Президенте Республики Казахстан Институт правосудия Зав кафедрой «Уголовно правовые дисциплины» Маликова Айгуль Шарифхановна





Скачать 93.35 Kb.
НазваниеПрезиденте Республики Казахстан Институт правосудия Зав кафедрой «Уголовно правовые дисциплины» Маликова Айгуль Шарифхановна
Дата публикации30.04.2015
Размер93.35 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
Академия государственного управления

при Президенте Республики Казахстан

Институт правосудия

Зав. кафедрой «Уголовно – правовые дисциплины»

Маликова Айгуль Шарифхановна

ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЮ КОРРУПЦИИ
Корни коррупции уходят в прошлое, историко-правовые исследования неопровержимо доказывают, что она существовала в обществе с момента возникновения управленческого аппарата. Известный итальянский политический деятель Макиавелли писал: «законы, даже самые лучшие, бессильны воспрепятствовать этому, ибо их губит дурное применение…законы начинают издаваться не для общего блага, а ради выгоды отдельных лиц»[1].

Коррупция (лат. «corruptio») означает подкуп; подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц. Определение «corrumpere» в римском праве трактовалось как повреждать, ломать, разрушать, подкупать и означало противоправные действия в судебной практике.

Наиболее пораженными коррупцией всегда являлись государственные структуры, связанные с рассмотрением вопросов финансирования, кредитования, приватизации, государственных закупок, осуществления банковских операций, создания и регистрации коммерческих организаций, лицензирования, распределения фондов, проведения земельной реформы и т. д [2].

Субъектами коррупционных отношений выступают, с одной стороны, должностные лица, с другой стороны - представители легального и нелегального частного сектора. Объектом коррупции могут являться практически все установленные и охраняемые законом государственные, общественные и хозяйственные отношения.

По уровням функционирования коррупция может быть классифицирована на низовую, верхушечную и вертикальную. Эти виды коррупции, образуя единую систему, тесно связаны друг с другом.

Низовая коррупция наиболее распространена на среднем и низшем уровнях органов власти и управления и связана с постоянным взаимодействием чиновников и граждан (регистрации, штрафы, лицензирование, различные разрешения, выдача справок и т.п.).

Верхушечная коррупция охватывает политиков, работающих в органах власти, среднее и в некоторой части высшее чиновничество и связана с принятием решений, имеющих высокую цену (лоббирование и принятие законов, государственные закупки и заказы, изменение форм собственности и т.д.). Экономический ущерб, который наносится государству в этих случаях, может в десятки и сотни раз превышать сумму незаконного вознаграждения, полученного чиновником за свое действие или бездействие.

Вертикальная коррупция имеет место в том случае, когда чиновник нижестоящего государственного органа дает взятку своему вышестоящему начальнику за то, что тот покрывает коррупционные действия взяткодателя или представляет дополнительные финансы, ресурсы и полномочия. Она выступает в качестве «связующего звена» между верхушечной и низовой коррупцией. Данный вид коррупции особенно опасен, поскольку свидетельствует о переходе коррупции из стадии разрозненных актов в стадию укореняющихся организованных форм. Большинство специалистов, изучающих коррупцию, относят к ней и покупку голосов избирателей во время выборов. Избиратель обладает по Конституции ресурсом, который называется «властные полномочия». Эти полномочия он делегирует избираемым лицам посредством специфического вида решения – голосования. Избиратель должен принимать это решение исходя из соображений передачи своих полномочий тому, кто, по его мнению, может представлять его интересы, что является общественно признанной нормой. В случае покупки голосов избиратель и кандидат вступают в сделку, в результате которой избиратель, нарушая упомянутую норму, получает деньги или иные блага, кандидат, нарушая избирательное законодательство, надеется обрести властный ресурс.

В зависимости от сферы деятельности следует различать следующие виды коррупции: [3]

- коррупция в сфере государственного управления имеет место потому, что существует возможность государственного служащего (чиновника) распоряжаться государственными ресурсами и принимать решения не в интересах государства и общества, а исходя из своих личных корыстных побуждений;

- коррупция на предприятиях имеет место, когда, к примеру, сотрудник организации (коммерческой или общественной) может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами: у него также есть возможность незаконного обогащения с помощью действий, нарушающих интересы организации, в пользу второй стороны, получающей от этого свои выгоды.

Противозаконное лоббирование в законодательных органах очень трудно поддается контролю и уголовному преследованию, в первую очередь, из-за депутатской неприкосновенности.

Экономические причины коррупции представляют собой наличие таких условий, которые создают почву для коррупционных правонарушений в экономической и финансовой сферах.

В экономической сфере коррупция способствует возникновению и развитию целого ряда негативных явлений и процессов. Нарушается механизм рыночной конкуренции, поскольку в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки. Это способствует возникновению монополистических тенденций в экономике, снижению эффективности ее функционирования и дискредитации идей свободной конкуренции.

Неэффективное распределение средств государственного бюджета, особенно при распределении государственных заказов и выделении кредитов, препятствует тем самым эффективной реализации правительственных программ.

Приватизация в любом государстве служит источником коррупции. Ситуация усугубляется масштабностью приватизации, слабостью контроля за ее ходом. Наиболее распространенными правонарушениями являются присвоение денежных средств, уценивание приватизируемых объектов по заниженным суммам, манипуляции условиями конкурсов, скупка предприятий чиновниками через доверенных лиц и др.

В банковской сфере сотрудничество чиновников с коммерческими банками облегчает получение ими льготных кредитов, займов, ссуд.

Среди специфических причин и условий, способствующих росту коррупционных правонарушений, является рост экономических преступлений. Несовершенство рыночных отношений в экономике, пробелы в законодательстве, проблемы в формировании нравственной позиции граждан, взяточничество в государственном аппарате, неэффективность деятельности правоохранительных органов, затягивание рассмотрения дел судами и т.д. - подходящие условия, способствующие совершению коррупционных правонарушений преступными элементами. Правоохранительные органы и экономическая преступность, сращиваясь, создают среду, которая серьезно препятствует борьбе с коррупцией. Созданные «бригады» зарабатывают деньги на развале уголовных дел, за взятки организуется давление правоохранительных органов на конкурентов в коммерческой сфере.

Наконец, коррупция является средством, способствующим обеспечению благоприятных условий для формирования и развития организованной преступности и теневой экономики. Это приводит к снижению налоговых поступлений в государственный бюджет, оттоку капитала за рубеж и затрудняет возможность государства эффективно выполнять свои экономические, политические и социальные функции.

Международное сообщество особо озабочено транснациональной коррупцией. Оно рекомендует предусмотреть в национальном законодательстве также уголовную ответственность за подкуп вне пределов своей страны. США первая страна, которая ввела ее. После разоблачения случаев взяток в 1977 году, которые выплачивались крупными корпорациями США за получение иностранных заказов, был принят Закон «О практике коррупции за рубежом», в котором говорится, что все фирмы, контролируемые Комиссией по ценным бумагам и бирже (SEC), и другие американские «национальные концерны» не имеют права «с коррупционной целью» предлагать, давать или разрешать выплату какой-либо ценности какому-либо «иностранному официальному лицу» или иностранной политической партии с целью воздействовать на официальный акт или решение ради получения конкурентного преимущества. Санкции – до 2 млн. долларов штрафа для корпораций и до 5 лет тюремного заключения для физических лиц.

Таким образом, следует, очевидно, оценивать каждую новую законодательную меру по регулированию рынка с точки зрения того, не заставляет ли она бизнес прибегать к незаконным мерам, чтобы защитить свои законные интересы. Можно приводить многочисленные факты того, как подчас самые «идеальные» с точки зрения науки или бюджетных интересов меры законодательного или административного регулирования рынка приводили к новому витку противозаконных действий со стороны бизнеса. Важное значение придается контролю за отношениями между властными структурами и бизнесом. Считается нормальным, когда бизнес в законодательном порядке отделен от правительственных и государственных структур во избежание «конфликта интересов».

Социально-психологические причины коррупции проявляются в деморализации общества, недостаточной информированности и организованности граждан, общественной пассивности в отношении вседозволенности и своеволия власти. Коррупция предполагает существенное различие между объявленными и реальными ценностями и формирует у членов общества «двойной стандарт» морали и поведения. Это приводит к тому, что мерой всего в обществе становятся деньги, значимость человека определяется размером его личного состояния независимо от способов его получения, происходит девальвация и слом цивилизованных социальных регуляторов поведения людей: норм морали, права, религии, общественного мнения и др.

Коррупция способствует несправедливому перераспределению жизненных благ в пользу узких олигархических групп, возрастанию имущественного неравенства среди населения, обнищанию значительной части общества и возрастания социальной напряженности. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан и перед лицом власти и перед преступностью.

Неэффективное обеспечение государственным, и приравненным к ним, служащим достойного содержания формируют чувство неуверенности в завтрашнем дне и подталкивают к массовой низовой коррупции. Служащие, не имея никаких гарантий самосохранения, легче поддаются соблазну коррупции.

К совершению коррупционного правонарушения его подталкивают: [4]

-ощущение нестабильности;

- низкая зарплата, не соответствующая квалификации и ответственности работы;

- несправедливость при продвижении по службе.

Привлекательность низовой коррупции состоит в том, что при минимальном риске для обеих сторон, она обладает ценностью не только для получателя (или вымогателя) взятки, но и для взяткодателя. В этом случае взятка помогает решать постоянно возникающие бытовые проблемы, она же служит небольшой платой за постоянную возможность совершения мелких нарушений законов и инструкций. Масштабная низовая коррупция предельно опасна, так как создает благоприятный фон для существования остальных форм коррупции, она взращивает вертикальную и верхушечную коррупцию.

Морально-этическая атмосфера, царящая в обществе, достаточно сильно влияет на уровень коррупции в государстве. Самый распространенный мотив - компенсация за субъективно ощущаемый чиновником ущерб, связанный с прохождением государственный службы. Важная особенность социально-психологического климата в обществе, способствующая процветанию коррупции – существующие двойные моральные стандарты. С одной стороны, коррупция, особенно верхушечная, считается общественно неприемлемой. Это поддерживается обыденной моралью, прессой, политической практикой, эксплуатирующей антикоррупционную тематику. Но, с другой стороны, коррупция, особенно низовая, является принимаемой «по умолчанию» весомой частью общества.

Институциональные причины и условия коррупции заключаются в следующем. Коррупция, как правило, сопровождает формы институциональной неэффективности, которая, к примеру, может выражаться в политической нестабильности, бюрократической паутине, слабости законодательной и судебной систем. Все эти звенья между собой соединены – коррупция, слабая власть, политическая нестабильность, несовершенство законодательства.

Отсутствие законодательного регулирования новых сфер деятельности представляло собой один из признаков переходного периода для любого государства и одновременно служило богатой почвой для совершения коррупционных правонарушений. Дефекты законодательства могут проявляться и в плохом качестве законов, в несовершенстве всей правовой системы, в нечеткости законотворческих процедур, в наличии отсылочных норм.

В политической сфере коррупция способствует смещению целей политики от общенациональных к обеспечению властвования олигархических кланов и группировок. Коррумпированные субъекты, прячущие свой капитал за рубежом, превращаются в «пятую колонну» и способствуют предательству интересов национальной безопасности страны. Коррупция подрывает престиж страны на международной арене, способствует ее политической и экономической изоляции.

Коррупция снижает доверие общества к власти, вызывает разочарование в ценностях демократии и может способствовать переходу к другой, более жесткой форме государственного устройства – диктатуре [5].

По мнению международной организации «Transparency International», для предупреждения коррупции требуется введение общегосударственной этики, критериями действенности которой станут:

- гласность и отчетность в принятии решений, в частности, в распределении государственных средств;

- эффективная работа главного аудитора;

- независимые средства массовой информации и доступ к официальной информации;

- достойный доверия частный сектор;

- независимые судьи, следователи и прокуроры;

- выборный парламент, имеющий право требовать отчетности от государственных чиновников.

В странах с развитой рыночной экономикой, устоявшимися демократическими институтами уровень коррупции ниже. Коррупция – свойство переходных государств. Но на сегодняшний день ни одно государство не может считать себя абсолютно свободным от такого явления, как коррупция.

Литература:

1. Макиавелли Никколо. История Флоренции. – М., 2000.

2. Тен Е. Стратегические аспекты борьбы с коррупцией в контексте современного политического развития Казахстана// Analytic. – 2005.№ 2.

3. Долгова А. И. Определение коррупции и законодательство о борьбе с ней. В кн.: Коррупция и борьба с ней. - М., Российская криминологическая ассоциация, 2000.

4. Кузнецова Н. Ф. Я сорок лет отдала борьбе с преступностью // Юридический мир. - 1998. - № 2.

5.Сьюзан Роуз-Аккерман Коррупция и государство: причины, следствия, реформы. - Москва: «Логос», 2003.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Президенте Республики Казахстан Институт правосудия Зав кафедрой «Уголовно правовые дисциплины» Маликова Айгуль Шарифхановна iconОб утверждении Перечня пунктов пропуска автотранспортных средств...
В целях реализации Закона Республики Казахстан от 4 июля 2003 года "Об автомобильном транспорте" Правительство Республики Казахстан...
Президенте Республики Казахстан Институт правосудия Зав кафедрой «Уголовно правовые дисциплины» Маликова Айгуль Шарифхановна iconИ. Н. Вишнякова Конституционная экономика
Рецензент: С. Г. Павликов – д ю н профессор, зав кафедрой «Государственно-правовые дисциплины»
Президенте Республики Казахстан Институт правосудия Зав кафедрой «Уголовно правовые дисциплины» Маликова Айгуль Шарифхановна iconРеспублики Казахстан Государственный общеобязательный стандарт Республики...
Взамен государственного общеобязательного стандарта среднего общего образования Республики Казахстан. Основные положения (госо рк...
Президенте Республики Казахстан Институт правосудия Зав кафедрой «Уголовно правовые дисциплины» Маликова Айгуль Шарифхановна iconРоссийской Федерации Негосударственное образовательное учреждение...
Вильде Т. Н., канд пед наук, зав кафедрой дизайна и изобразительных искусств ноу впо «Новый гуманитарный институт» Евстифеева М....
Президенте Республики Казахстан Институт правосудия Зав кафедрой «Уголовно правовые дисциплины» Маликова Айгуль Шарифхановна iconПрограмма Начальная военная подготовка для 10 11 классов общеобразовательных школ
Согласовано с Министерством обороны Республики Казахстан Министерством здравоохранения Республики Казахстан, Министерством по чрезвычайным...
Президенте Республики Казахстан Институт правосудия Зав кафедрой «Уголовно правовые дисциплины» Маликова Айгуль Шарифхановна iconМировой экономический порядок
Байзаков Сайлау Байзакович, д э н., профессор, научный руководитель ао «Институт экономических исследований» мэрт республики Казахстан,...
Президенте Республики Казахстан Институт правосудия Зав кафедрой «Уголовно правовые дисциплины» Маликова Айгуль Шарифхановна iconРоссийская академия народного хозяйства и государственной службы...
М. А. Абрамова, заведующий кафедрой «Денежно-кредитные отношения и монетарная политика», кандидат экономических наук, профессор
Президенте Республики Казахстан Институт правосудия Зав кафедрой «Уголовно правовые дисциплины» Маликова Айгуль Шарифхановна iconРоссийской Федерации Федеральное государственное образовательное...
Петренко И. М., зав кафедрой экономической теории, д-р экон наук профессор Дулин М. П., зав кафедрой педагогики и психологии, д-р...
Президенте Республики Казахстан Институт правосудия Зав кафедрой «Уголовно правовые дисциплины» Маликова Айгуль Шарифхановна iconПрограмма дисциплины «Банкротство хозяйствующих субъектов: гражданско-правовые...
Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования
Президенте Республики Казахстан Институт правосудия Зав кафедрой «Уголовно правовые дисциплины» Маликова Айгуль Шарифхановна iconРеспублики Татарстан Казанский (Приволжский) федеральный университет...
Несмелова Ольга Олеговна, зав кафедрой зарубежной литературы кфу, профессор, д ф н
Президенте Республики Казахстан Институт правосудия Зав кафедрой «Уголовно правовые дисциплины» Маликова Айгуль Шарифхановна iconПрофессор Академии государственного управления при Президенте Республики...
Профессор Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан, кандидат философских наук
Президенте Республики Казахстан Институт правосудия Зав кафедрой «Уголовно правовые дисциплины» Маликова Айгуль Шарифхановна iconНаучная программа конференции
«Достижения и перспективы современной травматологии и ортопедии», посвященная 20 – летию Независимости Республики Казахстан и 10...
Президенте Республики Казахстан Институт правосудия Зав кафедрой «Уголовно правовые дисциплины» Маликова Айгуль Шарифхановна iconМинистерство образования и науки Республики Казахстан Национальная...
Целью конференции является обсуждение экологических проблем Прикаспийского региона и Каспийского моря, проблем и перспектив развития...
Президенте Республики Казахстан Институт правосудия Зав кафедрой «Уголовно правовые дисциплины» Маликова Айгуль Шарифхановна iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы виктимологии»
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Уголовно-правовые дисциплины» (протокол №6 от 14. 11. 10г)
Президенте Республики Казахстан Институт правосудия Зав кафедрой «Уголовно правовые дисциплины» Маликова Айгуль Шарифхановна iconПрограмма кандидатского экзамена по научной специальности 12. 00. 08
Составители рабочей программы: зав кафедрой уголовно-правовых дисциплин, д ю н., доцент Николаева Ю. В
Президенте Республики Казахстан Институт правосудия Зав кафедрой «Уголовно правовые дисциплины» Маликова Айгуль Шарифхановна iconI. введение
Республике Казахстан в 2003 году (далее Доклад) подготовлен и составлен Комиссией по правам человека в соответствии с подпунктом...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск