Скачать 212.82 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Философский факультет УТВЕРЖДАЮ ___________________________ "__" __________________20__ г. Рабочая программа дисциплины Риторика и гомилетика Направление 033400 «Теология» Профиль подготовки «Государственно-конфессиональные отношения» Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Саратов, 2013 год
Целями освоения дисциплины «Риторика и гомилетика» являются:
Дисциплина является базовой дисциплиной профессионального цикла, частью модуля «Практическая теология конфессии». Для освоения дисциплины «Риторика и гомилетика» студент должен владеть лингвистической терминологией в объеме школьного курса, уметь пользоваться научной литературой и словарями. В результате её освоения студент должен овладеть - основами изучаемой дисциплины, её применением в профессиональной сфере; - письменным и устным аргументированным изложением собственной точки зрения; - публичной речью, аргументацией, ведением дискуссии и полемики, практическим анализа логики, структуры и языковых особенностей различного рода рассуждений.
Изучение данной дисциплины способствует формированию следующих общекультурных компетенций (ОК) компетенций: приверженностью нормам традиционной морали и нравственности; способностью к социальной адаптации (ОК-3); способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности знания о структуре, методологии и критериях современной науки (ОК-7); имеет базовые знания по всем предметам профессионального цикла (ОК-10); Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): в области учебно-воспитательной и просветительской деятельности: способностью применять основные учебно-методические принципы и методы для разработки элементов учебных курсов и подготовки методических материалов; готовностью к составлению источниковедческих и библиографических обзоров по общим и специальным учебным курсам (ПК-5); в области экспертно-консультативной деятельности: способностью подбирать, систематизировать и анализировать материал в соответствии с объектами профессиональной деятельности выпускника (ПК-8); способностью использовать специализированные знания фундаментальных разделов философии, истории, искусствоведения, филологии для освоения профильных теологических дисциплин (в соответствии с профильной направленностью) (ПК-14). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать - основные законы риторики как науки о речевом воздействии и гармонизации общения; особенности гомилетики, связанные с целью проповеднической деятельности; Уметь - использовать возможности риторики для предотвращения конфликтов и разного рода коммуникативных неудач; - создавать тексты, требующие предварительной подготовки, и связанные с владением навыками импровизации; - прогнозировать реакцию аудитории или собеседника, вести эффективный спор, учитывая особенности коммуникативной ситуации и речевого поведения оппонента; Владеть - навыками подготовки выступления от разработки замысла до произнесения речи; - основами эффективной коммуникации как в устной, так и в письменной форме.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа, аудиторные– 36ч., самостоятельная работа – 36ч; лекции - 18, практические – 18.
Содержание учебной дисциплины 1. Предмет и задачи курса. Риторика как теория и мастерство целесообразной, воздействующей и гармонизирующей речи. Разные взгляды на риторику. Связь риторики с другими науками. Отношение риторики к устной и письменной форме речи. Составляющие образа ритора: этос, логос, пафос. Этос как основа триады, его значение в риторической традиции и в современной риторике. Логос как знание предмета речи и умение аргументированно строить доказательство, вести диалог и т.д. Роль пафоса в риторическом процессе, выражение эмоций, умение вызвать ответные чувства у слушающих и собеседников. Роды и виды речей. Существующие классификации речей: классификация Аристотеля, по временному принципу; классификация по цели; классификация по сфере использования. 2. Основные исторические этапы развития риторики. Древняя Греция – колыбель риторики. Политические и социальные условия её формирования как практики и науки. Древнеримский период развития риторики. Особенности средневековой риторики, появление гомилетики. Основные вехи дальнейшего развития риторики, причины взлёта и падения интереса к ней. Русский риторический идеал. Риторический идеал – это система наиболее общих требований к речи и речевому поведению, исторически сложившаяся в той или иной культуре и отражающая систему её ценностей. Памятники древнерусской литературы как основной источник сведений о нём. Высокий статус слова в древнерусской культуре, осознание необходимости подкреплять слово делом, осуждение пустословия, «хулы» за глаза, лести. Роль этического начала в отечественной риторике. Основные этапы истории русской риторики. 3. Риторический канон классической риторики как отражение этапов работы над речью, от замысла до выступления. Риторический канон и современное красноречие. 4. Инвенция, или изобретение речи. Подготовка к созданию речи. Процесс разработки её замысла. Нахождение темы и формулировка основной проблемы выступления. Топика как учение о топосах, или смысловых моделях, и как их совокупность. Состав обобщённых топосов: род и вид, целое – части, определение, свойства, сопоставление, обстоятельства, причина – следствие, свидетельства, пример, имя. Механизм их использования. 5. Диспозиция, или расположение. Построение речи в соответствии со способом изложения: рассуждением, описанием, повествованием. Схема расположения речи, или хрия. Понятие о строгой и обратной хрии, связь выбора её варианта с характером аудитории. Освоение схемы речи-повествования, речи-рассуждения, речи-описания. Применение топов, соответствующих типу речи, предмету речи, особенностям аудитории. Дедуктивный и индуктивный способы рассуждения, рассуждение по аналогии. 6. Элокуция, или словесное выражение замысла. Владение нормами литературного языка, коммуникативная компетенция как основа риторических навыков. Качества стиля речи, «соразмерность и сообразность», выбор слова, построение фразы. Использование лексических ресурсов языка, синонимики, многозначных и омонимичных слов. Фигуры речи, или «цветы красноречия», их основные классификации. Тропы: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, ирония, парадокс, намёк. Риторические фигуры: антитеза, градация, анафора, эпифора, фигура стыка, параллелизм, период, риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание и некоторые другие. Стилистические средства: аллюзия, совмещение разностилевых элементов, использование прецедентных текстов, разные виды языковой игры. Обсуждение уместности применения риторических средств. Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс. Графические средства выразительности: характер шрифта, соединение латинских и кириллических букв и некоторые другие. Сфера применения – публицистика, реклама, художественная речь. Понятие риторического анализа. Содержание и этапы риторического анализа: анализ замысла, структуры, словесного выражения. Выработка навыка проведения риторического анализа устного выступления и письменного текста. Риторический эскиз речи. 7. Мастерство публичного выступления. Структура публичного выступления. Составление его риторического эскиза. Учёт и прогнозирование аудитории. Управление аудиторией. Внешний облик и манера поведения оратора. Голосовые средства воздействия. Интонация, темп речи, громкость голоса в соответствии с целями речи, намерениями говорящего, условиями коммуникации, характером аудитории. Кинетические средства воздействия. Мимика и жестикуляция оратора. Жесты, употребляемые при публичной речи: жесты-модификаторы, изобразительные жесты, указательные жесты, регулирующие жесты. 8. Основы теории аргументации. Виды аргументов. Аргументы рациональные и иррациональные. Целесообразность их применения в диалогах, различающихся сферой реализации, степенью официальности общения и другими параметрами. Тезис. Структура доказательства (демонстрации). Требования к тезису и аргументам. Прямое и косвенное доказательство. Беседа и её важнейшие разновидности. Два типа собеседников и две стратегии поведения в беседе. Продуктивная и непродуктивная модель беседы. Способы гармонизации беседы. Поведение в первой беседе с незнакомым человеком и в светской беседе. 9. Спор, полемика, дискуссия. Различия, связанные с целью их осуществления. Основы мастерства ведения спора. Основные стратегии, тактики и приёмы в споре. Честные приёмы, ошибки и уловки в споре. Умения распознавать нечестные приёмы в речевом поведении собеседника. Анализ и самоконтроль речевого поведения в споре. Приёмы защиты в споре. Об умении задавать вопросы и давать ответы. Типология вопросов. Целесообразность использования вопросов разных видов, например, общих и специальных на различных этапах беседы или спора 10. Гомилетика как учение о церковном проповедничестве, о сущности, содержании и специфических особенностях христианской проповеди. 11. Краткая история гомилетики. Отцы-основатели гомилетики и великие проповедники в (Фома Аквинский, Иоанн Златоуст и др.). 12. Цель проповеди, выбор её темы. Принципы классификации проповеднических текстов. Виды проповедей. 13. Риторический образ проповедника. Требования к личности проповедника. Характеристика риторических умений, требующихся проповеднику. Выдающиеся проповедники современности. 14. Особенности структуры проповеди, обусловленность её целями проповеди. Лингвистические характеристики проповеди. Специфика образности, свойственной проповеди.
Лекции, завершающиеся беседой со студентами, предполагающей ответы на вопросы преподавателя и возможные суждения студентов по теме лекции. Всё это позволяет выяснить, насколько усвоено содержание лекции. Практикум по риторическому анализу текстов в интерактивной форме (студент представляет свой вариант анализа, преподаватель его корректирует, расширяет и углубляет). 3) Консультации в конкретном диалоге со студентом при разборе трудных случаев анализа стратегии речевого поведения в конкретных ситуациях. 4) Практика обращения к нужным словарям как выработка необходимых для любой профессиональной деятельности умений. 5) Написание конспекта выступления и создание текстов, соответствующих разным способам изложения. 6) Подготовка к дискуссии и участие в ней, что способствует выработке - умения защищать свои позиции; - умения эффективно спорить; - умения выражать свои мысли как устно, так и письменно.
В качестве оценочных средств текущего контроля успеваемости могут быть использованы: контрольные и самостоятельные работы, промежуточное тестирование, а также оценка устных выступлений студентов с точки зрения четкости и интонационной выразительности произнесения, уместного и искусного использования риторических средств, корректности логических связей и выводов и т.д. Риторический тренинг по освоению схем расположения речи-повествования, описания, рассуждения
Темы - афоризмы для учебных выступлений
Пример задания по теме «Риторический канон. Элокуция» Какие тропы и риторические фигуры можно обнаружить в следующих примерах? Примечание: один текст может содержать несколько риторических средств.
б) Мы найдём свой исторический путь, мы перестанем быть страной с переломанным хребтом (С. Кургинян. Суд времени). в) Пока наша жизнь мятётся и страждет, пока наша жизнь неустроенна, полна злобы и насилия, пока мы умираем под пятой неведомой судьбы, - одно из двух: или жизнь, согласная с родным и всеобщим, с Родиной, и тогда она – самоотречение; или жизнь вне связи с родным и всеобщим, с Родиной, и тогда она – бессмыслица (А.Ф. Лосев). 2. а) Лето запасает, а зима подбирает (пословица). б) Я столько слышал клеветы в ваш адрес. У меня нет сомнений: вы прекрасный человек (Оскар Уайльд). в) Впереди – будущее. Так давайте же разучимся щадить себя, если надо добиться дела, давайте разучимся жить не спеша, ведь мы так отстали от других, давайте не научимся успокоению и безмятежности (А. Лиханов). 3. а) Каждый человек – веточка на древе церкви. Но веточки могут быть плодоносящими, а могут быть мёртвыми, сухими (Из проповеди на телеканале «Союз»). б) У старинушки - три сына: Старший умный был детина, Средний был и так и сяк, Младший вовсе был дурак ( П. П. Ершов). в) Чело – это не часть черепа, а вместилище мысли, очи – то не орган зрения, а зеркало души, уста – это не орган приёма пищи, а источник речей (А.А. Реформатский). Контрольные вопросы для промежуточного тестирования по риторике
Контрольные вопросы к разделу «Гомилетика» 1. От какого слова произведено название "гомилетика" и что оно означает? 2. Что представляет собой гомилетика сегодня как предмет изучения и почему она необходима? 3. Что такое проповедь? Чем отличается проповедь от беседы и лекции? 4 .Кто такой проповедник? 5. Что вы можете рассказать из истории проповеди? 6. Какие имена великих проповедников вам более известны? 7. Что необходимо проповеднику для приготовления проповеди? 8. В чём состоит цель проповеди? 9. Что такое тема проповеди, ее свойства и формы? 10. В чем состоит особенность обработки текста: а) в текстовой проповеди (гомилии), б) в тематической. 11. В чем состоит главное достоинство содержания проповеди? 12. Назовите главные части проповеди. 13. Что такое введение, изложение и заключение? Какой материал можно использовать для введения? Определение главной мысли изложения. 14.Что должно быть отражено в заключении проповеди. 15. Расскажите о взаимосвязи текста и содержания.. В чем состоит гармоничность содержания? 16. Объясните недостатки содержания, их устранение: а) затемнение главного второстепенным, б) обременение содержания излишним материалом. 17. Расскажите о соблюдении порядка и ясности изложения. 18. Что необходимо для совершенствования содержания? 19. Какими качествами должен обладать проповедник? а) дар слова б) голос проповедника и др. 20. Какое значение имеет образование для проповедника? а) польза общеобразовательных наук, б) польза богословия. Рекомендации к самостоятельной работе Вопросы для самопроверки и размышления по теме « Основы мастерства беседы и спора»
Подготовка к проведению дискуссии Подготовке к дискуссии предшествует анализ дискуссий в популярных телевизионных передачах, фрагментов спора в художественных произведениях, подобранных студентами материалах из Интернета. Отмечаются как положительные, так и отрицательные особенности рассматриваемых споров. Для анализа тактик и стратегий, приёмов ведения спора, характера аргументации предлагается использовать материалы телевизионных дискуссий, например, в программах «Культурная революция» (телевизионный канал «Культура»), «Поединок» с В.Соловьёвым (Россия 1) и др. Основные этапы
Примерные темы дискуссий (примечание: приветствуется, если тема дискуссии предлагается студентами)
Вопросы к зачёту
Основная литература
Дополнительная литература
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
Для проведения лекционных и семинарских занятий требуется мультимедийная аудитория с уровнем освещенности, достаточным для работы с конспектом, с возможностью прослушивания записей и представления презентаций. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению и профилю подготовки 033400 «Теология», «Государственно-конфессиональные отношения».
Программа одобрена на заседании кафедры русского языка и речевой коммуникации от «……» ____________ 2013 года, протокол № _____
|
Рабочая программа дисциплины гомилетика направление подготовки 033400 Теология Программа составлена на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в соответствии... | Рабочая программа по дисциплине «Коранистика» Направление подготовки – «Теология» (бакалавриат) Код дисциплины по учебному плану – 033400. 62 Квалификация – бакалавр | ||
Программа дисциплины Екатеринбург 2014 I. Паспорт дисциплины направление... Составитель: Корепанов Константин Владиленович, старший преподаватель ноу впо «Миссионерский институт» | Методические указания по дисциплине «Деловое общение» составлены... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Аннотация рабочей програмы дисциплины «Введение в специальность»... Рабочая программа предназначена для студентов 3 курса факультета «исламская теология». рабочая программа составлена согласно требованиям... | Аннотация рабочей програмы дисциплины «Введение в специальность»... Рабочая программа предназначена для студентов 3 курса факультета «исламская теология». рабочая программа составлена согласно требованиям... | ||
Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Риторика» Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Риторика» по социальному направлению составлена на основе программы... | Учебные программы часть 2 1 курс, 1 семестр Направление «Теология»... | ||
Учебные программы часть 1 1 курс, 1 семестр Направление «Теология»... | Рабочая программа дисциплины Для студентов специальности 030501. 65- «Юриспруденция» Риторика [Текст]: рабочая программа дисциплины. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп», 2012. 46 с | ||
Программа дисциплины Метафизика и теология для направлений 033000. 62 «Культурология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений 033000. 62 «Культурология»... | Программа курса «Школьная риторика» (10-11 классы) Составители Курс «Школьная риторика» является необходимым в формировании социально активной личности. Риторика помогает научить общаться, сотрудничать,... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины основная образовательная программа... Рабочая программа учебной дисциплины «Логика» составлена в соответствии с требованиями ооп 030900. 62 Направление Юриспруденция на... | Рабочая программа учебной дисциплины основная образовательная программа... Рабочая программа учебной дисциплины «Логика» составлена в соответствии с требованиями ооп 030900. 62 Направление Юриспруденция на... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины основная образовательная программа... Рабочая программа учебной дисциплины «История предпринимательства России» составлена в соответствии с требованиями ооп 030900. 62... | Задания и рекомендации для студентов по освоению курса «Риторика» Отечества», «История мировой литературы и искусства». Изучение дисциплины «Риторика» является важным условием для формирования коммуникативной... |