Скачать 0.6 Mb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Институт политики, права и социального развития Кафедра теории и истории государства и права «Утверждаю» Заведующий кафедрой теории и истории государства и права С.В. Ширяева ____________________ Решение заседания кафедры Протокол № 1 «30» августа 2012г. Рабочая программа модуля М.2.КВ1 «Избирательное право и избирательный процесс в России» Институт политики, права и социального развития Направление: 030900.68 Юриспруденция Кафедра теории и истории государства и права Составитель: Ширяева С.В., профессор кафедры теории и истории государства и права, к.ю.н., доцент Москва-2012 1. Пояснительная записка Избирательное право и сопутствующее ему законодательство без всякого преувеличения приобретает особый социально-политический статус и, как следствие, вполне обоснованно претендуют на самостоятельное предназначение в публично-правовой системе России. Все это объясняет повышенный интерес, который привлекает к себе избирательная проблематика в юридической научной литературе. Вместе с тем, несмотря на значительный объем исследований современного состояния российской избирательной системы до сих пор многие принципиальные вопросы юридической стороны избирательных отношений освещаются и преподносятся фрагментарно и весьма противоречиво. Это касается даже таких отправных начал в уяснении существа избирательного права как объективного правового феномена, которые связаны с его предметом, содержанием и местом в правовой системе Российской Федерации. Попытки определить понятие объективного избирательного права уже неоднократно предпринимались в отечественной правовой науке. При этом, как правило, они преимущественно ограничивались констатацией того очевидного факта, что российское избирательное право неразрывно связано с осуществлением предусмотренного Конституцией Российской Федерации (ст. 32) права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Одни исследователи обозначают его как совокупность правовых норм, регулирующих субъективное избирательное право российских граждан и порядок реализации этого права. Аналогичного мнения придерживаются и другие исследователи, сравнивая избирательное право и законодательство с правовым обеспечением общественных отношений, связанных с осуществлением права граждан избирать и быть избранными в представительные органы государственной и муниципальной власти, а также на выборные исполнительные должности. Основные цели и задачи курса. Цель: изучения дисциплины «Избирательное право и избирательный процесс в России» заключается в комплексном исследовании всех этапов выборной кампании, выявлении проблемных вопросов избирательного права и избирательного процесса. Курс «Избирательное право и избирательный процесс в России» охватывает выборы разных уровней в органы государственной власти и местного самоуправления: от Президента России до глав муниципальных образований; от Государственной Думы до депутатов представительных органов муниципального образования. Задачи: уметь - осуществлять научно-исследовательскую деятельность в области новейших тенденций и направлений в сфере избирательного права и избирательного процесса, инновационной политики, философии и методологии политической науки, готовность и способность к развитию научного знания в области избирательных технологий, государстве и власти; осуществлять научно-исследовательскую деятельность в области новейших тенденций и направлений предвыборной кампании, инновационной политики, философии и методологии политической науки, готовность и способность к развитию научного знания о политике, государстве и власти; знать – методологию разработки стратегий, программ и планов в сфере общественно-политической деятельности для политических деятелей, партий, органов власти, средств массовой информации и экономических субъектов, готовность оказывать им консультационные услуги и осуществлять их аналитическое сопровождение; способы и методы организации политического тренинга, целенаправленного и систематического формирования оптимальных моделей поведения лиц, действующих в административно-политической и публично-политической сферах; технологию разработки индивидуальных методик консультирования с учетом психологических и политико-культурных особенностей консультируемых лиц и организаций и характеристик общественно-политической среды их деятельности; владеть - навыками профессионального составления и оформления научно-технической документации, научных отчетов, обзоров, докладов и статьей, проектов научно-исследовательских разработок в соответствии с нормативными документами, а также к разработке новаторских форматов публикаций; владение навыками редактирования научных текстов; способность к проведению научных дискуссий по актуальным проблемам современной политической науки - быть компетентным в осуществлении экспертизы в области избирательного права и процесса, а также комплексной политической диагностики, в организации работы по объяснению, прогнозированию предвыборных процессов и проблемных ситуаций; в организации политических кампаний и управлению ими, владение избирательными технологиями и другими видами политической мобилизации. Объем в ЗЕ: 3 зачетных единицы Время изучения: курс 2 семестр 3 Взаимосвязь с другими модулями: Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: М2.Б1 История политических и правовых учений М2.В1 Право и политика М2.В2 Права человека: теория и практика М2.В3 Институт ответственности в праве М2.В8 Личность в политической системе общества Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: М.2.КВ2 Правовое регулирование деятельности политических партий и общественных объединений М.2.КВ4 Нормативно-правовое регулирование лоббизма М.2.КВ5 Функционирование правовой системы России на современном этапе ФТД.1 Основы теории правового социального государства ФТД.2 Правовые основы управления человеческими ресурсами ФТД.4 Современное российское законодательство о СМИ Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ Кластерная принадлежность ОМ: нормативный Модуль направлен на формирование следующих компетенций: общекультурными компетенциями (ОК): осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); профессиональными компетенциями (ПК): в правоприменительной деятельности: способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2); в научно-исследовательской деятельности: способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11); Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач: а) правотворческая деятельность: подготовка нормативных правовых актов; б) правоприменительная деятельность: обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм; составление юридических документов; в) правоохранительная деятельность: обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; охрана общественного порядка; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений; защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц; г) экспертно-консультационная деятельность: оказание юридической помощи, консультирование по вопросам права; осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов; д) организационно-управленческая деятельность: осуществление организационно-управленческих функций; е) научно-исследовательская деятельность: проведение научных исследований по правовым проблемам; участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности; ж) педагогическая деятельность: преподавание юридических дисциплин; осуществление правового воспитания. Формы освоения ОМ : Коммуникативные задания. Круглый стол: беседа, в которой «на равных» участвует группа обучающихся, во время которой происходит обмен мнениями, как между ними, так и с остальной аудиторией. «Снежный ком»: метод обучения межличностному общению в малых и больших группах, развитие коммуникативных умений и способностей. Методика: индивидуальная работа – работа в парах – работа в малых группах – работа в больших группах. Дебаты: явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников — представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп), — и опровержений Дискуссия: исследование, разбор; заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или в сопоставлении информации, идей, мнений, предположений. Аналитические задания. Экспертная оценка: Процедура получения оценки проблемы на основе группового мнения специалистов (экспертов). Совместное мнение обладает большей точностью, чем индивидуальное мнение. Данный метод можно рекомендовать для получения качественных оценок, ранжирования - например для сравнения нескольких проектов по их степени соответствия заданному критерию. Кейсы и имитационные упражнения. Кейс: изучение типовых ситуаций в ходе коллективного анализа образцов принятия решений. Предполагает: описание конкретной практической ситуации, предлагаемой студенту для самостоятельного анализа;- набор учебных материалов на разнородных носителях (печатные, аудио-, видео-, электронные материалы), выдаваемых студенту для самостоятельной работы; - набор учебных материалов на разнородных носителях (печатные, аудио-, видео-, электронные материалы). Тесты. Тесты с однозначным выбором ответа: на каждое задание предлагается несколько вариантов ответа, из которых только один верный. В математике это обычно числовые ответы или ответы в координатной записи. Тест с многозначным ответом: в варианты ответа может быть внесено более одного верного ответа, но в разных видах. Либо среди ответов может не быть верных ответов. Тогда в результате каждому номеру заданий должен быть выставлен прочерк. Тесты с закрытой формой задания: тест, состоящий из двух частей: одна содержит утверждение или вопрос, а вторая - несколько возможных ответов, из которых один - правильный. Проверяемый, выбирая ответ, должен указать именно этот вариант. Тесты с открытой формой задания: тесты, не содержащие готовых ответов. Студент формулирует ответы в свободной форме, тем самым можно прояснить логику тестируемого, его способность формулировать и аргументировать ответ. Тесты, содержащие задания на соответствие: тесты, предполагающие уставить соответствие элементов одного множества элементам другого множества. Тесты с заданиями на группировку информации: тесты, при прохождении которых тестируемый должен узнать представленную информацию, проанализировать ее по заданному критерию и отнести информационные блоки к соответствующим параметрам: понятиям, явлениям, процессам и т.д. Сложность теста определяется характером информативной части и количеством заявленных групп. Тесты с заданиями на группировку информации: тесты, при прохождении которых тестируемый должен узнать представленную информацию, проанализировать ее по заданному критерию и отнести информационные блоки к соответствующим параметрам: понятиям, явлениям, процессам и т.д. Сложность теста определяется характером информативной части и количеством заявленных групп. Тесты с заданиями на исключение лишнего: тесты, позволяющие определить умение студента установить закономерные связи между элементами представленного списка (историческими датами, именами, событиями, понятиями, географическими объектами и проч.) и на этом основании сделать вывод об их сходстве или различии. Тесты перекрестного выбора: в них предлагается сразу несколько заданий и несколько ответов к ним. Количество ответов рекомендуется планировать несколько больше, чем заданий. В результате учащийся должен предоставить цепочку двузначных чисел. Эти тесты также могут быть однозначными и многозначными. Креативные задания. «Аквариум»: метод обучения, направленный на освоение разноаспектного анализа исследуемой проблемы и развитие рефлексивных способностей обучающихся. Предполагает одновременную работу двух групп - внутренней и внешней. Внутренняя группа участвует в обсуждении какой-либо темы/проблемы, при этом члены внешней группы выступают в роли наблюдателей за происходящим во внутренней. Эссе: (от латинского слова - взвешивание, английского и французского - очерк, статья) - прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно. Автор эссе анализирует избранную проблему (эстетическую, философскую, экологическую и т.д.). Эссе издревле формировался в сочинениях, в которых автор выступает одновременно рассказчиком и героем. Опрос. Устный опрос: вид устного контроля, осуществляемый в вопросно-ответной форме Письменный опрос: вид письменного контроля, осуществляемый в вопросно-ответной форме. Задания на работу с информацией. Анализ различных типов данных: работа с информацией, заданной в различном виде (в виде таблиц, графиков, диаграмм и т.д.) Реферирование: краткое, чаще всего письменное, изложение научной работы – статьи или книги (или нескольких научных работ). Изложение одной работы обычно содержит указание на тему и композицию реферируемой работы, перечень ее основных положений с приведением аргументации, реже – описание методики и проведение эксперимента, результатов и выводов исследования. Аннотирование: предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения. Планирование: краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала. Тезирование: лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала Конспектирование: краткое и последовательное изложение содержания прочитанного. Комплексные задания. Курсовая работа: это индивидуальное задание, которое предполагает разработку совокупности документов (расчетно-пояснительной или пояснительной записки, при необходимости - графического, иллюстративного материала), и является творческим или репродуктивным решением конкретной задачи относительно объектов деятельности специалиста (устройств, оборудования, технологических процессов, механизмов, аппаратных и программных средств, или их отдельных частей; экономических, социальных, лингвистических проблем и т.п.), выполненной студентом самостоятельно под руководством преподавателя в соответствии с задачей, на основе приобретенных по данной и смежным дисциплинам знаний и умений. Проект: в основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Дидактические игры. Деловая игра: это форма воссоздания в учебном процессе предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида труда. Проведение деловой игры представляет собой развертывание особой, игровой деятельности участников на имитационной модели, воссоздающей условия и динамику производства. Деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватные по сравнению с традиционным обучением условия формирования (точнее, выращивания) личности специалиста. Пример деловой игры - судебное заседание обсуждение, имитирующее судебное разбирательство. Формы контрольных и учебных заданий: 1 уровень сложности. Задания, выявляющие знание норм, характеризующих данную профессиональную деятельность, в том числе с точки зрения общечеловеческих ценностей: тесты с закрытой (с однозначным и многозначным выбором ответа) и открытой формой задания; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрестного выбора. 2 уровень сложности. Задания, выявляющие способность оценить ситуацию, поступок с точки зрения социальных норм, сформировать и аргументировать собственное отношение: дебаты, дискуссия, выступление на круглом столе, экспертная оценка, эссе, кейс (юридическая задача, этическая задача), «снежный ком». 3 уровень сложности. Задания, выявляющие способность сделать вывод, принять решение, действовать в соответствии с личностно принятыми нормами: деловая игра (например, судебное разбирательство), «аквариум». Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 50/50 % - нормативный Технологическая карта образовательного модуля
2. Объем модуля и виды учебной работы
3. Содержание модуля 3.1. Разделы модуля и виды занятий
3.2. Содержание разделов ОМ
Основные понятия |
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Пояснительная записка Программа «Избирательное право и избирательный процесс» При подготовке рабочей программы использовалась авторская программа элективного курса Брикез М. А., Гончар Э. В. Рукавишниковой О.... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Рабочая программа учебной дисциплины избирательное право и избирательный... В рамках учебной дисциплины «Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации» обучающийся готовится решать следующие... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г. Аннотированная... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Решение заседания кафедры Протокол №2 «24» октября 2011г рабочая... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... |