Российской Федерации Казанский государственный медицинский университет Кафедра биомедэтики и медицинского права с курсом истории медицины





НазваниеРоссийской Федерации Казанский государственный медицинский университет Кафедра биомедэтики и медицинского права с курсом истории медицины
страница1/7
Дата публикации01.05.2015
Размер0.72 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Право > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7
Министерство здравоохранения Российской Федерации

Казанский государственный медицинский университет

Кафедра биомедэтики и медицинского права с курсом истории медицины

БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА



Методические рекомендации к практическим занятиям

для студентов факультета МВСО медицинского университета


Казань 2001

-2-

УДК: 614.253 ББК: 87.75

Печатается по рекомендации центрального методического совета Казанского государственного медицинского университета
Составили: заведующий кафедрой биомедицинской этики и медицинского права с курсом истории медицины д.м.н., профессор Альбицкий В.Ю., к.м.н., доцент Абросимова М.Ю., к.м.н., ассистент Гурылева М.Э.

Рецензенты: д.м.н., профессор Вахитов Ш.М., к.ист.н., доцент Решетова С.Х.
Биомедицинская этика /Альбицкий В.Ю., Абросимова М.Ю., Гурылева М.Э.

КГМУ, 2001, 50 с.


Методические указания по медицинской биоэтике предназначены для студентов факультета Менеджмента и высшего сестринского образования медицинского университета и призваны оказать помощь при подготовке к практическим занятиям по курсу биомедицинской этики. В приложении даны вопросы к зачету, темы рефератов, документы Всемирной медицинской ассоциации, Всемирной организации здравоохранения, Ассоциации врачей России, Международного совета сестер, Межрегиональной ассоциации седицинских сестер России, Национального этического комитета и др.

Казанский государственный медицинский университет, 2001.

-3-

ВВЕДЕНИЕ


С установлением в России в начале 90-х годов отношений, характерных для правового государства, и в связи с нарастанием движения за демократические права все заметнее в нашей стране становится интерес общественности, органов государственной власти, медиков, населения к широкому кругу социальных, экономических, этических и правовых проблем биологии и медицины, которые получили название биомедицинской этики (биоэтики).

Формирование биоэтики как новой области знаний прежде всего обусловлено небывалым прогрессом медицины, связанным с начавшейся в 60-е годы научно-технической революцией. Широкое внедрение в медицинскую практику новейших технологий вызвало к жизни комплекс морально-этических и правовых проблем, решение которых в рамках традиционной медицинской этики оказалось весьма затруднительным, а то и невозможным. Причем эти проблемы касались всех периодов жизни человека – от зачатия до смерти. Другой ведущей причиной развития биоэтики стало движение за демократические права, массовое распространение и утверждение в общественном сознании населения западных стран понятий о либерально-демократических правах и свободах, о примате прав человека, в контексте которых как их составная и наиважнейшая часть, не могли не получить нового осмысления и права пациента.

Необходимость преподавания медицинской биоэтики на факультете высшего сестринского образования обуславливают несколько моментов. Во-первых, требования высшей школы определяют качественно новую ступень подготовки среднего медицинского персонала. Во-вторых, в повседневной практике медицинские сестры сталкиваются со множеством важных морально-этических и правовых проблем, решение которых невозможно без знания основ биоэтики. И наконец, нельзя не учитывать и субъективный фактор: среди медицинских сестер и акушерок растет интерес к этическим основам их профессиональной деятельности. Необходимо также отметить, что в зарубежных сестринских медицинских школах широкое преподавание медицинской этики началось в конце прошлого века. В высших медицинских школах такой предмет появился во 2-ой половине 70-х годов ХХ века.

Предлагаемые методические рекомендации для студентов факультета высшего сестринского образования по биомедицинской этике максимально учитывает рекомендации и основные положения проекта программы преподавания дисциплины "Биомедицинская этика", разработанной сотрудниками сектора биоэтики Института человека РАН и рекомендованной к использованию учебно-методическим объединением по медицинскому образованию (УОМ) Минздрава РФ.
Цель преподавания биомедицинской этики

Биомедицинская этика, как специальная дисциплина играет важную роль в системе подготовки медицинского работника, формировании его гуманистического мировоззрения, чувства социальной ответственности, повышает уровень нравственно-правовой и профессиональной культуры. Являясь составной частью общей гуманитарной подготовки студентов и основываясь на логике со

-4-

временных этических и правовых теорий, биомедэтика дает критерии для правильной оценки конкретных проблемных ситуаций современной медицинской практики, для поиска оптимальных решений, возникающих при этом этико-правовых дилемм.
Задачи преподавания биомедицинской этики
1.Ознакомить студентов с новейшими зарубежными и отечественными разработками в области биомедицинской этики, нормами и принципами международного и российского права, касающимися рассматриваемых проблем.

2.Способствовать развитию нравственно-правовой культуры врача, совершенствовать навыки культуры общения врача с пациентами, учитывая новый этический императив медицины - уважение прав пациентов, его системы ценностей и религиозной ориентации,

3.Воспитывать студентов (слушателей) в духе социально-правовой, нравственной и профессиональной ответственности.

4. Ознакомить студентов с этико-нормативными актами медицинской деятельности с целью подготовки их к работе в условиях страховой системы, в частных страховых компаниях и т.д.
Перечень знаний студентов по курсу биомедицинская этика

После изучения курса пропедевтической части биомедицинской этики студент должен:

  • сформировать представление об особенностях и закономерностях биомедицинской этики в современном обществе, причинах ее возникновения, формирующих факторах и основных принципах;

  • усвоить основные исторические этапы зарождения и развития этики, медицинской этики, биомедицинской этики; основные понятия биомедицинского характера, овладеть информационным минимумом (дефиниции, факты, персоналии, и др.);

  • использовать знания по биомедицинской этике для профессионального совершенствования и самовоспитания;

  • знать права и обязанности пациента, уметь применять знания по биомедицинской этики при общении с пациентом и его родственниками;

  • знать свои права и обязанности при взаимоотношениях с пациентами и с коллегами;

  • овладеть методикой исследовательской работы (работать со справочной литературой, составлять библиографию по теме, реферировать, анализировать и обобщать научную литературу, формулировать проблему, цель и выводы исследования);

  • решать ситуационные задачи, условия которых затрагивают этические или деонтологические принципы современного врача;

  • сформировать представление о профессиональном врачебном поведении, основанном на деонтологических нормах и принципах;


-5-

  • усвоить основные нормативные и законодательные международные и Российские документы, регламентирующие правовое и этическое поведение врача в современном обществе;

  • уметь выступать перед аудиторией, вести дискуссию.



  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской Федерации Казанский государственный медицинский университет Кафедра биомедэтики и медицинского права с курсом истории медицины iconКафедра философии кгу
Гурылева М. И., доктор медицинских наук, доцент кафедры биомедицинской этики, медицинского права с курсом истории медицины кгму
Российской Федерации Казанский государственный медицинский университет Кафедра биомедэтики и медицинского права с курсом истории медицины iconТесты по дисциплине: Менеджмент Для специальности(ей)
«казанский государственный медицинский университет министерства здравоохранения российской федерации»
Российской Федерации Казанский государственный медицинский университет Кафедра биомедэтики и медицинского права с курсом истории медицины iconПримерная тематика рефератов по дисциплине Культурология
Гоу впо российский Государственный Медицинский Университет Кафедра Истории, экономики и права
Российской Федерации Казанский государственный медицинский университет Кафедра биомедэтики и медицинского права с курсом истории медицины iconРабочая программа по дисциплине: организация, управление и администрирование...
«казанский государственный медицинский университет министерства здравоохранения российской федерации»
Российской Федерации Казанский государственный медицинский университет Кафедра биомедэтики и медицинского права с курсом истории медицины iconРабочая программа по дисциплине сестринское дело в терапии с курсом...
«Казанский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Российской Федерации Казанский государственный медицинский университет Кафедра биомедэтики и медицинского права с курсом истории медицины iconРабочая программа профессионального модуля пм. 03 Оказание доврачебной...
Степановым А. В. преподавателем реаниматологии и медицины катастроф высшей квалификационной категории гаоу спо «Казанский медицинский...
Российской Федерации Казанский государственный медицинский университет Кафедра биомедэтики и медицинского права с курсом истории медицины iconСеминарские занятия по курсу “Биомедицинская этика”
...
Российской Федерации Казанский государственный медицинский университет Кафедра биомедэтики и медицинского права с курсом истории медицины iconРоссийской Федерации Волгоградский государственный медицинский университет...
Дифференциальная диагностика заболеваний внутренних органов и эндокринной системы
Российской Федерации Казанский государственный медицинский университет Кафедра биомедэтики и медицинского права с курсом истории медицины iconУчебное пособие «Оценочные средства по детской терапевтической стоматологии»...
Печатается по решению Центрального координационно-методического совета гбоу впо «Казанский государственный медицинский университет»...
Российской Федерации Казанский государственный медицинский университет Кафедра биомедэтики и медицинского права с курсом истории медицины iconГигиеническая оценка производства многослойных углеродных нанотрубок...
Работа выполнена в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Казанский государственный...
Российской Федерации Казанский государственный медицинский университет Кафедра биомедэтики и медицинского права с курсом истории медицины iconКазанский государственный медицинский университет

Российской Федерации Казанский государственный медицинский университет Кафедра биомедэтики и медицинского права с курсом истории медицины iconРабочая учебная программа по дисциплине «инфекционные болезни» для...
...
Российской Федерации Казанский государственный медицинский университет Кафедра биомедэтики и медицинского права с курсом истории медицины iconРабочая учебная программа по дисциплине «инфекционные болезни» для...
...
Российской Федерации Казанский государственный медицинский университет Кафедра биомедэтики и медицинского права с курсом истории медицины iconОптимизация лечения клинических форм дакриоцистита новорожденных...
Работа выполнена на кафедре офтальмологии Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования...
Российской Федерации Казанский государственный медицинский университет Кафедра биомедэтики и медицинского права с курсом истории медицины iconНа модели т-лимфоцитов больных атопической бронхиальной астмой
Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт фундаментальной медицины и биологии, кафедра биохимии
Российской Федерации Казанский государственный медицинский университет Кафедра биомедэтики и медицинского права с курсом истории медицины iconВысшего профессионального образования «кубанский государственный...
Заведующий кафедрой скорой медицинской помощи, мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф фпк и ппс гбоу впо...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск