Скачать 371.72 Kb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет философии и культурологии Рассмотрено и рекомендовано УТВЕРЖДАЮ На заседании кафедры философии Декан факультета и методологии науки д.ф.н., проф. Г.В. Драч Протокол №11 ___________________ от «14» июня 2011 г. «14» июня 2011 г. Зав. кафедрой д.ф.н. Бакулов В.Д. _________________________ Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «История и методология науки духовного производства: современные проблемы методологии философского знания» по направлению подготовки 030100 Философия (степень «магистр») Форма обучения (дневная) Составитель: д.ф.н., проф. Лешкевич Т.Г. Ростов-на-Дону 2011 Учебно-методический комплекс разработан доктором философских наук, профессором кафедры философии и методологии науки Лешкевич Т.Г. Печатается в соответствии с решением кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии ЮФУ, протокол №10 от 20 июня 2011 СОДЕРЖАНИЕ Стр. Пояснительная записка……………………………………………………………..4 Учебно-тематический план……….…………………………………..…................6 Литература по курсу...……………………………………………….……………..8 Программа Модулей ……………….……………………………..….…………….11 Семинарские занятия Модуль 1-3…..………………………………………… 17 Самостоятельная работа Модуля 1-3.…………………………………………… 23 Тесты…….…………………………………………………………………………...27 Метод вычисления индивидуального рейтинга…………………………………...32 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цели курса: ознакомление с новейшими тенденциями развития философии науки Задачи курса -изучение основных философских концептов и категорий, -привнесенных современными направления философии науки; -выработка знаний о предмете и объекте современной философии науки; -анализ оригинальных работ представителей современной философии науки сквозь призму специфики новейших тенденций философии науки; -формирование навыка логического оперирования современными философско-научными понятиями и категориями; -компаративный анализ моделей развития современной философии науки; -формирование мировоззренческих и ценностных ориентиров в контексте новейших тенденций развития философии науки. Место курса «История и методология науки духовного производства: современные проблемы методологии философского знания» в учебном процессе. Дисциплина «Новейшие тенденции и направления в развитии зарубежной философии науки» способствует выработке методологической культуры и получению знаний в сфере современной философии науки. Он читается магистрам в 9 семестре и строится на знаниях, полученных в цикле ОПД (общие профессиональные дисциплины) бакалавриата по направлению философия. Содержательно и логически учебная дисциплина «Новейшие тенденции и направления в развитии зарубежной философии науки» связана с такими дисциплинами базовой и вариативной частей общенаучного и профессионального циклов как «Онтология и теория познания», «Истории зарубежной философии», «Логика», «Концепции современного естествознания». Дисциплина способствует формированию научно-исследовательской культуры; эффективному освоению и применению современного методологического инструментария; закреплению навыка работать с современными западными первоисточниками; совершенствованию способности анализировать, интерпретировать и структурировать полученную информацию; расширению профессионального кругозора и оттачиванию умения аргументированной подачи материала. Освоение дисциплины «История и методология науки духовного производства: современные проблемы методологии философского знания» необходимо для подготовки к экзамену кандидатского минимума по «Истории и философии науки», рекомендованного в качестве основного для представителей всех специальностей, а также для ориентации в широком контексте современных философских подходов в зарубежной философии науки, для дальнейшей исследовательской и преподавательской деятельности. Исходные требования к подготовке студентов: - знания в области онтология и теория познания истории, полученные в ходе обучения в бакалавриате; - знания в области философии и методологии науки, полученные в ходе обучения в бакалавриате; - навыки анализа и интерпретации текстов; - способности выделять главное и второстепенное, структурировать материал, делать обобщения и выводы; - умение работать самостоятельно с первоисточниками, формулировать свое мнение. Компетенции, в формировании которых необходимо участвует преподавание курса «История и методология науки духовного производства: современные проблемы методологии философского знания»: навыки работы с информацией, знание способов ее получения из различных источников для решения профессиональных и социальных задач, умение пользоваться базами данных (ОК-9); знанием проблем современной философии науки, умение предлагать и аргументировано обосновывать способы их решения (ПК-1); способностью самостоятельно формулировать конкретные исследовательские задачи и проводить углубленную их разработку (ПК-2); знание истории современной зарубежной философии (ПК-4), умение работать с научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями, владение методами и приемами логического анализа (ПК-12); умение использовать методы философского исследования в профессиональной деятельности (ПК-11), владение приемами и методами устного и письменного изложения базовых философских знаний (ПК-13); способность реферирования и аннотирования научной литературы (в том числе на иностранном языке), навыки научного редактирования (ПК-14); способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК- 2). В результате освоения дисциплины «История и методология науки духовного производства: современные проблемы методологии философского знания» обучающийся должен: Знать: имена основных представителей современной философии науки, их основополагающие труды и сформированные ими направления, основные концепты в рамках предложенных теоретических моделей развития современной философии науки, четко формулировать и выявлять основные тенденции развития современной философии науки. Представлять отличия философской, естественнонаучной и социально-гуманитарной составляющих современной философии науки. Уметь: давать определения основным понятиям, рассматриваемым в ходе курса, очерчивать круг проблем той или иной авторской концепции, сравнивать и выявлять преимущества той или иной модели развития современной философии науки, применять достижения сформулированных в рамках современной философии науки подходов к анализу современного состояния науки. различные методы в целях эффективного выполнения поставленных целей и задач деятельности. Владеть достаточным уровнем философско-методологической компетентности в рамках заданного курса, существующим набором основных понятий и терминов (глоссарием), используемых в рамках курса, навыками анализа актуального материала в области развития современной науки, сравнительным анализом авторских моделей и подходов, философско-методологической культурой для оптимального выполнения поставленных целей и задач деятельности, навыками публичного выступления. Демонстрировать способность и готовность обсуждать наиболее острые проблемы развития современной философии науки и аргументировано анализировать основные тенденции ее развития. Владеть высоким уровнем коммуникативной компетентности независимо от конкретного направления профессиональной деятельности. Формы проведения занятий: теоретические (лекции) и практические занятия (семинары и самостоятельные творческие задания – презентации, экспресс-опрос, коллоквиумы, собеседования, рефераты, доклады, оппонирование и рецензирование) Формы промежуточного и итогового контроля: Формой промежуточного контроля является аттестация. Формой итогового контроля является экзамен. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ: а) основная литература:
б) дополнительная литература
Учебники
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы http://www.philos.sfedu.ru/ http://metod.philos.rsu.ru/ http://www.anthropology.ru – веб-кафедра философской антропологии; http://www.ecsoc.ru - сайт Центра экономической социологии; http://www. economicus.ru – портал Национального фонда подготовки кадров; http://www.philosophy.ru – сайт Института философии РАН: материалы по методологии, электронная библиотека: Кун, Поппер, Лакатос и др. http://www.iph.ras.ru?~cmir/ - сайт Центра методологии междисциплинарных исследований при ИФ РАН: электронная библиотека, информация о конференциях и т.п. http://www.socionet.ru – сайт «Информационное пространство по общественным наукам»; http://www.isras.ru – сайт Института социологии РАН: социологические методы и социальная методология; http://www.sociology.ru – сайт Центра социологического образования: материалы по социологическим методам, социальной методологии и эпистемологии http://www.hist.msu.ru/labs.ecohist - сайт Центра экономической истории исторического факультета МГУ: программы, конференции, различные ресурсы, адреса других центров http://www.ptpu.ru – сайт журнала «Проблемы теории и практики управления»; http://www.stst.mest.ru – сайт Института статистики и эконометрики; http://www.hse.ru/science/maim_iir.htm - сайт факультета информационного развития Высшей школы экономики; http://www.isa.ru – сайт Института системных исследований РАН; http://incampus.ru- цифровой кампус Южного федерального университета; Программа Модулей Модуль 1. Неопозитивистские тенденции в философии науки Подмодуль 1.1 . Интеллектуальные новации позитивизма, конвенциализма и критического рационализма Значение интеллектуальных инновации первого позитивизма. Провозглашение унифицирующего подхода, радикальный эмпиризм. Проблема применения критериев научности ко всем проявлениям природы и общества. Идеи нарастающей структурности (Г. Спенсер). Неустранимость конвенциальных элементов из корпуса науки. О произвольности и условности конвенций. Признание интуиции в качестве основного инструмента научного открытия. Методологическая программа Венского кружка. Принцип верификации как редуцирование к чувственно данному. Протокольные предложения - гносеологически первичные достоверные чувственные переживания субъекта. Принципиальная невозможность полной формализации научного знания. Теорема о неполноте (Гедель). Проблемы роста научного знания и концепция критического рационализма. Демаркация и ее значение для построения теории роста научного знания. Фальсификация как альтернатива верификации. Гипотетико-дедуктивная модель научного исследования. Степени фальсифицируемости и риск теории. Взаимосвязь эпистемологии и социальной философии К. Поппера. Перспективы развития концепции «трех миров». Подмодуль 1.2. Проблемы роста научного знания и ее современные решения – специфика конструктивизма Понятие проблемы и проблемных ситуации в науке. Допроблемые ситуации и этап предпроблемной ситуации. Гносеологическая цепочка: вопрос, проблема, гипотеза, теория. Контрпримеры и аномалии как симптомы проблемных ситуаций в науке. Глобальные и локальные проблемные ситуации. Проблемные ситуации в науке и трансформация мировоззренческих ориентаций. Напряжение между эмпирической базой теории и ее постулатами, рациональным и внерациональным формами освоения мира. Точность репрезентации – теоретической представленности объекта. Использование метода аналогий в истории науки и теоретическом поиске. Разновидности аналогий: аналогия неравенства, аналогия пропорциональности, аналогия атрибуции. Ориентация науки XXI века на учет статистических закономерностей. Конструктивизм и границы природного и социального. Отказ от универсальных стандартов научности и критика логоцентризма. Реальность как следствие институционализации знания. Наука как символический универсум. Проблема легитимации знания. О значении гуманитарной экспертизы. Условия функционирования открытия. Понятие актанта и гибрика как симбиоз артефактного и природного. Подмодуль 1.3 Концепция стихийно-спонтанного структурогенеза и исследовательские стратегии парадигмального анализа Основные тенденции современной, постнеклассической науки. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований. Освоение саморазвивающихся "синергетических" систем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Концепция нестабильного неравновесного мира, феномен онтологической неопределенности и многоальтернативности развития, идея стихийно-спонтанного структурогенеза, возникновения порядка из хаоса. Классификации и типологии хаоса. Открытие динамического хаоса Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Поиск нового типа цивилизационного развития. Наука и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов. Парадигмальный анализ в контексте деятельности научных сообществ. Представление о парадигме и дисциплинарной матрице. Структура парадигмы. "Нормальная наука" и научная революция. Прогресс "нормальной" науки. Чем обусловлена смена периодов спокойного развития науки и периодов ее революционного развития? Симптомы и характеристики научной революции по Т. Куну. Научные сообщества и особенности таких форм организации науки как научные школы, научные коллективы МОДУЛЬ 2. Релятивность норм познавательной деятельности Подмодуль 2.1. Потенциал личностного знания и проблема неопределенности Стадия “пост” и идеи релятивности норм научно-познавательной деятельности как новые приоритеты философии науки. Тенденции персонификации научной тематики. М. Полани концепция неявного, личностного знания как новая теоретико-методологическая заявка философии науки. Преодоление ложного идеала деперсонифицированного знания. Антропологические ориентации концепции личностного знания, мотивы личного опыта, роль внутренней веры, заинтересованность ученого, его личная ответственность. Опровержение задачи создание унифицированного языка науки. О специфике периферийного знания. Инструментальный характер "знания как". Проблема понимание смысла. Смысл знания неотделим от личной уверенности. О соотношении мышления и речи. Дефиниция неопределенности. Становление и специфика концепций гносеологической, информационной и онтологической неопределенности. Проблема соотношения целей и результатов деятельности, Побочный продукт и непреднамеренные последствия целесообразной деятельности. О различии телеологии и телеономии. Подмодуль 2.2. |
Календарно-тематический план курса «Грамматика и текст» для IV курса... Семинарские занятия проводят: Н. К. Онипенко, М. Ю. Сидорова, О. Е. Фролова, В. Чумирина, А. В. Уржа | Методические рекомендации по дисциплине сд. Ф новейшая история стран... Семинар (от лат seminarium – рассадник) – это вид групповых занятий по какой-либо научной или учебной проблеме. Семинарские занятия... | ||
Семинарские занятия по курсу “Биомедицинская этика” ... | 3. Литература в Шумере: эпос о Гильгамеше и его историческое значение и другие памятники Доклады на семинарские занятия по предмету «Введение в историю мировых цивилизаций», преподаватель магистр истории, ассистент Смахтина... | ||
Автор программы: доктор исторических наук, профессор Лунев С. И. Общие сведения об учебном курсе Он включает занятия по экономике и истории Индии, экономической географии, внутренней политике, внешнеэкономической и внешнеполитической... | Лекции по основным источникам литературы в соответствии с рабочей... При затруднениях в восприятии материала обратитесь к литературным источникам, обозначенным в списке Основная литература | ||
«Национально-освободительное движение 1857-1859 г г. в Индии» Семинарские занятия по курсу новой истории зарубежных стран (Восток) проводятся на очном отделении исторического факультета по специальностям... | Урок в 9-м классе (литература + экономика) по теме Методическая разработка составлена в соответствии с Программой дисциплины «Стратегический менеджмент» и состоит из двух частей: 1... | ||
Рабочая программа по курсу «Психология рекламы» Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Реклама» (032401). Общий объем... | Рабочая программа дисциплины Интегративная биология Модуль «Адаптивная физиология» Цикл Б. 3, курс по выбору, дисциплина осваивается в 3-8 семестрах. Дисциплина состоит из 6 модулей. Модуль 6 «Адаптивная физиология»... | ||
Рабочая программа по курсу «Организация и проведение pr -кампаний» Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Связи с общественностью» (030602).... | Рабочая программа по курсу «Современные международные отношения» Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Связи с общественностью» (030602).... | ||
Планы семинарских занятий по учебной дисциплине «Трудовое право»... Репродуктивные семинарские занятие направлены в основном на самостоятельное осмысление и воспроизведение студентами положений, содержащихся... | Рабочая программа по курсу «Теория и практика связей с общественностью... Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Связи с общественностью» (030602).... | ||
Элективный курс для учащихся 11-го класса «Решение иррациональных уравнений и неравенств» Широко будет практиковаться защита лучшего способа решения. В процессе работы приобретенные знания, умения и навыки по данному курсу... | Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Светская этика» Данная программа реализует содержание одного из 6 модулей – модуль «Основы светской этики». В ходе реализации программы предполагается... |