Методические рекомендации по дисциплине : «педагогика»





Скачать 257.17 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по дисциплине : «педагогика»
страница1/2
Дата публикации07.03.2015
Размер257.17 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Литература > Методические рекомендации
  1   2
Министерство образования и науки РТ

ГАОУ СПО «Набережночелнинский педагогический колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ : «ПЕДАГОГИКА»

(для студентов заочного отделения)

050144 «Дошкольное образование»

Разработала:

Гильманова Л.В.

Набережные Челны

2013
ББК 74.102

М 54
Печатается по решению научно-методического совета ГАОУ СПО «Набережночелнинский педагогический колледж»
Составитель:

Гильманова Л.В., преподаватель педагогики и частных методик ГАОУ СПО «Набережночелнинский педагогический колледж».
Рецензент:

Маслова Э.Ф., кандидат педагогических наук
М 54

Методические рекомендации по освоению предмета «Педагогика» / сост. Л.В. Гильманова. – Наб. Челны , 2013. – 26 с.
Данное пособие предназначено для студентов заочного отделения ГАОУ СПО «Набережночелнинский педагогический колледж», обучающихся по специальности 050144 «Дошкольное образование»

Пояснительная записка
Ведущее место в общей системе профессиональной подготовки педагогов в педагогическом колледже занимает учебная дисциплина «Педагогика», которая призвана обеспечить обновление содержания педагогического образования на современном этапе развития общества и содействовать повышению качества подготовки специалиста, способного к гибкому и мобильному построению профессиональной деятельности.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен:

уметь:

- определять педагогические возможности различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания;

- анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления;

- находить и анализировать информацию, необходимую для решения педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;

- ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования;

знать:

- взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития;

- значение и логику целеполагания в обучении, воспитании и педагогической деятельности;

- принципы обучения и воспитания;

- особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов образовательных учреждений, на различных ступенях образования;

- формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения;

- психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;

- понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику и статистику;

- особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением;

- средства контроля и оценки качества образования;

- психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога.
Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины: «Педагогика»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

1

2

3

Раздел 1. Общие основы педагогики.

Тема 1.1. Общая характеристика педагогической профессии.

Содержание учебного материала.

4

1.

Возникновение и становление педагогической профессии.

2.

Педагогическая деятельность и ее характеристика.

3.

Значение и логика целеполагания в педагогической деятельности. Способы профессионального самообразования, самовоспитания и саморазвития.

Самостоятельная работа.

1.Подготовить реферат по теме «Способы повышения эффективности педагогической деятельности» с использованием информационно-технологических технологий и ИНТЕРНЕТ ресурсов.

2.Составить программу профессионального самообразования и саморазвития на год по плану, предложенному преподавателем.

4

Тема 1.2. Педагогика как наука.

Содержание учебного материала

4

1.

Педагогика как наука о воспитании и образовании

2.

Основные понятия и категории педагогики

3.

Взаимосвязь педагогической науки и практики

4.

Тенденции развития педагогической науки и практики

Практическое занятие.

Составить словарь педагогических понятий по теме «Педагогика как наука».

2

Самостоятельная работа.

1. Составление сообщения о традиционных и новых отраслях педагогики

2.Составление опорной схемы о месте педагогики в системе гуманитарных и естественных наук.

3. Схематично представьте источники педагогической науки.

6

Тема 1.3. Особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов образовательных учреждений, на различных ступенях образования.

Содержание учебного материала

6

1.

Сущность педагогического процесса.

2.

Принципы педагогического процесса.

3.

Образовательные учреждения, их типы и виды. Организация педагогического процесса в условиях разных типов и видов образовательных учреждений, на различных ступенях образования

Самостоятельная работа.

1.Составить словарь основных понятий темы.

2.Изучить Закон РФ «Об образовании», законспектировать основные принципы государственной политики в области образования.

4

Раздел 2. Дидактика (теория обучения и образования).

Тема 2.1. Сущность процесса обучения.

Содержание учебного материала.

4

1.

Обучение как способ организации педагогического процесса.

2.

Принципы обучения. Типы обучения. Виды обучения и их характеристика.

Практическое занятие.

Составить схему «принципы обучения».

2

Самостоятельная работа.

Подготовить реферат «Вклад в создание дидактики Я.А.Коменского, Ф.Фребеля, В.Ф.Одоевского, К.Д.Ушинского, Н.К.Крупской, А.П.Усовой и др.».

2

Тема 2.2. Содержание образования как средство обучения и развития.


Содержание учебного материала

4

1.

Сущность содержания образования и его компоненты. Государственный образовательный стандарт и его функции.

2.

Нормативные документы образования: учебный план, учебная программа, учебная литература.

Тема 2.3. Значение и логика целеполагания в обучении.

Содержание учебного материала.

2

1.

Цель обучения как условие успешного протекания учения.

2.

Логика построения целей в учебном процессе.

3.

Деятельность педагога и учащихся в процессе обучения.

4.

Логика учебного процесса и структура процесса усвоения.

Тема 2.4. Формы, методы и средства обучения.


Содержание учебного материала.

4

1.

Методы обучения и средства обучения.

2.

Формы организации обучения.

Практическое занятие

1. Составление схемы «Методы обучения».

2

Самостоятельная работа.

  1. Определить требования к современному учебному занятию и уроку на основе анализа педагогической литературы. Разработать педагогические рекомендации о требованиях к современному учебному занятию и уроку.

  2. Изучить вопрос об использовании компьютера в педагогическом процессе дошкольного учреждения, обратившись к работам С.Л.Новоселовой (Новоселова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника. – М., 1997; Новоселова С.Л. Компьютер в детском саду// Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. – М., 1997. – с. 266 - 271).

4

Тема 2.5. Психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения.

Содержание учебного материала.

4

1.

Мотивы – движущие силы познания

2.

Методы стимулирования и мотивации учения

3.

Понятие о способностях

4.

Условия развития мотивации и способностей в процессе обучения

Практическое занятие.

Работа с кейсом: Найти и проанализировать ведущие методы и условия стимулирования и мотивации учебной деятельности обучаемых на разных возрастных этапах (дошкольный возраст, младший школьный, подростковый, юношеский). Систематизировать в таблице.

2

Тема 2.6. Основы развивающего обучения.

Содержание учебного материала.

4

1.

Сущность развивающего обучения. Связь обучения и развития.

2.

Характеристики основных концепций развивающего обучения.

Тема 2.7. Основы дифференциации и индивидуализации обучения.

Содержание учебного материала.

2

1

Дифференциация обучения.

2

Индивидуализация обучения.

Практическое занятие.

Определение направлений работы педагога по дифференциации и индивидуализации обучения в зависимости от особенностей обучающихся и темпов усвоения учебного материала.

2

Самостоятельная работа

Подготовить сообщения о современных подходах к дифференциации и индивидуализации обучения на основе изучения педагогической литературы.

2

Раздел 3. Процесс воспитания.

Тема 3.1. Воспитание как педагогический процесс.


Содержание учебного материала.

4

1.

Сущность процесса воспитания.

2.

Принципы воспитания.

3.

Значение и логика целеполагания в воспитании.

Практическое занятие.

Подбор психологических, социологических и педагогических методов диагностики результативности воспитательного процесса.

2

Самостоятельная работа.

  1. Изучить документ «Концепция дошкольного воспитания».

  2. Подобрать произведения устного народного творчества, отражающие идеал человека, сложившийся в народной педагогике.

4

Тема 3.2. Методы, средства и формы воспитания.

Содержание учебного материала.

6

1.

Сущность и классификация методов и средств воспитания.

2.

Понятие о формах воспитания и их классификация.

3.

Педагогические возможности и условия применения методов и форм воспитания.

Практическое занятие.

1. Определение педагогических возможностей методов и приемов воспитания на основе решения педагогических ситуаций.

2

Самостоятельная работа.

Подобрать русские народные пословицы и поговорки, которые отражают идеал человека, сложившийся в народной педагогике.

2

Раздел 4. Работа с детьми с разными образовательными возможностями и потребностями.

Тема 4.1. Особенности работы с детьми с разными образовательными возможностями.


Содержание учебного материала.

4

1.

Понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка).

2.

Своеобразие методов и приемов работы с детьми с разными образовательными возможностями.

Самостоятельная работа.

Определить отличительные особенности и своеобразие методов и приемов работы с детьми с нормой и с разными образовательными возможностями. Представить сравнительную таблицу.

2

Тема 4.2. Особенности работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Содержание материала.

4

1.

Особенности работы с одаренными детьми.

2.

Особенности работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

3.

Особенности работы с детьми с девиантным поведением.

Практическое занятие.

Определение направлений работы с одаренными детьми на основе анализа федеральной и региональной программ «Одаренные дети».

Определение эффективных методов работы с детьми девиантного поведения.

4

Самостоятельная работа.

  1. Изучить программу «Одаренные дети».

  2. Подборка игрового материала для детей с девиантным поведением.

4

Тема 4.3. Средства контроля и оценки качества образования.

Содержание учебного материала

4

1.

Понятие контроля процесса обучения и воспитания.

2.

Виды контроля и формы его организации.

3.

Методы и средства контроля.

4.

Психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога.

Практическое занятие.

Разработка графика итогового контроля на год для оценки качества обучения и воспитания воспитанников одного из возрастных этапов (дошкольный возраст, младший, средний, старший школьный возраст).

2

Самостоятельная работа.

Подобрать различные виды диагностик для оценки контроля и качества обучения.

2

Примерная тематика курсовой работы (проекта):

  1. Диагностика результативности воспитательного процесса.

  2. Методы и приемы воспитания детей с девиантным поведением.

  3. Особенности работы педагога с одаренными детьми.

  4. Своеобразие организации педагогического процесса в альтернативных учреждениях.

Психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения.

Психолого-педагогические условия развития способностей в процессе обучения.

Дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания.

*

Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом)

*
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по дисциплине : «педагогика» iconМетодические рекомендации по выполнению контрольных работ по дисциплине...
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ по дисциплине «Психология и педагогика» для студентов всех специальностей...
Методические рекомендации по дисциплине : «педагогика» iconМетодические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной...
Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики
Методические рекомендации по дисциплине : «педагогика» iconМетодические рекомендации к курсу «педагогика и психология»
Новикова И. А. Методические рекомендации к курсу «Педагогика и психология». – Ч. I. Психология. Для студентов аграрного факультета....
Методические рекомендации по дисциплине : «педагогика» iconМетодические рекомендации по дисциплине «Психология и педагогика» Учебно-методическое пособие
Под общей редакцией зав кафедрой истории, социологии и права д социол н., проф. Деревянченко А. А
Методические рекомендации по дисциплине : «педагогика» iconМетодические рекомендации дисциплины сд. Ф. 9 «Методика преподавания математики»
Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью социальная педагогика
Методические рекомендации по дисциплине : «педагогика» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 4 Теория...
«050703. 65 – Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью Педагогика и психология»
Методические рекомендации по дисциплине : «педагогика» iconМетодические рекомендации по дисциплине для преподавателей, методические...
Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке умк дисциплины/модуля/спецкурса
Методические рекомендации по дисциплине : «педагогика» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 10 Методика...
Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью Социальная педагогика
Методические рекомендации по дисциплине : «педагогика» iconМетодические рекомендации по подготовке контрольных работ для студентов заочного факультета
Борчук А. В., Мосягина С. Ю., Овчинникова Н. П., Пушкина И. М., СмирноваЕ. В. Психология и педагогика: Методические рекомендации...
Методические рекомендации по дисциплине : «педагогика» iconПсихологическая культура журналиста вопросы к зачету по дисциплине
«050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению...
Методические рекомендации по дисциплине : «педагогика» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной...
По направлению подготовки (специальности) 050407. 65 Педагогика и психология девиантного поведения
Методические рекомендации по дисциплине : «педагогика» iconМосковский университет в судьбе русских писателей и журналистов
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности...
Методические рекомендации по дисциплине : «педагогика» iconУчебно методические материалы по дисциплине специализации “семейная психология и педагогика”
Учебно- методические материалы по дисциплине специализации “Семейная психология и педагогика”- нальчик. Каб. Балк ун-т, 2009
Методические рекомендации по дисциплине : «педагогика» iconОценочные средства по учебной дисциплине б 8 Русский язык и культура речи Направление подготовки
«050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению...
Методические рекомендации по дисциплине : «педагогика» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В...
«050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению...
Методические рекомендации по дисциплине : «педагогика» iconЛитвин Виктория Богдановна, к п. н., доцент кафедры литературы мгпу. 3 пояснительная записка
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск