Решение проблемы разграничения физики и математики в философии Платона и Аристотеля. Современное значение Аристотелевой «физики качеств»





НазваниеРешение проблемы разграничения физики и математики в философии Платона и Аристотеля. Современное значение Аристотелевой «физики качеств»
страница1/5
Дата публикации13.02.2015
Размер0.54 Mb.
ТипРешение
100-bal.ru > Физика > Решение
  1   2   3   4   5


История и философия физики и математики: вопросы и программы кандидатского экзамена. Литература и рекомендации по подготовке к экзамену


I. Вопросы по общим проблемам философии науки
1. Взаимоотношение философии и науки: основные концепции.

2. Проблема статуса науки. Три аспекта бытия науки: наука как система знания, как познавательная деятельность и социальный институт.

3. Основные подходы к анализу науки. Социология науки. Науковедение.

4. Наука в системе современной цивилизации. Интернализм и экстернализм.

5. Проблема возникновения науки.

6. Проблема классификации наук.

7. Проблема рациональности научного знания.

8. Проблема оснований науки.

9. Научная картина мира, её роль и место в современной философии науки.

10. Индуктивно-эмпирическая модель построения научного знания: её возникновение, развитие, основные достоинства и недостатки.

11. Гипотетико-дедуктивная модель построения научного знания: её философские основания и современное значение.

12. Основные концепции роста научного знания: классический позитивизм и эмпириокритицизм.

13. Логико-философские предпосылки логического позитивизма. Венский кружок.

14. Основные идеи позднего логического позитивизма (Р. Карнап). Основные причины кризиса логического позитивизма.

15. Фальсификационизм К. Поппера.

16. Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса.

17. Теория парадигм Т. Куна.

18. Гносеологический анархизм П. Фейерабенда.

19. Эволюционная эпистемология: основные принципы и подходы к развитию науки.
II. Вопросы по философским проблемам физики
1. Природа как предмет физики. Историческое становление понятия природы.

2. Плюралистическая физика Эмпедокла, Анаксагора и Демокрита.

3. Древнее противоречие атомистического и континуалистского представлений о природе и его современное значение.

4. Субстанциализация (материализация) природы как итог исторического развития её понятия. Формальный аспект природы.

5. Математический атомизм и математическое обоснование науки в метафизике Платона. Учение Платона о задаче и методе науки.

6. Решение проблемы разграничения физики и математики в философии Платона и Аристотеля. Современное значение Аристотелевой «физики качеств».

7. Наука и культура. Концепция двух культур и двух культурных (секуляризационных) революций.

8. Социально-экономические и научные предпосылки секуляризационной революции XVI–XVII веков.

9. Общая характеристика проблемы демаркации, её значение и основные подходы к решению.

10. Труды Ф. Бэкона и Коперника как начало научной революции XVI–XVII веков.

11. Переход к новой научной парадигме в трудах Галилея и Кеплера.

12. Завершение формирования новой научной парадигмы в трудах Декарта и Ньютона.

13. Учение Канта как выражение ньютонианского мировоззрения и философский итог научной революции XVI–XVII веков. Значение кантианства в современной философии науки.

14. Эмпирический, логический и математический критерии научности.

15. Генеральный метод математического естествознания.

16. Проблема единства физического знания.

17. Революционная смена картин мира в XVI–XVII веках.

18. Математические основания революции картины мира XVI–XVII веков.

19. Физическое познание и мировоззрение: теория тепловой смерти Вселенной.

20. Антропный космологический принцип и его философские интерпретации.

21. Космологическо-этическое значение физического познания.

22. Сциентизм и антисциентизм: современный спор о ценности науки.

23. Наука как предмет философии. Фундаменталистская философия науки.

24. Фаллибилизм и постпозитивизм как нефундаменталистские направления философии науки ХХ века.

25. Релятивизм в философии науки. Философские, математические и физические корни релятивизма.
III. Вопросы по философским проблемам математики
1. Пифагорейцы и первая система математической философии.

2. Математика и математический атомизм пифагорейцев. Открытие иррациональности.

3. Математическая физика пифагорейцев.

4. Пифагорейская астрономия.

5. Элейская школа и её роль в осознании кризиса теоретического (математического) мышления.

6. Апории Зенона. Их актуальность и философское значение.

7. Первый кризис оснований математики. Философские и математические следствия кризиса.

8. Античная теоретизация (логизация) математического знания. Её культурные предпосылки и значение.

9. Разграничение и обоснование математики и математического естествознания в критической философии Канта.

10. Кантианская критика метафизического знания и её значение для философии математики. Проблема критериев научности.

11. Эмпирический, логический и математический критерии научности.

12. Общие методы математического познания: недедуктивные методы.

13. Общие методы математического познания: обобщение, абстракция, идеализация.

14. Метод математического моделирования и объяснение эффективности математики в естественных науках.

15. Логический образ генерального метода исследования природы.

16. Метафизика и метаматематика. Формулировка и идея доказательства теоремы Гёделя о неполноте.

17. Эпистемологическое и математическое истолкования теоремы Гёделя о неполноте. Её использование в качестве метафизического аргумента.

18. Становление математического анализа и Второй кризис оснований математики.

19. Третий кризис оснований математики как углубление и генерализация предыдущих кризисов. Антикризисная программа логицизма.

20. Интуиционизм – направление философии математики, вызванное кризисом оснований.

21. Формализм и его стратегия преодоления кризиса оснований.

22. Проблема обоснования математики во второй половине ХХ века. Фундаменталистская и нефундаменталистская философия математики.

23. Познавательное и эстетическое значение математики.

24. Мировоззренческое и этическое значение математики. Проблема её предмета и метода.
IV. Программа и литература по философским проблемам физики
Тема I. Идея природы (природа как предмет физики)
1. Природа как предмет физики. Историческое становление понятия природы
Греческая натурфилософия – историческое начало теоретического естествознания и философии. Историческое изменение 1) терминов, обозначающих знание о природе, 2) отношения к природе, 3) понятия природы и 4) понятия вещи.

Ионийская идея природы. Логическая реконструкция первого научного понятия природы («фисиса») и постановка вопроса о природе как Начале вещей в Милетской школе. Апория ионийской концепции природы (апория Начала).

Первые ответы на вопрос о природе вещей (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).

Логические и историко-философские следствия апории ионийской концепции природы (апории Начала).

Проблема согласия чувств и разума, натурализма и рационализма, физики и метафизики. «Спасение явлений».
2. Плюралистическая физика Эмпедокла, Анаксагора и Демокрита
Примирение ионийской физики и элейской метафизики в идее фонетической системы письма (алфавита).

Плюралистическая физика Эмпедокла: корни вещей, Любовь и Вражда. Зарождение представления о физических силах в учениях физиков-плюралистов.

Плюралистическая физика Анаксагора: семена вещей и божественный Ум.

Демокритовы атомы и пустота. Форма атома.

Развитие атомистического учения Эпикуром. Этика атомизма. Практическое значение концепции атомизма.
3. Древнее противоречие атомистического и континуалистского представлений о природе и его современное значение
Рационалистический (элейский) источник атомизма. Физическое истолкование Парменидовых бытия и небытия как атомов и пустоты.

Демокритово объяснение неделимости атомов. Антиномия атомизма (элементаризма) и континуализма (холизма). Учения Демокрита и Анаксагора как тезис и антитезис антиномии.

Современное значение антиномии атомизма и континуализма. Квантовомеханические парадоксы и их кантианское решение.
4. Субстанциализация (материализация) природы как итог исторического развития её понятия. Формальный аспект природы
Атомизм как решение проблемы согласия чувств и разума, физики и метафизики, ионийского натурализма и элейского рационализма.

От идеи природы – к идее субстанции.

Проблема формы и её решение Платоном. Неполнота атомистической теории как предмет Аристотелевой критики.

Устранение целесообразности в атомизме Эпикура – механистический ответ Аристотелю.

Современное значение идеи эпикурейского объяснения целесообразности (разумности) мира как иллюзии.

Необходимость дополнения субстанциалистской (атомистической) теории реляционной концепцией математически выражаемых законов природы.
Литература


  1. Алексеев И.С. Деятельностная концепция познания и реальности. Избранные труды по методологии и истории физики. М.: Руссо, 1995. 527 с.

  2. Алексеев И.С. Концепция дополнительности: Историко-методологический анализ. М.: Наука, 1978. 276 с.

  3. Асмус В.Ф. Античная философия. 3-е изд. М.: Высшая школа, 1998. 400 с.

  4. Ахутин А.В. Античные начала философии. СПб.: Наука, 2007. 783 с.

  5. Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и в Новое время («фюсис» и «натура»). М.: Наука, 1988.

  6. Бажанов В.А. Проблема полноты квантовой теории. Поиск новых подходов: Философский аспект. Изд-во Казанского ун-та, 1983. 104 с.

  7. Богомолов А.С. Античная философия. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1985. 367 с.

  8. Богомолов А.С. Диалектический логос: Становление античной диалектики. М.: Мысль, 1982. 263 с.

  9. Вейль Г. О философии математики / Пер. с нем. Предисл. С.А. Яновской. Вступ. ст. А.П. Юшкевича. Изд. 2-е, стереотип. М.: КомКнига, 2005. 128 с.

  10. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли / Пер. с фр. Общ. ред. Ф.Х. Кессиди, А.П. Юшкевича. Предисл. А.П. Юшкевича. Послесл. Ф.Х. Кессиди. М.: Прогресс, 1988. 223 с.

  11. Визгин В.П. Взаимосвязь онтологии и физики в атомизме Демокрита (на примере анализа понятия пустоты) // Философия природы в античности и средние века. М., 2000. С. 78-90.

  12. Виндельбанд В. История древней философии. Пер. с нем. под ред. А.И. Введенского. К.: Тандем, 1995. 366 с.

  13. Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой: Учебное пособие для вузов. М.: Пер Сэ; СПб.: Университетская книга, 2000. 319 с.

  14. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки: Становление и развитие первых научных программ. М.: Наука, 1980. 567 с.

  15. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн. 1. СПб.: Наука, 1993. 349 с.

  16. Джохадзе Д.В., Джохадзе Н.И. История диалектики: эпоха античности. М.: КомКнига, 2005. 326 с.

  17. Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII – V вв. до н.э. Под ред. Л.Я. Жмудя. 2-е изд., испр. и перераб. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2000. 318 с.

  18. Зубов В.П. Развитие атомистических представлений до начала XIX века. М.: Наука, 1965. 371 с.

  19. Кессиди Ф.Х. К истокам греческой мысли. СПб.: Алетейя, 2001. 278 с.

  20. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу: Становление греческой философии. М.: Мысль, 1972. 312 с.

  21. Лебедев С.П. История античной философии (Учебное пособие). Часть первая. Физика. Изд. 2-е, исправл. и доп. СПб.: РХГИ, 2004. 182 с.

  22. Лебедев С.П. История античной философии (Учебное пособие). Часть вторая. Метафизика. СПб.: РХГИ, 2005. 302 с.

  23. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. Изд. 2-е, испр., доп. М.: Ладомир, 1994. 539 с.

  24. Манин Ю.И. Математика и физика // Манин Ю.И. Математика как метафора. М.: МЦНМО, 2008. С. 137-195.

  25. Меркулов И.П. Когнитивная эволюция. М.: Росспэн, 1999. 311 с.

  26. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Историко-философские очерки и портреты. М.: Политиздат, 1991. 464 с.

  27. Надточаев А.С. Философия и наука в эпоху античности. М.: Изд-во МГУ, 1990. 286 с.

  28. Овчинников Н.Ф. Методологические принципы в истории научной мысли. М.: Эдиториал УРРС, 1997. 295 с.

  29. Познер А.Р. Истины и парадоксы: Очерк логико-философских проблем физики микромира. М.: Политиздат, 1977. 256 с.

  30. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. В 3-х кн. Науч. ред. В.В. Целищев. 2-е изд., испр. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1997. 814 с.

  31. Рожанский И.Д. Анаксагор. У истоков античной науки. М.: Наука, 1972. 320 с.

  32. Севальников А.Ю. Современное физическое познание: в поисках новой онтологии. М.: Институт философии РАН, 2003. 144 с.

  33. Философия природы в античности и в средние века / Общ. ред. П.П. Гайденко и В.В. Петров. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 607 с.

  34. Философско-религиозные истоки науки / Отв. ред. П.П. Гайденко. М.: Мартис, 1997. 319 с.

  35. Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Дж. Уилсон, Якобсен Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека / Пер. с англ. Т.Н. Толстой. М.: Наука. Гл. ред. вост. лит., 1984. 236 с.

  36. Хютт В.П. Концепция дополнительности и проблема объективности физического знания. Таллин: Валгус, 1977. 180 с.

  37. Хютт В.П. Парменид и физика // Философские науки. 1975. № 6. С. 68-74.

  38. Цехмистро И.З. Парадокс ЭПР и концепция целостности // Вопросы философии. 1985. № 4.

  39. Чанышев А.Н. Философия древнего мира: Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 1999. 703 с.

  40. Эннэс Дж. Античная философия: очень краткое введение / Пер. с англ. А.Н. Ганор. М.: Астрель: АСТ, 2009. 191 с.

  41. Якубанис Г. Эмпедокл: философ, врач и чародей. Данные для его понимания и оценки. Гёльдерлин Ф. Смерть Эмпедокла: Драма / Пер. и комм. Я.Э. Голосовкера. К: Синто, 1994. 231 с.


Тема II. Проблемы демаркации и обоснования в философии науки и их социально-политическое значение
5. Математический атомизм и математическое обоснование науки в метафизике Платона. Учение Платона о задаче и методе науки
Платон – основатель научной традиции и системы идеализма. Математический характер его философии.

Математический атомизм Платона.

Вернер Гейзенберг об исторической победе Платона над Демокритом.

Платонова концепция математического естествознания. Фундаментальный дуализм образа и прообраза в философии Платона.

Платон и греческая астрономия. Учение Платона о задаче и методе науки.
6. Решение проблемы разграничения физики и математики в философии Платона и Аристотеля. Современное значение Аристотелевой «физики качеств»
Платоново разделение математики и физики по их предмету и метод идеализации.

Логический аспект методологии Платона. Разделение «чистой» (фундаментальной) и прикладной науки.

Аристотель – критик идеализма Платона и систематизатор античного научного знания.

Аристотелева критика математической физики как продолжение его критики идеализма. Метод абстрагирования и соотношение математики и физики по Аристотелю.

Противоположность идеализации и абстрагирования. Неудовлетворительность аристотелевского разграничения математики и физики по их методу.

Аристотелев логический способ объяснения явлений в его отличии от теологического и математического способов.

Некоторые положения «физики качеств» (логической физики) Аристотеля и её современное значение.
7. Наука и культура. Концепция двух культур и двух культурных (секуляризационных) революций
Культура и цивилизация.

Внутренняя противоречивость культуры, определяемая её отношением к науке. Концепция двух культур.

Амбивалентность науки, определяемая её отношением к культуре и цивилизации.

Концепция двух великих культурных секуляризационных (и научных) революций.
8. Социально-экономические и научные предпосылки секуляризационной революции XVI–XVII веков
Наука в средние века. Алхимия и её историческое значение.

Социально-экономические и научные (астрономические и математические) предпосылки нововременного этапа теоретизации (математизации) естествознания.

Дуализм (религиозной) веры и (научного) знания. Борьба за автономию науки в истории науки и концепция двойственной истины.

Физический и математический образы концепции двойственной истины.
9. Общая характеристика проблемы демаркации, её значение и основные подходы к решению
Проблема демаркации как проблема разделения и объединения знания. Основные подходы к её решению.

Проблема демаркации в неопозитивизме и философии Поппера: наука, псевдонаука, метафизика. Верификационный, фальсификационный и другие критерии научности. Недостаточность логических критериев.

Практическое значение проблемы демаркации на примере конфликта физики и метафизики в знании ХХ века. Новое применение концепции двойственной истины.

Решение проблемы демаркации мыслителями, ориентированными на историю и культуру (В. Дильтей и неокантианцы).

Исторические и логические истоки проблемы демаркации.

Единство проблем демаркации и обоснования.
Литература


  1. Аверинцев С.С. Два рождения европейского рационализма // Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996.

  2. Акчурин И.А. Единство естественнонаучного знания. М.: Наука, 1974. 207 с.

  3. Аристотель. Физика // Аристотель. Сочинения. В 4-х т. Т. 3 / Вступ. статья и примеч. И.Д. Рожанский. М.: Мысль, 1981. С. 59-262.

  4. Вайнберг С. Идейные основы единой теории слабых и электромагнитных взаимодействий // УФН. 1980. Т. 132. Вып. 2. С. 201-217. (Нобелевские лекции по физике 1979 года).

  5. Визгин В.П. Генезис и структура квалитативизма Аристотеля. М.: Наука, 1982. 429 с.

  6. Владимиров Ю.С. Метафизика. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2002. 534 с.

  7. Вригт Г.Х. фон. Объяснение и понимание // Вригт Г.Х. фон. Логико-философские исследования: Избранные труды. Пер. с англ. / Общ. ред. Г.И. Рузавина и В.А. Смирнова. Сост. и предисл. В.А. Смирнова. М.: Прогресс, 1986. С. 35-241.

  8. Гайденко П.П. Обоснование научного знания в философии Платона // Платон и его эпоха. К 2400-летию со дня рождения. М.: Наука, 1979. С. 98-143.

  9. Гейзенберг В. Шаги за горизонт / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1987. 368 с.

  10. Гинзбург В.Л. Как устроена Вселенная и как она развивается во времени // Гинзбург В.Л. О теории относительности. Сб. статей. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1979. С. 62-115.

  11. Глэшоу Ш. На пути к объединенной теории – нити в гобелене // УФН. 1980. Т. 132. Вып. 2. С. 219-228. (Нобелевские лекции по физике 1979 года).

  12. Грин Б. Элегантная Вселенная. Суперструны, скрытые размерности и поиски окончательной теории. Пер. с англ. Общ. ред. В.О. Малышенко. М.: Едиториал УРСС, 2004. 286 с.

  13. Даан-Дальмедико А., Пейффер Ж. Пути и лабиринты. Очерки по истории математики / Пер. с франц. М.: Мир, 1986. 431 с.

  14. Девис П. Суперсила: Поиски единой теории природы. Пер. с англ. Ю.А. Данилова и Ю.Г. Рудого. Ред. и предисл. Е.М. Лейкина. М.: Мир, 1989. 272 с.

  15. Жмудь Л.Я. Зарождение истории науки в античности. СПб.: РХГИ, 2002.

  16. Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII – V вв. до н.э. Под ред. Л.Я. Жмудя. 2-е изд., испр. и перераб. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2000. 318 с.

  17. Карнап Р. Философские основания физики: Введение в философию науки / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1971. 390 с.

  18. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта / Пер. с нем. Общ. ред. Б.М. Величковского. Предисл. Б.Ф. Ломова. М.: Прогресс, 1983. 302 с.

  19. Латыпов Н.Н., Бейлин В.А., Верешков Г.М. Вакуум, элементарные частицы и Вселенная: В поисках физических и философских концепций XXI века. М.: Изд-во Московского ун-та, 2001. 232 с.

  20. Лефевр В.А. Космический субъект // Лефевр В.А. Рефлексия. М.: Когито-Центр, 2003. С. 135-310.

  21. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. 2-е изд., испр. и доп. М.: Молодая гвардия, 2000. 392 с.

  22. Манин Ю.И. Математика и физика // Манин Ю.И. Математика как метафора. М.: МЦНМО, 2008. С. 137-195.

  23. Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. М.: Наука, 1977. 192 с.

  24. Овчинников Н.Ф. Тенденция к единству науки: Познание и природа. М.: Наука, 1988. 268 с.

  25. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки: Ее генезис и обоснование. М.: Наука, 1988. 256 с.

  26. Платон. Государство // Платон. Собрание сочинений в 4-х т. Т. 3 / Пер. с древнегреч. Общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи. Авт. вступ. ст. и ст. в примеч. А.Ф. Лосев. Примеч. А.А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1994. С. 79-420.

  27. Паркер Б. Мечта Эйнштейна: В поисках единой теории строения Вселенной / Пер. с англ. В.И. и О.И. Мацарских. Под ред. Я.А. Смородинского. СПб.: Амфора, 2000. 333 с.

  28. Поппер К.Р. Объективное знание. Эволюционный подход. Пер. с англ. Д.Г. Лахути. Отв. ред. В.Н. Садовский. М.: Едиториал УРСС, 2002. 381 с.

  29. Поппер К.Р. Логика научного исследования. Пер. с англ. Под общ. ред. В.Н. Садовского. М.: Республика, 2004. 447 с.

  30. Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. М.: Изд-во иностранной литературы, 1957. 555 с. (Есть более поздние издания).

  31. Рожанский И.Д. Платон и современная физика // Платон и его эпоха. К 2400-летию со дня рождения. М.: Наука, 1979. С. 144-171.

  32. Сабо А. О превращении математики в дедуктивную науку и о начале ее обоснования // Историко-математические исследования. Вып. XII. М.: Физматгиз, 1959. С. 321-392.

  33. Салам А. Калибровочное объединение фундаментальных сил // УФН. 1980. Т. 132. Вып. 2. С. 229-253. (Нобелевские лекции по физике 1979 года).

  34. Сноу Ч.П. Две культуры: Сборник публицистических работ. Сокр. пер. с англ. Ю.С. Родман. Ред. и предисл. А.И. Арнольдова. М.: Прогресс, 1973. 143 с.

  35. Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: Учебная хрестоматия. 2-е изд., перераб. и доп. Составление, перевод, вступительные статьи, вводные замечания и комментарии А.А. Печенкина. М.: Логос, 1996. 396 с.

  36. Стяжкин Н.И. Формирование математической логики. М.: Наука, 1967. 508 с.

  37. Тулмин Ст. Человеческое понимание. Пер. с англ. З.В. Кагановой. Общ. ред. и вступ. статья П.Е. Сивоконя. М.: Прогресс, 1984. 327 с.

  38. Успенский В.А. Семь размышлений на темы философии математики // Закономерности развития современной математики: Методологические аспекты / Отв. ред. М.И. Панов. М.: Наука, 1987. С. 106-154.

  39. Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. М.: Наука. Гл. ред. восточ. лит., 1992. 250 с.

  40. Франк Ф. Философия науки. Связь между наукой и философией: Пер. с англ. Н.В. Воробьева / Общ. ред. Г.А. Курсанова. Изд. 2-е. М.: ЛКИ, 2007. 512 с.

  41. Хорган Дж. Конец науки: Взгляд на ограниченность знания на закате Века Науки. Пер. с англ. М. Жуковой. СПб.: Амфора, 2001. 479 с.

  42. Янг Л. Лекции по вариационному исчислению и теории оптимального управления. Пер. с англ. М.: Мир, 1974. 488 с.


  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение проблемы разграничения физики и математики в философии Платона и Аристотеля. Современное значение Аристотелевой «физики качеств» iconПринципы и формы государства в учениях платона и аристотеля
В целом ряде случаев воспроизводить эти идеи приходится лишь по дошедшим до нас фрагментам произведений мыслителей, свидетельствам...
Решение проблемы разграничения физики и математики в философии Платона и Аристотеля. Современное значение Аристотелевой «физики качеств» iconО проведении VIII районного методического фестиваля «Уроки физики...
Чувашской Республики в целях распространения передового педагогического опыта в преподавании физики и математики в районе. Для выявления...
Решение проблемы разграничения физики и математики в философии Платона и Аристотеля. Современное значение Аристотелевой «физики качеств» iconУроки математики, физики и информатики в современной школе
Районный методический фестиваль "Уроки математики, физики и информатики в современной школе" является массовой формой повышения квалификации...
Решение проблемы разграничения физики и математики в философии Платона и Аристотеля. Современное значение Аристотелевой «физики качеств» iconПлан реферата. Введение. Учение Платона об идеях. Критика Аристотелем учения Платона об идеях
Данный реферат посвящен философским трудам двух выдающихся философов античности Платона и Аристотеля
Решение проблемы разграничения физики и математики в философии Платона и Аристотеля. Современное значение Аристотелевой «физики качеств» icon«Формирование творческой индивидуальности учащихся средствами современных...
Обобщение опыта работы учителя математики и физики первой квалификационной категории
Решение проблемы разграничения физики и математики в философии Платона и Аристотеля. Современное значение Аристотелевой «физики качеств» iconРеферат Сравнение взглядов на модель государства у Платона и Аристотеля
Впервые над вопросом идеального государства задумались древнегреческие философы, которые подробно описали это в своих произведениях....
Решение проблемы разграничения физики и математики в философии Платона и Аристотеля. Современное значение Аристотелевой «физики качеств» iconЗакон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли (урок физики...
«Недели физики и астрономии». Лекционный характер материала отражает исторический ход развития взглядов видения Вселенной от учения...
Решение проблемы разграничения физики и математики в философии Платона и Аристотеля. Современное значение Аристотелевой «физики качеств» iconОтчет о проведении предметной недели математики, физики и информатики
С 17 по 23 ноября в нашей школе прошла предметная неделя математики, физики и информатики
Решение проблемы разграничения физики и математики в философии Платона и Аристотеля. Современное значение Аристотелевой «физики качеств» iconБюллетень по итогам недели математики, информатики и физики
Неделя математики, информатики и физики проходила в период с 17 по 21 марта 2014 года
Решение проблемы разграничения физики и математики в философии Платона и Аристотеля. Современное значение Аристотелевой «физики качеств» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Решение проблемы разграничения физики и математики в философии Платона и Аристотеля. Современное значение Аристотелевой «физики качеств» iconПлан работы шмо учителей математики и физики на 2012-2013учебный год
Методическое объединение учителей математики и физики работа по принятому плану. В течение года мо работала над проблемой «Развитие...
Решение проблемы разграничения физики и математики в философии Платона и Аристотеля. Современное значение Аристотелевой «физики качеств» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дош №87 учителем физики Нечипоренко И. Д. и учителем математики- чубко Е. В. был проведен запланированный семинар учителей физики...
Решение проблемы разграничения физики и математики в философии Платона и Аристотеля. Современное значение Аристотелевой «физики качеств» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В работе шмо приняли участие учитель математики Лимина Р. В., учитель математики и физики Петрунькин А. С., учитель химии и географии...
Решение проблемы разграничения физики и математики в философии Платона и Аристотеля. Современное значение Аристотелевой «физики качеств» iconРеферат по теме «Межпредметные взаимосвязи физики и математики в курсе основной школы»
Работу выполнила Колобова Елена Николаевна, учитель физики средняя общеобразовательная школа N12 г. Пушкино
Решение проблемы разграничения физики и математики в философии Платона и Аристотеля. Современное значение Аристотелевой «физики качеств» iconВопросы по истории философии права для сдачи кандидатского минимума
Философские и правовые взгляды в Древней Греции (софисты, политико-правовые учения Платона, Аристотеля, Эпикура)
Решение проблемы разграничения физики и математики в философии Платона и Аристотеля. Современное значение Аристотелевой «физики качеств» iconАнализ работы методического объединения учителей математики, физики...
Методическое объединение учителей математики, физики и информатики строило свою работу в соответствии с проблемой лицея «Создание...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск