Скачать 79.85 Kb.
|
Опыт активизации интеллектуальной деятельности студентов с ограниченными физическими возможностями (на примере инвалидов по слуху) в процессе преподавания дисциплин социально-гуманитарного блока (на примере культурологии) Гаврилина Е. А. к.ф.н., доц. МГТУ им. Н. Э. Баумана В МГТУ им. Н. Э. Баумана, начиная с 1934 года, успешно осуществляется и эффективно развивается программа инженерного образования глухих и плохослышащих граждан. В 1992 году, в рамках государственного заказа, создан специализированный учебный центр, который в 1994 году был преобразован в Головной Учебно-Исследовательский и Методический Центр профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов по слуху) (ГУИМЦ) [1]. За это время был накоплен положительный опыт реабилитации студентов с ограниченными физическими возможностями. Однако в современном социуме фиксируются существенные изменения в структуре общественных отношений. Эти изменения приводят к качественной трансформации проблемы адаптации лиц с ограниченными физическими возможностями (в частности, инвалидов по слуху) в обществе. Наблюдается снижение государственной поддержки граждан с физическими ограничениями, особенно в вопросах трудоустройства. Эта ситуация может рассматриваться как с отрицательной, так и с положительной стороны. Исходя из первой точки зрения, отсутствие системы государственного распределения вакансий для лиц с ограниченными физическими возможностями ограничивает возможности для их успешной социализации, а, следовательно, и реабилитации. С другой точки зрения, данная ситуация позволяет гражданам с ограниченными возможностями расширить горизонт профессионального поиска, а, следовательно, может способствовать их более сознательному и ответственному самоопределению в профессиональной сфере. Все это очень хорошо согласуется с концепцией федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы». Более интенсивному включению лиц с ограниченными возможностями здоровья в трудовые резервы нашей страны способствует усиление их социально-гуманитарной подготовки, что позволяет им лучше понимать общий социокультурный фон своей будущей профессиональной деятельности. Не секрет, что мы живем сейчас в обществе, одной из характеристик которого выступает ежегодное увеличение количества информации, кодируемой в разного рода текстах (печатных, электронных и т.п.). В то же время, по мнению Н. А. Слядневой: «Политика, экономика, профессиональная сфера, быт и досуг, искусство, общение – все области жизнедеятельности в информационном обществе опосредуются информационными средствами, осуществляются в информационном пространстве» [2, с. 11]. Следовательно, ключевым для профессиональной деятельности в любой сфере выступает навык аналитической обработки текстовых документов и структурирования информации. Часто от точности и полноты произведенного анализа зависит правильность и безопасность принимаемых решений. А, учитывая, что в современных условиях каждый индивид превращается в лицо, принимающее решение, необходимо признать, что значимость аналитических (и шире, интеллектуальных) информационных практик, в частности технологий работы с текстом, будет и дальше возрастать. Однако довольно серьезным препятствием для успешной профессиональной деятельности инвалидов по слуху представляется слабо развитая способность к смысловому анализу текстов. Преимущественно это связано с психологическими особенностями людей с поражением слуха. Так Д. Алексеевских с опорой на научные исследования мышления глухих и слабослышащих детей утверждает: «Глухие дети длительное время продолжают оставаться на ступени наглядно- образного мышления, т.е. мыслят не словами, а образами, картинами. В формировании словесно- логического мышления глухой резко отстает от слышащего сверстника, причем это влечет за собой и общее отставание в познавательной деятельности. … Глухие и слабослышащие школьники с трудом овладевают обобщенными способами ориентации в сфере научных технических понятий, в выявлении внутренних существенных связей и отношений внутри и между объектами, … с трудом овладевают логическими связями и отношениями между явлениями, событиями, поступками людей, … не умеют выявлять скрытые причины каких- либо явлений, событий. Они нередко смешивают причину с действием, с целью, с сопутствующими или предшествующими явлениями, событиями. Они часто отождествляют причинно- следственные связи и пространственно- временные связи. … Отмечаются трудности в понимании письменной речи глухими детьми. Н.Г.Морозова, изучая формирование процесса чтения у глухих школьников, указывает на несколько ступеней в понимании читаемого: 1. понимание буквального значения слова, фразы; 2. понимание смысла фразы, отрывка; 3. понимание основного смысла читаемого. Глухие школьники старших классов могут достигнуть лишь первой и второй ступени понимания текстов. Что касается третьей ступени, то глухие учащиеся самостоятельно, без помощи учителя достигнуть ее не могут» [3]. Особенно остро проблема адекватного смыслового анализа текста стоит при изучении студентами-инвалидами по слуху дисциплин социально-гуманитарного блока, т. к. изучение этих предметов требует работы с большим количеством сложных абстрактных текстов и понятий. Одним из способов преодоления указанного ограничения видится применение в процессе обучения студентов – инвалидов по слуху социально-гуманитарным дисциплинам (в частности, культурологии) «Технологии преобразования сведений по методу объектно-документального анализа» (Т-МОДА)». Указанная технология разрабатывалась группой исследователей под руководством Ю. С. Гузева в конце 80-х годов сначала в ВИМИ (Всесоюзный институт межотраслевой информации), а окончательное оформление она получила в 1991 году в ВИНИТИ (Всероссийский институт научной и технической информации) [4]. В основу Т – МОДА положен универсальный интеллектуальный фильтр [5, с. 108], структурированный в НОПС – формате: надобъекты – основной объект – подобъекты – связанные объекты. Эти значимые единицы информации (объекты разного вида) соответствуют типовому набору вопросов (для чего? – что? – благодаря чему? – что еще известно?), которые всегда присутствуют в сознании любого человека в проблемной ситуации. Таким образом, НОПС - формат воспроизводит структуру естественного интеллекта человека. Результатом интеллектуальной фильтрации становится комплексный набор инфоквантов (в терминологии Е. С. Коноплева [5, с. 109]), объединенный в составленный по особым правилам документ – объектный реферат. Для сжатия итогового текста, а также повышения его информативности необходимо представить выявленные инфокванты в виде графа, который будет представлять собой объектно-документальную схему документа (ОДС). Вершины этого графа – это блоки с наименованием объекта (а также краткими текстовыми выдержками, если это необходимо) и указанием исходного документа, принадлежности к тому или иному классу объектов, а его ребра – это связи между объектами. Слева от основного объекта располагаются подобъекты, а справа – надобъекты. При этом поддерживается принцип однократного ввода (или доввода) информации и последующего ее многократного использования [6, с. 47 - 52]. Универсальность НОПС – фильтра, дополненная развитыми гипертекстовыми связями (ОДС), создает своего рода повышенную интеллектуальную «проводимость». Это способствует большей технологичности создаваемой базы сведений, более четкой фиксации новизны в исходном тексте и помогает оптимизировать мыслительные навыки современного специалиста. Существующий опыт преподавания данной технологии устойчиво отработан, но он распространяется только на взрослых людей, профессионалов информационного труда (например, группы в Институте повышения квалификации информационных работников и т.п.). Требовалось адаптировать положения Т – МОДА к возможностям студентов – инвалидов по слуху, при этом сопрячь их с процессом освоения курса «Культурология», не допуская отступлений от существа предмета. При этом также представлялось необходимым обеспечить индивидуальный подход к студентам, учитывая их психологические особенности. Преподавание осуществлялось в весеннем семестре 2008 / 2009 года, на первом курсе слушателей ГУИМЦ, в трех группах (каждая, примерно по 10 человек). Практически действия осуществлялись по следующей схеме: на первом или втором семинарском занятии объяснялись основные теоретические положения Т – МОДА, что занимало не более половины пары. После этого каждому студенту выдавалась ксерокопия значимого фрагмента текста (примерно 0,5 стр., преимущественно из хрестоматии по культурологии [7]), связанного с темой семинарского занятия, с предложением трансформировать его линейную текстовую структуру в нелинейную графическую ОДС. Первый раз процедура выделения инфоквантов и построения ОДС осуществлялась совместно со студентами. Далее почти на каждом занятии выдавались подобные фрагменты текстов для самостоятельного анализа с обязательной проверкой полученных ОДС, а также комментариями и объяснениями. По некоторым текстам в качестве образца студенты получали копию полноразмерного варианта объектно-документальной схемы. Таким образом, у них систематически накапливался опыт НОПС - разметки текста, а, следовательно, происходило более глубокое освоение содержания предложенных текстов и что немаловажно, осуществлялась полноценная подготовка к семинарским занятиям. При этом формировался и навык оптимизированного аналитического чтения с акцентацией на его смысловой составляющей. В качестве итоговой домашней работы за семестр рассматривалась ОДС, построенная по значительному текстовому фрагменту из специальной литературы (порядка 15 – 20 стр.) с пересказом (при опоре на схему) студентом прочитанного текста. Необходимо отметить, что для глухого или слабослышащего студента подобная задача довольно часто оказывается не решаемой, или решаемой с очень большим трудом, из-за практически несформированного словесно-логического мышления [3]. Однако после глубокой проработки текста по Т- МОДА все студенты с поставленной задачей справились. Разумеется, качество выполнения заданий было разным, однако была продемонстрирована возможность освоения НОПС – форматирования любых (даже сложных и абстрактных) текстов студентами - инвалидами по слуху и, соответственно, возможность улучшения понимания ими смысла, прочитанного текста. Из недостатков вышеописанного опыта можно отметить довольно серьезное возрастание нагрузки на преподавателя не только в связи с необходимостью подготавливать дополнительный учебный материал и контролировать его освоение, но и с необходимостью самостоятельно осваивать Т – МОДА, а, следовательно, иногда менять устоявшиеся, стереотипные способы информационной работы. Однако по мере освоения технологии объектно-документального анализа трудоемкость проверок из-за универсального способа представления информации снижается, что приводит к заметной экономии психофизиологического ресурса преподавателя. Кроме того, указанная технология представляется удобным и практичным инструментом и для собственно научной работы. 1. О центре // Сайт Головного Учебно-Исследовательского и Методического Центра профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов по слуху) (ГУИМЦ) [Электронный ресурс]. – Москва, [11.09.08 -]. Режим доступа: http://guimc.bmstu.ru/index1.php (дата обращения 23.02.2010) 2. Сляднева Н.А. Человек эпохи информатизации – Homo informaticus //Научно–техническая информация. – Сер.1. Организация и методика информационной работы / Всероссийский институт научной и технической информации РАН, 1999, № 3.– С. 9-13 3. Алексеевских Д. Психология детей с нарушением слуха // Страна глухих: мы слышим сердцем / Сайт глухих и слабослышащих [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.deafworld.ru/index.php/article/archive/2124/ (дата обращения 23.02.2010) 4. Гузев Ю.С., Кареева Е.А., Г.П.Котов Практика внедрения технологии МОДА в информационных подразделениях. - М.: ВИМИ. - 1988г. - 36 с.; Гузев Ю. С., Титов В. А. Объектно-ориентированный подход как средство интеллектуализации современных информационных систем // Научно-техническая информация. – Сер. 2. Информационные процессы и системы / Всероссийский институт научной и технической информации РАН, 1991, № 11. – С. 19-26 5. Коноплев Е. С. Информационные практики в современном обществе: социально-философский анализ / Дис… канд. филос. наук. – М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2007. – 168 с. 6. Алешин Л. И., Гузев Ю. С. Методы аналитической обработки данных: учебно-практическое пособие. – М.: Литера, 2008. – 144 с. 7. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Н. Г. Багдасарьян, А. В. Литвинцева, И. Е. Чучайкина и др.; Под ред. Н. Г. Багдасарьян. – М.: Высш.шк., 2004. – 709с. |
Статья посвящена рассмотрению вопросов интеграции лиц с ограниченными... Педагогические условия интеграции слабослышащих студентов в систему обучения в высшей школе | Отчёт о проведении Декады инвалидов в мбоу «Булатниковская сош» Ежегодно с 1 по 10 декабря в школе проходит декада инвалидов с целью реабилитации и социализации детей-инвалидов, оказания социально-правовой... | ||
Обеспечение избирательных прав лиц с ограниченными физическими возможностями в России Целью данной работы является исследование комплекса вопросов, затрагивающих обеспечение избирательных прав граждан с ограниченными... | 1. Паралимпийские игры Паралимпийские игры – Паралимпи́йские и́гры (параолимпи́йские игры) — международные спортивные соревнования для людей с ограниченными... | ||
Разработка маркетинговой программы (на конкретном примере). Определение... Базы знаний и экспертные системы в маркетинговой деятельности предприятия (на примере) | Ii. Традиции и инновации в методике преподавания иностранных языков Активные методы обучения – это способы активизации учебно познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной... | ||
Тема: использование здоровьесберегающих технологий в обучении, воспитании,... Создание оптимальных условий для развития личности каждого учащегося с ограниченными возможностями здоровья в различных видах деятельности... | Учитель Итоги Областного научно-методического семинара «Формирование ууд у учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей... | ||
Программа: «Клуб одиноких сердец» Отделение реабилитации детей с ограниченными умственными и физическими возможностями развития «Надежда» | Концепция Luxury все включено Категория 5+ Резервирование столика в ресторане для гостей с ограниченными физическими возможностями | ||
Совершенствование службы маркетинга на предприятии на примере Функции и задачи, слабые и сильные стороны деятельности маркетинговой службы на предприятии на примере ОАО 6 | Удк 332. 025 Особенности социальной политики в отношении инвалидов... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для... | ||
Реферат Тема: Сходство и различия поэтических концепций поэтов Серебряного... Тема: Сходство и различия поэтических концепций поэтов Серебряного века на примере произведений А. Блока и А. Ахматовой | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по философии для... Курс философии является одной из базовых учебных дисциплин социально-гуманитарного знания федерального блока государственного образовательного... | ||
Оптимизация процесса преподавания швейного дела детям с ограниченными... Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для... | Защита интеллектуальной собственности и патентоведение Интеллектуальная собственность результат творческой деятельности. Существуют методы получения интеллектуальной собственности и методы... |