Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
17 марта 2000 года Номер государственной
регистрации
180эк/сп Вводится
с момента утверждения ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ - 060400 "ФИНАНСЫ И КРЕДИТ" КВАЛИФИКАЦИЯ: ЭКОНОМИСТ 1. Общая характеристика специальности
060400 "Финансы и кредит" 1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации N 686 от 02.03.2000.
1.2. Квалификация выпускника - экономист. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки экономиста при очной форме обучения - 5 лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Экономист по специальности "Финансы и кредит" должен быть подготовлен к профессиональной работе в государственных органах федерального, регионального и муниципального уровня; банках, биржах, финансовых и страховых компаниях, инвестиционных фондах, Министерстве финансов РФ, экономических службах предприятий и организаций всех форм собственности, на должностях, требующих высшего экономического образования, согласно квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденному Постановлением Минтруда России от 21.08.98 N 37.
Специальность "Финансы и кредит" дает комплекс знаний в области: государственных и муниципальных финансов, банковского и страхового дела, денежного обращения, финансового менеджмента, рынка ценных бумаг, налогов и налогообложения. Специальность предполагает изучение: процессов формирования и исполнения бюджетов разных уровней; механизма управления государственным долгом; функционирования внебюджетных фондов; порядка планирования, учета и отчетности на предприятиях, в организациях, учреждениях; организации и управления денежными потоками предприятий, инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов; особенностей организации финансов предприятий и организаций; банковского и страхового дела.
1.4. Возможности продолжения образования выпускника.
Экономист, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности "Финансы и кредит", подготовлен для продолжения образования в аспирантуре. 2. Требования к уровню подготовки абитуриента 2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании. 3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки выпускника по специальности 060400
"Финансы и кредит" 3.1. Основная образовательная программа экономиста по специальности "Финансы и кредит" разрабатывается на основании настоящего Государственного стандарта и включает в себя учебный план, программы дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы экономиста по специальности "Финансы и кредит", к условиям ее реализации и сроки ее освоения определяются настоящим Государственным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа экономиста по специальности "Финансы и кредит" состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин.
3.4. Основная образовательная программа экономиста по специальности "Финансы и кредит" должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
цикл ФТД - факультативы.
3.5. Содержание регионального (вузовского) компонента основной образовательной программы экономиста по специальности "Финансы и кредит" определяется высшим учебным заведением самостоятельно, в случае финансирования его реализации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Содержание регионального (вузовского) компонента основной образовательной программы подготовки экономиста по специальности "Финансы и кредит" должно обеспечить подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим Государственным стандартом. 4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки экономиста
по специальности 060400 "Финансы и кредит"
Индекс
| Наименование дисциплин и их основные разделы
| Всего часов
| 1
| 2
| 3
| ГСЭ
| ОБЩИЕ ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
| 1800
| ГСЭ.Ф.00.
| Федеральный компонент
| 1260
|
ГСЭ.Ф.01.
|
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК Специфика артикуляции звуков, интонации, акцен- туации и ритма нейтральной речи в изучаемом язы- ке; основные особенности полного стиля произно- шения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции; лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера; понятие дифференциации лексики по сферам применения (бы- товая, терминологическая, общенаучная, официаль- ная и другая); понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах; по- нятие об основных способах словообразования; грамматические навыки, обеспечивающие коммуника- цию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные граммати- ческие явления, характерные для профессиональной речи; понятие об обиходно-литературном, офици- ально-деловом, научных стилях, стиле художест- венной литературы; основные особенности научного стиля; культура и традиции стран изучаемого язы- ка, правила речевого этикета; говорение; диало- гическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных ком- муникативных ситуациях неофициального и офи- циального общения; основы публичной речи (устное сообщение, доклад); аудирование; понимание диалогической и монологической речи в сфере бы- товой и профессиональной коммуникации; чтение; виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специаль- ности; письмо; виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография
|
340
| ГСЭ.Ф.02.
| ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Физическая культура в общекультурной и профес- сиональной подготовке студентов; ее социально- биологические основы; физическая культура и спорт как социальные феномены общества; законо- дательство Российской Федерации о физической культуре и спорте; физическая культура личности; основы здорового образа жизни студента; особен- ности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности; общая физи- ческая и специальная подготовка в системе физи- ческого воспитания; спорт; индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений; профессионально-прикладная физическая подготовка студентов; основы методики самостоятельных заня- тий и самоконтроль за состоянием своего орга- низма
| 408
| ГСЭ.Ф.03.
| ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ Сущность, формы, функции исторического знания; методы и источники изучения истории; понятие и классификация исторического источника; оте- чественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное; методология и теория истори- ческой науки; история России - неотъемлемая часть всемирной истории; античное наследие в эпоху Великого переселения народов; проблема этногенеза восточных славян; основные этапы ста- новления государственности; Древняя Русь и ко- чевники; византийско-древнерусские связи; осо- бенности социального строя Древней Руси; этно- культурные и социально-политические процессы становления русской государственности; принятие христианства; распространение ислама; эволюция восточнославянской государственности в XI - ХII вв.; социально-политические изменения в русских землях в XII - XV вв.; Русь и Орда: проблемы взаимовлияния; Россия и средневековые государст- ва Европы и Азии; специфика формирования единого российского государства; возвышение Москвы; формирование сословной системы организации общества; реформы Петра I; век Екатерины; пред- посылки и особенности складывания российского абсолютизма; дискуссии о генезисе самодержавия; особенности и основные этапы экономического раз- вития России; эволюция форм собственности на землю; структура феодального землевладения; кре- постное право в России; мануфактурно-промышлен- ное производство; становление индустриального общества в России: общее и особенное; обществен- ная мысль и особенности общественного движения России XIX века; реформы и реформаторы в России; русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру; роль XX столетия в мировой истории; глобализация общественных процессов; проблемы экономического роста и модернизации; революции и реформы; социальная трансформация общества; столкновение тенденций интернационализма и на- ционализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма; Россия в начале XX века; объективная потребность индустриальной модерни- зации России; российские реформы в контексте общемирового развития в начале века; политиче- ские партии России: генезис, классификация, про- граммы, тактика; Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса; революция 1917 го- да; гражданская война и интервенция, их резуль- таты и последствия; российская эмиграция; социально-экономическое развитие страны в 20-е годы; НЭП; формирование однопартийного по- литического режима; образование СССР; культурная жизнь страны в 20-е годы; внешняя политика; курс на строительство социализма в одной стране и его последствия; социально-экономические преобразо- вания в 30-е годы; усиление режима личной власти Сталина; сопротивление сталинизму; СССР накануне и в начальный период второй мировой войны; Вели- кая Отечественная война; социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, куль- тура, внешняя политика СССР в послевоенные годы; холодная война; попытки осуществления полити- ческих и экономических реформ; НТР и ее влияние на ход общественного развития; СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание кризисных явлений; Советский Союз в 1985 - 1991 гг.; перестройка; попытка государственного переворота в 1991 году и ее провал; распад СССР; Бело- вежские соглашения; октябрьские события 1993 г.; становление новой российской государственности (1993 - 1999 гг.); Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации; культура в современной России; внешнеполитическая деятель- ность в условиях новой геополитической ситуации
|
| ГСЭ.Ф.04.
| КУЛЬТУРОЛОГИЯ Структура и состав современного культурологи- ческого знания; культурология и философия куль- туры, культурная антропология; культурология и история культуры; теоретическая и прикладная культурология; методы культурологических иссле- дований; основные понятия культурологии: культу- ра, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, дина- мика культуры, язык и символы культуры, культур- ные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культур- ная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модерни- зация; типология культур; этническая и нацио- нальная, элитарная и массовая культуры; восточ- ные и западные типы культур; специфические и "серединные" культуры; локальные культуры; место и роль России в мировой культуре; тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе; культура и природа; культура и общест- во; культура и глобальные проблемы современ- ности; культура и личность
|
| ГСЭ.Ф.05.
| ПОЛИТОЛОГИЯ Объект, предмет и метод политической науки; функции политологии; политическая жизнь и власт- ные отношения; роль и место политики в жизни современных обществ; социальные функции полити- ки; история политических учений, российская по- литическая традиция: истоки, социокультурные ос- нования, историческая динамика; современные по- литологические школы; гражданское общество, его особенности; особенности становления гражданско- го общества в России; институциональные аспекты политики; политическая власть; политическая сис- тема; политические режимы, политические партии, электоральные системы; политические отношения и процессы; политические конфликты и способы их разрешения; политические технологии; политичес- кий менеджмент; политическая модернизация; поли- тические организации и движения; политические элиты; политическое лидерство; социокультурные аспекты политики; мировая политика и международ- ные отношения; особенности мирового политическо- го процесса; национально-государственные интере- сы России в новой геополитической ситуации; ме- тодология познания политической реальности; па- радигмы политического знания; политическая ана- литика и прогностика
|
| ГСЭ.Ф.06.
| ПРАВОВЕДЕНИЕ Государство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты. Основные правовые системы современности. Источники рос- сийского права. Закон и подзаконные акты. Систе- ма российского права. Отрасли права. Правонару- шение и юридическая ответственность. Значение законности и правопорядка в современном общест- ве. Правовое государство. Конституция Российской Федерации - основной закон государства. Особен- ности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Экологическое право. Правовые основы защиты государственной тайны. Основы правового регулирования экономической деятельности: поня- тие правового регулирования экономических отношений; государственное регулирование и управление в сфере экономики; административная ответственность; лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности; ответствен- ность за нарушение антимонопольного законода- тельства. Гражданское право: специфические особенности гражданско-правового регулирования; правовое положение субъектов предпринимательской деятельности; организационно-правовые формы юридических лиц; право собственности и его защита; общие положения об обязательствах и договорах; сроки и исковая давность; основные договоры в хозяйственной деятельности; правовое регулирование расчетов; защита нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров. Трудовое право: трудовой договор (контракт), порядок его заключения и основания прекращения; перевод на другую работу; обеспече- ние занятости высвобождаемых работников; дисцип- линарная и материальная ответственность работни- ка; порядок рассмотрения трудовых споров. Зако- нодательство в области финансов, банков и бух- галтерского учета: характеристика финансовых правоотношений; основные институты финансового права; правовые основы финансового контроля; на- логовое регулирование предпринимательской дея- тельности; ответственность за нарушение налого- вого законодательства; правовое регулирование отношений в области банковской деятельности; правовой статус Банка России; понятие кредитной организации; меры, применяемые Банком России в случае нарушения банковского законодательства; правовое регулирование валютных отношений; виды ценных бумаг и их правовой режим, правовое регу- лирование эмиссии и обращения ценных бумаг; юри- дическая ответственность участников рынка ценных бумаг, общая характеристика законодательства в сфере страховой деятельности, страховое право- отношение, договор страхования и его условия, страховые санкции
|
| ГСЭ.Ф.07.
| ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Психология: предмет, объект и методы психологии; место психологии в системе наук; история разви- тия психологического знания и основные направле- ния в психологии; индивид, личность, субъект, индивидуальность; психика и организм; психика, поведение и деятельность; основные функции пси- хики; развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза; психология личности; структура пси- хики; соотношение сознания и бессознательного; основные психические процессы; структура созна- ния; познавательные процессы; ощущение; воспри- ятие; представление; воображение; мышление и интеллект; творчество; внимание; эмоции; психи- ческая регуляция поведения и деятельности; обще- ние и речь; межличностные отношения; психология малых групп; межгрупповые отношения и взаимо- действия. Психология делового общения: личность, психологические типы, архетип, взаимодействие, перцепция, коммуникация, конформизм, нонкон- формизм, референтная группа, атрибуция, иденти- фикация, эмпатия, рефлексия, стереотипы, вер- бальная и невербальная коммуникация, конфликт, этические нормы общения; национально-психологи- ческие типы; универсальные этические и психоло- гические нормы и принципы; психология и общест- во; психология и труд; экономическая, правовая психология; модели политической психологии: фе- деральный и региональный аспект; психология гло- бальных проблем современности; психология и личность: телесная психология и психология пов- седневности, профессиональная психология, психо- логия и культура ноосферного мышления; деловые переговоры: характер их, определение целей, ор- ганизация, методы и навыки ведения деловых пере- говоров; способы оценки достигнутых в процессе переговоров соглашений. Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики; ос- новные категории педагогики: образование, воспи- тание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача; образование как общечеловеческая ценность; образование как социокультурный феномен и педагогический про- цесс; образовательная система России; цели, со- держание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования; педаго- гический процесс; образовательная, воспитатель- ная и развивающая функции обучения; воспитание в педагогическом процессе; общие формы организа- ции учебной деятельности; урок, лекция, семи- нарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факульта- тивные занятия, консультация; методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом; семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспита- ния и развития личности; управление образова- тельными системами
|
| |