Факультет государственного и муниципального управления Программа дисциплины





Скачать 196.39 Kb.
НазваниеФакультет государственного и муниципального управления Программа дисциплины
Дата публикации27.04.2015
Размер196.39 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Право > Программа дисциплины



Государственный университет - Высшая школа экономики








Факультет государственного и муниципального управления


Программа дисциплины
«Служебная этика и конфликт интересов»
для направления 080500.68 - Менеджмент,

подготовки магистра

Автор Конов А. В. (alex-konov@yandex.ru)
Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры

«Государственное и муниципальное управление государственной и муниципальной

службы
Председатель УМС Розов М.А. Зав.кафедрой Барабашев А.Г.
______________________________ _______________________________
«_____» __________________ 200 г. «____»___________________200 г.

Утверждена УС ФГиМУ

_________________________________

Ученый секретарь Симонова Л.М.

_________________________________
« ____» ___________________200 г.

Москва, 2008


Аннотация

Данный учебный курс предназначен для студентов 2-го курса магистратуры ФГиМУ ГУ-ВШЭ, обучающихся по специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление». Программа рассчитана на 30 часов лекций и 12 часов семинарских занятий. В ходе освоения курса студенты должны получить знания как об основах теории административной этики, так и о практике этического регулирования в системе государственного управления различных стран. Студенты, освоившие учебную дисциплину должны уметь выявлять типичные ситуации конфликта интересов и иные этически спорные ситуации. Итогом изучения данной дисциплины является реферат, в котором студенты должны продемонстрировать способность работать с нормативными правовыми актами и литературой на русском и иностранных языках.

Данная программа, содержит 7 разделов: 1) Организационно-методический раздел; 2) Тематический план учебного курса; 3) Формы контроля знаний студентов; 4) Базовый учебник; 5) Содержание программы и учебно-методическое обеспечение дисциплины; 6) Вопросы для проверки качества освоения дисциплины; 7) Примерные темы эссе.


Содержание

I.Организационно-методический раздел 4

II.Тематический план учебного курса «Служебная этика и конфликт интересов». 5

III.Формы контроля знаний студентов 6

IV.Базовый учебник 8

V.Содержание программы и учебно-методическое обеспечение дисциплины 9

VI.Вопросы для оценки качества освоения дисциплины 19

VII. Примерные темы рефератов. 21

I.Организационно-методический раздел

Методическая новизна учебного курса и направления дальнейшего развития.

Данная программа разработана в рамках учебно-методического комплекса «Этическая инфраструктура государственной службы», при ее создании использовалась программа учебного курса «Служебная этика и конфликт интересов», прочитанного автором в 2005-2006 учебном году для студентов 2-го курса магистратуры ФГиМУ ГУ-ВШЭ в объеме 54 часов. В новой программе увеличено число тем учебного курса, практически полностью переработан список основной и дополнительной литературы, внесены коррективы в систему контроля знаний студентов, изменены экзаменационные вопросы и примерные темы эссе. В настоящее время в России и в зарубежных странах читаются различные курсы по административной этике. Однако автору неизвестен учебный курс, аналогичный предлагаемому по объему и содержанию. Подготовленный список основной и дополнительной литературы по курсу в настоящее время не имеет аналогов в нашей стране. Уникальность курсу придает также активная вовлеченность автора в разработку аналитических материалов в ходе реализации Федеральной программы «Реформирование государственной службы (2003-2005)» и доступ к соответствующим НИОКР.

Одна из особенностей предлагаемого учебного курса заключается в том, что практически вся литература по курсу, как основная, так и дополнительная, является англоязычной. Тема административной этики лишь недавно начала разрабатываться российскими исследователями, и на настоящий момент большая часть русскоязычных аналитических материалов по данной теме содержится не в научных журналах и монографиях, а в отчетах, подготовленных по заказу государственных органов. В связи с этим от студентов, изучающих учебный курс, требуется владение английским языком в объеме достаточном для чтения научных статей по государственному управлению и для понимания содержания нормативных правовых актов зарубежных стран.
II.Тематический план учебного курса «Служебная этика и конфликт интересов».



Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа










Лекции

Семинары




1.

Два основных подхода к проведению этических реформ.

8

4




4

2.

Конфликт интересов: понятие, виды. Урегулирование конфликта интересов: декларирование интересов.

14

4




10

3.

Критические сферы этического регулирования. Получение подарков.

10

2

2

6

4.

Критические сферы этического регулирования. Работа по совместительству и политическая деятельность государственных служащих.

10

2

2

6

5.

Критические сферы этического регулирования. Трудоустройство после увольнения со службы.

10

2

2

6

6.

Проблема «служебных разоблачений».

10

4




6

7.

Нормативное закрепление стандартов поведения должностных лиц: этические кодексы и кодексы поведения.

10

2

2

6

8.

Координирующие органы в сфере административной этики.

10

2

2

6

9.

Оценка эффективности этического регулирования.

10

4




6

10.

Служебная этика и конфликт интересов в России.

16

4

2

10




Итого:

108

30

12

66
III.Формы контроля знаний студентов

Формы контроля:

- текущий контроль – устные вопросы на семинарах для проверки усвоения материала;

- промежуточный контроль – реферат;

- итоговый контроль – экзамен.
Итоговая оценка является суммой четырех элементов, каждый из которых имеет определенный вес:

Элемент

Вес, Σ = 1,0

Посещаемость занятий

0,1

Реферат

0,4

Экзамен

0,5


Посещаемость

При посещении всех занятий оценка равна 10, при пропуске одного без уважительной причины  –  9, двух занятий  – 8, трех занятий  –  7, четырех занятий  – 6, пяти занятий  –  5, шести занятий  – 4. При пропуске 7 занятий и более без уважительной причины оценка равна 0.
Реферат

Тему реферата студенты выбирают из предоставляемого им примерного списка или самостоятельно. О выбранной теме необходимо сообщить преподавателю и тем самым «закрепить» тему за собой. Студент не может выбирать тему, которая уже «записана» за другим студентом. Тема реферата должна быть выбрана не позднее, чем за 20 календарных дней до установленного срока сдачи реферата; после этого оставшиеся темы распределяются по решению преподавателя среди тех, кто не сделал выбора.


  • Реферат оценивается максимально в 10 баллов.

  • Примерный объем - 3-4 тыс. слов. Интервал - 1,5. Ссылки подстрочные. Шрифт – Times New Roman, размер шрифта - 12.

  • Реферат должен содержать ссылки на все использованные при написании источники и литературу, оформленные в соответствии с российскими и международными стандартами.

  • При обнаружении плагиата любого объема («незакавыченных цитат») за реферат выставляется оценка «0». 

  • Реферат может быть сдан преподавателю лично или направлено по электронной почте в формате RTF не позднее установленного срока сдачи.

  • Начиная со следующего после установленного срока сдачи календарного дня, за каждый начавшийся календарный день просрочки сдачи работы из оценки за реферат вычитается 1 балл. Если просрочка сдачи составляет семь дней и более за реферат выставляется оценка «0».

  • Студент обязан сдать реферат даже спустя семь и более дней после срока сдачи. Студенты, не сдавшие реферат, не допускаются до устного экзамена (за устный экзамен выставляется оценка «0»).


Экзамен

Экзамен, а также пересдачи экзамена, проводятся по билетам, состоящим из двух вопросов. Экзамен проводится устно. Экзамен оценивается по десятибалльной шкале. В случае неявки на экзамен без уважительной причины за экзамен выставляется оценка «0». Оценки «1», «2», «3» являются неудовлетворительными. Если студент пересдает экзамен по причине получения неудовлетворительной оценки или неявки на экзамен без уважительной причины, из оценки, полученной на пересдаче, вычитаются 2 балла. Если экзамен был пропущен по уважительной причине, баллы из оценки за пересдачу не вычитаются.
IV.Базовый учебник

В настоящее время как в России, так и за рубежом отсутствуют учебники, полностью покрывающие содержание данной программы. До этого времени предполагается использовать в качестве базового учебного пособия комплект из статьи и 2 книг:

  1. Конов А. В. Этика публичной политики: британский и российский опыт в мировом контексте // Этика публичной политики: Из опыта работы Комитета по стандартам публичной сферы Великобритании – М.: Институт права и публичной политики, 2005. – с. 8-53;

  1. OECD. (2000). Trust in Government. Ethics measures in OECD countries. Paris: OECD.

  2. Оболонский А. В. Мораль и право в политике и управлении. М.: ГУ-ВШЭ, 2006.


Кроме того, по каждой теме программы будет подобран пакет нормативных актов (законов, этических кодексов, руководств по исполнению этических кодексов, форм деклараций интересов и т.д.), а также набор ссылок на Интернет-ресурсы, в первую очередь, на сайты координирующих органов в сфере административной этики.
V.Содержание программы и учебно-методическое обеспечение дисциплины


Тема 1: Два основных подхода к проведению этических реформ.

Доклад ОЭСР «Этика государственной службы»: подход, основанный на порядочности (integrity-based approach), и подход, основанный на соблюдении правил (compliance-based approach). Меры этического регулирования, характерные для каждого из подходов. Философские допущения, лежащие в основе каждого из подходов. Преимущества и недостатки каждого подхода. Невозможность жесткого разделения двух подходов: не дихотомия, а континуум. Исторические основания двух подходов: дискуссия Фридриха – Файнера об административной ответственности.
Основная литература:

  1. Cooper, T. L. (2006) The Responsible Administrator: An Approach to Ethics for the Administrative Role. San Francisco: Jossey-Bass.

  2. Finer H. (2001) Administrative Responsibility in Democratic Government, in: Bruce W. (Ed.). Classics of administrative ethics. Westview Press. (Originally published in 1941).

  3. Friedrich C. J. (1935) Responsible Government Service under the American Constitution, in: Friedrich C. J. and others (eds.). Problems of the American Public Service. New York: McGraw-Hill

  4. OECD (1996) Ethics in the public service: Current issues and practice. Paris: OECD.


Дополнительная литература:

  1. Cooper T. L. (2000) The Emergence of Administrative Ethics as a Field of Study in the United States, in: Cooper T. L. (Ed). Handbook of Administrative Ethics (Public Administration and Public Policy). New York: Marcel Dekker, pp. 1-36;

  2. Foster, G. D. (1981) Law, Morality, and the Public Servant. Public Administration Review, Vol. 41, No. 1 (Jan. - Feb., 1981), pp. 29-34;

  3. Maesschalck, J. (2005) Approaches to Ethics Management in the Public Sector: a Proposed Extension of the Compliance-Integrity Continuum. Public Integrity, , Vol. 7, No. 1, p. 21–41;

  4. Menzel, D. C. (2000) Ethics Management in Public organizations: What, Why and How? In: Cooper T. L. (Ed). Handbook of Administrative Ethics (Public Administration and Public Policy). New York: Marcel Dekker, p. 335-366.


Тема 2: Конфликт интересов: понятие, виды. Урегулирование конфликта интересов: декларирование интересов.

Конфликт интересов как основной объект этического регулирования. Понятия реального, потенциального и мнимого конфликта интересов. Конфликт нтересов и коррупция. Регулирование конфликта интересов: процедура декларирования интересов. Декларирование интересов и мониторинг имущественного положения государственных служащих: общее и особенное. Декларации интересов: декларируемые сведения; круг лиц, подающих декларации; органы, ответственные за сбор деклараций; форма декларирования; степень публичности деклараций. Возможные негативные последствия внедрения процедур декларирования интересов. Меры по устранению конфликта интересов.

Основная литература:

  1. Carney G. (1998) Conflict of Interest: Legislators, Ministers and Public Officials. Berlin: Transparency International.

  2. OECD (2004) Managing Conflict of Interest in the Public Sector: A Toolkit. Paris: OECD.

  3. OECD (2003) Managing Conflict of Interest in the Public Service: OECD Guidelines and Country Experiences. Paris: OECD.

  4. Villoria-Mendieta, M. (2006) Conflict-of-Interest Policies and Practices in Nine EU Member States: A Comparative Review. OECD: Sigma Paper No. 36;


Дополнительная литература

  1. Конов А.В. Декларирование интересов государственных служащих: международный опыт и подходы к его применению в России // Материалы международной научной конференции «Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации». М.: Росспэн, 2005.

  2. Широкова Ю. Раскрытие сведений о доходах и имуществе государственных служащих: опыт США и Канады. М.: Секретариат доноров по реформе госслужбы Всемирный Банк/Министерство международного развития Великобритании, 2004.

  3. Cain, D. M., Loewenstein G., & Moore D. A. (2004) The Dirt on Coming Clean: Perverse Effects of Disclosing Conflicts of Interest. Journal of Legal Studies, Vol. 34, No. 1, p. 1-25;

  4. Kudrycka B. (Ed.) (2004) Combating Conflict of Interest in Local Governments in CEE countries. Budapest: Open Society Institute Local Government and Public Service Reform Initiative;

  5. MacKenzie, C. G. & Hafken M. (2002) Scandal Proof: Do Ethics Laws Make Government Ethical? Brookings Institution Press;

  6. Stark A. (1992) Public Sector Conflict of Interest at the Federal Level in Canada and the U.S.: Differences in Understanding and Approach. Public Administration Review, Vol, 52, Issue, 5, p. 427-437.


Тема 3: Критические сферы этического регулирования. Получение подарков.

Возможные негативные последствия получения государственными служащими подарков от граждан и организаций: возникновение реального или мнимого конфликта интересов, эффект «скользкой дорожки», оказание предпочтения отдельным гражданам и организациям и т.д. Аргументы в пользу разрешения определенных видов подарков. Основные подходы к регулированию получения подарков государственными служащими: запрет на вымогательство подарков, запрет на получение подарков, установление видов и максимальной стоимости разрешенных подарков.
Основная литература:

  1. Coleman, S. (2004) When Police Should Say “No!” to Gratuities. Criminal Justice Ethics. Vol. 23, No. 1, p. 33-44;

  2. Denhardt, K. G. & Gilman S. C. (2002) Extremism in the Search for Virtue: Why Zero Gift Policies Spawn Unintended Consequences. Public Integrity, Vol. 4, No. 1, p. 75-80;

  3. Ruiz, J. & Bono, C. (2004) At What Price a “Freebie”? The Real Cost of Police Gratuities. Criminal Justice Ethics. Vol. 23, No. 1, p. 44-54.


Дополнительная литература:

  1. Fain, H. (2002). The Case for a Zero Gift Policy. Public Integrity, Vol. 4, No. 1, pp. 61–74;

  2. Kania, R. R. E. (2004) The Ethical Acceptability of Gratuities: Still Saying “Yes” after All These Years. Criminal Justice Ethics. Vol. 23, No. 1, p. 54-63;

  3. Prenzler, T. & Mackay, P. (1995) Police gratuities: what the public think. Criminal Justice Ethics, Vol. 14, No. 2, p.15-25;

  4. Roberts, R. N. & Marion T. Doss, Jr. (1992) Public Service and Private Hospitality: A Case Study in Federal Conflict-of-Interest Reform. Public Administration Review, Vol. 52, No. 3, pp. 260-270.


Тема 4: Критические сферы этического регулирования. Работа по совместительству и политическая деятельность государственных служащих.

Возможные негативные последствия работы государственных служащих по совместительству: конфликт интересов и конфликт приверженности. Неэффективность абсолютного запрета работы государственных служащих по совместительству. Основные подходы к регулированию работы государственных служащих по совместительству: запрет определенных видов деятельности, установление ограничений на виды и размер дополнительного дохода, установление ограничений на продолжительность работы по совместительству, получение разрешений на работу по совместительству.


  1. LAAW International (2001) Law Enforcement Off-Duty Employment: Can You Afford Not To Regulate It? - http://www.laaw.com/offdutyemp.htm;

  2. RCMP (2004) Conflict of Interest. Royal Canadian Mounted Police External Review Committee Discussion Paper No.10;

  3. Roberts, R. N. (2001) Ethics in U.S. Government: An Encyclopedia of Investigations, Scandals, Reforms, and Legislation. Westport, Connecticut: Greenwood Press;


Тема 5: Критические сферы этического регулирования. Трудоустройство после увольнения со службы.

Основные типы конфликта интересов, связанные с трудоустройством граждан после увольнения с государственной службы: «эффект шлепанцев», разглашение служебной информации, незаконное лоббирование и т.д. Основные подходы к регулированию трудоустройства граждан после увольнения с государственной службы: запрет на «смену сторон», установление «периода ожидания», получение разрешений на трудоустройство после увольнения с государственной службы. Проблема применения мер ответственности за нарушение гражданами норм о трудоустройстве после увольнения с государственной службы.
Основная литература:

  1. Kernaghan, K. (2007) Public Integrity and Post-Public Employment: Issues, Remedies and Benchmarks. Paris: OECD;

  2. Revolving Door Working Group (2005) A Matter of Trust: How the Revolving Door Undermines Public Confidence in Government - And What To Do About It. Washington, D. C.: Public Citizen's Congress Watch.


Дополнительная литература:

  1. Bertok J. (2006) Post-Public Employment, Lobbying: Are Governance Arrangements Adequate to Prevent Conflict of Interest? Paper presented at EGPA Annual Conference, 2006.

  2. Gely, R. & Zardkoohi A. (2001) Measuring the Effects of Post-Government-Employment Restrictions. American Law and Economics Review, Vol. 3, No. 2, p. 288-301;

  3. Dal Bó, E. (2006) Regulatory Capture: A Review. Oxford Review of Economic Policy, Vol. 22, No. 2, p. 203-225;

  4. Roberts, R. N. (1997) From Watergate to Whitewater: The Public Integrity War. Westport, Connecticut: Praeger.


Тема 6: Проблема «служебных разоблачений».

Понятие «служебное разоблачение». Развитие законодательства о служебных разоблачениях и законодательства о защите лиц, совершающих служебные разоблачения, в зарубежных странах. «Критические точки» процедуры служебных разоблачений, различные подходы при разработке процедуры служебных разоблачений. Проблема раскрытия государственными служащими в СМИ информации о незаконном или неэтичном поведении других должностных лиц. Культурные особенности отдельных стран как препятствие на пути распространения законодательства о служебных разоблачениях.


Основная литература:

  1. A Comparative International Analysis of Regimes for the Disclosure of Wrongdoing (“Whistleblowing”). Canada: Public Service Integrity Office, 2004.

  2. Calland R. (Ed.) (2005) Whistleblowing around the World: Law, Culture and Practice. Idasa.

  3. Truelson, Judit A. (2000) Whistleblower Protection and the Judiciary, in: Cooper T. L. (Ed). Handbook of Administrative Ethics (Public Administration and Public Policy). New York: Marcel Dekker, p. 407-428


Дополнительная литература:

  1. Park Heungsik, Rehg M. T., Donggi Lee. (2005) The Influence of Confucian Ethics and Collectivism on Whistleblowing Intentions: A Study of South Korean Public Employees. Journal of Business Ethics, Vol. 58, No. 4, p. 387–403.

  2. U.S. MSPB (1992) Whistleblowing in the Federal Government: An Update. Report by U.S. Merit System Protection Board.

  3. Ventriss C., Barney, Shane M. (2003) The Making of a Whistleblower and the Importance of Ethical Autonomy: James F. Alderson. Public Integrity, Vol. 5, No. 4, p. 355-368.


Тема 7: Нормативное закрепление стандартов поведения должностных лиц: этические кодексы и кодексы поведения.

Этические кодексы как специфический вид нормативных документов: сочетание норм права и этики. Цели этических кодексов. Содержание этических кодексов, основные сферы регулирования. Классификации этических кодексов по степени детализации, юридической силе, сфере применения. Подходы к разработке этических кодексов. Организационная культура и иные факторы успеха/неудачи этического кодекса.
Основная литература:

  1. Gilman, Stuart C. (2005) Ethics Codes and Codes of Conduct as Tools for Promoting an Ethical and Professional Public Service: Comparative Successes and Lessons. Washington, DC: World Bank.

  2. Kernaghan K. (1993) Promoting public service ethics: the codification option in: Chapman R. (Ed.) Ethics in public service. Ottawa: Carleton University Press, p. 15- 29.

  3. OECD (2000) Trust in Government. Ethics measures in OECD countries. Paris: OECD.


Дополнительная литература:

  1. Hine D. (2005) Codes of Conduct for Public Officials in Europe: Common Label, Divergent Purposes. International Public Management Journal, Vol. 8 No. 2, p. 153-174

  2. Palidauskaite J. (2003) Codes of Conduct for Public Servants in Eastern and Central European Countries: Comparative Perspective. Paper presented at the EGPA Annual Conference, 2003

  3. Plant J. F. (2000) Codes of Ethics in: Cooper T. L. (Ed). Handbook of Administrative Ethics (Public Administration and Public Policy). New York: Marcel Dekker, p. 309-335

  4. Svensson G., Wood G. (2004) Codes of ethics best practice in the Swedish public sector: A PUBSEC-scale. The International Journal of Public Sector Management Vol. 17, No. 2, p. 178-195.


Тема 8: Координирующие органы в сфере административной этики.

Подходы к созданию координирующих органов в сфере административной этики. Основные функции координирующих органов в сфере административной этики. Виды координирующих органов в зарубежных странах. Классификация ОЭСР: менеджеры, советники, цепные псы. Иные виды координирующих органов: следователи, трибуналы, доверенные лица.
Основная литература

  1. Конов А. В. Этика публичной политики: британский и российский опыт в мировом контексте // Этика публичной политики: Из опыта работы Комитета по стандартам публичной сферы Великобритании – М.: Институт права и публичной политики, 2005. – с. 8-53;

  2. Gay O. (2005) Comparing Systems of Ethics Regulation. International Public Management Journal, Vol. 8, No.2, p. 175-186;

  3. Meagher, Patrick (2005) Anti-corruption agencies: Rhetoric versus Reality. The Journal of Policy Reform, Vol. 8, No. 1, p. 69-103;

  4. OECD (1996) Ethics in the public service: Current issues and practice. Paris: OECD.


Дополнительная литература

  1. Behnke, N. (2002) A Nolan Committee for the German Ethics Infrastructure?
    European Journal of Political Research, Vo. 41, No. 5, p. 675–708;

  2. Brown A.J., Head B. (2005) Institutional Capacity and Choice in Australia’s Integrity Systems. Australian Journal of Public Administration, Vol. 64, No. 2, p.84-95.

  3. Heilbrunn, John R. (2004) Anti-Corruption Commissions: Panacea or Real Medicine to Fight Corruption? Washington, DC: The International Bank for Reconstruction and Development /The World Bank;

  4. Rosenson, Beth A. (2003) Against their Apparent Self-Interest: The Authorization of State Legislative Ethics Commissions, 1973-96. State Politics and Policy Quarterly, No. 3, p.42-65.

  5. Smith R. W. (2003) Enforcement or Ethical Capacity: Considering the Role of State Ethics Commissions at the Millennium. Public Administration Review, Vol. 63, Issue 3, p. 283-295.


Тема 9: Оценка эффективности этического регулирования.

Проблемы количественной оценки уровня «этичности» в государственных органах. Влияние реформ в сфере административной этики на эффективность государственного управления, уровень доверия граждан к органам власти, карьеру политических деятелей и государственных служащих. Непредвиденные последствия анти-коррупционных, в том числе «этических», реформ. Попытки создания процедур оценки эффективности этического регулирования: объективные показатели, субъективные показатели, контрольные листы.
Основная литература:

  1. Anechiarico F., Jacobs, James B. (1998) The Pursuit of Absolute Integrity: How Corruption Control Makes Government Ineffective. Chicago: The University of Chicago Press.

  2. Herrick R. (2003) Fashioning the More Ethical Representative. Westport, Connecticut: Praeger.

  3. MacKenzie G. Calvin, Hafken M. (2002) Scandal Proof: Do Ethics Laws Make Government Ethical? Washington, D.C.: Brookings Institution Press.

  4. OECD (2005) Public Sector Integrity: A Framework for Assessment. Paris: OECD.


Дополнительная литература

  1. Feldheim, Mary Ann, Wang, Xiahou. (2004) Ethics and Public Trust: Results from a National Survey. Public Integrity, Vol. 6, No. 1, p. 63–75.

  2. Kaptein M., Huberts L., Avelino S., Lasthuizen K. (2005) Demonstrating Ethical Leadership by Measuring Ethics: A Survey of U.S. Public Servants. Public Integrity, Vol. 7, No. 4, p. 299–311.

  3. Kerns P., Sampson G. (2003) Do Ethics Laws Work? As Legislatures Continue to Strengthen their Ethics Laws, Policymakers and the Public Wonder about the Results. State Legislatures, Vol. 29, Issue 7, p. 40-43.

  4. Roberds, Stephen C. (2004) Do Congressional Ethics Committees Matter? U.S. Senate Ethics Cases, 1789-2000. Public Integrity, Vol. 6, No. 1, p. 25-38.

  5. Rosenson, Beth. A. (2005) Costs and Benefits of Ethics Laws. International Public Management Journal, Vol. 8, No. 2, p. 209-224.



Тема 10: Служебная этика и регулирование конфликта интересов в России.

Осознание важности этического регулирования государственной службы в России (Концепция Административной реформы 1998 года). Концепция реформирования системы государственной службы РФ 2001 года. Указ Президента «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих». Нормы о регулировании конфликта интересов и иные процедур этического регулирования, закрепленные в ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Проект ФЗ «Кодекс служебного поведения должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления». Процедуры этического регулирования в законодательстве субъектов РФ. Этическое регулирование в правоохранительных и таможенных органах России. Иные инициативы в сфере этического регулирования.
Основная литература:

  1. Конов А. В. Этика публичной политики: российский и британский опыт в мировом контексте. // Этика публичной политики: Из опыта работы Комитета по стандартам публичной сферы Великобритании. М.: Институт права и публичной политики, 2005.

  2. Реформа государственной службы России: история попыток реформирования с 1992 по 2000 год. М.: Издательство «Весь мир», 2003.


Данная тема будет рассматриваться преимущественно на основании принятых нормативных актов, а также проектов нормативных актов и аналитических материалов, подготовленных в ходе реализации Федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)».


VI.Вопросы для оценки качества освоения дисциплины




  1. Философские допущения, лежащие в основе integrity-based approach.

  2. Философские допущения, лежащие в основе compliance-based approach.

  3. Понятие конфликта интересов. Реальный, потенциальный и мнимый конфликт интересов.

  4. Использование налогового декларирования для выявления конфликта интересов и «индикаторов коррупции».

  5. Содержание и степень подробности деклараций интересов должностных лиц в разных странах.

  6. Возможные подходы к организации процедуры декларирования.

  7. Позитивные и негативные последствия внедрения процедуры декларирования интересов.

  8. Меры по устранению конфликта интересов.

  9. Основные аргументы в пользу полного запрета подарков.

  10. Основные аргументы против полного запрета подарков.

  11. Основные подходы к регулированию получения должностными лицами подарков.

  12. Основные подходы к регулированию работы должностных лиц по совместительству.

  13. Политическая деятельность государственных служащих как «критическая сфера» этического регулирования (на примере закона Хетча).

  14. Преимущества и недостатки «вращающейся двери». Феномен regulatory capture.

  15. Основные подходы к регулированию «вращающейся двери».

  16. Законодательство о служебных разоблачениях: зарождение и особенности содержания (США).

  17. Законодательство о служебных разоблачениях в Великобритании.

  18. «Обязательные» элементы процедуры служебных разоблачений.

  19. Органы координаторы в сфере административной этики. Основные функции.

  20. Классификация органов координаторов в сфере административной этики: типология ОЭСР (на примере отдельных стран).

  21. Порядок работы Службы правительственной этики (США).

  22. Порядок работы Комитета по стандартам публичной сферы (Великобритания).

  23. Порядок работы Независимой комиссии по борьбе с коррупцией (Гонконг).

  24. Система следователи-трибуналы (на примере Великобритании).

  25. Закрепление стандартов поведения в нормативных правовых актах: возможные подходы.

  26. Международные стандарты поведения должностных лиц.

  27. Этические кодексы: понятие и основные подходы к классификации.

  28. Оценка эффективности анти-коррупционных реформ: «объективные» показатели.

  29. Оценка эффективности анти-коррупционных реформ: субъективные показатели.

  30. Оценка эффективности анти-коррупционных реформ: контрольные листы.

  31. Административная этика в России. Инициативы законодательной власти.

  32. Административная этика в России. Проект ФЗ «Кодекс служебного поведения должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления».

  33. Административная этика в России. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

  34. Административная этика в России. Указ Президента РФ «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов».



VII. Примерные темы рефератов.




  1. Концепция «рациональной бюрократии» М. Вебера и современная административная этика в западных странах.

  2. Мораль и бюрократия у Конфуция и М. Вебера.

  3. Критика моральных оснований «рациональной бюрократии» (на примере произведений А. Макинтайра, З. Баумана).

  4. Административная этика в контексте работ М. Фуко.

  5. Новое государственное управление (New Public Management) и этика государственной службы.

  6. Административная этика и принцип прозрачности государственного управления.

  7. Место административной этики в системе мер противодействия коррупции.

  8. Преимущества и недостатки «силовых» анти-коррупционных реформ.

  9. Степень детализации деклараций интересов: преимущества и недостатки различных подходов.

  10. Налоговое декларирование и декларирование интересов: общее и различное.

  11. Проблема открытости сведений, декларируемых должностными лицами.

  12. Роль руководителя в этической инфраструктуре государственной службы.

  13. Этические кодексы в государственном и частном секторе: общее и особенное.

  14. Система этических кодексов отдельной страны (выбор конкретной страны осуществляется на основе консультаций с преподавателем).

  15. Система органов координаторов в сфере административной этики отдельной страны (выбор конкретной страны осуществляется на основе консультаций с преподавателем).

  16. Использование провокаций для выявления коррупции: правовые и этические аспекты.

  17. Роль средств массовой информации в этической инфраструктуре государственного управления.

  18. Стоимость этических реформ (на примере конкретной страны).

  19. Политический скандал как катализатор этических реформ (на примере конкретной страны).

  20. Проявления «зависимости от выбранного пути» в сфере этических реформ.

  21. Оценка эффективности анти-коррупционных реформ: возможные подходы.

  22. Метод checklists: инструмент познания или средство продвижения?

  23. Каким образом анти-коррупционные реформы влияют на уровень доверия граждан к органам государственной власти?

  24. Методы обучения должностных лиц административной этике: обзор существующих практик и собственные предложения.

  25. Влияние организационной культуры государственной службы на поведение чиновников и степень успешности «этических» реформ.

  26. Нужна ли России этическая инфраструктура государственной службы?

  27. Может ли конституционной режим быть основой для формулирования ценностей государственной службы в России?

  28. Возможность и необходимость законодательства о служебных разоблачениях в России.

  29. Возможная процедура декларирования интересов государственных гражданских служащих Российской Федерации.

  30. Преимущества, недостатки и возможные меры регулирования работы по совместительству российских правоохранительных служащих.

  31. Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов: преимущества и недостатки предлагаемого порядка функционирования.

  32. Парламентская этика: возможные процедуры этического регулирования деятельности российских парламентариев.



Автор программы:


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Факультет государственного и муниципального управления Программа дисциплины iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Факультет государственного и муниципального управления Кафедра теории и практики государственного управления
Факультет государственного и муниципального управления Программа дисциплины iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Факультет государственного и муниципального управления Кафедра Управления наукой и инновациями
Факультет государственного и муниципального управления Программа дисциплины iconПрограмма промежуточной аттестации дисциплины делопроизводство в...
Выявить имеют ли студенты целостное представление об организации документирования управленческой деятельность в органах государственного...
Факультет государственного и муниципального управления Программа дисциплины iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Факультет государственного и муниципального управления Кафедра управления государственными и муниципальными заказами
Факультет государственного и муниципального управления Программа дисциплины iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Факультет государственного и муниципального управления Кафедра управления развитием территорий и регионалистики
Факультет государственного и муниципального управления Программа дисциплины iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Факультет государственного и муниципального управления Кафедра управления государственными и муниципальными заказами
Факультет государственного и муниципального управления Программа дисциплины iconПравительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный...
Программа учебного курса «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления»
Факультет государственного и муниципального управления Программа дисциплины iconПрограмма дисциплины «Взаимодействие государства и бизнеса: формы и технологии»
Автор программы: Сергей Сергеевич Бойко (), доцент кафедры теории и практики государственного управления факультета государственного...
Факультет государственного и муниципального управления Программа дисциплины iconРабочая программа по дисциплине б основы государственного и муниципального управления
Кафедра Конституционного строительства и государственного и муниципального управления
Факультет государственного и муниципального управления Программа дисциплины iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Факультет государственного и муниципального управления Кафедра государственной и муниципальной службы
Факультет государственного и муниципального управления Программа дисциплины iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Факультет государственного и муниципального управления Кафедра финансового менеджмента в государственном секторе
Факультет государственного и муниципального управления Программа дисциплины iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Факультет Государственного и муниципального управления Кафедра Теории организаций
Факультет государственного и муниципального управления Программа дисциплины iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Факультет государственного и муниципального управления Кафедра теории организаций
Факультет государственного и муниципального управления Программа дисциплины iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Факультет Государственного и муниципального управления Кафедра Местного самоуправления
Факультет государственного и муниципального управления Программа дисциплины iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Факультет государственного и муниципального управления Кафедра теории организации
Факультет государственного и муниципального управления Программа дисциплины iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Факультет Государственного и Муниципального Управления Кафедра Местного Самоуправления


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск