Скачать 0.51 Mb.
|
Министерство ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ «ЧЕРЕМХОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» Ж.П. Черкасова ВЫПОЛНЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Методические указания Черемхово, 2013 Печатается по решению научно-методического совета ГБОУ СПО ИО «Черемховский педагогический колледж» Методические указания адресованы студентам педагогического колледжа, выполняющим исследование. В пособии содержатся требования к разным видам УИРС (реферат, курсовая работа, выпускная квалификационная работа), правила их оформления, даются рекомендации по подготовке рецензии, составлению текста к защите выпускной квалификационной работы. Составитель: Черкасова Ж.П., зам. дир. по УВР Рецензент: Новикова Т.Г., д.п.н. г.Москва
1. Введение Новые социально-экономические условия развития России, как никогда раньше, предъявляют высокие требования к подготовке педагога и его профессиональной культуре. Уже в педагогическом колледже студент овладевает умением организовывать и осуществлять исследовательскую деятельность. За период обучения в колледже каждый студент самостоятельно пишет ряд различных творческих работ, в том числе доклады, рефераты, контрольные, курсовые и выпускные квалификационные работы. Выполнение таких работ является важным направлением совершенствования их теоретической и практической подготовки, так как это:
Включение сначала в учебно-исследовательскую, а затем в научно-исследовательскую работу помогает студентам овладеть современными методами поиска, обработки и использования информации, освоить некоторые методы научно-исследовательской деятельности, определиться в педагогической позиции, сформировать умение отстаивать и защищать свое мнение. 2. Библиографический поиск Для успешного овладения исследовательской деятельностью студенту следует обязательно научиться работать с литературой. Любой студент рано или поздно сталкивается с необходимостью работать в библиотеке. Поиски необходимой литературы — продолжительный труд. Значение его огромно, ибо от полноты изучения опубликованного материала будет зависеть качество учебно-исследовательской или научно-исследовательской работы. Начинать работу в библиотеке лучше всего с обращения к Педагогической энциклопедии в 4 томах, Российской педагогической энциклопедии в 2 томах и специальным словарям. Необходимо научиться работать с каталогами. Каталоги — это существующие списки книг в виде брошюр или в виде карточек (в последнее время они все чаще бывают представлены в электронном виде). Существует четыре вида каталогов: алфавитные, предметные, систематические и каталоги новых поступлений. К алфавитному каталогу обращаются в том случае, если знают название необходимого источника и фамилию его автора. В предметном каталоге названия книг размещены не по алфавиту, а по рубрикам, каждая из которых посвящена какому-либо предмету (определенной теме). При этом сами рубрики следуют друг за другом в алфавитном порядке, как и названия книг внутри самих рубрик. В систематическом каталоге названия книг сгруппированы по рубрикам и подрубрикам, однако сами рубрики, в отличие от предметного каталога, расположены не по алфавиту, а по системе дисциплины. Каталог новых поступлений дает представление о поступивших изданиях книг за последние полгода. 3. Методика обработки полученной информации Информация, полученная путем чтения, предназначается для дальнейшего использования, а для этого ее фиксируют: делают пометки, подчеркивания, лучше на вкладных листах; разного вида записи (выписки, план, тезисы, аннотации, конспект и др.); схемы. Для лучшего запоминания полезно пересказать текст с опорой на сделанные записи, при этом не забывая, что начинать любой вид записи следует с библиографических данных текста. План - это «скелет» текста, он компактно отражает последовательность изложения материала. План как форма записи обычно значительно более подробно передает содержание частей текста, чем оглавление книги или подзаголовки статей. Форма записи в виде плана чрезвычайно важна для восстановления в памяти содержания прочитанного, для развития навыка четкого формулирования мыслей, умения вести другие виды записей. Если план должен стать самостоятельной формой записи, то его обрабатывают в процессе дальнейшего изучения источника. Удачно составленный план говорит об умении анализировать текст, о степени усвоения его содержания. План улучшает качество записи (обнаруживает непоследовательность, выявляет повторения), ускоряет проработку материала, помогает вести самоконтроль. Формулирование пунктов плана — трудный процесс. Здесь нужна исключительная точность, подчас образность, очень вдумчивый подход к подбору буквально каждого слова. Это можно сравнить с поиском заголовков — названий к произведениям. Иногда в начале работы уже по характеру материала и целям составления плана видно, что он должен быть сложным, но порой это становится ясным не сразу. Поэтому стараться составить сложный план в один прием не всегда разумно. Здесь возможны два способа работы: или составить сначала краткий простой план и затем, вновь читая текст, написать сложный, подыскивая детализирующие пункты, или сразу разработать подробнейший простой план, а далее преобразовать его в сложный, группируя пункты под общими для них заголовками. Выписки. В толковом словаре говорится: «Выписать — значит списать какое-нибудь нужное, важное место из книги, журнала, сделать выборки» (от слова «выбрать»). Вся сложность выписывания заключается как раз в умении найти и выбрать нужное из одного или нескольких текстов. Выписки особенно удобны, когда требуется собрать материал из разных источников. Они могут служить подспорьем для более сложных видов записей, таких как тезисы, конспекты. Выписки можно составлять в гибкой форме, которая облегчала бы их накопление, изменение, а также подбор по какому-либо признаку или принципу. Тезисы позволяют обобщить изучаемый материал, выразить его суть в кратких формулировках, помогая раскрыть содержание книги, статьи и доклада. Процесс их составления дает возможность глубже разобраться в материале и стимулирует его понимание. Тезисы принято подразделять на основные, простые, сложные. Простые тезисы (иногда их записывают в виде цитат) создаются при первоначальном ознакомлении с текстом, а основные можно составить лишь при уяснении сути и направленности источника в целом. Основные тезисы часто создаются на базе простых, путем их обобщения, переделки и исключения как второстепенных. Аннотация помогает ориентироваться в ряде источников на одну тему, а также при подготовке обзора литературы. Конспект — это последовательная фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения. Конспекты бывают четырех типов: плановые (каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта); текстуальные (состоящие из цитат); свободные (сочетающие выписки, цитаты, тезисы); тематические (содержащие ответ на поставленный вопрос по нескольким источникам). 4. Требования к реферату Реферат - первый вид творческой работы, с которого начинается приобщение студента колледжа к самостоятельной учебно-исследовательской работе. Он выполняется на втором курсе. В реферате автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения на проблему, а также излагает собственный взгляд на рассматриваемые вопросы. Темы рефератов разрабатываются преподавателями колледжа, по возможности совместно со специалистами других образовательных учреждений, организаций, заинтересованных в разработке данных тем, и утверждается соответствующими предметными (цикловыми) комиссиями. Тематика должна отражать современный уровень развития образования, культуры, науки и соответствовать социальному заказу общества. Реферат носит теоретический характер. Его объем - не менее 15 и не более 20 страниц печатного текста. Реферат имеет следующую структуру:
Критерии оценки реферата
|
Решением Ученого совета исэпиМ от «30» июня 2011 г Охватывает все стороны студенческой жизни. В систему студенческого самоуправления входят Совет студенческого самоуправления, Студенческое... | Программа школы студенческого самоуправления СНГ «Лидер 21 века» Подготовка к выставке-презентации органов студенческого самоуправления учебных заведений стран СНГ | ||
Уважаемый господин Берг, уважаемые члены Оценочной комиссии! Позвольте официально приветствовать Вас от имени Российского студенческого спортивного союза и выразить признательность за активное... | Пресс-конференция Конгресс-холле тмк «гринн» по адресу: г. Орёл, Кромское шоссе, д. 4 (начало 20. 30) состоится Пресс-конференция посвящённая проведению... | ||
Задачами дисциплины являются Научные и практические исследования. Коллективные и индивидуальные исследования. Роль исследований в различных сферах развития производства.... | Бредли Тревор Грив Газета Студенческого совета сзф рпа минюста России... Газета Студенческого совета сзф рпа минюста России №79 (14); 05. 05. – 20. 05 2012 г | ||
Классный руководитель 5а класса : Черкасова Татьяна Ивановна использование... Практическое руководство по администрированию базы данных пользователей системы дистанционного обучения нп «телешкола» 1 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мбоу «Погорельская сош» имени Героя Советского Союза Н. И. Черкасова Зубцовского района | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Черкасова Маргарита Алексеевна, учитель начальных классов гбоу сош 2053 г. Москвы | Название ресурса Учащийся может самостоятельно определять время, которое он отводит на выполнение части 1 и 2, но рекомендуется отводить на выполнение... | ||
Билеты по информатике 9 класс (теория кратко) Учащийся может самостоятельно определять время, которое он отводит на выполнение части 1 и 2, но рекомендуется отводить на выполнение... | Конкурсная документация по выбору подрядчика на выполнение работ... Заключение договора и порядок опубликования информации об итогах проведения открытого конкурса 17 | ||
Для выпускников основной школы о проведения гиа-9 в 2013 году Учащийся может самостоятельно определять время, которое он отводит на выполнение части 1 и 2, но рекомендуется отводить на выполнение... | Цифровые образовательные ресурсы, рекомендованные Институтом развития... Учащийся может самостоятельно определять время, которое он отводит на выполнение части 1 и 2, но рекомендуется отводить на выполнение... | ||
Критерии оценивания результатов экзамена по информатике для поступающих... Учащийся может самостоятельно определять время, которое он отводит на выполнение части 1 и 2, но рекомендуется отводить на выполнение... | Инструкция по выполнению работы Учащийся может самостоятельно определять время, которое он отводит на выполнение части 1 и 2, но рекомендуется отводить на выполнение... |