МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный университет»
Кафедра истории и теории государства и права
| Утверждаю:
Декан факультета экономики и права Т.М. Ожерельева ________________
«____» __________________ 2011 г.
| | Утверждаю: Декан факультета заочного обучения
И.М. Дребнева _________________
«___» ____________________2011г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ»
Направление подготовки
030900.62 Юриспруденция Профиль подготовки
общий профиль
Квалификация выпускника
бакалавр
Форма обучения
Очная, заочная
Бузулук 2011
Рецензент Старший преподаватель кафедры истории и теории государства и права Пестова Т.П. Рабочая программа дисциплины «Введение в специальность» /сост. Ю.Б. Багаутдинова. – Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2011. – 15 с.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам очной (заочной) формы обучения по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» в 1 семестре.
Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030900.62 «Юриспруденция», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г. № 464
Составитель ______________Ю.Б. Багаутдинова
«____»______________2011 г.
© Багаутдинова Ю.Б., 2011
© БГТИ (филиал) ОГУ, 2011 Содержание
-
|
|
| 1
| Цели и задачи освоения дисциплины…………………………………
| 4
| 2
| Место дисциплины в структуре ООП ВПО....... …………………….
| 4
| 3
| Требования к результатам освоения содержания дисциплины.........
| 4
| 4
| Содержание и структура дисциплины....…………………………….
| 6
| 4.1
| Содержание разделов дисциплины......................................................
| 6
| 4.2
| Структура дисциплины.........................................................................
| 7
| 4.3
| Практические занятия (семинары)....…………………………………
| 9
| 4.4
| Самостоятельное изучение разделов дисциплины…………………...
|
| 5
| Образовательные технологии...............................................................
| 9
| 5.1
| Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях…………………………………………………..
| 10
| 6
| Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации...................................................................
| 10
| 7
| Учебно-методическое обеспечение дисциплины ................................
| 11
| 7.1
| Основная литература…………………………………………………..
| 11
| 7.2
| Периодические издания.....……………………………………………
| 12
| 7.3
| Интернет-ресурсы...................................................................................
| 12
| 7.4
| Методические указания к практическим занятиям .............................
| 12
| 7.5
| Методические указания к курсовому проектированию и другим видам самостоятельной работы. ...........................................................
|
12
| 7.6
| Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий ..........................................................
|
12
| 8
| Материально-техническое обеспечение дисциплины……………….
| 12
|
| Лист согласования рабочей программы дисциплины………………..
| 13
|
| Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины……….
| 14
| 1 Цели и задачи освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Введение в специальность» является ознакомление студентов с их будущей специальностью, с особенностями профессиональной деятельности юриста в различных сферах государственной жизни страны, с теми требованиями, которые предъявляются к работникам правоохранительных органов.
Задачи курса - дать общее представление о реалиях и проблемах профессии юриста, осуществляемой юристами деятельности, о возможной карьере юриста в различных сферах государственной власти и управления, в правоохранительных органах, в хозяйственной деятельности и в других сферах; подготовить студента к более успешному освоению дисциплин, преподаваемых в юридических учебных заведениях. 2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО Дисциплина «Введение в специальность» является дисциплиной вариативной части профессионального цикла дисциплин федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация - «бакалавр»).
Дисциплина предшествует изучению следующих дисциплин: «Правоохранительные органы», «Гражданский процесс», «Судебные речи», «Адвокатура в Российской Федерации», «Нотариат» и др. 3 Требования к результатам освоения содержания дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности):
а) общекультурных (ОК):
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);
способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
- имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);
б) профессиональных (ПК):
в нормотворческой деятельности:
- способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
в правоприменительной деятельности:
способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
в правоохранительной деятельности:
- готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
- способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
- способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);
способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
в экспертно-консультационной деятельности:
готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);
способен толковать различные правовые акты (ПК-15);
способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);
в педагогической деятельности:
способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);
способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);
- готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);
- способен толковать различные правовые акты (ПК-15);
в педагогической деятельности:
способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
- общее представление о профессии юриста;
- общее представление о возможной карьере юриста.
уметь:
- самостоятельно работать с учебной и научной литературой и нормативными материалами, уметь их анализировать, обобщать.
владеть:
- юридической терминологией.
Приобрести опыт деятельности:
- нормотворческой;
- правоприменительной;
- правоохранительной;
- экспертно-консультационной;
- педагогической (преподавание правовых дисциплин в образовательных учреждениях, кроме высших учебных заведений). 4 Содержание и структура дисциплины 4.1 Содержание разделов дисциплины
№ раздела
| Наименование раздела (модуля)
| Содержание раздела
| Форма текущего контроля
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1
| Общее понятие юриспруденции.
| Юриспруденция. Право. Отрасли российского права. Правовая система Российской Федерации. Законность и правопорядок. Общая характеристика направления подготовки «Юриспруденция».
| Написание рефератов, докладов.
Зачетный модуль № 1
| 2
| Направления деятельности юриста. Основные юридические профессии.
| Многоаспектность профессиональной деятельности юриста. Основные юридические профессии. Судья. Полномочия судьи. Прокурор. Полномочия прокурора. Следователь. Полномочия следователя. Адвокат. Полномочия адвоката. Нотариус. Полномочия нотариуса. Юрисконсульт. Полномочия юрисконсульта.
| Написание рефератов, докладов.
Зачетный модуль № 2
| 3
| Юридическое образование. Формы и методы обучения по направлению подготовки «Юриспруденция»
| Юридическое образование. Государственный стандарт высшего юридического образования.
Формы получения юридического образования. Перспективы развития юридического образования в РФ.
Формы занятий в юридическом вузе. Лекции по юридическим дисциплинам. Семинарские и практические занятия по юридическим дисциплинам.
Формы контроля знаний студентов по юридическим дисциплинам. Текущий, промежуточный и итоговый контроль.
Зачеты и экзамены. Порядок сдачи зачетов по юридическим дисциплинам. Порядок сдачи экзаменов по юридическим дисциплинам.
Самостоятельная работа студентов: понятие, задачи и виды.
Курсовая работа. Порядок выполнения и защиты курсовых работ по юридическим дисциплинам.
Научная работа студентов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция».
Работа с нормативными источниками: задачи и основные правила. Место официальной публикации нормативных актов.
Работа с научными источниками по направлению подготовки «Юриспруденция»: виды источников, основные правила и способы их использования.
Итоговая государственная аттестация по специальности «Юриспруденция». Государственный экзамен. Выпускная квалификационная работа.
| Написание рефератов, докладов.
Зачетный модуль № 3
| 4.2 Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 часа) (очная форма обучения, нормативный срок обучения – 4 года)
Вид работы
| Трудоемкость, часов
| семестр 1
| Всего
| Общая трудоемкость
| 72
| 72
| Аудиторная работа:
| 36
| 36
| Лекции (Л)
| 9
| 9
| Практические занятия (ПЗ)
| 27
| 27
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
| Самостоятельная работа:
| 36
| 36
| Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)
| -
| -
| Расчетно-графическое задание (РГЗ)
| -
| -
| Реферат (Р)
| 10
| 10
| Эссе (Э)
| -
| -
| Самостоятельное изучение разделов
| 10
| 10
| Контрольная работа (К)
| -
| -
| Самоподготовка
проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к практическим занятиям
| 16 8 8
| 16 8 8
| Подготовка и сдача экзамена
| -
| -
| Вид итогового контроля (зачет, экзамен)
| зачет
| зачет
|
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 часа) (очная форма обучения, нормативный срок обучения – 3 года)
Вид работы
| Трудоемкость, часов
| семестр 1
| Всего
| Переаттестация
| 72
| 72
| Общая трудоемкость
| 72
| 72
| Аудиторная работа:
| -
| -
| Лекции (Л)
| -
| -
| Практические занятия (ПЗ)
| -
| -
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
| Самостоятельная работа:
| -
| -
| Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)
| -
| -
| Расчетно-графическое задание (РГЗ)
| -
| -
| Реферат (Р)
| -
| -
| Эссе (Э)
| -
| -
| Самостоятельное изучение разделов
| -
| -
| Контрольная работа (К)
| -
| -
| Самоподготовка
проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к практическим занятиям
| - - -
| - - -
| Подготовка и сдача экзамена
| -
| -
| Вид итогового контроля (зачет, экзамен)
| зачет
| зачет
|
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72часа)
(заочная форма обучения, нормативный срок обучения – 5 лет)
Вид работы
| Трудоемкость, часов
| семестр 1
| Всего
| Общая трудоемкость
| 72
| 72
| Аудиторная работа:
| 8
| 8
| Лекции (Л)
| 2
| 2
| Практические занятия (ПЗ)
| 6
| 6
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
| Самостоятельная работа:
| 59,5
| 59,5
| Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)
| -
| -
| Расчетно-графическое задание (РГЗ)
| -
| -
| Реферат (Р)
| -
| -
| Эссе (Э)
| -
| -
| Самостоятельное изучение разделов
| 10
| 10
| Контрольная работа (К)
| 10
| 10
| Самоподготовка
проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к практическим занятиям
| 39,5 20 19,5
| 39,5 20 19,5
| Подготовка и сдача экзамена
| 4,5
| 4,5
| Вид итогового контроля (зачет, экзамен)
| зачет
| зачет
| Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72часа)
(заочная форма обучения, нормативный срок обучения – 3,5 года)
Вид работы
| Трудоемкость, часов
| семестр 1
| Всего
| Переаттестация
| 72
| 72
| Общая трудоемкость
| 72
| 72
| Аудиторная работа:
| -
| -
| Лекции (Л)
| -
| -
| Практические занятия (ПЗ)
| -
| -
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
| Самостоятельная работа:
| -
| -
| Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)
| -
| -
| Расчетно-графическое задание (РГЗ)
| -
| -
| Реферат (Р)
| -
| -
| Эссе (Э)
| -
| -
| Самостоятельное изучение разделов
| -
| -
| Контрольная работа (К)
| -
| -
| Самоподготовка
проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к практическим занятиям
| - - -
| - - -
| Подготовка и сдача экзамена
| -
| -
| Вид итогового контроля (зачет, экзамен)
| зачет
| зачет
|
Разделы дисциплины, изучаемые в первом семестре студентами очной формы обучения с нормативным сроком обучения 4 года
№
раз-
дела
| Наименование разделов
| Количество часов
| Всего
| Аудиторная
работа
| Вне-
ауд.
работа
СР
| Л
| ПЗ
| ЛР
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 1
| Общее понятие юриспруденции.
| 16
| 2
| 2
| -
| 12
| 2
| Направления деятельности юриста. Основные юридические профессии.
| 18
| 2
| 4
| -
| 12
| 3
| Юридическое образование. Формы и методы обучения по направлению подготовки «Юриспруденция».
| 38
| 5
| 21
| -
| 12
|
| Итого:
| 72
| 9
| 27
| -
| 36
|
Разделы дисциплины, изучаемые в первом семестре студентами заочной формы обучения с нормативным сроком обучения 5 лет №
раз-
дела
| Наименование разделов
| Количество часов
| Всего
| Аудиторная
работа
| Вне-
ауд.
работа
СР
| Л
| ПЗ
| ЛР
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 1
| Общее понятие юриспруденции.
| 12
| -
| 2
|
| 10
| 2
| Направления деятельности юриста. Основные юридические профессии.
| 22
| -
| 2
|
| 20
| 3
| Юридическое образование. Формы и методы обучения по направлению подготовки «Юриспруденция».
| 33,5
| 2
| 2
|
| 29,5
|
| Итого:
| 67,5
| 2
| 6
|
| 59,5
|
4.3 Практические занятия (семинары) в группах очной формы обучения с нормативным сроком обучения 4 года, заочной формы обучения с нормативным сроком обучения 5 лет
№
занятия
| №
раздела
| Тема
| Кол-во часов
|
|
|
| очная форма обуч., нормативный срок – 4 г.
| заочная форма обуч., нормативный срок – 5 л.
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1
| 1
| Юриспруденция. Право. Отрасли российского права. Правовая система Российской Федерации. Законность и правопорядок. Общая характеристика направления подготовки «Юриспруденция».
| 4
| -
| 2
| 2
| Многоаспектность профессиональной деятельности юриста. Основные юридические профессии.
Судья. Полномочия судьи. Прокурор. Полномочия прокурора. Следователь. Полномочия следователя. Адвокат. Полномочия адвоката. Нотариус. Полномочия нотариуса. Юрисконсульт. Полномочия юрисконсульта.
| 4
| 2
| 3
| 3
| Юридическое образование. Государственный стандарт высшего юридического образования.
Формы занятий в юридическом вузе. Лекции по юридическим дисциплинам. Семинарские и практические занятия по юридическим дисциплинам.
Формы контроля знаний студентов по юридическим дисциплинам. Текущий, промежуточный и итоговый контроль.
Зачеты и экзамены. Порядок сдачи зачетов по юридическим дисциплинам. Порядок сдачи экзаменов по юридическим дисциплинам.
| 4
| 2
| 4
| 3
| Формы получения юридического образования. Перспективы развития юридического образования в РФ.
| 2
| -
| 5
| 3
| Самостоятельная работа студентов: понятие, задачи и виды.
| 13
| 2
|
|
| Итого:
| 27
| 6
|
4.4 Самостоятельное изучение разделов дисциплины (очная форма обучения, нормативный срок обучения – 4 года, 3 года)
№
раздела
| Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение
| Кол-во часов
| 1
| 2
| 3
| 1
| Этика и правовая культура в профессиональной юридической деятельности.
| 2
| 2
| Язык и речь в профессиональной деятельности юриста.
Общественная деятельность юриста и возможности
обеспечения престижа профессии.
| 4
| 2
| Личность юриста. Психологические особенности деятельности юриста.
| 4
|
| Итого:
| 10
|
5 Образовательные технологии В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация - «бакалавр») реализуются различные виды учебной работы, дающие наиболее эффективные результаты освоения дисциплины, и в сочетании с внеаудиторной работой формируют и развивают требуемые компетенции обучающихся.
В процессе освоения дисциплины «Введение в специальность» используются следующие образовательные технологии:
Стандартные методы обучения:
Лекции;
Практические занятия;
Обсуждение рефератов и докладов;
Самостоятельная работа студентов, в которую включается анализ статистических данных, информации и интерпретация результатов;
Консультации преподавателей.
Методы обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий:
Лекция с заранее запланированными ошибками;
Лекция-беседа («диалог с аудиторией»);
Анализ конкретных ситуаций.
5.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях темы расписать Семестр
| Вид занятия (Л, ПР,)
| Используемые интерактивные образовательные технологии
|
Тема
| Количество
часов
|
| Л
| Лекция-беседа
| Юридическое образование в России
| 4
| ПР
| Анализ конкретных ситуаций
| Характеристика юридической профессии
| 5
| Итого:
|
| 9
|
6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Примерная тематика рефератов
Профессия – юрист.
Моя будущая юридическая профессия: адвокат.
Моя будущая юридическая профессия: прокурор.
Моя будущая юридическая профессия: судья.
Моя будущая юридическая профессия: следователь.
Моя будущая юридическая профессия: нотариус.
Моя будущая юридическая профессия: юрисконсульт.
Судья в суде общей юрисдикции.
Судья в арбитражном судопроизводстве.
Судья Конституционного Суда РФ.
Личные качества юриста.
История юридического образования в России.
Выдающиеся российские юристы: Михаил Михайлович Сперанский.
Выдающиеся российские юристы: Константин Петрович Победоносцев.
Выдающиеся российские юристы: Федор Александрович Кистяковский.
Выдающиеся российские юристы: Владимир Данилович Спасович.
Выдающиеся российские юристы: Федор Никифорович Плевако.
Выдающиеся российские юристы: Александр Федорович Кони.
Выдающиеся российские юристы: Рафаил Самуилович Белкин.
Дистанционное обучение: понятие и содержание.
Бакалавриат и магистратура по юриспруденции.
Значение работы студентов – юристов с нормативными источниками.
|