Программа «Одаренные дети» Печатается по решению методического совета му «Информационно-методический центр»





НазваниеПрограмма «Одаренные дети» Печатается по решению методического совета му «Информационно-методический центр»
страница1/7
Дата публикации22.07.2014
Размер1.24 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа
  1   2   3   4   5   6   7
МУ «Иформационно-методический центр» исполнительного комитета

Мамадышского муниципального района РТ
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 города Мамадыш»

Мамадышского муниципального района РТ



Программа

«Одаренные дети»



Печатается по решению методического совета МУ «Информационно-методический центр» исполнительного комитета Мамадышского муниципального района РТ

Составитель: Зиннатова А.Г заместитель директора по учебной работе высшей кв. категории, учитель биологии высшей квалификационной категории.
Рецензент: Э.Л. Гафурова, методист кафедры естественно-математических дисциплин ИНПО г. Наб.Челны


Программа составлена для проведения целенаправленной работы по развитию интеллектуального и творческого потенциала учащихся школы, указаны цели и задачи программы и условия выполнения, четко обозначены направления деятельности учителей и учащихся на основе разработанной программы, с помощью которой можно добиться более качественного выполнения поставленных задач. Конкретно сформулированы планируемые результаты.

Методическое пособие рассчитано для учителей и администрации школ.


Содержание
Паспорт программы «Одаренные дети»……………………………………………4

Паспорт муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 города Мамадыш»……………………………. 5

Обоснование программы ………………………………………………………...... 6

Актуальность проблемы ………………………………………………………...… 7

Ожидаемые результаты…………………………………………………………….14

Концепция программы…………………………………………………………….15

Направления работы педагогического коллектива……………………………...20

Научно-методические основы обновления содержания работы с одаренными детьми…………………………………………………………………………….... 24

Принципы обучения одаренных детей в программе «Одаренные дети»……. ...25 Этапы реализации программы………………………………………………….... 30

Кадровое обеспечение …………………………………………………………….32

методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися школы 33

Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы ……………………………………………………………………………………….34

Организация исследовательские работы учащихся школы……………………. 35

Программа научного общества учащихся «Поиск»……………………………. 37

Список использованной литературы…………………………………………….. 56

Рецензия на школьную программу «Одаренные дети»

Приложение к программе «Одаренные дети»…………………………………... 57

Паспорт программы «Одаренные дети»


1.

Наименование

документа

Программа «Одаренные дети» бюджетного муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 города Мамадыш»

2.

Статус программы

Программа, концептуально определяющий стратегические и тактические цели, задачи, способы (механизмы) их реализации.

Программа отражает инновационный режим жизнедеятельности, идеологию стратегического и программно-целевого управления работы с одаренными детьми.

3.

Цели программы


1. Зафиксировать достигнутый уровень учебно –воспитательной системы школы и определить точку отсчета для дальнейших шагов к работе.

2. Определить и описать образ желаемого будущего состояния учебно-воспитательной системы, параметры ее строения функционирования и развития, соответствующие потребностям, ценностям и возможностям системы и социума.

3. Определить стратегию и тактику перехода от достигнутого состояния школы и образовательной системы к будущей стратегии функционирования.

4.

Дата утверждения программы

1.03.2009 года.

5.

Сроки и этапы реализации программы



1 этап – подготовительный, планово- прогностический (2009-2011гг.)

Задачи:

    1. Анализ внутренних и внешних проблем и факторов, влияющих на систему работы с одаренными детьми, выбор технологий и механизмов развития системы в соответствии с социальным заказом.

    2. Создание системы управления на основе современного менеджмента.

    3. Создание партнерских отношений школой с отдельными социальными институтами городского образовательного пространства и ВУЗами РТ

    4. Апробация новых технологий повышения квалификации педагогов.

    5. Создание банка данных одаренных детей.

II этап – практический, основной (2011-2012гг.)

Задачи:

1. Внедрение системы работы с одаренными детьми во все ступени обучения. Запуск механизмов саморазвития системы.

2. Отслеживание результатов обновляющегося образовательного процесса и пространства, своевременная его корректировка.

3. Создание системы управления качеством работы с одаренными детьми в условиях нормативного финансирования.

III этап - итоговый (2012-2014гг).

Задачи:

1.Изучение и обобщение опыта по реализации программы «Одаренные дети».

2. Разработка новой программы.

6.

Источник финансирования программы

1. Бюджетное финансирование.

2. Внебюджетное финансирование.

3. Спонсорская помощь юридических и физических лиц.

7.

Разделы проекта

  1. Паспорт проекта.

  2. Паспорт учреждения.

  3. Пояснительная записка.

  4. Концепция программы.

  5. Программа деятельности.

  6. Приложения.

8.

Научный консультант программы

Гафурова Э.Л..- методист кафедры естественно-математических дисциплин ИНПО г.НабережныеЧелны


9.

Авторы-составители

программы

Зиннатова А.Г.

Ахметзянова Р.М.

Шагивалеева Г.К.

Паспорт муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 города Мамадыш»

Наименование учреждения:

Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 города Мамадыш»

Учредитель:

Управление образования исполнительного комитета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан

Директор МБОУ «СОШ№ 1

г.Мамадыш»

Гилаев Рустам Давлетзянович



Юридический адрес

422190 Республика Татарстан, г. Мамадыш, улица Азина, дом 10

Дата основания МБОУ СОШ №1 г. Мамадыш»

1967 год

Дата государственной регистрации

Свидетельство о государственное регистрации юридического лица от 11.12.2002 год.

Правомочность


серия АА №055692, регистрационный номер 4681 от 27 февраля 2007г., срок действия до 30.05.2012 г.

Лицензия на право ведения образовательной деятельности серия СОШ № 001 от 09.04.2003 года (регистрационный номер 001)

В основу работы с одаренными детьми положены

Устав (2009 г.)

Локальные акты

- Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002г.; Концепция одаренности,разработанная МО и Н РФ

Закон «Об образовании» РФ

- основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.; 
- основные положения «Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.; 
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010г., утвержденная распоряжением Правительства РФ №1756-р от29 декабря 2001г.; 




Обоснование программы

«Каждый одаренный ребенок уникален по своему»

В МБОУ «СОШ №1 города Мамадыш»,городе Мамадыш, Мамадышском муниципальном районе имеются возможности для проведения целенаправленной работы по развитию интеллектуального и творческого потенциала ребенка: реализуются пропедевтические и элективные курсы по различным предметам, программы профильного обучения, осуществляющие дальнейшее развитие способностей учащихся, проводятся предметные олимпиады, интеллектуальный марафон, фестиваль «Ученик года» (1 ступень). Формируется система работы с учащимися, ведущими учебно-исследовательскую деятельность, выставки детского творчества, конкурсы. Учащиеся посещают ледовый дворец «Олимп»,детский подростковый клуб «Мечта», детскую школу искусств, детскую юношескую спортивную школу.

Актуальность проблемы

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования.

В связи с этим современная школа должна соответствовать следующим параметрам

Школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.

В  школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.

В школе должны быть свои традиции.

Школа должна давать современное образование.

Школа должна быть построена на принципах взаимоуважения и взаимопонимания.

Школа, в которой на должный уровень поставлена система дополнительного образования, способствующая выявлению и развитию познавательных возможностей учащихся, включающих способности, талант, одаренность, гениальность.

  В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.
Необходимо определить значение таких  понятий как способности, талант, одаренность, гениальность.
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.
Система работы с одаренными детьми это максимальное развитие умений, навыков, познавательных способностей.
Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного.

Одарённость – комплексный феномен, включающий в себя физические, психологические и социально-личностные особенности человека. Этот феномен вплетается в сложный узор социальных отношений ребёнка, его представлений о мире и самом себе, ценностно-смысловую регулирующую систему установок и диспозиций, то есть определяет и образ жизни, и стиль взаимоотношений с миром и другими людьми.

При этом одарённость может органично вписаться в жизнь ребёнка, а может породить множество социально-психологических и внутриличностных противоречий. Мне, как психологу, приходится сталкиваться не только с ситуацией благополучного развития ребёнка, но и с ситуациями, когда одарённость «мимикрирует» под неуспешность. Т.е. прослеживается два типа ситуации: одарённость как проблема самого ребёнка и одарённость как проблема окружающих его взрослых.

Внутриличностные проблемы, возникающие у одарённых детей, встречаются в моей психологической практике. Талантливый ребёнок осознаёт скорее не свою одарённость, а свою отличность от других. Переживание этой отличности самим ребёнком и его окружением может перерасти в отчуждённость, отдельность и породить серьёзные внутриличностные конфликты. В младшем школьном возрасте это находит выражение в высокой тревожности, неуверенности, невротической и психосоматической симптоматике. В подростковом возрасте, в период знаменитого «кризиса идентичности», осознание своего «Я» как отличного (а следовательно, для подростка – неадекватного) может привести к трудностям в сфере общения со сверстниками.

Каким же образом осуществляется психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей в нашей школе? Какие же профессиональные действия оказываются полезными в описанных выше проблемных ситуациях? В чём же заключаются важнейшие задачи и направления работы школьного психолога с одарёнными школьниками? Несмотря на то что говорится об одарённости как проблеме самого школьника, основные мои усилия направляются на работу с родителями и педагогами.

Проводится просветительская, консультативная работа по принятию взрослыми одарённости ребёнка, особенностей его поведения, мироощущения, интересов и склонностей. Уже само понимание отличительных черт школьника часто позволяет снять ряд проблем. Так, поведенческая дезадаптация одарённого ученика в форме неугомонности, неусидчивости, расторможенности может быть следствием его интеллектуальной, познавательной «недогруженности». Предоставив ребёнку достаточное количество материала для переработки, педагог легко снимает эту проблему.

Эффективной является консультативная, методическая работа, направленная на создание для данного ребёнка образовательной среды, удовлетворяющей его интересы.

Психолого-педагогическая работа со взрослыми помогает организовать социальную жизнь одарённого ребёнка, расширить и углубить его социальный опыт, представления о мире. Совместно с классными руководителями продумываются конкретные мероприятия, которые помогают одарённому школьнику включиться в классный коллектив, в систему эмоциональных отношений со сверстниками. Особая задача в этот момент – формирование у одноклассников определённого адекватного представления об его особенностях.

Не упускается из виду и специальная психологическая работа с самим ребёнком, испытывающим трудности. Усилия направляются на глубокую психотерапевтическую, психокоррекционную работу, направленную на решение внутренних психологических конфликтов, снятие тревожности, агрессивных психологических защит.

Другое направление работы – социально-психологическое обучение ребёнка. Оно направлено на расширение имеющегося в его распоряжении репертуара поведенческих реакций, коррекцию сложившихся форм поведения, осознание своей позиции в общении. Огромное значение имеет работа по осознанию ребёнком своей одарённости, по построению им новой системы отношений с миром и самим собой сквозь призму своих особенностей и возможностей.

Ещё одно направление психологической работы с педагогами направлено на профилактику «эксплуатации» педагогом одарённости школьника либо из престижных профессиональных соображений, либо в качестве символической компенсации собственных неудач и проблем («если я не смог, то пусть хоть он…»). Реализация таких установок приводит к пагубным последствиям для ребёнка (превращение его в специализированного робота, инструмент для поднятия престижа школы, искусственное ограничение его потребностей и интересов, односторонность его жизненного опыта и т.д.). В данном случае ведётся работа, направленная на решение внутренних личных проблем педагога, которые он проецирует на ученика, расширение его представлений об одарённости, методах педагогического развития одарённого ребёнка.

Немаловажную роль в психологическом сопровождении одаренности школьников играет мониторинг развития личности учащихся, в ходе которого отслеживается развитие личности каждого ученика на протяжение всего учебно-воспитательного процесса. Изучаются показатели не только интеллектуального и образовательного развития, но и коммуникативного, духовно-нравственного, гражданско-патриотического, информационного развития. Эти показатели взяты в связи с представлением о том, что одарённость сводится не только к интеллекту. Ведь одарённость – это прежде всего системное качество психики, включающее в себя как минимум познавательную, эмоционально-волевую и личностную сферу. Поэтому не следует забывать духовную, эмоциональную, личностную и телесную сферу психики ребёнка.

Рассматривая одарённость как предрасположенность к достижению высоких или сверхвысоких результатов в социально значимой сфере деятельности педагогический коллектив нашей школы большое внимание уделяет созданию условий для реализации предрасположенностей и способностей учащихся и формирует образовательную среду, где детская одарённость могла бы проявиться. Ведь есть дети со скрытой, непроявленной одарённостью. Например, ребёнок может быть одарён в шахматах. Поэтому, чтобы его одарённость проявилась, он должен попасть в условия, где обучают игре в шахматы. В противном случае его одарённость не проявится.

Поэтому мониторинг развития личности нацелен на то, чтобы выявить сферы социальной, интеллектуальной, духовной жизни ученика, на которые педагогам, классным руководителям следует обратить особое внимание. На основании данных мониторинга педагогический коллектив нашей школы создаёт условия для полноценного развития ученика и проявления его одарённости через систему различных мероприятий и реализацию образовательных, исследовательских, творческих и воспитательных проектов.

Также в психолого-педагогическом сопровождении одарённых детей нашей школы немаловажное значение придаётся работе с родителями.

Одарённость может быть совершенно очевидной, проявить себя очень ярко. Примеров, вошедших в историю не счесть – Моцарт, Ломоносов, Дюрер. Такие дети видны сразу, именно про них говорят, что они одарены от Бога.

К сожалению, распространено мнение родителей, что раз ребёнок одарён, то его таланты будут проявляться всю жизнь, является мифом, которым обросло понятие одарённости. То есть одарённость может быть «на всю жизнь», а может быть возрастной. В этом случае отдельные психические функции и системы в определённом возрасте оказываются развитыми лучше, чем у других детей, но впоследствии всё это уравнивается.

Поэтому в работе с родителями в процессе индивидуальных бесед рекомендуется не навязывать ребёнку собственные нереализованные мечты и свои интересы. Задача родителей – помочь найти ребёнку найти свои интересы, «не толкать в спину» и быть рядом, чтобы поддержать в трудную минуту. Ведь во многих случаях именно родители на многие годы становятся подлинными наставниками своего ребёнка в различных видах деятельности: художественно-эстетической, спорте, научном познании, т.к. родительский такт закладывает прочные основы как для стремления к активной творческой деятельности, так и для этических оценок и нравственных критериев.

Конечно же, нам педагогам всегда следует помнить, что проблема выявления одарённых имеет ярко выраженный этический аспект. Так как речь идёт у судьбе человека, оценка ребёнка как одарённого или нет не может стать самоцелью. Навешивание ярлыков типа «одарённый» или «посредственный» недопустимо, потому что несёт опасность негативного влияния на развитие личности ребёнка. При этом следует иметь в виду, что нет чётких критериев одарённости, это в значительной мере условная характеристика.

Нужно сказать, что педагоги могут сыграть и отрицательную роль в судьбе одарённого ребёнка. Вот показательные исторические примеры.

Школьный учитель однажды сказал А.Энштейну: «А из Вас, Энштейн, ничего не получится». Ньютону не давалась школьная физика и математика. К.Линнею прочили карьеру сапожника. Г.Гельмгольца учителя признавали чуть ли не слабоумным. Про В.Скотта профессор университета сказал: «Он глуп и останется глупым». Позже А.Энштейн писал: «Умственные унижения и угнетение со стороны невежественных и эгоистичных учителей производят в юной душе опустошения, которые нельзя загладить и которые оказывают роковое влияние в зрелом возрасте… В сущности, почти чудо, что современные методы обучения ещё не совсем удушили святую любознательность; это нежное растение требует наряду с поощрением, прежде всего свободы – без неё оно неизбежно погибает».

Для одарённого ученика продуктивная деятельность гораздо привлекательнее, чем репродуктивная, которая может культивироваться нетворческим педагогом. Не потому ли гениальный изобретатель Эдфисон был исключён из школы за неуспеваемость? Никудышными учениками слыли Дарвин, Пушкин, Лобачевский. Правда их таланты оказались настолько яркими, что расцвели без психологической поддержки. А сколько осталось тех, что увяли в зародыше?

Чтобы это случалось как можно реже, одна из задач школьного психолога – разглядеть в рассеянном фантазёре или ершистом возмутителе спокойствия будущего Дарвина или Энштейна. Ибо недаром говорил мудрый поэт:

Не упиваясь словесами.

Жизнь убеждает нас опять:

Талантам надо помогать.

Бездарности пробьются сами…

Цели программы:

* Создание условий в школе, способствующих интеллектуальному и творческому развитию детей.

* Каждому одаренному ребенку найти для себя возможность реализовать свое дарование.

* Найти объективную методическую систему работы с детьми с высоким уровнем интеллекта, развития, стремления к познанию в условиях массового образовательного учреждения.

Задачи:

  1. Создать благоприятные условия для развития интеллекта, исследовательских 
    навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых.

  2. Разрабатывать и поэтапно внедрять новое содержание образования, прогрессивные технологии в работе с одаренными детьми. 
    3. Через внедрение новых образовательных технологий, отвечая на запросы современной цивилизации.
    4. Расширять возможности для участия одарённых и способных школьников в российских, международных конференциях, творческих конкурсах, выставках олимпиадах. 
    5. Создавать обогащенную образовательную среду, благоприятную для развития одаренности, создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морального, физического развития одаренных детей, для реализации их личных творческих способностей в процессе учебной и поисковой деятельности.

6. Расширить пространство повышения квалификации педагогов школы, как условие методического поиска и творчества в работе с одаренными учащимися. 

7.Стимулировать творческую деятельность интеллектуально развитых детей.

8.Способствовать методическому росту учителей, постоянному повышению их квалификации.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа «Одаренные дети» Печатается по решению методического совета му «Информационно-методический центр» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Печатается по решению методического совета му «Информационно методический центр» исполнительного комитета Мамадышского муниципального...
Программа «Одаренные дети» Печатается по решению методического совета му «Информационно-методический центр» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Печатается по решению методического совета му «Информационно- методический центр» исполнительного комитета Мамадышского муниципального...
Программа «Одаренные дети» Печатается по решению методического совета му «Информационно-методический центр» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Печатается по решению методического Совета информационно-методического центра отдела образования Азнакаевского муниципального района...
Программа «Одаренные дети» Печатается по решению методического совета му «Информационно-методический центр» iconМетодические рекомендации Казань 2007 ббк 56. 6я73 удк 616. 31 (075....
Печатается по решению Центрального координационно-методического совета Казанского государственного медицинского университета
Программа «Одаренные дети» Печатается по решению методического совета му «Информационно-методический центр» iconНаучно-исследовательские студенческие работы. Структура и правила...
Печатается по решению Учебно-методического Совета и постановлению редакционно-издательского совета Сыктывкарского государственного...
Программа «Одаренные дети» Печатается по решению методического совета му «Информационно-методический центр» iconТема урока: «Вирусы»
Печатается по решению методического совета Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В. Р. Филиппова
Программа «Одаренные дети» Печатается по решению методического совета му «Информационно-методический центр» iconНаучный редактор д ф. н., профессор Э. Х. Хабибуллина
Печатается по решению Научно-методического совета Казанского государственного университета
Программа «Одаренные дети» Печатается по решению методического совета му «Информационно-методический центр» iconМетодические рекомендации Екатеринбург
Печатается по решению Методического совета Научной библиотеки Уральского государственного педагогического университета
Программа «Одаренные дети» Печатается по решению методического совета му «Информационно-методический центр» iconМетодические рекомендации к практическим занятиям
Печатается по решению Центрального координационно-методического совета Казанского государственного медицинского университета
Программа «Одаренные дети» Печатается по решению методического совета му «Информационно-методический центр» iconЖ. П. Черкасова выполнение студенческого исследования
Печатается по решению научно-методического совета гбоу спо ио «Черемховский педагогический колледж»
Программа «Одаренные дети» Печатается по решению методического совета му «Информационно-методический центр» iconМетодические рекомендации по дисциплине : «педагогика»
Печатается по решению научно-методического совета гаоу спо «Набережночелнинский педагогический колледж»
Программа «Одаренные дети» Печатается по решению методического совета му «Информационно-методический центр» iconКонспект урока-диалога по книге А. Суздальцева «Свечка»
Печатается по решению Центрального координационно-методического совета Казанского государственного медицинского университета
Программа «Одаренные дети» Печатается по решению методического совета му «Информационно-методический центр» iconМетодические рекомендации по педагогической практике для студентов...
Печатается по решению научно-методического совета Канского педагогического колледжа
Программа «Одаренные дети» Печатается по решению методического совета му «Информационно-методический центр» iconМетодические указания к выполнению курсовых работ по дисциплине «Скотоводство»
Печатается по решению методического Совета фгоу впо бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В. Р. Филиппова
Программа «Одаренные дети» Печатается по решению методического совета му «Информационно-методический центр» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Печатается по решению методического совета огоу «Специальная (коррекционная) школа-интернат №6» г. Нижнеудинска
Программа «Одаренные дети» Печатается по решению методического совета му «Информационно-методический центр» iconВирусология вирусология — раздел биологии, изучающий вирусы
Печатается по решению методического совета Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В. Р. Филиппова


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск