Конспект урока-диалога по книге А. Суздальцева «Свечка»





Скачать 119.99 Kb.
НазваниеКонспект урока-диалога по книге А. Суздальцева «Свечка»
Дата публикации15.10.2013
Размер119.99 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Философия > Конспект
(Подробный конспект урока-диалога по книге А. Суздальцева «Свечка»)

Вступление с предварительным заданием:
Принесла прочитать книгу, которую очень люблю. Рассказ называется «Свечечка». А вот когда закончу чтение, то задам вам вопрос: «чем история свечечки похожа на человеческую жизнь?»

Задание перед чтением пробуждает уже в первом восприятии заметить символику и сделать самостоятельные открытия в человеке.

Ч т е н и е

В храме на подсвечнике горела маленькая свечечка. Ее зажгли совсем недавно, и, когда над ней затре петал золотой огонек, ей показалось, что у нее открылись глаза. Она осмотрелась и увидела, что рядом с ней стояли такие же свечки — все они беззвучно горели вокруг нее, и свет каждой из них поднимался вверх, к иконе. Свечечка посмотрела на икону и вдруг увидела чудесные глаза, устремленные на нее. Она затрепетала еще сильнее. «Это Он, это Он», — поду мала свечечка и изо всех сил потянулась своим огонь ком к Тому, Кто смотрел на нее с иконы с такой любо вью. Она еще не знала, как Его зовут, но сразу же поняла, что нет никого на свете сильнее, прекраснее и добрее Его. Потом свечечка услышала, что люди в храме называют Его Исус. О, как ей вдруг захоте лось стать бол ьш ой и яркой, чтобы подняться к этим удивительным глазам и сказать Исусу: «Я люблю Те бя». Она забыла, что была всего на всего маленькой церковной свечечкой и не умела разговаривать. Но у нее был ее огонек. И маленькая свечечка старалась гореть ярче других, чтобы Исус догадался, что она Его любит. Но чем больше проходило времени, тем сильнее таял и плавился ее воск, и тем меньше становилась сама свеча. И когда она стала совсем маленькой, то по-настоящему заплакала, потому что поняла, что так и не сумеет подняться туда, где светились прекрасные глаза Исуса. А капельки воска текли и текли с нее, как горячие слезы. И вот от свечечки почти ничего не осталось. Тогда к ней подошел человек и дунул на нее. Но в последний момент она вспыхнула так ярко, как будто хотела крикнуть: «Я хочу быть с Тобой, я очень хочу всегда быть с Тобой. Увидь меня!» И ей показалось, что Исус взглянул на нее...

Когда свечечка вновь открыла глаза, она увидела, что ее обступил удивительный мир. Вокруг колыхались изумрудно-зеленые деревья, все пронизанные ласковым светом. Под ними бежали хрустальные ручьи, и живые цветы пели чудесные песни, а на ветках сидели сказочные птицы и дети, от одежд которых расходились золотые лучи. Дети смеялись и играли с птицами. И вдруг один мальчик увидел ее и сказал: «Смотрите, свечечка, она пришла к нам». А свечечка почувствовала, что с ней творится что-то необыкновенное. Она ощутила такую радость, о какой даже не догадывалась в своей прежней коротенькой жизни. Дело в том, что маленькая свечечка у всех на глазах превратилась в белоснежного ангела с огромными, словно горящими, крыльями и золотыми глазами. Но она почти не заметила того, что с ней случилось, потому что все это время искала глаза Исуса. И она нашла их. Но теперь они смотрели на нее не с иконы. Она увидела Его Самого и, когда Он протянул к ней руки, маленькая церковная свечечка, превратившаяся в чудесного ангела, — взлетела и села на плечо к Исусу. Теперь это было совсем легко и не надо было тянуться вверх изо всех сил и плакать оттого, что ничего не получается. «Что же со мной случилось? Как все это произошло? Неужели это правда?» — спросила она, заглядывая в лучистые, самые удивительные на свете, самые бездонные и добрые глаза.

— Это правда, — сказал ей Исус. — Ты так горячо молилась и тянулась ко Мне! А когда кто-нибудь тянется ко Мне так жарко и настойчиво, сердце Мое не может отказать ему ни в чем.

— Разве я молилась? — удивилась свечечка. Я даже не знаю, что это значит молиться...

— Молиться, — улыбнулись ей Глаза, — это значит тянуться ко Мне всей своей жизнью, как тянулась ты, это искать Меня и чувствовать Мой взгляд. Ты так хотела быть со Мной, что Я превратил тебя в ангела. Теперь ты всегда можешь видеть Меня.

Голос Исуса был так мелодичен и ласков, что свечечке захотелось смеяться и петь. И она запела. И когда она снова заглянула в необыкновенные глаза, то увидела в них — храм, тот самый, где она недавно горела, и подсвечник, и своих сестер — свечечек. И она прошептала: «Сильнее горите, сестрицы, сильнее, и ничего не бойтесь», — так прошептала свечечка, ставшая ангелом. И свечи там, в церкви, закивали в ответ своими яркими золотыми огоньками. И она поняла, что они услыхали ее.

И ей показалось, что даже люди молящиеся в храме, расслышали ее слова. «Сильнее горите, сильнее, жарче!» — прошептала она людям и, расправив крылья, влетела в поток радостного, вечно утреннего света? в котором кружились, смеялись и пели дети, птицы и ангелы. И бескрайнее небо сияло так нежно и сильно, как будто вся любовь Исусовых глаз отразилась в нем.

Беседа после чтения

Вопрос : Свечку зажгли совсем недавно, когда над ней затрепетал золотой огонек, ей показалось… Что показалось?

(Что у нее открылись глаза)

Вопрос: Свечка начала свою жизнь с того, что ее зажгли… А с чего начинает жизнь человек?

(С рождения)

Вопрос: Когда свечку зажгли и у нее открылись глаза, она увидела вокруг себя храм и много свечек.… А что видит человек, входящий в жизнь?

(Мир людей)


Вопрос с перечитыванием маленького отрывка. Перечитывание дает возможность более глубокого понимания. То, о чем не догадались сразу, может открыться при повторном прочтении.

«Свет всех свечек поднимался вверх, к иконе. Свечка посмотрела на икону и вдруг увидела чудесные глаза, устремленные на нее. Она затрепетала еще сильнее. «Это Он, это Он» подумала свечка и изо всех сил потянулась своим огоньком к Тому, Кто смотрел на нее с иконы с такой любовью. Она еще не знала, как Его зовут, но сразу же поняла, что нет никого на свете сильнее, прекраснее и добрее Его. Потом свечка услышала, что люди в храме называют Его Исус. О, как ей вдруг захотелось стать большой и яркой, чтобы подняться к этим удивительным глазам и сказать Исусу: «Я люблю Тебя». Она забыла, что была всего на всего маленькой церковной свечкой и не умела разговаривать. Но у нее был ее огонек. И маленькая свечка старалась гореть ярче других, чтобы Исус догадался, что она Его любит».

Увидев икону, образ Исуса Христа, свечечка подумала: «Это Он, это Он!». Как будто что-то доброе и хорошее толкнуло ее в сердце.

Вопрос: А почему именно слово «Он» родилось в душе свечки, не слово «Бог, Исус», а слово «Он»? (Свечка только начала свою жизнь и слов «Бог», «Исус» она не знала)

Вопрос: А что стояло для нее за словом «Он», чем для свечки было наполнено это слово? Что значит «Он»?

(Он – значит самый необходимый в жизни, самый близкий)

Вопрос: А с людьми такое бывает? Люди переживают такой момент, когда душа человека восклицает. «Это Он! Это Он!»?

В седьмом классе разговор в этом месте принял неожиданный и удивительный оборот. Кадет сказал: «Когда ребенок рождается в мир, над ним наклоняются врачи, а потом его берет его мама. Новорожденный не знает слова «мама», не знает имени своей матери, но его тоже как будто что-то толкнет в сердце и всем своим существом ребенок почувствует: «Это она! Это она!»

Библиотекарь «наводит» на мысль об уверовании человека.

Все люди слышат о Боге. Некоторые противятся, а для многих все, что о Боге, как-то в стороне, как-то от них самих отдельно. Но к некоторым вдруг приходит такое же счастье, как к свечке. Бог невидимо дотрагивается до души, человек ощущает в глубине себя какой-то теплый счастливый толчок. Душа как будто отрывает глаза и явно видит Бога, она распахивает навстречу Ему, и Бог входит в душу человека и заполняет всю душу светлым, чистым счастьем.

Вопрос: А потом? Что потом будет, к чему будет стремится, чего больше всего на свете будет желать и свечка, и человек?

(Кто увидит Бога, встретится с Ним, ясно почувствует Его в глубине своей души, тот будет хотеть быть с Богом всегда)

Свечка хотела дотянутся до Исуса и никогда с Ним не расставаться. И душа человека, однажды почувствовавшая Бога, тянется к Нему всю жизнь.

Свечка старалась гореть ярче…

Вопрос: А как может человек гореть ярче для Бога?

Перечитывание

«Но чем больше проходило времени, тем сильнее таял и плавился ее воск, и тем меньше становилась сама свеча. И когда она стала совсем маленькой, то по-настоящему заплакала, потому что поняла, что так и не сумеет подняться туда, где светились прекрасные глаза Исуса. А капельки воска текли и текли с нее, как горячие слезы» «… чем больше проходило времени, тем сильнее таял и плавился ее воск, и тем меньше становилась сама свеча…»

Вопрос: Свечечка горит, а что происходит с ее жизнью?

(Жизнь все сокращается и приближается к смерти.)

Вопрос: Отчего же заплакала свечечка?

Вопрос: А что похожее на таяние свечки происходит с человеком?

(Чем дольше живет, тем меньше и меньше остается жить.)

Вопрос: А бывает ли похожее горе у человека?

(Человек тянется, но не может совсем дотянутся до Бога и остаться с Ним.)

К ответу библиотекарь привязывает продолжение рассуждения

Бог невидимый, и таинственный и чудесный, непохожий ни на что из того, что мы видели, с чем встречались в жизни, приблизится к Нему трудно, да еще Его от нас загораживает вещественный, грубый, ощутимый мир. Он как скорлупа отделяет нас от Бога.

Вопрос: А еще: вот чистое окно и запыленное. Сквозь какое ярче и лучше проходят лучи?

(Сквозь чистое.)

Вопрос: Это на стеклах пыль и грязь, и они плохо пропускают свет. А на душе… Что?

(Следы грехов.)

Вопрос: И? - … и загрязненная душа плохо видит в себе Бога. Поэтому человек тянется к нему, а дотянуться не может.

Библиотекарь: Свечка растаяла, и человек задул ее. Свечечка умерла,

В этом нашем вещественном мире свечечки на стало, но это не значит, что ее не стало нигде. Она исчезла в этом мире и оказалось в мире другом: невидимом, духовном.

Библиотекарь проводит сопоставление: Свечечка умерла, и люди тоже умирают. Кто помнит, что я рассказывала про смерть? Как вы представляете смерть: это для человека конец, и больше его нигде нет, или что-то происходит и после смерти?

Может быть, творчески строя свой учебный курс, Вы на предшествовавших уроках уже поговорите о жизни после смерти, об аде и рае. В этом случае от детей ожидается примерно такие мысли: - Здесь душа невидима, но когда она попадает в духовный, невидимый для нас мир, где ангелы и другие души, то они друг друга видят. И в том мире у души два пути.

Если же о жизни после смерти это упоминание самое первое, то оно носит характер предварительного разговора, опережающего обучения. В дальнейшем аду и раю будут посвящены специальные уроки. Ведь без глубокого размышления о посмертной участи, не почувствовать сильно необходимость спасения.

Вопрос: Какие? Что вы знаете про ад? Про рай?

Библиотекарь: Исчезла свечечка в этом мире. А вновь открыла глаза уже не в земном жизни, не на подсвечнике в храме, а в светлом духовном мире, в раю.

Это место в рассказе, где сказано про рай, самое красивое. Я перечитаю этот отрывочек, а вы закройте глаза, положите голову на руки и постарайтесь то, что я читаю представить, увидеть в уме картинками. А потом скажите, что развернулось, нарисовалось в вашем воображении. Перечитывание.

«Когда свечечка вновь открыла глаза, она увидела, что ее обступил удивительный мир. Вокруг колыхались изумрудно-зеленые деревья, все пронизанные ласковым светом. Под ними бежали хрустальные ручьи, и живые цветы пели чудесные песни, а на ветках сидели сказочные птицы и дети, от одежд которых расходились золотые лучи. Дети смеялись и играли с птицами. И вдруг один мальчик увидел ее и сказал: «Смотрите, свечечка, она пришла к нам». А свечечка почувствовала, что с ней творится что-то необыкновенное. Она ощутила такую радость, о которой даже не догадывалась в своей прежней жизни. дело в том, что маленькая свечечка у всех на глазах превратилась в белоснежного ангела с огромными, словно горящими золотыми крыльями и золотыми глазами. Но она почти не заметила того, что с ней случилось, потому что все это время искала глаза Исуса. И она нашла их. Но теперь они смотрели на нее не с иконы. Она увидела Его Самого и, когда Он протянул к ней руки, маленькая церковная свечечка, превратилась в чудесного ангела, - взлетела и села на плечо к Исусу. Теперь это было совсем легко, а не надо было тянутся вверх изо всех сил и плакать от того, что ничего не получается.»

Библиотекарь побуждает детей рассказать, каким представлялся им рай, во время слушания.

Вопрос: А такие ли это птицы, деревья и цветы как в нашем вещественном мире, и можно ли долететь в рай на ракете?

(Как в аду огонь сделан не из такого пламени, как в костре, а из злости, ярости, возношения, зазнайства, - из невидимого пламени, которое разжег в своей душе…

Вопрос: Кто? – Сам человек…

(И змеи в аду не такие, как у нас по земле ползают, а из подлости, предательства, трусости, так и райская красота: цветы из доброты, радости, любви. НО НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО ВСЕ ЭТО ДРУГОЕ, СОВСЕМ НЕ ТАКОЕ КАК НА ЗЕМЛЕ, ВСЕ ЭТО ЕСТЬ НА САМОМ ДЕЛЕ.)

Мысль о инаковости невидимого мира, о том, что он не приравнивается к земному миру и нашему земному опыту, требует от детей большого внутреннего напряжения. Но именно ощущения того, «что существует больше того, что я могу вместить» делает человека готовым к выходу на новый уровень восприятия. И с другой стороны ощущение инакового защищает веру, не дает ей пошатнутся от критики, действующей в ограниченных материальных пределах.

Не каждому слушателю дано сразу же оторваться от единственного известного материального и сделать движение ввысь к непостижимому и невидимому. Поэтому эта мысль о существовании того, что ни с чем из известного нам несравнимо должна предлагаться не только в этой бесед,е но на многих предшествующих и последующих уроках по разным поводам и в разных формах.

Библиотекарь продолжает: Вот если мы полетим на ракете по раю, то все равно рая не увидим. Чтобы в раю быть и рай видеть, надо из этой жизни умереть, а в раю родится, воскреснуть и тем в рай войти.
Можно сказать по-другому.

Чтобы видеть рай, надо самим стать райскими, родственными всему тому, что есть в раю, такими же, как то, что там есть

Вопрос: Кстати, а что произошло со свечкой, когда она оказалась в раю? Она сама как-то изменилась для того, чтобы быть там?

(Превратилась в ангела.)

Хорошо рассматривая вмести с детьми обложку книги Суздальцева «Свечечка», обратить на внимание, что она стала таким ангелом, по внешнему виду которого все-таки можно догадаться, что это – Свечечка.

Так и люди спасшиеся, вошедшие в рай одновременно остаются и теми же самыми и становятся новыми.

Если эта беседа по рассказу «Свечечка» составлена с детьми, читавшими Евангелие, или даже со взрослыми, то уместно напомнить о том, что воскресший Исус Христос имел тело, внешний вид такой, что его не сразу узнавали, то потом вдруг открывалось, что это же Он, воскресший Спаситель! Его тело, Его внешность были райскими, такого качества, какие будут у всех спасенных людей, вошедших в духовный райский мир.

Самый лучший пример, показывающий, что для вхождения в иной, духовный мир надо умереть в привычном нам, земном качестве и родится в качестве ином, райском, - это пример самого Исуса Христа, сказавшего во святом Евангелии, что «если семя, падши в землю, не умрет, то не сможет взойти колосом». Для разъяснения этого приточного сравнения можно использовать меловой рисунок на доске.

Вот один мир – почва, и в нем растение живет в состоянии семени. Чтобы из этого мира выйти, семя умирает, сгнивает, но растение продолжает жить, это же самое растение рождается, воскресает в состоянии колоса и этим своим воскресением входит в другой мир, мир солнечного света, чистого воздуха, высокого неба, облаков, трав, деревьев.

Вопрос: А можно ли и про свечечку сказать, что она умерла и снова родилась?

Здесь также уместен меловой рисунок подобный первому.



в земном мире в духовном, райском мире

Библиотекарь делает логический переход к следующему этапу беседы.

Такая же «смерть из этого тленного, жестокого мира» и «рождения в вечный светлый мир может произойти и с людьми».

Вопрос для перехода к новому смысловому этапу.

Вопрос: А со всяким ли человеком произойдет такое превращение, всякому ли будет дано второе рождение в райскую жизнь?
(Нет, только с теми, кто будет спасен, взят Богом в вечную райскую жизнь.)

Библиотекарь: Вот вы слушали рассказ про свечечку, сравнивали историю свечечки с судьбой человека, а пришло ли вам в голову хоть на минутку, что вот так и с вашей душой будет, может быть, как свечечка ты, и ты, и ты переживешь новое рождение и войдешь в другой мир… Понимаете, это не мечта, не сказка, вот так же как когда-то вы доживаете до конца учебного года и это будет очевидно, и вы будете в этом, так же как когда-то вы будете оканчивать школу, сдавать выпускные экзамены, и вы будете это проживать, будете большими, так же явно, ощутимо вы можете стать другими (райскими, какими здесь люди не бывают) и перед вами раскроется мир, который мы сейчас никакими словами передать и нарисовать не можем, потому что в нашем языке нет таких слов. Вот человек умер, его сердце остановилось, душа вышла из тела… Понимаете, этот момент может прийти к вам, и все новое будет вокруг вас и вы будете новыми. Но может быть и по-другому: в душе объявятся, обнажаться все плохие мысли, чувства, все то, что было в нас, когда мы ругались, ненавидели, лгали, обижали, возносились, добивались первенства, искали мщения. Когда это соберется вместе, душа станет как черная пропасть, переполненная болью, которую невозможно выносить. И не сверкание радостных ярких красок увидит душа, а противных бесов, таких страшных, каких не придумают ни в одном фильме ужасов. И будут тянуть к душе свои вонючие, когтистые лапы и потащат в свой черный горящий ад. И это тоже может быть по-настоящему, на самом деле.

Я верю, что все про ад и рай – это правда, и что с душой будет или то или то… И мне страшно…

Вопрос: А вы сейчас что-либо почувствовали, дрогнуло что-то у вас в сердце?

Библиотекарь побуждает высказываться как можно больше детей.

Библиотекарь продолжает: А есть люди, которые про жизнь после смерти тела и слушать не хотят, отмахиваются и говорят: «Это все выдумки! Некогда мне этими мечтами заниматься, у меня другие заботы: бедный скажет – вот у меня холодильник сломался, думаю, где денег на ремонт взять, или вот думаю, чем семью кормить. Богатый скажет: вот целый автобус товара привез, надо продавать. Отстаньте вы со своим раем! со своим адом!

Вопрос: Правы ли такие люди? Что же на самом важнее? Почему?

(Земное временно, останется, то что после смерти – навечно.

Вся данная разработка разделяется на несколько занятий, и этому смысловому отрывку о беспокойстве, заботе о вечной участи, о страхе смерти посвящается отдельный урок, здесь хорошо прочесть «Притчу о безумном богаче» и подробно по ней побеседовать.

Библиотекарь подводит итог: Люди как будто спят, отдают все время и силы, все заботы и волнения тому, что здесь оставят. Ясно не понимают и не чувствуют, какая это горечь и обида лишится рая и как невыносимо страшно попасть в ад. Если бы люди «проснулись», то не только не стали бы отмахиваться, а захотели бы вечного спасения больше всяких дорогих подарков, больше всяких дорогих вещей, дорогих квартир и машин.

Вопрос: Давайте еще раз вспомним рассказ «Свечечка». Как много прекрасного открылось свечечке в раю, но что же из прекрасного было самым-самым светлым лучшем, радостным и дорогим?

(Бог близок и не надо тянутся и плакать, оттого, что все-таки всегда остается, разделяет расстояние, всегда есть преграда. В раю душа и Бог – одно, душа находится в Боге, и Он в ней. Человек соединяется с Богом и чувствует Его как самого себя.) Зло и страдания в мире


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока-диалога по книге А. Суздальцева «Свечка» iconКонспект урока с использованием цор тема: «Сочинение составление...
Цель урока: обучение созданию собственных речевых произведений, соответствующих нормам речевого этикета
Конспект урока-диалога по книге А. Суздальцева «Свечка» iconКонспект урока-диалога по литературе на тему "Анализ стихотворения Н. А. Некрасова "
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» р п. Крестцы Новгородской области
Конспект урока-диалога по книге А. Суздальцева «Свечка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Углубление знаний о книге, знакомство читателя с иллюстрациями в книге
Конспект урока-диалога по книге А. Суздальцева «Свечка» iconПлан-конспект урока Тебеньковой Маргариты Васильевны, учителя начальных...
Применяемые технологии: технология деятельностного метода, технология проблемного диалога, элементы игровой технологии
Конспект урока-диалога по книге А. Суздальцева «Свечка» iconСюжетно-ролевая игра «диагностический центр «Здоровье»
Провести цикл занятий по книге «Уроки Мойдодыра» и по книге «В гостях у Айболита»
Конспект урока-диалога по книге А. Суздальцева «Свечка» iconУрок (3 класс) Тема урока
Цели урока: привитие любви к книге, чтению; воспитание эстетического вкуса; развитие креативного и логического мышления
Конспект урока-диалога по книге А. Суздальцева «Свечка» iconКнига про все нам расскажет
Цели: Привить любовь к книге, формировать интерес к чтению, учить бережному отношению к книге
Конспект урока-диалога по книге А. Суздальцева «Свечка» iconКонспект урока литературного чтения в 4 классе Тема урока : С. Есенин «Лебёдушка»
Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова
Конспект урока-диалога по книге А. Суздальцева «Свечка» iconУчебный предмет: английский язык Класс
Технология построения урока: проблемно-диалогическое обучение (учитель не дает информации в готовом виде, а лишь направляет учащихся...
Конспект урока-диалога по книге А. Суздальцева «Свечка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: сформировать представление об особенностях технологии проблемного диалога и возможностях её реализации в ходе урока
Конспект урока-диалога по книге А. Суздальцева «Свечка» iconКонспект открытого урока во 2в классе Учитель начальных классов мбоу...
Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова
Конспект урока-диалога по книге А. Суздальцева «Свечка» iconКонспект урока Тема урока: «Чтение слов с буквой ш. Сочетание ши.»
Методика преподавания интегрированных уроков осуществляется путем межпредметных связей с созданием реальных жизненных ситуаций. Конспект...
Конспект урока-диалога по книге А. Суздальцева «Свечка» iconКонспект урока. Организационная информация
План – конспект урока математики в 5 классе с применением здоровьесберегающих технологий на тему
Конспект урока-диалога по книге А. Суздальцева «Свечка» iconКонспект урока математики 2, 3 классы
План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г
Конспект урока-диалога по книге А. Суздальцева «Свечка» iconКонспект открытого урока по окружающему миру
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока-диалога по книге А. Суздальцева «Свечка» iconКонспект урока математики в начальной школе
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск