Скачать 344.01 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕНИХ ДЕЛ РОССИИ БАРНАУЛЬСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАЗРАБОТКА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ Методические рекомендации Барнаул 2005 Печатается по решению методического совета от «___» ________2005г № _____ Разработка дополнительных профессиональных образовательных программ. Методические рекомендации. - Барнаул: БЮИ МВД России, 2005. - 23 с. Методические рекомендации подготовлены К.В. Щербаковым, начальником факультета повышения квалификации; В.Н. Отто, старшим преподавателем-методистом факультета повышения квалификации. Методические рекомендации предназначены преподавателям, авторам, составителям дополнительных профессиональных образовательных программ. ©Барнаульский юридический институт МВД России, 2005 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке дополнительных профессиональных образовательных программ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. В соответствии с решением коллегии МВД России от 22 октября 2003 года № 5 км/2 «О совершенствовании профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел Российской Федерации» реформирование ведомственной системы дополнительного профессионального образования направлено на широкое использование новых эффективных методов и технологий обучения, обеспечивающих выработку навыков самостоятельного мышления, умения анализировать и общаться с коллегами по службе, населением. Повсеместный переход на новые современные инновационные педагогические технологии обучения сотрудников предполагает освоение новых подходов к построению учебного процесса, в частности к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ. Основные особенности разрабатываемых дополнительных профессиональных образовательных программ должны заключаться в следующем:
выбора методических схем обучения в зависимости от конкретных условий организации учебного процесса. 1.2. Базовыми требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ являются:
1.3.Содержание дополнительных профессиональных образовательных программ определяется следующими учебно-методическими документами: учебный план (Приложение №1), учебно-тематический план (Приложение № 2), учебная программа (Приложение № 3). 1.4. Структура дополнительных профессиональных образовательных программ включает в себя:
1.5. Титульный лист (Приложение № 4) содержит следующие сведения:
1.6. На оборотной стороне титульного листа программы (Приложение № 5) размещаются:
1.7. В разделе «Пояснительная записка» (составляется из пояснительных записок по каждой учебной дисциплине учебного плана) излагается краткое описание назначения программы, цели и задачи обучения данной категории слушателей: перечень знаний, умений и навыков, которыми должны они овладеть в ходе обучения. Также излагаются рекомендации по видам и формам проведения занятий, формы промежуточного и итогового контроля, права кафедр. Здесь же необходимо отметить, что для определения уровня подготовленности лиц, прибывших на обучение, проводится входной контроль. 1.8. Выходные сведения (Приложение № 6) включают:
1.9. Весь текст программы должен быть набран в текстовом редакторе «Word», шрифт Times New Roman 14-го кегля, межстрочный интервал 1,0; с соблюдением абзацных отступов и выравниванием по ширине; поля: правое, верхнее, нижнее – 20 мм, левое – 30 мм; номера страниц проставляются посередине верхнего поля листа. Структурные элементы текста – содержание программы, литература, примерные вопросы к комплексному экзамену, темы рефератов, выделяются заголовками в центре листа прописными буквами. Структурные элементы текста - наименование разделов, дисциплин и тем, выделяются заголовками с начала строки строчными буквами, первая - прописная. Заголовки выделяются полужирным шрифтом. Точка в конце заголовка не ставится. 1.10. Методические рекомендации подготовлены в соответствии с требованиями Приказа Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 18 июня 1997 года № 1221 "Об утверждении Требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ" и Методических рекомендаций по разработке учебно-программной документации, утвержденных Главным управлением кадров МВД России от 28 июля 2004 года. 2. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ 2.1. Учебный план (Приложение №1) - это основной руководящий документ, отражающий общее направление и главное содержание дополнительного профессионального образования, который составляется с учетом исходного образовательного уровня и профессиональной подготовленности специалиста. 2.2. Учебный план отражает:
2.3. Учебный план разрабатывается факультетом повышения квалификации и профилирующей кафедрой и согласовывается с заинтересованными кафедрами института. 2.4. При разработке учебного плана должны учитываться:
2.5. Учебный план согласовывается с органом (подразделением, учреждением) по соответствующей категории обучаемых. 3. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИХ ПЛАНОВ И УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ 3.1. Учебно-тематический план (Приложение № 2) конкретизирует учебный план и включает:
Распределение времени по темам производится с учетом объема учебного материала, степени сложности его усвоения, вида практических занятий и других факторов. 3.2. Учебная программа (Приложение № 3) - документ, реализующий требования к минимуму содержания и уровню подготовки слушателя по конкретной должностной категории (учебной дисциплине учебного плана) дополнительного профессионального образования. 3.3. Учебная программа рассчитана на объем времени, предусмотренный учебным планом. 3.4. Учебная программа состоит из:
3.5. В «Содержании программы» по каждому разделу (дисциплине, теме) указывается порядковый номер и наименование раздела (дисциплины, темы), в каждой теме раскрывается содержание учебного материала (изложение основных вопросов в заданной последовательности). Номера разделов (дисциплин, тем), их наименования должны соответствовать учебно-тематическому плану. Формулировки вопросов должны быть четкими, сжатыми, не допускающими двусмысленного толкования. Употребление сокращенных наименований как в заголовках, так и в тексте, кроме общепринятых, не допускается. Специальные сокращения необходимо первоначально расшифровать. Обозначения, единицы измерения и т.п. должны отвечать требованиям государственных стандартов. Иностранные слова (фамилии, названия, термины) должны приводиться в русской транскрипции. 3.6. В разделе «Методические рекомендации по реализации учебной программы» обучаемым могут быть рекомендованы: решения задач, в том числе ситуационных; подготовка докладов и прочее, в соответствии с целями и задачами обучения. 3.7. В разделе «Литература» указывается основная и дополнительная литература. Список основной и дополнительной литературы по каждой теме составляется с учетом обеспеченности образовательного учреждения учебной литературой, а также реального бюджета времени учащихся на изучение соответствующей темы. В перечень должны включаться только актуальные издания, как правило, за последние 5 лет. В основную литературу включаются Федеральные законы, указы Президента России, директивные документы Правительства, основные нормативно-правовые акты и учебники. В дополнительную литературу включаются учебные пособия, монографическая литература, статьи из журналов и другие источники, которые более углубленно раскрывают определенные положения темы. Сведения о литературе должны приводиться в соответствии с действующими ГОСТами. Предлагаются Примеры библиографического описания источников (Приложение № 7). Кроме того, раздел включает в себя информационно-аналитические справки, обзоры, аналитические документы по изучаемой проблеме, перечень методических материалов, пособий, учебных видеофильмов по изучению дисциплин учебного плана, раздаточный материал. 3.8. Примерные вопросы к комплексному экзамену, зачету; темы рефератов, выпускной работы; тесты входного контроля разрабатываются профилирующей кафедрой. 3.9. Профилирующая кафедра совместно с заинтересованными кафедрами института разрабатывает учебно-тематический план и учебную программу по своим разделам и дисциплинам, которые рассматриваются на заседаниях кафедр. 3.10. На дополнительную профессиональную образовательную программу должно быть получено профилирующей кафедрой не менее двух рецензий, в том числе из учреждений по соответствующей категории обучаемых. 3.11. Дополнительная профессиональная образовательная программа представляется профилирующей кафедрой на экспертизу в методический совет института, который в случае положительного заключения рекомендует ее для рассмотрения Ученым советом института. Программа, рекомендованная Ученым советом института для использования в образовательном процессе, утверждается начальником института и тиражируются в необходимом количестве. 3.12. Учебные программы дисциплин по мере необходимости рассматриваются на заседаниях кафедр на предмет их соответствия современным достижениям науки, техники и передовой практики. Предложения по внесению корректив в дополнительные профессиональные образовательные программы, согласовываются с профилирующей кафедрой и руководством факультета повышения квалификации и передаются на рассмотрение методического совета. Приложение N 1 МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕНИХ ДЕЛ РОССИИ БАРНАУЛЬСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН повышения квалификации начальников отделов, отделений по организации деятельности участковых уполномоченных милиции Цель обучения: получение знаний, умений и навыков, необходимых для исполнения обязанностей начальников отделов, отделений по организации деятельности участковых уполномоченных милиции Категория обучаемых: начальники отделов, отделений по организации деятельности участковых уполномоченных милиции Срок обучения: 9 учебных дней Форма обучения: с отрывом от работы Режим занятий: 8 часов в день
Приложение N 2 МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕНИХ ДЕЛ РОССИИ БАРНАУЛЬСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН повышения квалификации начальников отделов, отделений по организации деятельности участковых уполномоченных милиции Цель обучения: получение знаний, умений и навыков, необходимых для исполнения обязанностей начальников отделов, отделений по организации деятельности участковых уполномоченных милиции Категория обучаемых: начальники отделов, отделений по организации деятельности участковых уполномоченных милиции Срок обучения: 9 учебных дней Форма обучения: с отрывом от работы Режим занятий: 8 часов в день
* указывать выездные занятия, круглые столы, конференции, занятия в классах ЭВМ и т.д. Приложение N 3 МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕНИХ ДЕЛ РОССИИ БАРНАУЛЬСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИИ НАЧАЛЬНИКОВ ОТДЕЛОВ, ОТДЕЛЕНИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ МИЛИЦИИ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ |
Методические рекомендации Казань 2007 ббк 56. 6я73 удк 616. 31 (075.... Печатается по решению Центрального координационно-методического совета Казанского государственного медицинского университета | Научно-исследовательские студенческие работы. Структура и правила... Печатается по решению Учебно-методического Совета и постановлению редакционно-издательского совета Сыктывкарского государственного... | ||
Методические рекомендации Екатеринбург Печатается по решению Методического совета Научной библиотеки Уральского государственного педагогического университета | Методические рекомендации по дисциплине : «педагогика» Печатается по решению научно-методического совета гаоу спо «Набережночелнинский педагогический колледж» | ||
Методические рекомендации к практическим занятиям Печатается по решению Центрального координационно-методического совета Казанского государственного медицинского университета | Методические рекомендации по педагогической практике для студентов... Печатается по решению научно-методического совета Канского педагогического колледжа | ||
Программа «Одаренные дети» Печатается по решению методического совета... Печатается по решению методического совета му «Информационно-методический центр» исполнительного комитета Мамадышского муниципального... | Методические рекомендации по анализу и самоанализу урока (для студентов)... Методические рекомендации предназначены для преподавателей и студентов педагогического колледжа | ||
Методические указания к выполнению курсовых работ по дисциплине «Скотоводство» Печатается по решению методического Совета фгоу впо бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В. Р. Филиппова | Вологодский государствнный педагогический университет планы и методические рекомендации Печатается по решению ученого совета Вологодского государственного педагогического университета | ||
Методические указания о выпускной квалификационной (дипломной) работе... Печатается по решению Центрального координационно-методического совета Казанского государственного медицинского университета | Методические рекомендации по подготовке выпускных квалификационных работ самара, 2008 Печатается по решению редакционно-издательского совета Самарского государственного педагогического университета | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Печатается по решению методического Совета информационно-методического центра отдела образования Азнакаевского муниципального района... | Методические рекомендации для студентов заочного отделения нижний... Методические рекомендации предназначены для организации и совершенствования самостоятельной работы студентов заочного отделения,... | ||
Тема урока: «Вирусы» Печатается по решению методического совета Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В. Р. Филиппова | Научный редактор д ф. н., профессор Э. Х. Хабибуллина Печатается по решению Научно-методического совета Казанского государственного университета |