Скачать 1.22 Mb.
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»Факультет последипломного образования и профессиональной переподготовки специалистов В ПОМОЩЬ ВРАЧУ-ИНТЕРНУ СТОМАТОЛОГУ Методические рекомендации Казань 2007 ББК 56.6я73 УДК 616.31 (075.8) Печатается по решению Центрального координационно-методического совета Казанского государственного медицинского университета Составители: общевузовский руководитель интернатуры по специальности «Стоматология» д.м.н., профессор Ксембаев С.С., доцент кафедры ортопедической стоматологии д.м.н. Салеева Г.Т., доцент кафедры челюстно-лицевой хирургии к.м.н. Нестеров О.В., доцент кафедры ортопедической стоматологии д.м.н. Салеев Р.А., ассистент кафедры терапевтической стоматологии к.м.н. Мушарапова С.И., ассистент кафедры детской стоматологии к.м.н. Мамаева Е.В., ассистент кафедры челюстно-лицевой хирургии к.м.н. Торгашова О.Е., ассистент кафедры детской стоматологии к.м.н. Габдрахманова М.Г. Под общей редакцией профессора Ксембаева С.С. Рецензенты: зав. кафедрой терапевтической и детской стоматологии ГОУ ДПО «Казанская государственная медицинская академия Росздрава», доктор медицинских наук, профессор Хитров В.Ю. главный стоматолог управления здравоохранения г. Казани, кандидат медицинских наук Греков А.Х. В помощь врачу-интерну стоматологу (методические рекомендации). Изд. 2-е, переработанное и дополненное / С.С. Ксембаев, Г.Т. Салеева, О.В. Нестеров и др. – Казань: КГМУ, 2007. – 80 с. В методических рекомендациях, предназначенных для врачей-интернов стоматологов, освещены основные аспекты первичной последипломной специализации, представлены необходимая нормативная документация. © ГОУ ВПО «Казанский ГМУ Росздрава», 2007. ОГЛАВЛЕНИЕ Основные положения об интернатуре...........................................................4 Задачи руководителей интернов……………………………………………6 Задачи факультета последипломного стоматологического образования КГМУ..……...............................................................................6 Перечень необходимой документации на базах интернатуры…………………………………………………………………7 Образовательно-профессиональная программа последипломного образования…………………………………………………………………..8 Квалификационные требования к уровню подготовки врачей, завершающих обучение в интернатуре.……………………………………8 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЮ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ…...…………………………20 Рекомендуемые темы семинарских занятий и контрольные вопросы …20 Темы зачетов………………………………………………………………..39 Рекомендуемые темы рефератов и литература.………………………….40 Условия допуска к квалификационным экзаменам……………………...54 ПРИЛОЖЕНИЯ..…………………………………………………………...55 Индивидуальный план работы интерна……………..................................55 Схема индивидуального плана…………………………………………….56 Схемы историй болезни стоматологических больных..………………....69 Рейтинговая система оценки подготовки врача интерна-стоматолога…79 Образец заявления о допуске к экзамену…………………………………79 Схема производственной характеристики………………………………..80 Положение о сертификате специалиста…………………………………..80 Классификатор специальностей по стоматологии……………………….81 Основные положения об интернатуре Первичная специализация по специальности «Стоматология» (интернатура) является обязательной формой первичной последипломной подготовки выпускников стоматологических факультетов медицинских институтов (академий, университетов), по окончании которой врачам-интернам присваивается квалификация врача-специалиста. Первичная специализация (интернатура) осуществляется в базовых лечебно-профилактических учреждениях, утвержденных Минздравом РФ, а также в клиниках медицинских учебных заведений (клиническая интернатура). Подготовка врачей–интернов стоматологов проводится в утвержденных в качестве учебной базы стоматологических поликлиниках, имеющих не менее 25 врачей-специалистов и больницах, в составе которых есть соответствующие специализированные отделения (челюстно-лицевое, ЛОР) с количеством коек не менее 50. Направление в интернатуру осуществляется приказом ректора медицинского ВУЗа с указанием профиля подготовки (специальности) – места прохождения интернатуры. Основанием для допуска к прохождению интернатуры является выписка из приказа о направлении в интернатуру и диплом врача. Руководитель базового учреждения издает приказ о зачислении выпускника в качестве врача-интерна по соответствующей специальности. На интерна оформляется трудовая книжка. Руководство и контроль подготовки интернов в базовых лечебно-профилактических учреждениях возлагается на руководителей органов управления здравоохранением республики, края, области (начальников медицинских служб, ведомств), главных специалистов. Руководство и контроль подготовки клинических интернов осуществляется администрацией образовательного учреждения, профильными кафедрами, проводящими подготовку врачей-интернов. Основное направление обучения – максимально самостоятельная работа с пациентами. Врачи-интерны курируют стоматологических больных, назначают и выполняют диагностические, лечебные и профилактические мероприятия, ведут при этом необходимую документацию, проводят санитарно-просветительскую работу. Молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной работе. На врачей-интернов полностью распространяются правила действующего законодательства для врачей соответствующих специальностей. Объем нагрузки врачей-интернов стоматологов составляет 60% рабочей нагрузки врачей-стоматологов. Типовой учебный план подготовки клинического интерна и образовательно-профессиональная программа постдипломного обучения предусматривают распределение учебного времени следующим образом: профессиональная подготовка - 68.14%; смежные дисциплины - 16.6%; фундаментальные дисциплины - 4.16%; основы управления здравоохранением - 2.08%; элективы - 9.02%. Индивидуальный план прохождения интернатуры разрабатывается на основании типового учебного плана и программы, утвержденных Минздравом РФ. Выполнение типового, индивидуального плана и программы интернатуры отражается в дневнике врача-интерна. Теоретическая подготовка врачей-интернов предусматривает обязательное участие в семинарских занятиях, активное участие в научно-практических конференциях, а также самостоятельное изучение рекомендуемой литературы. Врачи-интерны должны выступать с реферативными сообщениями в отделениях, на конференциях, тематических семинарах. Семинарские занятия проводятся руководителями врачей-интернов с предварительным тематическим разбором больных. На занятиях анализируются трудности и ошибки клинической диагностики, разбираются дифференциальный диагноз и лечебная тактика. Основная цель семинара – формирование клинического мышления у врачей-интернов. В базовых учреждениях здравоохранения проводится систематический контроль знаний и практических навыков, который осуществляется в виде зачетов и собеседований. По основным разделам типового учебного плана и программы интерны сдают зачеты, которые принимает главный врач или его заместитель совместно с руководителем врачей-интернов. Зачет включает оценку приобретенных интерном профессиональных знаний и практических навыков по усвоению данного раздела. Собеседование проводится заведующим отделением, руководителем интернов совместно с врачом-наставником по отдельным темам программы, в ходе которого выявляются степень усвоения молодым специалистом программы одногодичной специализации. По результатам зачетов и собеседований дается заключение о степени профессиональной подготовленности врача-интерна. Администрация базового учреждения здравоохранения (гл. врач, зам. гл. врача) контролирует работу врачей-интернов по выполнению учебного плана и программы подготовки, привлекает интернов к участию в общественной, культурно-массовой и санитарно-просветительной работе. Главные врачи контролируют работу руководителей врачей-интернов, периодически заслушивая их отчет о ходе подготовки молодых специалистов на больничном совете. Главные специалисты, ответственные преподаватели ВУЗов обязаны регулярно посещать базовые учреждения здравоохранения, оказывать методическую и консультативную помощь интернам и их руководителям. По окончании интернатуры врачи сдают квалификационный экзамен по специальности. Базовым учреждением здравоохранения, кафедрой (для клинических интернов) в экзаменационную комиссию представляются сведения о выполнении молодым специалистом типового учебного плана и программы, дневник врача-интерна, характеристика о профессиональной деятельности за время обучения в интернатуре. Итоги экзамена оформляются протоколом, после чего врачам-интернам при положительной оценке выдается сертификат установленного образца с указанием присвоения специальности "Стоматология" и удостоверение. Задачи руководителей интернов
Задачи факультета последипломного стоматологического образования КГМУ
Перечень необходимой документации на базах интернатуры
Образовательно-профессиональная программа последипломного обучения
Квалификационные требования к уровню подготовки врачей, завершающих обучение в интернатуре по специальности 040401 «СТОМАТОЛОГИЯ» Специальность 041401 «Стоматология» утверждена приказом МЗ РФ № 337 от 27.08.1999 г., квалификация – врач-стоматолог общей практики. Министерством образования РФ от 10.03.2000 г. (государственная регистрация № 134) утвержден Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 040401 «Стоматология», квалификация – врач-стоматолог общей практики. Квалификационная характеристика определяет границы деятельности врача-стоматолога, является сводом требований к уровню его подготовки. Врач-стоматолог общей практики – это специалист с высшим медицинским образованием по специальности «Стоматология», прошедший послевузовскую подготовку в интернатуре, имеющий теоретические знания и практические навыки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики. Для выполнения профессиональной деятельности врач-стоматолог общей практики должен обладать совокупностью знаний, умений и практических навыков в области профилактики, диагностики и лечения наиболее распространенных стоматологических заболеваний у взрослых, лиц пожилого возраста, детей с применением терапевтических, хирургических и ортопедических методов. Это определяет функциональные основные обязанности врача-стоматолога общей практики: - проведение стоматологического просвещения населения и пропаганды здорового образа жизни; - осуществление профилактической работы, направленной на выявление ранних и скрытых форм основных стоматологических заболеваний: - своевременная диагностика, оказание экстренной помощи при неотложных стоматологических состояниях; - проведение лечебных и реабилитационных мероприятий в объеме, соответствующем требованиям квалификационной характеристики; - своевременная диагностика и госпитализация больных для оказания специализированной помощи; - оказание консультативной помощи; - ведение утвержденных форм учетной и отчетной документации. При разработке требований квалификационной характеристики исходили из тех границ деятельности, в которых может реализоваться врач-стоматолог общей практики. Место его профессиональной деятельности: - государственные стоматологические учреждения; - негосударственные стоматологические учреждения; - органы управления службой здравоохранения различных ведомств и учреждений; - научно-исследовательские учреждения, предприятия и организации. Требования к уровню подготовки врача по общественному здоровью и здравоохранению. ЗНАТЬ: - основные положения законодательных актов, регламентирующих реформы управления и финансирования здравоохранения, введение медицинского страхования граждан; - основы законодательства о здравоохранении, директивные документы, определяющие деятельность учреждений и подразделений здравоохранения различных форм собственности; - правовые вопросы деятельности медицинского персонала; - квалификационные требования к врачу-стоматологу общей практики, его права и обязанности. УМЕТЬ: - организовать лечебно-диагностический процесс и проведение профилактических мероприятий на амбулаторном стоматологическом приеме; - формировать здоровый образ жизни, проводить экспертизу нетрудоспособности пациентов, соблюдать правила врачебной этики и медицинской деонтологии; - составить трудовой договор (контракт) с государственными и негосударственными медицинскими учреждениями, муниципальными органами управления, страховыми медицинскими организациями, заявки для получения лицензии на осуществление медицинской деятельности; - подготовить необходимую документацию в аттестационную комиссию на получение квалификационной категории по специальности «врач-стоматолог общей практики». Требования к уровню подготовки врача по фундаментальной медицине. ЗНАТЬ: -закономерности функционирования организма, механизмы обеспечения здоровья; - сущность методик исследования различных функций человека; - общие закономерности патогенеза и морфогенеза; - механизмы развития патологических процессов; - методологические основы лекарственных и нелекарственных методов профилактики лечения основных стоматологических заболеваний. УМЕТЬ: - оценивать и объяснять основные закономерности формирования и регуляции физиологических функций человека; - оценивать и объяснять возрастные особенности организма человека и его функциональных систем; - ориентироваться в общих вопросах нозологии; - представлять роль патологических процессов в развитии заболеваний; - использовать знания теоретических основ лекарственных и нелекарственных методов профилактики и лечения распространенных заболеваний человека. Требования к уровню подготовки врача по медицине катастроф. ЗНАТЬ: - принципы организации и задачи службы медицины катастроф; - медико-тактическую характеристику очагов поражения; - принципы организации лечебно-эвакуационного обеспечения пораженного населения; - организацию и объем первой врачебной помощи пострадавшим; - основные принципы и способы защиты населения при катастрофах. УМЕТЬ: -оказать первую врачебную помощь в условиях экстренной обстановки; - проводить основные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия в условиях чрезвычайных ситуаций; - пользоваться коллективными и индивидуальными средствами защиты. Требования к уровню подготовки врача по медицинской психологии. ЗНАТЬ: - определения понятий «психология», «медицинская психология», «психология больного человека», «психология стареющего человека», «психология одинокого человека», «психология ребенка»; - психические свойства личности; - особенности психических процессов у здорового и больного человека, у ребенка; - определение понятия «психогенные болезни», роль психологических факторов в предупреждении возникновения и развития заболеваний; -основы психогигиены, психопрофилактики и психотерапии. УМЕТЬ: - применять общие принципы и методы медицинской психологии при оказании стоматологической помощи взрослым и детям; - использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях. Требования к уровню подготовки врача по медицинской информатике. ЗНАТЬ: - основы информатики, вычислительной техники; - системы информационного и коммуникационного обеспечения профессиональной деятельности; - общие принципы статистических методов обработки медицинской информации; - общую структуру и функциональные возможности персональных компьютеров. УМЕТЬ: - использовать персональный компьютер для создания базы данных о пациентах, нормативных документов и составления статистических отчетов; - пользоваться компьютерными программами, созданными для информационно-справочной поддержки деятельности врача-стоматолога общей практики. Требования к уровню подготовки врача по применению лекарственных и нелекарственных методов лечения основных стоматологических заболеваний. ЗНАТЬ: - основы клинической фармакологии, фармакокинетики и принципы фармакотерапии основных стоматологических заболеваний; - принципы диетотерапии, психотерапии и физиотерапии при лечении основных стоматологических заболеваний взрослых и детей. УМЕТЬ: - определить показания и противопоказания к назначению лекарственных средств при лечении основных стоматологических заболеваний; - определить показания и противопоказания к назначению диеты при профилактике и лечении основных стоматологических заболеваний; - определить показания и противопоказания к применению комплекса реабилитационных мероприятий при лечении основных стоматологических заболеваний; - определить показания и противопоказания к назначению физиотерапевтических процедур при лечении основных стоматологических заболеваний. Требования к уровню подготовки врача по гериатрической стоматологии. ЗНАТЬ: - определение понятий «геронтология» и «гериатрия»; - систему организации гериатрической службы; - структуру стоматологической заболеваемости в пожилом и старческом возрасте; - современные теории старения; - основы гериатрической клинической фармакологии; - особенности врачебного обследования лиц пожилого и старческого возраста; - особенности клинического проявления, течения, диагностики и лечения стоматологических заболеваний у лиц пожилого и старческого возраста. УМЕТЬ: - применять знания закономерностей старения, особенностей клинических проявлений, диагностики, профилактики стоматологических заболеваний при лечении пациентов пожилого и старческого возраста. Требования к уровню подготовки врача по кожно-венерическим заболеваниям. ЗНАТЬ: - этиологию и патогенез кожных и венерических заболеваний, проявляющихся на слизистой оболочке рта, красной кайме губ и кожных покровах лица; - клинические появления кожных и венерических заболеваний на слизистой оболочке рта, красной кайме губ и кожных покровах лица. УМЕТЬ: - распознать элементы поражения на слизистой оболочке рта, красной кайме губ и кожных покровах лица при кожных и венерических заболеваниях; - поставить предварительный диагноз, направить пациента в специализированное лечебное учреждение; - организовать профессиональную защиту от кожных и венерических заболеваний. Требования к уровню подготовки врача по лучевой диагностике. ЗНАТЬ: - физиологическую рентгенологическую картину зубов, челюстей и костей лицевого скелета у пациентов разных возрастных групп; - проявления патологических процессов в челюстно-лицевой области. УМЕТЬ: - диагностировать патологические состояния в челюстно-лицевой области; - поводить радиовизиографию в амбулаторной стоматологической практике и оценивать ее результаты. Требования к уровню подготовки врача по профессиональным заболеваниям. ЗНАТЬ: - этиологию профессиональных заболеваний; - методы диагностики, первичной и вторичной профилактики, трудовой реабилитации при профессиональных заболеваниях врача-стоматолога. УМЕТЬ: -владеть мерами охраны труда врача-стоматолога. Требования к уровню подготовки врача по судебной стоматологии. ЗНАТЬ: - медико-правовые основы деятельности врача-стоматолога. УМЕТЬ: - использовать медико-правовые основы деятельности врача-стоматолога в стоматологической практике. По завершении обучения в интернатуре врач-стоматолог общей практики должен приобрести знания, умения и практические навыки по оказанию неотложной медицинской помощи в объеме первой врачебной помощи на догоспитальном этапе при следующих состояниях: - обморок; - коллапс; - шок; - кома; - острые нарушения мозгового кровообращения; - острая дыхательная недостаточность; - отек гортани, ложный круп; - астматический статус; - открытый пневмоторакс; - гипертонический криз; - стенокардия – острые нарушения ритма сердца; - инфаркт миокарда; - - кровотечения наружные; - острая задержка мочи; - острый живот; - судорожные состояния, эпилептический статус; - химические и термические ожоги, обморожения; - поражение электрическим и током, молнией, тепловой и солнечный удары; - укусы насекомых и животных; - переломы костей, вывихи, ушибы, растяжения, раны; - отравления; - клиническая смерть. По завершении обучения в интернатуре врач-стоматолог общей практики должен приобрести знания, умения и практические навыки, позволяющие самостоятельно выполнять следующие манипуляции в объеме первой врачебной помощи: 1. Манипуляции первой врачебной помощи общего назначения:
2. Манипуляции первой врачебной помощи, применяемые при неотложных состояниях (отрабатываются на манекене-тренажере):
3. Требования к уровню подготовки и минимуму содержания знаний, умений и практических навыков для проведения организационных мероприятий:
По окончании обучения в интернатуре врач-стоматолог общей практики должен осуществлять профилактические и диагностические мероприятия у взрослых и детей при следующих стоматологических заболеваниях: - некариозные поражения твердых тканей зуба: флюороз, эрозия эмали, клиновидный дефект, кислотный некроз эмали, патологическая стираемость твердых тканей зуба; - кариес зуба: в стадии пятна, поверхностный, средний, глубокий у взрослых и детей; - воспалительные заболевания челюстно-лицевой области: пульпит, периодонтит, периостит, альвеолит, остеомиелит челюстей, перикоронарит, синусит верхнечелюстной пазухи, абсцессы, флегмоны, фурункул, карбункул, специфические воспалительные процессы (актиномикоз, туберкулез, сифилис); -- заболевания пародонта (гингивит, пародонтит, пародонтоз, пародонтомы, пародонтолизис) у детей и взрослых; - заболевания слизистой оболочки рта (герпетический стоматит, опоясывающий лишай, ящур, язвенно-некротический гингивостоматит, кандидоз); - инфекционные заболевания с проявлением на слизистой оболочке полости рта (скарлатина, дифтерия, корь, ВИЧ-инфекция, инфекционный мононуклеоз); - заболевания слюнных желез (сиалоаденит, слюнно-каменная болезнь); - заболевания мышечно-суставного комплекса (синдром болевой дисфункции ВНЧС, артрит, остеоартроз ВНЧС); - травма челюстно-лицевой области: • повреждения зубов (ушиб, вывих, перелом); • повреждения челюстей, костей лицевого скелета (ушиб, перелом, вывих ВНЧС); • повреждения мягких тканей лица (ушиб, рана); - травма слизистой оболочки полости рта (травматическая эрозия, язва); - заболевания тройничного, языкоглоточного, лицевого нервов (невралгия, невропатия), вегетативные пропозалгии (глоссалгия, стомалгия); - опухоли и опухолеподобные образования челюстно-лицевой области: • доброкачественные новообразования мягких тканей (плоскоклеточная папиллома, сосочковая гиперплазия, фиброма, фиброматоз); • злокачественные новообразования мягких тканей (плоскоклеточный рак, рак языка, базальноклеточный рак, злокачественная меланома); • доброкачественные новообразования челюстных и лицевых костей (остеома, остеобластома, оссифицированная фиброма, остеокластома); • злокачественные новообразования челюстных и лицевых костей (рак нижней челюсти, рак верхней челюсти, остеосаркома, ретикулосаркома); • одонтогенные опухоли, опухолеподобные поражения и кисты мягких тканей и челюстей (амелобластома, амелобластическая фиброма, сложная и составная одонтома, цементома, миксофиброма, радикулярная киста, кератокиста, фолликулярная киста, десневая киста, ринофима, кератоакантома, эпидермальная киста); • врожденные кисты и свищи челюстно-лицевой области и шеи (дермоидная киста, бранхиальные кисты и свищи, тиреоглоссальные кисты и свищи, боковая киста и свищ шеи); - предраковые заболевания (болезнь Боуэна, бородавчатый предрак, хейлит Манганотти, гиперкератоз красной каймы губ, лейкоплакия, кожный рог, папиллома, хроническая трещина губы); - дефекты и деформации тканей челюстно-лицевой области: • врожденные пороки развития зубов (гипоплазия, несовершенный амело-, дентино- и одонтогенез), короткие и добавочные уздечки губ и языка, врожденные расщелины верхней губы и неба; • дефекты коронки зуба (частичные, полные); • патология зубного ряда (нарушение окклюзии, полное и частичное отсутствие зубов, феномен Попова-Годона); • приобретенные дефекты и деформации тканей и органов челюстно-лицевой области (при частичном отсутствии зубов). По окончании обучения в интернатуре врач-стоматолог общей практики должен уметь владеть следующими манипуляциями (количество выполненных манипуляций, необходимых для приобретения практических навыков): Обезболивание:
При некариозных поражениях:
При кариесе зубов:
При осложненном кариесе зубов:
При заболеваниях пародонта:
При заболеваниях слизистой оболочки полости рта:
При одонтогенных воспалительных заболеваниях, кистах и опухолеподобных образованиях челюстно-лицевой области:
При травме челюстно-лицевой области:
При врожденных и приобретенных дефектах и деформациях челюстно-лицевой области:
При заболеваниях тройничного нерва:
При частичных неосложненных дефектах зубных рядов и физиологических видах прикуса:
|
Методические рекомендации к практическим занятиям Печатается по решению Центрального координационно-методического совета Казанского государственного медицинского университета | Методические указания о выпускной квалификационной (дипломной) работе... Печатается по решению Центрального координационно-методического совета Казанского государственного медицинского университета | ||
Конспект урока-диалога по книге А. Суздальцева «Свечка» Печатается по решению Центрального координационно-методического совета Казанского государственного медицинского университета | Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних... Печатается по решению Центрального координационно-методического совета Казанского государственного медицинского университета | ||
1. Свойства почвы. Гранулометрический состав, влажность, кислотность... Печатается по решению Центрального координационно-методического совета Казанского государственного медицинского университета | Учебное пособие «Оценочные средства по детской терапевтической стоматологии»... Печатается по решению Центрального координационно-методического совета гбоу впо «Казанский государственный медицинский университет»... | ||
Российской Федерации Казанский государственный медицинский университет... Печатается по рекомендации центрального методического совета Казанского государственного медицинского университета | Учебно-методическое пособие по французскому языку Казань 2012 удк: 811. 133. 1 Ббк: 81. 2 Фр А13 ... | ||
Научный редактор д ф. н., профессор Э. Х. Хабибуллина Печатается по решению Научно-методического совета Казанского государственного университета | Методические рекомендации Екатеринбург Печатается по решению Методического совета Научной библиотеки Уральского государственного педагогического университета | ||
Учебно-методическое пособие для студентов дневного и заочного отделений... Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Научно-исследовательские студенческие работы. Структура и правила... Печатается по решению Учебно-методического Совета и постановлению редакционно-издательского совета Сыктывкарского государственного... | ||
Учебное пособие «Оценочные средства по детской хирургической стоматологии»... Печатается по решению Центрального координационно-методического совета гбоу впо «Казанский государственный медицинский университет»... | Методические рекомендации Барнаул 2005 Печатается по решению методического совета ... | ||
Учебно-методическое пособие Казань 2012 Печатается по решению кафедры... Файзулаева М. П. – кандидат искусствоведения, профессор Казанского государственного университета культуры и искусств, заслуженный... | Методические рекомендации петропавловск-Камчатский 2009 ббк 74. 204.... Краевое государственное образовательное учреждение дополнительного образования взрослых «камчатский институт повышения квалификации... |