ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
УМКД дисциплины Современные проблемы экологии и природопользования
Разработчики:
Пржеменецкая В.Ф,
Идентификационный номер: УМКД 10 (111)-022000-М2.Б.1-2012
Контрольный экземпляр находится на кафедре экологии ШЕН
Лист из
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ) Школа Естественных ДВФУ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД) СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
022000.68, Экология и природопользование
Магистерская программа Экологический мониторинг
Форма подготовки Очная Школа Естественных Наук ДВФУ
Кафедра экологии
курс 1 семестр 1
лекции 0 (час.)
практические занятия 32 час.
семинарские занятия 0 час.
лабораторные работы 0 час.
всего часов аудиторной нагрузки 32 (час.)
самостоятельная работа 13 (час.)
реферативные работы (0)
контрольные работы (0)
экзамен 1 семестр Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Экология и природопользования», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №243 от 29.03.2010 г. Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры экологии «_21_» _мая__2012г.
Заведующая кафедрой: Галышева Ю.А.
Составитель: Журавель Е.В., Мордухович В.В. Оборотная сторона титульного листа РПУД I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:
Протокол от «_____» _________________ 20___ г. № ______
Заведующий кафедрой _______________________ __________________
(подпись) (И.О. Фамилия)
II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:
Протокол от «_____» _________________ 20___ г. № ______
Заведующий кафедрой _______________________ __________________
(подпись) (И.О. Фамилия)
АННОТАЦИЯ
Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Современные проблемы экологии и природопользования» является ориентирование студентов на понимание экологических проблем современности, причин их возникновения и способов разрешения, а также формирование навыков анализа экологических проблем, прогноза их дальнейшего развития и нахождения возможного оптимального эколого-экономического выхода их них. В основу курса положен территориальный подход. В ходе обучения студенты знакомятся с экологическими проблемами планеты, России, Дальнего Востока в связи с природно-климатическими особенностями, природными ресурсами, а также антропогенными формами воздействия на природную среду.
Место дисциплины в структуре ОП магистратуры
Дисциплина «Современные проблемы экологии и природопользования» находится в профессиональном цикле М2, базовой части. Ее изучение базируется на уже сформированных у студентов знаниях по химии, биологии, микробиологии, геологии, общей экологии, эволюционному учению, учению об атмосфере и гидросфере.
Освоение данной дисциплины служит базой для изучения социальной экологии, устойчивого развития, экономики природопользования.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
способностью формулировать проблемы, задачи и методы научного исследования; получать новые достоверные факты на основе наблюдений, опытов, научного анализа эмпирический данных; реферировать научные труды, составлять аналитические обзоры накопленных сведений в мировой науке и производственной деятельности; обобщать полученные результаты в контексте ранее накопленных в науке знаний; формулировать выводы и практические рекомендации на основе репрезентативных и оригинальных результатах исследований (ПК-1);
глубоким пониманием и творческим использованием в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин ООП магистпатуры (ПК-2);
владением основами проектирования, экспертно-аналитической деятельности и выполнения исследований с использованием современных подходов и методов, аппаратуры и вычислительных комплексов в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры (ПК-3);
использованием современных методов обработки и интерпретции экологической информации при проведении научных и производственных исследований (ПК-4);
умением разработать типовые природоохранные мероприятия (ПК-5);
способностью проводить оценку воздействия планируемых сооружений или иных форм хозяйственной деятельности на окружающую среду (ПК-6);
умением диагностировать проблемы охраны природы, разрабатывать практические рекомендации по охране природы и обеспечению устойчивого развития (ПК-7);
знанием нормативных документов, регламентирующих организацию производственно-технологических экологических работ (ПК-8);
способностью методически грамотно разрабатывать план мероприятий по экологическому аудиту, контролю за соблюдением экологических требований, экологическому управлении производственными процессами (ПК-9);
умением провести экологическую экспертизу различных видов проектного задания, осуществить экологический аудит любого объекта и разрабатывать рекомендации по сохранению природной среды (ПК-10);
готовностью осуществлять организацию и управление научно-исследовательскими и научно-производственными и экспертно-анлитическими работами с использованием углубленных знаний в области управления природопользованием (ПК-11);
обладанием теоретическими знаниями и практическими навыками для педагогической работы в вузах, умением грамотно осуществлять учебно-методическую деятельность по планированию экологического образования и образования для устойчивого развития (ПК-12).
По завершении курса студент должен:
Знать: природные условия региона и основные отрасли народного хозяйства на ДВ; состояние окружающей среды в мире, Российской Федерации, на Дальнем Востоке России, в Приморском крае; взаимосвязи качества среды обитания и здоровья населения.
Уметь: анализировать возникающие экологические проблемы, связанные с экономикой и природно-климатическими особенностями региона; объяснять принципы рационального природопользования и находить возможный оптимальный эколого-экономический выход их них.
Владеть: методами теоретического и экспериментального исследования в экологии; способами экологического обеспечения своей профессиональной деятельности.
I. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРИТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА
Лекционные занятия по дисциплине «Современные экологии и природопользования проблем» не предусмотрены учебным планом. II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА
Семинарские занятия (32 час.)
Занятие 1. Экологические проблемы – результат взаимодействия Природы и Общества. (6 час.)
Природные катастрофы и техногенные аварии в историческом прошлом, эволюция системы Человек-Природа.
Взаимосвязь социальных, экономических и экологических проблем; социально-экологические конфликты, «зеленый пиар» и противодействие ему.
Прогнозы развития цивилизации.
Занятие 2. Глобальные экологические проблемы. (16 час.)
Глобальная демографическая проблема. Население мира и его регионов, миграции, прогноз, демографическая политика.
Изменения климата. Климатическая система планеты, климатические перестройки в прошлом и настоящем – причины, модели, роль человека, прогноз.
Разрушение озонового экрана. Значение озонового экрана для живых организмов. Пространственно-временное распределение озона в стратосфере. Каталитические циклы разрушения стратосферного озона.
Загрязнение атмосферы. Атмосферный аэрозоль – номенклатура, химический состав, физические свойства, химические процессы с участием аэрозоля, Лондонский смог. Окислительный потенциал атмосферы: реакционноспособные частицы в атмосфере, влияние фотооксидантов на живые организмы, кислотные осаждения, смог Лос-Анджелесского типа. Загрязнения атмосферы органическими соединениями.
Загрязнение природных вод. Воды суши – распространение, состояние, водообеспеченность различных регионов мира, проблема качества вод, эвтрофикация и ацидификация водоемов. Мировой океан - загрязнения прибрежных зон и открытого моря.
Уменьшение биологического разнообразия. Роль биологического разнообразия в функционировании экосистем, экономическая значимость биоразнообразия. Особенности пространственного распределения жизни на планете. Динамика биоразнообразия, прогноз.
Опустынивание и обезлесение. Земельные ресурсы и продовольственные потребности населения мира. Функции леса, динамика состояния лесов, прогноз.
Накопление поллютантов в пищевых продуктах. Связь между состоянием окружающей среды и здоровьем населения.
Занятие 3. Антропогенное воздействие на природу в России. (4 час.)
Краткая характеристика РФ - географическое положение, административное деление, особенности климата, рельефа; социально-экономическая перестройка в РФ на рубеже веков.
Общая характеристика состояния ОС в РФ. Качественное состояние воздушного бассейна, природных вод, земельного фонда, растительного и животного мира; зоны экологического бедствия в РФ.
Основные факторы неблагополучия ОС в РФ. Перспективы изменения состояния ОС в РФ.
Занятие 4. Проблемы состояние окружающей среды на Дальнем Востоке. (6 час.)
Социально-экономическая характеристика ДВ.
Обзор природно-климатических условий Дальневосточного региона. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Внутренние воды и моря. Природные зоны, типичные для них растительность и животный мир.
Центр и юго-запад Дальнего Востока. Хабаровский край: формирование растительного и животного мира. типичные представители флоры и фауны; промышленная специализация; роль реки Амур в освоении центральной и юго-западной части Дальнего Востока; экологические проблемы, связанные с лесо- и водопользованием, загрязнением окружающей среды. Еврейская автономная область: природные условия, промышленная и сельскохозяйственная специализация. Амурская область: природно-климатические условия, хозяйственная специализация; особенности энергоресурсного потенциала; главные отрасли промышленности; добыча золота и угля; экологические проблемы.
Север Дальнего Востока. Магаданская область и Чукотка: природно-климатические особенности; главные направления экономики: уязвимость природы в условиях севера; специфика экологических проблем. Камчатка и Корякия: специфика природно-климатических условий; хозяйственная специализация; состояние окружающей среды. Сахалинская область: природные условия и природные ресурсы области; специализация отраслей экономики; экологические проблемы.
Приморский край. Социально-экономическая характеристика, история развития. Природно-климатические особенности. Основные отрасли экономики: машиностроение, судоремонт, рыбный промысел и рыбообработка, морские перевозки, горнодобывающая и угольная промышленность. Рекреационный потенциал края. Экологические проблемы, связанные с использованием биологических ресурсов, основными направлениями сельского хозяйства и промышленности (угледобыча, производство цемента, переработка борного сырья и полиметаллов, лесозаготовки и лесовосстановление).
Занятие 5. Охрана природы. (2 час.)
Международное сотрудничество в области решения экологических проблем.
Международное экологическое право.
Экологическая доктрина РФ. Законодательство РФ в области охраны окружающей среды.
Пути решения проблем состояния окружающей среды в Приморском крае.
III. КОНТРОЛЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ КУРСА
Вопросы к экзамену
Экология как наука, цели и задачи
История становления и развития экологии как науки
Экологические факторы (биотические, абиотические, антропогенные)
Понятие об экологическом неблагополучии, его классификация. Признаки экологического неблагополучия.
Роль Дальневосточного региона в экономике России.
Физико-географическая характеристика Приморского края.
Природные ресурсы Приморского края.
Отрасли хозяйственной специализации Приморского края.
Экологическое состояние залива Петра Великого.
Темпы и причины вымирания видов.
Особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки и их значение в сохранении биологического разнообразия, генофонда живых организмов и экосистем.
Рост численности народонаселения Земли. Темп прироста народонаселения в разных странах. Прогнозы дальнейшего хода событий.
Социальные причины различий демографической ситуации в развитых и развивающихся странах.
Возобновимые ресурсы: примеры, отличия от невозобновимых ресурсов, условия устойчивого бескризисного потребления.
Проблемы водопотребления: санитарные, сельскохозяйственные, экологические, экономические.
Энергетические ресурсы: основные источники. Проблемы дальнейшего роста энергопроизводства и энергопотребления.
Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека.
Экологические проблемы городов и пути их решения.
Роль общественных (негосударственных) организаций в решении экологических проблем.
Международное сотрудничество по охране окружающей среды: основные этапы, принципы, формы.
Кризисы природы и общества как социально-экологический феномен, природные катастрофы и техногенные аварии.
Социально-политические аспекты экологических проблем, типы социо-экологических конфликтов, около-экологический «пиар».
Глобальные экологические проблемы - проблема изменения климата.
Глобальные экологические проблемы - разрушения озонового экрана
Глобальные экологические проблемы - загрязнения атмосферы
Состояние окружающей среды в РФ.
Природоохранная деятельность в России: понятие территориальной и функциональной защиты природы.
IV. ТЕМАТИКА И ПЕРЕЧЕНЬ КУРСОВЫХ РАБОТ И РЕФЕРАТОВ
Курсовые работы и рефераты по дисциплине «Современные проблемы экологии и природопользования» не предусмотрены учебным планом. V.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.
Основная литература
Н. К. Христофорова. Экологические проблемы региона: Дальний Восток - Приморье: учебное пособие для естественнонаучных и гуманитарных специальностей вузов и колледжей. Владивосток Биробиджан [Хабаровск] : [Хабаровское книжное изд-во] , 2005. 303 с., [4] л. фотоил. : ил., табл.
Т.П. Трушина Экологические основы природопользования : учебник для сред. проф. образования. Ростов н/Д : Феникс , 2006. 416с.
О. Н. Лукьянова. Прикладная экология. Антропогенное воздействие на природные водные экосистемы. Морская экотоксикология : учебное пособие. Владивосток: Изд-во Тихоокеанского экономического университета, 2010. 130 с. : ил., табл.
А. А. Мельников. Проблемы окружающей среды и стратегия ее сохранения: учебное пособие для вузов. Москва : Академический Проект : Гаудеамус , 2009. 719 с., [12] л. ил. : ил., табл.
Н. А. Страхова, Е. В. Омельченко. Экология и природользование : учебное пособие. Ростов-на-Дону : Феникс , 2007. 253 с. : ил., табл.
В. М. Константинов, В. М. Галушин, И. А. Жигарев и др. Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы : учебное пособие для вузов. Москва : Академия , 2009. 264 с. : ил., табл.
Поддубный А.В. Региональные экологические проблемы. Владивосток: ТИДОТ ДВГУ (электронный уч.).
Стурман В.И., Сидоров В.П. Глобальные и региональные экологические проблемы. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2005. 421 с.
Христофорова Н.К. Экологические проблемы региона. Дальний Восток – Приморье. Владивосток, Хабаровск: Хабаровск. Кн. Изд., 2005. 304 с.
Дополнительная литература
Атлас “Окружающая среда и здоровье населения России”. М.: Издательство ПАИМС, 1995. 448 с.
Атласы краев и областей Дальнего Востока серии “Люби и знай свой край”.
Берсенев Ю.И., Сотникова О.В., Цой Б.В. Состояние окружающей среды в Приморском крае. Владивосток. 2006. 37 с.
География Приморского края. 8-9 кл.: Учебное пособиедля общеобразовательных учебных заведений / П.Я. Бакланов, Ю.Б. Зонов, М.Т. Романов. Владивосток: Изд-во Уссури, 1997. 180 с.
Глобальные экологические проблемы России // под ред. Ф.Т. Яншина. М.: Наука, 2008. 202 с.
Государственные доклады о состоянии окружающей среды Российской Федерации // http://www.mnr.gov.ru/
Заповедники Дальнего Востока / Ред. В.Е. Соколов, Е.Е. Сыроечковский. М.: Мысль, 1985. 250 с.
Ивашинников Ю.К. Физическая география Дальнего Востока России. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1999. 324 с.
Исидоров В.А. Экологическая химия. СПб: Химиздат, 2001. – 304 с.
Медоуз Д.Л., Рандерс Й., Медоуз Д.Х. Пределы роста. 30 лет спустя / Пер. с англ. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2007 - 342 с.
Наше общее будущее: Докл. Межд. Комиссии по окружающей среде и развитию/ Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989. – 376 с.
Природопользование и устойчивое развитие. Мировые экосистемы и проблемы России. М.: товарищество научных изданий КМК. 2006. 448 с.
Проблемы экологии России/ Лосев К.С., Горшков В.Г., Кондратьев К.Я., Котляков В.М., Залиханов М.Ч., Данилов-Данильян В.И., Голубев Г.Н., Гаврилов И.Т., Ревякин В.С., Гракович В.Ф. М.: ВИНИТИ, 1993. – 350 с.
Россия в окружающем мире: Аналитический ежегодник. (1998-2009). – М.: Изд-во МНЭПУ, с 1998 по настоящее время.
Север Дальнего Востока. М.: Наука,1970. 488 с.
Советский Союз. Геогр. описание. В 22-х томах. Дальний Восток. М.: Мысль, 1971. 397 с.
Южная часть Дальнего Востока. М.: Наука, 1969. 422 с.
Интернет-ресурсы
Разумовский В.М. (ред.) Экология и природопользование. Учебное пособие / Под ред. д-ра геогр. наук, проф. В.М. Разумовского. – СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2011. – 167 с. Доступно из: http://www.twirpx.com/file/555945/
Логвиновский В.Д. (сост.) и др. Пестициды. Современные проблемы природопользования. Пособие по специальностям « Биология» и «Экология и природопользование». Воронеж, 2003 – 32 с. Доступно из: http://www.twirpx.com/file/593119/
Горелов А.А. Экология. Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2009. – 400 с. Доступно из: http://www.twirpx.com/file/1172607/
|