Скачать 257.56 Kb.
|
Негосударственное частное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Миссионерский институт при Ново-Тихвинском женском монастыре» теологический факультет кафедра теологии
Екатеринбург 2014 I. ПАСПОРТ ДИСЦИПЛИНЫ Направление подготовки: 033400 «Теология». Профиль подготовки: «Систематическая теология Православия» Квалификация (степень) выпускника: «Бакалавр» Для студентов всех форм обучения: Курс IV, семестр 7. Трудоемкость дисциплины по ФГОС-2010 (зач.ед/часы): 2/72 Форма итоговой аттестации: зачет. Составитель: Корепанов Константин Владиленович, старший преподаватель НОУ ВПО «Миссионерский институт». II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Цели и задачи дисциплины Цель курса: Используя научные и богословские знания, разбираясь в системе современного научного знания и естественнонаучных космологических концепциях современности научиться отстаивать свои убеждения и защищать основные элементы церковного вероучения перед лицом современных научных, философских, и социокультурных вызовов. Задачи курса: 1. Познакомиться с историей и методологией науки, чтобы определить, что может и чего не может наука; 2. Познакомиться с основными фактами и теориями современной науки, которые помогают понять изменчивость так называемой научной картины мира и которые помогают использовать данные науки для защиты основных истин христианской веры; 3. Используя научные факты и теории научиться аргументировано отстаивать основы христианского учения перед лицом различных социокультурных вызовов; 4. Овладеть навыками научного дискурса и научной полемики. 2. Место дисциплины в структуре ООП «Научная апологетика Православия» относится к разделу Б1 «Гуманитарного, социального и экономического цикла», вариативной части и тесно связана с такими дисциплинами как «Введение в Новый Завет», «Библеистика», «Догматическое богословие», «Каноническое право» и другими. Изучение курса знакомит студентов с методологией науки, элементами научного дискурса, что помогает разобраться в современном неструктурированном пространстве, где за данные науки часто выдаются совершенно ненаучные вещи, помогает воспитать собственное мышление. 3. Требования к результатам освоения дисциплины Поскольку основная задача курса – апологетическая, то предполагает не только теоретическое изучение определенных христианских или научных положений, но практическое владение навыком защиты православного мировоззрения и свидетельства о нём перед лицом мира, то семинарские занятия являются необходимым элементом курса. В результате изучения дисциплины студент должен знать:
уметь:
владеть:
III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Учебно-тематический план очной формы обучения
Учебно-тематический план вечерней формы обучения
Учебно-тематический план заочной формы обучения
IV. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕМЫ И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА Раздел 1. История и методология науки Тема 1.1. История науки Наука в Древней Греции: Милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, ионическая школа. Атомизм Демокрита. Естествознание Платона и Аристотеля. Архимед. Александрийская научная школа. Античная физика и математика. Средневековые естественно научные взгляды. Фома Аквинский. Николай Кузанский. Средневековые университеты. Магия и наука. «Мученики науки»: Дж. Бруно и Г.Галилей. Римская церковь и наука. Николай Коперник и Иоганн Кеплер. Наука после Реформации: Ф.Бэкон, Рене Декарт, И.Ньютон, Г.Лейбниц. Околонаучный мир: Парацельс, Бёме, Сведенборг. Взрыв развития науки в XIX веке. Основные направления развития науки в XIX веке. Спиритизм и наука – деятельность Д.И. Менделеева. Основные научные открытия в ХХ веке: Физика элементарных частиц, Теория относительности, Квантовая механика, Генетика, Кибернетика. Тема 1.2. История методологии науки. Современная методология естествознания. Методология науки. Теория «Двух книг». Эксперимент, гипотеза и теория. Тема 1.3. Проблемы и пределы науки. Научный прогресс и развитие человека. Теорема Гёделя. Научный прогресс и развитие человечества. Раздел 2. Современное естествознание (космология и геология) и Шестоднев. Тема 2.1. Толкования Шестоднева в истории богословия и науки. Толкования Шестоднева в истории богословия. Толкования Шестоднева с целью соотнесения с научными открытия. Основные проблемы согласования Шестоднева и науки. Представление о днях творения. Тема 2.2. Космологические гипотезы: история и современность. Астрофизика. Космологические гипотезы: Большой взрыв, Пульсирующая вселенная, «инфляционная теория». Реликтовое излучение, черные дыры, квазары, кометы. Эволюция звезд. Космологические концепции Хокинга. Тема 2.3. Шестоднев и современная наука. Развитие Земли. Структура и эволюция Солнечной системы. Возраст Вселенной, Солнечной системы и Земли. Происхождение и структура Земли. Происхождение атмосферы и воды. Проблема температуры. Проблемы геохронологии и радиоизотопное датирование. Движение континентов и образование гор. Вулканическая деятельность. Геология о потопе. Раздел 3. Современное естествознание (биология) и происхождение жизни.Тема 3.1. Основы биологии. Генетика. Происхождение жизни на земле: начальный биогеоценоз. Живое-неживое. Растение и животные. Клетка. Одноклеточные и многоклеточные. Аминокислоты. Белки. ДНК и РНК. Открытия генетики. Тема 3.2. Происхождение жизни и современная наука. Ископаемые останки и живой мир древности. Раздел 4. Эволюционные построения современного естествознания. Тема 4.1. Дарвинизм. Его эволюция, происхождение и критика. История становления эволюционной теории Дарвина. Дальнейшая эволюция Дарвинизма. Методология эволюционизма. Научная критика теории эволюции. Наука и свидетельство библии о творении живых существ. Тема 4.2. Неокреационизм. Неокреационизм. Попытки соединить эволюцию и креационизм. Тема 4.3. Антропология. Происхождение человека и точки зрения антропологии. Критика антропологических моделей. Разум и интеллект, душа и дух. Человек – животное. Раздел 5. Современное естествознание (физика и химия). Математика. Тема 5.1. Математика и основные законы физики. Краткая история математики. Методология математика. Проблема математической бесконечности. Классическая механика. Квантовая механика и теория относительности. Термодинамика и статистическая физика. Электричество и магнетизм. Тайны света. Физика элементарных частиц. Тема 5.2. Основы химии Периодическая система элементов Д.И. Менделеева. Межатомное взаимодействие и теория химической связи. Органическая химия. Раздел 6. Человек в науке. Мировоззрение и естествознание. Тема 6.1. Антропный принцип. Научная картина мира. Человек как субъект научного следования. Научная картина мира. Мировоззрение, религия и естествознание. Антропный принцип. Тема 6.2. Наука и человек. Вопросы нравственности. Человек как «объект» научного исследования. Наука и нравственность. Нравственные ценности и естественнонаучные исследования. ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Семинарское занятие 1, 2. (тема 2.1.) Толкования Шестоднева в истории богословия и науки. Вопросы для обсуждения:
Семинарское занятие 3, 4. (тема 2.3.) Шестоднев и современная наука. Развитие Земли. Вопросы для обсуждения:
Семинарское занятие 5, 6. (тема 4.1.) Дарвинизм. Его эволюция, происхождение и критика. Вопросы для обсуждения:
Семинарское занятие 7, 8. (тема 4.3.) Антропология. Вопросы для обсуждения:
Семинарское занятие 9, 10. (тема 6.2.) Наука и человек. Вопросы нравственности. Вопросы для обсуждения:
V. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ Раздел 1. История и методология науки
Раздел 2. Современное естествознание (космология и геология) и Шестоднев.
Раздел 3. Современное естествознание (биология) и происхождение жизни.
Раздел 4. Эволюционные построения современного естествознания.
Раздел 5. Современное естествознание (физика и химия). Математика.
Раздел 6. Человек в науке. Мировоззрение и естествознание.
VI. ОРГАНИЗАЦИЯ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ Требования к проведению зачета. После седьмого семестра студенты сдают зачет по всему курсу Научной апологетики Православия. Зачет предлагается совершить в форме рефератов. Темы рефератов студент выбирает в начале семестра и работает над ним в течение этого времени. Лучшие рефераты рекомендуются для публичного доклада и могут быть опубликованы на сайте института. Требования к написанию реферата. Реферат - письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. Рефераты могут являться изложением содержания научной работы, художественной книги и т. п. Главное требование, чтобы в работе обязательно был сделан вывод о том, как тот или иной научный факт, гипотеза или теория могут быть использованы в апологетике. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
VII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА 1. Рекомендуемая литература
2. Информационное обеспечение дисциплины Информационное обеспечение дисциплины осуществляется за счет следующих интернет-ресурсов:
|
Рабочая программа дисциплины гомилетика направление подготовки 033400 Теология Программа составлена на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в соответствии... | Рабочая программа по дисциплине «Коранистика» Направление подготовки – «Теология» (бакалавриат) Код дисциплины по учебному плану – 033400. 62 Квалификация – бакалавр | ||
Рабочая программа дисциплины Риторика и гомилетика Направление 033400 «Теология» Дисциплина является базовой дисциплиной профессионального цикла, частью модуля «Практическая теология конфессии». Для освоения дисциплины... | Методические указания по дисциплине «Деловое общение» составлены... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Аннотация рабочей програмы дисциплины «Введение в специальность»... Рабочая программа предназначена для студентов 3 курса факультета «исламская теология». рабочая программа составлена согласно требованиям... | Аннотация рабочей програмы дисциплины «Введение в специальность»... Рабочая программа предназначена для студентов 3 курса факультета «исламская теология». рабочая программа составлена согласно требованиям... | ||
Учебные программы часть 2 1 курс, 1 семестр Направление «Теология»... | Учебные программы часть 1 1 курс, 1 семестр Направление «Теология»... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины основы безопасности жизнедеятельности... Паспорт основной профессиональной общеобразовательной программы учебной дисциплины стр | Программа дисциплины Метафизика и теология для направлений 033000. 62 «Культурология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений 033000. 62 «Культурология»... | ||
Рабочая программа дисциплины в. Дв. 4 Корпоративное управление и... Программа одобрена на 2014-2015 учебный год на заседании кафедры «Стратегический менеджмент и управление инновациями» (Протокол №... | Учебно-методический комплекс дисциплины «психопатология» Направление подготовки: Направление подготовки: 050716. 65 Специальная психология | ||
Рабочая программа учебной дисциплины основная образовательная программа... Рабочая программа учебной дисциплины «Логика» составлена в соответствии с требованиями ооп 030900. 62 Направление Юриспруденция на... | Рабочая программа учебной дисциплины основная образовательная программа... Рабочая программа учебной дисциплины «Логика» составлена в соответствии с требованиями ооп 030900. 62 Направление Юриспруденция на... | ||
Рабочая программа дисциплины направление подготовки 020201 «Биология (специалитет)» Программа дисциплины предназначена для студентов 4 курса факультета естественных наук, направление подготовки 020201 «Биология (специалист)».... | Паспорт программы дисциплины Область применения программы Рабочая программа дисциплины является частью образовательной программы высшего образования в соответствии с фгос впо по направлению... |