Принципы и формы государства в учениях платона и аристотеля





Скачать 428.64 Kb.
НазваниеПринципы и формы государства в учениях платона и аристотеля
страница1/3
Дата публикации09.04.2015
Размер428.64 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Право > Реферат
  1   2   3


Министерство образования и науки Российской Федерации

Благовещенский государственный педагогический университет

Кафедра философии, политологии и культурологии


Реферат на тему:

«ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА В УЧЕНИЯХ ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ».

Выполнил Смолин Евгений Андреевич,

аспирант кафедры Всемирной истории

Благовещенского государственного педагогического института

___________________

Проверил профессор кафедры философии,

политологии и культурологии БГПУ, доктор филос. наук

зав. кафедрой философии, политологии

и культурологии БГПУ А.С. Чупров

____________________

Благовещенск

2012.

ПЛАН:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

1. УЧЕНИЕ ПЛАТОНА О ГОСУДАРСТВЕ………………………………6

2. УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ О ГОСУДАРСТВЕ…………………………15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………....21

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...…22

ВВЕДЕНИЕ



В политико-правовых учениях Древней Греции и всей античной цивилизации, коренятся истоки европейского понимания права, политики государства. Следует учитывать, что историко-научная реконструкция учений прошлого оказалась возможной не ранее XIX столетия. Применительно к Древней Греции нельзя не указать и на трудности реконструкции изучаемых идей, которые нередко объясняются ее более чем скромной эмпирической базой. В целом ряде случаев воспроизводить эти идеи приходится лишь по дошедшим до нас фрагментам произведений мыслителей, свидетельствам современников и др. Исключения составляют труды Платона и Аристотеля.

Особенности становления и последующего развития политико-правовой мысли в Древней Греции обусловлены прежде всего уникальностью полиса как формы политического общения. Слово «полис» (от греч. polis) переводится как государство, точнее, им обозначают город-государство, состоящее из города и прилегающей к нему территории; производна от полиса «политика» (от греч. politike) – государственные дела, искусство управления государством. Однако полис – это не государство в его новоевропейском и современном понимании.

Во-первых, следует подчеркнуть общинный, замкнутый характер полиса, стремящегося к автаркии, самоизоляции в экономическом, социальном отношениях. Автаркия выступала экономической основой свободы – отдельного человека как гражданина и полиса в целом как политически независимого (например, в концепции идеального государства Аристотеля) государства1.

Во-вторых, полис – это не просто автаркическая община, а гражданская община, т.е. коллектив свободных граждан. Из идентичности полиса и гражданского коллектива исходили все политико-правовые учения Древней Греции. В них отражается теснейшая, буквально физически ощущаемая гражданином полиса его связь с полисом (государством) как единым целым. Политика является для гражданина полиса естественным проявлением его общественной жизнедеятельности, политическая жизнь – «это развитие его собственного существования»2. Противопоставление гражданина полису было неприемлемым для гражданского коллектива и сурово каралось (подтверждение тому – судьба афинского мудреца Сократа). Хотя сказанное относится прежде всего к афинской классической демократии, но и во времена ее кризиса и начавшегося упадка полисной организации полис оставался для древнегреческих мыслителей, включая и Аристотеля, высшей ценностью.

Возникнув в условиях деления людей на свободных и рабов, античная политико-правовая мысль оформилась и развивалась как идеология свободных. Свобода – фундаментальная ценность, главная цель усилий и основной предмет забот всей древнегреческой политической теории и практики. В центре внимания древнегреческой мысли оказалась проблематика, связанная с исследованием закономерностей происхождения и функционирования политико-правовых явлений.3 Отход от мифологических представлении, формирование рационально-логических, философских, а затем и научных (в зачаточной форме) способов подхода к окружающему миру поставили обсуждение и рассмотрение названной темы на теоретическую почву. Первоначальные мифологические представления (Гомер и Гесиод) постепенно уступают место формирующемуся философскому подходу («мудрецы», Пифагор, Гераклит, Демокрит), рационалистическим интерпретациям (софисты), логико-понятийному анализу (Сократ, Платон) и, наконец, зачаточным формам эмпирико-научного (Аристотель) и историко-политического (Полибий) исследования государства и права.

Пройдя школу Платона, критически переосмыслив ее, Аристотель обобщил, систематизировал и существенно расширил все известные тогда сведения в области философии, логики, астрономии, истории, политики, психологии, естествознания. Его сочинения оказали неоценимое влияние на развитие.

И по сей день многие мысли Платона и Аристотеля не потеряли свою актуальность.
ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Предметом исследования являются политические взгляды Платона и Аристотеля.

Цель работы – анализ трудов Аристотеля и Платона о государстве.

Задачи:

  1. Дать характеристику учениям Платона и Аристотеля о государстве;

  2. Рассмотреть взгляды двух выдающихся философов древности на устройство идеального государства;

  3. Рассмотреть значение работ Аристотеля и Платона для современного общества.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
В работе «Античная философия» выдающегося отечественного историка философии Асмуса В. Ф. подробно рассматривается развитие античной философии от периода становления (милетская и пифагорейская школы) к взлету высокой классики (Сократ, Платон, Аристотель) и далее к учениям эпохи эллинизма (стоицизм, скептицизм, эпикуреизм).

Фундаментальный учебник «История философии» Под редакцией В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В. Бугая по всеобщей истории философии написан из­вестными специалистами на основе последних достижений мировой истори­ко-философской науки. Книга создана сотрудниками кафедры истории за­рубежной философии при участии преподавателей двух других кафедр фи­лософского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. В ней представлена вся история восточной, западноевропейской и российской философии — от ее истоков до наших дней. Профессионализм авторов сочетается с доступнос­тью изложения.

В учебном пособии «Основные этапы философии», написанном кандидатом философских наук, профессором кафедры философии ДальГАУ А.А.Дзевенисом характеризуется история мировой и отечественной философской мысли с VII-V вв. до н.э. по настоящее время. В темах 1-5 рассматривается процесс развития философии соответственно пяти этапам философских эпох - Древ­ний мир, Средние века, Возрождение, Новое время, XIX - XXI века. Шестая, тема связана с анализом русской (российской) философии. Содержание и структура пособия соответствуют требованиям Государственного образова­тельного стандарта.

В учебном пособии Звиревича В.Т. «Философия древнего мира и средних веков» представлены в основном наиболее значительные философские учения древности и средневековья. Оно написано преимущественно на мате­риале первоисточников с учетом новой научной литерату­ры. Взгляды философов передаются близко к их сочинениям. Целосное и обобщенное изложение философских учений сочетается с достаточной детализацией их содержания.

В книге Федоровой М.М. «Классическая политическая философия» рассматриваются ос­новные этапы эволюции политической мысли от Ан­тичности до XIX в. Автор выявляет понятия и катего­рии наиболее крупных политических систем, описан­ных такими мыслителями, как Аристотель, Фома Аквинский, Н. Макиавелли, Ж.Ж. Руссо, И. Кант. Особое внимание уделено анализу проблем соотношения че­ловека и государства.

В учебном пособии Чанышева А. Н. широко освещено возникновение и развитие философии в Древнем Китае (конфуцианство, даосизм, легизм), Древней Индии (упанишады, буддизм, джайнизм, чарвака, санкхья), в Древней Греции (от Гомера до Аристотеля включительно).

В третьем томе «Сочинений Платона» под редакцией А.Ф.Лосева И В.Ф.Асмуса входят главным образом произведения позднейшего периода его творчества. Диалог «Политик», в котором разрабатывается тема идеального правителя, непосредственно примыкает по своему методу к диалогу «Софист». Обширные по объему «Законы» продолжают тему социальной утопии, блистательно развитую в «Государстве».

IV том «Сочинений Аристотеля» ориентирован на познание всеобщего мирового строя вещей, на осмысление общественных отношений и назначения гражданина полиса на уразумение нравственных и правовых норм и основанной на них общественной (государственной) жизни, на воспитание граждан полиса и регулирование их взаимоотношений и поведения, на достижение этического идеала.

1. УЧЕНИЕ ПЛАТОНА О ГОСУДАРСТВЕ
Великий философ Платон жил в Древней Греции, то есть там и тогда, когда занятие философией считалось делом уважаемым и даже почетным. Пожалуй нигде, эта своеобразная каста людей не занимала такого положения в обществе, нигде и никогда к ним так не прислушивались, как в Древней Греции. Сам Платон, в своем самом известном сочинении «Государство» выделяет философов в особую группу, на которую практически не распространяются законы, по которым живет остальное общество. Философия – удел избранных: «толпе не присуще быть философом», говорит он.4

Что же такое «Государство»? Подобно многим другим своим сочинениям, Платон строит его форме диалога философов, которые ведут неторопливый, обстоятельный разговор о сути государства, о роли конкретного человека и тех путях. Которые могут привести их к совершенству. Так и представляется живописная группа в белоснежных хитонах, которая попивая вино заедая его виноградом, беседую на террасе какого-нибудь дома, стоящего на самом берегу Эгейского моря.5

Платон был неисправимый мечтатель. Всю жизнь он стремился не только созерцать возвышенные идеи в стенах Академии, но отважно пускался в путь, часто с опасностью для жизни, чтобы претворить свои идеи в образец справедли­вого, просвещенного государства. Однако практические уси­лия Платона так и остались бесплодными мечта­ниями.6


129
Платон был настоящим теоретиком и создателем фило­софских идей, как это понимали именно греки. Их «теория» означает не отвлеченное созерцание, а «видение». Слово же «идея» есть предмет видения. И если герои Гомера «мыслят глазами», так как древний поэт не разделяет процессы умственной или психической и физиологической деятельности, то классический грек Платон все еще сохраняет непосредственность и свежесть поэтического мышления древних, занятый как бы умственным созерцанием или делая объектом ученого рассуждения не абстрактную, а «видимую» им предметность, то есть идею.7

Платон, с юности тонко чувствующий поэзию, неизбежно должен был обратиться к мифу. И миф этот не столько был у него беспредметной сказкой и воспо­минанием о прошлом, сколько устремлением в будущее, ибо он был рожден вдохновенным воображением и раздумьем о судьбе человека и общества.8

Идеал философа и мудреца тоже оказался в области мечты, так как суровая действительность жестоко расправи­лась с тем живым Сократом, который учил афинян не казать­ся добрыми и справедливыми, а быть таковыми на деле.9

Однако идеал справедливости и добра в человеческой жизни, оказавшись в области платоновских мечтаний, уходит от философа все дальше и дальше. Встает вопрос: а может быть, Платон отчаялся найти этот идеал в той действитель­ности, которую собираются построить его герои? Если это так, то вполне закономерна попытка найти воплощение выс­шей справедливости и конечного торжества добра пусть хотя бы в мире потустороннем или на другой земле, не нашей, а занебесной.10

Вселенная, по мнению Платона, была создана мудрым строителем, мастером-демиургом (греч. deirrioyrgos – ремесленник) по его собственному подобию. Он, как мудрый и добрый отец, придумал все части космоса, придал ему сферическую, круглую форму и наделил его таким совершен­ством, что он, будучи живым, вместе с тем не нуждался ни в глазах, ни в слухе, ни в органах пищеварения, ни в ногах и руках. Он вращался сам в себе, созерцая самого себя и довольствуясь познанием самого себя.11

Космос всегда молод и вечен, ибо он не знает бега времени, а значит, и старости. Таким в полноте блаженства создал великий мастер свое идеальное детище. И люди были задуманы демиургом по подобию живого космоса. Однако у мастера-демиурга осталось в сосуде лишь немного прежней смеси, из которой он создавал космос, и от нового перемешивания она утеряла свою чистоту, поэтому те, кто населил Вселенную, оказались смертными, а значит, подвер­женными как добру, так и злу, как возвышенным чувствам, так и тягчайшим порокам12.

Платон высоко оценивает заложенные в человечестве силы, но его мечта – чтобы они творили благо и красоту, проявляя хотя бы частицу своего бессмертного начала. Пока же вокруг себя Платон видел слишком много несправедли­востей и преступлений общественных и частных. Он готов помочь человеку избавиться от своего несовершенства, но, как мы уже знаем, его готовность остается в пределах утопии и мифа.13

В своем огромном сочинении «Государство» Платон стро­ит модель вот такого исправленного и улучшенного челове­ческого общества.

Политическая жизнь и ее осмысление всегда были в центре платоновской философии. От «Апологии» до «Законов» про­блемы обустройства полиса, города-государства, стоят у Платона на переднем плане. И не случайно, что два самых больших платоновских сочинения, диа­логи «Государство» и «Законы», посвящены этим проблемам. При этом и дру­гие диалоги почти всегда насыщены политической мыслью. Даже в произве­дениях, посвященных самым отвлеченным темам, Платон не упускает из ви­да полис и его обустройство. И платоновское учение о бытии, и его учение о познании вырабатывались для ответа на самый жгучий вопрос платоновско­го времени: каким должен быть истинный полис. Политическая философия Платона сложна для анализа прежде всего тем, что в ее рамках разрабатыва­ются те проблемы, которые затем в философии займут свое особое место. Ес­ли мы возьмем «Государство», то найдем в нем и этику, и гносеологию, и эпи­стемологию, и психологию, и онтологию, и эстетику, наконец, эсхатологию. Все это сплавлено Платоном в единое целое, вне которого части существовать не могут. Для Платона и поведение отдельного человека, его идеалы, его по­знание, его психологические свойства могут быть поняты только внутри по­лиса. В «Государстве» Платон отказывается определить, что такое справедли­вость для отдельного человека, и переходит к рассмотрению справедливости в полисе. Определение этой последней позволит, по Платону, в конце концов, постигнуть и индивидуальную добродетель справедливости, а, значит, и опре­делить, как нужно жить, чтобы жить хорошо.14

Причину возникновения государства Платон видит в экономико-материа­листическом факторе. Отдельный человек не может обеспечить себя необхо­димыми вещами, поэтому он вынужден объединиться с другими, чтобы удов­летворить свои потребности с помощью коллективного труда. Первыми и важнейшими потребностями Платон считает пищу, жилище, одежду, по­этому первоначальный полис должен состоять из соответствующих ремес­ленников (пахарь, строитель, портной, сапожник). Поскольку, по Платону, каждый человек от природы предопределен к соответствующей деятельности и не должен заниматься другой, эти ремесленники должны заниматься толь­ко своим делом, а для производства средств производства должны появиться новые виды ремесленников (плотник, кузнец). Для обмена продуктами дея­тельности между различными ремесленниками необходимы рынок, монета, которую Платон определяет как «символ обмена», а также новый вид ремес­ленников (розничные торговцы, лавочники). Поскольку же один полис также не может обеспечить себя всем необходимым, он вынужден заняться внеш­ней торговлей, обменом с другим полисом. Это влечет как появление еще не­скольких специализаций (купцов, кормчих, моряков, кораблестроителей), так и увеличение объемов производства в полнее, увеличение числа ремес­ленников, работающих не только на внутренний рынок. Наконец, для завер­шенного полиса требуются еще и чернорабочие, не владеющие никаким ис­кусством, но продающие свою физическую силу. Полис, в котором все это присутствует, удовлетворяет все необходимые потребности своих жителей, жизнь его проста и совершенна и не нуждается ни в справедливости, ни в не­справедливости.15

Таково платоновское изображение первоначального полиса, живущего согласно природе и естественным потребностям. Платон называет его «ис­тинным» или «здоровым».

Важно отметить, что, создавая типологию правлений, форм государственной жизни, Платон исходит из учения о душе.16 Здесь уже взаимодействие наклонностей души с внешними обстоятельствами ведет к формированию человека и, соответственно, государственного строя.17

Отрицательный тип государства выступает в четырех формах: тимократия, олигархия, де­мократия и тирания. В сравнении с идеальным государством, каждая из этих форм есть последовательное ухудше­ние или извращение формы идеальной. В отрицательных формах государства вместо единомыслия налицо раздор, вместо справедли­вого распределения обязанностей – насилие и насильственное принуждение, вместо стремления правителей и воинов-стражей к высшим целям общежития – стремление к власти ради низких целей, вместо отречения от материальных интересов – алчность.18

Первой во времени из этих отрицательных форм выступила, по Платону, тимократия, т. е. власть, основанная на господстве чес­толюбцев. Уже с первыми признаками упадка возникает страсть к обогащению и стремление к стяжанию. В тимократии первоначаль­но сохранялись черты совершенного строя: здесь правители пользу­ются почетом, воины свободны от земледельческих и ремесленных работ и от всех забот материальных, трапезы общие, упражнения в военном искусстве и в гимнастике процветают. Однако со временем охотники до драгоценных металлов начинают втайне собирать и хранить золото и серебро в стенах своих жилищ, и, при участии в этом жен, образ жизни меняется на роскошный. Так начинается Переход от тимократии к олигархии – господству немногих над большинством. Это правление, основывающееся на переписи и на оценке имущества, так что в нем властвуют богатые, а бедные не имеют участия в правлении. В подобном городе «был бы по необходимости не один город, а два: один из людей бедных, другой – из богатых, и оба они, живя в том же самом месте, злоумышляли бы друг против друга». В олигархическом государстве расточители-богачи; подобно трут­ням в пчелином улье, они превращаются в конце концов в бедняков, но в отличие от пчелиных трутней, лишенных жала, многие из этих двуногих трутней – с жалом: преступники, злодеи, воры, отрезыватели кошельков, святотатцы, мастера всяческих злых дел.19

В олигархическом государстве не выполняется основной закон жизни общества. По Платону, закон этот в том, чтобы каждый член общества «делал свое» и притом «только свое» дело. Напротив, в олигархии, во-первых, часть членов общества занимается каждый самыми различными делами – и земледелием, и ремеслами, и войной. Во-вторых, в олигархии право человека на полную распро­дажу накопленного им самим имущества приводит к тому, что такой человек превращается в совершенно бесполезного члена общества: не составляя части государства, он в нем лишь бедняк и беспомощ­ный человек.20

Дальнейшее развитие олигархии приводит, по Платону, к после­довательному развитию ее в еще худшую форму государственного устройства – в демократию. Это власть и правление большинства, но правление в обществе, в котором противоположность между богатыми и бедными обостряется еще сильнее, чем при олигархии.21 Платон изображает «де­мократического человека» как беспутного, никчемного, анархиста.22

Самым большим злом является тирания, правление одного испорченного человека.23 Тиран вырастает не из чего более, как из корня, называемого представительством. В первые дни и в первое время он «улыбается и обнимает всех, с кем встречается, не называет себя тираном, обещает многое в частном, а общем, освобождает от долгов, народу и близким к себе раздает земли и притворяется милостивым и кротким в отношении ко всем». Тирану необходимо непрерывно затевать войну, чтобы простой народ чувствовал потребность в вожде. Так как постоянная война возбуждает против тирана ненависть и так гак граждане, способствовавшие его возвышению, будут мужест­венно осуждать оборот, который приняли события, то тиран, если захочет удержать власть, вынужден будет исподволь уничтожать своих осудителей, «пока не останется у него ни друзей, ни врагов, которых можно было бы ожидать какой-нибудь пользы».24

Исследуя современные ему отрица­тельные типы государства Платон приходит к выводу, что главная причина испорченности госу­дарственного устройства лежит в господстве коры­стных интересов, ведущих к распаду единства госу­дарства. Такое государство готово разлететься в клочья, «что обычно бывает, когда люди считают своим не одно и то же, но каждый – другое: один тащит в свой дом все, что только может приобрести, не считаясь с остальными (...); жена и дети у каждо­го свои, а раз так, это вызывает и свои, особые для каждого радости или печали. Напротив, при едином у всех взгляде насчет того, что считать своим, все они ставят перед собой одну и ту же цель и, на­сколько это возможно, испытывают одинаковые со­стояния, радостные или печальные».25

Что же такое совершенный полис? Платон отвечает на этот вопрос учени­ем о четырех основополагающих добродетелях, которые должны присутство­вать в таком государстве: мудрости, мужестве, благоразумии и справедливос­ти. Мудрость, благодаря которой полис правильно управляется, есть знание или наука о том, что хорошо для всего полиса, для полиса как целого. Носите­лями мудрости являются старшие стражи, они, несмотря на свою немного­численность, закладывают основы полисной жизни. Мужество определяется Платоном как сохранение правильного, т. е. соответствующего основным на­чалам законодательства мнения о том, чего должно и чего не должно бояться. Им владеют младшие стражи, или помощники. Благоразумие отличается от двух первых добродетелей тем, что оно распространяется на все группы пла­тоновского полиса и не имеет особого места в какой-то отдельной группе. Оно определяется как согласие и единомыслие между начальствующими и подначальными, когда лучшие, начальники, господствуют над худшими, подначальными. Последней, и самой важной, добродетелью является спра­ведливость, без нее невозможны другие виды добродетели. Справедливость, по Платону, заключается в том, чтобы каждый выполнял свое собственное де­ло, то дело, к которому каждый определен по своей природе. Напротив, не­справедливость есть смешение и беспорядок, когда индивид или группа зани­мается тем, к чему они не имеют природного дарования. Это и есть платонов­ская критика демократии, которая как раз предполагает возможность каждого вне зависимости от своей конкретной профессии занимать руково­дящие места в государстве. Платон, пытавшийся осмыслить взлет и падение афинской демократии V в., увидел ее основной дефект в непрофессионализ­ме, в непонимании того, что управление государством есть искусство и зна­ние, которым могут владеть лишь немногие. Поэтому платоновский идеаль­ный полис не может быть демократическим, это господство знающих, будь то один человек (монархия) или немногие (аристократия).26

«Пока в городах, – говорит Платон, – не будут либо царствовать филосо­фы либо искренно и удовлетворительно философствовать нынеш­ние цари и властители, пока государственная сила и философия не совпадут в одно... до тех пор ни для государств, ни даже, полагаю, для человеческого рода нет конца злу».27

Только философ способен вывести людей из мрака пещеры, в которой они могут раз­личать не сами вещи, но лишь их жалкие тени и от­блески, и подвести их к подлинному познанию, ибо только философу доступно постижение высшей идеи – идеи блага как «предела», «причины всего правильного и прекрасного», от которой «зависят истина и разумение», поэтому только на идею Бла­га должен взирать тот, «кто хочет сознательно дей­ствовать как в частной, так и в общественной жиз­ни».28

Таким образом, принципом правления у Платона выступает господство политического разума, сувере­нитет мудрости, т.е. софократия (власть мудрости).29

Но для достижения благоденствия правители должны быть не мнимыми, лишь подобными философам, но философами истинны­ми; под ними Платон разумеет только тех, которые «любят созерцать истину».30

Наилучшее государство представляют высоконрав­ственные люди, обладающие понятием справедливос­ти, а таковыми являются философы. Их государство – это правление наилучших (аристократия). Осталь­ные граждане такого государства в зависимости оттого, какая им досталась душа – мужественная или вожде­леющая, – образуют сословие воинов (стражей) и про­изводителей. И опять Платон указывает на связь сослов­ного строя с душой: «Раз государство подразделяется на три сословия, то и в душе каждого отдельного чело­века можно различить три начала». Члены каждого со­словия строго исполняют те социальные функции, к ко­торым они предназначены. Это и будет осуществлением справедливости в государстве (каждому– свое). Она выражается в соотношении частей души: способности рассуждать подобает господствовать; яростное начало должно ей подчиняться и быть ее союзником; вместе они управляют началом вожделеющим. Надо отметить, что Платон подкрепляет учение об «идеальном государ­стве» ссылками на предание. Он приземляет идеал, на­ходя его подобие (воплощение) в виде древнейших (ско­рее, баснословных) Афин и еще более мифической Атлантиды. В «Критии» описывается общественное ус­тройство стародавних Афин, данное им богиней Афи­ной: граждане, занимающиеся ремеслом и землепаше­ством; сословие воинов и «божественные мужи».31

Платон в предлагаемом им проекте идеального государства на первый план выдвигает нравственный принцип, который только и способен обеспечить подлинное единство такого государства. Правитель-философ, во-первых, должен позаботиться о воспитании сво­их граждан. А во-вторых, необходимо установить такой порядок, при котором само устройство сооб­щества и имущественные права его граждан (преж­де всего, стражей-воинов) не являются помехами ни для проявления их высокой нравственности, ни для исполнения ими своих общественных обязан­ностей, ни для выражения соответствующего нрав­ственности отношения ко всем прочим людям. По­этому воины в платоновском идеальном государст­ве вовсе лишены всякой собственности.32 Они не могут владеть ни золотом, ни серебром, у них не может быть никаких денег, от своих сограждан они получают лишь необходимую пищу. В противном случае они из стражей и воинов превратят­ся в ремесленников и крестьян, занимаясь не своим делом, а затем станут стремиться не к защите своих сограждан, а к власти над ними. По Платону, устроение полиса имеет своей целью не счастье какой-либо отдельной груп­пы граждан, но счастье всего полиса, полиса как целого, что возможно в слу­чае занятия каждого класса только своим собственным делом.33

Существенной чер­той платоновской теории полиса является учение об общности жен и детей. По Платону, несмотря на все отличия, женщины и мужчины представляют одну и ту же природу, хотя женщины в целом уступают мужчинам в целом. Поэтому женщины также должны быть используемы для защиты полиса, на­равне с мужчинами получать образование, занимаясь гимнастикой и музы­кой. Женщины-стражи должны жить вместе с мужчинами-стражами, вместе есть, вместе заниматься гимнастикой. Начальники полиса должны отбирать лучших представителей того и другого пола для брака, чтобы получить как можно лучшее потомство. Платона не интересуют личные взаимоотношения между мужчинами и женщинами, он озабочен выбором производителей, оп­ределением возраста, оптимального для продолжения рода (для мужчин это возраст от 25 и до 55 лет, для женщин – от 20 до 40), по образцу кровного со­баководства или коневодства. Потомство, полученное от плохих производи­телей, не должно быть выкармливаемо. Поскольку дети производятся не для услады родителей в старости, но для блага полиса, дети с рождения отбирают­ся у матерей и передаются в государственный «питомник», где их выкармли­вают как матери, так и специально приставленные кормилицы. Соответст­венно, у детей нет матерей и отцов, но всех мужчин, годящихся им в родите­ли, они называют отцами, всех женщин – матерями, всех ровесников – братьями и сестрами, всех пожилых стражей – дедами и бабками. По Плато­ну, такой подход к выращиванию потомства должен обеспечить максималь­ное единство государства. В таком полисе не должны звучать слова «мое» и «не мое», у стражей не может быть никакой частной собственности, ни до­мов, ни жен, ни детей, ни даже собственной боли и радости, все это должно быть общим.34

В описании Платона вполне определенно чувствуется его увлеченность государственным строем Спарты, или Лакедемона, где скромность и доблесть особенно ценились, где женщины занимались атлетикой и были неустрашимы в бою, где сохранились общие трапезы, так называемые сисситии, где воспитывали детей на общественный счет и где старей­шины эфоры ограничивали власть царей, правивших вдвоем во избежание злоупотребления властью.35

Общность имущества, жен и детей играет в уче­нии Платона огромную роль, поскольку только эти факторы способствуют достижению подлинного единства государства, а значит, и его блага. «Может ли быть, по-нашему, большее зло для государства, чем то, что ведет к потере его единства и распаде­нию на множество частей? И может ли быть боль­шее благо, чем то, что связует и способствует его единству?». Отсутствие лич­ной собственности исключает возникновение иму­щественных раздоров как в классе стражей-воинов, так и в классе ремесленников, а существование та­кого государства окрашено в самые розовые тона, его главным принципом выступает справедливость как уважение к социальной и функциональной ие­рархии36.

Но все эти заманчивые конструкции со времен Платона оставались несбыточными, утопическими, «не имеющими места на земле», достоянием великих мечтателей.37 Да и сам Платон не думал, что его Каллиполис – это государство, которое «находится лишь в облас­ти рассуждений, потому что на земле... его нигде нет. ... может, есть на небе его образец, доступный каж­дому желающему; глядя на него, человек задумает­ся над тем, как бы это устроить самого себя. А есть ли такое государство на земле и будет ли оно – это совсем неважно. Человек этот занялся бы делами – такого и только такого – государства».38

Почтительный страх перед богами и законами, будто бы освещенными божественной волей, оказывается основой счастливого общества. Безвыходность такой утопии вполне очевидна. И сам Платон ее великолепно чувствует, когда называет и «Государство» и «Законы» не чем иным, как «мифами», осуществление которых он относит к неведомому будущему, сам не очень-то веря в то, что оно настанет.39

Завершается платоновское изложение справедливого общества мифом о загробном воздаянии, которое расставит всех по их местам в зависимости от добродетельности и порочности. Это последнее обоснование того, почему справедливость лучше несправедливости.40

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Принципы и формы государства в учениях платона и аристотеля iconРеферат Сравнение взглядов на модель государства у Платона и Аристотеля
Впервые над вопросом идеального государства задумались древнегреческие философы, которые подробно описали это в своих произведениях....
Принципы и формы государства в учениях платона и аристотеля iconПлан реферата. Введение. Учение Платона об идеях. Критика Аристотелем учения Платона об идеях
Данный реферат посвящен философским трудам двух выдающихся философов античности Платона и Аристотеля
Принципы и формы государства в учениях платона и аристотеля iconПетинова Т. М
Проекты идеальной организации общества в «Государстве» Платона и «Политике» Аристотеля: общее и особенное
Принципы и формы государства в учениях платона и аристотеля iconПетинова Т. М
Проекты идеальной организации общества в «Государстве» Платона и «Политике» Аристотеля: общее и особенное
Принципы и формы государства в учениях платона и аристотеля iconТемы рефератов олимпийские игры в Древней Греции. Шестиренников Илья
Взгляды древнегреческих ученых, философов и педагогов — Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита, Гиппократа и других — на физическое...
Принципы и формы государства в учениях платона и аристотеля iconВопросы по истории философии права для сдачи кандидатского минимума
Философские и правовые взгляды в Древней Греции (софисты, политико-правовые учения Платона, Аристотеля, Эпикура)
Принципы и формы государства в учениях платона и аристотеля iconРешение проблемы разграничения физики и математики в философии Платона...
...
Принципы и формы государства в учениях платона и аристотеля iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
С детства я очень интересовался философией, и к девятому классу школы был знаком с трудами Платона, Аристотеля, Канта, Гегеля, Толстого...
Принципы и формы государства в учениях платона и аристотеля iconРеферат по ксе на тему: «Законы классической механики Ньютона»
Понятие «физика» уходит своими корнями в глубокое прошлое, в переводе с греческого оно означает «природа». Основной задачей этой...
Принципы и формы государства в учениях платона и аристотеля iconОсновы социального государства основные разделы/темы курса
Сущность, принципы и модели социального государства. Концепция социального государства Российской Федерации
Принципы и формы государства в учениях платона и аристотеля iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики...
Платона, Аристотеля, Декарта и пр.). В качестве базового используется учебник “История философии” под ред. В. Васильева, А. Кротова,...
Принципы и формы государства в учениях платона и аристотеля icon1. Теории и формы государства
Понятие, сущность и признаки государства Место, роль и функции государства в политической системе
Принципы и формы государства в учениях платона и аристотеля iconКурсовая работа
В молодости Платона влекла в себе не только философия, он был драматургом, поэтом, музыкантом, живописцем, атлетом. Однако все эти...
Принципы и формы государства в учениях платона и аристотеля iconПонятие формы правления позволяет уяснить: как создаются высшие органы...
Основным в понятии формы правления является организация верховной власти государства и порядок ее образования. Главным, определяющим...
Принципы и формы государства в учениях платона и аристотеля iconКурсовая работа студента ю-351 уч гр. I курса юридического факультета...
Ii. Принципы организации и деятельности механизма государства. Его структура
Принципы и формы государства в учениях платона и аристотеля iconРеферат: Государственный строй в понимании Платона
Наиболее значимым для нас стал труд Платона посвященный государственному строю. По его теории государство возникает потому, что человек...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск