Скачать 281.69 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________ /Волосникова Л.М./ __________ _____________ 2011г. Основы экологии Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 221400.62 – управление качеством, заочной формы обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы _____________________________/Шаповалов С.И./ «20» марта 2011г. Рассмотрено на заседании кафедры экологии и генетики 25 марта 2011 г. № протокола 12 Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем ____12_____стр. Зав. кафедрой ______________________________/Пак И.В./ « 25» марта 2011 г. Рассмотрено на заседании УМК Института психологии и педагогики « 18 » мая 2011 г. № протокола 11 Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ________________________/Арефьева А.В./ « 18 » мая 2011г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.А./ «______»_____________2011 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт математики, естественных наук и информационных технологий Кафедра экологии и генетикиШаповалов С.И. Основы экологии Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 221400.62 – управление качеством, заочной формы обучения Тюменский государственный университет 2011 Шаповалов С.И. Основы экологии. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 221400.62 – управление качеством, заочной формы обучения. Тюмень, 2011, 13 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Основы экологии [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой экологии и генетики. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой экологии и генетики, д.б.н. Пак Ирина Владимировна© Тюменский государственный университет, 2011. © Шаповалов С.И., 2011.
Целью дисциплины «Основы экологии» является получение базовых знаний о взаимодействии организмов с экологическими факторами. В процессе изучения дисциплины бакалавры решают следующие задачи: в систематизированной форме усваивают организацию экосистем и сообществ, исследуют общие проблемы демэкологии, познают закономерности развития экосистем, выясняют общие закономерности взаимодействия организмов с экологическими факторами. Учебно-методический комплекс «Основы экологии» соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Дисциплина «Основы экологии» относится к циклу Б.2.: Математический, естественно-научный цикл: вариативная часть. Она логически и содержательно-методически взаимосвязана с дисциплинами гуманитарного, социального и экономического цикла: базовой частью и профессиональным циклом: базовой (общепрофессиональной) частью: экономикой; юриспруденцией; математикой. Для успешного освоения дисциплины необходимы базовые знания по химии, физике, математике, умение использовать современные образовательные и информационные технологии.
В результате освоения ООП бакалавр должен обладать следующими компетенциями: - пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии – ОК 2; В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
2. Структура и трудоемкость дисциплины Семестр 4. Форма промежуточной аттестации зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа. 3. Тематический план Таблица 1
Таблица 2 Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
Таблица 3 Планирование самостоятельной работы студентов
Модуль 1. Экология в современном мире
Сущность экологического кризиса, его причины (отсутствие политической воли правительства, слабое развитие законодательства, дефекты организации государственного управления в области охраны природы, приоритет экономических интересов над экологическими, ведомственные интересы, дефицит финансирования программ по охране природы, дефицит межведомственных специалистов экологов: -юристов, -экономистов и т. д., низкий уровень правосознания). Особенности протекания экологического кризиса в СССР и в капиталистических странах. Основные концепции взаимодействия общества и природы (потребительское, невмешательства, ограничения экономического развития, устойчивого развития). Пути решения экологических проблем (формирование: нового эколого-правового мировоззрения, выработка последовательной государственной экологической политики, современного экологического законодательства, создание оптимальной системы государственных органов управления в области охраны природы и природопользования; обеспечение оптимального финансирование мероприятий по охране природы; привлечение к охране природы широких масс населения; экологическое воспитание и подготовка специалистов экологов
Роль экологических знаний в решении экономических, политических и социальных проблем (показать на конкретных примерах). Экологические причины конфликтов между государствами. Причины экологического неравенства государств и отдельных граждан. Экологические войны (экоцид). Экологические последствия ядерного конфликта. Значение экологических знаний в обеспечении населения основными природными ресурсами. Сущность экологического мировоззрения. Модуль 2. Основные понятия экологии
Вульгарное и неверное использование термина «экология». Экология как наука и учебная дисциплина, ее структура, подразделение на отрасли. Экология и энвайронментология. Экология как интегративная наука, ее связь с другими естественными науками. Понятие экосистемы и биосферы. Функциональные группы организмов в экосистеме. Разнообразие экосистем. Место человека в различных экосистемах.
Поток энергии в экосистеме. Понятие пищевой цепи и пищевой сети. Причины потерь энергии в пищевой цепи. Положение человека в пищевой цепи. Способы оптимизации пищевых цепей в регулируемых экосистемах. Типы пищевых цепей, их роль в отдельных экосистемах. Типы экологических пирамид. Энергетические субсидии в экосистемы. Правило 10%.
Блочная модель круговорота биогенов. Круговорот биогенов в различных экосистемах. Нарушение круговорота биогенов в процессе экологической сукцессии. Особенности круговорота биогенов в различных экосистемах. Оптимизация круговорота биогенов в искусственных экосистемах. Экологические сукцессии, их типы и причины. Продуктивность различных экосистем: основные понятия, связанные с продуктивностью. Влияние на продуктивность экосистем отдельных экологических факторов. Продуктивность различных экосистем. Влияние на продуктивность экосистем энергетических субсидий. Способы повышения продуктивности управляемых искусственных и трансформированных экосистем. Модуль 3. Экологическая культура 6.Экология, здоровье человека и экологическая безопасность Понятие «здоровье» и «среда». Понятие «качество окружающей среды», нормативы качества. Классификация экологического неблагополучия. Критерии оценки изменения среды обитания и состояния здоровья населения. Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Болезни, связанные с неблагоприятной окружающей средой. Мониторинг качества окружающей среды. Влияние социально-экологических факторов на здоровье населения: социальная среда, акселерация, аллергизация населения, онкологическая заболеваемость и смертность, избыточный вес, инфекционные болезни, абиологические тенденции. Гигиена и здоровье Критерии оценки изменения природной среды. Влияние антропогенных загрязнителей атмосферного воздуха на здоровье населения. Вода как фактор здоровья. Проблемы перенаселенности Земли. Экологическая безопасность и ее критерии. Экологически приемлемый риск, оценка риска, управление риском. 7.Особенности функционирования системы «природа-общество». Особенности искусственных экосистем, их классификация и функции. Устойчивость естественных и искусственных экосистем. Управление популяциями и экосистемами. Экология урбанизированных комплексов. Агроэкология. Охрана экосистем и сообществ. 8. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Потепление климата. Понятие парникового газа, причины и следствия потепления климата. Киотский протокол. Квоты на выбросы парниковых газов. Влияние загрязнения на климат атмосферы. Управление климатом. Действительные причины изменения климата на планете. Экологические перспективы человечества. 9.Экологизация общественного сознания Антропоцентризм и экоцентризм. Формирование нового экологического сознания. Экологическое образование, воспитание и культура. Международное сотрудничество в области экологии. Основные принципы международного сотрудничества. Участие России в международном экологическом сотрудничестве. 5. Планы практических занятий Семинар «Экологический кризис» Обсуждаемая тема: 1.Причины экологического кризиса. Семинар «Экология в современном мире» Обсуждаемая тема: 1.Роль экологии в современном обществе. Семинар «Основные понятия экологии» Обсуждаемая тема: 1.Структура экосистемы. Семинар «Экологические законы и правила» Обсуждаемая тема: 1. Положение человека в пищевой цепи. Семинар «Круговорот вещества в экосистеме и биосфере» Обсуждаемая тема: 1. Оптимизация круговорота биогенов в искусственных экосистемах. Семинар «Экология, здоровье человека и экологическая безопасность» Обсуждаемая тема: 1. Понятие «качество окружающей среды». Семинар «Особенности функционирования системы «природа-общество» Обсуждаемая тема:
Семинар «Глобальные экологические проблемы и пути их решения» Обсуждаемая тема:
Семинар «Экологизация общественного сознания» Обсуждаемая тема: 1. Основные принципы международного сотрудничества. 6. Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля). Модуль 1. I. Введение. Экологический кризис. II. Экология в современном мире Темы презентаций:
Модуль 2. III. Основные понятия экологии Темы рефератов:
4. Графическая модель биогеоценоза 5. Биогеоценоз и экосистема 6. Разнообразие экосистем IV. Экологические законы и правила Тест См. учебное пособие С. И. Шаповалов Основы общей экологии и рационального природопользования. Изд-во. ТюмГУ 2007. 66 с. Практические занятия С. И. Шаповалов «Основы общей экологии и рационального природопользования». Изд-во. ТюмГУ 2007. 66 с. V. Круговорот вещества в экосистеме и биосфере Темы презентаций 1. Потоки энергии в различных экосистемах 2. Закономерности переноса энергии в пищевой цепи 3. Оптимизация пищевых цепей в регулируемых экосистемах 4.Продуктивность дождевого тропического леса 5. Продуктивность агроэкосистем 6. Продуктивность мангровых лесов Модуль 3. VI. Экология, здоровье человека и экологическая безопасность Темы презентаций: 1. Экология рака 2. Смог и здоровье человека 3. Яды в нашей пище 4. Тяжелые металлы в пищевых цепях 5. Источники радионуклидов в окружающей среде и их влияние на репродуктивное здоровье человека 6. Пестициды в нашей пище. VII. Особенности функционирования системы «природа-общество» Темы презентаций: 1. Особенности агроэкосистем 2. Гетеротрофные искусственные экосистемы 3. Проект «Биосфера-2» 4. Классификация искусственных и трансформированных экосистем 5. Парк как трансформированная экосистема 6. Экосистема космического корабля VIII. Глобальные экологические проблемы Тесты: См. учебное пособие: С. И. Шаповалов «Основы общей экологии и рационального природопользования». Изд-во. ТюмГУ 2007. 66 с. Практические занятия: С. И. Шаповалов «Основы общей экологии и рационального природопользования» Изд-во. ТюмГУ 2007. 66 с. IX. Экологизация общественного сознания Темы рефератов: 1. Россия и глобальные проблемы экологии. 2. Основные методы экологического воспитания и образования. 3. Международное сотрудничество по вопросам глобальной экологии. 4. Экологизация общественного производства. Контрольные вопросы к зачету
7. Образовательные технологии Мультимедийные средства обучения (презентации по всем темам тематического плана), проблемные и исследовательские методы, модульно-рейтинговые и интерактивные технологии. Интерактивные формы: По теме 2: Конференция «Экология в современном мире» По теме 3: Работа исследовательских групп «Графическая модель биогеоценоза» По теме 4: Имитационная игра «Экосистемы, популяции, охрана и управление» По теме 6: Имитационная игра «Круговорот биогенов» По теме 7: Конференция «Экосистема города» По теме 8: Проведение групповой дискуссии «Понятие качества окружающей среды» По теме 9: Просмотр фильмов и дискуссия «Потепление климата» 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля). 8.1.Основная литература: 1. Одум Ю. Экология. М.: Изд-во Мир. 1986,Т. 1 327 с, т. 2 376 с 2. Бигон М., Харпер Дж., Таунсенд К. Экология (особи, популяции, сообщества). М. : Изд-во Мир. 1989,Т. 1, 667 с., Т. 2 477 с. 3.Уиттекер Р. Сообщества и экосистемы. М: Изд-во Прогресс. 1980, 327 с. 4. Риклефс Р. Основы общей экологии. М.: Изд-во Мир. 1979, 375 с. 5. Рамад Ф. Основы прикладной экологии. Л.: Изд-во Гидрометеоиздат. 1981, 720 с. 6. Шилов И. А..Экология. М.: Изд-во Высшая школа. 1997, 512 с. 7. Винокуров Ю. Е. Экологическое право России Изд-во «Экзамен», 1995, 542 с 8. Бринчук М. М. Экологическое право. М.: Изд-во Юрист 1998, 688 с. 9. Петров В. В.. Экологическое право России. М.: Изд-во «Бек», 1997, 557 с. 10. Павлов А. И. Основы экологической культуры. СПб.: Политехника. -2004, 333 с. 11. И.И.Мазур, О.Н.Козлова, С.Н.Глазачев. Путь к экологической культуре. М.: Горизонт, 2001. 194с. 12. Федорчук А.Г. Экология. Учебное пособие. Беларусь, 2010. 483 с. 13. Хрестоматия по общей экологии (развитие идей) / Сост. Н. А. Кузнецова. М.: Изд-во МНЭПУ, 2001. 292 с. 13. Пискулова Н. А. Экология и глобализация. М.: МГИМО-Университет, 2010. 398 с. 8.2. Дополнительная литература: 1. Уатт К.1971. Экология и управление природными ресурсами М.: Мир. 463 с. 2. Небел Б.. Наука об окружающей среде (как устроен мир). М.: Изд-во Мир. 1993, Т. 1 , 420 с., Т., 328 с. 3. Ревель П. Ревель Ч. Среда нашего обитания. М.: Изд-во Мир. 1995, Т. 1, 340 с., Т. 2, 296 с., Т. 3, 291 с. Т. 4. 191 с. 4. Ясвин В.А. Формирование экологической культуры как приоритет региональной экологической политики // Материалы Всероссийской конференции «Развитие региональных систем экологического образования» (Пермь, 26-28 сентября 2000 г.). Пермь: Издательство ПГПУ, 2000. С. 3-26. 5. Лагутин А.О. Экологическая культура как фактор устойчивого развития общества: диссертация ... кандидата культурол. наук: 24.00.01.- Краснодар, 2001.- 159 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-24/25-2. 6. Каргаполова О. Е. Экологическая культура как фактор устойчивого развития региона Диссертация кандидата культурологических наук. Нижневартовск. 2005, РГБ ОД 61:06 211, 160 с. 7. Хански И. Ускользающий мир: экологические последствия утраты местообитаний. М., 2010. 456 с. 8. Флинт В.Е. Стратегия сохранения редких видов в России: Теория и практика. М., 2004. 376 с. 8.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы: 1. Журнал «Природа» [электронный ресурс] / Режим доступа: htth://www.ras.ru/publishing/nature.aspx, свободный. 2. Официальный сайт издательства: «Наука» [электронный ресурс] / Режим доступа: htth://www.naukaran.ru, свободный. 3. www.membrana.ru Сайт Membrana 9. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины. Дисциплина обеспечена компьютерными презентациями, составленными автором, видеофильмами. На факультете имеется для проведения занятий 3 мультимедийные аудитории, изданы методические указания для проведения практических занятий по всем темам курса |
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки 221400. 62 «Управление качеством» профиль «Управление качеством в социально-экономических системах» очной и заочной формы обучения | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... «Управление качеством» профиль «Управление качеством у социально-экономических системах» очной и заочной форм обучения | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной, заочной формы обучения Воронцова А. В., Кириченко А. Н семова Н. Г. Качество жизни. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной,... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной и заочной форм обучения Майснер Т. В. Технология менеджмента качества и охрана окружающей среды. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной и заочной форм обучения Болотина Г. К. Управление экономикой качества. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной и заочной форм... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной и заочной форм обучения направления 221400. 62 «Управление качеством»... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной и заочной форм обучения Болотина Г. К. Методы совершенствования смк. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной и заочной форм обучения... | Учебно-методический комплекс рабочая программа Воронцова А. В., Рыбка А. Г. Международный стандарт управления качеством учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной формы обучения Рыбка А. Г., Кириченко А. Н., Гавронина А. В. Социальная ответственность организации. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... В. П. Авдеева. Основы правовой охраны интеллектуальной собственности. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Гербер Л. П., Бондаренко П. Ю. Маркетинг. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 220501. 65 «Управление... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов по специальности... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62 «Туризм», профиль подготовки "Технология и организация... |