Приход в честь архангела михаила





Скачать 267.96 Kb.
НазваниеПриход в честь архангела михаила
страница1/4
Дата публикации17.04.2015
Размер267.96 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Право > Реферат
  1   2   3   4



КРАСНОАРМЕЙСКИЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИХОД В ЧЕСТЬ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА
Районные Кирилло-Мефодиевские чтения

Реферат
«Неоднозначность личности митрополита Мануила (Лемешевского)»

Реферат подготовила:

учащаяся III курса

Профессионального училища № 33

Красноармейского района

Самарской области

Куракина Анастасия Сергеевна

Научный руководитель:

(учитель первой категории

Профессионального училища № 33)

Григорьева Марина Николаевна

с. Красноармейское

2010 г.

Содержание
1. Введение_____________________________________________________ стр. 3

2. Основная часть:________________________________________________

а) начало пути;_________________________________________________ стр.4-5

б) борьба с обновленческим движением;___________________________ стр.6-7

в) тернистый путь; _____________________________________________ стр.8

г) деятельность Митрополита Мануила в Куйбышевской и

Сызранской епархии; _________________________________________ стр.9-11

д) вопрос о канонизации_________________________________________ стр.12-14

3. Заключение ___________________________________________________ стр.15

4. Список литературы_____________________________________________ стр. 16

5. Приложение __________________________________________________ стр.17


1. Введение
Самарская земля – это земля благодатная, овеянная славой многих исторических имён, таких, как Святитель Алексий, преподобный Сергий Радонежский…

Эта работа посвящена жизни и деятельности местночтимого подвижника Самарской земли митрополита Мануила. Будучи крупнейшими агиографом и богословом, он имел необыкновенную популярность среди простого народа.

Цель работы: собрать достаточную и объективную информацию о жизни митрополита Куйбышевского и Сызранского Мануила, показать неоднозначность его личности, вызвать размышления о таких понятиях, как честь, преданность, святость.

Методы решения проблемы: во время работы возникли трудности, связанные с тем, что воспоминания разных лиц о митрополите Мануиле (Лемешевском) очень скупы и отрывисты. Информация с иллюстрациями материала о митрополите Мануиле была собрана из книг, газет, а так же в результате посещения храма в с. Воскресенка и кафедрального Собора (Покровский собор) в г. Самаре.

Реферат можно использовать на классных часах, на уроках литературы, истории, Основ Православной культуры и родственных дисциплин, а так же как материал для краеведческого (исторического) музея.

Актуальность: в 2007 году в Москве было создано христианское библиографическое общество имени митрополита Мануила (Лемешевского). Общество ставит перед собой задачу продолжения библиографической деятельности известного церковного филолога и историка митрополита Мануила (Лемешевского), возрождения лучших традиций христианской библиографии и филологии. Имя митрополита Мануила известно не только в России, но и за рубежом. Нам же просто нельзя не знать о подвижнике, последние годы жизни которого прошли на Самарской земле. В то же время мы должны знать и о неоднозначности личности митрополита Мануила, разном отношении людей к его жизни и деятельности.

Работа не является завершённой. На 15 страницах реферата невозможно полно осветить все стороны личности и деятельности митрополита Мануила. Требуется дополнительная работа с архивными документами, свидетелями событий… В дальнейшем материал можно расширить исследованиями антиобновленческой деятельности или борьбы с "иосифлянским движением" в Церкви митрополита Мануила, изучением его библиографической деятельности, научных трудов, можно более подробно рассмотреть и вопрос о канонизации.
2. Митрополит Мануил, исповедник и историк Русского Православия, нашёл своё последнее пристанище в кафедральном Соборе Самарской (Куйбышевской) епархии (Покровский собор). «Живые цветы на надгробном камне могилки – доказательства величайшего уважения и веры самарцев в святость своего митрополита, - писала в книге "Подвижники Самарской земли" Ирина Шестун. - А кто был в Покровском соборе 12 августа, в день памяти митрополита Мануила, знает, сколько людей приходят почтить его память, и видит, что люди помнят и любят своего молитвенника».

Начало пути

Митрополит Мануил (Виктор Викторович Лемешевский) родился в 1884 г. в городе Луге Петроградской епархии. Его предки принадлежали к потомственному дворянскому роду и отличались глубокой религиозностью. Мать владыки Вера Ивановна была дочерью известного литератора И. Д. Градусова. Для постоянного поддержания религиозной жизни семья имела духовников, которые оказали на юного Виктора большое влияние. В 1894 году родители определили его в Николаевскую классическую гимназию в Либаве. Осенью 1903 года он поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета (ушёл в 1910 г. с последнего курса). Во время учёбы в университете занимался литературной деятельностью, увлекался мистическими учениями (автор романа-дневника «На пути к иному миру» (СПБ, 1908) и оккультного романа «Их было четыре» (СПБ, 1909)). Будучи студентом, Виктор Лемешевский проявил особый интерес к библиографии. Молодой студент составлял каталоги библиотек (частных и общественных), организовал в университете библиографический кружок под руководством лингвиста Э. А. Вольтера, занимался теорией и историей библиографии, консультируясь у библиографов А. М. Ловягина, Д. Торопова, Н. М. Лисовского, сотрудничал с библиографами в реализации больших проектов Академии наук. С 1906 – 1917 гг. он состоял членом Русского Библиографического общества, созданного при Санкт-Петербургском университете, опубликовав при этом две работы: «Опыт описания библиографической карточки» (1907); «Международная библиография и её будущее» (1908). Примерно в этот же период им был разработан план учреждения Русского Библиографического института.

Неожиданно для многих, молодой Виктор решился уйти из мирской жизни и принять обет монашества. Что послужило причиной такого важного решения? Ответ на этот вопрос оказался достаточно прост. Летом 1909 года серьёзно заболел брат Виктора Павел, и было мало надежды на его выздоровление. Тогда Виктор дал обет принять монашество, если умирающий брат пойдёт на поправку. И чудо действительно произошло. (Позже Павел Викторович станет морским офицером и всю жизнь свяжет с советским флотом.) В апреле 1910 года Виктор поступил в Николо-Столпенскую пустынь Тверской епархии, где был пострижен в рясофор. 2 июня 1911 года был пострижен в монашество с именем Мануил (что означает «Божие определение»), 11 декабря 1911 года – рукоположен в иеродиакона, а спустя полгода – в иеромонаха. С августа 1912 года по август 1916 года Мануил Лемешевский служил помощником начальника Киргизской духовной миссии Омской епархии, расположенной в Семипалатинске. Там отец Мануил начал составлять каталоги библиотеки Миссии, сотрудничал в создании «Сибирского патерика», предпринятого архиепископом Омским Сильвестром (Ольшевским), а главное – начал сбор материалов для иконографии «Знаменья Божьей Матери», в связи с готовящимся прославлением местной Абалакской иконы. К этой работе на протяжении своей жизни он возвращался несколько раз, расширяя тематические границы до проекта «Иконография Божьей Матери» и «История иконописания в Сибири». Реализация проекта потребовала работы в библиотеках и архивах Омска и Семипалатинска в 1914-1916 гг., причём объём учтённых отцом Мануилом публикаций по данной теме составил более 2000 названий.

В 1916 году иеромонах Мануил поступил в Петроградскую Духовную Академию, где вскоре (1917г.) стал помощником библиотекаря и создал несколько тематических библиографий – Сербской Церкви, церковной археологии, инословных исповеданий. Одновременно он составил карточный предметный указатель к каталогу книжного магазина И. Л. Тузова, а также указатель литературы о монашестве и монастырях.

В августе 1918 г. отец Мануил был отправлен в Олонецкую епархию, где занимался обследованием и описанием памятников местной церковной старины. 15 августа назначен настоятелем Свято-Троицкой Приморской пустыни (не принят братией). В этом же году –настоятелем Спасской домовой церкви Александро-Невского общества трезвости в Петрограде. С 4 сентября (утверждён 20.09.) 1919 года – настоятель Никольской (домовой) церкви на Спасской улице близ Литейного проспекта. В 1920 г. основал при ней Спасское братство. Но даже при такой загруженности различными церковными послушаниями, он не оставлял своих библиотечных и библиографических трудов. С 1919 года работал старшим библиотекарем при Всероссийском Центральном Педагогическом Музее Главпрофобра Наркомпроса РСФСР. В 1920 году окончил высшие библиотечные курсы в Петрограде, а также восстановился в Петербургском университете. В 1921–1923 гг. – преподаватель Священного Писания Ветхого Завета на богословских пастырских курсах в Петрограде.

В1922 - 1923 годах был арестован. В 1923 году, будучи в Петрограде, в своём пастырском послании иеромонах Мануил пророчески писал: "Свершилось многое из того, о чем я предупреждал вас: темные мрачные тучи надвигаются на нас, мне предречена ссылка, храм наш закрыт, закрыта Святая Чаша... Церковь Православная тайно уходит в подвалы, чердаки и катакомбы, в расщелины, в пустынные, безлюдные места, спускается снова вниз и образуется тайно. Она уходит в себя, оставив в себе благодать Святого Духа и благоволение Божие на сей новый подвиг, - свершилось".

Борьба с обновленческим движением
Отец Мануил решительно выступил против обновленческого движения. В условиях почти полного доминирования обновленцев в Петроградской епархии после гибели митрополита Вениамина (Казанского), Патриарх Тихон поручил тогда малоизвестному иеромонаху Мануилу возглавить борьбу с обновленчеством в Петрограде в сане епископа (в то время в епархии не было ни одного епископа, находившегося в ведении Патриарха). С 21 сентября 1923 года Мануил — архимандрит. С 23 сентября 1923 года — епископ Лужский, викарий Петроградской епархии, управляющий этой епархией (ввиду отказа принять её Феодором (Поздеевским)). Хиротонию в Москве возглавил Патриарх Тихон, который, вручая епископу Мануилу архипастырский жезл, напутствовал его такими словами: «Посылаю тебя на страдания, ибо кресты и скорби ждут тебя на новом поприще твоего служения …»

29 сентября епископ Мануил прибыл в Петроград и сразу же развернул активную антиообновленческую деятельность, возглавив народное движение верующих. В течение четырех месяцев совершал литургию почти каждый день в разных храмах, выступал с проповедями в защиту Патриаршей церкви, привлёк на свою сторону многих прихожан. Назначил четырёх священнослужителей из числа последовательных сторонников Патриарха Тихона духовниками округов, на которые был разделён город — они принимали покаяние у обновленческого духовенства (которое в бытность Владыки Мануила управляющим епархией осуществлялось публично, перед народом) и выступали с проповедями в храмах. В Патриаршую церковь вернулись также монашествующие Александро-Невской лавры и Новодевичьего монастыря. Обновленцы требовали ареста Владыки, называя возглавлявшееся им движение «мануиловщиной». За 125 дней епископства преосвященного Мануила из 115 обновленческих церквей во владение Патриарха перешло 83 прихода.

Это было победой над расколом, положившей начало борьбе с ним по всей России. В «Очерках по истории русской церковной смуты» содержится такое описание событий осени 1923 г. в Петроградской епархии: «Самым замечательным во всей этой «мануиловской эпопее» было то, что ни у кого (ни у самого владыки, ни у его друзей, ни у его врагов) не было ни малейшего сомнения в том, что в 2-3 месяца епископ со своими помощниками лишатся свободы. Это и создавало в епископе и среди его ближайшего окружения то особое настроение героического подъема, которое как бы возвышает людей над действительностью и над бытом, обновляет их, смывает все мелкое, пошлое, что есть в каждом человеке. Такие минуты не могут длиться очень долго; но тот, кто пережил их, всегда будет вспоминать о них, как о лучших мгновениях своей жизни».

И действительно, епископ Мануил был вновь арестован 3 февраля 1924 г. по обвинению в организации нелегального братства, приговорён к 3 годам концлагерей.

Когда он находился в Соловецком лагере (1924 –1928 гг.), написал ряд работ: «Соловецкий Некрополь», «Соловецкие письма о епископстве», «Новый Соловецкий патерик», «Соловецкие синодики». Даже находясь в заключении, не оставлял он научной и библиографической работы.

После освобождения 28 апреля 1928 года как пользовавшийся уважением верующих церковный деятель был направлен в Серпухов митрополитом Сергием для борьбы против «иосифлянского» движения, получившего значительное распространение в Московской епархии. С октября 1929 года — епископ Серпуховский и Каширский, викарий Московской епархии. В этот период стал автором таких рукописей, как «Патерик Серпуховский», «Синодик Сибирских просветителей, исповедников, подвижников и ревнителей благочестия и боголюбцев, церковных историков и писателей духовных о Сибири».

Во времена тяжёлых гонений на Церковь со стороны государственной власти никакие посулы не смогли увлечь епископа Мануила ни в обновленческий, ни в иосифлянский расколы, потрясавшие Церковь в 20-е гг. ХХ века. Он оказался преданным сыном матери Церкви.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Приход в честь архангела михаила iconПриход в честь архангела михаила
Введение. 3
Приход в честь архангела михаила iconПриход в честь архангела михаила
Введение. 3
Приход в честь архангела михаила iconПриход в честь архангела михаила
Введение. 3 4
Приход в честь архангела михаила iconПриход в честь архангела михаила
«Основы Православной Культуры» и узнали много нового и интересного. Например, что Россия—православная страна, где есть много православных...
Приход в честь архангела михаила iconПриход в честь архангела михаила
В каждом доме православной семьи есть иконы. Семейные иконы – это маленький домашний иконостас, где собраны особо любимые святые...
Приход в честь архангела михаила iconПриход в честь архангела михаила
Кто мы? Откуда пришли? Где наши корни? Над этими вопросами задумывается каждый народ. Чтобы ответить на них, необходимо более полно...
Приход в честь архангела михаила iconПриход в честь архангела михаила
Русская Церковь, приняв крещение от Византии, чтила древних святых, воздавая должное великим подвигам веры. И наряду с ними создавала...
Приход в честь архангела михаила iconПриход в честь архангела михаила
Ученый сделал вывод: рок-музыка убивает живую клетку, в первую очередь – клетку мозга. Ярким подтверждением вывода ученого является...
Приход в честь архангела михаила iconАрхангела Михаила Районные Кирилло-Мифодьевские чтения реферат
Задачи: 1 Познакомится с теоретическим обоснованием жанров и стилей древнерусской литературы
Приход в честь архангела михаила icon«Имя прилагательное». 6 класс (N4/2011)
И. Забродина Подготовка к сочинению-описанию архитектурного памятника Собор Михаила Архангела г. Сердобска. Открытый урок. 8 класс...
Приход в честь архангела михаила iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Приход в честь архангела михаила iconПо происхождению названий элементов их можно разделить на шесть групп
Стронций (от названия деревни Strontian в Шотландии, где был обнаружен минерал, содержащий стронций), Тулий (в честь Thule – древнее...
Приход в честь архангела михаила icon«Веневский информационно методический центр» Сборник исследовательских работ школьников
Нерукотворного образа Спасителя с приделом во имя Архангела Михаила. Спасская церковь единственное здание xviii-начала XIX века,...
Приход в честь архангела михаила iconРеферат по истории Тема «Михаил Илларионович Кутузов»
В чем заслуга Михаила Илларионовича Кутузова перед Отечеством? Почему Михаила Илларионовича Кутузова заслуженно называют спасителем...
Приход в честь архангела михаила iconГришанков Дмитрий Эдуардович – Генеральный директор Рейтингового агентства «Эксперт ра»
...
Приход в честь архангела михаила iconНаграда за честь
Ере Джон Бивер глубоко исследует Писание, чтобы показать, что то, как вы цените, уважаете и относитесь к другим, определяет вашу...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск