Скачать 278.42 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского биологический факультет УТВЕРЖДАЮПроректор по учебно-методической работе ____________________Е.Г. Елина "____" __________________20__ г. Рабочая программа дисциплины Интегративная биология Модуль 6. «Адаптивная физиология»Направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль подготовки Биология Квалификация выпускника Бакалавр Форма обучения очная Саратов, 2011 1. Цели освоения дисциплины. Цель дисциплины: интеграция биологических и экологических знаний в систему жизненно необходимых знаний; формирование биоцентрического мировоззрения и современного представления о масштабах, путях решения и предотвращения экологически опасных ситуаций; выработка ситуационного опыта, экологически адекватного поведения; развитие системного, прогностического, ассоциативного мышления. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. Цикл Б.3, курс по выбору, дисциплина осваивается в 3-8 семестрах. Дисциплина состоит из 6 модулей. Модуль 6 «Адаптивная физиология» осваивается в 8 семестре. При изучении данного модуля дисциплины необходимы знания основ анатомии и физиологии человека цитологии и гистологии, биохимии и биофизики. Студенты также должны знать основы химии и физики. Данный модуль имеет тесную взаимосвязь с дисциплинами «Физиология человека и животных», «Возрастная анатомия». 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Интегративная биология». В процессе освоения дисциплины «Интегративная биология» формируются компетенции профиля «Биология» и компетенции: ОК-1, ОК-2, ОК-4, ПК-1, СК-1, СК-2, СК-3, СК-4, СК-5, СК-6, СК-7, СК-8. владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2); способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4); способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1); владеет основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений (СК-1); владеет знаниями об особенностях морфологии, экологии, размножения и географического распространения растений, животных, грибов и микроорганизмов, понимает их роль в природе и хозяйственной деятельности человека (СК-2); способен объяснять химические основы биологических процессов и физиологические механизмы работы различных систем и органов растений, животных и человека (СК-3); способен ориентироваться в вопросах биохимического единства органического мира, молекулярных основах наследственности, изменчивости и методах генетического анализа (СК-4); владеет знаниями о закономерностях развития органического мира (СК-5); способен понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы и пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способен к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов (СК-6); способен применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности (СК-7); способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач, анализу и оценке результатов лабораторных и полевых исследований (СК-8). В результате освоения дисциплины «Интегративная биология» обучающийся должен: Знать: общие закономерности адаптации организма к различным условиям; механизмы формирования адаптивных реакций на различные природные и антропогенные факторы среды; временную организацию биологических систем; специфику влияния неблагоприятных факторов среды на состояние здоровья человека; особенности питания в экологически неблагоприятной ситуации; методы исследования адаптивных возможностей организма, особенностей питания. Уметь: использовать знания, полученные при изучении проблем современной биологии, в профессиональной деятельности для принятия мер, поддерживающих нормальное функциональное состояние различных систем организма при изменении условий внешней среды. Владеть: навыками объективной оценки приспособительных реакций организма на действие различных факторов среды. 4. Структура и содержание модуля. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 34 зачетных единицы, 1224 часа. Трудоемкость модуля 6 «Адаптивная физиология» составляет 5 зачетных единиц, 180 ч. 4.1. Структура модуля
Примечание: * номер недели указан для практических занятий 4.2. Содержание модуля Раздел 1. Общие закономерности адаптации организма к различным условиям. 1. Физиология адаптационных процессов. Адаптология – наука об адаптации организма. Определение физиологической адаптации, ее сущность и значение. Специфическая и неспецифическая адаптация. Срочные и долговременные адаптивные реакции. Фазы адаптации, их характеристика. Готовность организма к адаптации. Генотипические и фенотипические особенности адаптации. Стратегия адаптивного поведения (В.П. Казначеев). Раздел 2. Стресс-реакция как неспецифический компонент адаптации. Стресс-реакция, ее стадии. Роль нервной системы в осуществлении реакции напряжения. Стресс-реализующая и стресс-лимитирующая системы. Стресс и болезни. Методы снятия психо-эмоционального напряжения. Определение частоты пульса и дыхательных движений при стресс - воздействии. Измерение уровня тревожности. Раздел 3. Адаптация организма человека к гипоксическим условиям, земной гравитации. Адаптация организма к условиям среднегорья (гипоксии). Острая и хроническая гипоксия. Физиологические изменения в организме при недостатке кислорода в атмосферном воздухе. Адаптация к действию земной гравитации. Реакции организма на изменение положения тела в пространстве. Ортостатическая и клиностатическая пробы. Раздел 4. Адаптация человека к низким температурам. Адаптация организма человека к жизни в северных широтах. Фазы адаптации. Неспецифические и специфические реакции. Роль нервной системы и гормонов в организации адаптационных специфических и неспецифических реакций организма человека при действии низкой температуры окружающей среды. Физиологические механизмы закаливания. Холодовая проба. Раздел 5. Адаптация организма к действию высоких температур. Адаптация организма к действию высоких температур в искусственных и естественных условиях. Значение. Фазы адаптации. Изменение теплопродукции и теплоотдачи. Работоспособность в условиях высоких температур и влажности воздуха. Тепловая проба. Раздел 6. Адаптация к различным режимам двигательной активности. Понятие двигательной активности. Роль движений в жизнедеятельности организма. Адаптивные реакции к повышенной двигательной активности. Гипокинезия. Гиподинамия. Виды гипокинезии. Особенности приспособления к недостаточной двигательной активности. Изменения в деятельности различных системах органов при гипокинезии. Адаптация сердечно-сосудистой и дыхательной систем к физическим нагрузкам. Определение резервных возможностей кардио-респираторной системы при выполнении стандартной физической нагрузки. Раздел 7. Адаптация человека к умственному труду. Физиологическая характеристика умственного труда. Роль коры головного мозга. Нервно-эмоциональное напряжение как следствие интенсификации труда. Умственное утомление. Переутомление. Профилактика утомления и переутомления. Адаптация сердечно-сосудистой и дыхательной систем к умственным нагрузкам. Раздел 8. Хронобиология. Временная организация биологических систем. Десинхроноз, его виды и проявления. Роль природных факторов в формировании биоритмов. Роль биоритмов в поведении, обучении и организации труда человека. Определение хронотипа работоспособности человека. Выявление ритмических изменений отдельных функций организма (в течение суток и недели). Определение биологических ритмов физического, эмоционального и интеллектуального состояния. Раздел 9. Экологически опасные ситуации и здоровье человека. Экологические факторы и здоровье человека. Понятия здоровья (общебиологическое, популяционное, индивидуальное теоретическое, индивидуальное практическое). Показатели популяционного здоровья. Показатели индивидуального здоровья. Признаки, определяющие здоровье. Группы здоровья. Определение группы здоровья учащейся молодежи. Критерии здоровья. Распределение населения на группы здоровья. Экспресс-оценка уровня здоровья (по Апанасенко). Зависимость реактивности организма от конституциональной типологии. Экологические факторы и состояние здоровья человека. Виды загрязнения окружающей среды. Факторы загрязнения среды антропогенного происхождения. Изменения показателей здоровья в современной экологической обстановке. Оценка адаптационных способностей организма при проведении нагрузочных проб. Раздел 10. Техногенно измененная среда городов – фактор развития заболеваний. Воздействие атмосферных загрязнений на человека. Определение количества антропогенных загрязнений, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта. Качество воды и его роль в заболеваемости населения. Приоритетные химические загрязнения питьевой воды. Критерии безопасности питьевой воды. Факторы риска искусственной среды жилых и общественных зданий. Характер влияния на человека. Раздел 11. Состояния, вызванные воздействием физических факторов окружающей среды. Шум. Влияние шума на здоровье человека. Инфразвук. Вибрация. Изменения в организме при действии на него вибрации. Электромагнитные, магнитные и электрические поля, их источники, действие на организм. Раздел 12. Роль алиментарной чужеродной нагрузки в формировании заболеваемости населения. Качество продуктов питания. Ксенобиотики, поступающие в организм алиментарным путем, их патогенные воздействия. Пищевые отравления. Раздел 13. Пищевой статус человека с учетом экологической обстановки. Индивидуальные потребности в пищевых веществах и энергии. Физическое развитие. Диагностика микронутриентного дисбаланса. Признаки витаминной недостаточности. Оптимизация питания в условиях неблагоприятного воздействия экологических факторов. Определение величины основного обмена и суточных энергетических трат у человека. Анализ пищевого рациона. Определение обеспеченности организма витаминами и макроэлементами. Экологически безопасное питание. 5. Образовательные технологии При реализации учебного курса "Интегративная биология" используются следующие формы обучения: лекции, практические занятия. При чтении лекций предусматривается использование иллюстративного материала, создание проблемных ситуаций, включение элементов беседы. Для лучшего усвоения и закрепления материала на практических занятиях проводится решение ситуационных задач, разбор конкретных ситуаций, составление различных схем по темам занятий. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Самостоятельная работа обучающихся предполагает использование ими учебной, учебно-методической литературы, интернет-ресурсов для изучения соответствующих тем интегративной биологии. Виды самостоятельной работы – написание рефератов, составление словариков терминов, используемых в данной дисциплине, списка персоналий с указанием наиболее важных открытий названных ученых в области современной биологии, составление и решение кроссвордов с использованием специальных терминов, составление таблиц, схем различных процессов. Для текущего и промежуточного контроля на практических занятиях проводится устный опрос обучающихся, работа по карточкам, тестирование, заполнение таблиц и др. Вопросы для текущего контроля 1. Определение частоты пульса и дыхательных движений при стресс - воздействии. Измерение уровня тревожности.
2. Реакции организма на изменение положения тела в пространстве. Ортостатическая и клиностатическая пробы.
3. Определение особенностей адаптации организма человека к низким температурам. Холодовая проба.
4. Определение особенностей адаптации организма человека к высоким температурам. Тепловая проба.
5. Адаптация сердечно-сосудистой и дыхательной систем к физическим нагрузкам.
6. Оценка резервных возможностей системы кровообращения и дыхания. 1) Методы определения резервных возможностей дыхательной системы. 2) Методика проведения проб Штанге, Генчи, Серкина. 3) Методы определения резервных возможностей системы кровообращения. 4) Типы реакций организма на стандартную физическую нагрузку. 7. Адаптация сердечно-сосудистой и дыхательной систем к умственным нагрузкам.
9. Определение биоритмологического типа организации человека. Определение хронотипа работоспособности человека. Определение продолжительности индивидуальной минуты. 1) Общие представления о биологических ритмах. 2) Временная организация биологических систем. 3) Механизмы формирования биоритмов. 4) Классификации биоритмов (по частоте и длительности циклов). 5) Типы биоритмов человека. 6) Сезонная и годичная динамика заболеваемости человека. 10. Выявление ритмических изменений отдельных функций организма. Определение висцеральных признаков суточного хронотипа человека. Определение биоритмологической организации нервной системы в недельном цикле.
11. Определение биологических ритмов физического, эмоционального и интеллектуального состояния.
12. Экспресс-оценка уровня здоровья (по Апанасенко).
13. Конституциональная типология и реактивность организма
14. Оценка адаптационных способностей организма при проведении нагрузочных проб.
15. Антропогенные факторы среды и их влияние на организм человека. Определение количества антропогенных загрязнений, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта.
17. Определение величины основного обмена у человека по Гаррису-Бенедикту. Определение величины суточных энергетических трат (хронометражно-табличный способ). 1) Рациональное питание, его принципы. 2) Виды энергетических трат человека. 3) Основной обмен, факторы, влияющие на него. 4) Методы изучения основного обмена. 5) Методы оценки энерготрат человека. 18. Анализ пищевого рациона. 1) Методы изучения фактического питания. 2) Химические соединения, входящие в состав пищевых продуктов. 3) Качественный состав пищевого рациона. Роль воды в жизнедеятельности организма 4) Роль белков, жиров, углеводов в жизнедеятельности организма. 5) Режим питания. 19. Определение обеспеченности организма витаминами и макроэлементами. 1) Витамины, их физиологическая роль. 2) Гипо-, гипер- и авитаминозы. 3) Значение макро- и микроэлементов в жизнедеятельности организма. 4) Течение каких болезней определяет недостаток ряда микроэлементов? 20. Экологически безопасное питание (семинар). 1) Понятие о ксенобиотиках. 2) Ксенобиотики, поступающие в организм алиментарным путем. 3) Пути загрязнения продуктов питания. 4) Пищевые отравления. 5) Особенности питания в экологически неблагоприятной ситуации. 6) Защитные компоненты пищи. Темы рефератов 1. Общие принципы и механизмы адаптации. 2. Роль стресс-реакции в формировании эмоционального напряжения. 3. Методы снятия психо-эмоционального напряжения. 4. Адаптация организма в условиях высоких широт. 5. Роль биоритмов в поведении, обучении и организации труда человека. 6. Биологические ритмы и здоровье человека. 7. Адаптация к холоду как путь повышения специфической и неспецифической устойчивости организма. 8. Физиологические основы рациональной организации трудовых процессов. 9. Адаптация и конституция человека. 10. Конституциональная типология и реактивность организма. 11. Особенности деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем во время выполнения физической нагрузки разной интенсивности. 12. Умственное утомление, профилактика переутомления. 13. Шум и здоровье человека. 14. Влияние электромагнитных излучений на здоровье человека. 15. Влияние загрязнителей воздушной среды помещений на здоровье человека 16. Рациональное питание. 17. Пищевые отравления. 18. Экологически безопасное питание. Вопросы для промежуточного контроля
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины а) основная литература:
б) дополнительная литература:
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Учебная и учебно-методическая литература на бумажных и электронных носителях, мультимедийное оборудование для просмотра слайдов. При проведении практических занятий используется следующее оборудование: тонометры, фонендоскопы, термометры, динамометры, спирометры, секундомеры, сантиметровые ленты, опросники и тесты для изучения уровня тревожности, стрессоустойчивости, хронотипов, особенностей питания человека. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО № 788 с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование, профиль Биология. Автор Доцент кафедры физиологии человека и животных, к.б.н. __________________ Е.Ю. Лыкова Программа одобрена на заседании кафедры физиологии человека и животных 24.02.2011 года, протокол № 19. Подписи: Зав. кафедрой физиологии человека и животных д.б.н., профессор ___________________ Т.Г. Анищенко Декан биологического факультета д.б.н., профессор ___________________ Г.В. Шляхтин |
Г. А. Петров анатомия и физиология человека модуль «физиология» Г. А. Анатомия и физиология человека. Модуль «Физиология»: сборник заданий для текущего и рубежного контроля знаний студентов, обучающихся... | Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Биохимия... «Биология» профили ботаника, зоология, физиология, генетика, биоэкология; форма обучения – очная | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020400.... «Биология», профили ботаника, зоология, физиология, генетика, биоэкология; форма обучения – очная | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020400.... «Биология», профили ботаника, зоология, физиология, генетика, биоэкология; форма обучения – очная | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Физиология организма в целом. Клиническая физиология. Нормальная физиология. Физиология труда. Физиология спорта и физической культуры.... | Рабочая программа учебной дисциплины модуль «Биология клетки» Составители: Хрусталева Л. И., д б н., профессор, Халилуев М. Р., к б н., ст преподаватель | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «экологическая физиология» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины факультативного цикла студентам очной формы обучения бакалавриата 020400.... | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 6, Сд. Ф. 6, Сд. Дс.... Рецензенты: Рыжик И. В., к б н., старший научный сотрудник лаборатории альгологии ммби кнц ран | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Эпидемиология» Изучение дисциплины базируется на знаниях, приобретенных в результате освоения следующих дисциплин ооп: «Физиология с основами анатомии»,... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020400. 68 направления «Биология» Биология; магистерская программа: «Физиология человека и животных». Форма обучения – очная | ||
Рабочая программа дисциплины «Физиология человека» Целью преподавания дисциплины «Физиология человека» является овладение студентами системой знаний об основах анатомии и физиологии... | Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Цитология... «Биология», профили ботаника, зоология, физиология, генетика, биоэкология; форма обучения – очная | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) Основы нейрохимии Направление... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный университет... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Биология очной формы обучения профилей Ботаника, Зоология, Физиология, Биоэкология | ||
Рабочая программа учебной дисциплины модуль «Химия» Фгос впо по направлению подготовки 020400. 62 «Биология», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации... | Рабочая программа составлена в соответствии с треб «Биология»,специализация «Физиология человека и животных»,форма обучения – очная |