Скачать 210.15 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе Л.М. Волосникова __________ _____________ 2013 г. ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020200.62 «Биология»,специализация «Физиология человека и животных»,форма обучения – очная «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор(ы) работы ________________________ Толстогузов С.Н. «______»___________2013 г. Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных (29 августа 2013 г., протокол №1) Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем 14 стр. Зав. кафедрой ___________________ / Соловьев В.С./ «29» августа 2013 г. Рассмотрено на заседании УМК Института биологии (31 октября 2013 г, протокол №2) Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ____________________ / Мелентьева А. А./ «_____»_____________2013 г. Заведующий библиотекой биологической литературы _____________/ Киприна Н. И./ «_____»_____________2013 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ _________________/ Фарафонова И. Ю./ «_____»_____________2013 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт БиологииКафедра анатомии и физиологии человека и животныхТолстогузов С.Н. ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 020200.62 направление «Биология», специализация «Физиология человека и животных», форма обучения – очная Тюменский государственный университет 2013 Толстогузов С. Н. Физиология высшей нервной деятельности и ее возрастные особенности. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 020200.62 направления «Биология», специализация «Физиология человека и животных», форма обучения - очная. Тюмень, 2013, 14 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями подготовки. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Физиология высшей нервной деятельности и ее возрастные особенности. [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой анатомии и физиологии человека и животных. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: д.м.н., профессор Соловьев В.С.© Тюменский государственный университет, 2013. © ТолстогузовС.Н., 2013. 1. Пояснительная записка 1.1. Цели и задачи дисциплины Целью дисциплины спецкурса «Физиология высшей нервной деятельности и ее возрастные особенности» является изучение студентами представлений об основных физиологических процессах в онтогенезе человека и о закономерностях развития организма от рождения до взрослого возраста. Задачи дисциплины заключаются в: • изучении теоретических знаний в области возрастной психофизиологии,игровой, учебной и трудовой деятельности человека; • выявлении физиологических основ психики и поведения на разных этапах онтогенеза человека; • освоении методов анализа физиологических процессов на определенных этапах развития субъектов обучения. 1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата: дисциплина специализации Требования ГОС ВПО к уровню освоения содержания дисциплины: знание принципов и механизмов развития центральной нервной системы в онтогенезе; широкого спектра методов функциональной диагностики ЦНС и высшей нервной деятельности человека и животных, современных проблем и достижений физиологии ВНД и психофизиологии, роли биологических знаний в решении социальных проблем. Данная дисциплина тесно связана с человеком: анатомией и морфологией; физиологией человека; физиологией ВНД. 2. Структура и трудоемкость дисциплины 7 семестр. Количество часов, отводимое на изучение дисциплины в соответствии с учебным планом по специальности: общее 58 часов, из них: 36 часов лекций, 22 часа на самостоятельную работу. Итоговый контроль в форме зачета. 3. Тематический план изучения дисциплины Таблица 1 Тематический план
Таблица 2 Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
Таблица 3 Планирование самостоятельной работы студентов
4. Содержание дисциплины Тема 1. Предмет и методы возрастной физиологии ВНД. История и основные этапы развития возрастной физиологии. Значимость возрастной психофизиологии (теоретические и практические аспекты). Концепция рефлекса как базовая концепция интегративной деятельности мозга: механическая Р. Декарта, биологическая (Прохазка), анатомическая, психофизиологическая концепция И.М.Сеченова, условно-рефлекторная И.П. Павлова. Нейробиологические принципы ВНД: детерминизм, структурность, единство анализа и синтеза, рефлекторность, обратная связь, системность (стереотипы), интегративность, системогенез (гетерохронность). Организационные методы: лонгитюдиальный - метод продольных срезов; метод поперечных возрастных срезов; комплексный. Эмпирические методы: обсервационный (наблюдение и самонаблюдение); экспериментальный (лабораторный, полевой, конструирующей и т.д.).; беседа, интервью, анкетирование и др.; психодиагностический; биографический (монографическое описание - разработка Б.Г. Ананьева); тесты. Тема 2. Возрастная периодизация онтогенеза человека Подходы к классификации возрастных периодов. Содержание понятия «возраст». Возрастная норма. Особенности онтогенетического развития, возрастная и индивидуальная специфика функционирования мозга ребенка. Методические аспекты возрастной психофизиологии. Информативность комплексных подходов и междисциплинарных исследований. Тема 3. Особенности онтогенетического развития, возрастная и индивидуальная специфика функционирования мозга ребенка. Функциональные последствия этапов структурного созревания нейронного аппарата коры больших полушарий. Проекционные и ассоциативные корковые зоны. Особенности строения и функции. Закономерности созревания. Лобные отделы неокортекса (морфофункциональная характеристика в онтогенетическом аспекте; этапность созревания и поведенческие последствия). Тема 4. Основная направленность возрастных преобразований. Закономерности созревания. Принципы непрерывности и гетерохронности созревания систем организма: клеточный уровень; уровни отдельных систем; созревание мозга в целом. Тема 5. Созревание в онтогенезе структурно-функциональной организации акта восприятия. Сенситивные и критические периоды развития. Сенситивные периоды. Прогностическое значение сенсорного опыта. Формирование его нейрофизиологических механизмов. Основные тенденции развития внимания в онтогенезе. Роль созревающих лобных отделов коры в организации внимания. Тема 6. Мозговое обеспечение когнитивных процессов в онтогенезе. Мозговое обеспечение когнитивных процессов на примере зрительно-пространственной и вербальной деятельности. Онтогенетические аспекты. ЭЭГ-анализ. Возрастная и индивидуальная специфика. Онтогенетические особенности функциональной специализации полушарий. Нелинейный характер формирования. Тема 7. Характеристика этапов онтогенетического развития. Новорожденный ребенок. Переход к новому способу функционирования. Младенческий возраст. Социальная опосредованность условий жизни ребенка. Комплекс оживления. Появление зрительного и слухового сосредоточения. Особенности восприятия и внимания в первые два месяца жизни. Связь возможностей зрительного восприятия с когнитивным развитием. Младенческий возраст. Возникновение нового типа деятельности – эмоциональное общение ребенка и матери. Первых форм воздействия на взрослого. Основные новообразования этого возраста. Обогащение предметных действий, появление предметной деятельности. Прогностическое значение эмоциональных проявлений на первом году жизни. Тема 8. Особенности психофизиологического развития в периоды раннего, первого и второго детства. Возраст раннего детства. Ведущая деятельность данного возраста. Развитие наглядно-образного мышления. Сенсомоторное развитие, прямохождение, освобождение рук для манипулирования предметами. Речевое общение, развитие понимания речи взрослых, развитие словесных обобщений, речь становится средством развития мышления и саморегуляции поведения. Овладение человеческими действиями, подчинение действий и способов обращения с предметами согласно их функциональным назначениям. Способность к произвольной саморегуляции. Критерии школьной зрелости. Неспецифические трудности обучения, их диагностика. Ведущая деятельность. Перестройка познавательных процессов, формирование произвольности в таких процессах, как внимание, восприятие, память. Переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому (на уровне конкретных понятий). Тема 9. Подростковый возраст. Особенности ВНД взрослого человека. Физиологическая перестройка организма. Неустойчивость эмоциональной сферы, неуправляемость эмоций и настроений, эмоциональные всплески. Стремление к самоутверждению своей самостоятельности, отстаивание индивидуальности, конфликтные отношения с взрослыми. Ведущая деятельность. Освоение новых форм поведения и отношений с людьми. Возникновение акцентуаций характера и дезадаптивных форм поведения Центральное личностное новообразование – чувство взрослости. Формирование социального сознания. Самоопределение, подготовка к выбору будущей профессии, своего места в жизни. Эндокринные перестройки, их влияние на функциональное состояние и когнитивную деятельность. Противоречивый характер подросткового возраста. Подростковый возраст как критический этап развития. Основные факторы, влияющие на мозговую организацию психических процессов и поведения в подростковом возрасте. Особенности ЭЭГ подростков, соотношение возрастного фактора и фактора биологической зрелости. Адаптационные возможности в подростковом возрасте. Психофизиологические особенности взрослого человека. 6. Планы семинарских занятий – учебным планом не предусмотрены 7. Темы лабораторных работ – учебным планом не предусмотрены 8. Темы рефератов или других видов самостоятельной работы студентов (СРС): Темы докладов и рефератов 1. Значение психофизиологических знаний для педагога. 2. Основные закономерности физиологического развития человека в онтогенезе. 3. Современная схема возрастной периодизации. Акселерация и ретардация. 4. Методы оценки психофизиологического развития и состояния здоровья учащихся. 5. Устройство и работа нервной клетки человека. Динамика в онтогенезе 6. Особенности координации нервных процессов у детей и подростков. 7. Условные рефлексы. Физиологические механизмы и условия образования условных рефлексов. 8. Возрастные особенности условно-рефлекторной деятельности. 9. Торможение условного рефлекса. Виды торможений. Значение знаний процессов торможения условных рефлексов для организации учебно-воспитательного процесса. 10. Учение А.А. Ухтомского о доминанте и его значение в управлении познавательной деятельностью обучаемых. 11. Динамический стереотип, механизм его формирования и роль в процессе обучения и воспитания учащихся. 12. Образование и длительное сохранение условно-рефлекторных связей, как основа обучения и развития памяти. 13. Возрастные особенности памяти. Теории памяти. Роль памяти в процессе обучения. 14. Эмоции. Психофизиологический механизм эмоций. Роль эмоций в воспитании и обучении учащихся. 15. Речь, психофизиологические механизмы ее формирования. Сигнальные системы. Возрастные особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем. 16. Высшая нервная деятельность. Типы В.Н.Д. Возрастные этапы развития В.Н.Д. 17. Возрастные особенности зрительного аппарата. Профилактика нарушения зрения у учащихся. 18. Возрастные особенности слухового аппарата. Профилактика нарушения слуха у учащихся. 19. Проблемы внимания в системной психофизиологии. 20. Психофизиология научения. Психофизиологические теории научения. 21. Теоретические основания применения физиологии ВНД для решения практических задач в психологии труда. 22. Психофизиологические компоненты работоспособности учащихся. 23. Психофизиологические детерминанты адаптации человека к условиям деятельности учащихся. 24. Влияние состояния здоровья учащихся на их работоспособность и освоение профессии. 25. Гигиенические требования к составлению расписания учащихся. 26. Представление о нейрофизиологических механизмах научения. Системная психофизиология научения. 27. Фиксация этапов обучения в виде элементов опыта. 28. Психофизиологические детерминанты адаптации человека к экстремальным условиям деятельности. 9. Контрольные вопросы к зачету. 1. Введение в возрастную физиологию ВНД. Предмет и методы возрастной психофизиологии. История и основные этапы развития возрастной физиологии. 2. Значимость возрастной психофизиологии (теоретические и практические аспекты). Возрастная периодизация онтогенеза человека Подходы к классификации возрастных периодов. 3. Особенности онтогенетического развития, возрастная и индивидуальная специфика функционирования мозга ребенка. 4. Методические аспекты возрастной психофизиологии. Информативность комплексных подходов и междисциплинарных исследований. Закономерности онтогенетического развитии. Основная направленность возрастных преобразований. 5. Функциональные последствия этапов структурного созревания нейронного аппарата коры больших полушарий. Проекционные и ассоциативные корковые зоны. Особенности строения и функции. 6. Закономерности созревания лобных отделов неокортекса. Морфофункциональная характеристика в онтогенетическом аспекте; этапность созревания и поведенческие последствия. 7. Созревание в онтогенезе структурно-функциональной организации акта восприятия. Направленность эволюции. Сенситивные периоды. Прогностическое значение сенсорного опыта. 8. Формирование его нейрофизиологических механизмов. Основные тенденции развития внимания в онтогенезе. Роль созревающих лобных отделов коры в организации внимания. 9. Мозговое обеспечение когнитивных процессов на примере зрительно-пространственной и вербальной деятельности. 10. Онтогенетические аспекты. ЭЭГ-анализ. Возрастная и индивидуальная специфика. Онтогенетические особенности функциональной специализации полушарий. Нелинейный характер формирования. 11. Характеристика этапов онтогенетического развития. Новорожденный ребенок. Переход к новому способу функционирования: от внутриутробного к внеутробному функционированию. 12. Социальная опосредованность условий жизни ребенка. Комплекс оживления. Появление зрительного и слухового сосредоточения. Особенности восприятия и внимания в первые два месяца жизни. Связь возможностей зрительного восприятия с когнитивным развитием. 13. Младенческий возраст. Возникновение нового типа деятельности – эмоциональное общение ребенка и матери. Первых форм воздействия на взрослого. 14. Основные новообразования младенца. Обогащение предметных действий, появление предметной деятельности. Прогностическое значение эмоциональных проявлений на первом году жизни. 15. Возраст раннего детства. Ведущая деятельность данного возраста. Развитие наглядно-образного мышления. Сенсомоторное развитие, прямохождение, освобождение рук для манипулирования предметами. 16. Речевое общение дошкольника, развитие понимания речи взрослых, развитие словесных обобщений, речь - средством развития мышления и саморегуляции поведения. 17. Способность дошкольника к произвольной саморегуляции. Формирование самостоятельности, автономии, опрятности, чистоплотности.появление чувства стыда, сомнения в своих способностях регулировать функции организма. 18. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста. Характеристика основных возрастных преобразований, их качественный характер. Ведущая деятельность. Критерии школьной зрелости. Неспецифические трудности обучения, их диагностика. 19. Перестройка познавательных процессов у детей младшего школьного возраста.формирование произвольности в таких процессах, как внимание, восприятие, память. Переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. 20. Развитие саморегуляции ребенка младшего школьного возраста, обучение управлению своему поведению, подчинение правилам развитие рефлексии. Формирование способности к умственным действиям. Формирование отношений в учебном коллективе. Интерес к развивающим играм. 21. Связь у детей младшего школьного возраста с функциональным созреванием мозга. Возрастная специфика мозгового обеспечения восприятия и внимания. Особенности полушарной специализации. 22. Характеристика подросткового периода онтогенеза. Физиологическая перестройка организма. Стремление к самоутверждению своей самостоятельности, отстаивание индивидуальности, конфликтные отношения с взрослыми. 23. Ведущая деятельность подростка. Освоение новых форм поведения и отношений с людьми. Возникновение акцентуаций характера и дезадаптивных форм поведения 24. Центральное личностное новообразование – чувство взрослости у подростка. Формирование социального сознания. Самоопределение, подготовка к выбору будущей профессии, своего места в жизни. 25. Противоречивый характер подросткового возраста. Подростковый возраст как критический этап развития. Эндокринные перестройки, их влияние на функциональное состояние и когнитивную деятельность. 26. Основные факторы, влияющие на мозговую организацию психических процессов и поведения в подростковом возрасте. Особенности ЭЭГ подростков, соотношение возрастного фактора и фактора биологической зрелости. 27. Адаптационные возможности в подростковом возрасте. Особенности восприятия, внимания, мотивационных процессов и эмоциональности у подростков. Факторы риска дезадаптации и асоциального поведения в подростковом возрасте. 10. Рекомендуемая литература: Основная:
Дополнительная:
11. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины Учебный процесс по дисциплине «Физиология высшей нервной деятельности и ее возрастные особенности» проходит в аудиториях Института биологии Тюменского госуниверситета. Аудитории№№ 103, 208, 209 оснащены мультимедийным комплексом, позволяющим воспроизводить слайды, видеоролики и др. Плакаты, таблицы, стенды находятся в специализированных аудиториях: (аудитория № 107 и ауд. 103) Института биологии. |
Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии... Рабочая программа составлена в соответствии с программой курса “Обществознание” под редакцией А. И. Кравченко и Е. А. Певцова, допущенной... | Рабочая программа по курсу обществознание 9 класс Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта... | ||
Самостоятельная работа 13 (час.) реферативные работы (0) контрольные... Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Рабочая программа Никитенко Е. В. педагог-психолог Ставрополь,2013... Программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», методических рекомендаций для образовательных учреждений Ставропольского... | ||
Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Обществознание» Рабочая программа уроков обществознания (включая экономику и право) для 6, 7, 8, 9 классов составлена в соответствии с нормативными... | Рабочая программа по обществознанию 9 класс Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта... | ||
Рабочая программа педагога эрдыниева александра жаргаловича II квалификационная... Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта... | Пояснительная записка Статус документа рабочая программа составлена... Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Положения, утвержденного приказом по школе от 05. 09. 2011 | ||
Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса на 2014-2015... Рабочая программа составлена в соответствии с учебной программой «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной... | Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса на 2014-2015... Рабочая программа составлена в соответствии с учебной программой «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной... | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с программой «Природоведение. Биология. Экология» Рабочая программа составлена в соответствии с программой «Природоведение. Биология. Экология»: 5-11 классы: программы. – М.: «Вентана-Граф,... | Рабочая программа по литературе (базовый уровень) для 5- 6 классов.... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос второго поколения. Курс рассчитан на 102 часа (3 часа в неделю). Планирование... | ||
Рабочая программа дисциплины «Учебные научно-исследовательские работы» Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо по направлению подготовки по специальности 220301 «Автоматизация... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа составлена на основе Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования для основной... |