История развития авторского права





НазваниеИстория развития авторского права
страница1/8
Дата публикации16.04.2015
Размер0.83 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Право > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение

Глава 1.История развития авторского права.

1.1 История развития российского законодательства в области

авторского и смежных прав

1.2 Структура Российского законодательства

Глава 2. Понятие и содержание авторских и смежных прав

2.1. Понятие и виды авторских прав

2.2. Личные неимущественные права авторов

2.3. Имущественные права авторов

2.4. Понятие и сущность смежных прав

Глава 3. Правовое регулирование защиты авторских и смежных прав

3.1. Понятие «защиты авторских и смежных прав»

3.2. Формы защиты авторских и смежных прав

3.3. Способы защиты авторских и смежных прав

3.4. Гражданско-правовые способы защиты авторских и смежных прав

3.5.Административно-правовые способы защиты

авторских и смежных прав

3.6. Уголовно-правовые способы защиты авторских и смежных прав

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложения

Введение
Выбранная мною тема, на мой взгляд, наиболее актуальна, поскольку защита авторских и смежных прав принадлежит к числу наиболее сложных цивилистических проблем, имеющих непреходящую научную и практическую значимость.

В России, как и во многих других странах мира, авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.

Иначе говоря, любой продукт творчества независимо от того, насколько он корректен, этичен и вообще интересен окружающим, а также каким образом он выражен создателем, попадает под действие и защиту авторского права.

Помимо широко известных объектов авторского права (литературные, музыкальные, аудиовизуальные, фотографические (и аналогичные) произведения, программы для ЭВМ, произведения живописи, скульптуры, графики и дизайна), к объектам авторского права также относятся производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, обзоры и другие переработки произведений науки, литературы и искусства) и различные творческие составные произведения (в том числе различные сборники (энциклопедии, антологии, базы данных). При этом необходимо напомнить, что авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты, что, впрочем, не мешает защищать эти объекты, например по средствам патентного права.

Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме: письменной, устной, звуко - или видеозаписи (например, механической, магнитной, цифровой, оптической), изображения (например, рисунок, эскиз картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр) или любых других формах выражения.

До принятия Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" вопросы охраны смежных прав регулировались всего тремя статьями Основ гражданского законодательства (ст. 141-143), что само по себе не позволяло сколько-нибудь полно регламентировать данные отношения.

В соответствии с частью 1 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Все объекты, которые создаются творческими усилиями людей, представляют ценность для общества и также нуждаются в общественном признании и правовой охране.

Закон "Об авторском праве и смежных правах" является общим законом, регулирующим отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права). Он принят 9 июля 1993 г. (с последующими изменениями от 19 июля 1995 г. и 20 июля 2004 г.). Закон "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" является специальным законом, регулирующим отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием программ для ЭВМ и баз данных, который принят 23 сентября 1992 г.

Принятые законы об авторском праве и смежных правах способствовали тому, что произведения науки, литературы и искусства, а также объекты смежных прав стали выгодными объектами гражданского оборота.

Одновременно законодательством определен баланс прав авторов и интересов общества, в частности, в области образования, научных исследований и доступа к информации.

Глава 1.История развития авторского права.
1.1 История развития российского законодательства в области авторского права
Впервые положения об авторском праве в России получили свое отражение в Цензурном уставе 1828 г., а именно в главе " О сочинителях и издателях" России и в Положении о правах сочинителей, которое являлось приложением к Цензурному уставу.

В 1830 году было утверждено Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей, а в 1877 г. нормы об авторском праве были предусмотрены в части первой Свода законов Российской империи.

Первый специальный закон в сфере авторского права в России был принят 20 марта 1911 г. и назывался "Положение об авторском праве". Этот закон, как по содержанию, так и по форме был "на голову выше" актов западноевропейских государств, что говорит о высоком профессиональном уровне российских цивилистов того времени.

В 1917 г. Положение об авторском праве 1911 г. было отменено. Кроме того, был принят ряд декретов ЦИК и СНК, многие из которых были направлены на установление государственной монополии на произведения науки, литературы и искусства.

Важную роль в регулировании отношений в области авторского права с середины 20-х годов вплоть до 1962 г. играли Основы авторского права 1925 и 1928 гг., а также Закон РСФСР "Об авторском праве" 1928 г. В этот период был принят также ряд постановлений ЦИК и СНК. Постановление ЦИК и СНК СССР, один из первых полновесных нормативных правовых актов в области авторского права, принятых после Октябрьской революции 1917 года.

- устанавливал такие основополагающие институты данной отрасли права как авторство, объекты авторского права,

- значительно продлевал сроки охраны объектов авторского права, свободное использование произведений и другое.

Одной из особенностей Основ 1928 года являлось наличие норм, вводящих государственное регулирование отрасли. Так, условия договора об уступке прав на публичное исполнение произведений, издательского договора регламентировались законодательством союзных республик. Устанавливалась возможность принудительного выкупа авторского права на произведение правительством Союза ССР.

В 1961 г. были приняты Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, которые были введены в действие с 1 мая 1962 года (в дальнейшем - Основы). Исходя из Основ, был разработан и принят 11 июня 1964 г. Гражданский кодекс РСФСР, который был введен в действие на территории России с 1 октября 1964 г. В Основы и Гражданский кодекс РСФСР были включены отдельные разделы об авторском праве, положения которых предусматривали 15-летний срок действия авторского права после смерти автора. 27 мая 1973 г. СССР стал членом Всемирной конвенции об авторском праве. В целях приведения национального законодательство в соответствие с положениями настоящей конвенции Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 марта 1974 г. в ГК РСФСР были внесены изменения, и в частности был увеличен срок действия авторского права, вместо 15 лет предусматривалось 25 лет после смерти автора.

С 3 августа 1992 г. на территории России были введены в действие Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г., положения раздела IV которого впервые признали смежные права, кроме того, ими был увеличен срок действия авторского права до 50 лет, исключены содержащиеся в предыдущем законодательстве многие случаи использования произведений без согласия правообладателей и без выплаты им вознаграждения. Однако раздел IV настоящих Основ действовал на территории России недолго, всего один год, 3 августа 1993 г. он был признан не действующим. Именно с этого числа вступил в силу Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах", который приобрел ключевое отраслевое значение. Указанный Закон состоит из 5 разделов:

  1. Общие положения;

  2. Авторское право;

  3. Смежные права;

  4. Коллективное управление имущественными правами;

  5. Защита авторских и смежных прав.

13 марта 1995 —присоединение Российской Федерации к Всемирной Конвенции об авторском праве в редакции 1971 года (Парижская редакция) и Бернской Конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 года (в редакции Парижского акта 1979 года)

Парижская редакция Всемирной Конвенции явилась промежуточным этапом для подготовки законодательства России, а также других гражданских институтов общества, к полному выполнению требований Бернской Конвенции, несмотря на то, что и Бернская Конвенция, и Всемирная Конвенция в редакции 1971 года вступили на территории Российской Федерации одновременно. Это было связано с вводимой Бернской Конвенцией режима ретроохраны, т.е. восстановление сроков охраны произведений. Бернская Конвенция ввела гораздо более высокий уровень минимальной охраны произведений, обнародованных за рубежом, предоставление авторско-правовой охраны без соблюдения каких-либо формальностей, а также принцип национального режима.

2004 — внесение поправок в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах». По средствам данных поправок Закон:

- полностью восстановил режим так называемой ретроохраны,

установленной Бернской Конвенцией,

- скорректировал сроки предоставления охраны произведениям,

- ввел новое «Интернет-право» для более эффективного правового регулирования использования объектов авторского права в цифровых сетях и другое.

В целом, в настоящее время Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» полностью соответствует международному законодательству об авторском праве, отвечает современным запросам в сфере законодательства, связанных с использованием произведений в цифровых сетях и продуктах мультимедиа.

Историю развития законодательства об авторском праве на протяжении последних столетий можно рассматривать как поиск разумного баланса

интересов, своего рода "социального контракта" между автором и обществом, как беспрерывный ряд попыток сбалансировать потребности общества в свободном потоке идей и знаний с заинтересованностью автора в справедливом вознаграждении за творческий труд. Во всяком случае, именно на такой основе происходил перевод на юридический язык социально-политических и экономических требований.
1.2. Структура Российского законодательства
Нормативные правовые акты в России имеют важное значение в регулировании отношений в области авторского и смежных прав.

Нормативные правовые акты еще называют законодательством, когда используют этот термин в широком смысле. Законодательство принимается органами государства в определенной форме в пределах их компетенции.

Нормативные правовые акты составляют сложную структуру, построенную по вертикальному принципу, и имеют разную юридическую силу в зависимости от их места в этой структуре:

1) Конституция РФ

Высшую юридическую силу во внутригосударственном законодательстве имеют положения Конституции РФ, некоторые из которых непосредственно затрагивают вопросы авторского права и смежных прав. Так ст. 44 Конституции РФ гарантирует свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества.

2)Федеральные законы РФ

Следующим видом нормативных правовых актов в области авторского права и смежных прав являются федеральные законы, которые принимаются парламентом. Россия является федеративным государством (ст.1 Конституции РФ), что обуславливает разграничение законодательной компетенции федерации и субъектов федерации. Согласно ст.71 Конституции РФ правовое регулирование интеллектуальной собственности относится исключительно к ведению РФ. Это значит, что не может быть принят закон об авторском праве Москвы, Еврейской автономной области и т.д.

Среди федеральных законов следует особо выделить ГК РФ. На территории России действуют три части ГК РФ, в каждой из которых есть нормы, затрагивающие вопросы авторского права и смежных прав.

В настоящее время действуют некоторые положения Гражданского кодекса РСФСР.

Помимо гражданского законодательства отдельные правовые нормы, связанные с авторским правом и смежными правами содержатся также в уголовном (ст. 146 Уголовного кодекса РФ), административном (ст.7.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и процессуальном законодательстве.

Среди федеральных законов как источников авторского права и смежных прав следует выделить Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», Закон Российской Федерации «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» , Закон РФ "О средствах массовой информации" 1991 г., Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" 1992 г., Закон Российской Федерации "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" 1995 г.

Важная роль среди перечисленных законов принадлежит Закону РФ "Об авторском праве и смежных правах", содержащему 5 разделов.

Раздел 1. Общие положения. Первый раздел включает в себя общие положения, в рамках которых, в частности, раскрывается содержание понятий, используемых в законе.

Раздел 2. Авторское право. Второй раздел называется "Авторское право" и включает в себя, в частности, вопросы об объекте авторского права, о моменте возникновения авторского права на произведение, об обладателях авторского права, устанавливает особый правовой режим на аудиовизуальные и служебные произведения, раскрывает содержание прав на произведение, порядок использования произведения, содержит положения об условиях, форме авторского договора и об ответственности по авторскому договору, предусматривает переход авторского права по наследству. Положения закона о переходе авторского права по наследству следует изучать с учетом положений части 3 ГК РФ, вступившей в силу с 1 марта 2002 г. К объектам авторского права по российскому законодательству относятся произведения литературы, науки и искусства, представляющие собой результат творческого труда и выраженные в объективной форме, ими, в частности, являются литературные произведения (включая программы для ЭВМ), драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения, пантомимы, произведения живописи, скульптуры, произведения архитектуры, фотографии, планы, карты, эскизы и пластические произведения и т.д., перечень их в законе дан не исчерпывающим образом.

Авторское право на произведение возникает в силу создания произведения, никаких формальностей не требуется. В ст.9 Закона предусмотрена презумпция (презумпция есть предположение, что это так, а не иначе, пока не доказано обратное) авторства, согласно которой при отсутствии доказательств иного, автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения. В законе предусмотрено 2 вида авторских прав: личные неимущественные права и имущественные права. К личным неимущественным правам относятся: право авторства, права на имя, права на защиту репутации автора, право на обнародование (ст.15ЗоАП). Имущественное право - это право осуществлять или разрешать осуществлять воспроизведение, публичное исполнение, передачу в эфир и т.д. Обладателями авторского права являются авторы и их наследниками, имущественными правами могут обладать и иные лица в силу закона или договора.

Раздел 3. Смежные права. В этом разделе предусмотрено, на какие объекты признаются смежные права, кто является их обладателем, срок действия смежных прав, а также их содержание. К объектам смежного права по закону относятся: исполнение (постановка), фонограмма, передача организаций эфирного и кабельного вещания. Соответственно обладателями смежных прав являются исполнители, производители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания и их правопреемники. Содержание смежных прав составляют имущественные права, аналогичные в значительной степени с авторскими имущественными правами, у исполнителей содержание смежного права составляют также неимущественные права: право на имя и право на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя. Смежные права на исполнение действуют в течение 50 лет после первого исполнения или постановки. Права в отношении производителя фонограммы действуют в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока, в отношении организаций эфирного вещания права действуют в течение 50 лет после осуществления такой организацией первой передачи в эфир.

Раздел 4. Коллективное управление имущественными правами. Данный раздел состоит всего из 4-х статей и предусматривает осуществление имущественных прав авторов, исполнителей, производителей фонограмм и иных обладателей авторского права и смежных прав в случаях, когда в индивидуальном порядке реализовать права затруднительно, через организации по коллективному управлению. Так, например, при использовании произведений на телевидении автору невозможно отследить, кем, когда и сколько раз использовалось его произведение, а организации эфирного вещания в свою очередь затрудняются с каждым автором заключать авторский договор. В таких случаях и строятся взаимоотношения через организации по коллективному управлению. Однако данный институт не в достаточной мере урегулирован законодательством, существует немало проблем в этой сфере. В связи, с чем в настоящее время в рамках рабочей группы Роспатента разрабатывается проект федерального закона "О коллективном управлении имущественными авторскими и смежными правами".

Раздел 5. Защита авторских и смежных прав. Включает в себя гражданско-правовые меры защиты авторских и смежных прав, способы обеспечения иска по делам о нарушении авторских и смежных прав, раскрывает содержание понятия контрафактные экземпляры произведения и фонограммы. Следует отметить, что в законе содержится не исчерпывающий перечень способов защиты исключительных авторских и смежных прав, в связи, с чем обладатели исключительных прав помимо указанных в ст.49 Закона мер могут применить также меры, предусмотренные в ст.12 ГК РФ.

3)Указы Президента РФ

Следующим видом нормативных правовых актов в области авторского права и смежных прав являются указы Президента, которые не должны противоречить законам, например указ Президента Российской Федерации от 5 декабря 1999 г. № 1471 "О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения".

4)Постановления Правительства РФ

Далее по степени юридической силы следуют постановления Правительства Российской Федерации, которые могут приниматься только на основе и во исполнении законов, указов Президента Российской Федерации.

Среди актов Правительства Российской Федерации можно выделить постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 218 "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства", постановление Правительства РФ от 17 мая 1996 г. № 614 "О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнений". В постановлении Правительства РФ от 21 марта 1994 года устанавливается минимальное вознаграждение за публичное исполнение произведений, за воспроизведение произведений путем звукозаписи, за сдачу экземпляров звукозаписей и аудиовизуальных произведений в прокат, за воспроизведение произведений изобразительного искусства и тиражирование в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства. В постановлении Правительства РФ от 17 мая 1996 г. № 614 установлены ставки, носящие рекомендательный характер за использование исполнений (постановки) путем передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю; за воспроизведение и иное использование исполнения (постановки), включенного в фонограмму; за воспроизведение, в том числе на промышленных изделиях, исполнения (постановки), включенного в аудиовизуальное произведение, программу интерактивного типа (мультимедиа) для электронно-вычислительных машин, сдачу экземпляров аудиовизуального произведения и программы для электронно-вычислительных машин в прокат; за использование исполнения, включенного в фонограмму или аудиовизуальное произведение, при публичном исполнении в местах с платным и бесплатным входом. Немаловажную роль играет постановление Правительства РФ от 12 апреля 1999 г. № 413 "О совершенствовании деятельности федеральных органов исполнительной власти в области авторского права и смежных прав", в соответствии с которым на Российское агентство по патентам и товарным знакам возложены функции по вопросам совершенствования законодательства, международного сотрудничества и взаимодействия с общественными организациями в области авторского права и смежных прав.

5)Международные договоры

Большое значение в правовом регулировании отношений в области авторского права и смежных прав имеют международные договоры. Согласно положениям п.4 ст.15 Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Российская Федерация является участницей следующих международных договоров в области авторского права и смежных прав:

Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений (1886 г.) с 13 марта 1995 года. Россия участвует в Бернской конвенции с оговоркой, согласно которой действие конвенции не распространяется на произведения, которые на дату вступления Конвенции в силу для Российской Федерации уже являются на ее территории общественным достоянием. Россия намерена настоящую оговорку в ближайшее время снять.

Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве (в редакции 1952 г.) с 1973 г.

Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве (в редакции 1971 г.) с 1995 г.

Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности от 14 июля 1967 г.

Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (1971 г.) с 1995 г.

Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (1974 г) с 1988 г.

Международная конвенция по охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм вещательных организаций (Римская конвенция) (26 октября 1961 г.) с 23 мая 2003 г.

Двусторонние соглашения о взаимной охране авторских прав с Австрией, Венгрией, Польшей, Швецией, Китаем, Арменией и другими государствами.

Кроме того, 1 декабря 1997 г. подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и странами Европейского сообщества, в соответствии с которым к концу пятого года после вступления Соглашения в силу Российская Федерация должна обеспечить аналогичный существующему в Сообществе уровень защиты прав интеллектуальной собственности. В целях исполнения обязательств, вытекающих из настоящего соглашения России необходимо привести действующее законодательство в соответствие с директивами Европейского союза в области авторского права и смежных прав, Международной конвенцией об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций, Соглашением о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (TRIPS), заключенного в декабре 1993 года.

Не так давно, 20 декабря 2002 г. было принято Постановление Правительства РФ "О присоединении РФ к Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций".

В связи с нарушением интересов авторов, исполнителей, производителей фонограмм при использовании их объектов в сети Интернет и необходимостью их защиты в 1996 г. под руководством ВОИС были приняты Договор по авторскому праву и Договор по исполнениям и фонограммам, именуемые в практике Интернет-договоры. Благодаря данным договорам были решены некоторые проблемы, связанные с появлением новых информационных технологий. Так в ст. 8 Договора ВОИС по авторскому праву было предусмотрено исключительное право авторов разрешать любое обнародование произведений по проводам или средствам беспроволочной связи, включая их доведение до всеобщего сведения таким образом, что представители публики могут осуществлять доступ к таким произведениям из любого места и в любое время по их собственному выбору. Это правило затрагивает также интерактивное сообщение через Интернет, когда объект становится доступным по запросу пользователя. Аналогичное право предусмотрено ст. 14 Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам, обладателем которого являются производители фонограмм. Договоры обязывают договаривающиеся стороны обеспечить надлежащую правовую защиту от обхода технических средств, используемого авторами, исполнителями, производителями фонограмм для ограничения нелегального доступа к их произведениям, исполнениям, фонограммам, а также установить ответственность за устранение, изменение любой электронной информации об управлении правами без разрешения правообладателя на распространение, импорт, сообщение в эфир или доведение до всеобщего сведения произведений с измененной или устраненной электронной информацией об управлении правами (т.е. информацией, обеспечивающей возможность идентифицировать произведение, его правообладателя, автора, условия использования). Для вступления договоров в силу необходима ратификация 30 государствами. В декабре 2001 г. зарегистрировано 30 ратификаций Договора по авторскому праву, тридцатой страной, ратифицировавшей настоящей Договор стал Габон. Договор ВОИС по авторскому праву вступил в силу 13 марта 2002 года. Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам ратифицировали 30 государств, тридцатой страной, ратифицировавшей Договор стал Гондурас. Договор вступил в силу 20 мая 2002 года. Россия намерена присоединиться к Интернет-договорам. В этих целях, а также в целях выполнения взятых на себя обязательств по Соглашению о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и странами Европейского сообщества, снятия оговорки, с которой Россия присоединилась к Бернской конвенции, приведения закона в соответствие с Конституцией РФ был подготовлен проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах". В данном законопроекте в частности предусматривается увеличение срока действия авторского права до 70 лет по общему правилу с момента смерти автора, правовая защита от обхода технических средств и ряд других положений.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

История развития авторского права iconОбщая характеристика авторского права
Цель настоящей книги заключается в том, чтобы в простой и доступной форме рассказать о законодательстве, регулирующем объекты авторского...
История развития авторского права iconСтатья посвящена выявлению специфики объектов авторского права в...
Т. Г. Макаров, доцент кафедры правоведения Казанского национального исследовательского технологического университета, кандидат юридических...
История развития авторского права iconПрограмма курса «Римское частное право» 1 Тема 1
Понятие и история развития римского права. Отличия частного права от права публичного
История развития авторского права iconКомпьютерная обучающая программа как объект авторского права. Регистрация...
Компьютерная обучающая программа как объект авторского права. Регистрация и сертификация обучающей программы
История развития авторского права iconМ. В. Кричевцев История государства и права зарубежных стран Учебно-методический...
«История государства и права зарубежных стран» является одной из обязательных дисциплин в образовательной подготовке студентов юридического...
История развития авторского права iconРеферат Авторские права и Интернет
Идея гипертекста как всемирной справочной системы все чаще вступает в противоречие с целями авторского права, призванными защищать...
История развития авторского права iconТематический план по курсу истории государства и права зарубежных...
История государства и права зарубежных стран: Учебно – методическое пособие для студентов очной (заочной) формы обучения по специальности...
История развития авторского права iconРеферат для сдачи кандидатского экзамена по философии права на тему:...
Сущность и история развития организации труда вахтовым методом
История развития авторского права iconА. А. Терениченко история отечественного государства и права
История отечественного государства и права. Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 030900. 62 «Юриспруденция»...
История развития авторского права iconТема Трудовое право как самостоятельная отрасль. История и тенденции...
Трудовым Кодексом РФ. Соглашение об изменении условий трудового договора заключается в письменной форме./ст. 72
История развития авторского права iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины...
России и на этой основе дать характеристику процессу становление и развития трудового права как самостоятельной отрасли российского...
История развития авторского права iconМ. Г. Абрамова история государства и права зарубежных стран
История государства и права зарубежных стран. Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 030900. 62 «Юриспруденция»...
История развития авторского права iconУчебно-методический комплекс дисциплины «история государства и права зарубежных стран»
Цель курса – изучить мировой опыт развития государства и права на примере конкретных стран
История развития авторского права iconИстория государства и права зарубежныхстран
Андреева О. А. Проблемы методологии истории государства и права // История государства и права. – 2004. № С. 13
История развития авторского права iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности 12. 00. 01- теория...
Программа предназначена для поступающих в аспирантуру Московского городского педагогического университета по специальности 12. 00....
История развития авторского права iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема Трудовое право как самостоятельная отрасль. История и тенденции развития трудового законодательства в России. Понятие, предмет,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск