Скачать 428.64 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Благовещенский государственный педагогический университет Кафедра философии, политологии и культурологии Реферат на тему: «ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА В УЧЕНИЯХ ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ». Выполнил Смолин Евгений Андреевич, аспирант кафедры Всемирной истории Благовещенского государственного педагогического института ___________________ Проверил профессор кафедры философии, политологии и культурологии БГПУ, доктор филос. наук зав. кафедрой философии, политологии и культурологии БГПУ А.С. Чупров ____________________ Благовещенск 2012. ПЛАН: ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3 1. УЧЕНИЕ ПЛАТОНА О ГОСУДАРСТВЕ………………………………6 2. УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ О ГОСУДАРСТВЕ…………………………15 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………....21 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...…22 ВВЕДЕНИЕВ политико-правовых учениях Древней Греции и всей античной цивилизации, коренятся истоки европейского понимания права, политики государства. Следует учитывать, что историко-научная реконструкция учений прошлого оказалась возможной не ранее XIX столетия. Применительно к Древней Греции нельзя не указать и на трудности реконструкции изучаемых идей, которые нередко объясняются ее более чем скромной эмпирической базой. В целом ряде случаев воспроизводить эти идеи приходится лишь по дошедшим до нас фрагментам произведений мыслителей, свидетельствам современников и др. Исключения составляют труды Платона и Аристотеля. Особенности становления и последующего развития политико-правовой мысли в Древней Греции обусловлены прежде всего уникальностью полиса как формы политического общения. Слово «полис» (от греч. polis) переводится как государство, точнее, им обозначают город-государство, состоящее из города и прилегающей к нему территории; производна от полиса «политика» (от греч. politike) – государственные дела, искусство управления государством. Однако полис – это не государство в его новоевропейском и современном понимании. Во-первых, следует подчеркнуть общинный, замкнутый характер полиса, стремящегося к автаркии, самоизоляции в экономическом, социальном отношениях. Автаркия выступала экономической основой свободы – отдельного человека как гражданина и полиса в целом как политически независимого (например, в концепции идеального государства Аристотеля) государства1. Во-вторых, полис – это не просто автаркическая община, а гражданская община, т.е. коллектив свободных граждан. Из идентичности полиса и гражданского коллектива исходили все политико-правовые учения Древней Греции. В них отражается теснейшая, буквально физически ощущаемая гражданином полиса его связь с полисом (государством) как единым целым. Политика является для гражданина полиса естественным проявлением его общественной жизнедеятельности, политическая жизнь – «это развитие его собственного существования»2. Противопоставление гражданина полису было неприемлемым для гражданского коллектива и сурово каралось (подтверждение тому – судьба афинского мудреца Сократа). Хотя сказанное относится прежде всего к афинской классической демократии, но и во времена ее кризиса и начавшегося упадка полисной организации полис оставался для древнегреческих мыслителей, включая и Аристотеля, высшей ценностью. Возникнув в условиях деления людей на свободных и рабов, античная политико-правовая мысль оформилась и развивалась как идеология свободных. Свобода – фундаментальная ценность, главная цель усилий и основной предмет забот всей древнегреческой политической теории и практики. В центре внимания древнегреческой мысли оказалась проблематика, связанная с исследованием закономерностей происхождения и функционирования политико-правовых явлений.3 Отход от мифологических представлении, формирование рационально-логических, философских, а затем и научных (в зачаточной форме) способов подхода к окружающему миру поставили обсуждение и рассмотрение названной темы на теоретическую почву. Первоначальные мифологические представления (Гомер и Гесиод) постепенно уступают место формирующемуся философскому подходу («мудрецы», Пифагор, Гераклит, Демокрит), рационалистическим интерпретациям (софисты), логико-понятийному анализу (Сократ, Платон) и, наконец, зачаточным формам эмпирико-научного (Аристотель) и историко-политического (Полибий) исследования государства и права. Пройдя школу Платона, критически переосмыслив ее, Аристотель обобщил, систематизировал и существенно расширил все известные тогда сведения в области философии, логики, астрономии, истории, политики, психологии, естествознания. Его сочинения оказали неоценимое влияние на развитие. И по сей день многие мысли Платона и Аристотеля не потеряли свою актуальность. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Предметом исследования являются политические взгляды Платона и Аристотеля. Цель работы – анализ трудов Аристотеля и Платона о государстве. Задачи:
ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ В работе «Античная философия» выдающегося отечественного историка философии Асмуса В. Ф. подробно рассматривается развитие античной философии от периода становления (милетская и пифагорейская школы) к взлету высокой классики (Сократ, Платон, Аристотель) и далее к учениям эпохи эллинизма (стоицизм, скептицизм, эпикуреизм). Фундаментальный учебник «История философии» Под редакцией В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В. Бугая по всеобщей истории философии написан известными специалистами на основе последних достижений мировой историко-философской науки. Книга создана сотрудниками кафедры истории зарубежной философии при участии преподавателей двух других кафедр философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. В ней представлена вся история восточной, западноевропейской и российской философии — от ее истоков до наших дней. Профессионализм авторов сочетается с доступностью изложения. В учебном пособии «Основные этапы философии», написанном кандидатом философских наук, профессором кафедры философии ДальГАУ А.А.Дзевенисом характеризуется история мировой и отечественной философской мысли с VII-V вв. до н.э. по настоящее время. В темах 1-5 рассматривается процесс развития философии соответственно пяти этапам философских эпох - Древний мир, Средние века, Возрождение, Новое время, XIX - XXI века. Шестая, тема связана с анализом русской (российской) философии. Содержание и структура пособия соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта. В учебном пособии Звиревича В.Т. «Философия древнего мира и средних веков» представлены в основном наиболее значительные философские учения древности и средневековья. Оно написано преимущественно на материале первоисточников с учетом новой научной литературы. Взгляды философов передаются близко к их сочинениям. Целосное и обобщенное изложение философских учений сочетается с достаточной детализацией их содержания. В книге Федоровой М.М. «Классическая политическая философия» рассматриваются основные этапы эволюции политической мысли от Античности до XIX в. Автор выявляет понятия и категории наиболее крупных политических систем, описанных такими мыслителями, как Аристотель, Фома Аквинский, Н. Макиавелли, Ж.Ж. Руссо, И. Кант. Особое внимание уделено анализу проблем соотношения человека и государства. В учебном пособии Чанышева А. Н. широко освещено возникновение и развитие философии в Древнем Китае (конфуцианство, даосизм, легизм), Древней Индии (упанишады, буддизм, джайнизм, чарвака, санкхья), в Древней Греции (от Гомера до Аристотеля включительно). В третьем томе «Сочинений Платона» под редакцией А.Ф.Лосева И В.Ф.Асмуса входят главным образом произведения позднейшего периода его творчества. Диалог «Политик», в котором разрабатывается тема идеального правителя, непосредственно примыкает по своему методу к диалогу «Софист». Обширные по объему «Законы» продолжают тему социальной утопии, блистательно развитую в «Государстве». IV том «Сочинений Аристотеля» ориентирован на познание всеобщего мирового строя вещей, на осмысление общественных отношений и назначения гражданина полиса на уразумение нравственных и правовых норм и основанной на них общественной (государственной) жизни, на воспитание граждан полиса и регулирование их взаимоотношений и поведения, на достижение этического идеала. 1. УЧЕНИЕ ПЛАТОНА О ГОСУДАРСТВЕ Великий философ Платон жил в Древней Греции, то есть там и тогда, когда занятие философией считалось делом уважаемым и даже почетным. Пожалуй нигде, эта своеобразная каста людей не занимала такого положения в обществе, нигде и никогда к ним так не прислушивались, как в Древней Греции. Сам Платон, в своем самом известном сочинении «Государство» выделяет философов в особую группу, на которую практически не распространяются законы, по которым живет остальное общество. Философия – удел избранных: «толпе не присуще быть философом», говорит он.4 Что же такое «Государство»? Подобно многим другим своим сочинениям, Платон строит его форме диалога философов, которые ведут неторопливый, обстоятельный разговор о сути государства, о роли конкретного человека и тех путях. Которые могут привести их к совершенству. Так и представляется живописная группа в белоснежных хитонах, которая попивая вино заедая его виноградом, беседую на террасе какого-нибудь дома, стоящего на самом берегу Эгейского моря.5 Платон был неисправимый мечтатель. Всю жизнь он стремился не только созерцать возвышенные идеи в стенах Академии, но отважно пускался в путь, часто с опасностью для жизни, чтобы претворить свои идеи в образец справедливого, просвещенного государства. Однако практические усилия Платона так и остались бесплодными мечтаниями.6 129 Платон был настоящим теоретиком и создателем философских идей, как это понимали именно греки. Их «теория» означает не отвлеченное созерцание, а «видение». Слово же «идея» есть предмет видения. И если герои Гомера «мыслят глазами», так как древний поэт не разделяет процессы умственной или психической и физиологической деятельности, то классический грек Платон все еще сохраняет непосредственность и свежесть поэтического мышления древних, занятый как бы умственным созерцанием или делая объектом ученого рассуждения не абстрактную, а «видимую» им предметность, то есть идею.7 Платон, с юности тонко чувствующий поэзию, неизбежно должен был обратиться к мифу. И миф этот не столько был у него беспредметной сказкой и воспоминанием о прошлом, сколько устремлением в будущее, ибо он был рожден вдохновенным воображением и раздумьем о судьбе человека и общества.8 Идеал философа и мудреца тоже оказался в области мечты, так как суровая действительность жестоко расправилась с тем живым Сократом, который учил афинян не казаться добрыми и справедливыми, а быть таковыми на деле.9 Однако идеал справедливости и добра в человеческой жизни, оказавшись в области платоновских мечтаний, уходит от философа все дальше и дальше. Встает вопрос: а может быть, Платон отчаялся найти этот идеал в той действительности, которую собираются построить его герои? Если это так, то вполне закономерна попытка найти воплощение высшей справедливости и конечного торжества добра пусть хотя бы в мире потустороннем или на другой земле, не нашей, а занебесной.10 Вселенная, по мнению Платона, была создана мудрым строителем, мастером-демиургом (греч. deirrioyrgos – ремесленник) по его собственному подобию. Он, как мудрый и добрый отец, придумал все части космоса, придал ему сферическую, круглую форму и наделил его таким совершенством, что он, будучи живым, вместе с тем не нуждался ни в глазах, ни в слухе, ни в органах пищеварения, ни в ногах и руках. Он вращался сам в себе, созерцая самого себя и довольствуясь познанием самого себя.11 Космос всегда молод и вечен, ибо он не знает бега времени, а значит, и старости. Таким в полноте блаженства создал великий мастер свое идеальное детище. И люди были задуманы демиургом по подобию живого космоса. Однако у мастера-демиурга осталось в сосуде лишь немного прежней смеси, из которой он создавал космос, и от нового перемешивания она утеряла свою чистоту, поэтому те, кто населил Вселенную, оказались смертными, а значит, подверженными как добру, так и злу, как возвышенным чувствам, так и тягчайшим порокам12. Платон высоко оценивает заложенные в человечестве силы, но его мечта – чтобы они творили благо и красоту, проявляя хотя бы частицу своего бессмертного начала. Пока же вокруг себя Платон видел слишком много несправедливостей и преступлений общественных и частных. Он готов помочь человеку избавиться от своего несовершенства, но, как мы уже знаем, его готовность остается в пределах утопии и мифа.13 В своем огромном сочинении «Государство» Платон строит модель вот такого исправленного и улучшенного человеческого общества. Политическая жизнь и ее осмысление всегда были в центре платоновской философии. От «Апологии» до «Законов» проблемы обустройства полиса, города-государства, стоят у Платона на переднем плане. И не случайно, что два самых больших платоновских сочинения, диалоги «Государство» и «Законы», посвящены этим проблемам. При этом и другие диалоги почти всегда насыщены политической мыслью. Даже в произведениях, посвященных самым отвлеченным темам, Платон не упускает из вида полис и его обустройство. И платоновское учение о бытии, и его учение о познании вырабатывались для ответа на самый жгучий вопрос платоновского времени: каким должен быть истинный полис. Политическая философия Платона сложна для анализа прежде всего тем, что в ее рамках разрабатываются те проблемы, которые затем в философии займут свое особое место. Если мы возьмем «Государство», то найдем в нем и этику, и гносеологию, и эпистемологию, и психологию, и онтологию, и эстетику, наконец, эсхатологию. Все это сплавлено Платоном в единое целое, вне которого части существовать не могут. Для Платона и поведение отдельного человека, его идеалы, его познание, его психологические свойства могут быть поняты только внутри полиса. В «Государстве» Платон отказывается определить, что такое справедливость для отдельного человека, и переходит к рассмотрению справедливости в полисе. Определение этой последней позволит, по Платону, в конце концов, постигнуть и индивидуальную добродетель справедливости, а, значит, и определить, как нужно жить, чтобы жить хорошо.14 Причину возникновения государства Платон видит в экономико-материалистическом факторе. Отдельный человек не может обеспечить себя необходимыми вещами, поэтому он вынужден объединиться с другими, чтобы удовлетворить свои потребности с помощью коллективного труда. Первыми и важнейшими потребностями Платон считает пищу, жилище, одежду, поэтому первоначальный полис должен состоять из соответствующих ремесленников (пахарь, строитель, портной, сапожник). Поскольку, по Платону, каждый человек от природы предопределен к соответствующей деятельности и не должен заниматься другой, эти ремесленники должны заниматься только своим делом, а для производства средств производства должны появиться новые виды ремесленников (плотник, кузнец). Для обмена продуктами деятельности между различными ремесленниками необходимы рынок, монета, которую Платон определяет как «символ обмена», а также новый вид ремесленников (розничные торговцы, лавочники). Поскольку же один полис также не может обеспечить себя всем необходимым, он вынужден заняться внешней торговлей, обменом с другим полисом. Это влечет как появление еще нескольких специализаций (купцов, кормчих, моряков, кораблестроителей), так и увеличение объемов производства в полнее, увеличение числа ремесленников, работающих не только на внутренний рынок. Наконец, для завершенного полиса требуются еще и чернорабочие, не владеющие никаким искусством, но продающие свою физическую силу. Полис, в котором все это присутствует, удовлетворяет все необходимые потребности своих жителей, жизнь его проста и совершенна и не нуждается ни в справедливости, ни в несправедливости.15 Таково платоновское изображение первоначального полиса, живущего согласно природе и естественным потребностям. Платон называет его «истинным» или «здоровым». Важно отметить, что, создавая типологию правлений, форм государственной жизни, Платон исходит из учения о душе.16 Здесь уже взаимодействие наклонностей души с внешними обстоятельствами ведет к формированию человека и, соответственно, государственного строя.17 Отрицательный тип государства выступает в четырех формах: тимократия, олигархия, демократия и тирания. В сравнении с идеальным государством, каждая из этих форм есть последовательное ухудшение или извращение формы идеальной. В отрицательных формах государства вместо единомыслия налицо раздор, вместо справедливого распределения обязанностей – насилие и насильственное принуждение, вместо стремления правителей и воинов-стражей к высшим целям общежития – стремление к власти ради низких целей, вместо отречения от материальных интересов – алчность.18 Первой во времени из этих отрицательных форм выступила, по Платону, тимократия, т. е. власть, основанная на господстве честолюбцев. Уже с первыми признаками упадка возникает страсть к обогащению и стремление к стяжанию. В тимократии первоначально сохранялись черты совершенного строя: здесь правители пользуются почетом, воины свободны от земледельческих и ремесленных работ и от всех забот материальных, трапезы общие, упражнения в военном искусстве и в гимнастике процветают. Однако со временем охотники до драгоценных металлов начинают втайне собирать и хранить золото и серебро в стенах своих жилищ, и, при участии в этом жен, образ жизни меняется на роскошный. Так начинается Переход от тимократии к олигархии – господству немногих над большинством. Это правление, основывающееся на переписи и на оценке имущества, так что в нем властвуют богатые, а бедные не имеют участия в правлении. В подобном городе «был бы по необходимости не один город, а два: один из людей бедных, другой – из богатых, и оба они, живя в том же самом месте, злоумышляли бы друг против друга». В олигархическом государстве расточители-богачи; подобно трутням в пчелином улье, они превращаются в конце концов в бедняков, но в отличие от пчелиных трутней, лишенных жала, многие из этих двуногих трутней – с жалом: преступники, злодеи, воры, отрезыватели кошельков, святотатцы, мастера всяческих злых дел.19 В олигархическом государстве не выполняется основной закон жизни общества. По Платону, закон этот в том, чтобы каждый член общества «делал свое» и притом «только свое» дело. Напротив, в олигархии, во-первых, часть членов общества занимается каждый самыми различными делами – и земледелием, и ремеслами, и войной. Во-вторых, в олигархии право человека на полную распродажу накопленного им самим имущества приводит к тому, что такой человек превращается в совершенно бесполезного члена общества: не составляя части государства, он в нем лишь бедняк и беспомощный человек.20 Дальнейшее развитие олигархии приводит, по Платону, к последовательному развитию ее в еще худшую форму государственного устройства – в демократию. Это власть и правление большинства, но правление в обществе, в котором противоположность между богатыми и бедными обостряется еще сильнее, чем при олигархии.21 Платон изображает «демократического человека» как беспутного, никчемного, анархиста.22 Самым большим злом является тирания, правление одного испорченного человека.23 Тиран вырастает не из чего более, как из корня, называемого представительством. В первые дни и в первое время он «улыбается и обнимает всех, с кем встречается, не называет себя тираном, обещает многое в частном, а общем, освобождает от долгов, народу и близким к себе раздает земли и притворяется милостивым и кротким в отношении ко всем». Тирану необходимо непрерывно затевать войну, чтобы простой народ чувствовал потребность в вожде. Так как постоянная война возбуждает против тирана ненависть и так гак граждане, способствовавшие его возвышению, будут мужественно осуждать оборот, который приняли события, то тиран, если захочет удержать власть, вынужден будет исподволь уничтожать своих осудителей, «пока не останется у него ни друзей, ни врагов, которых можно было бы ожидать какой-нибудь пользы».24 Исследуя современные ему отрицательные типы государства Платон приходит к выводу, что главная причина испорченности государственного устройства лежит в господстве корыстных интересов, ведущих к распаду единства государства. Такое государство готово разлететься в клочья, «что обычно бывает, когда люди считают своим не одно и то же, но каждый – другое: один тащит в свой дом все, что только может приобрести, не считаясь с остальными (...); жена и дети у каждого свои, а раз так, это вызывает и свои, особые для каждого радости или печали. Напротив, при едином у всех взгляде насчет того, что считать своим, все они ставят перед собой одну и ту же цель и, насколько это возможно, испытывают одинаковые состояния, радостные или печальные».25 Что же такое совершенный полис? Платон отвечает на этот вопрос учением о четырех основополагающих добродетелях, которые должны присутствовать в таком государстве: мудрости, мужестве, благоразумии и справедливости. Мудрость, благодаря которой полис правильно управляется, есть знание или наука о том, что хорошо для всего полиса, для полиса как целого. Носителями мудрости являются старшие стражи, они, несмотря на свою немногочисленность, закладывают основы полисной жизни. Мужество определяется Платоном как сохранение правильного, т. е. соответствующего основным началам законодательства мнения о том, чего должно и чего не должно бояться. Им владеют младшие стражи, или помощники. Благоразумие отличается от двух первых добродетелей тем, что оно распространяется на все группы платоновского полиса и не имеет особого места в какой-то отдельной группе. Оно определяется как согласие и единомыслие между начальствующими и подначальными, когда лучшие, начальники, господствуют над худшими, подначальными. Последней, и самой важной, добродетелью является справедливость, без нее невозможны другие виды добродетели. Справедливость, по Платону, заключается в том, чтобы каждый выполнял свое собственное дело, то дело, к которому каждый определен по своей природе. Напротив, несправедливость есть смешение и беспорядок, когда индивид или группа занимается тем, к чему они не имеют природного дарования. Это и есть платоновская критика демократии, которая как раз предполагает возможность каждого вне зависимости от своей конкретной профессии занимать руководящие места в государстве. Платон, пытавшийся осмыслить взлет и падение афинской демократии V в., увидел ее основной дефект в непрофессионализме, в непонимании того, что управление государством есть искусство и знание, которым могут владеть лишь немногие. Поэтому платоновский идеальный полис не может быть демократическим, это господство знающих, будь то один человек (монархия) или немногие (аристократия).26 «Пока в городах, – говорит Платон, – не будут либо царствовать философы либо искренно и удовлетворительно философствовать нынешние цари и властители, пока государственная сила и философия не совпадут в одно... до тех пор ни для государств, ни даже, полагаю, для человеческого рода нет конца злу».27 Только философ способен вывести людей из мрака пещеры, в которой они могут различать не сами вещи, но лишь их жалкие тени и отблески, и подвести их к подлинному познанию, ибо только философу доступно постижение высшей идеи – идеи блага как «предела», «причины всего правильного и прекрасного», от которой «зависят истина и разумение», поэтому только на идею Блага должен взирать тот, «кто хочет сознательно действовать как в частной, так и в общественной жизни».28 Таким образом, принципом правления у Платона выступает господство политического разума, суверенитет мудрости, т.е. софократия (власть мудрости).29 Но для достижения благоденствия правители должны быть не мнимыми, лишь подобными философам, но философами истинными; под ними Платон разумеет только тех, которые «любят созерцать истину».30 Наилучшее государство представляют высоконравственные люди, обладающие понятием справедливости, а таковыми являются философы. Их государство – это правление наилучших (аристократия). Остальные граждане такого государства в зависимости оттого, какая им досталась душа – мужественная или вожделеющая, – образуют сословие воинов (стражей) и производителей. И опять Платон указывает на связь сословного строя с душой: «Раз государство подразделяется на три сословия, то и в душе каждого отдельного человека можно различить три начала». Члены каждого сословия строго исполняют те социальные функции, к которым они предназначены. Это и будет осуществлением справедливости в государстве (каждому– свое). Она выражается в соотношении частей души: способности рассуждать подобает господствовать; яростное начало должно ей подчиняться и быть ее союзником; вместе они управляют началом вожделеющим. Надо отметить, что Платон подкрепляет учение об «идеальном государстве» ссылками на предание. Он приземляет идеал, находя его подобие (воплощение) в виде древнейших (скорее, баснословных) Афин и еще более мифической Атлантиды. В «Критии» описывается общественное устройство стародавних Афин, данное им богиней Афиной: граждане, занимающиеся ремеслом и землепашеством; сословие воинов и «божественные мужи».31 Платон в предлагаемом им проекте идеального государства на первый план выдвигает нравственный принцип, который только и способен обеспечить подлинное единство такого государства. Правитель-философ, во-первых, должен позаботиться о воспитании своих граждан. А во-вторых, необходимо установить такой порядок, при котором само устройство сообщества и имущественные права его граждан (прежде всего, стражей-воинов) не являются помехами ни для проявления их высокой нравственности, ни для исполнения ими своих общественных обязанностей, ни для выражения соответствующего нравственности отношения ко всем прочим людям. Поэтому воины в платоновском идеальном государстве вовсе лишены всякой собственности.32 Они не могут владеть ни золотом, ни серебром, у них не может быть никаких денег, от своих сограждан они получают лишь необходимую пищу. В противном случае они из стражей и воинов превратятся в ремесленников и крестьян, занимаясь не своим делом, а затем станут стремиться не к защите своих сограждан, а к власти над ними. По Платону, устроение полиса имеет своей целью не счастье какой-либо отдельной группы граждан, но счастье всего полиса, полиса как целого, что возможно в случае занятия каждого класса только своим собственным делом.33 Существенной чертой платоновской теории полиса является учение об общности жен и детей. По Платону, несмотря на все отличия, женщины и мужчины представляют одну и ту же природу, хотя женщины в целом уступают мужчинам в целом. Поэтому женщины также должны быть используемы для защиты полиса, наравне с мужчинами получать образование, занимаясь гимнастикой и музыкой. Женщины-стражи должны жить вместе с мужчинами-стражами, вместе есть, вместе заниматься гимнастикой. Начальники полиса должны отбирать лучших представителей того и другого пола для брака, чтобы получить как можно лучшее потомство. Платона не интересуют личные взаимоотношения между мужчинами и женщинами, он озабочен выбором производителей, определением возраста, оптимального для продолжения рода (для мужчин это возраст от 25 и до 55 лет, для женщин – от 20 до 40), по образцу кровного собаководства или коневодства. Потомство, полученное от плохих производителей, не должно быть выкармливаемо. Поскольку дети производятся не для услады родителей в старости, но для блага полиса, дети с рождения отбираются у матерей и передаются в государственный «питомник», где их выкармливают как матери, так и специально приставленные кормилицы. Соответственно, у детей нет матерей и отцов, но всех мужчин, годящихся им в родители, они называют отцами, всех женщин – матерями, всех ровесников – братьями и сестрами, всех пожилых стражей – дедами и бабками. По Платону, такой подход к выращиванию потомства должен обеспечить максимальное единство государства. В таком полисе не должны звучать слова «мое» и «не мое», у стражей не может быть никакой частной собственности, ни домов, ни жен, ни детей, ни даже собственной боли и радости, все это должно быть общим.34 В описании Платона вполне определенно чувствуется его увлеченность государственным строем Спарты, или Лакедемона, где скромность и доблесть особенно ценились, где женщины занимались атлетикой и были неустрашимы в бою, где сохранились общие трапезы, так называемые сисситии, где воспитывали детей на общественный счет и где старейшины эфоры ограничивали власть царей, правивших вдвоем во избежание злоупотребления властью.35 Общность имущества, жен и детей играет в учении Платона огромную роль, поскольку только эти факторы способствуют достижению подлинного единства государства, а значит, и его блага. «Может ли быть, по-нашему, большее зло для государства, чем то, что ведет к потере его единства и распадению на множество частей? И может ли быть большее благо, чем то, что связует и способствует его единству?». Отсутствие личной собственности исключает возникновение имущественных раздоров как в классе стражей-воинов, так и в классе ремесленников, а существование такого государства окрашено в самые розовые тона, его главным принципом выступает справедливость как уважение к социальной и функциональной иерархии36. Но все эти заманчивые конструкции со времен Платона оставались несбыточными, утопическими, «не имеющими места на земле», достоянием великих мечтателей.37 Да и сам Платон не думал, что его Каллиполис – это государство, которое «находится лишь в области рассуждений, потому что на земле... его нигде нет. ... может, есть на небе его образец, доступный каждому желающему; глядя на него, человек задумается над тем, как бы это устроить самого себя. А есть ли такое государство на земле и будет ли оно – это совсем неважно. Человек этот занялся бы делами – такого и только такого – государства».38 Почтительный страх перед богами и законами, будто бы освещенными божественной волей, оказывается основой счастливого общества. Безвыходность такой утопии вполне очевидна. И сам Платон ее великолепно чувствует, когда называет и «Государство» и «Законы» не чем иным, как «мифами», осуществление которых он относит к неведомому будущему, сам не очень-то веря в то, что оно настанет.39 Завершается платоновское изложение справедливого общества мифом о загробном воздаянии, которое расставит всех по их местам в зависимости от добродетельности и порочности. Это последнее обоснование того, почему справедливость лучше несправедливости.40 |
Реферат Сравнение взглядов на модель государства у Платона и Аристотеля Впервые над вопросом идеального государства задумались древнегреческие философы, которые подробно описали это в своих произведениях.... | План реферата. Введение. Учение Платона об идеях. Критика Аристотелем учения Платона об идеях Данный реферат посвящен философским трудам двух выдающихся философов античности Платона и Аристотеля | ||
Петинова Т. М Проекты идеальной организации общества в «Государстве» Платона и «Политике» Аристотеля: общее и особенное | Петинова Т. М Проекты идеальной организации общества в «Государстве» Платона и «Политике» Аристотеля: общее и особенное | ||
Темы рефератов олимпийские игры в Древней Греции. Шестиренников Илья Взгляды древнегреческих ученых, философов и педагогов — Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита, Гиппократа и других — на физическое... | Вопросы по истории философии права для сдачи кандидатского минимума Философские и правовые взгляды в Древней Греции (софисты, политико-правовые учения Платона, Аристотеля, Эпикура) | ||
Решение проблемы разграничения физики и математики в философии Платона... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... С детства я очень интересовался философией, и к девятому классу школы был знаком с трудами Платона, Аристотеля, Канта, Гегеля, Толстого... | ||
Реферат по ксе на тему: «Законы классической механики Ньютона» Понятие «физика» уходит своими корнями в глубокое прошлое, в переводе с греческого оно означает «природа». Основной задачей этой... | Основы социального государства основные разделы/темы курса Сущность, принципы и модели социального государства. Концепция социального государства Российской Федерации | ||
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики... Платона, Аристотеля, Декарта и пр.). В качестве базового используется учебник “История философии” под ред. В. Васильева, А. Кротова,... | 1. Теории и формы государства Понятие, сущность и признаки государства Место, роль и функции государства в политической системе | ||
Курсовая работа В молодости Платона влекла в себе не только философия, он был драматургом, поэтом, музыкантом, живописцем, атлетом. Однако все эти... | Понятие формы правления позволяет уяснить: как создаются высшие органы... Основным в понятии формы правления является организация верховной власти государства и порядок ее образования. Главным, определяющим... | ||
Курсовая работа студента ю-351 уч гр. I курса юридического факультета... Ii. Принципы организации и деятельности механизма государства. Его структура | Реферат: Государственный строй в понимании Платона Наиболее значимым для нас стал труд Платона посвященный государственному строю. По его теории государство возникает потому, что человек... |