«Веневский информационно методический центр» Сборник исследовательских работ школьников





Название«Веневский информационно методический центр» Сборник исследовательских работ школьников
страница1/5
Дата публикации13.02.2015
Размер0.55 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5


Муниципальное образовательное учреждение

« Веневский информационно - методический центр»


Сборник

исследовательских работ школьников

на краеведческую тему

« Храмы Веневского района»

Венев , 2012

СОДЕРЖАНИЕ

  1. МОУ « Веневская средняя общеобразовательная школа №2»

Симакова Анастасия , ученица 11 класса


  1. МОУ «Грицовская СОШ имени Д.С.Сидорова»

Чинёнова Анастасия, ученица 10 класса

«Православные храмы Веневского района»


  1. МОУ «Борозденская основная общеобразовательная школа»

Кузнецов Артем (1999 г.р.)

«Возрождение церкви Михаила Архангела»


  1. МОУ « Оленьковская основная общеобразовательная школа»

Малышкин Владислав , ученик 7 класса

Гудков Александр, ученик 11 класса

Самсонов Дмитрий , ученик 11 класса
5. МОУ « Оленьковская основная общеобразовательная школа»

Малышкин Владислав, ученик 7 класса

«Православные храмы Веневского района»



МОУ « Веневская средняя общеобразовательная школа №2»

Симакова Анастасия , ученица 11 класса

«Православные храмы Веневского района»
1. Спасская церковь

Более 60 лет в Аксиньино строился храм во имя Нерукотворного образа Спасителя с приделом во имя Архангела Михаила. Спасская церковь - единственное здание XVIII-начала XIX века, которое сохранилось полностью. От колокольни осталось только два нижних яруса. Купол церкви венчает Михаил Архангел. Считается, что скульптуру изваял Кипренский.

В 1790 году стройку начала Прасковья Давыдова, мать Евграфа. Сын, выйдя на пенсию после увечий, продолжил дело мамы, вкладывая в строительство все деньги. Стройка оказалась дорогостоящей, но Давыдовы (в основном стройку финансировал брат Евграфа Алексей) не отступали. После смерти последнего из Давыдовых возведение храма продолжил новый владелец села подполковник Павел Кремешной. В итоге он разорился, но в 1863 году храм достроил! Чтобы свести концы с концами, подполковник продал фамильный фарфор Давыдовых и несколько картин Кипренского...

А еще через 20 с лишним лет произошел скандал: неизвестные ограбили храм. Вот что писала газета "Тульские губернские ведомости" 26 сентября 1887 г.: "В ночь с 9 на 10 сего сентября месяца из церкви с. Аксиньина Веневского уезда совершена кража денег 1304 р., находившихся в свечном комоде... Оказалось, похитители проникли в церковь, раздвинув бывшие в окне железные полосы и разбив в раме стекла; комод же был сломан долотом. Из числа похищенных денег один билет Веневского Городского Общественного Банка в 1000 р. найден 11 числа брошенным в поле в 2 верстах от с. Аксиньина и возвращен по принадлежности, а остальные деньги в сериях, кредитных рублях и звонкой серебряной и медной монете, а равно и виновных, не отыскано..."

Церковь и стройная двухъярусная колокольня выдержаны в строгих формах русского классицизма с незабываемыми интерьерами. На своде церкви установлена скульптура Архангела Михаила с крестом в руках. Былое великолепие Спасской церкви можно увидеть на дореволюционных фотографиях из книги "Памятники искусства Тульской губернии. Материалы" (1914). От усадьбы сохранилась только одна из въездных пирамид. Церкви повезло больше, здание уцелело почти полностью. От колокольни остались два нижних яруса. До сих пор сохранилась винтовая лестница, по которой можно подняться на второй этаж колокольни."Это дворянское гнездо сейчас почти позабыто. Местоположение Аксиньино вдали от больших городов и дорог, на отшибе тульской глубинки не способствует известности сохранившихся там построек.c:\docume~1\e043~1\locals~1\temp\finereader10\media\image1.jpeg

c:\docume~1\e043~1\locals~1\temp\finereader10\media\image1.jpeg


2. Венёвский ангел

В 1834 году в память о великой победе императора Александра I над Наполеоном в самом сердце города на Неве был воздвигнут монумент - огромная колонна, на вершине которой склонил голову ангел. В руках он держит крест. По одной из версий именно этот херувим вдохновил строителей, возводивших храм в селе Аксиньино Веневского уезда. С годами лишившийся одного крыла посланник Божий и по сей день взирает на окрестности с купола местной полуразрушенной церкви...

Для усадебных храмов этот чудом уцелевший образ уникален. К сожалению, скоро он может исчезнуть. Статуя сильно повреждена

c:\docume~1\e043~1\locals~1\temp\finereader10\media\image1.jpeg c:\docume~1\e043~1\locals~1\temp\finereader10\media\image1.jpeg

МОУ «Грицовская СОШ имени Д.С.Сидорова»

Чинёнова Анастасия, ученица 10 класса

«Православные храмы Веневского района»



  1. Собор Воскресения Христова (Воскресенский собор)


Действующий. Памятник культуры и искусства. Построен по

канонам позднего классицизма, на месте первой церкви Венева –

Параскевы Пятницы, которая упоминается еще в "Писцовой книге

Городенска 1571 года" и была сожжена крымскими татарами в

1633 году. До революции в Воскресенском соборе имелись две

старинные иконы, по преданию ещё из первой церкви – Ионна

Богослова и Параскевы Пятницы.

При соборе действовала церковно-приходская и воскресная школа.

В 1837 году ее посетил наследник престола Александр Николаевич

Романов (будущий император Александр II) со своим

воспитателем, известным поэтом В.А. Жуковским.

В 1930-е годы века собор был закрыт и использовался под

различные склады. В дни немецкой оккупации в не отапливаемом

здании содержались пленные раненые красноармейцы. Сегодня

здание ремонтируется и может быть в недалеком будущем над нею

снова появиться колокольня. Регулярно проходят службы. Одним

из прихожан, после возобновления работы собора, была

возвращена старинная икона Параскевы Пятницы.

Веневский Воскресенский собор расположен на крутом,

обрывистом мысу, образуемом рекою Веневкою и

перемежающимися потоком Моржовкою, которой в старых книгах

тоже писался рекою. Здесь в древние времена существовала

крепость, стоял воеводский дом и другие казенные здания, здесь же

в незапамятные времена находился и древний, по преданию

деревянный, Параскевинский собор, который за ветхостью был

разобран, а на месте бывшего алтаря, шагах в 10-ти от нынешнего

собора поставлена небольшая каменная часовенька, которая, при

тщательной поддержке, существует и до настоящего времени.

На место Параскевинского собора построен новый, каменный, о

пяти главах, существовавший в таком виде до начала нынешнего

столетия. Он именовался Воскресенским, что видно и из надписи на

колоколе, вылитом для этого храма в 1795 году. Кроме того, в нем

было два придела: один во имя Благовещения Пресвятой

Богородицы, а другой во имя святой мученицы Параскевы.

Из икон храма своею древностию замечательны: образ св. мчц.

Параскевы и св. Иоанна Богослова. Обе эти иконы, по преданию,

перенесены из древнего Параскевиевского собора и в народе

пользуются славою чудотворных икон.
2.1. Церковь Богоявления Господня
В XVII-XVIII веках в Веневе был крупный Богоявленский мужской

монастырь, упраздненный в 1764 году. Впервые монастырь

упоминается в переписи 1673 года. Богоявленская церковь служила

главным храмом монастыря, и сегодня стоящая на главной площади

Венева – тоже Красной. Однако, данную церковь нельзя считать

старейшей из сохранившихся. Когда и как церковь была построена,

не известно. Исследователи, как бы в утешение констатировали:

«Церковь вместе с колокольнею очень древней архитектуры». Судя

по архитектурным формам и декоративным деталям, храм можно

было бы уверенно датировать самым рубежом XVII— XVIII

столетий, не будь некоторых обстоятельств. «Каменная церковь во

имя Богоявления, когда была построена, не известно.

В 1766 году была разобрана за ветхостью и выстроена вновь

строителем веневским купцом Иваном Бородиным с прихожанами;

колокольня каменная, вновь строенная и неоконченная». Знаток

архитектурной старины В.Н.Уклеин считал эту церковь наиболее

интересным примером ярусных церквей рубежа XVII-XVIII

столетия на территории Тульского края. В ХIХ веке церковь своего

прихода не имела, а принадлежала Никольскому храму, из

достопримечательностей в ней имелось Евангелие 1685г. В

советское время здесь размещался пункт приема стеклотары.

Церковь в настоящее время реставрируется, в ней регулярно

проходят службы. Памятник культуры и искусства.
2.2. Церковь Казанской иконы Божией Матери
В 1764 году рядом с Богоявленской церковью была выстроена

ещё одна церковь — тёплый кирпичный храм во имя Казанской

иконы Божьей Матери. Об этом свидетельствует надпись на

каменной доске, вделанная в южную стену нынешнего здания

храма: «1764 года мая постройся сия церковь Божия во имя

Пресвятьм Богородицы Казанския при благополучном

царствовании благоверной Государыни Императрице Екатерине

Алексиевне и при наследнике Благоверном Государе и

великом князе Павле Петровиче по обещанию купцов Емилиана

Баравкова, Андреана Барадина». Обе эти церкви принадлежали

монастырю до так называемого открытия штатов. В 1764 году

веневский воевода надворный советник Иван Завалишин отвечал

на запросы Академии наук: «Внутри города соборная церковь

каменная; а на посаде приходских каменных 2, деревянная 1; да

монастырь один, в котором церквей каменных две». Судя по

всему, имеются в виду именно Богоявленская и Казанская

церкви.

Здание перестроено в 1775 году. Исследователи

дореволюционного периода отмечали существование в храме

интересных фресок с изображением Сивилл (не сохранились,

кроме одного нимба). В XIX веке здание храма было

модернизировано, в том числе сколоты все выступающие узоры и

лепнина. С 1764 по 1872 годы Казанская церковь использовалась

как полковая церковь для войск, расквартированных в Веневе. С

конца XIX века не действовала.

Новая жизнь церкви началась в 1930-х годах, когда почти все

храмы города Венёва были закрыты. Ныне церковь лишена

завершения XIX века.


  1. Церковь Иоанна Предтечи


Находится на старом городском кладбище. Построена тремя

ярусами в стиле "деревенского" барокко, с разнообразием

архитектурных форм и богатством лепного декора. Въездные ворота

выполнены в традиционных формах классицизма. В 1795 году

пристроена колокольня. В 1771 году "моровая язва" поразила

многие города Российской империи, в том числе и Тульскую

провинцию. С этого времени устроено общее городское кладбище за

городом и отменено обыкновение хоронить при приходских

церквях. До 1917 года Ионна-Предтеченская была бесприходной

кладбищенской церковью, в советское время она оставалась

единственной действующей. Сейчас является соборным храмом

веневского благочинного округа.


  1. Колокольня церкви Николая Чудотворца


Любой приезжающий в город, в первую очередь обращает внимание

на городскую доминанту - колокольню Николаевской церкви, сама

церковь, к сожалению, не сохранилась. 75-метровая колокольня

главное украшение города и его ориентир в радиусе до 20 верст. И

по сей день, вот уже более 150 лет, это самое высокое здание в

Тульской области. Построена на средства бывшего коломенского

крестьянина Матвея Ярцева, ставшего московским купцом –

миллионером, других его земляков и пожертвований всех горожан.

В работе над проектом принимал участие тульский архитектор

Сокольников, владевший селом Холтобино в Веневском уезде.

Постройка растянулась на сорок два года. Резолюция на постройку

церкви, была выписана консисторским указом, от 25 января 1801

года. Строительство здания в 1812 году было прекращено, так как

деньги, предназначенные на постройку храма, были потрачены на

вооружение веневского ополчения, участвовавшего в войне с

французами. Сначала в церкви были отстроены пределы, которые

были освящены в январе 1817-го епископом тульским Симеоном.

Сама церковь была освящена уже в августе 1843 года, епископом

Дамаскиным.

В 1834 году в городе бушевал страшный пожар. Сильно пострадала

колокольня Никольской церкви, на которой выгорели все

деревянные части: лестница и шпиль. Горящие обломки с

колокольни разносились ветром на Стрелецкую слободу, от которых

она и сгорела. Около 25 лет колокольня стояла без шпиля и креста.

Только в 1860 году церковный староста М. П. Гладушев с другими

благотворителями отремонтировал колокольню, достроив

четвертый этаж. Высокий шпиль был обит жестью.

На колокольне имелось 6 колоколов общим весом 530 пудов. Здание

церкви украшали колонны, фризы, лепнина, суффиды, карнизы

отменной работы. Вокруг церкви была возведена величественная

ограда из белого камня. Современники заметили, что камня,

потраченного на строительство ограды, хватило бы на постройку

небольшой сельской церкви. Возведение такого прекрасного храма

требовало множества строительного материала, которым

изобиловали каменоломни близ д. Бяково и многочисленные

открытые карьеры.

Изнутри штукатурка была выкрашена в голубой цвет, она удачно

сочеталась с позолоченными элементами интерьера и большими

световыми проемами, что оставляло неизгладимые впечатления у

прихожан. К куполу на цепи крепилась огромная узорная люстра.

Храму принадлежала каменная часовня на Хлебной площади в честь

"избавления" Александра II от "злодейского покушения",

построенная в 1866г., в настоящее время она не сохранилась.

Здание церкви сильно пострадало во время обстрела города в 1941г.

Сохранились многочисленные следы пуль на стенах колокольни,

даже крест буквально изрешечен ими. После войны храм находился

в ветхом состоянии, и городские власти решили его снести.

Колокольня чудом уцелела, есть несколько версий причин её

сохранения:

Первая, саперы боялись при взрыве повредить соседние постройки.

Вторая причина, авиации было удобно использовать её для

ориентира.

И третья, самая реальная, у людей разбиравших Никольскую

церковь просто не получилось сломать колокольню. Церковь начали

ломать в 1947 году и закончили в начале 1950-х. Основная цель

была получить стройматериалы, после войны осталось много

разрушенных жилых домов. Разобрали крупнейший храм в

Тульской епархии всего два человека, технология была хорошо

отлажена, тяжелая техника не использовалась. Начинали разбирать

такие строения сверху, обрушивая ярус за ярусом. А взобраться

наверх колокольни не представлялось возможным, деревянные

лестницы либо сгорели, либо прогнили.


  1. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы


Сейчас не действующая. Памятник культуры и искусства.

Однокупольная церковь в стиле барокко с колокольней.

Сохранившееся кирпичное здание выстроено на средства купцов

Гладушевых. Первоначально называлась Никольской, но после

постройки новой Никольской церкви (1862) переименована в

Покровскую. Имелся теплый предел Ильи Пророка.

Исходя из известных на сегодня источников, Покровская церковь

старейшая из дошедших до нас храмов. По Плану города 1779 года

церковь окружала величественная каменная ограда.

Известно, что еще до ВОВ здание было в хорошем состоянии. Над

пределом храма были установлены пять куполов, из чего можно

сделать вывод, что в 1737 годы при строительстве нового здания в

него была включена старая кирпичная церковь. И если учесть, что

Покровскую церковь уже однажды переименовывали, то можно

предположить, что в XVII веке она называлась иначе. В источниках

1633 года упоминается Благовещенская церковь с пределом

Николая чудотворца рядом с Преображенским храмом. В истории

много случаев переименования церквей по названию предела. Так,

что, вероятно, Покровская церковь имеет более древнюю историю,

чем принято считать.

Во время боев за город в 1941 году здание не пострадало, и было

использовано для хранения трофеев, оставшихся после спешного

отступления немецких войск. В это время она находилась под

постоянной охраной истребительного отряда.

Археологические раскопки 2000 года выявили факт существования

северо-восточнее церкви кладбища XVII-XVIII столетия, т.е. между

зданием церкви и Никольской колокольней. Существует легенда о

подземном ходе из Покровской церкви к реке Веневке.


МОУ «Борозденская основная общеобразовательная школа»

Кузнецов Артем (1999 г.р.)

«Возрождение церкви Михаила Архангела»
Введение

Радикальные изменения, происходящие в жизни нашего общества, требуют всестороннего осмысления. Многолетнее отчуждение человека от подлинной духовной культуры, национальных корней и традиций, от веры, привело к кризису общественного сознания, выразившему в крайне неблагоприятной общественной атмосфере: усилении криминогенности общества, росте преступности (в том числе детской), насилия, открытой пропаганде распущенности нравов. Особенно сложная ситуация сложилась в подростковой и молодежной сфере. Ослабление внимания государства и общества к целенаправленному формированию общественного сознания, к вопросам воспитания, к школе в целом привело к изменению психологии учащихся. Исследователи отмечают в их среде такие тенденции, как нарастание индивидуализма, противопоставление себя другим людям, прагматизм — на фоне ниспровержения недавних авторитетов, разрушения сложившихся на протяжении семидесяти лет идеалов. Наряду с девальвацией ценностей, связанных со служением обществу, государству, происходит снижение доверия к старшему поколению, переориентация на личное благополучие, выживаемость, самосохранение, идет усиление процесса индивидуализации, отчуждения . Материальные блага стали занимать значительно больше места в желаниях школьников, культура и образование отодвигаются на периферию их ценностных ориентации

Ярким проявлением этого стала молодежная культура, в которой выражена тенденция к разрушению, протест против благообразия во всем: в способах общения, одежде, поведении, во всем внешнем облике подростка, юноши, девушки. Если в идейном плане эти и другие подобные явления связаны с отказом от марксистско-ленинской идеологии, то духовные причины кризиса связаны с искажением, подменой или утратой многих важнейших понятий, составляющих ядро личности. Отсутствие в общественном сознании понятия греха привело ко многим грубым нравственным искажениям.

  Как один из способов выживания можно принять обращение к собственной истории, чтобы понять и оценить все лучшее, что было в традиционных укладах жизни русского народа. И сейчас как никогда актуально обращение молодого поколения к истории, к прошлому своей страны, с целью возрождения духовности, веры, нравственности.

Проблемы сохранения и возрождения исторического и культурного наследия, его использование в духовно-нравственном воспитании не утрачивают своей актуальности. Таким образом, актуальность избранной темы обусловлена:

  • значимостью данной проблемы для проведения конкретных мероприятий по формированию духовно-нравственных ценностей у молодёжи;

  • недостаточной разработанностью данной проблемы на региональном и локальном уровне;

  • возможностью сохранения исторической памяти и уничтожение «белых пятен» в истории населённых пунктов провинциальной России.


  Цель моей работы:

 -изучить и оценить историю церкви Архистратига Михаила;

- рассмотреть это событие  через призму исторических событий России  

XIX-ХХ веков.

       

 Задачи:

  1. Изучение краеведческой литературы.

  2. Подбор материал по теме в  фондах школьного краеведческого музея.

  3. Интервьюирование   старожилов села.


Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в школе, в работе сельской библиотеки, в музее. Также могут быть использованы в исследовательской работе по дальнейшей разработке проблемы сохранения культурного наследия, а так же в целях духовно-нравственного воспитания детей в курсе школьного краеведения (как раздел «Памятники истории и культуры на территории села») и в курсе «Православной культуры» ( как раздел «Храм – дом божий»)

Теоретическое значение работы заключается в возможности использования её материалов и выводов для проведения уроков по истории , краеведению, православной культуре. Представленный в исследовательской работе материал может быть использован для подготовки рефератов по отечественной истории.

Структура исследовательской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Веневский информационно методический центр» Сборник исследовательских работ школьников iconО проведении Межрегионального историко-просветительского конкурса...
Региональный центр развития образования приглашает Вас к участию в Межрегиональном историко-просветительском конкурсе исследовательских...
«Веневский информационно методический центр» Сборник исследовательских работ школьников iconЦентр дополнительного образования для детей
Сборник тезисов исследовательских работ юных лесоводов Владимирской области – лауреатов Всероссийского юниорского лесного конкурса...
«Веневский информационно методический центр» Сборник исследовательских работ школьников iconПротокол №2 от 31. 10. 2011 г. Положение о школьном конкурсе исследовательских...
Настоящее Положение определяет цели и задачи школьного конкурса исследовательских работ и творческих проектов младших школьников...
«Веневский информационно методический центр» Сборник исследовательских работ школьников icon«образование для будущего» сборник информационно-методических работ педагогов образовательных
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования взрослых Районный методический кабинет
«Веневский информационно методический центр» Сборник исследовательских работ школьников iconИнформационно-методический бюллетень
Информационно-методический бюллетень №84. Сборник методических документов по формированию архивных фондов поселений. Владивосток:...
«Веневский информационно методический центр» Сборник исследовательских работ школьников iconКалендарный план работы гбоу сош №851 Южного окружного управления образования на март 2014 года
...
«Веневский информационно методический центр» Сборник исследовательских работ школьников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Информационно-методический центр» Приморского района Санкт-Петербурга (гбоу информационно-методический центр Приморского района...
«Веневский информационно методический центр» Сборник исследовательских работ школьников iconПрограмма «Одаренные дети» Печатается по решению методического совета...
Печатается по решению методического совета му «Информационно-методический центр» исполнительного комитета Мамадышского муниципального...
«Веневский информационно методический центр» Сборник исследовательских работ школьников iconПоложение о конкурсе исследовательских и творческих работ школьников
«Центр Национальной Славы» и направлен на возвращение истории России и увековечивание имен и дел государственных деятелей, внесших...
«Веневский информационно методический центр» Сборник исследовательских работ школьников iconПоложение о районном конкурсе исследовательских и проектно – исследовательских работ
Рядок организации и проведения районного конкурса исследовательских работ и творческих проектов учащихся, посвященного памятной дате...
«Веневский информационно методический центр» Сборник исследовательских работ школьников iconТипы аналитических и исследовательских работ школьников
Реферат представляет на основе анализа, систематизации и обобщения работ ряда авторов имеющиеся знания по выбранной теме, содержит...
«Веневский информационно методический центр» Сборник исследовательских работ школьников iconКонкурс исследовательских работ Направление
Соцопрос московских школьников и учащихся моу сош №3
«Веневский информационно методический центр» Сборник исследовательских работ школьников iconПроблемы устойчивого развития
Реферативный сборник научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненных нии сп в 2003 – 2007 годах
«Веневский информационно методический центр» Сборник исследовательских работ школьников iconМуниципальный этап Российского конкурса исследовательских работ и...

«Веневский информационно методический центр» Сборник исследовательских работ школьников iconПоложение о Межрегиональном историко-просветительском конкурсе исследовательских...
«Центр Национальной Славы» и направлен на возвращение истории России и увековечивание имен и дел наших соотечественников, внесших...
«Веневский информационно методический центр» Сборник исследовательских работ школьников iconПоложение о Межрегиональном историко-просветительском конкурсе исследовательских...
«Центр Национальной Славы» и направлен на возвращение истории России и увековечивание имен и дел наших соотечественников, внесших...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск