Семинарские занятия по курсу “Биомедицинская этика”





Скачать 412.1 Kb.
НазваниеСеминарские занятия по курсу “Биомедицинская этика”
страница1/2
Дата публикации09.12.2014
Размер412.1 Kb.
ТипПланы семинарских занятий
100-bal.ru > Право > Планы семинарских занятий
  1   2
Министерство здравоохранения Российской Федерации Российский государственный медицинский университет Кафедра биомедицинской этики

Семинарские занятия
по курсу
“Биомедицинская этика”


для студентов лечебного, педиатрического,
медико-биологического факультетов

Учебно-методическое пособие

Москва 2003

 

Учебно-методическое пособие разработано коллективом кафедры биомедицинской этики РГМУ:
зав. кафедрой, профессором, д.ф.н. И.В.Силуяновой, доцентом, к.б.н. В.И.Сабуровой, доцентом, к.ю.н. К.А.Чернегой, ст.преподавателями Л.Б.Ляушем, М.С.Першиным, И.В.Чиндиным, С.А.Мазур, Н.А.Сушко.

Общая редакция профессора, д.ф.н. И.В.Силуяновой.

Рецензенты:
Б.Г.Юдин, член-корр. РАН, профессор, и.о. директора Института человека РАН,
П.Д.Тищенко, д.ф.н., зав. курсом “Введение в биоэтику” факультета фундаментальной медицины МГУ им. М.В.Ломоносова, ведущий научный сотрудник Института философии РАН.

Рекомендовано в качестве учебно-методического пособия
для студентов лечебного, педиатрического и медико-биологического факультетов
на заседании
Центрального координационно-методического Совета РГМУ
от 28.05.03

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Этика и медицина. Теоретические основы биомедицинской этики. Биомедицинская этика: исторические и логические модели.
Тема 2. Мораль и право как формы регуляции медицинской деятельности. Права пациентов. Права и моральные обязательства врачей. Основные правила биомедицинской этики. Модели взаимоотношения врача и пациента.
Тема 3. Этические проблемы проведения клинических испытаний и экспериментов на человеке. Моральные принципы проведения экспериментов на животных.
Тема 4. Жизнь как ценность. Медицинские вмешательства в репродукцию человека (искусственное прерывание беременности, пренатальная диагностика, искусственное оплодотворение, стерилизация, контрацепция).
Тема 5. Этика генетики.
Тема 6. Моральные проблемы смерти и умирания.
Тема 7. Этические принципы и правовое регулирование трансплантации органов и тканей.
Тема 8. Этико-правовые основы психиатрии и психотерапии.
Тема 9. Эпидемиология и этика. СПИД - морально-этические проблемы.
Тема 10. Идея справедливости в медицине и здравоохранении.

Планы семинарских занятий по дисциплине
“Биомедицинская этика”
Занятие 1.
Этика и медицина.
Теоретические основы биомедицинской этики.
Биомедицинская этика: исторические и логические модели.

Ключевые понятия: этика, профессиональная этика, биомедицинская этика, нормативная и дескриптивная этика, мораль, нравственность, идеалистическая и христианская этика (библейский Декалог, заповеди блаженств), патернализм, деонтология, биоэтика, гедонизм, прагматизм, утилитаризм, цинизм, нигилизм.

Тематический план семинара

1. Этика и медицина. Этика как наука и этика науки. Типы этических теорий: идеалистическо-деонтологический и натуралистическо-прагматический. Биомедицинская этика как профессиональная нормативная этика врача.
2. Модель Гиппократа и проблема доверия к профессии.
3. Христианские ценности милосердия, сострадания и деятельной любви в модели Парацельса. Вопросы врачебной этики в трудах М.Я. Мудрова, Ф.Й. Гааза, Н.И. Пирогова, В.Ф. Войно-Ясенецкого.
4. Деонтологическая модель. Н.Н. Петров о медицинской (хирургической) деонтологии. Основные этические документы ВМА, АМА, Совета Европы.
5. Биоэтика как современная форма профессиональной этики врача. Врач и общество в эпоху развития новых биомедицинских технологий.

Темы докладов:
1. Клятва Гиппократа и современные этические кодексы: что изменилось?
2. Н. Н. Пирогов: врач и мыслитель.
3. В. Ф. Войно-Ясенецкий (святитель Лука). Этика хирурга.
4. Деонтология Канта и деонтология Н. Н. Петрова.
5. Утилитаризм и медицинская этика: проблема несовместимости.
Темы рефератов:
1. Этика как наука и этика науки.
2. Гедонизм, цинизм, прагматизм, утилитаризм: сравнительная характеристика.
3. Понятие “долг” в деонтологической теории Канта.
4. Моральные принципы биомедицинской этики.
5. Патернализм и современные модели взаимоотношения врача и пациента.
6. Методология и этика науки.

Контрольные вопросы:
1. Существует ли различие между понятиями «нравственность» и «мораль»?
2. Какова связь между понятиями “этика”,”нравы”, ”мораль”?
3. Каковы основания, формирующие типы этических теорий (с примерами)?
4. В чём заключаются отличие моральной и правовой регуляции медицинской деятельности?
5. Что является отличительным признаком профессиональной этики врача?
6. Кем начато рассмотрение врачебных ошибок как элемента нравственной культуры врача?
7. Из каких исторических и логических моделей (форм) профессиональной этики складывается содержание биомедицинской этики?
8. Кому дает обязательства Гиппократ в своей клятве?
9. Сколько моральных позиций содержит клятва Гиппократа?
10. Какие позиции объединяет клятву Гиппократа и клятву врача России?
11. Какое профессиональное обязательство присутствует в клятве Гиппократа в отличие от клятвы врача России?
12. Какую роль в терапевтической стратегии врача, согласно Парацельсу, занимает моральный характер взаимоотношений между врачом и пациентом?
13. Какой тип отношений врача к пациенту характерен для модели Парацельса?
14. Кто является первым разработчиком деонтологической модели врачебной этики в России?
15. Что является особенностью этических документов деонтологической модели - наличие узкоспециализированных рекомендаций для конкретных специальностей (хирургия, педиатрия, акушерство и т. д.) или правила общего характера?
16. В каких двух формах может существовать биоэтика? Какую из них предпочитаете Вы?
17. Какой ключевой этический принцип отличает биоэтику?
18. Какие общественные структуры существуют в здравоохранении для разрешения этических противоречий в медицинской и исследовательской практике?

Обязательная литература:
1. Силуянова И. В. Биоэтика в России: ценности и законы. М., 2001, с. 9-59.
2. Введение в биоэтику. Под общ. ред. Б. Г. Юдина, П. Д. Тищенко. М.,1998.
3. Иванюшкин А.Я. Врачебная этика в России (XIX- начало XX вв.)/ Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М.1998,с.93-111.
4. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993г. № 5487-1
5. Врачебные ассоциации, медицинская этика и общемедицинские проблемы. Сборник
официальных документов. М., 1995.
6. Медицина и права человека. Нормы и правила международного права, этики, католической, протестантской, иудейской, мусульманской, буддийской морали. М. Прогресс. 1992.
7. Биомедицинская этика. Сб. статей под ред. акад. В. Покровского и акад. Ю. Лопухина. М. 1997, вып.2, 1998, вып.3, 2002.
8. Иванюшкин А.Я. Профессиональная этика в медицине. М. 1990.
9. Михайлова Е.П., Бартко А.Н. Биомедицинская этика. Теория, принципы и проблемы. М. 1995.
10. Лосев А.Ф. Этика как наука. / "Человек", №2, 1995.
11. Тищенко П.Д. Феномен биоэтики. / "Вопросы философии", №3, 1992.
12. Лопухин Ю.М. Биоэтика. / "Вестник РАМН", №3, 1993.
13. Проблемы биоэтики. Реферативный сборник. М., ИНИОН, 1993.
14. Шрейдер Ю. А. Этика. Введение в предмет. М. 1998.
15. Гусейнов А.А, Апресян Р. Г. Этика. М., 2000, с. 9-40, 253-265.
16. Протиер. Владислав Свешников. Очерки христианской этики. М., 2000.
17. Соловьев В. С. Оправдание добра. Соч. в 2 т.т. М.,1998.
18. Гиппократ. Избранные книги. М., 1936, с.87-88, 121.
19. Архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий). Наука и религия. Ростов-на-Дону, 2001.
20. Петров Н. Н. Вопросы хирургической деонтологии. Л., 1956.
21. Иванюшкин А.Я. Медицинская деонтология в СССР (к истории вопроса)/ Медицинское право и этика. 2002, № 1, с. 32-35.

Дополнительная литература:
1. Булгаков М. А. Записки юного врача. Собр. соч. в 5 томах. М. 1989, с.71-179.
2. Вересаев В. В. Записки врача. Собр. соч. в 4-х томах. Т.1, М., 1985, с.201-401.
3. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. Собр. соч. в 10 томах. Т.5.
4. Льюис К. С. Мерзейшая мощь. Собр. соч. М.,1999, т. 4.
5. Чехов А. П. “Скучная история из записок старого человека”, “ Сельские эскулапы”, “Цветы запоздалые”, “Хирургия”, “Надлежащие меры”, “Общее образование”, “Последние выводы зубоврачебной науки”, “Горе”, “Анюта”, “Ионыч”, “Волк”, “Интриги”, “Княгиня”, “Случай из практики” и др. Собр.соч. в 18 томах. М.1985.

Занятие 2.

Мораль и право как формы регуляции медицинской деятельности.
Права пациентов. Права и моральные обязательства врачей.
Основные правила биомедицинской этики.
Модели взаимоотношения врача и пациента.

Ключевые понятия: свобода, право, карательное право, охранительное право, медицинское право, нормативные акты, информированность, компетентность, правоспособность, автономия пациента, врачебная тайна, добровольное информированное согласие, этический комитет, лицензирование, сертификация, патернализм.

Тематический план семинара.

1. Основные формы регулирования медицинской деятельности - мораль и право. Личность в ситуации нравственного выбора. Моральные нормы и правила. Проблема соотношения цели и средств человеческой деятельности. Проблема свободы воли, совести, выбора, творчества. Потребности и способности, ценности и оценки. Поступок, поведение, конфликт, преступление.
2. Роль права в формировании личности. “Естественные права” (свобода совести, слова, печати, собраний, собственности, перемещений, свободного распоряжения своей рабочей силой). Парадигмы права и правосудия (карательное и охранительное право).
3. Основные права пациентов. Права и обязанности врачей. “Конституция Российской Федерации” (1993г.), “Гражданский Кодекс Российской Федерации” (1996г.) «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан». Понятия «информированного согласия», конфиденциальности (врачебной тайна). Правдивость и инкурабельные больные.
4. Международные законодательные акты. «Нюрнбергский кодекс» (1947). «Хельсинская декларация» (ВМА,1964). Конфликт между моральными и правовыми нормами. Проблема основания морального выбора и правовой ответственности. “Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с использованием достижений биологии и медицины. Конвенция о правах человека и биомедицине» (Совет Европы, 1996).
5. Этические комитеты: структура и функции. Правила биомедицинской этики (правило правдивости, правило уважения неприкосновенности частной жизни, правило информированного согласия).
6. Модели взаимоотношения врача и пациента. Традиционная патерналистская модель врачевания и антипатернализм. Новые модели взаимоотношений врача и пациента: модель технического типа, модель сакрального типа, модель коллегиального типа, модель контрактного типа (по Р.Витчу).

Темы докладов:
1. Роль «Нюрнбергского кодекса» (1947) в процессе выработки нормативно-правовых актов в области биомедицины.
2. Структура «Основ Законодательства РФ об охране здоровья граждан».
3. Практическая философия и философия права.
4. Антипатернализм и его аргументы.
5. Доктор у постели больного: врач или биотехнолог?
6. К.Ясперс о преступной государственности как феномене XX века.
7. Границы противоположности нравственного поступка и уголовного преступления

Темы рефератов:
Биомедицинская этика как форма профессиональной защиты личности врача.
Этические кодексы в медицине (“Нюрнбергский кодекс” (1947), “Конвенция о правах человека и биомедицине” (Cовета Европы, 1997)
Информированное согласие: от процедуры к доктрине.
Этические комитеты: цели, задачи, полномочия.
Проблема справедливости в медицине и здравоохранении.
Биомедицинская этика и медицинское право: проблемы взаимоотношения.
Четыре (патерналистская, информационная, совещательная, интепретационная) модели взаимоотношения врача и пациента по Е.Эсмануэль и Л. Эсмануэль (США).
Диалектика “естественного”: ”естественная мораль”(Библейский Декалог) и “естественные права” (свобода совести, слова, печати, собраний, собственности, перемещений, свободного распоряжения своей рабочей силой).

Контрольные вопросы:
Объясните значение Нюрнбергского процесса в формировании биомедицинской этики.
Раскройте смысл понятия: «информированное согласие». В каких правовых документах и этических кодексах используется это понятие?
В чем заключается логическая некорректность термина «святая ложь»?
Назовите основные этапы, которые проходит лекарственный препарат от его создания до клинического применения.
5. Каковы функции этического комитета?
6. Раскройте применительно к рандомизированным клиническим испытаниям лекарств смысл таких понятий, как: «независимая оценка результатов исследования», «двойное плацебо-контролируемое исследование», «возможный риск», «альтернативное лечение».
7.В каких случаях врач может нарушить врачебную тайну?
8.С какого возраста наступает дееспособность гражданина РФ в области здравоохранения?
9. Каковы причины современного антипатерналистского движения?
10.Каковы три основные стандарта определения компетентности пациента?
11.В чем различие процедурного и морального содержания правила информированного согласия?
12.Раскройте структуру правила информированного согласия:
а)что такое компетентный пациент?
б)при каких условиях можно признать согласие больного информированным?
в)каковы факторы, определяющие добровольность согласия?

Обязательная литература:
Силуянова И. В. Биоэтика России: ценности и законы. М., 2001, с. 10 - 15, 155 -161, 174 - 192.
Введение в биоэтику. Под общ. ред. Б. Г. Юдина, П. Д. Тищенко. М., 1998, с. 76- 94, 159 - 196, 358 - 378.
Конституция Российской Федерации ( 1993г.)
Гражданский Кодекс Российской Федерации ( 26.01.96г., 14-ФЗ)
Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан ( 22.07.1993г., № 5487)
Закон РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" ( 27 .04. 1993 г., N 4866-1)
Закон РФ «О лекарственных средствах» (22.06.98г., № 86-ФЗ)
Приказ МЗ РФ «О порядке принятия решения о проведении клинических исследований лекарственных средств» № 103 (24.03.2000г.)
Отраслевой стандарт ОСТ-42-511-99, «Правила проведения качественных клинических испытаний»
Биомедицинская этика. Под ред. В. И. Покровского. М., 1997, с. 207 - 223.
Стеценко С. Г. Право и медицина: проблемы соотношения. М., 2002.
В. И. Шамшурин, В. Э. Танковский. Врач и пациент: социально-правовые взаимоотношения. Нормативные документы. Вопросы и ответы. М., 1999.
Биоэтика: реальность жизни. Человек и его образ в современной медицине и философской антропологии. Учебно-методическое пособие. М., 2001, с. 47 -51.
Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан. М. «Грант», 48 стр., 2000.
Православие и проблемы биоэтики. Под общ. ред. проф. И. В. Силуяновой. М., 2001, с. 74 -106.
16. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Глава XII. Биоэтика./ Информационный бюллетень Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. 2000, № 8, с. 73-83.
17. Витч Р. Модели моральной медицины в эпоху революционных изменений.
/Вопросы философии, №3, 1994.
18. Эсмануэль Е., Эсмануэль Л. Четыре модели взаимоотношений врача и больного./ ЖАМА, октябрь, 1992.

Дополнительная литература:
Ильин И. А. . О сущности правосознания. М., 1993.
Медицина и права человека. Нормы и правила международного права, этики, католической, протестантской, иудейской, мусульманской и буддийской морали. М., 1992.
Международные акты о правах человека. Сб. документов. М., 1999.
Этика практической психиатрии. Под. ред. проф. В. А. Тихоненко. М., 1996.
Этические и правовые проблемы клинических испытаний и научных экспериментов на человеке и животных. Сб. материалов конференции. М., 1994
Коновалова Л.В. Прикладная этика. Вып.1.Биоэтика и экоэтика.М.,1998.
Покуленко Т.А. Принцип информированного согласия: вызов патернализму./ Вопросы философии, №3, 1994.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Семинарские занятия по курсу “Биомедицинская этика” icon1. Этика и медицина. Теоретические основы биомедицинской этики. Биомедицинская...
Учебно-методическое пособие разработано коллективом кафедры биомедицинской этики ргму
Семинарские занятия по курсу “Биомедицинская этика” iconКалендарно-тематический план курса «Грамматика и текст» для IV курса...
Семинарские занятия проводят: Н. К. Онипенко, М. Ю. Сидорова, О. Е. Фролова, В. Чумирина, А. В. Уржа
Семинарские занятия по курсу “Биомедицинская этика” iconМетодические рекомендации по дисциплине сд. Ф новейшая история стран...
Семинар (от лат seminarium – рассадник) – это вид групповых занятий по какой-либо научной или учебной проблеме. Семинарские занятия...
Семинарские занятия по курсу “Биомедицинская этика” iconЛитература по курсу Программа Модулей семинарские занятия Модуль 1-3
Учебно-методический комплекс разработан доктором философских наук, профессором кафедры философии и методологии науки Лешкевич Т....
Семинарские занятия по курсу “Биомедицинская этика” icon«Национально-освободительное движение 1857-1859 г г. в Индии»
Семинарские занятия по курсу новой истории зарубежных стран (Восток) проводятся на очном отделении исторического факультета по специальностям...
Семинарские занятия по курсу “Биомедицинская этика” iconРабочая программа по курсу «Психология рекламы»
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Реклама» (032401). Общий объем...
Семинарские занятия по курсу “Биомедицинская этика” iconРабочая программа по курсу «Организация и проведение pr -кампаний»
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Связи с общественностью» (030602)....
Семинарские занятия по курсу “Биомедицинская этика” iconРабочая программа по курсу «Современные международные отношения»
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Связи с общественностью» (030602)....
Семинарские занятия по курсу “Биомедицинская этика” iconПланы семинарских занятий по учебной дисциплине «Трудовое право»...
Репродуктивные семинарские занятие направлены в основном на самостоятельное осмысление и воспроизведение студентами положений, содержащихся...
Семинарские занятия по курсу “Биомедицинская этика” iconЭлективный курс для учащихся 11-го класса «Решение иррациональных уравнений и неравенств»
Широко будет практиковаться защита лучшего способа решения. В процессе работы приобретенные знания, умения и навыки по данному курсу...
Семинарские занятия по курсу “Биомедицинская этика” iconУчебно-методический комплекс по модулю история этической мысли дпп....
Рассматриваются темы: «Этика Древней Индии и Древнего Китая», «Античная этика», «Религиозная этика», «Христианская этика средневековья»,...
Семинарские занятия по курсу “Биомедицинская этика” iconРабочая программа по курсу «Теория и практика связей с общественностью...
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Связи с общественностью» (030602)....
Семинарские занятия по курсу “Биомедицинская этика” iconМатематическая логика и теория алгоритмов
Основными видами учебных занятий являются лекции и семинарские занятия. Аудиторные занятия составляют 54 часа в 3 семестре и 72 часа...
Семинарские занятия по курсу “Биомедицинская этика” iconРабочая программа по курсу: История и философия науки Кафедра гуманитарных...
«История и философия науки». Программы-минимума кандидатского экзамена по истории и философии науки, одобренной президиумом вак минобразования...
Семинарские занятия по курсу “Биомедицинская этика” iconИтоговое тестирование
Методические рекомендации для преподавателей, ведущих семинарские и практические занятия
Семинарские занятия по курсу “Биомедицинская этика” iconПсихология имиджа
Общий объем курса 48 ч. Из них: лекции – 20 ч., семинарские занятия – 4 ч., самостоятельная работа студентов 24 ч


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск