Рабочая программа составлена в соответствии с треб





Скачать 210.15 Kb.
НазваниеРабочая программа составлена в соответствии с треб
Дата публикации25.10.2014
Размер210.15 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

Л.М. Волосникова

__________ _____________ 2013 г.

ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 020200.62 «Биология»,специализация «Физиология человека и животных»,форма обучения – очная

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор(ы) работы ________________________ Толстогузов С.Н.

«______»___________2013 г.

Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных (29 августа 2013 г., протокол №1) Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 14 стр.

Зав. кафедрой ___________________ / Соловьев В.С./

«29» августа 2013 г.

Рассмотрено на заседании УМК Института биологии (31 октября 2013 г, протокол №2)

Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ____________________ / Мелентьева А. А./

«_____»_____________2013 г.
Заведующий библиотекой биологической литературы _____________/ Киприна Н. И./

«_____»_____________2013 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ _________________/ Фарафонова И. Ю./

«_____»_____________2013 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт Биологии

Кафедра анатомии и физиологии человека и животных



Толстогузов С.Н.

ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов 020200.62 направление «Биология», специализация «Физиология человека и животных», форма обучения – очная

Тюменский государственный университет

2013
Толстогузов С. Н. Физиология высшей нервной деятельности и ее возрастные особенности. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 020200.62 направления «Биология», специализация «Физиология человека и животных», форма обучения - очная. Тюмень, 2013, 14 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Физиология высшей нервной деятельности и ее возрастные особенности. [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой анатомии и физиологии человека и животных.

Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: д.м.н., профессор Соловьев В.С.





© Тюменский государственный университет, 2013.

© ТолстогузовС.Н., 2013.

1. Пояснительная записка

1.1. Цели и задачи дисциплины

Целью дисциплины спецкурса «Физиология высшей нервной деятельности и ее возрастные особенности» является изучение студентами представлений об основных физиологических процессах в онтогенезе человека и о закономерностях развития организма от рождения до взрослого возраста.

Задачи дисциплины заключаются в:

• изучении теоретических знаний в области возрастной психофизиологии,игровой, учебной и трудовой деятельности человека;

• выявлении физиологических основ психики и поведения на разных этапах онтогенеза человека;

• освоении методов анализа физиологических процессов на определенных этапах развития субъектов обучения.
1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата: дисциплина специализации

Требования ГОС ВПО к уровню освоения содержания дисциплины: знание принципов и механизмов развития центральной нервной системы в онтогенезе; широкого спектра методов функциональной диагностики ЦНС и высшей нервной деятельности человека и животных, современных проблем и достижений физиологии ВНД и психофизиологии, роли биологических знаний в решении социальных проблем.

Данная дисциплина тесно связана с человеком: анатомией и морфологией; физиологией человека; физиологией ВНД.

2. Структура и трудоемкость дисциплины

7 семестр. Количество часов, отводимое на изучение дисциплины в соответствии с учебным планом по специальности: общее 58 часов, из них: 36 часов лекций, 22 часа на самостоятельную работу. Итоговый контроль в форме зачета.

3. Тематический план изучения дисциплины

Таблица 1

Тематический план




Тема

Неделя семестра

Виды учебной и самостоятельной работы, в часах

Итого часов по теме

Итого количество баллов

Лекции

Самост. работа

1

2

3

4

5

6

7

1.

Предмет и методы возрастной физиологии ВНД. История и основные этапы развития возрастной физиологии. Значимость возрастной психофизиологии (теоретические и практические аспекты).

1-2

4

2

6

0-15

2.

Возрастная периодизация онтогенеза человека Подходы к классификации возрастных периодов. Содержание понятия «возраст». Возрастная норма.

3-4

4

2

6

0-10

3.

Особенности онтогенетического развития, возрастная и индивидуальная специфика функционирования мозга ребенка.

5-6

4

2

6

0-10

4.

Основная направленность возрастных преобразований. Закономерности созревания.

7-8

4

2

6

0-15

5.

Созревание в онтогенезе структурно-функциональной организации акта восприятия. Сенситивные и критические периоды развития.

9-10

4

2

6

0-10

6.

Мозговое обеспечение когнитивных процессов в онтогенезе.

11-12

4

2

6

0-10

7.

Характеристика этапов онтогенетического развития. Новорожденный ребенок. Переход к новому способу функционирования. Младенческий возраст.

13-14

4

3

7

0-10

8.

Особенности психофизиологического развития в периоды раннего, первого и второго детства.

15-16

4

3

7

0-10

9.

Подростковый возраст. Особенности ВНД взрослого человека.

17-18

4

4

8

0-10

Итого (часов, баллов)




36

22

58

0-100


Таблица 2

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля




Темы

Сообщение

Письменные работы

Итого количество баллов

Письменный опрос

Реферат

1.

Предмет и методы возрастной физиологии ВНД. История и основные этапы развития возрастной физиологии. Значимость возрастной психофизиологии (теоретические и практические аспекты).

0-5

0-5

0-5

0-15

2.

Возрастная периодизация онтогенеза человека Подходы к классификации возрастных периодов. Содержание понятия «возраст». Возрастная норма.

0-2

0-3

0-5

0-10

3.

Особенности онтогенетического развития, возрастная и индивидуальная специфика функционирования мозга ребенка.

0-2

0-3

0-5

0-10

4.

Основная направленность возрастных преобразований. Закономерности созревания.

0-5

0-5

0-5

0-15

5.

Созревание в онтогенезе структурно-функциональной организации акта восприятия. Сенситивные и критические периоды развития.

0-2

0-3

0-5

0-10

6.

Мозговое обеспечение когнитивных процессов в онтогенезе.

0-2

0-3

0-5

0-10

7.

Характеристика этапов онтогенетического развития. Новорожденный ребенок. Переход к новому способу функционирования. Младенческий возраст.

0-2

0-3

0-5

0-10

8.

Особенности психофизиологического развития в периоды раннего, первого и второго детства.

0-2

0-3

0-5

0-10

9.

Подростковый возраст. Особенности ВНД взрослого человека.

0-2

0-3

0-5

0-10

Итого (баллов)

0-24

0-31

0-45

0-100


Таблица 3

Планирование самостоятельной работы студентов




Модули и темы

Виды СРС

неделя семестра

объем часов

кол-во баллов

обязательные

дополнительные

Модуль 1

1.1

Предмет и методы возрастной физиологии ВНД. История и основные этапы развития возрастной физиологии.

Значимость возрастной психофизиологии (теоретические и практические аспекты).

Конспект лекций, подготовка докладов

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы.

1-2

2

0-15

1.2

Возрастная периодизация онтогенеза человека Подходы к классификации возрастных периодов. Содержание понятия «возраст». Возрастная норма.

Конспект лекций, подготовка докладов

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы.

3-4

2

0-10

1.3

Особенности онтогенетического развития, возрастная и индивидуальная специфика функционирования мозга ребенка.

Конспект лекций, подготовка докладов

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы.

5-6

2

0-10




Всего по модулю 1:

6

0-35

Модуль 2

2.1

Основная направленность возрастных преобразований. Закономерности созревания.

Конспект лекций, подготовка докладов

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы.

7-8

2

0-15

2.2

Созревание в онтогенезе структурно-функциональной организации акта восприятия. Сенситивные и критические периоды развития.

Конспект лекций, подготовка докладов

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы.

9-10

2

0-10

2.3

Мозговое обеспечение когнитивных процессов в онтогенезе

Конспект лекций, подготовка докладов

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы.

11-12

2

0-10




Всего по модулю 2:

6

0-35

Модуль 3

3.1

Характеристика этапов онтогенетического развития. Новорожденный ребенок. Переход к новому способу функционирования. Младенческий возраст.

Конспект лекций, подготовка докладов

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы.

13-14

3

0-10

3.2

Особенности психофизиологического развития в периоды раннего, первого и второго детства.

Конспект лекций, подготовка докладов

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы.

15-16

3

0-10

3.3

Подростковый возраст. Особенности ВНД взрослого человека.

Конспект лекций, защита рефератов

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы.

17-18

4

0-10




Всего по модулю 3:

10

0-30




Итого (часов, баллов)


22

0-100

4. Содержание дисциплины

Тема 1. Предмет и методы возрастной физиологии ВНД. История и основные этапы развития возрастной физиологии. Значимость возрастной психофизиологии (теоретические и практические аспекты).

Концепция рефлекса как базовая концепция интегративной деятельности мозга: механическая Р. Декарта, биологическая (Прохазка), анатомическая, психофизиологическая концепция И.М.Сеченова, условно-рефлекторная И.П. Павлова. Нейробиологические принципы ВНД: детерминизм, структурность, единство анализа и синтеза, рефлекторность, обратная связь, системность (стереотипы), интегративность, системогенез (гетерохронность).

Организационные методы: лонгитюдиальный - метод продольных срезов; метод поперечных возрастных срезов; комплексный.

Эмпирические методы: обсервационный (наблюдение и самонаблюдение); экспериментальный (лабораторный, полевой, конструирующей и т.д.).; беседа, интервью, анкетирование и др.; психодиагностический; биографический (монографическое описание - разработка Б.Г. Ананьева); тесты.

Тема 2. Возрастная периодизация онтогенеза человека Подходы к классификации возрастных периодов. Содержание понятия «возраст». Возрастная норма.

Особенности онтогенетического развития, возрастная и индивидуальная специфика функционирования мозга ребенка.

Методические аспекты возрастной психофизиологии. Информативность комплексных подходов и междисциплинарных исследований.

Тема 3. Особенности онтогенетического развития, возрастная и индивидуальная специфика функционирования мозга ребенка.

Функциональные последствия этапов структурного созревания нейронного аппарата коры больших полушарий. Проекционные и ассоциативные корковые зоны. Особенности строения и функции.

Закономерности созревания. Лобные отделы неокортекса (морфофункциональная характеристика в онтогенетическом аспекте; этапность созревания и поведенческие последствия).

Тема 4. Основная направленность возрастных преобразований. Закономерности созревания.

Принципы непрерывности и гетерохронности созревания систем организма: клеточный уровень; уровни отдельных систем; созревание мозга в целом.

Тема 5. Созревание в онтогенезе структурно-функциональной организации акта восприятия. Сенситивные и критические периоды развития.

Сенситивные периоды. Прогностическое значение сенсорного опыта. Формирование его нейрофизиологических механизмов. Основные тенденции развития внимания в онтогенезе. Роль созревающих лобных отделов коры в организации внимания.

Тема 6. Мозговое обеспечение когнитивных процессов в онтогенезе.

Мозговое обеспечение когнитивных процессов на примере зрительно-пространственной и вербальной деятельности. Онтогенетические аспекты. ЭЭГ-анализ. Возрастная и индивидуальная специфика. Онтогенетические особенности функциональной специализации полушарий. Нелинейный характер формирования.

Тема 7. Характеристика этапов онтогенетического развития. Новорожденный ребенок. Переход к новому способу функционирования. Младенческий возраст.

Социальная опосредованность условий жизни ребенка. Комплекс оживления. Появление зрительного и слухового сосредоточения. Особенности восприятия и внимания в первые два месяца жизни. Связь возможностей зрительного восприятия с когнитивным развитием.

Младенческий возраст. Возникновение нового типа деятельности – эмоциональное общение ребенка и матери. Первых форм воздействия на взрослого. Основные новообразования этого возраста. Обогащение предметных действий, появление предметной деятельности. Прогностическое значение эмоциональных проявлений на первом году жизни.

Тема 8. Особенности психофизиологического развития в периоды раннего, первого и второго детства.

Возраст раннего детства. Ведущая деятельность данного возраста. Развитие наглядно-образного мышления. Сенсомоторное развитие, прямохождение, освобождение рук для манипулирования предметами.

Речевое общение, развитие понимания речи взрослых, развитие словесных обобщений, речь становится средством развития мышления и саморегуляции поведения. Овладение человеческими действиями, подчинение действий и способов обращения с предметами согласно их функциональным назначениям. Способность к произвольной саморегуляции.

Критерии школьной зрелости. Неспецифические трудности обучения, их диагностика. Ведущая деятельность.

Перестройка познавательных процессов, формирование произвольности в таких процессах, как внимание, восприятие, память. Переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому (на уровне конкретных понятий).

Тема 9. Подростковый возраст. Особенности ВНД взрослого человека.

Физиологическая перестройка организма. Неустойчивость эмоциональной сферы, неуправляемость эмоций и настроений, эмоциональные всплески. Стремление к самоутверждению своей самостоятельности, отстаивание индивидуальности, конфликтные отношения с взрослыми. Ведущая деятельность. Освоение новых форм поведения и отношений с людьми. Возникновение акцентуаций характера и дезадаптивных форм поведения

Центральное личностное новообразование – чувство взрослости. Формирование социального сознания. Самоопределение, подготовка к выбору будущей профессии, своего места в жизни.

Эндокринные перестройки, их влияние на функциональное состояние и когнитивную деятельность. Противоречивый характер подросткового возраста. Подростковый возраст как критический этап развития.

Основные факторы, влияющие на мозговую организацию психических процессов и поведения в подростковом возрасте. Особенности ЭЭГ подростков, соотношение возрастного фактора и фактора биологической зрелости.

Адаптационные возможности в подростковом возрасте.

Психофизиологические особенности взрослого человека.

6. Планы семинарских занятий – учебным планом не предусмотрены

7. Темы лабораторных работ – учебным планом не предусмотрены

8. Темы рефератов или других видов самостоятельной работы студентов (СРС):

Темы докладов и рефератов

1. Значение психофизиологических знаний для педагога.

2. Основные закономерности физиологического развития человека в онтогенезе.

3. Современная схема возрастной периодизации. Акселерация и ретардация.

4. Методы оценки психофизиологического развития и состояния здоровья учащихся.

5. Устройство и работа нервной клетки человека. Динамика в онтогенезе

6. Особенности координации нервных процессов у детей и подростков.

7. Условные рефлексы. Физиологические механизмы и условия образования условных рефлексов.

8. Возрастные особенности условно-рефлекторной деятельности.

9. Торможение условного рефлекса. Виды торможений. Значение знаний процессов торможения условных рефлексов для организации учебно-воспитательного процесса.

10. Учение А.А. Ухтомского о доминанте и его значение в управлении познавательной деятельностью обучаемых.

11. Динамический стереотип, механизм его формирования и роль в процессе обучения и воспитания учащихся.

12. Образование и длительное сохранение условно-рефлекторных связей, как основа обучения и развития памяти.

13. Возрастные особенности памяти. Теории памяти. Роль памяти в процессе обучения.

14. Эмоции. Психофизиологический механизм эмоций. Роль эмоций в воспитании и обучении учащихся.

15. Речь, психофизиологические механизмы ее формирования. Сигнальные системы. Возрастные особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем.

16. Высшая нервная деятельность. Типы В.Н.Д. Возрастные этапы развития В.Н.Д.

17. Возрастные особенности зрительного аппарата. Профилактика нарушения зрения у учащихся.

18. Возрастные особенности слухового аппарата. Профилактика нарушения слуха у учащихся.

19. Проблемы внимания в системной психофизиологии.

20. Психофизиология научения. Психофизиологические теории научения.

21. Теоретические основания применения физиологии ВНД для решения практических задач в психологии труда.

22. Психофизиологические компоненты работоспособности учащихся.

23. Психофизиологические детерминанты адаптации человека к условиям деятельности учащихся.

24. Влияние состояния здоровья учащихся на их работоспособность и освоение профессии.

25. Гигиенические требования к составлению расписания учащихся.

26. Представление о нейрофизиологических механизмах научения. Системная психофизиология научения.

27. Фиксация этапов обучения в виде элементов опыта.

28. Психофизиологические детерминанты адаптации человека к экстремальным условиям деятельности.

9. Контрольные вопросы к зачету.

1. Введение в возрастную физиологию ВНД. Предмет и методы возрастной психофизиологии. История и основные этапы развития возрастной физиологии.

2. Значимость возрастной психофизиологии (теоретические и практические аспекты). Возрастная периодизация онтогенеза человека Подходы к классификации возрастных периодов.

3. Особенности онтогенетического развития, возрастная и индивидуальная специфика функционирования мозга ребенка.

4. Методические аспекты возрастной психофизиологии. Информативность комплексных подходов и междисциплинарных исследований. Закономерности онтогенетического развитии. Основная направленность возрастных преобразований.

5. Функциональные последствия этапов структурного созревания нейронного аппарата коры больших полушарий. Проекционные и ассоциативные корковые зоны. Особенности строения и функции.

6. Закономерности созревания лобных отделов неокортекса. Морфофункциональная характеристика в онтогенетическом аспекте; этапность созревания и поведенческие последствия.

7. Созревание в онтогенезе структурно-функциональной организации акта восприятия. Направленность эволюции. Сенситивные периоды. Прогностическое значение сенсорного опыта.

8. Формирование его нейрофизиологических механизмов. Основные тенденции развития внимания в онтогенезе. Роль созревающих лобных отделов коры в организации внимания.

9. Мозговое обеспечение когнитивных процессов на примере зрительно-пространственной и вербальной деятельности.

10. Онтогенетические аспекты. ЭЭГ-анализ. Возрастная и индивидуальная специфика. Онтогенетические особенности функциональной специализации полушарий. Нелинейный характер формирования.

11. Характеристика этапов онтогенетического развития. Новорожденный ребенок. Переход к новому способу функционирования: от внутриутробного к внеутробному функционированию.

12. Социальная опосредованность условий жизни ребенка. Комплекс оживления. Появление зрительного и слухового сосредоточения. Особенности восприятия и внимания в первые два месяца жизни. Связь возможностей зрительного восприятия с когнитивным развитием.

13. Младенческий возраст. Возникновение нового типа деятельности – эмоциональное общение ребенка и матери. Первых форм воздействия на взрослого.

14. Основные новообразования младенца. Обогащение предметных действий, появление предметной деятельности. Прогностическое значение эмоциональных проявлений на первом году жизни.

15. Возраст раннего детства. Ведущая деятельность данного возраста. Развитие наглядно-образного мышления. Сенсомоторное развитие, прямохождение, освобождение рук для манипулирования предметами.

16. Речевое общение дошкольника, развитие понимания речи взрослых, развитие словесных обобщений, речь - средством развития мышления и саморегуляции поведения.

17. Способность дошкольника к произвольной саморегуляции. Формирование самостоятельности, автономии, опрятности, чистоплотности.появление чувства стыда, сомнения в своих способностях регулировать функции организма.

18. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста. Характеристика основных возрастных преобразований, их качественный характер. Ведущая деятельность. Критерии школьной зрелости. Неспецифические трудности обучения, их диагностика.

19. Перестройка познавательных процессов у детей младшего школьного возраста.формирование произвольности в таких процессах, как внимание, восприятие, память. Переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому.

20. Развитие саморегуляции ребенка младшего школьного возраста, обучение управлению своему поведению, подчинение правилам развитие рефлексии. Формирование способности к умственным действиям. Формирование отношений в учебном коллективе. Интерес к развивающим играм.

21. Связь у детей младшего школьного возраста с функциональным созреванием мозга. Возрастная специфика мозгового обеспечения восприятия и внимания. Особенности полушарной специализации.

22. Характеристика подросткового периода онтогенеза. Физиологическая перестройка организма. Стремление к самоутверждению своей самостоятельности, отстаивание индивидуальности, конфликтные отношения с взрослыми.

23. Ведущая деятельность подростка. Освоение новых форм поведения и отношений с людьми. Возникновение акцентуаций характера и дезадаптивных форм поведения

24. Центральное личностное новообразование – чувство взрослости у подростка. Формирование социального сознания. Самоопределение, подготовка к выбору будущей профессии, своего места в жизни.

25. Противоречивый характер подросткового возраста. Подростковый возраст как критический этап развития. Эндокринные перестройки, их влияние на функциональное состояние и когнитивную деятельность.

26. Основные факторы, влияющие на мозговую организацию психических процессов и поведения в подростковом возрасте. Особенности ЭЭГ подростков, соотношение возрастного фактора и фактора биологической зрелости.

27. Адаптационные возможности в подростковом возрасте. Особенности восприятия, внимания, мотивационных процессов и эмоциональности у подростков. Факторы риска дезадаптации и асоциального поведения в подростковом возрасте.

10. Рекомендуемая литература:
Основная:

  1. Смирнов, В.М. и др. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность. М.: Академия, 2009. – 336 с. Гриф УМО

  2. Каменская, В. Г. и др. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. СПб: Питер, 2013. – 272 с. Гриф УМО

  3. Батуев, А. С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. – СПб: Питер, 2012.- 317 с. Гриф УМО по психологии

Дополнительная:

  1. Данилова Н.Н. и др. Физиология высшей нервной деятельности: учеб. для студ. вузов/ Н. Н. Данилова, А. Л. Крылова. - 4-е изд.- Ростов-на-Дону, 2002. – 480 с. Гриф МО

  2. Бадалян, Л.О. Невропаталогия. М.: Академия, 2008. – 400 c.

  3. Назарова, Е. Н. Возрастная анатомия и физиология: учеб. пособие для студентов пед. вузов/ Е. Н. Назарова, Ю. Д. Жилов. – М.: Академия, 2008. - 272 с.

  4. Асратян, Э. А. Рефлекторная теория высшей нервной деятельности: Изобр. тр./ Э. А. Асратян. – М.: Наука, 1983. - 326 с.

  5. Смирнов, В. М. Физиология центральной нервной системы: учеб. пособие для студ. мед. вузов/ В. М. Смирнов, Д. С. Свешников, В. Н. Яковлев. - 4-е изд., испр. – М.: Академия, 2006. - 368 с. Гриф МО

  6. Кузнецов, А. П. Физиология центральной нервной системы. Курган: КГУ, 2004. - 304 с. Гриф МО

  7. Шульговский, В. В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению "Биология", специальности "Физиология" и другим биологическим специальностям/ В. В. Шульговский. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2008. - 528 с. Гриф УМО

  8. Крушинский, Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности: Эволюционный и физиолого-генетический аспекты поведения. М.: ЛКИ, 2009.- 272 с.


11. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины
Учебный процесс по дисциплине «Физиология высшей нервной деятельности и ее возрастные особенности» проходит в аудиториях Института биологии Тюменского госуниверситета. Аудитории№№ 103, 208, 209 оснащены мультимедийным комплексом, позволяющим воспроизводить слайды, видеоролики и др.

Плакаты, таблицы, стенды находятся в специализированных аудиториях: (аудитория № 107 и ауд. 103) Института биологии.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа составлена в соответствии с треб iconПояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии...
Рабочая программа составлена в соответствии с программой курса “Обществознание” под редакцией А. И. Кравченко и Е. А. Певцова, допущенной...
Рабочая программа составлена в соответствии с треб iconРабочая программа по курсу обществознание 9 класс
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа составлена в соответствии с треб iconСамостоятельная работа 13 (час.) реферативные работы (0) контрольные...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа составлена в соответствии с треб iconРабочая программа Никитенко Е. В. педагог-психолог Ставрополь,2013...
Программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», методических рекомендаций для образовательных учреждений Ставропольского...
Рабочая программа составлена в соответствии с треб iconРабочая программа составлена применительно к учебной программе «Обществознание»
Рабочая программа уроков обществознания (включая экономику и право) для 6, 7, 8, 9 классов составлена в соответствии с нормативными...
Рабочая программа составлена в соответствии с треб iconРабочая программа по обществознанию 9 класс
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа составлена в соответствии с треб iconРабочая программа педагога эрдыниева александра жаргаловича II квалификационная...
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа составлена в соответствии с треб iconПояснительная записка Статус документа рабочая программа составлена...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Положения, утвержденного приказом по школе от 05. 09. 2011
Рабочая программа составлена в соответствии с треб iconРабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса на 2014-2015...
Рабочая программа составлена в соответствии с учебной программой «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной...
Рабочая программа составлена в соответствии с треб iconРабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса на 2014-2015...
Рабочая программа составлена в соответствии с учебной программой «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной...
Рабочая программа составлена в соответствии с треб iconРабочая программа составлена в соответствии с программой «Природоведение. Биология. Экология»
Рабочая программа составлена в соответствии с программой «Природоведение. Биология. Экология»: 5-11 классы: программы. – М.: «Вентана-Граф,...
Рабочая программа составлена в соответствии с треб iconРабочая программа по литературе (базовый уровень) для 5- 6 классов....
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос второго поколения. Курс рассчитан на 102 часа (3 часа в неделю). Планирование...
Рабочая программа составлена в соответствии с треб iconРабочая программа дисциплины «Учебные научно-исследовательские работы»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо по направлению подготовки по специальности 220301 «Автоматизация...
Рабочая программа составлена в соответствии с треб iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа составлена в соответствии с треб iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа составлена в соответствии с треб iconРабочая программа составлена на основе
Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования для основной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск