Скачать 196.32 Kb.
|
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» Зав. кафедрой детской хирургии, д.м.н. Декан педиатрического __________________ И.А. Турабов факультета, д.м.н. ______________И.А.Турабов «____»_____________20 13_г. «____»____________2013_г. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дисциплине Общий уход за больными для специальности «Педиатрия» Квалификация – врач Кафедра детской хирургии Курс: 1 Семестр: 2 Лекции: 2 (час.) Практические занятия: 28 (час.) Самостоятельная работа: 10 (час.) Зачет: 2 семестр Всего часов: 40 Архангельск,2013 Рабочая программа составлена на основании: 1. Государственного образовательного стандарта по специальности: 060103 – педиатрия. 2. Учебного плана СГМУ на 2013 – 2014 учебный год по специальности: 040200 – педиатрия. 3. Квалификационной характеристики выпускника вуза по специальности: 060103 – педиатрия. Введение Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации (приказ Госкомвуза РФ от 05.03.94 г. №180). Квалификация выпускника – врач. Объектом профессиональной деятельности выпускников является пациент. Врач – выпускник по специальности «060103 – педиатрия» имеет право выполнять лечебно-профилактическую деятельность. Он имеет право занимать врачебные должности, не связанные с непосредственным ведением больных: научно-исследовательская и лабораторная деятельность по теоретическим и фундаментальным направлениям медицины. Выпускники по специальности «060103 – педиатрия» могут быть подготовлены к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:
1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе 1.1. Цель преподавания дисциплины. Уход за больным является очень важной и необходимой частью процесса лечения больного. Владение приемами ухода за тяжелым больным выводит врача на новый качественный уровень профессиональной подготовки. Актуальность данной дисциплины усиливает тот факт, что неумелые мануальные действия, выполненные в процессе ухода за больным, могут привести к серьезным осложнениям и послужить поводом к последующему привлечению медицинского работника к юридической ответственности. Знание вопросов ухода за больным позволяет врачу правильно организовать уход за больным со стороны младшего и среднего медицинского персонала и проверить качество его исполнения. Владение навыками ухода позволяет врачу осуществить необходимую помощь среднему медицинскому персоналу в случае возникновения у последнего затруднений с элементами ухода за больным. Цель обучения уходу за больным – научить студента:
1.2. Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины: ● Нормальная анатомия: анатомия прямой кишки, ануса, заднего прохода, анатомия наружных половых органов, мужского и женского мочеиспускательного канала, анатомия ягодичной области, анатомия кругов кровообращения, портальной системы, наружной сонной, бедренной и лучевой артерий. ● Нормальная физиология: физиология пищеварения, рефлекторной вегетативной регуляции кровоснабжения внутренних органов. ● Биологическая физика: действие отрицательного давления на живые ткани. ● Физика: виды тепло измерительных приборов, изменение газов воздуха в процессе горения и нагревания. 2. Требования к уровню усвоения дисциплины Студент, изучивший дисциплину, должен Знать: 1. Устройство функциональных подразделений хирургического отделения и приемы обеспечения санитарно-эпидемиологического и лечебно-охранительного режима в отделении. 2. Приемы санитарной обработки больных. 3. Способы транспортировки больных. 4. Способы рефлекторного (накожного) воздействия на кровообращение внутренних органов, показания и противопоказания к их применению. 5. Способы парентерального введения лекарственных веществ. 6. Стерилизацию и предстерилизационную подготовку инструментария. 7. Технику подкожных, внутримышечных и внутривенных инъекций. 8. Технику измерения температуры тела. 9. Правила ухода за лихорадящим больным в зависимости от периода лихорадки. 10. Приемы ухода за ротовой полостью, глазами, ушами, носом, кожными покровами, волосами больного. 11. Правила подготовки больных к диагностическим манипуляциям, плановым и экстренным операциям. 12. Технику закрытого массажа сердца и искусственного дыхания. 13. Правила ухода за детьми в послеоперационном периоде. 14. Правила ухода за больными с нарушением функции толстого кишечника, почек и мочевыводящих путей. Уметь:1.Выполнить: - влажную уборку палат и подсобных помещений в отделении; - измерение температуры тела больного; - уход за полостью рта, глазами, ушами, носом, волосами (на фантоме); - подкожную, внутримышечную (на фантоме); - транспортировку больных на разных видах каталок, на носилках; - перекладывание больного с носилок, каталки на кровать, перевязочный стол; - перестелить постель у послеоперационных и тяжелобольных; - осуществлять транспортную иммобилизацию при переломах; - накладывать мягкие и гипсовые повязки; - производить временную остановку венозного и артериального кровотечения; - промыть желудок (на фантоме); - удалять аспирационные массы и очищать от них полость рта (на фантоме); - катетеризацию мочевого пузыря у мужчин и женщин резиновым катетером (на фантоме); - раздать больным лекарства в соответствии с назначениями врача; - раздачу пищи больным; - подготовить операционное поле у старших детей (стрижка, бритье, туалет); - определять признаки нарушения сердечной и дыхательной деятельности. 2. Заполнить: - формальные данные титульного листа истории болезни при поступлении больного в стационар; - индивидуальный «температурный лист» больного после измерения температуры. 3. Подготовить: - ванну к мытью больного; - грелку и пузырь со льдом для больного. 4. Поставить: - гипертоническую, питательную и очистительную клизмы; - газоотводную трубку. 5. Провести: - сборку шприца (одноразового и многоразового применения) для инъекции; - уход за кожей наружных половых органов, промежности и заднего прохода (подмывание) после мочеиспускания и дефекации больного (на фантоме); - закрытый массаж сердца и искусственное дыхание (на фантоме). 6. Сменить нательное и постельное белье. 7. Собрать на исследование кал, мочу, рвотные массы.
4. Семестры и вид отчетности по дисциплине
5. Содержание дисциплины 5.1 Разделы дисциплины и виды учебной работы
5.2 Содержание разделов дисциплины Раздел 1. Знакомство с расположением и функциональным предназначением подразделений хирургического стационара. Знакомство с целями и задачами дисциплины. Деонтология и этика при контакте с больными, их родителями и медицинским персоналом. Знакомство с устройством функциональных подразделений хирургического отделения (палаты, сестринский пост, процедурная, перевязочная, санитарная комната, ванная, клизменная, туалет). Соблюдение санитарно-эпидемиологического режима и правил асептики медицинским персоналом при работе в хирургическом отделении. Влажная уборка палат и подсобных помещений. Раздел 2. Лечебно-охранительный режим в хирургическом отделении. Санитарная обработка больных. Транспортировка больных. Личная гигиена: уход за кожей, смена нательного и постельного белья. Прием и регистрация больных в приемном отделения. Санитарная обработка больных (полная и частичная). Устройство санитарного пропускника и принцип его работы. Обнаружение разных видов вшей и способы проведения дезинсекции. Приготовление и проведение гигиенической ванны. Правила транспортировки больных на горизонтальной каталке, на кресле-каталке и на носилках. Протирание кожных покровов, применение подкладного надувного круга, перестилание кровати, смена нательного белья. Личная гигиена: уход за полостью рта, ушами, глазами, волосами. Подмывание, спринцевание. Питание больных. Искусственное кормление. Чистка зубов и полоскание рта, протирание и орошение ротовой полости. Удаление серной пробки и закапывание ушных капель. Протирание ресниц и век, закапывание и промывание глаз, закладывание глазной мази. Мытье головы тяжелобольному. Техника подмывания и спринцевания. Лечебное питание больных. Характеристика диет. Раздача пищи. Искусственное кормление (в/венно, через зонд, через желудочную или кишечную стому, при помощи питательной клизмы). Техника измерения температуры тела в подмышечной впадине. Регистрация температуры в температурном листе. Лихорадка. Классификация лихорадок. Оказание помощи при разных стадиях лихорадки. Помощь при критическом снижении температуры. Раздел 3. Инструментарий, подлежащий стерилизации в перевязочном и процедурном кабинетах. Предстерилизационная обработка инструментов. Методы стерилизации инструментов. Правила закладки белья и перевязочного материала в биксы. Методы контроля инструментария, белья и перевязочного материала на стерильность и наличие скрытой крови. Используемые дезинфицирующие растворы. Правила соблюдения асептики медиками при работе в перевязочном и процедурном кабинетах. Принципы работы «чистой» и «гнойной» перевязочной, порядок выполнения процедур и перевязок. Правила выполнения перевязки чистой раны и раны с признаками воспаления. Утилизация использованного материала, инструментов, шприцов. Раздел 4. Перевязочный материал. Укрепляющие повязки (липкопластырные, клеевые, косыночные, пращевидные, Т-образные, бинтовые). Правила бинтования, типы бинтовых повязок (циркулярная, спиральная, ползучая, крестообразная, колосовидная, возвращающаяся, черепашья). Техника наложения мягких повязок на голову и шею, туловище, область суставов, верхние и нижние конечности. Иммобилизирующие повязки, транспортная иммобилизация. Подготовка гипсовых бинтов и лонгет. Правила наложения гипсовых повязок. Иммобилизация плечевого пояса и верхних конечностей. Иммобилизация позвоночника. Иммобилизация при переломах таза и нижних конечностей. Виды кровотечений: наружное и внутреннее. Признаки венозного, артериального, капиллярного и паренхиматозного кровотечений. Способы временной и окончательной остановки кровотечений. Техника наложения артериального жгута. Раздел 5. Гигиенические мероприятия при подготовке больных к плановой и экстренной операции. Подготовка операционного поля. Морально-психологический фактор предоперационной подготовки ребенка. Особенности транспортировки больного из палаты в операционную. Раздел 6. Особенности ухода за больными в послеоперационном периоде: наблюдение, кормление, перестилание. Методы контроля за функцией дыхательной, сердечно-сосудистой и выделительной систем. Ведение карты интенсивного наблюдения за больным после оперативного вмешательства. Наблюдение и уход за больными с нарушением функции кишечника. Клизмы: очистительные, лечебные, сифонные. Внешние проявления (симптомы) заболеваний толстого кишечника. Применение судна и газоотводной трубки. Классификация клизм. Техника постановки различных видов клизм. Противопоказания и осложнения клизм. Симптомы, характерные для заболеваний почек и мочевыводящих путей (изменение количества и качества мочи, нарушение мочеиспускания, почечная и мочеточниковая колика). Виды катетеров, техника катетеризации мочевого пузыря резиновым катетером у женщины и мужчины (на фантоме). Уход за мочевым свищем. Применение мочеприемника. Раздел 7. Особенности ухода за больными с травмами и заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Осуществление наблюдения за состоянием конечности в гипсовой повязке. Накожное вытяжение (клеевое, липкопластырное), манжетное и скелетное вытяжения. Правила ухода за больными с черепно-мозговой травмой. 5.3 Тематическое планирование
5.4 Внеаудиторная самостоятельная работа
6. Учебно-методическое обеспечение 6.1 Основная литература 1. Дронов А Ф., Ленюшкин А.И., Кондратьева Л.М.. Общий уход за детьми с хирургическими заболеваниями. М., Медицина, 2012. 1. Давлицарова К.Е. Основы ухода за больными. Первая медицинская помощь. М., 2004. 2. Евсеев М.А. Общий уход за больными в хирургической клинике. Учебное пособие для мед Вузов. М., 2008. 3. Таранов И.И., Маслов А.И., Чернов В. Н. Общий уход за хирургическими больными. Учебное пособие для мед Вузов Феникс, 2006 г. 4. Справочник медицинской сестры по уходу. Под ред. Палева. М., 2003. 5. Пауткин Ю.Ф. Элементы общего ухода за больными. М., 2003. 6.1.2. Дополнительная литература
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины Перечень наглядных пособий, используемых в процессе обучения:
Практические занятия обеспечены достаточным количеством наглядных пособий. Чтение лекций сопровождается демонстрацией компьютерных презентаций при помощи мультимедиа-проектора. 8. Материалы текущего и итогового контроля 8.1 Текущий контроль Формы контроля: рефераты, тесты. 8.2 Итоговый контроль по дисциплине Формы контроля: зачет во 2 семестре по вопросам общего ухода за больными. Зачет проводится в конце семестра в виде зачетного занятия путем устного собеседования, решения ситуационных задач и выполнения практических навыков. |
Рабочая программа по курсу «Организация и проведение pr -кампаний» Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Связи с общественностью» (030602).... | Рабочая программа по курсу «Современные международные отношения» Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Связи с общественностью» (030602).... | ||
Рабочая программа по курсу «Теория и практика связей с общественностью... Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Связи с общественностью» (030602).... | Самостоятельная работа 36 час. Всего 108 час. Экзамен X семестр Казань... Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 040200 «Педиатрия» в соответствии... | ||
Программа по факультативной дисциплине по специальности 07. 00. 03... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Осенний семестр: лекций 34 час., практические занятия -17час., курсовая работа, консультации 7 час., экзамен – 0,5 ч на студента | ||
«Безопасность жизнедеятельности» (7 семестр) Дисциплина бжд общим объемом 85 час (34 час –лекций, 17 час практ занятий, 34 час срс: 10 час-изучение материала лекций, 24 час для... | 42 час. Экзамен II семестр, 36 час. Всего часов 162 час Медико-профилактическое дело, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 августа 2010 года... | ||
Самостоятельная работа: 120 час. Итоговый контроль: 8 семестр зачет,... Цель дисциплины – изложить научные и организационно-правовые основы криптографии и информационной безопасности | Пояснительная записка Общий объем часов 50 ч., аудиторная нагрузка... Общий объем часов 50 ч., аудиторная нагрузка составляет 26 ч., из них: лекции 20 ч., практические занятия 6 ч., самостоятельная работа... | ||
Самостоятельная работа 170 час зачет 1,2,3 семестр экзамен 4 семестр... «Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «религиоведение»... | Учебная программа дисциплины гсэ. Ф. 09 Философия Трудоемкость дисциплины: общая – 200 часов, лекции – 68 час., практические занятия– 34 час | ||
Самостоятельная работа 17 (час.). Всего 75 часов. Зачет 10 семестр.... Государственного образовательного стандарта по специальности: 060101 – Лечебное дело мо рф, Москва, 2002 | Памятка для студентов направления260800 «Технология продукции и организация... Дисциплина «Микробиология» общим объемом 99 часов: лекции – 17 часов, лабораторные работы – 34 часа, практические занятия -17 часов,... | ||
Аннотация рабочей программы дисциплины Секционный курс Общая трудоемкость составляет 31 час. Из них: 18 часов аудиторных практических занятий, 13 часов – самостоятельная работа студентов.... | Программа дисциплины «менеджмент» для студентов специальности ( направления)... Учебная дисциплина «Менеджмент» входит в раздел «Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть» фгос по направлениям... |