной программе подготовки выпускника по специальности 350500 - Социальная работа 3.1. Основная образовательная программа подготовки специалиста разрабатывается на основании настоящего Государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик. 3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим Государственным образовательным стандартом. 3.3. Основная образовательная программа подготовки специалиста состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла. 3.4. Основная образовательная программа подготовки специалиста должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию: цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины; цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины; цикл СД - специальные дисциплины; цикл ДС - дисциплины специализации; цикл ФТД - факультативы. 3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки специалиста должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим Государственным образовательным стандартом. 4. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста по специальности 350500 - Социальная работа ---------+-----------------------------------------------+-------- ¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦ Всего ¦ ¦ ¦ ¦ часов ¦ +--------+-----------------------------------------------+-------+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ +--------+-----------------------------------------------+-------+ ¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦ ¦ ¦дисциплины ¦ ¦ +--------+-----------------------------------------------+-------+ ¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦ +--------+-----------------------------------------------+-------+ ¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦ ¦ ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦ ¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в ¦ ¦ ¦ ¦изучаемом языке; основные особенности полного ¦ ¦ ¦ ¦стиля произношения, характерные для сферы ¦ ¦ ¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦ ¦ ¦транскрипции. ¦ ¦ ¦ ¦ Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦ ¦ ¦лексических единиц общего и терминологического ¦ ¦ ¦ ¦характера. ¦ ¦ ¦ ¦ Понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦ ¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦ ¦ ¦общенаучная, официальная и другая). ¦ ¦ ¦ ¦ Понятие о свободных и устойчивых ¦ ¦ ¦ ¦словосочетаниях, фразеологических единицах. ¦ ¦ ¦ ¦ Понятие об основных способах словообразования.¦ ¦ ¦ ¦ Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦ ¦ ¦коммуникацию общего характера без искажения ¦ ¦ ¦ ¦смысла при письменном и устном общении; ¦ ¦ ¦ ¦основные грамматические явления, характерные ¦ ¦ ¦ ¦для профессиональной речи. ¦ ¦ ¦ ¦ Понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦ ¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦ ¦ ¦литературы. Основные особенности научного ¦ ¦ ¦ ¦стиля. ¦ ¦ ¦ ¦ Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦ ¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦ ¦ ¦ Говорение. Диалогическая и монологическая ¦ ¦ ¦ ¦речь с использованием наиболее употребительных ¦ ¦ ¦ ¦и относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦ ¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦ ¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦ ¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦ ¦ ¦ Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦ ¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦ ¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦ ¦ ¦ Чтение. Виды текстов: несложные прагматические¦ ¦ ¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦ ¦ ¦специализации. ¦ ¦ ¦ ¦ Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦ ¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦ ¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦ +--------+-----------------------------------------------+-------+ ¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦ ¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦ ¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦ ¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦ ¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦ ¦ ¦общества. Законодательство Российской Федерации¦ ¦ ¦ ¦о физической культуре и спорте. Физическая ¦ ¦ ¦ ¦культура личности. ¦ ¦ ¦ ¦ Основы здорового образа жизни студента. ¦ ¦ ¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦ ¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности ¦ ¦ ¦ ¦студента - будущего специалиста в области ¦ ¦ ¦ ¦социальной работы. ¦ ¦ ¦ ¦ Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦ ¦ ¦системе физического воспитания. ¦ ¦ ¦ ¦ Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦ ¦ ¦систем физических упражнений. ¦ ¦ ¦ ¦ Профессионально-прикладная физическая ¦ ¦ ¦ ¦подготовка студентов. ¦ ¦ ¦ ¦ Основы методики самостоятельных занятий и ¦ ¦ ¦ ¦самоконтроль за состоянием своего организма ¦ ¦ +--------+-----------------------------------------------+-------+ ¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦135 ¦ ¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического знания.¦ ¦ ¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦ ¦ ¦классификация исторического источника. ¦ ¦ ¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦ ¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦ ¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦ ¦ ¦неотъемлемая часть истории человечества. ¦ ¦ ¦ ¦ Античное наследие в эпоху Великого переселения¦ ¦ ¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦ ¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦ ¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско- ¦ ¦ ¦ ¦древнерусские связи. Особенности социального ¦ ¦ ¦ ¦строя Древней Руси. Этнокультурные и ¦ ¦ ¦ ¦социально-политические процессы становления ¦ ¦ ¦ ¦русской государственности. Принятие ¦ ¦ ¦ ¦христианства. Распространение ислама. Эволюция ¦ ¦ ¦ ¦восточнославянской государственности в XI - XII¦ ¦ ¦ ¦вв. Социально-политические изменения в русских ¦ ¦ ¦ ¦землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: проблемы ¦ ¦ ¦ ¦взаимовлияния. ¦ ¦ ¦ ¦ Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦ ¦ ¦Азии. Специфика формирования единого ¦ ¦ ¦ ¦государства. Возвышение Москвы. Формирование ¦ ¦ ¦ ¦сословной системы организации общества. Реформы¦ ¦ ¦ ¦Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и ¦ ¦ ¦ ¦особенности складывания российского ¦ ¦ ¦ ¦абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.¦ ¦ ¦ ¦ Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦ ¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности на¦ ¦ ¦ ¦землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦ ¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦ ¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦ ¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦ ¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦ ¦ ¦общественного движения России XIX в. Реформы и ¦ ¦ ¦ ¦реформаторы в России. Русская культура XIX в. и¦ ¦ ¦ ¦ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦ ¦ ¦ Роль XX столетия в мировой истории. ¦ ¦ ¦ ¦Глобализация общественных процессов. Проблема ¦ ¦ ¦ ¦экономического роста и модернизации. Революции ¦ ¦ ¦ ¦и реформы. Социальная трансформация общества. ¦ ¦ ¦ ¦Столкновение тенденций интернационализма и ¦ ¦ ¦ ¦национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦ ¦ ¦демократии и авторитаризма. ¦ ¦ ¦ ¦ Россия в начале XX в. Объективная потребность ¦ ¦ ¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские ¦ ¦ ¦ ¦реформы в контексте общемирового <...> ¦ ¦ +--------+-----------------------------------------------+-------+ ¦ГСЭ.Ф.04¦Философия ¦135 ¦ ¦ ¦ Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦ ¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦ ¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦ ¦ ¦исторического развития. Структура философского ¦ ¦ ¦ ¦знания. ¦ ¦ ¦ ¦ Учение о бытии. Монистические и ¦ ¦ ¦ ¦плюралистические концепции бытия, ¦ ¦ ¦ ¦самоорганизация бытия. Понятия материального и ¦ ¦ ¦ ¦идеального. Пространство, время. Движение и ¦ ¦ ¦ ¦развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦ ¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические ¦ ¦ ¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦ ¦ ¦религиозные картины мира. ¦ ¦ ¦ ¦ Человек, общество, культура. Человек и ¦ ¦ ¦ ¦природа. Общество и его структура. Гражданское ¦ ¦ ¦ ¦общество и государство. Человек в системе ¦ ¦ ¦ ¦социальных связей. Человек и исторический ¦ ¦ ¦ ¦процесс; личность и массы; свобода и ¦ ¦ ¦ ¦необходимость. Формационная и цивилизационная ¦ ¦ ¦ ¦концепции общественного развития. ¦ ¦ ¦ ¦ Смысл человеческого бытия. Насилие и ¦ ¦ ¦ ¦ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦ ¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦ ¦ ¦Представления о совершенном человеке в ¦ ¦ ¦ ¦различных культурах. Эстетические ценности и их¦ ¦ ¦ ¦роль в человеческой жизни. Религиозные ценности¦ ¦ ¦ ¦и свобода совести. ¦ ¦ ¦ ¦ Сознание и познание. Сознание, самосознание и ¦ ¦ ¦ ¦личность. Познание, творчество, практика. ¦ ¦ ¦ ¦Вера и знание. Понимание и объяснение. ¦ ¦ ¦ ¦Рациональное и иррациональное в познавательной ¦ ¦ ¦ ¦деятельности. Проблемы истины. ¦ ¦ ¦ ¦Действительность, мышление, логика и язык. ¦ ¦ ¦ ¦Научное и вненаучное знание. Критерии ¦ ¦ ¦ ¦научности. Структура научного познания, его ¦ ¦ ¦ ¦методы и формы. Рост научного знания. Научные ¦ ¦ ¦ ¦революции и смены типов рациональности. Наука и¦ ¦ ¦ ¦техника. ¦ ¦ ¦ ¦ Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦ ¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦ ¦ ¦сценарии будущего. ¦ ¦ ¦ ¦ Философские проблемы социальной работы ¦ ¦ +--------+-----------------------------------------------+-------+ ¦ГСЭ.Ф.05¦Культурология ¦ ¦ ¦ ¦ Структура и состав современного ¦ ¦ ¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦ ¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦ ¦ ¦культурная антропология. Культурология и ¦ ¦ ¦ ¦история культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦ ¦ ¦культурология. ¦ ¦ ¦ ¦ Методы культурологических исследований. ¦ ¦ ¦ ¦ Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦ ¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦ ¦ ¦культуры, субъекты культуры, культурогенез, ¦ ¦ ¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦ ¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦ ¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные ¦ ¦ ¦ ¦традиции, культурная картина мира, социальные ¦ ¦ ¦ ¦институты культуры, культурная ¦ ¦ ¦ ¦самоидентичность, культурная модернизация. ¦ ¦ ¦ ¦ Типология культур. Этническая и национальная, ¦ ¦ ¦ ¦элитная и массовая культура. Восточные и ¦ ¦ ¦ ¦западные типы культур. Специфические и ¦ ¦ ¦ ¦"серединные" культуры. Локальные культуры. ¦ ¦ ¦ ¦Место и роль России в мировой культуре. ¦ ¦ ¦ ¦Тенденции культурной универсализации в мировом ¦ ¦ ¦ ¦современном процессе. ¦ ¦ ¦ ¦ Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦ ¦ ¦Культура и глобальные проблемы современности. ¦ ¦ ¦ ¦ Культура и личность. Инкультурация и ¦ ¦ ¦ ¦социализация. ¦ ¦ ¦ ¦ Культурологические основы социальной работы ¦ ¦ +--------+-----------------------------------------------+-------+ ¦ГСЭ.Ф.06¦Политология ¦ ¦ ¦ ¦ Объекты, предмет и метод политической науки. ¦ ¦ ¦ ¦Функции политологии. ¦ ¦ ¦ ¦ Политическая жизнь и властные отношения. Роль ¦ ¦ ¦ ¦и место политики в жизни современных обществ. ¦ ¦ ¦ ¦Социальные функции политики. ¦ ¦ ¦ ¦ История политических учений. Российская ¦ ¦ ¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные ¦ ¦ ¦ ¦основания, историческая динамика. Современные ¦ ¦ ¦ ¦политологические школы. ¦ ¦ ¦ ¦ Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦ ¦ ¦особенности. Особенности становления ¦ ¦ ¦ ¦гражданского общества в России. ¦ ¦ ¦ ¦ Институциональные аспекты политики. ¦ ¦ ¦ ¦Политическая власть. Политическая система. ¦ ¦ ¦ ¦Политические режимы, политические партии, ¦ ¦ ¦ ¦электоральные системы. ¦ ¦ ¦ ¦ Политические отношения и процессы. ¦ ¦ ¦ ¦Политические конфликты и способы их разрешения.¦ ¦ ¦ ¦Политические технологии. Политический ¦ ¦ ¦ ¦менеджмент. Политическая модернизация. ¦ ¦ ¦ ¦ Политические организации и движения. ¦ ¦ ¦ ¦Политические элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦ ¦ ¦ Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦ ¦ ¦ Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦ ¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦ ¦ ¦Национально-государственные интересы России в ¦ ¦ ¦ ¦новой геополитической ситуации. ¦ ¦ ¦ ¦ Методология познания политической реальности. ¦ ¦ ¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное ¦ ¦ ¦ ¦политическое знание; политическая аналитика и ¦ ¦ ¦ ¦прогностика. ¦ ¦ ¦ ¦ Политические аспекты социальной работы ¦ ¦ +--------+-----------------------------------------------+-------+ ¦ГСЭ.Ф.07¦Правоведение ¦ ¦ ¦ ¦ Государство и право. Их роль в жизни общества.¦ ¦ ¦ ¦ Норма права и нормативно-правовые акты. ¦ ¦ ¦ ¦ Основные правовые системы современности. ¦ ¦ ¦ ¦Международное право как особая система права. ¦ ¦ ¦ ¦Источники российского права. ¦ ¦ ¦ ¦ Закон и подзаконные акты. ¦ ¦ ¦ ¦ Система российского права. Отрасли права. ¦ ¦ ¦ ¦ Правонарушение и юридическая ответственность. ¦ ¦ ¦ ¦ Значение законности и правопорядка в ¦ ¦ ¦ ¦современном обществе. Правовое государство. ¦ ¦ ¦ ¦ Конституция Российской Федерации - основной ¦ ¦ ¦ ¦закон государства. ¦ ¦ ¦ ¦ Особенности федерального устройства России. ¦ ¦ ¦ ¦Система органов государственной власти в ¦ ¦ ¦ ¦Российской Федерации. ¦ ¦ ¦ ¦ Понятие гражданского правоотношения. ¦ ¦ ¦ ¦Физические и юридические лица. Право ¦ ¦ ¦ ¦собственности. ¦ ¦ ¦ ¦ Обязательства в гражданском праве и ¦ ¦ ¦ ¦ответственность за их нарушение. Наследственное¦ ¦ ¦ ¦право. ¦ ¦ ¦ ¦ Брачно-семейные отношения. Взаимные права и ¦ ¦ ¦ ¦обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦ ¦ ¦Ответственность по семейному праву. ¦ ¦ ¦ ¦ Трудовой договор (контракт). Трудовая ¦ ¦ ¦ ¦дисциплина и ответственность за ее нарушение. ¦ ¦ ¦ ¦ Административные правонарушения и ¦ ¦ ¦ ¦административная ответственность. ¦ ¦ ¦ ¦ Понятие преступления. Уголовная ¦ ¦ ¦ ¦ответственность за совершение преступлений. ¦ ¦ ¦ ¦ Экологическое право. ¦ ¦ ¦ ¦ Особенности правового регулирования ¦ ¦ ¦ ¦профессиональной деятельности в социальной ¦ ¦ ¦ ¦сфере. ¦ ¦ ¦ ¦ Правовые основы защиты государственной тайны. ¦ ¦ ¦ ¦Законодательные и нормативно-правовые акты в ¦ ¦ ¦ ¦области защиты информации и государственной ¦ ¦ ¦ ¦тайны ¦ ¦ +--------+-----------------------------------------------+-------+ ¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦ ¦ ¦ Стили современного русского языка. Языковая ¦ ¦ ¦ ¦норма, ее роль в становлении и функционировании¦ ¦ ¦ ¦литературного языка. ¦ ¦ ¦ ¦ Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦ ¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦ ¦ ¦литературного языка. Нормативные, ¦ ¦ ¦ ¦коммуникативные, этические аспекты устной и ¦ ¦ ¦ ¦письменной речи. ¦ ¦ ¦ ¦ Функциональные стили современного русского ¦ ¦ ¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦ ¦ ¦ Научный стиль. Специфика использования ¦ ¦ ¦ ¦элементов различных языковых уровней в научной ¦ ¦ ¦ ¦речи. Речевые нормы учебной и научной сферы ¦ ¦ ¦ ¦деятельности. ¦ ¦ ¦ ¦ Официально-деловой стиль, сфера его ¦ ¦ ¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие. ¦ ¦ ¦ ¦Языковые формулы официальных документов. Приемы¦ ¦ ¦ ¦унификации языка служебных документов. ¦ ¦ ¦ ¦Интернациональные свойства русской официально- ¦ ¦ ¦ ¦деловой письменной речи. Язык и стиль ¦ ¦ ¦ ¦распорядительных документов. Язык и стиль ¦ ¦ ¦ ¦коммерческой корреспонденции. Язык и стиль ¦ ¦ ¦ ¦инструктивно-методических документов. Реклама в¦ ¦ ¦ ¦деловой речи. Правила оформления документов. ¦ ¦ ¦ ¦Речевой этикет в документе. ¦ ¦ ¦ ¦ Жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦ ¦ ¦средств в публицистическом стиле. Особенности ¦ ¦ ¦ ¦устной публичной речи. Оратор и его аудитория. ¦ ¦ ¦ ¦Основные виды аргументов. Подготовка речи: ¦ ¦ ¦ ¦выбор темы, цель речи, поиск материала, начало,¦ ¦ ¦ ¦развертывание и завершение речи. Основные ¦ ¦ ¦ ¦приемы поиска материала и виды вспомогательных ¦ ¦ ¦ ¦материалов. ¦ ¦ ¦ ¦ Словесное оформление публичного выступления. ¦ ¦ ¦ ¦Понятность, информативность и выразительность ¦ ¦ ¦ ¦публичной речи. ¦ ¦ ¦ ¦ Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦ ¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦ ¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, роль¦ ¦ ¦ ¦внеязыковых факторов. ¦ ¦ ¦ ¦ Культура речи. Основные направления ¦ ¦ ¦ ¦совершенствования навыков грамотного письма и ¦ ¦ ¦ ¦говорения ¦ ¦ +--------+-----------------------------------------------+-------+ ¦ГСЭ.Ф.09¦Экономика ¦ ¦ ¦ ¦ Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦ ¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦ ¦ ¦Экономические отношения. Экономические системы.¦ ¦ ¦ ¦Основные этапы развития экономической теории. ¦ ¦ ¦ ¦Методы экономической теории. ¦ ¦ ¦ ¦ Макроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦ ¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦ ¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦ ¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект ¦ ¦ ¦ ¦замещения. Эластичность. Предложение и его ¦ ¦ ¦ ¦факторы. Закон убывающей предельной ¦ ¦ ¦ ¦производительности. Эффект масштаба. Виды ¦ ¦ ¦ ¦издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип ¦ ¦ ¦ ¦максимизации прибыли. Предложение совершенно ¦ ¦ ¦ ¦конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность ¦ ¦ ¦ ¦конкурентных рынков. Рыночная власть. ¦ ¦ ¦ ¦Монополия. Монополистическая конкуренция. ¦ ¦ ¦ ¦Олигополия. Антимонопольное регулирование. ¦ ¦ ¦ ¦Спрос и факторы производства. Рынок труда. ¦ ¦ ¦ ¦Спрос и предложение труда. Заработная плата и ¦ ¦ ¦ ¦занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и ¦ ¦ ¦ ¦инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее ¦ ¦ ¦ ¦равновесие и благосостояние. Распределение ¦ ¦ ¦ ¦доходов. Неравенство. Внешние эффекты и ¦ ¦ ¦ ¦общественные блага. Роль государства. ¦ ¦ ¦ ¦ Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦ ¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦ ¦ ¦способы его изменения. Национальный доход. ¦ ¦ ¦ ¦Располагаемый личный доход. Индекс цен. ¦ ¦ ¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦ ¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦ ¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦ ¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦ ¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦ ¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные расходы¦ ¦ ¦ ¦и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно- ¦ ¦ ¦ ¦налоговая политика. Деньги и их функции. ¦ ¦ ¦ ¦Равновесие на денежном рынке. Денежный ¦ ¦ ¦ ¦мультипликатор. Банковская система. Денежно- ¦ ¦ ¦ ¦кредитная политика. Экономический рост и ¦ ¦ ¦ ¦развитие. Международные экономические ¦ ¦ ¦ ¦отношения. Внешняя торговля и торговая ¦ ¦ ¦ ¦политика. Платежный баланс. Валютный курс. ¦ ¦ ¦ ¦ Особенности перехода экономики России. ¦ ¦ ¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦ ¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок¦ ¦ ¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования в¦ ¦ ¦ ¦<...> ¦ ¦ +--------+-----------------------------------------------+-------+ ¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦до 15% ¦ ¦ ¦ ¦общего ¦ ¦ ¦ ¦объема ¦ ¦ ¦ ¦цикла ¦ +--------+-----------------------------------------------+-------+ ¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦до 15% ¦ ¦ ¦устанавливаемые вузом ¦общего ¦ ¦ ¦ ¦объема ¦ ¦ ¦ ¦цикла ¦ +--------+-----------------------------------------------+-------+ ¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦702 ¦ ¦ ¦дисциплины ¦ ¦ +--------+-----------------------------------------------+-------+ ¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦600 ¦ +--------+-----------------------------------------------+-------+ ¦ЕН.Ф.01 ¦Математика ¦189 ¦ ¦ ¦ Аналитическая геометрия и линейная алгебра; ¦ ¦ ¦ ¦дифференциальное и интегральное исчисления; ¦ ¦ ¦ ¦ряды; дифференциальные уравнения; элементы ¦ ¦ ¦ ¦теории вероятности; математические модели видов¦ ¦ ¦ ¦и процессов в системе социальной работы; ¦ ¦ ¦ ¦математические методы исследования в социальной¦ ¦ ¦ ¦работе ¦ ¦ +--------+-----------------------------------------------+-------+ ¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика ¦114 ¦ ¦ ¦ Понятие информации, общая характеристика ¦ ¦ ¦ ¦процессов сбора, передачи, обработки и ¦ ¦ ¦ ¦накопления информации; технические и ¦ ¦ ¦ ¦программные средства реализации информационных ¦ ¦ ¦ ¦процессов; модели решения функциональных и ¦ ¦ ¦ ¦вычислительных задач; алгоритмизация и ¦ ¦ ¦ ¦программирование; языки программирования ¦ ¦ ¦ ¦высокого уровня; базы данных; программное ¦ ¦ ¦ ¦обеспечение и технологии программирования; ¦ ¦ ¦ ¦локальные и глобальные сети ЭВМ; компьютерный ¦ ¦ ¦ ¦практикум ¦ ¦ +--------+-----------------------------------------------+-------+ ¦ЕН.Ф.03 ¦Концепции современного естествознания ¦189 ¦ ¦ ¦ Естественнонаучная и гуманитарная культуры; ¦ ¦ ¦ ¦научный метод; история естествознания; панорама¦ ¦ ¦ ¦современного естествознания; тенденции ¦ ¦ ¦ ¦развития; корпускулярная и континуальная ¦ ¦ ¦ ¦концепции описания природы; порядок и ¦ ¦ ¦ ¦беспорядок в природе; хаос; структурные уровни ¦ ¦ ¦ ¦организации материи; микро-, макро- и мегамиры;¦ ¦ ¦ ¦пространство, время; принципы относительности; ¦ ¦ ¦ ¦принципы симметрии; законы сохранения; ¦ ¦ ¦ ¦взаимодействие, близкодействие, дальнодействие;¦ ¦ ¦ ¦состояние; принципы суперпозиции, ¦ ¦ ¦ ¦неопределенности, дополнительности; ¦ ¦ ¦ ¦динамические и статистические закономерности в ¦ ¦ ¦ ¦природе; законы сохранения энергии в ¦ ¦ ¦ ¦макроскопических процессах; принцип возрастания¦ ¦ ¦ ¦энтропии; химические процессы, реакционная ¦ ¦ ¦ ¦способность веществ; внутреннее строение и ¦ ¦ ¦ ¦история геологического развития Земли; ¦ ¦ ¦ ¦современные концепции развития геосферных ¦ ¦ ¦ ¦оболочек; литосфера как абиотическая основа ¦ ¦ ¦ ¦жизни; экологические функции литосферы: ¦ ¦ ¦ ¦ресурсная, геодинамическая, геофизико- ¦ ¦ ¦ ¦геохимическая; географическая оболочка Земли; ¦ ¦ ¦ ¦особенности биологического уровня организации ¦ ¦ ¦ ¦материи; принципы эволюции, воспроизводства и ¦ ¦ ¦ ¦развития живых систем; многообразие живых ¦ ¦ ¦ ¦организмов - основа организации и устойчивости ¦ ¦ ¦ ¦биосферы; генетика и эволюция; человек: ¦ ¦ ¦ ¦физиология, здоровье, эмоции, творчество, ¦ ¦ ¦ ¦работоспособность; биоэтика, человек, биосфера ¦ ¦ ¦ ¦и космические циклы: ноосфера, необратимость ¦ ¦ ¦ ¦времени, самоорганизация в живой и неживой ¦ ¦ ¦ ¦природе; принципы универсального эволюционизма;¦ ¦ ¦ ¦пути к единой культуре ¦ ¦ +--------+-----------------------------------------------+-------+ ¦ЕН.Ф.04 ¦Информационные технологии в социальной ¦108 ¦ ¦ ¦сфере <*> ¦ ¦ ¦ ¦ Использование информационных технологий для ¦ ¦ ¦ ¦разработки стратегии и приоритетных направлений¦ ¦ ¦ ¦социальной политики. Интегрированные ¦ ¦ ¦ ¦информационные системы. Использование для ¦ ¦ ¦ ¦решения задач отрасли. ¦ ¦ ¦ ¦ Корпоративная отраслевая информационная ¦ ¦ ¦ ¦вычислительная система. Автоматизация процессов¦ ¦ ¦ ¦принятия решений, повышение качества управления¦ ¦ ¦ ¦на основе оперативного анализа информации. ¦ ¦ ¦ ¦ Распределение базы данных. Пример ¦ ¦ ¦ ¦использования при решении задачи ¦ ¦ ¦ ¦государственного пенсионного обеспечения. ¦ ¦ ¦ ¦ Компьютерные технологии разработки ¦ ¦ ¦ ¦долгосрочных прогнозов социальных процессов. ¦ ¦ ¦ ¦ Автоматизация управленческой деятельности ¦ ¦ ¦ ¦учреждений сферы труда, занятости и социальной ¦ ¦ ¦ ¦защиты населения. ¦ ¦ ¦ ¦ Компьютерные технологии дистанционно-заочной ¦ ¦ ¦ ¦подготовки персонала отрасли ¦ ¦ +--------+-----------------------------------------------+-------+ ¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦до 10% ¦ ¦ ¦ ¦общего ¦ ¦ ¦ ¦объема ¦ ¦ ¦ ¦цикла ¦ +--------+-----------------------------------------------+-------+ ¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦до 10% ¦ ¦ ¦устанавливаемые вузом ¦общего ¦ ¦ ¦ ¦объема ¦ ¦ ¦ ¦цикла ¦ +--------+-----------------------------------------------+-------+ ¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦4013 ¦ +--------+-----------------------------------------------+-------+ ¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦3213 ¦ +--------+-----------------------------------------------+-------+ ¦ОПД.Ф.01¦Антропология ¦108 ¦ ¦ ¦ Понятие антропологии. Ее место в системе наук ¦ ¦ ¦ ¦и практике. ¦ ¦ ¦ ¦ Антропогенез: природно-социальная природа и ¦ ¦ ¦ ¦эволюция человека. Человек - личность - ¦ ¦ ¦ ¦индивидуальность. ¦ ¦ ¦ ¦ Основные потребности, интересы и ценности ¦ ¦ ¦ ¦человека. Его психофизические возможности и ¦ ¦ ¦ ¦связь с социальной активностью. ¦ ¦ ¦ ¦ Проблемы девиантности развития человека. ¦ ¦ ¦ ¦ Антропологические основания социальной работы ¦ ¦ +--------+-----------------------------------------------+-------+ ¦ОПД.Ф.02¦Основы социальной медицины ¦216 ¦ ¦ ¦ Социальная медицина: основные понятия и ¦ ¦ ¦ ¦категории, междисциплинарный характер ¦ ¦ ¦ ¦социальной медицины. Взаимосвязь и ¦ ¦ ¦ ¦взаимовлияние социальной и клинической ¦ ¦ ¦ ¦медицины. ¦ ¦ ¦ ¦ Показатели здоровья, индивидуальное и ¦ ¦ ¦ ¦общественное здоровье. Генетическая и ¦ ¦ ¦ ¦социальная обусловленности здоровья. Образ ¦ ¦ ¦ ¦жизни и здоровье, здоровый образ жизни. Факторы¦ ¦ ¦ ¦риска заболеваний. ¦ ¦ ¦ ¦ Санитарно-эпидемиологическое благополучие ¦ ¦ ¦ ¦населения. Санитарное законодательство. ¦ ¦ ¦ ¦ Классификация болезней, структура ¦ ¦ ¦ ¦заболеваемости населения, основные инфекционные¦ ¦ ¦ ¦заболевания. Инфекционные болезни. ¦ ¦ ¦ ¦ Общие принципы и социальные факторы ¦ ¦ ¦ ¦профилактики, диагностики и лечения болезней. ¦ ¦ ¦ ¦ Социально-медицинская этика. ¦ ¦ ¦ ¦ Умение и навыки неотложной медицинской помощи.¦ ¦ ¦ ¦ Социально-медицинская просветительская ¦ ¦ ¦ ¦деятельность. ¦ ¦ ¦ ¦ Основы законодательства Российской Федерации ¦ ¦ ¦ ¦об охране здоровья гражданина; стратегия ¦ ¦ ¦ ¦Всемирной организации здравоохранения в охране ¦ ¦ ¦ ¦здоровья населения. ¦ ¦ ¦ ¦ Социально-медицинские проблемы организации ¦ ¦ ¦ ¦социальной работы ¦ ¦ +--------+-----------------------------------------------+-------+ ¦ОПД.Ф.03¦Психология ¦ ¦ ¦ ¦ Предмет, объект и методы психологии. Место ¦ ¦ ¦ ¦психологии в системе наук. История развития ¦ ¦ ¦ ¦психологического знания и основные направления ¦ ¦ ¦ ¦в психологии. Индивид, личность, субъект, ¦ ¦ ¦ ¦индивидуальность. ¦ ¦ ¦ ¦ Психика и организм. Психика, поведение и ¦ ¦ ¦ ¦деятельность. Основные функции психики. ¦ ¦ ¦ ¦ Развитие психики в процессе онтогенеза и ¦ ¦ ¦ ¦филогенеза. ¦ ¦ ¦ ¦ Мозг и психика. ¦ ¦ ¦ ¦ Структура психики. Соотношение сознания и ¦ ¦ ¦ ¦бессознательного. Основные психические ¦ ¦ ¦ ¦процессы. Структура сознания. ¦ ¦ ¦ ¦ Познавательные процессы. Мышление и интеллект.¦ ¦ ¦ ¦Творчество. Внимание. Мнемические процессы. ¦ ¦ ¦ ¦ Эмоции и чувства. ¦ ¦ ¦ ¦ Психическая регуляция поведения и ¦ ¦ ¦ ¦деятельности. ¦ ¦ ¦ ¦ Общение и речь. ¦ ¦ ¦ ¦ Психология личности. ¦ ¦ ¦ ¦ Межличностные отношения. ¦ ¦ ¦ ¦ Психология малых групп. ¦ ¦ ¦ ¦ Межгрупповые отношения и взаимодействия. ¦ ¦ ¦ ¦ Психологические основы социальной работы ¦ ¦ +--------+-----------------------------------------------+-------+ ¦ОПД.Ф.04¦Педагогика ¦270 ¦ ¦ ¦ Объект, предмет, задачи, функции, методы ¦ ¦ ¦ ¦педагогики. Основные категории педагогики: ¦ ¦ ¦ ¦образование, воспитание, обучение, ¦ ¦ ¦ ¦педагогическая деятельность, педагогическое ¦ ¦ ¦ ¦взаимодействие, педагогическая технология, ¦ ¦ ¦ ¦педагогическая задача. ¦ ¦ ¦ ¦ Образование как общечеловеческая ценность. ¦ ¦ ¦ ¦Образование как социокультурный феномен и ¦ ¦ ¦ ¦педагогический процесс. Образовательная система¦ ¦ ¦ ¦России. Цели. Содержание, структура ¦ ¦ ¦ ¦непрерывного образования, единство образования ¦ ¦ ¦ ¦и самообразования. ¦ ¦ ¦ ¦ Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦ ¦ ¦воспитательная и развивающая функции обучения. ¦ ¦ ¦ ¦ Воспитание в педагогическом процессе. ¦ ¦ ¦ ¦ Общие формы организации учебной деятельности. ¦ ¦ ¦ ¦Урок, лекция, семинарские, практические и ¦ ¦ ¦ ¦лабораторные занятия, консультация. ¦ ¦ ¦ ¦ Методы, приемы, средства организации и ¦ ¦ ¦ ¦управления педагогическим процессом. ¦ ¦ ¦ ¦ Семья как субъект педагогического ¦ ¦ ¦ ¦взаимодействия и социокультурная среда ¦ ¦ ¦ ¦воспитания и развития личности. ¦ ¦ ¦ ¦ Управление образовательными системами. ¦ ¦ ¦ ¦ Педагогические основы социальной работы ¦ ¦ +--------+-----------------------------------------------+-------+ ¦ОПД.Ф.05¦Социология ¦ ¦ ¦ ¦ Предыстория и социально-философские ¦ ¦ ¦ ¦предпосылки социологии как науки. ¦ ¦ ¦ ¦Социологический проект О. Конта. Классические ¦ ¦ ¦ ¦социологические теории. Современные ¦ ¦ ¦ ¦социологические теории. Русская социологическая¦ ¦ ¦ ¦мысль. ¦ ¦ ¦ ¦ Общество и социальные институты. Мировая ¦ ¦ ¦ ¦система и процессы глобализации. ¦ ¦ ¦ ¦ Социальные группы и общности. Виды общностей. ¦ ¦ ¦ ¦Общность и личность. Малые группы и коллективы.¦ ¦ ¦ ¦Социальная организация. ¦ ¦ ¦ ¦ Социальные движения. ¦ ¦ ¦ ¦ Социальное неравенство, стратификация и ¦ ¦ ¦ ¦социальная мобильность. Понятие социального ¦ ¦ ¦ ¦статуса. ¦ ¦ ¦ ¦ Социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦ ¦ ¦отношения. Общественное мнение как институт ¦ ¦ ¦ ¦гражданского общества. ¦ ¦ ¦ ¦ Культура как фактор социальных изменений. ¦ ¦ ¦ ¦Взаимодействие экономики, социальных отношений ¦ ¦ ¦ ¦и культуры. ¦ ¦ ¦ ¦ Личность как социальный тип. Социальный ¦ ¦ ¦ ¦контроль и девиация. Личность как деятельный ¦ ¦ ¦ ¦субъект. ¦ ¦ ¦ ¦ Социальные изменения. Социальные революции и ¦ ¦ ¦ ¦реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦ ¦ ¦Формирование мировой системы. Место России в ¦ ¦ ¦ ¦мировом сообществе. ¦ ¦ ¦ ¦ Методы социологического исследования. ¦ ¦ ¦ ¦ Социологические проблемы социальной работы ¦ ¦ +--------+-----------------------------------------------+-------+ ¦ОПД.Ф.06¦Социальная экология ¦108 ¦ ¦ ¦ Возникновение и развитие экологии. Основные ¦ ¦ ¦ ¦категории экологии. Экология и современные ¦ ¦ ¦ ¦экологические проблемы. Связь экологической ¦ ¦ ¦ ¦проблемы с другими глобальными проблемами. ¦ ¦ ¦ ¦ Окружающая среда. Понятие и элементы ¦ ¦ ¦ ¦окружающей среды. Качество жизни и качество ¦ ¦ ¦ ¦окружающей среды. Охрана окружающей среды и ¦ ¦ ¦ ¦вопросы теории. Экологический кризис и ¦ ¦ ¦ ¦возможности его решения. Понятие и причины ¦ ¦ ¦ ¦экологического кризиса. ¦ ¦ ¦ ¦ Формирование экологической культуры: ¦ ¦ ¦ ¦экологическая этика. Культура как совокупность ¦ ¦ ¦ ¦материальных и духовных ценностей. Важнейшие ¦ ¦ ¦ ¦принципы экокультуры. Становление экологической¦ ¦ ¦ ¦этики. ¦ ¦ ¦ ¦ Экология и здоровье. Экологические аспекты ¦ ¦ ¦ ¦здоровья. Проблемы социопатий. Экология ¦ ¦ ¦ ¦социопатий. ¦ ¦ ¦ ¦ Принципы экологической безопасности. ¦ ¦ ¦ ¦Экологическое развитие России. Стратегия ¦ ¦ ¦ ¦существования и развития цивилизации. ¦ ¦ ¦ ¦ Экологические проблемы социальной работы ¦ ¦ +--------+-----------------------------------------------+-------+ ¦ОПД.Ф.07¦Социальная политика ¦135 ¦ ¦ ¦ Сущность, основные принципы и основные ¦ ¦ ¦ ¦категории социальной политики. ¦ ¦ ¦ ¦ Субъекты социальной политики (государство, ¦ ¦ ¦ ¦партии, общественные движения, объединения). ¦ ¦ ¦ ¦Социальная политика в системе общественных ¦ ¦ ¦ ¦отношений. Социальная политика и социальная ¦ ¦ ¦ ¦безопасность. Демографические и этнографические¦ ¦ ¦ ¦аспекты социальной политики. ¦ ¦ ¦ ¦ Основные парадигмы и приоритеты социальной ¦ ¦ ¦ ¦политики в России и за рубежом. ¦ ¦ ¦ ¦ Правовое обеспечение социальной политики. ¦ ¦ ¦ ¦ Социальная политика и принципы социальной ¦ ¦ ¦ ¦защиты. ¦ ¦ ¦ ¦ Социальное страхование. Пенсионное ¦ ¦ ¦ ¦обеспечение. Жилищная политика. Трудовые ¦ ¦ ¦ ¦отношения. Охрана здоровья ¦ ¦ +--------+-----------------------------------------------+-------+ ¦ОПД.Ф.08¦История социальной работы ¦135 ¦ ¦ ¦ Этапы, формы и модели становления и проблемы ¦ ¦ ¦ ¦периодизации истории социальной работы в России¦ ¦ ¦ ¦и за рубежом как общественного института в ¦ ¦ ¦ ¦разные периоды развития человечества. ¦ ¦ ¦ ¦ Социальная работа как феномен современного ¦ ¦ ¦ ¦мира, основные современные концепции и модели ¦ ¦ ¦ ¦социальной работы. ¦ ¦ ¦ ¦ Международно-правовые нормы и принципы ¦ ¦ ¦ ¦социальной работы. ¦ ¦ ¦ ¦ Основные тенденции и проблемы развития ¦ ¦ ¦ ¦социальной работы за рубежом и в России. ¦ ¦ ¦ ¦ Международный опыт социальной работы ¦ ¦ +--------+-----------------------------------------------+-------+ ¦ОПД.Ф.09¦Теория социальной работы ¦270 ¦ ¦ ¦ Объект, предмет и категории теории социальной ¦ ¦ ¦ ¦работы, ее интегративно-комплексный характер. ¦ ¦ ¦ ¦ Теоретические парадигмы социальной работы. ¦ ¦ ¦ ¦Проблемы научной идентификации социальной ¦ ¦ ¦ ¦работы. ¦ ¦ ¦ ¦ Объекты и субъекты социальной работы. ¦ ¦ ¦ ¦ Принципы и закономерности социальной работы. ¦ ¦ ¦ ¦ Направления, уровни, формы и методы социальной¦ ¦ ¦ ¦работы. Проблемы эффективности в социальной ¦ ¦ ¦ ¦работе. ¦ ¦ ¦ ¦ Проблемы и ориентиры развития теории ¦ ¦ ¦ ¦социальной работы в XXI в. ¦ ¦ +--------+-----------------------------------------------+-------+ ¦ОПД.Ф.10¦Технология социальной работы ¦297 ¦ ¦ ¦ Сущность, принципы и основные понятия ¦ ¦ ¦ ¦технологии социальной работы. Проблемы ¦ ¦ ¦ ¦технологизации процессов социальной работы. ¦ ¦ ¦ ¦ Основные виды, формы и методы технологии ¦ ¦ ¦ ¦социальной работы в различных сферах ¦ ¦ ¦ ¦жизнедеятельности человека и с различными ¦ ¦ ¦ ¦группами людей. ¦ ¦ ¦ ¦ Особенности реализации социальной диагностики,¦ ¦ ¦ ¦профилактики, социальной адаптации, социальной ¦ ¦ ¦ ¦терапии и социальной реабилитации. ¦ ¦ ¦ ¦ Технология социальной экспертизы и ¦ ¦ ¦ ¦моделирования. ¦ ¦ ¦ ¦ Проблемы новаторства в технологии социальной ¦ ¦ ¦ ¦работы: закономерности, механизм, процедура, ¦ ¦ ¦ ¦методы. ¦ ¦ ¦ ¦ Проблемы научной организации труда в ¦ ¦ ¦ ¦социальной работе. ¦ ¦ ¦ ¦ Опыт технологической деятельности в системе ¦ ¦ ¦ ¦социальной работы в России и за рубежом ¦ ¦ +--------+-----------------------------------------------+-------+ ¦ОПД.Ф.11¦Профессионально-этические основы социальной ¦108 ¦ ¦ ¦работы ¦ ¦ ¦ ¦ Профессионально значимые ценности социальной ¦ ¦ ¦ ¦работы, их сущность, типология. Место и роль ¦ ¦ ¦ ¦ценностей в социальной работе. ¦ ¦ ¦ ¦ Основные этапы становления и развития ¦ ¦ ¦ ¦ценностных оснований социальной работы в России¦ ¦ ¦ ¦и за рубежом. ¦ ¦ ¦ ¦ Этико-ценностное регулирование деятельности и ¦ ¦ ¦ ¦отношений в системе социальной работы. ¦ ¦ ¦ ¦Особенности этического кодекса социальной ¦ ¦ ¦ ¦работы. ¦ ¦ ¦ ¦ Деонтологические вопросы социальной работы. ¦ ¦ ¦ ¦ Профессионально-этические требования к ¦ ¦ ¦ ¦профессиограмме социального работника ¦ ¦ +--------+-----------------------------------------------+-------+ ¦ОПД.Ф.12¦ Организация, управление и администрирование в ¦162 ¦ ¦ ¦социальной работе ¦ ¦ ¦ ¦ Принципы, структура, функции и методы ¦ ¦ ¦ ¦управления в системе социальной работы на ¦ ¦ ¦ ¦общефедеральном и региональном уровнях. ¦ ¦ ¦ ¦Администрирование в социальных службах. ¦ ¦ ¦ ¦ Особенности менеджмента в организациях, ¦ ¦ ¦ ¦учреждениях и службах системы социальной ¦ ¦ ¦ ¦работы. ¦ ¦ ¦ ¦ Регулирование и контроль в системе социальной ¦ ¦ ¦ ¦работы. Пути повышения эффективности управления¦ ¦ ¦ ¦в организациях, учреждениях и службах ¦ ¦ ¦ ¦социальной работы. ¦ ¦ ¦ ¦ Проблемы управления персоналом в системе ¦ ¦ ¦ ¦социальной работы. ¦ ¦ ¦ ¦ Организация труда в социальных учреждениях. ¦ ¦ ¦ ¦Права социальных работников. Профессиограмма ¦ ¦ ¦ ¦специалистов социальной работы и пути повышения¦ ¦ ¦ ¦их профессиональной компетентности ¦ ¦ +--------+-----------------------------------------------+-------+ ¦ОПД.Ф.13¦Экономические основы социальной работы ¦135 ¦ ¦ ¦ Экономическая политика и благосостояние ¦ ¦ ¦ ¦населения, его структура, дифференциация и ¦ ¦ ¦ ¦динамика. ¦ ¦ ¦ ¦ Социальные гарантии, льготы и выплаты. ¦ ¦ ¦ ¦ Экономические основы деятельности организаций,¦ ¦ ¦ ¦учреждений и служб социального обслуживания. ¦ ¦ ¦ ¦ Нормативно-правовая база экономической ¦ ¦ ¦ ¦деятельности в сфере социальной работы. ¦ ¦ ¦ ¦ Особенности бухгалтерского учета в социальных ¦ ¦ ¦ ¦организациях, учреждениях и службах ¦ ¦ +--------+-----------------------------------------------+-------+ ¦ОПД.Ф.14¦Правовое обеспечение социальной работы ¦162 ¦ ¦ ¦ Международные документы и Российская ¦ ¦ ¦ ¦Конституция о социальных правах и свободах ¦ ¦ ¦ ¦человека и гражданина. ¦ ¦ ¦ ¦ Системы социальных гарантий: структура, виды, ¦ ¦ ¦ ¦субъекты гарантий, механизм реализации. ¦ ¦ ¦ ¦ Ответственность граждан за нарушения ¦ ¦ ¦ ¦социальных прав и свобод. ¦ ¦ ¦ ¦ Государственные гарантии социальной защиты ¦ ¦ ¦ ¦интересов населения. ¦ ¦ ¦ ¦ Основы гражданского права. Основы уголовного ¦ ¦ ¦ ¦права. Основы трудового законодательства. ¦ ¦ ¦ ¦Основы исправительного права. Основы семейного ¦ ¦ ¦ ¦законодательства и ювенального права. ¦ ¦ ¦ ¦ Нормативно-правовые документы, регулирующие ¦ ¦ ¦ ¦государственные принципы и охрану прав ¦ ¦ ¦ ¦населения на социальное обеспечение и ¦ ¦ ¦ ¦обслуживание. ¦ ¦ ¦ ¦ Охрана прав несовершеннолетних, лиц с особыми ¦ ¦ ¦ ¦нуждами, пенсионеров и т.п. Правовые вопросы ¦ ¦ ¦ ¦трудоустройства лиц с ограниченными ¦ ¦ ¦ ¦возможностями; защита интересов клиента в суде ¦ ¦ ¦ ¦и государственных органах ¦ ¦ +--------+-----------------------------------------------+-------+ ¦ОПД.Ф.15¦Прогнозирование, проектирование и моделирование¦135 ¦ ¦ ¦в социальной работе ¦ ¦ ¦ ¦ Социальное прогнозирование как метод научного ¦ ¦ ¦ ¦познания: объект, предмет, его виды. ¦ ¦ ¦ ¦ Функции и принципы прогнозирования в ¦ ¦ ¦ ¦социальной работе, технологические этапы и ¦ ¦ ¦ ¦методы. ¦ ¦ ¦ ¦ Сущность и технология проектирования в ¦ ¦ ¦ ¦социальной работе, нормативная база, ¦ ¦ ¦ ¦информационное обеспечение проектирования ¦ ¦ ¦ ¦деятельности организаций, учреждений и служб в ¦ ¦ ¦ ¦области социальной работы. ¦ ¦ ¦ ¦ Технологические проблемы моделирования в ¦ ¦ ¦ ¦социальной работе; виды, методы, пути и ¦ ¦ ¦ ¦средства апробации ¦ ¦ +--------+-----------------------------------------------+-------+ ¦ОПД.Ф.16¦ Конфликтология в социальной работе ¦135 ¦ ¦ ¦ Понятия, факторы, структура и типология ¦ ¦ ¦ ¦конфликтов в социальной работе. ¦ ¦ ¦ ¦ Конфликты, компромиссы и консенсусы в ¦ ¦ ¦ ¦социальной работе. ¦ ¦ ¦ ¦ Этапы развития конфликта; деструктивный и ¦ ¦ ¦ ¦конструктивный пути развития конфликтов. ¦ ¦ ¦ ¦ Модели управления развития конфликтов в ¦ ¦ ¦ ¦социальной работе. ¦ ¦ ¦ ¦ Методика разрешения конфликтов в процессе ¦ ¦ ¦ ¦социальной работы. ¦ ¦ ¦ ¦ Методы профилактики, предупреждения и ¦ ¦ ¦ ¦минимизации конфликтов в социальной работе ¦ ¦ +--------+-----------------------------------------------+-------+ ¦ОПД.Ф.17¦Методика исследований в социальной работе ¦189 ¦ ¦ ¦ Особенности научно-исследовательского ¦ ¦ ¦ ¦исследования в социальной работе в различных ¦ ¦ ¦ ¦сферах жизнедеятельности и с различными ¦ ¦ ¦ ¦группами населения. ¦ ¦ ¦ ¦ Методы планирования и организации исследований¦ ¦ ¦ ¦в области социальной работы. ¦ ¦ ¦ ¦ Роль эксперимента, подведение итогов, ¦ ¦ ¦ ¦апробация, экспертиза и внедрение результатов ¦ ¦ ¦ ¦исследования в социальной работе. ¦ ¦ ¦ ¦ Основные требования к оформлению итогов ¦ ¦ ¦ ¦исследования, методика подготовки выпускной ¦ ¦ ¦ ¦(квалификационной) работы ¦ ¦ +--------+-----------------------------------------------+-------+ ¦ОПД.Ф.18¦Социальная статистика ¦108 ¦ ¦ ¦ Предмет и задачи социальной статистики. ¦ ¦ ¦ ¦ Современная организация статистики. ¦ ¦ ¦ ¦ Методы и измерения в социальной статистике. ¦ ¦ ¦ ¦ Система показателей социальной статистики. ¦ ¦ ¦ ¦Статистика численности, состава и движения ¦ ¦ ¦ ¦населения. Статистика личности и семьи. ¦ ¦ ¦ ¦Статистика производственных сил, уровня и ¦ ¦ ¦ ¦качества жизни населения, социальных условий и ¦ ¦ ¦ ¦характера труда, доходов населения. ¦ ¦ ¦ ¦ Статистика потребления материальных благ и ¦ ¦ ¦ ¦услуг, национального дохода, социального ¦ ¦ ¦ ¦обеспечения населения, природоохранной ¦ ¦ ¦ ¦деятельности, общественного мнения ¦ ¦ +--------+-----------------------------------------------+-------+ ¦ОПД.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦до 10% ¦ ¦ ¦ ¦общего ¦ ¦ ¦ ¦объема ¦ ¦ ¦ ¦цикла ¦ +--------+-----------------------------------------------+-------+ ¦ОПД.В.00¦Дисциплины индивидуально по выбору студента, ¦до 10% ¦ ¦ ¦устанавливаемые вузом ¦общего ¦ ¦ ¦ ¦объема ¦ ¦ ¦ ¦цикла ¦ +--------+-----------------------------------------------+-------+ ¦СД ¦Специальные дисциплины ¦2305 ¦ +--------+-----------------------------------------------+-------+ ¦СД.01 ¦Семьеведение ¦135 ¦ ¦ ¦ Предмет и функции семьеведения. Понятие ¦ ¦ ¦ ¦семьеведения. Семья и брак. Семья и быт. ¦ ¦ ¦ ¦ Основные типы семьи. ¦ ¦ ¦ ¦ Основные направления и технологии социальной ¦ ¦ ¦ ¦работы с семьей. ¦ ¦ ¦ ¦ Социально-экономические, духовно-культурные, ¦ ¦ ¦ ¦духовные и т.п. основания современной семьи. ¦ ¦ ¦ ¦ Нормативно-правовая база функционирования ¦ ¦ ¦ ¦семьи, социальной защиты семьи, материнства и ¦ ¦ ¦ ¦детства. ¦ ¦ ¦ ¦ Сравнительный анализ развития семьи в России и¦ ¦ ¦ ¦за рубежом ¦ ¦ +--------+-----------------------------------------------+-------+ ¦СД.02 ¦Гендерология и феминология ¦135 ¦ ¦ ¦ Понятие гендерологии, ее объект, предмет, ¦ ¦ ¦ ¦основные методы анализа. ¦ ¦ ¦ ¦ Мужчина и женщина как субъекты общества. ¦ ¦ ¦ ¦Медико-биологическая, психическая, ¦ ¦ ¦ ¦социокультурная характеристика их социализации:¦ ¦ ¦ ¦общее и особенное. ¦ ¦ ¦ ¦ Проблемы культуры пола, стереотипы ¦ ¦ ¦ ¦мускулинности и феминности в обществе. ¦ ¦ ¦ ¦ Гендерные аспекты социальной работы. ¦ ¦ ¦ ¦ Феминология. Женский вопрос и его эволюция. ¦ ¦ ¦ ¦Проблемы женского движения в прошлом и ¦ ¦ ¦ ¦настоящем. ¦ ¦ ¦ ¦ Половозрастные характеристики и социальный ¦ ¦ ¦ ¦статус женщины в обществе. ¦ ¦ ¦ ¦ Сравнительно-исторический анализ положения ¦ ¦ ¦ ¦мужчины и женщины в истории в России и за ¦ ¦ ¦ ¦рубежом ¦ ¦ +--------+-----------------------------------------------+-------+ ¦СД.03 ¦Социальная геронтология ¦117 ¦ ¦ ¦ Понятие и задачи геронтологии. ¦ ¦ ¦ ¦ Медико-биологические, демографические, ¦ ¦ ¦ ¦этнографические, социально-гигиенические ¦ ¦ ¦ ¦вопросы старения человека. ¦ ¦ ¦ ¦ Роль и место пожилых и старых людей в ¦ ¦ ¦ ¦современном обществе. ¦ ¦ ¦ ¦ Сравнительный анализ отношения государства и ¦ ¦ ¦ ¦общества к пожилым и старым людям в России и за¦ ¦ ¦ ¦рубежом. ¦ ¦ ¦ ¦ Проблемы социальной работы с пожилыми и ¦ ¦ ¦ ¦старыми людьми ¦ ¦ +--------+-----------------------------------------------+-------+ ¦СД.04 ¦Проблемы социальной работы с молодежью ¦108 ¦ ¦ ¦ Молодежь как половозрастная группа. Медико- ¦ ¦ ¦ ¦биологическая, психологическая, ¦ ¦ ¦ ¦демографическая, этнографическая и ¦ ¦ ¦ ¦социокультурная характеристика. ¦ ¦ ¦ ¦ Проблемы социализации молодежи в наши дни. ¦ ¦ ¦ ¦ Законодательные основы решения проблем ¦ ¦ ¦ ¦молодежи. ¦ ¦ ¦ ¦ Сравнительная характеристика политики ¦ ¦ ¦ ¦государства и общества в отношении к молодежи в¦ ¦ ¦ ¦России и за рубежом ¦ ¦ +--------+-----------------------------------------------+-------+ ¦СД.05 ¦Занятость населения и ее регулирование ¦117 ¦ ¦ ¦ Занятость как категория и социальное ¦ ¦ ¦ ¦состояние. Рынок труда, занятость и ¦ ¦ ¦ ¦безработица. ¦ ¦ ¦ ¦ Сравнительная характеристика труда и занятости¦ ¦ ¦ ¦за рубежом и в России. ¦ ¦ ¦ ¦ Понятие, виды и динамика безработицы в ¦ ¦ ¦ ¦современном обществе. Правовые проблемы ¦ ¦ ¦ ¦признания и социальной поддержки безработных ¦ ¦ ¦ ¦граждан в России. ¦ ¦ ¦ ¦ Проблемы управления занятостью населения в ¦ ¦ ¦ ¦стране, регионе и районе. ¦ ¦ ¦ ¦ Технология работы в учреждениях и организациях¦ ¦ ¦ ¦службы занятости ¦ ¦ +--------+-----------------------------------------------+-------+ ¦СД.06 ¦Содержание и методика психосоциальной работы в ¦162 ¦ ¦ ¦системе социальной работы <*> ¦ ¦ ¦ ¦ Понятие психосоциальной работы. Ее место и ¦ ¦ ¦ ¦роль в системе социальной работы. Объекты ¦ ¦ ¦ ¦психосоциальной работы. ¦ ¦ ¦ ¦ Нормативно-правовые основы психосоциальной ¦ ¦ ¦ ¦работы в социальных службах. ¦ ¦ ¦ ¦ Психосоциальные технологии (тренинги, семейная¦ ¦ ¦ ¦психотерапия, индивидуальная и групповая ¦ ¦ ¦ ¦психотерапия, игротерапия, социо-, психотерапия¦ ¦ ¦ ¦и т.д.). ¦ ¦ ¦ ¦ Содержание и методика психосоциальной работы в¦ ¦ ¦ ¦организациях и учреждениях социального ¦ ¦ ¦ ¦обслуживания, образования, здравоохранения, ¦ ¦ ¦ ¦армии, правоохранительных органов, с различными¦ ¦ ¦ ¦группами населения ¦ ¦ +--------+-----------------------------------------------+-------+ ¦СД.07 ¦Содержание и методика педагогической ¦162 ¦ ¦ ¦деятельности в системе социальной работы ¦ ¦ ¦ ¦(социальная педагогика) <*> ¦ ¦ ¦ ¦ Место, роль, виды и типы педагогической ¦ ¦ ¦ ¦деятельности в системе социальной работы; ¦ ¦ ¦ ¦педагогические требования к личности и ¦ ¦ ¦ ¦деятельности социального работника. ¦ ¦ ¦ ¦ Формы, направления, принципы и содержание ¦ ¦ ¦ ¦педагогической деятельности в учреждениях ¦ ¦ ¦ ¦социального обслуживания, здравоохранения, ¦ ¦ ¦ ¦образования, армии, правоохранительных органов.¦ ¦ ¦ ¦ Содержание и методика педагогической работы в ¦ ¦ ¦ ¦специальных дошкольных и школьных учреждениях, ¦ ¦ ¦ ¦в центрах помощи семье и детям, учреждениях ¦ ¦ ¦ ¦социальной и трудовой реабилитации по месту ¦ ¦ ¦ ¦жительства, с различными группами населения ¦ ¦ +--------+-----------------------------------------------+-------+ ¦СД.08 ¦Содержание и методика социально-медицинской ¦162 ¦ ¦ ¦работы <*> ¦ ¦ ¦ ¦ Социально-медицинская работа как вид ¦ ¦ ¦ ¦мультидисциплинарной профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦деятельности. Основные понятия, объекты и ¦ ¦ ¦ ¦предмет. ¦ ¦ ¦ ¦ Концепция социально-медицинской работы в ¦ ¦ ¦ ¦Российской Федерации. Базовая модель социально-¦ ¦ ¦ ¦медицинской работы. ¦ ¦ ¦ ¦ Нормативно-правовая база социально-медицинской¦ ¦ ¦ ¦работы. ¦ ¦ ¦ ¦ Содержание и методика технологий социально- ¦ ¦ ¦ ¦медицинской работы в центрах социального ¦ ¦ ¦ ¦обслуживания, организациях и учреждениях ¦ ¦ ¦ ¦образования, здравоохранения, армии, ¦ ¦ ¦ ¦правоохранительных органов, с различными ¦ ¦ ¦ ¦группами населения. ¦ ¦ ¦ ¦ Сравнительный анализ социально-медицинской ¦ ¦ ¦ ¦работы в России и за рубежом ¦ ¦ +--------+-----------------------------------------------+-------+ ¦СД.09 ¦Опыт организационно-административной работы в ¦135 ¦ ¦ ¦системе социальных служб, учреждений и ¦ ¦ ¦ ¦организаций <*> ¦ ¦ ¦ ¦ Нормативно-правовая база организационно- ¦ ¦ ¦ ¦административной работы. ¦ ¦ ¦ ¦ Содержание и методика организационно- ¦ ¦ ¦ ¦административной работы в центрах социального ¦ ¦ ¦ ¦обслуживания, в системе социальной работы, в ¦ ¦ ¦ ¦органах, учреждениях и организациях ¦ ¦ ¦ ¦образования, здравоохранения, армии, ¦ ¦ ¦ ¦правоохранительных органов. ¦ ¦ ¦ ¦ Опыт кадрового обеспечения организационно- ¦ ¦ ¦ ¦административной деятельности в системе ¦ ¦ ¦ ¦социальной работы ¦ ¦ +--------+-----------------------------------------------+-------+ ¦СД.В.00 ¦ Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦до 10% ¦ ¦ ¦устанавливаемые вузом ¦общего ¦ ¦ ¦ ¦объема ¦ ¦ ¦ ¦цикла ¦ +--------+-----------------------------------------------+-------+ ¦ДС ¦Дисциплины специализации ¦937 ¦ +--------+-----------------------------------------------+-------+ ¦ФТД.00 ¦Факультативы ¦450 ¦ +--------+-----------------------------------------------+-------+ ¦ФТД.01 ¦Военная подготовка (гражданская оборона и т.п.)¦450 ¦ +--------+-----------------------------------------------+-------+ ¦ ¦Всего часов теоретического обучения ¦9720 ¦ +--------+-----------------------------------------------+-------+ ¦ ¦Практика <**> ¦1296 ¦ ¦ ¦ ¦(24 ¦ ¦ ¦ ¦недели)¦ +--------+-----------------------------------------------+-------+ ¦ ¦Итого: ¦11016 ¦ ---------+-----------------------------------------------+-------- -------------------------------- <*> Рекомендация УМО вузов России по образованию в области социальной работы. <**> Дополнительно предусматривается 4 недели практики за счет часов дисциплин специализации и 2 недели при изучении дисциплин СД.Ф.06, СД.Ф.07, СД.Ф.08 и СД.Ф.09. |
Образовательный стандарт высшего профессионального образования образовательной... При разработке рабочей учебной программы использованы: государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования... | Образовательный стандарт высшего профессионального образования образовательной... Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования образовательной программы №52 мжд/сп от «14» марта... | ||
Образовательный стандарт высшего профессионального образования Алтгту образовательный стандарт «Строительство уникальных зданий и сооружений» (квалификация (степень) «специалист») | Государственный образовательный стандарт высшего профессионального... Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02. 03. 2000 n 686 | ||
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального... Специальность утверждена распоряжением Министерства образования Российской Федерации от 02. 03. 2000 №686 | Государственный образовательный стандарт высшего профессионального... Специальность утверждена распоряжением Министерства образования Российской Федерации от 02. 03. 2000 №686 | ||
23 декабря 2005 г. Регистрационный №761 тех/сп государственный образовательный... Рабочая программа составлена на основании гос впо направления 030600. 62 – «журналистика» (квалификация бакалавр) | Основная образовательная программа по направлению 040100. 62 – Социальная работа Приложение Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 040100. 62 – Социальная... | ||
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального... Специальность утверждена приказом Министерства образования России №686 от 02. 03. 2000г | Государственный образовательный стандарт высшего профессионального... Специальность 021100 “Юриспруденция” утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации 02. 03. 2000 г. №686 | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины социальная экология Специальность... Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Образовательный стандарт высшего профессионального образования Алтгту образовательный стандарт Государственный образовательный стандарт по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм», утвержденный 27 марта 2000... | ||
Образовательный стандарт высшего профессионального образования Алтгту образовательный стандарт Стандарт дисциплины разработан на основании фгос впо направления подготовки 080500 Бизнес-информатика (квалификация (степень) "бакалавр"),... | Государственный образовательный стандарт высшего профессионального... Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации n 686 от 02. 03. 2000 | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины базы данных в социальной... Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального государственного образовательного стандарта 2-го поколения... | Государственный образовательный стандарт высшего профессионального... Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации n 686 от 02. 03. 2000 |