Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 424.09 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации09.11.2013
Размер424.09 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Биология > Программа
  1   2   3
МУ «Информационно-методический центр» исполнительного комитета

Мамадышского муниципального района Республики Татарстан

МБОУ «Шадчинская СОШ» Мамадышского муниципального района РТ

Авторская программа элективного курса

«Экология современного человека»

Автор:учитель химии и биологии

Шавалиева Рафида Рашитовна

Мамадышский муниципальный район РТ,

село Шадчи

Мамадыш, 2012

Печатается по решению методического совета МУ «Информационно- методический центр» исполнительного комитета Мамадышского муниципального района РТ

Составитель:

Шавалиева Р.Р.учитель химии и биологии высшей квалификационной категории

Рецезенты:

И.Р.Павлова доцент кафедры менеджмента в образовании ИРО РТ

Мухамадиева Й.С. методист МУ «Информационно- методический центр» исполнительного комитета Мамадышского муниципального района РТ

Данная программа содержит тематическое планирование элективного курса «экология современного человека»

Содержание программы нацелено на расширение представления экологической культуры учащихся, способствующих развитию знаний и умений для сохранения своего здоровья и здоровья своих близких людей..

Программа рекомендуется для учителей биологии и экологии, студентов , методистов

Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………4

  2. Учебно-тематическое планирование……………………………..6

  3. Программы элективного курса.…………………………………..7

  4. Экологический практикум ……………………………………….9

  5. Литература………………………………………………………...11

  6. Разработки уроков……………..………………………………….12

  7. Приложения : 1) Рецензия

2) СД-диск

Пояснительная записка
Учебный предмет: биология, экология.
Уровень образования школьников:ученики общеобразовательной школы 9-10 классов.
Форма учебной работы: элективная.
Актуальность программы в том, чтона сегодняшний день сохранение и укрепление  здоровья населения - одна из важнейших проблем современности. Экологические проблемы,  стремительный ритм жизни, нерациональное питание оказывают  пагубное влияние на состояние человека

Актуальность данного курса определяется необходимостью формирования экологическойкультуры учащихся. Искусственная среда оказывает влияние на физическое и психическое состояние человека. Здоровье человека в значительной степени определяется состоянием микроклимата и интерьера мест его обитания. Оптимизация этой среды достигается за счёт комбинации параметров светового, цветового комфорта, уровня влажности, противошумовых мероприятий, очистки воздуха от вредных примесей. Поэтому изучение экологического состояния школьных помещений актуальнодля школьного коллектива.Данная программа позволяет реализовать  связь теоретических  и практических знаний предметов естественного цикла, активизировать познавательную деятельность учащихся  в области углубления знаний  учащихся о здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих.

Программа предназначена для учащихся  9 - 10 классов и дополняет  курсы химии и биологии в плане рассмотрения  вопросов валеологии.

Программа данного элективного курса рассчитана на 34 часа: (из них 8 практических занятий, 3 экскурсий).

Занятие проводятся с использованием современных информационных технологий
Цель курса: воспитать у учащихся потребности в здоровье;

формирования экологической культуры учащихся;

развивать навыки практического использования теоретических знаний, привлечь учащихся к наблюдениям, анализу;
Задачи:1. Стимулирование познавательных интересов учащихся.

2.Объединение научных знаний с практическими знаниями.

3. Развитие коммуникативных умений и навыков (сбор информации для проекта, ведениядискуссий, а также презентация результатов работы).

4. Формировать умения и навыки работы с источниками информации.

В результате изучения учащиеся приобретут следующие умения и навыки:

Умения и навыки:

1. Давать самооценку текущему состоянию школьных помещений по результатам анализаобъективных и субъективных показателей.

2. Применять знания при самооценке и анализе отношений с окружающими.

3. Оценивать экологическое состояние классной комнаты, квартиры и т.д., составлятьперспективный план по его улучшению.

4.Выявлять факторы окружающей среды и ландшафта, влияющие на состояние  человека;

5.Описывать здоровый образ жизни современного человека, находить идеал нравственно и физически здорового человека;

6.Формулировать выводы.

Формы и методы обучения:

- лекции с элементами беседы,

- работа с дополнительной литературой и сообщения учащихся;

- лабораторный практикум;

- практические работы с элементами поисковой деятельности;

-написание и защита проектов по изучаемой проблеме.

Используются: комбинированный урок, мастерская, защита проектов, конференция, просмотр видеофильма, самостоятельная и практическая работы учащихся, экскурсии  и т.д. Во время изучения курса учащиеся знакомятся со специальными терминами и записывают их в экологический словарь. Контроль осуществляется путем индивидуального (устного, письменного) контроля, фронтального опроса, экологического диктанта, тестового контроля, проверки заполнения таблиц и схем.

1.Тематическое планирование курса «Экология современного человека»




п/п

Тема

К-во часов

П/Р

Экскур-сии



Эволюционная экология человека

1.1Положение человека в системе животного мира.

1.2.Человек – единственный на Земле биологический и биосоциальный вид.

2

1






Этапы становления вида Homosapiens

2.1Развитие пищевых и информационных связей. Использование орудий и труда

2.2История развития экологических связей человечества. Древние гоминиды

    1. Экология древнейшего человека

    2. Древние люди-неандертальцы. .

    3. Первые современные люди-кроманьонцы

    4. Современный этап эволюции человека

    5. История заселения и освоения территории Р.Т.

7

1






Человек и окружающая среда

3.1Основные среды жизни. Факторы среды.

3.2Взаимоотношения организма и среды

3.3.Естественные сообщества живых организмов

3.4Пищевые цепи и сети. Правило экологической пирамиды.

3.5Экскурсия №1

3.6Агроценоз. Сравнение агроценоза и биогеоценоза.

    1. Экскурсия №2

    2. Структура и границы биосферы.

    3. Круговорот веществ и энергии в природе

    4. Воздействие человека на природу в процессе становления общества.

    5. Природные ресурсы и их использование

    6. Виды природопользования.

    7. Разносторонняя связь человека с природой.

    8. Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды

    9. Влияние человека на растительный и животный мир

    10. Современное состояние природных систем земли.

    11. Экологические проблемы РТ.




17

4

2



Окружающая сред а и здоровье человека.

4.1Влияние окружающей среды на здоровье человека.

4.2 Ландшафт как фактор здоровья.

4.3Влияние погоды на самочувствие человека.

4.4.Питание, пищевые добавки и здоровье человека.

4.5Влияние звуков на человека. Шумовое загрязнение и связанные с ним болезни.

4.6Радиационное загрязнение и связанные с ним болезни.

    1. Экскурсия №3

    2. Экскурсия №4

    3. Итоговое тестирование

8

2

2




Итого

34

8

4


2. Программа курса «Экология современного человека»
Тема1. Эволюционная экология человека (2 часа, 1 П/Р).

Систематическое положение человека, признаки типа, класса, отряда и вида, свойственные человеку.Ближайшие родственники человека и его предков на эволюционной лестнице в каждой из систематических групп. Ч.Дарвин о происхождении человека от животных.

Социальные и биологические факторы в эволюции человека. Свойства человека как биосоциального существа. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества.

Популяционная структура вида Homosapiens, человеческие расы, расообразование, единство происхождения рас. Антинаучная сущность социального дарвинизма и расизма.

Демонстрация:схем внешнего вида зародышей различных представителей хордовых животных. Сравнительный анализ скелетов наземных позвоночных. Сравнительный анализ морфологических особенностей человеческих рас.

Практическая работа №1: «Особенности скелета человека»

Межпредметные связи: биология разделы животные и человек.
Тема 2. Этапы становления вида Homosapiens (7часов, 1 П/Р)
Экология древнейшего человека. Места обнаружения ископаемых останков. Происхождение древнейших людей, их предки. Прогрессивные черты организации. Радиус индивидуальной активности древнейших людей, образ их жизни, миграции групп. Адаптивная радиация древнейших людей. Объекты питания и способ добычи пищи, использование огня. Изготовление простейших орудий труда для охоты и собирательства. Рождаемость, смертность и продолжительность жизни древнейших людей. Влияние факторов среды на формирование различных направлений развития древнейших людей.
Демонстрация: репродукций и моделей строения скелета и внешнего вида древнейших людей.

Неандертальцы. Экологическая дифференциация древних людей. Климатические условия и рельеф материков. Расширение радиуса индивидуальной деятельности. Высокий уровень изготовляемых орудий труда. Места обитания. Адаптации. Строительство жилищ, изготовление теплой одежды. Условия формирования внутригрупповых связей. Взаимоотношения с окружающей средой. Возникновение культа мертвых, зачатки искусств. Продолжительность жизни, конкуренция с другими организмами, в том числе с первобытными современными людьми. Вымирание неандертальцев, эго экологические причины.

Демонстрация: репродукций и моделей строения скелета и внешнего вида древних людей.

Эволюция кроманьонцев. Становление генофонда современного человека. Миграции групп первых современных людей. Конкуренция за источники питания с представителями других видов. Экология питания, источники и способы добычи пищи. Одомашнивание животных, потребительское садоводство и огородничество – зачатки товарного земледелия. Изготовление сложных орудий труда и оружия. Обучение и передача накопленного опыта, возникновение ремесел. Развитие культуры и искусства… Рождаемость, смертность и продолжительность жизни. Экология заболеваний человека.

Демонстрация: репродукций и моделей строения скелета и внешнего вида людей современного типа.

История заселения и освоения территории Республики Татарстан. Следы древней истории в нашем крае. Древние и средневековые народы РТ. Особенности расселения, национальный состав населения.

Практическая работа №2: «Этапы становления вида Homosapiens»
Тема 3. Человек и окружающая среда. Основы рационального природопользования (17 часов, 2 ч. экскурсии,4часа пр\р).
Окружающая среда. Факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные). Типы экологических взаимодействий. Действие антропогенных факторов (прямое и косвенное, положительное и отрицательное). Биогеоценоз. Структура биогеоценоза. Пищевые цепи и сети. Правило экологической пирамиды. Агроценоз. Сравнение агроценоза и биогеоценоза.

Биосфера. Границы биосферы. Состав и структура биосферы. Воздействие человека на биосферу. Виды загрязнений окружающей среды

Природопользование.Ресурсы возобновимые и невозобновимые. виды природопользования: отраслевое и ресурсное, территориальное. Рациональное и нерациональное природопользование. Законы и закономерности, которые необходимо учитывать при природопользовании (закон внутридинамического равновесия; закон оптимальности).

Современное состояние окружающей среды.Предельно-допустимы сброс (ПДС) и предельно допустимые концентрации (ПДК). Мониторинг. Загрязнение атмосферы, почв, гидросферы. Радиация в биосфере. Охрана окружающей среды.

Экскурсия №2 «Биогеоценоз – смешанный лес»

Экскурсия №3 «Агроценоз – парк культуры»

Практическая работа №3: «Микросоциологическоеисследование «Какое значение имеет для вас природа?»

Практическая работа №4: «Проблемы природопользования РТ»

Практическая работа №5: «Определение классификационной принадлежности загрязнителей в Мамадышском районе и на территории сельского поселения им.Ямашево»

Практическая работа №6: «Исследование микрорайона школы»

Межпредметные связи: биология, «Человек и его здоровье», география России и РТ, история России и РТ.
Тема 4. Окружающая среда и здоровье человека (8ч.2 экскурсии,2П/Р).
Химическое и биологическое загрязнение атмосферы и здоровье человека. Влияние погоды на самочувствие человека. Биоритмы. Питание и здоровье человека. Ландшафт, как фактор здоровья. Шумовые загрязнения и связанные с ним болезни. Радиационное загрязнение и здоровье человека. Экосистема города. Адаптация человека к условиям окружающей среды.

Экскурсия №4 «Влияние деятельности человека на окружающую среду»

Экскурсия №5 «Изучение экологического состояния пришкольной территории»
Практическая работа №7: «Изучение экологического состояния школьных помещений»

Практическая работа №8: «Изучение экологического состояния пришкольных территорий»

Межпредметные связи: биология, «Человек и его здоровье», география России и РТ.


  1. Экологический практикум к элективному курсу

«Экология современного человека»


п/п

Вид работы

Тема и задание

темы и урока



Практическая работа №1

«Особенности скелета человека»Обобщите свои знания о строении скелета человека и заполните таблицу №1. Сделайте выводы: в связи с чем появились эти особенности.

1.2



Практическая работа №2

«Этапы становления вида Homosapiens»Поэтапное заполнение таблицы №2. В выводах указать основные направления эволюции человека.

2.3 – 2.6



Экскурсия №1

«Биогеоценоз – смешанный лес». Работа в группах.Написать отчет по экскурсии.


3.5



Экскурсия №2

«Агроценоз–парк культуры». Работа в группах. Написать отчет по экскурсии.

3.7



Практическая работа №3

«Микросоциологическоеисследование «Какое значение имеет для вас природа?»Провести социологический опрос ваших сверстников, близких, соседей. Обсудить полученные результаты на семинаре.


3.11



Практическая работа №4:

«Проблемы природопользования РТ». Подберите материалы об истории природопользования в нашей местности. Для этого используйте:

  • учебники по истории и географии РТ;

  • периодическую печать;

  • краеведческую литературу;

  • интернет ресурсы;

Подготовьте выступление на семинаре.


3.14



Практическая работа №5

«Определение классификационной принадлежности загрязнителей в Мамадышском районе ина территории сельского поселения им.Ямашево»

Установить:

  • вид и характер загрязнения;

  • возможный источник загрязнения;

  • характер вредного воздействия на человека.




3.15



Практическая работа №6

«Исследование микрорайона школы». Для этого определите:

  • какие факторы окружающей среды оказывают отрицательное воздействие на здоровье населения в вашем районе;

  • какие заболевания могут возникнуть в результате влияния этих факторов;

  • как избежать действия данных факторов.



3.16



Экскурсия №4

«Изучение экологического состояния пришкольной территории»Написать отчет по экскурсии.


4.7



Практическая работа №7

«Изучение экологического состояния школьных помещений». Работа в группах выполнение мини проектов.

4.5



Практическая работа №8

«Изучение экологического состояния пришкольных территорий» Отчет на школьной конференции НОУ.


4.7


4.Приложение к экологическому практикуму элективного курса «Экология современного человека»
Практическая работа №1: Изучите предложенные скелеты позвоночных животных и скелет человека, таблицы и схемы. Заполните таблицу «Особенности скелета человека». Сделайте выводы в связи с чем появились эти особенности.

Название отдела скелета

Часть скелета

Название костей

Тип костей

Тип соединения костей

Функции и назначение

Особенности скелета человека























Практическая работа №2: Поэтапное заполнение таблицы №2«Этапы становления вида Homosapiens». В выводах указать основные направления эволюции человека.

Стадия эволюции человека

Особенности строения и образа жизни. Орудия труда и охоты.

Использование огня

Развитее головного мозга и речи














Практическая работа №7: «Изучение экологического состояния школьных помещений»

Этапы проведения практической работы

Цель работы: выявить проблемы учебного кабинета и написать по ним рекомендации

1 этап: формирование групп для проведения исследований; формулирование тем исследований

учеников; выдвижение гипотез решения проблем;

2 этап: обсуждение плана работы учащихся в группе и индивидуально; обсуждение возможных

источников информации; выбор методик исследования.

3 этап: самостоятельная работа учащихся по обсуждению задания каждого в группе;

самостоятельная работа групп по выполнению заданий; обработка и оформление результатовисследований.

Примерные задания, предлагаемые школьникам:

  1. Дайте оценку эмоционального восприятия всех школьных помещений и определите уровень их экологической комфортности. Для выполнения работы используйте справочный материал. По результатам исследования выясните, какие из помещений получили наибольшее количество положительных и отрицательных оценок. Составьте подробное описание этих помещений, напишите отчет

  2. При помощи рулетки измерьте длину, ширину и высоту учебного кабинета, определите его площадь и кубатуру. Рассчитайте, какая площадь приходится на одного учащегося (по количеству посадочных мест).сопоставьте с санитарно-гигиеническими нормами, принятыми для школьных помещений. Все результаты записывайте в дневник исследования. Для выполнения работы используйте справочный материал.

  3. Опишите расстановку мебели и оборудования в кабинете. Подумайте, рационально ли используется площадь помещения, что лишнее, загромождающее кабинет, необходимо убрать, переставить. Выясните у учителей, все ли оборудование необходимое, для учебного процесса, есть в кабинете.

  4. Определите и опишите: из какого материала сделаны и каким цветом окрашены полы, стены, и потолки помещения, классная доска; как сочетается цветовая окраска мебели с окраской помещения и его оформлением. Обратите внимание на соответствие цветовой гаммы и ориентации помещения относительно сторон горизонта.

  5. Определите температуру воздуха в исследуемом помещении. Сравните с гигиеническими нормами.

1.Проведите измерение температуры

2.Результаты измерений температуры запишите в таблицу


№ опыта

Показания температуры

1. На уровне пола





2. На уровне головы





3. Около окна






3. Вычислите по проведенным измерениям разницу показателей температуры воздуха на уровне пола,на уровне головы (около1,5 м от пола) и около окна.

3. Распечатайте полученные таблицы и графики.

4. Ответьте на следующие вопросы:

1) Объясните причину разницы показателей температуры воздуха на уровне пола и на уровне головы.

2) Объясните причину разницы показателей температуры воздуха в центре класса и около окна.

3) Объясните, почему температуру в помещении стараются поддерживать на уровне 18–21°С.

  1. Измерение освещенности школьных помещений

Цель: проверить соответствие освещенности в помещениях школы санитарно-гигиеническим нормам с помощью датчиков цифровой лаборатории.

Теоретические основы работы. Для того чтобы определить показатель освещенности необходимо, чтобы свет был включен и выключен, для измерения естественного освещения. Если свет включен, то показатель освещенности должен быть 300 люкс и более, а колебания не более 20%. Затем мы измеряем освещенность при выключенном свете и находим среднее значение.

Порядок проведения эксперимента:

1. Проведите по одному измерению освещенности в разных местах кабинета при естественном и искусственном освещении.

2. Запишите в комментариях порядок измерения.

3. Сохраните результаты для дальнейшего анализа.
Результаты измерений освещенности запишите в таблицу.


№ опыта

Показатель

освещенность












Литература для учителя

1Чернова Н.М.,ГалушинВ.М.Основы экологии.М.,Просвещение,1997

2.Сивоглазов В.И.,Сухова Т.С. Экология России. М.,АО «МДС»,1995

3 Алексеев С. В. Практикум по экологии. М.,АО МДС, 1997.

4. Ашихмина Т. Я. Школьный экологический мониторинг. М., Рандеву АМ, 2000.

5. Кузьмина М. М. Исследование состояния городской среды. Методическое пособие. Тамбов,1995.

6. Новиков Е. В. Природа и человек. М.: Просвещение, 2000.

7. Турлакова Е.В. Определение экологических показателей. Химия в школе. 2001. № 7.
Литература для детей

1. Энциклопедия для детей. Том 2. М., 1995.

2. Методические материалы к ЦЛ по биологии (ИНТ).

3. Описание лабораторных работ по существующим учебникам. Дубов Д.П. Экология жилища и здоровье человека. Уфа: Слово, 1995.

4. Зарубин Г.П. Окружающая среда и здоровье.
Тематика проектов

1. Влияние экологических факторов на здоровый образ жизни.

2. Влияние растений на микроклимат школьных помещений.

3. Создание школьногофитомодуля.

4. Экологический мониторинг школьных помещений.

5. Влияние экологии помещений на работоспособность и жизнедеятельность учащихся.

6. Биоритмы и их значение в режиме дня школьника.

7.Выявление соответствия площади и объема помещения санитарно-гигиеническим

нормам.

8. Проверка соответствия уровня вентиляции санитарно-гигиеническим нормам.

9. Санитарное обследование температуры воздуха в помещении.

10. Определение запыленности воздуха

Урок 1. Место человека в системе органического мира

Задачи: познакомить учащихся с особенностями строения человека, рудиментами и атавизмами, выявить черты сходства человека с животными, в том числе человекообразными обезьянами, различия между ними; определить место человека в системе органического мира; разъяснить особенности структуры учебника «Человек» и правила работы с ним.

Оборудование: скелеты человека и млекопитающих животных, таблицы, демонстрирующие их внешнее и внутреннее строение и развитие; торс человека; рисунки в учебнике, рабочие тетради с печатной основой, схема «Система органического мира».

Проблемный вопрос. ? Почему великий систематик К.Линней включил человека в класс Млекопитающие, отряд Приматы?

II.Изучение нового материала

1. Человек как часть живого. Положение человека в системе органического мира. (Беседа с учащимися с использованием схемы развития органического мира и знаний о клеточном строении и химическом составе организмов, систематике класса млекопитающих, отряда приматов.)

2. Черты сходства человека с животными, в том числе человекообразными приматами. (Самостоятельная работа учащихся с учебником и тетрадью по заполнению таблицы «Место человека в системе органического мира, признаки сходства человека с животными».Беседа по итогам самостоятельной работы с демонстрацией скелетов, таблиц, рисунков учебника.)

3. Рудименты и атавизмы – доказательства родства человека и животных. (Рассказ учителя с демонстрацией таблицы «Доказательства эволюции человека», рисунков учебника, работа со словариком.)

III. Закрепление знаний Закрепление знаний о месте человека в системе органического мира.

1. Самостоятельная работа по выполнению задания «Какие утверждения верны?» с проверкой ответов.

2. Перекрестный опрос «Проверьте свои знания» (стр. 8).

IV. ВыводыВыводы по теме урока V. Задание на дом: изучить материал

Урок 2. Человек существо биосоциальное.

Задачи: раскрыть характерные для человека особенности; выявить черты различия человека, человекообразных обезьян, животных; продолжить развивать у учащихся умения сравнивать, обобщать; содействовать формированию идей материальности мира, развития в природе.

Оборудование: см. урок 1.

? Благодаря каким признакам и особенностям человек разумный является уникальным видом, наряду с его несовершенством?

I. Проверка материала прошлого урока

1. Написать план ответа на вопрос: «Почему К.Линней включил человека в класс Млекопитающих, отряд Приматы?»; рассказать по плану.
2. Черты сходства человека с млекопитающими
3. Составить схему систематики человека.
II. Изучение нового материала

1. Особенности человека. (Рассказ учителя с элементами беседы с демонстрацией таблиц «Головной мозг человека», «Мышцы человека», а также скелета, рисунков в учебнике.)

2. Отличия человека от животных. (Самостоятельная поисковая работа по учебнику, стр. 3–4, заполнение таблицы «Особенности человека»; беседа по результатам поисковой работы и таблице.)

 

3. Проблемный вопрос урока ?. (Беседа по формированию верного полного ответа.)

4. Биологические факторы эволюции исторических предков человека. (Рассказ учителя с элементами беседы; работа с текстом учебника, рисунками, коллекцией «Происхождение человека»; словарная работа.)

5. Социальные факторы эволюции человека. (Рассказ учителя с элементами беседы, работа с учебником по выявлению признаков изменений в биологии человека.)

III. Закрепление знаний

Закрепление знаний учащихся о биологических и социальных факторах антропосоциогенеза.

1. Беседа по обсуждению проблемного вопроса урока.
2. Составление плана ответа на следующие вопросы.

Каковы биологические факторы эволюции человека? (I вариант.)
Каковы социальные факторы эволюции человека? (II вариант.)

Обсуждение планов в паре и всем классом.

Закрепление знаний учащихся об особенностях вида человек разумный, его месте в системе органической природы. (Беседа по вопросу урока? ; выводы о положении человека в органическом мире.)

IV. Задание на дом: изучить конспект составить план статьи «Особенности человека» повторить из курса «Природоведение» (5-й кл.) материал о происхождении человека, этапах его эволюции.

Урок 3. Человек как единый биологический вид.

Задачи: сформировать у учащихся знания о расах, расоведении и расизме, экологии человека;, исследовательской работы; продолжить формирование научного мировоззрения, гуманизма, экологического мышления.

Оборудование: таблица «Расы человека»; рельефные таблицы; инструктивные карточки, кодопленки по теме; тестовые задания; кодоскоп; портреты К.Линнея, Бернулли; кинофильм (видеофильм «Расы человека»), муляжи (модели) представителей разных рас; географическая карта «Народонаселение».

? В чем причины различий людей разных рас?

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

1. Расы (кинофильм или беседа по фильму или эвристическая беседа с элементами рассказа учителя, словарная работа).

2. Сравнительная характеристика рас человека. (Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, заполнение таблицы; беседа по результатам этого задания.)

3. Существование единственного вида Человек разумный. (Беседа «Почему человечество представлено одним-единственным видом».)

4. Механизм образования рас, проблемы их происхождения. (Эвристическая беседа с элементами рассказа.)

5. Деление человеческих рас на нации; условия, причины, факторы деления. Рассказ учителя с элементами беседы. Проблемный вопрос: «На основании чего ученые делят человеческие расы на ряд более мелких групп – наций?»

III. Закрепление знаний

1. Групповая работа с заданиями рубрик к материалу темы:

I группа – выполняет практическую работу в «Рабочей тетради»;
II группа – выполняет задание «Какие утверждения верны?»;
III группа – выполняет задание «Выберите правильный ответ»;
IV группа – отвечает на вопросы рубрики «Проверьте свои знания» (взаимоконтроль);
V группа – работает с рисунками учебника: «Рассмотрите рисунки, опишите, что на них изображено».

IV. Задание на дом: изучить текст. Выполнить задание (одно на выбор).

1. Составить тесты по теме.
2. Составить текст биологического диктанта.
3. Составить кроссворд по теме.
4. Подготовить сообщение о расоведении.
5. Используя знания истории, привести примеры негативного влияния расизма на развитие человечества.
6. Привести примеры выдающихся людей (писателей, поэтов, ученых), родившихся от интернациональных браков.

Конец формы
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск