МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный университет»
Кафедра уголовного права и уголовного процесса
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета экономики и права Т.М. Ожерельева ______________________
«____» __________________ 2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ» Направление подготовки
030900.62 Юриспруденция
(код и наименование направления подготовки)
Общий профиль
(наименование профиля подготовки) Квалификация выпускника
бакалавр Форма обучения
очная
Бузулук 2011
Рецензент Ст. преподаватель кафедры уголовного права и уголовного процесса Телекало И.М. Рабочая программа дисциплины «Правоохранительные органы» /сост. О.В. Курманенко. – Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2011. – 25 с.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам очной формы обучения полного и сокращенного сроков обучения по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» во 2 семестре.
Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030900.62 «Юриспруденция», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г. № 464
Составитель ______________О.В. Курманенко
«____»______________2011 г.
©Курманенко О.В., 2011
©БГТИ (филиал) ОГУ, 2011 Содержание
|
| с.
| 1
| Цели и задачи освоения дисциплины………………………..……………………..
| 4
| 2
| Место дисциплины в структуре ООП ВПО........……………………………….….
| 4
| 3
| Требования к результатам освоения содержания дисциплины..............................
| 4
| 4
| Содержание и структура дисциплины....……………………………………….….
| 6
| 4.1
| Содержание разделов дисциплины..........................................................................
| 6
| 4.2
| Структура дисциплины.............................................................................................
| 9
| 4.3
| Практические занятия (семинары)....………………………………………………
| 10
| 4.4
| Самостоятельное изучение разделов дисциплины…………………………….….
| 11
| 5
| Образовательные технологии....................................................................................
| 11
| 5.1
| Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях………………………………………………………………………………
| 12
| 6
| Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации....................................................................................................................
| 13
| 7
| Учебно-методическое обеспечение дисциплины ...................................................
| 17
| 7.1
| Основная литература……………………………………………………….………..
| 17
| 7.2
| Дополнительная литература…………………………………………………...…....
| 18
| 7.3
| Периодические издания.....…………………………………….……………………
| 19
| 7.4
| Методические указания к практическим занятиям ................................................
| 21
| 7.5
| Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий .................................................................................................................
| 21
| 7.6
| Интернет-ресурсы……………………………………………………………………
| 21
| 8
| Материально-техническое обеспечение дисциплины………………..................
| 21
|
| Лист согласования рабочей программы дисциплины………………...................
| 23
|
| Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины………..................
| 24
| 1 Цели и задачи освоения дисциплины Цели освоения дисциплины «Правоохранительные органы» - формирование у студентов представлений: о правосудии и его демократических принципах; об истории становления и перспективах развития судебной системы РФ; об истории развития нормативной правовой базы правосудия в ее современном состоянии.
Задачи: Теоретическое освоение студентами системы правоохранительных органов, их место в государственном аппарате и компетенцию. Приобретение умения анализировать нормы Конституции РФ, законы, подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие организацию и функционирование правоохранительных органов РФ и давать им правовое толкование; иметь навыки оформления процессуальных документов, решения ситуативных задач, использования нормативно-правовых актов.
2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО Дисциплина «Правоохранительные органы» является дисциплиной вариативной части профессионального цикла дисциплин федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация - «бакалавр»).
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Конституционное право России, Теория государства и права, История отечественного государствам и права.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: Уголовный процесс, Гражданский процесс, Нотариат, Административное право, Адвокатура РФ, Прокурорский надзор. 3 Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности):
а) общекультурных (ОК):
стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7).
б) профессиональных (ПК):
способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
систему правоохранительных органов, их место в государственном аппарате и компетенцию;
- специфику и проблемы реформирования судебной системы.
Уметь:
- анализировать нормы Конституции РФ, законы, подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие организацию и функционирование правоохранительных органов РФ и давать им правовое толкование;
- анализировать статистический материал.
Владеть:
- навыками оформления процессуальных документов, решения ситуативных задач, использования нормативно-правовых актов;
- принципами и методами организации и функционирования правоохранительных и судебных органов.
Приобрести опыт деятельности:
- по поведению человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование;
- по оформлению основных процессуальных документов;
- по основным правилам обращения в суд и другие правоохранительные органы. 4 Содержание и структура дисциплины 4.1 Содержание разделов (модулей) дисциплины
№ раздела
| Наименование раздела модуля
| Содержание раздела (модуля)
| Форма текущего контроля
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1
| Общие положения о правоохранительной и правоприменительной деятельности
| Правоохранительная деятельность: ее признаки, понятие и задачи; основные направления (функции) правоохранительной деятельности и общая характеристика органов, осуществляющих ее; Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы»;
Соотношение дисциплины «Правоохранительные органы» с другими юридическими дисциплинами.
Законодательство и иные правовые акты о правоохранительных органах: классификация правовых актов о правоохранительных органах по их содержанию, по юридическому значению
| Написание реферата
Тестирование
Юридический словарь
| 2
| Судебная система России
| Судебная власть и судебная система:
понятие судебной власти; органы судебной власти; признаки судебной власти; судебная система; судебная инстанция; органы судейского сообщества; Конституционный суд РФ; суды общей юрисдикции: мировые судьи в РФ; районный суд; Верховные суды субъектов РФ; военные суды; Арбитражные суды РФ
| Тестирование
Юридический словарь
Рубежный контроль
Составление схем
Написание реферата
| 3
| Виды правоохранительных органов
| Органы обеспечения охраны порядка и безопасности в Российской Федерации Органы предварительного расследования и прокурорского надзора
Органы по правовому обеспечению и правовой помощи
| Написание реферата
Тестирование
Юридический словарь
Рубежный контроль
Составление схем
Решение задач
|
4.2 Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины для студентов 123, 121 групп во 2 семестре составляет 2 зачетные единицы (72 часа)
Вид работы
| Трудоемкость, часов
| 123 группа
| 121 группа
| Всего
|
| 2 семестр
| 2 семестр
| Общая трудоемкость
| 72
| -
| 72
| Аудиторная работа:
| 45
| -
| 45
| Лекции (Л)
| 9
| -
| 9
| Практические занятия (ПЗ)
| 36
| -
| 36
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
| -
| Самостоятельная работа:
| 27
| -
| 27
| Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)
| -
| -
| -
| Расчетно-графическое задание (РГЗ)
| -
| -
| -
| Реферат (Р)
| 6
| -
| 6
| Эссе (Э)
| 6
| -
| 6
| Самостоятельное изучение разделов
| 7
| -
| 7
| Контрольная работа (К)
| -
| -
| -
| Самоподготовка:
- проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий,
- подготовка к лабораторным и практическим занятиям,
- подготовка к коллоквиумам,
- подготовка к рубежному контролю
| 8
2
2 2
2
| -
| 8
2
2 2
2
| Подготовка и сдача экзамена
| -
| -
| -
| Переаттестация
|
| 72
| 72
| Вид итогового контроля (зачет, экзамен)
| зачет
|
Общая трудоемкость дисциплины для студентов 1023, 1020 групп во 2 семестре составляет 2 зачетные единицы (72 часа)
Вид работы
| Трудоемкость, часов
| 1023 группа
| 1020группа
| Всего
|
| 2 семестр
| 2 семестр
| Общая трудоемкость
| 72
| -
| 72
| Аудиторная работа:
| 45
| -
| 45
| Лекции (Л)
| 9
| -
| 9
| Практические занятия (ПЗ)
| 36
| -
| 36
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
| -
| Самостоятельная работа:
| 27
| -
| 27
| Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)
| -
| -
| -
| Расчетно-графическое задание (РГЗ)
| -
| -
| -
| Реферат (Р)
| 6
| -
| 6
| Эссе (Э)
| 6
| -
| 6
| Самостоятельное изучение разделов
| 7
| -
| 7
| Контрольная работа (К)
| -
| -
| -
| Самоподготовка:
- проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий,
- подготовка к лабораторным и практическим занятиям,
- подготовка к коллоквиумам,
- подготовка к рубежному контролю
| 8
2
2 2
2
| -
| 8
2
2 2
2
| Подготовка и сдача экзамена
| -
| -
| -
| Переаттестация
|
| 72
| 72
| Вид итогового контроля (зачет, экзамен)
| зачет
|
Разделы дисциплины, изучаемые во втором семестре
№
раз-
дела
| Наименование разделов
| Количество часов
| Всего
| Аудиторная
работа
| Вне-
ауд.
работа
СР
| Л
| ПЗ
| ЛР
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 1
| Общие положения
| 17
| 3
| 12
| -
| 2
| 2
| Судебная система России
| 35
| 3
| 12
| -
| 20
| 3
| Виды правоохранительных органов
| 20
| 3
| 12
| -
| 5
|
| Итого:
| 72
| 9
| 36
| -
| 27
|
4.3 Практические занятия (семинары)
№
занятия
| №
раздела
| Тема
| Кол-во часов
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1,2
| 1
| Понятие правоохранительной и правоприменительной деятельности. Законодательство и иные правовые акты о правоохранительных органах Демократические принципы правосудия.
| 4
| 3,4
| 2
| Судебная власть. Судейское сообщество
| 4
| 5,6
| 2
| Конституционный Суд Российской Федерации. Арбитражные суды Российской Федерации
| 4
| 7,8
| 2
| Суды общей юрисдикции
| 4
| 9,10
| 3
| Органы обеспечения охраны порядка и общественной безопасности. Органы обеспечения государственной безопасности
| 4
| 11,12
| 3
| Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. Служба судебных приставов
| 4
| 13,14
| 3
| Частная детективная и охранная деятельность.
| 4
| 15,16
| 3
| Органы прокуратуры Российской Федерации. Органы предварительного расследования
| 4
| 17,18
| 3
| Нотариат в Российской Федерации. Адвокатура Российской Федерации
| 4
|
|
| Итого
| 36
|
4.4 Самостоятельное изучение разделов дисциплины
№
раздела
| Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение
| Кол-во часов
| 1
| 2
| 3
| 1
| Конституция Российской Федерации как источник права
| 1
| 2
| Порядок образования третейских судов в Российской Федерации
| 1
| 2
| Статус присяжных заседателей
| 1
| 2
| Обеспечение деятельности судов общей юрисдикции
| 1
| 2
| Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации
| 1
| 2
| Предпосылки, условия и порядок отбора кандидатов на должность судей
| 1
| 2
| Механизм наделения судебными полномочиями
| 1
|
| Итого
| 7
|
5 Образовательные технологии В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация - «бакалавр») реализуются различные виды учебной работы, дающие наиболее эффективные результаты освоения дисциплины, и в сочетании с внеаудиторной работой формируют и развивают требуемые компетенции обучающихся.
В процессе освоения дисциплины «Правоохранительные органы» используются следующие образовательные технологии:
Стандартные методы обучения:
Лекции;
Практические занятия;
Решение задач;
Обсуждение рефератов и докладов;
Письменные домашние работы;
Самостоятельная работа студентов, в которую включается анализ статистических данных, информации и интерпретация результатов;
Консультации преподавателей.
Методы обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий:
Бинарная лекция (лекция вдвоем);
Лекция- визуализация;
Лекция с заранее запланированными ошибками;
Лекция-беседа («диалог с аудиторией»);
Анализ конкретных ситуаций;
Учебные конференции;
Деловые игры.
5.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях
Семестр
| Вид занятия (Л, ПР)
| Используемые интерактивные образовательные технологии
| Количество
часов
|
| Л
| Лекция-визуализация: Судебная система РФ, Суды общей юрисдикции, Адвокатура
| 6
| Л
| Бинарная лекция: Нотариат
| 2
| Л
| Лекция с заранее запланированными ошибками: Конституционный Суд РФ
| 2
| Л
| Лекция-беседа: Органы обеспечения охраны порядка и общественной безопасности, Частные детективы и частные охранники
| 4
| ПР
| Учебная конференция: Органы обеспечения охраны порядка и общественной безопасности
| 2
| ПР
| Деловая игра: Суды общей юрисдикции
| 2
| ПР
| Анализ конкретных ситуаций: Нотариат, Адвокатура
| 4
| Итого:
| 22
|
6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Образцы тестов для проведения текущего контроля
1. Укажите, как называется решение коллегии присяжных заседателей по поставленным перед ней вопросам, включая основной вопрос о виновности подсудимого:
а) приговор;
б) вердикт;
в) апелляция;
г) определение. 2. Принцип законности распространяется только:
а) на суды и правоохранительные органы;
б) на органы исполнительной и законодательной власти;
в) на все органы власти государства, органы местного самоуправления, должностных лиц и граждан;
г) нет верного ответа. 3. Укажите, какое понятие раскрывает следующее определение: «Общие, руководящие, основные положения, определяющие организацию и деятельность государственных органов, осуществляющих судебную власть»:
а) идея;
б) императив;
в) лозунг;
г) принцип. 4. Укажите, когда впервые был предусмотрен в российском законодательстве институт присяжных заседателей:
а) в 1864 г.;
б) в 1993 г.;
в) в 1917 г.;
г) в 1825 г. 5. Укажите, как называется проверка вышестоящим судом законности и обоснованности судебных актов, не вступивших в законную силу, по имеющимся в деле и дополнительно представленным материалам: б) протест;
в) кассация;
г) конкуренция.
|