Скачать 291.02 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Ростовский государственный университет путей сообщения Кафедра «Социальные технологии» О.В. Задорожная, И.В. Леусенко Методические рекомендации по выполнению контрольных работ по дисциплине «Психология и педагогика» для студентов всех специальностей заочной формы обучения Ростов-на-Дону 2008 г. Задорожная О.В., Леусенко И.В. Методические рекомендации по выполнению контрольных работ по дисциплине «Психология и педагогика» для студентов всех специальностей заочной формы обучения Методические рекомендации разработаны в соответствии с Государственным образовательным стандартом и концепцией модернизации российского образования, где детально характеризуются цели и задачи самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Психология и педагогика». Также в данном сборнике представлены требования к различным формам самостоятельной работы студентов и рекомендации по их выполнению. Приводятся примерные темы рефератов, задания к контрольным работам, список вопросов, вынесенных на зачет, а также образцы других видов самостоятельной работы студентов по психологии и педагогике. Введение Концепцией модернизации российского образования выделены основные цели и задачи профессионального образования в целом, и высшего в частности: «Подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования».1 Новая концепция подготовки специалистов предполагает непрерывность самообразования, ориентацию на необходимость переквалификации в своей практической деятельности, привитие навыков самосовершенствования и формирования у выпускников вузов способности адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Такая расстановка акцентов требует новой оценки подготовки специалистов, где ведущая роль должна уделяться самостоятельной работе студентов. Тенденции времени диктуют необходимость развития творческих способностей у современного молодого специалиста, что нацеливает образовательный процесс на постоянный рост значимости самостоятельной работы студентов, являющейся тем фундаментом, на котором формируется опыт творческой и исследовательской деятельности, способность оперативно реагировать на трансформации, происходящие в научной, научно-практической и общественной деятельности. В профессиональной подготовке и становлении научного мировоззрения будущего специалиста, изучение дисциплины «Психология и педагогика» предусматривает актуализацию знаний студентов, побуждающих их к самостоятельному критическому осмыслению противоречивых проблем современного общественного бытия, актуальных вопросов жизнедеятельности и самоактуализации, а также профессиональных, общественных и индивидуальных потребностей человеческой личности, и тем, рассмотрение которых активизирует творческий потенциал личности. Дисциплина закладывает теоретико-методологические и методические основы для качественного усвоения дисциплин гуманитарного цикла. Содержание курса «Психология и педагогика» базируется на основных отечественных и зарубежных подходах к анализу развития психики, сознания, личности, закономерностей обучения, воспитания, психологической подготовки и др. Вместе с тем, изучение дисциплины носит выраженную практическую направленность. Знания, полученные в ходе изучения психологии и педагогики, помогут формированию целостного представления студентов о личностных особенностях человека как факторе успешности овладения и осуществления ими учебной и профессиональной деятельности, будут способствовать развитию умения учиться, культуры умственного труда, самообразования; позволят более эффективно принимать решения с опорой на знание психолого-педагогической природы человека и общества. Исходя из вышесказанного о целях и задачах современного профессионального образования, необходимо обозначить основные цели курса: - повышение общей и психолого-педагогической культуры; - формирование целостного представления о психологических особенностях человека как факторах успешности его деятельности; - умение самостоятельно мыслить и предвидеть последствия собственных действий; - самостоятельно учиться и адекватно оценивать свои возможности; - самостоятельно находить оптимальные пути достижения цели и преодоления жизненных трудностей. Задачами курса являются: - ознакомление с основными направлениями развития психологической и педагогической науки; - овладение понятийным аппаратом, описывающим познавательную, эмоционально-волевую, мотивационную и регуляторную сферы психического, проблемы личности, мышления, общения и деятельности, образования и саморазвития; - приобретение опыта анализа профессиональных и учебных проблемных ситуаций, организации профессионального общения и взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений, рефлексии и развития деятельности; - приобретение опыта учета индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, стилей их познавательной и профессиональной деятельности; - усвоение теоретических основ проектирования, организации и осуществления современного образовательного процесса, диагностики его хода и результатов; - усвоение методов воспитательной работы с обучающимися и производственным персоналом; - формирование навыков подготовки и проведения основных видов учебных занятий; - ознакомление с методами развития профессионального мышления, технического творчества. В результате изучения содержания дисциплины "Психология и педагогика", а также в ходе самостоятельной работы, студент должен: Иметь представление: - о предмете, объекте и методах психологии и педагогики, о месте психологии и педагогики в системе наук и их основных отраслях; - о сущности сознания, его взаимосвязи с бессознательным, о роли сознания и бессознательного в регуляции поведения; - о мотивации и психической регуляции поведения и деятельности; - о роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности; - о развитии психики в процессе онто- и филогенеза; - об особенностях современного этапа развития общества, природе возникновения социальных общностей и групп. Знать: - основные категории и понятия психологической и педагогической наук; - природу психики, основные функции психики и их физиологические механизмы, ориентироваться в современных проблемах психологической науки; - соотношение природных и социальных факторов в становлении психики; - роль и значение психических процессов, состояний, образований, а также бессознательных механизмов в поведении человека; - соотношение наследственности и социальной среды, роли и значения национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании; - основы социальной психологии, психологии межличностных отношений, психологии больших и малых групп; - динамику протекания основных социально-психологических процессов в коллективе; - основные закономерности, принципы, формы, средства и методы педагогической деятельности; - объективные связи обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме. Владеть: - понятийно-категориальным аппаратом психологической и педагогической наук, инструментарием психолого-педагогического анализа и проектирования; - системой знаний о сфере образования, сущности, образовательных процессов; - современными образовательными технологиями, способами организации учебно-познавательной деятельности, формами и методами контроля качества образования. Уметь: - применять формы и методы психолого-педагогического воздействия для повышения эффективности профессионального взаимодействия и совместной деятельности; - с учетом психологических закономерностей и педагогических принципов проводить различные воспитательные мероприятия; - владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач; - проводить индивидуально-воспитательную работу; - давать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей); - интерпретировать собственное психическое состояние; - владеть простейшими приемами психической саморегуляции; - применять полученные знания для проведения социологических исследований в коллективах и использовать их для анализа результатов своей практической деятельности. Как было отмечено выше, одной из важнейших задач в подготовке специалистов с высшим образованием является выработка и развитие у студентов навыка самообразования, способности самостоятельно овладеть знаниями для успешного применения их в последующей профессиональной деятельности. Основной формой самообразования является самостоятельная работа, которую можно рассматривать с двух сторон: во-первых, как процесс творческого мышления студента при решении учебных задач для освоения нового материала; во-вторых, как результат определенной интеллектуальной деятельности в виде написания реферата, курсовой, контрольной работы, решении индивидуального домашнего задания и др. Усвоение содержания курса "Психология и педагогика" организуется с преобладанием форм и методов тренингового, интерактивного обучения, моделирующего предметно-технологическое и социальное содержание профессиональных, учебных и жизненных ситуаций, а также в ходе активной внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Достижение обучаемыми требуемого уровня знаний и умений обеспечивается путем проведения различных видов занятий. Теоретическая часть дисциплины изучается в лекциях и самостоятельной работе студентов. Содержание лекционных занятий дисциплины «Психология и педагогика» Введение. Многообразие форм человеческого знания. Мировоззренческие картины мира. Составные части мировоззрения и различные формы мировоззрений. Уровни научного познания объективной и субъективной реальности. Проблемы соотношения гуманитарного и естественнонаучного подходов к изучению человека. Объект и предмет психологии. Психологические факты и психические явления. Предмет и объект психологии как науки. Основные формы психики. Способы приобретения психологических знаний. Источники психологических знаний. Житейские психологические знания о себе и других людях. Классификация методов психологического исследования. Неэкспериментальные, диагностические и экспериментальные методы психологии. Формирующие методы. Проблема достоверности получаемой психологической информации. Понятие валидности теста. Структура психики. Мотивационно-потребностная сфера человека. Структурные компоненты психики человека. Потребности и мотивы. Параметры мотивационной сферы человека. Иерархи потребностей. Общее и индивидуальное в психике Личность как социокультурная реальность. Соотношение понятий "индивид", "индивидуальность", "личность". Человек как субъект, его психическая организация. Структура личности. Конституциональный уровень психики. Нервная система человека. Общее строение нервной системы человека. Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи. Условно-рефлекторная деятельность организма. Темперамент и его психологические особенности. Психологическая характеристика типов темперамента. Обусловленность темперамента свойствами нервной системы. Темперамент и личность. Волевая регуляция поведения человека. Основные признаки воли как психологического явления. Значение воли в организации деятельности и общения человека. Межличностные отношения в системе общественных отношений. Личность в системе объективных отношений. Структура общественных отношений. Социальная роль. Структура межличностного взаимодействия. Различные подходы к пониманию структуры межличностного взаимодействия. Стиль поведения и действий. Основные механизмы взаимопонимания. Межличностное восприятие и понимание человека. Структура деятельности специалиста: функции, основные задачи. Психология трудовой деятельности. Функции труда и его составляющие. Психологическое содержание труда. Психологические закономерности становления профессионала, общие для разных профессий. Ценности и цели образования Смысл человеческого бытия и ценности образования. Представления о ценности образования и базовых ценностях общества. Образование - всеобщая форма развития личности и общества. Тенденции развития современного образования. Ценности образования в российской педагогической школе. Образование как единство обучения, воспитания и развития. Образование как процесс и как результат. Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение. Философские и психологические концепции образования. Основные типы обучения. Проблема таксономии образовательных целей. Цели обучения и цели образования. Содержание и принципы непрерывного образования. Современные стратегии и модели образования. Педагогическая наука и ее структура. Предметная область и основные категории педагогики. Методы педагогики. Отрасли педагогики. Взаимосвязь педагогики с другими науками. Научно-методологические основы педагогических технологий (систем). Понятие педагогической системы, ее источники и составные элементы. Философские основания различных педагогических систем и технологий. Типы педагогических технологий и основания их классификации. Основные личностно-ориентированные технологии и их характеристика. Понятия "педагогическая технология", "методика", "методы", "средства", "форма". Системы обучения. Проблема типологии педагогических технологий. Методологические принципы построения обучения, обусловленные современными технологическими моделями. Проблемно-поисковые и коммуникативные технологии. Основные формы проблемного обучения. Сущность коммуникативных технологий обучения. Педагогический контроль и оценка качества образования. Понятие качества образования. Проблема качества образования как проблема контроля и оценки образовательной деятельности. Особенности педагогического контроля усвоения содержания образования и оценка результатов образовательного процесса. Содержание, формы, методы и виды контроля качества образования (текущего, рубежного, итогового). Этапы проверки успеваемости. Функции и виды контроля знаний в педагогическом процессе. Методы контроля знаний учащихся. Педагогическое тестирование, преимущества и недостатки тестового контроля знаний. Тестирование как одна из форм контроля знаний. Виды тестового контроля знаний. Управление образовательными системами. Образовательная система России. Федеральная программа развития образования. Закон РФ "Об образовании", о структуре управления образовательными системами. Темы для обсуждения на семинарских занятиях Психические познавательные процессы. Эмоциональные процессы. Сенсорно-перцептивные процессы. Коммуникативные процессы. Сознание и бессознательное. Состояния сознания. Сон и его основные стадии. Искусственно вызванные измененные состояния сознания. Чувственное познание. Ощущение и восприятие как основа чувственного познания. Отличие восприятия от ощущений. Внимание, его свойства и виды. Психологические закономерности памяти. Психологические закономерности памяти. Эмоции чувства как результат чувственного познания. Рациональное познание Мышление как психологический феномен. Формы и виды мышления. Индивидуально-психологические особенности мышления. Мышление как процесс решения задач. Типы мыслительных действий и их содержание. Операции мышления. Понятие интеллекта. Креативность как характеристика мышления человека. Воображение, его формы и механизмы. Виды, формы и механизмы воображения. Общее понятие о языке и речи. Функции, формы, виды, типы и свойства речи. Этапы построения развернутой речи. Единицы анализа речи. Педагогика межличностных отношений. Общение как средство педагогического сотрудничества. Невербальные средства общения. Виды и стили педагогического общения. Требования к личности современного преподавателя. Сущность и структура педагогического профессионализма. Творчество и инновации в педагогической деятельности. Профессионально-педагогическая культура и культура речи преподавателя. Педагогическая этика. Конфликт. Кооперация и конкуренция как виды взаимодействия. Структура конфликтной ситуации. Виды конфликтов. Организация образовательной деятельности Процесс обучения: сущность и организация. Сущность процесса обучения как формы общения субъектов образовательного процесса. Формы обучения, их особенности, признаки и функции. Основы работы с текстом. Строение текста и его анализ. Влияние умственных нагрузок на активность учащихся. Особенности организации умственного труда с использованием компьютера. |
Методические рекомендации к выполнению контрольных работ по дисциплине... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине “ Методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине “Основы внешнеэкономической деятельности” для студентов экономических... | ||
Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине «Правовые основы российского государства» для студентов по специальности... | Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных... Педагогика: Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ /Университет га. С. – Петербург, 2012 | ||
Методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине «Информатика» Задания и методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине «Информатика». Екатеринбург, фгаоу впо «Российский государственный... | Методические рекомендации по подготовке контрольных работ для студентов заочного факультета Борчук А. В., Мосягина С. Ю., Овчинникова Н. П., Пушкина И. М., СмирноваЕ. В. Психология и педагогика: Методические рекомендации... | ||
Руководство к выполнению контрольных работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» Методические указания к выполнению контрольных работ по русскому языку и культуре речи | Руководство к выполнению контрольных работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» Методические указания к выполнению контрольных работ по русскому языку и культуре речи | ||
Институт открытого бизнес-образования Программа и методические рекомендации по выполнению курсовых и контрольных работ по дисциплине | Контрольная работа по дисциплине «Трудовое право» Методические рекомендации по выполнению контрольных работ для студентов заочников | ||
Методические рекомендации по выполнению слушателями факультета заочного... Методические рекомендации предназначены для слушателей Факудьтета заочного обучения Краснодарского университета мвд россии и являются... | Методические указания по выполнению контрольных работ для экономических специальностей Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине "Экономическая теория" для студентов экономических специальностей–... | ||
Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине... Педагог дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности | Методические рекомендации к курсу «педагогика и психология» Новикова И. А. Методические рекомендации к курсу «Педагогика и психология». – Ч. I. Психология. Для студентов аграрного факультета.... | ||
Литература; русский язык Контрольная работа по иностранному языку (английскому) Методические рекомендации по выполнению контрольных заданий и оформлению контрольных работ | Методические рекомендации по выполнению контрольных и самостоятельных... В данном пособии представлены методические материалы по курсу юридической психологии, предназначенные для выполнения контрольных... |