Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
Факультет государственного и муниципального управления Кафедра финансового менеджмента в государственном секторе
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
«Роль бюджетных организаций в экономике страны» Студент группы № 491:
Никитушкина Екатерина
Михайловна Руководитель ВКР:
К.э.н., доц. Ветрова Евгения Юрьевна Рецензент: Начальник Отдела методологии контрактных отношений публично-правовых образований Министерства финансов РФ Сергеева Вероника Александровна
Москва, 2013
Оглавление Введение 2
Глава 1.Бюджетные организации - инструмент реализации распределительной функции бюджета 5
Часть 1.1.Место бюджетных организаций в деятельности общественного сектора 5
Часть 1.2.Функционирование бюджетных организаций в качестве инструмента реализации распределительной функции бюджета 13
Часть 1.3 Финансирование бюджетных организаций 23
Глава 2.Исследование экономического потенциала различных типов и видов образовательных учреждений 30
Часть 2.2.Потенциальные возможности получения собственных доходов для различных видов учреждений образования 39
Заключение 57
Список источников: 59
Введение Начиная с 2000года в Российской Федерации проходит масштабное многоэтапное реформирование управления общественными финансами, которое нацелено на повышение эффективности и результативности деятельности органов государственной власти. Главной задачей реформы являлся уход от модели управления затратами к модели управления результатами или, другими словами, к концепции бюджетирования, ориентированного на результат. Для решения данной задачи было решено приступить к реструктуризации бюджетной сети. Как известно, сеть бюджетных организаций РФ, которая существовала до начала процесса реформирования, была создана в эпоху господства других социально-экономических принципов, отличных от принципов рыночных хозяйствования, и , как следствие, современные принципы оптимальности и достаточности оказания социальных услуг не применялись. Вследствие сметного финансирования от фактически сложившихся расходов вне зависимости от изменения объема предоставляемых услуг у учреждений вовсе отсутствовали стимулы к повышению результативности собственной деятельности и эффективности расходования бюджетных средств, что оказывало существенное негативное влияние на качество оказываемых услуг.
Однако такие законы, как ФЗ N 83 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений и ФЗ N174 "Об автономных учреждениях", были направлены на решение перечисленных выше проблем. В результате изменилось правовое положение существующих бюджетных учреждений, у которых появились возможности функционировать в условиях рыночной среды с целью создания условий и стимулов для сокращения внутренних издержек и повышения эффективности использования полученных средств. Реформирование бюджетной сети необходимо и потому, что именно путем ее эффективного функционирования возможна реализация государственных мер, направленных на решение экономических, социальных и иных общественных проблем. Таким образом, актуальность темы данной работы связана со становлением бюджетной сети в результате прошедших в РФ реформ в качестве эффективной системы своеобразных "посредников" между государством и гражданами, основная цель которых - предоставление качественных государственных услуг населению при одновременном сокращении своих внутренних издержек и наращивании собственной доходной базы.
Объектом исследовании данной работы являются бюджетные организации, созданные в таких сферах, как образование, здравоохранение, культура, социальная политика и физкультура и спорт. Предмет исследования - статистические показатели, позволяющие выявить особенности функционирования бюджетных организаций в различных отраслях . Целью данной работы является выявление роли бюджетных организаций как инструмента реализации распределительной функции бюджета и экономических последствий изменений в особенностях функционирования этих учреждений. Поставленная цель определяет задачи работы:
- определить роль общественного сектора, или, другими словами, государства в экономике страны;
- определить место бюджетных организаций в деятельности общественного сектора;
- вычесть долю совокупного валового внутреннего продукта, который перераспределяется казенными, бюджетными и автономными учреждениями, функционирующими в сфере образования, здравоохранения, культуры, социальной политики и физкультуры и спорта;
- на примере сферы образования исследовать сложившуюся структуру учреждений и объяснить сложившееся распределение учреждений по типам;
- для отдельных типов и видов образовательных учреждений исследовать возможности получения собственных доходов;
- определить экономический потенциал образовательных учреждений.
Основные методы исследования, использованные в данной работе, -методы анализа, синтеза, обобщения и сравнения специальной литературы, написанной русскими экспертами в данной области, такими как Л.И. Якобсон, Г.Б.Поляк, Д.В. Жигалов, К. Чагин и др. , а также сравнительный анализ соответствующего законодательства. Кроме того, был обработан большой объем статистических данных, взятых из статистических ежегодников на сайте Росстата и из ФЗ-216 и ФЗ-371 о федеральных бюджетах на 2012(и на плановый период)и 2013года(и на плановый период),а также вычислены показатели экономического потенциала различных государственных образовательных учреждений.
В данной работе на проверку выдвигается следующая гипотеза: существование каждого типа бюджетных организаций оправдано в силу объективных причин, поскольку деятельность каждого направлена на реализацию различных целей государственной социальной политики.
Работа состоит из введения, основной части, включающей две главы, заключения и списка литературы, включающего 39 источников.
|