Министерство образования российской федерации инструктивное письмо





Скачать 154.55 Kb.
НазваниеМинистерство образования российской федерации инструктивное письмо
Дата публикации24.04.2015
Размер154.55 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы

II. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО
от 26 июня 2003 г. № 14-55-784ин/15

Ректорам высших учебных

заведений Российской

Федерации
Направляем для практического использования Примерные нормы времени для расчёта объёма учебной работы и основных видов учебно-методической и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, разработанные в соответствии с планом мероприятий по реализации Отраслевого тарифного соглашения по учреждениям системы Министерства образования Российской Федерации на 2001 - 2003 годы.

Примерные нормы обсуждались на совещании проректоров по учебной работе, которое проводилось в январе 2003 года на базе МИСиС.

Приложение: упомянутые нормы на 7 с.
Министр В.М. Филиппов

ПРИЛОЖЕНИЕ

к письму Минобразования России

от 26 июня 2003 г. № 14-55-784ин/15
Примерные нормы времени для расчёта объёма учебной работы

и основные виды учебно-методической, научно-исследовательской

и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским

составом в образовательных учреждениях высшего

и дополнительного профессионального

образования

I. ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Для работников образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, осуществляющих педагогическую деятельность, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

1.2. Учебная нагрузка педагогическим работникам по программам высшего профессионального образования устанавливается в зависимости от квалификации и профиля кафедры в размере до 900 часов в учебном году.

1.3. Учебная нагрузка педагогическим работникам по программам дополнительного профессионального образования устанавливается в зависимости от квалификации и профиля кафедры в размере до 800 часов в учебном году.

  1. Данные примерные нормы разработаны для традиционной лекционно-семинарской технологии обучения и предназначены для всех форм обучения, включая экстернат.

  2. Образовательное учреждение самостоятельно устанавливает нормы времени для расчета учебной и других видов работ с учетом особенностей применяемых технологий обучения, организации учебного процесса и специфики образовательных программ.


2. УЧЕБНАЯ РАБОТА

№№

п/п

Виды работ

Норма времени

в часах

Примечания

1

2

3

4

Аудиторные занятия


2.1.

Чтение лекций (студенты и аспиранты)

1 час за 1 акад. час




2.2.

Проведение практических занятий, семинаров (студенты и аспиранты)

1 час на группу за 1 акад. час

В дисплейных классах, по медицинским, лингвистическим и художественным дисциплинам группа может делиться на 2-3 подгруппы с учётом специфики подготовки

2.3.

Проведение лабораторных работ

1 час на группу (подгруппу) за 1 акад. час

Подгруппа не менее 8 чел.

По медицинским дисциплинам подгруппа может быть уменьшена до 6 человек

2.4.

Проведение тематических дискуссий, научно-практических конференций, деловых игр, анализа конкретных ситуаций, решения производственных задач и т. д.

1 час за 1 академ. час каждому преподавателю, участвующему в проведении

Количество преподавателей определяет руководство образовательного учреждения

2.5.

Проведение выездных тематических занятий на предприятиях и в организациях

1 час за 1 акад. час на группу (подгруппу)






Консультации


2.6.

Проведение консультаций по учебным дисциплинам

От общего числа лекционных часов на изучение каждой дисциплины по учебному плану на 1 группу:

5% - по очной форме обучения;

10% - по очно-заочной (вечерней) форме обучения;

15% - по заочной форме обучения и экстернату




2.7.

Проведение консультаций перед экзаменами

Перед вступительным испытанием - 2 часа на поток, перед промежуточной аттестацией - 2 часа на группу, перед итоговой аттестацией студентов и аспирантов -2 часа на группу




2.8.

Индивидуальные консультации по программам дополнительного профессионального образования

При сроке обучения от 4 до 6 месяцев - 40 часов и при сроке обучения от 1 до 3 месяцев - 20 часов на каждого слушателя



Контроль


2.9.

Прием устных и письменных вступительных экзаменов в вузы и выпускных экзаменов на подготовительных отделениях

4 часа на проведение экзамена на поток поступающих;

0,3 часа на проверку каждой письменной работы;

0,25 часа каждому из экзаменаторов на каждого экзаменующегося на устном экзамене

Работу проверяет один преподаватель




2.10.

Перепроверка работ на вступительных экзаменах

0,2 часа на каждую работу

Выборочная проверка до 10% от общего числа работ

2.11.

Проведение собеседования с поступающими на программы дополнительного профессионального образования

0,25 часа каждому члену комиссии на каждого поступающего




2.12.

Прием устных и письменных экзаменов в процессе освоения образовательных программ

0,35-0,50 часа на студента при устном экзамене;

при междисциплинарном экзамене -до 1 часа на каждого студента;

при письменном экзамене - 2 часа на поток;

0,3 часа на проверку каждой письменной работы




2.13.

Прием зачетов по дисциплинам, предусмотренным рабочим учебным планом, прием переаттестаций у студентов, поступивших на обучение в сокращенные сроки

0,25-0,35 часа на одного студента в зависимости от особенности дисциплины;

до 0,5 часа по дисциплинам искусства и культуры





2.14.

Проверка, консультации и прием контрольных, расчетно-графических работ, расчетных заданий домашних заданий и рефератов, историй болезней, протоколов, актов и других работ, а также отчетов по практике

До 0,4 часа на одно задание, но не более 1 часа на одного студента на дисциплину в семестр;

для медицинских

дисциплин - проверка уч. историй болезни - до 1 часа

Подготовка студенческих работ в области изобразительных, декоративно-прикладных искусств и дизайна на просмотры - до 12 часов на 1 мероприятие каждому преподавателю; участие в просмотрах студенческих













работ - до 6 часов каждому преподавателю на 1 мероприятие

2.15.

Рецензирование и консультирование рефератов по дисциплинам основной образовательной программы высшего профессионального образования

До 1 часа на реферат по программам подготовки бакалавров и специалистов;

до 3 часов на реферат по программам подготовки магистров




2.16.

Рецензирование контрольных работ студентов-заочников

До 1 часа на одну работу




2.17.

Государственные экзамены

0,5 часа на одного экзаменующегося каждому члену экзаменационной комиссии;

до 1 часа на одного экзаменующегося по медицинским специальностям и специальностям искусства и культуры каждому члену комиссии

Состав комиссии не более 8 человек


2.18.

Рецензирование выпускных работ и рефератов по программам дополнительного профессионального образования

До 3 часов на работу




2.19.

Участие в работе комиссии по приему защиты выпускных работ и рефератов, по проведению выпускного экзамена по программам дополнительного профессионального образования

0,5 часа на одного слушателя каждому члену комиссии

Не более 6 часов в день; состав комиссии не более 5 человек




2.20.

Рецензирование реферата в аспирантуре и материалов диссертационного исследования докторантов

3 часа за 1 печатный лист




2.21.

Приём вступительных экзаменов в аспирантуру и кандидатских экзаменов

До 1 часа на одного поступающего или аспиранта (соискателя) по каждой дисциплине каждому экзаменатору




2.22.

Экспертиза диссертационных исследований на соискание ученой степени

Кандидатская работа - 3 часа

Докторская работа - 5 часов



Практика

2.23.

Руководство учебной, производственной, в том числе преддипломной, научно-педагогической, педагогической практиками (включая проверку отчетов и прием зачета) студентов и аспирантов

От 3 до 6 часов за рабочий день на группу (подгруппу);

до 8 часов за рабочий день на группу (подгруппу) при проведении полевых практик

С учетом специфики практики, выезда в другие населенные

пункты и деления группы на подгруппы

2.24.

Руководство практикой, проводимой по индивидуальным планам студентов

До 1 часа в неделю на каждого студента;




2.25.

Руководство стажировкой по программам дополнительного профессионального образования на предприятиях и в организациях с проверкой отчётов

До 5 часов на каждого слушателя в неделю

Не более 6 слушателей на одного преподавателя
Руководство

2.26.

Руководство факультетом (в т.ч. разработка рабочих учебных планов, контроль учебной нагрузки, посещение занятий и т.п.)

До 300 часов







2.27.

Руководство кафедрами (в т.ч. разработка рабочих учебных планов и программ дисциплин, планирование и контроль учебной нагрузки, посещение занятий профессоров и доцентов кафедры)

Заведующему кафедрой 60-100 часов в год при числе сотрудников 50 и более; 50-80 часов в год при числе сотрудников от 31 до 49; 40-60 часов в год при числе сотрудников 30 и менее

При условии, если заведующий кафедрой работает на общественных началах без оплаты, часть этих часов может быть выделена одному из преподавателей – членов кафедры

2.28.

Руководство научно-исследовательской работой студентов (подготовка бакалавров и специалистов)

До 1 часа в неделю на студента




2.29.

Руководство, консультации, рецензирование и прием защиты курсовых работ

От 1 до 3 часов на работу; в том числе 0,3 часа на прием каждому преподавателю

Число курсовых работ не более 5 в семестр

2.30.

Руководство, консультации, рецензирование и прием защиты курсовых проектов


До 4 часов на один проект по всем видам работ; в том числе до 0,5 часа на рецензирование и 0,3 часа на прием каждому преподавателю

Число курсовых проектов не более 2 в семестр

2.31.

Руководство, консультирование выпускных квалификационных работ бакалавров

До 25 часов на каждого студента – выпускника; в т.ч.: руководство и консультирование – 20 час.; допуск к защите - до 1 часа; председателю - 1 час; членам экзаменационной комиссии - до 4 часов по 0,5 часа на каждую выпускную работу

Число членов государственной экзаменационной комиссии не более 6 чел.





2.32.

Руководство, консультирование, рецензирование выпускных квалификационных работ специалистов

До 35 часов на каждого студента - выпускника, в т.ч.: руководство и консультирование – 25 часов; допуск к защите до 1 часа; рецензирование – 4 часа; председателю экзаменационной комиссии - 1 час; членам экзаменационной комиссии - до 4 часов по 0,5 часа на каждую выпускную работу

Число членов государственной экзаменационной комиссии не более 8 чел.

2.33.

Руководство, консультирование, рецензирование выпускных квалификационных работ магистров


До 40 часов на каждого студента-выпускника в т.ч.: руководство и консультирование - 30 часов; рецензирование - 4 часа; допуск к

защите - 1 час; председателю экзаменационной комиссии - 1 час; членам экзаменационной комиссии - до 4 часов по 0,5 часа на каждую выпускную работу

Число членов государственной экзаменационной комиссии не более 8 чел.


2.34.

Руководство выпускными работами по программам дополнительного профессионального образования

До 10 часов на работу, включая консультации и рецензирование





2.35.

Руководство подготовкой студента в магистратуре

До 30 часов на каждого магистранта ежегодно




2.36.

Руководство программой специализированной подготовки в магистратуре

До 30 часов на специализацию в учебном году (независимо от числа магистрантов)







2.37.

Руководство аспирантом, ординатором, интерном

50 часов в год

Утверждено приказом Минобразования России от 27.03.1998 г. № 814

2.38.

Руководство соискателем или стажёром

25 часов в год

Утверждено приказом Минобразования России от 27.03.1998 г. № 814

2.39.

Научные консультации докторанта

50 часов в год

Утверждено приказом Минобразования России от 27.03.1998 г. № 814


Примечания:

1. Лекционные часы рассчитываются на поток. Разделение студентов на потоки определяется особенностями основных образовательных программ.

2. Под термином "группа" подразумевается "академическая" группа численностью 25 человек.

3. Учет объема учебной работы штатных преподавателей, а также оплаты труда преподавателей - почасовиков производится из расчета фактически затраченного времени, но не свыше установленных норм.

4. Распределение общего числа часов, выделяемых на каждого дипломника, между отдельными кафедрами производится решением руководства образовательного учреждения высшего и дополнительного профессионального образования.

5. Курсовые работы и проекты рассматриваются как форма отчётности.
3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

К видам учебно-методических работ относятся:

3.1. Подготовка к изданию конспектов лекций, сборников для практических и лабораторных занятий, раздаточного материала для лекционных и практических занятий, видеозаписей, телелекций, других учебно-методических материалов, включая методические материалы по выполнению курсовых и дипломных проектов и работ, выпускных работ.

3.2. Составление рабочих учебных планов по специальностям и направлениям.

3.3. Составление учебных программ по вновь вводимым дисциплинам.

3.4. Переработка учебных программ по действующим учебным дисциплинам.

3.5. Постановка новых и модернизация действующих лабораторных работ.

3.6. Работы, связанные с применением информационных технологий в учебном процессе (разработка задач, отладка программ и т.п.).

3.7. Работа в научно-методических советах Минобразования России, президиумах и советах учебно-методического объединения и других постоянных или временных советах, рабочих группах, создаваемых Минобразованием России или учредителями.

3.8. Работа в редколлегиях научных журналов и т.п. органах.

3.9. Работа в методическом совете.
4. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

К видам организационно-методических работ относятся:

  1. Работа в системе управления институтом (ректор, проректор, заместитель проректора, начальник отдела, декан и др.).

  2. Работа в системе управления кафедрой (заведующий кафедрой, ученый секретарь и др.)

  3. Работа в приёмной комиссии (ответственный секретарь, член отборочной комиссии).

  4. Работа в Ученом совете вуза, факультета, диссертационном совете.

  5. Руководство студенческими группами (курсами).


5. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

5.1. Преподаватель обязан обеспечить соответствующей учебно-методической документацией все виды работ, перечисленных в разделе 2 "Учебная работа".

5.2. Администрация вуза планирует преподавателю учебную, учебно-методическую, организационно-методическую и другие виды работ, исходя из установленного рабочего времени - 36 часов в неделю.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство образования российской федерации инструктивное письмо iconИнструктивное письмо
Постановление Правительства Российской Федерации от 10. 03. 2000 n 213 и Приказом Минобразования России от 03. 04. 2000 n 961 разработаны...
Министерство образования российской федерации инструктивное письмо iconМинистерство образования и науки российской федерации министерство...
«Об утверждении Порядка осуществления служебной и научной деятельности адъюнктов очной формы обучения»; приказа Минобрнауки России...
Министерство образования российской федерации инструктивное письмо iconМинистерство здравоохранения российской федерации n 1630н министерство...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования российской федерации инструктивное письмо iconМинистерство здравоохранения российской федерации министерство транспорта...
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
Министерство образования российской федерации инструктивное письмо iconРоссийской Федерации Министерство образования и науки
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования российской федерации инструктивное письмо iconМинистерство образования российской федерации письмо
Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы, подготовленное совместно с Научно-исследовательским институтом...
Министерство образования российской федерации инструктивное письмо iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральная...
«Бегишевская средняя общеобразовательная школа имени Мансура Хасановича Хасанова»
Министерство образования российской федерации инструктивное письмо iconПрограмма дисциплины "методы стратегического менеджмента" для направления...
Министерство экономики Министерство общего и Российской Федерации профессионального образования Российской Федерации
Министерство образования российской федерации инструктивное письмо iconВ федеральную антимонопольную службу России Копии: в министерство...
Тюменской области в 2013 году, в соответствии с Порядком проведения единого государственного экзамена, утвержденным приказом Министерства...
Министерство образования российской федерации инструктивное письмо iconМинистерство экономики Министерство образования Российской Федерации...
Под общей редакцией зав кафедрой истории, социологии и права д социол н., проф. Деревянченко А. А
Министерство образования российской федерации инструктивное письмо iconМинистерство здравоохранения российской федерации письмо
Минздрава России n 121н в целях формирования единой правоприменительной практики сообщает следующее
Министерство образования российской федерации инструктивное письмо iconМинистерство образования российской федерации письмо от 14 марта...
Городской округ (муниципальный район)
Министерство образования российской федерации инструктивное письмо iconМинистерство образования и науки российской федерации письмо от 15...
Международные конкурсы и олимпиады Евразийского экономического форума молодежи 2012 -2013
Министерство образования российской федерации инструктивное письмо iconМинистерство образования и науки российской федерации письмо от 1...
План мероприятий по модернизации школьного питания в Алексеевском районе на 2012-2014 годы
Министерство образования российской федерации инструктивное письмо iconМинистерство Министерство Экономического развития образования и торговли...
Прослушав курс «Экономической теории», студенты должны знать основные понятия экономической теории и уметь их применять для решения...
Министерство образования российской федерации инструктивное письмо iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Министерство образования и науки российской министерство образования и науки российской федерации


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск