Скачать 0.72 Mb.
|
Министерство здравоохранения Российской Федерации Казанский государственный медицинский университет Кафедра биомедэтики и медицинского права с курсом истории медицины БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКАМетодические рекомендации к практическим занятиям для студентов факультета МВСО медицинского университета Казань 2001 -2- УДК: 614.253 ББК: 87.75 Печатается по рекомендации центрального методического совета Казанского государственного медицинского университета Составили: заведующий кафедрой биомедицинской этики и медицинского права с курсом истории медицины д.м.н., профессор Альбицкий В.Ю., к.м.н., доцент Абросимова М.Ю., к.м.н., ассистент Гурылева М.Э. Рецензенты: д.м.н., профессор Вахитов Ш.М., к.ист.н., доцент Решетова С.Х. Биомедицинская этика /Альбицкий В.Ю., Абросимова М.Ю., Гурылева М.Э. КГМУ, 2001, 50 с. Методические указания по медицинской биоэтике предназначены для студентов факультета Менеджмента и высшего сестринского образования медицинского университета и призваны оказать помощь при подготовке к практическим занятиям по курсу биомедицинской этики. В приложении даны вопросы к зачету, темы рефератов, документы Всемирной медицинской ассоциации, Всемирной организации здравоохранения, Ассоциации врачей России, Международного совета сестер, Межрегиональной ассоциации седицинских сестер России, Национального этического комитета и др. Казанский государственный медицинский университет, 2001. -3- ВВЕДЕНИЕС установлением в России в начале 90-х годов отношений, характерных для правового государства, и в связи с нарастанием движения за демократические права все заметнее в нашей стране становится интерес общественности, органов государственной власти, медиков, населения к широкому кругу социальных, экономических, этических и правовых проблем биологии и медицины, которые получили название биомедицинской этики (биоэтики). Формирование биоэтики как новой области знаний прежде всего обусловлено небывалым прогрессом медицины, связанным с начавшейся в 60-е годы научно-технической революцией. Широкое внедрение в медицинскую практику новейших технологий вызвало к жизни комплекс морально-этических и правовых проблем, решение которых в рамках традиционной медицинской этики оказалось весьма затруднительным, а то и невозможным. Причем эти проблемы касались всех периодов жизни человека – от зачатия до смерти. Другой ведущей причиной развития биоэтики стало движение за демократические права, массовое распространение и утверждение в общественном сознании населения западных стран понятий о либерально-демократических правах и свободах, о примате прав человека, в контексте которых как их составная и наиважнейшая часть, не могли не получить нового осмысления и права пациента. Необходимость преподавания медицинской биоэтики на факультете высшего сестринского образования обуславливают несколько моментов. Во-первых, требования высшей школы определяют качественно новую ступень подготовки среднего медицинского персонала. Во-вторых, в повседневной практике медицинские сестры сталкиваются со множеством важных морально-этических и правовых проблем, решение которых невозможно без знания основ биоэтики. И наконец, нельзя не учитывать и субъективный фактор: среди медицинских сестер и акушерок растет интерес к этическим основам их профессиональной деятельности. Необходимо также отметить, что в зарубежных сестринских медицинских школах широкое преподавание медицинской этики началось в конце прошлого века. В высших медицинских школах такой предмет появился во 2-ой половине 70-х годов ХХ века. Предлагаемые методические рекомендации для студентов факультета высшего сестринского образования по биомедицинской этике максимально учитывает рекомендации и основные положения проекта программы преподавания дисциплины "Биомедицинская этика", разработанной сотрудниками сектора биоэтики Института человека РАН и рекомендованной к использованию учебно-методическим объединением по медицинскому образованию (УОМ) Минздрава РФ. Цель преподавания биомедицинской этики Биомедицинская этика, как специальная дисциплина играет важную роль в системе подготовки медицинского работника, формировании его гуманистического мировоззрения, чувства социальной ответственности, повышает уровень нравственно-правовой и профессиональной культуры. Являясь составной частью общей гуманитарной подготовки студентов и основываясь на логике со -4- временных этических и правовых теорий, биомедэтика дает критерии для правильной оценки конкретных проблемных ситуаций современной медицинской практики, для поиска оптимальных решений, возникающих при этом этико-правовых дилемм. Задачи преподавания биомедицинской этики 1.Ознакомить студентов с новейшими зарубежными и отечественными разработками в области биомедицинской этики, нормами и принципами международного и российского права, касающимися рассматриваемых проблем. 2.Способствовать развитию нравственно-правовой культуры врача, совершенствовать навыки культуры общения врача с пациентами, учитывая новый этический императив медицины - уважение прав пациентов, его системы ценностей и религиозной ориентации, 3.Воспитывать студентов (слушателей) в духе социально-правовой, нравственной и профессиональной ответственности. 4. Ознакомить студентов с этико-нормативными актами медицинской деятельности с целью подготовки их к работе в условиях страховой системы, в частных страховых компаниях и т.д. Перечень знаний студентов по курсу биомедицинская этика После изучения курса пропедевтической части биомедицинской этики студент должен:
-5-
|
Кафедра философии кгу Гурылева М. И., доктор медицинских наук, доцент кафедры биомедицинской этики, медицинского права с курсом истории медицины кгму | Тесты по дисциплине: Менеджмент Для специальности(ей) «казанский государственный медицинский университет министерства здравоохранения российской федерации» | ||
Примерная тематика рефератов по дисциплине Культурология Гоу впо российский Государственный Медицинский Университет Кафедра Истории, экономики и права | Рабочая программа по дисциплине: организация, управление и администрирование... «казанский государственный медицинский университет министерства здравоохранения российской федерации» | ||
Рабочая программа по дисциплине сестринское дело в терапии с курсом... «Казанский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» | Рабочая программа профессионального модуля пм. 03 Оказание доврачебной... Степановым А. В. преподавателем реаниматологии и медицины катастроф высшей квалификационной категории гаоу спо «Казанский медицинский... | ||
Семинарские занятия по курсу “Биомедицинская этика” ... | Российской Федерации Волгоградский государственный медицинский университет... Дифференциальная диагностика заболеваний внутренних органов и эндокринной системы | ||
Учебное пособие «Оценочные средства по детской терапевтической стоматологии»... Печатается по решению Центрального координационно-методического совета гбоу впо «Казанский государственный медицинский университет»... | Гигиеническая оценка производства многослойных углеродных нанотрубок... Работа выполнена в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Казанский государственный... | ||
Казанский государственный медицинский университет | Рабочая учебная программа по дисциплине «инфекционные болезни» для... ... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «инфекционные болезни» для... ... | Оптимизация лечения клинических форм дакриоцистита новорожденных... Работа выполнена на кафедре офтальмологии Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования... | ||
На модели т-лимфоцитов больных атопической бронхиальной астмой Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт фундаментальной медицины и биологии, кафедра биохимии | Высшего профессионального образования «кубанский государственный... Заведующий кафедрой скорой медицинской помощи, мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф фпк и ппс гбоу впо... |